Распространенные татарские фамилии на латинском. «У нас половина дворянских родов России носила татарские фамилии

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.

Личные имена и фамилии, от них происходящие


Относительно личных имен мишарей я считаю нужным указать лишь на некоторые их особенности, каких не встречается у татар.

1) В числе мишарских имен часто встречаются старинные татарские имена, которые у татар заменены уже арабскими.

В г.Костроме я имел разговор о мишарях с местным ахуном Сафаровым (родом из Касимова), который, рассказывая о костромских мишарях, между прочим, коснулся и личных имен. Мишари, по его словам, относятся к именам своих дедов и прадедов с особенным уважением, почему и стараются давать своим детям старинные имена, например Адельша84, Валиша, Хорамша, Ураза, Алтын-бикә, Кутлу-бикә и т.п., хотя от оренбургского муфтия есть особый циркуляр о замене подобных имен современными именами арабского происхождения.

2) Часто встречаются имена Кутлуг-Мухамет85, Кутлумет86, Кутлукай87, Кутлуш88, Кутлу-яр, Кутлу-бикә (женское имя) и т.п., что у татар совсем не замечается.

Личных имен с приставкой "Кутлу" много встречается и у киргиз: Котломбәт, Котломөхәмет, Котлогазый и пр.

Слово "Кут" на джагатайском наречии значит счастье, Хутлуг — счастливый. Татарское изречение "Кутлуг болсун" (пусть будет счастлив), по замечанию Френа, чеканено было и на монетах золотоордынских ханов89.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год упоминается Исмагил Кутлугюлов — в деревне Кубак Белебеевского уезда Уфимской губернии90.

Тимур-кутлуг — Золотоордынский хан, с именем которого находятся татарские монеты92.

В истории Шихабетдина упоминается ярлык Тимур-Кутлука, сына Темирмелик-хана, от 800 года гиджры 139893

В тюркской истории Абулгазы хана упоминается из рода Чингизхана Кутлук-Тимурхан в числе кашгарских ханов94.

В названиях татарских селений, изредка и в фамилиях, встречается тюркское слово — Ураз — счастье, отсюда "Уразлы" — счастливый, Уразгильди — счастье пришло, Уразбакты — счастье выглянуло, Уразбага — счастье приглядывает, Уразмет, Уразай и др. С подобными названиями в Казанской губернии встречаются татарские селения, что у мишарей не замечатся.

3) У мишарей часто встречаются имена с конечной приставкой "бек"95, например Алим-бек (Галимбик), Арслан-бек (Арсланбик), Бай-бек (Байбик), Султан-бек (Солтанбик), Тимер-бек (Тимербик), Узбек (Үзбик), Хан-бек (Ханбик), Рөстәм-бек и пр96

Из таких имен у татар встречается одно Галимбик.

Подобные же имена употреблялись и у монгольских татар, например известны имена ханов Җанибек, Үзбәк, Бирде-бек, Нәүруз-бек, Кельди-бек, Тулун-бек, Чиркас-бек, Гаясетдин-ага-бек, Каган-бек и др.97

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год значится Галей Ченайбеков — в калмыцкой части Астраханской губернии (С.75)

В книге "Сәгыйдь" (Саитов посад Оренбургской губернии) на С.29 значится ахун Темур-бек Вильданов, умерший в 1271 году гиджры.

4) Мишарские фамилии большей частью старинны и происходят из тюркского корня, например Акчурин, Байчурин, Бичурин, Бикчурин, Байгильдеев, Давлетгильдеев, Давлекамов, Дубердеев, Агишев, Агеев, Богданов, Еникеев, Терегулов, Мамаев, Мамлеев, Мамин, Муратов, Колчурин, Капкаев, Камаев, Кудашев, Кильдюшев, Кадышев, Каратаев, Октаев, Тенишев, Тукаев, Узбеков, Чагатаев, Чанышев, Янышев. Ямашев, Янгалычев, Янгуразов и т.д.98

У татар же часто "фамилии" нет, а называются по отцу. Ахметзян Мухаметзянов, Абдул Валеев и т.д.

В Казани, где около 40 тысяч татарского населения, всего только две, три старинных родовитых фамилии.

В списке ахунов округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания за 1896 год ахуны мишарских приходов почти все имеют старинные фамилии, а у ахунов татарских приходов этого не замечается.

5) В числе мишарских имен часто встречаются имена, посвященные в честь Льва (Арыслан — Арслан), как благородного и сильнейшего зверя, например Арыслан герей (Арслангәрәй), Арыслан-галей (Арслангали), Арыслан-бек (Арсланбик) и др.

Тоже самое замечается и у башкир, киргиз и крымских татар99.

У казанских же татар подобные имена встречаются весьма редко и то лишь в позднейшее время, вероятно вследствие мишарского влияния.

Воинственным племенам Азии нужно было ознаменовать рождение младенцев мужского пола или наречением имен хищных и кровожадных зверей: Арыслан — лев, Каплан — леопард100, Сыртлан - гиена101;

или давая имена хищных, охотничьих птиц: Шонкар — сокол, Шаһин-гәрәй, персидское Шаһин - сокол, ястреб; Шаһбаз-гәрәй, персидское Шаһбаз — сокол, ястреб, которым охотится царь;

или же давая имена славных царей и героев востока: Искәндәр Александр Македонский, Рөстәм-хан Рөстәмбек Рустум, славный герой древней Персии;

или же давали имена с приставкой "батыр" — герой, богатырь, "газый" — завоевать, Котло-газый — счастливый завоеватель102, Батырша — царь богатырь, Байбатыр — богатый герой, Бикбатыр — превосходный герой.

Е.А.Малов замечает, что мишари не чуждаются и русских имен, которые присваиваются уже взрослыми при сношениях с русскими103.

Русские имена иногда замечаются и у татар, особенно интеллигентных и родовитых, а таковые бывают больше из мишарей. В г.Уфе живут известные помещики Тевкелевы, три брата, теперь уже умершие: Салимгерей (бывший муфтий), Саидгерей (гвардии полковник) и Батыргерей. Они известны были больше по русским именам — Александр Петрович, Алексей Петрович, Павел Петрович и сын последнего Кутлукай — Константин Павлович.

В Елабужском уезде были помещики из татарских мурз: Кутлукай Бикмаев, Ильяс Муратов, которые известны были также по русским именам — Константин Вениаминович Бикмаев, Илья Львович Муратов. Отчество первого дано согласно с именем отца Ибниамин, а отчество второго есть буквальный перевод имени отца — Арыслан (лев). Разные служащие таких людей, в подражание своим господам, также присваивают русские имена. Вообще русские имена присваивают особенно те из татар, которые постоянно трутся около русских, а в деревенских базарах известны по русским именам разные барышники.

"О языке и народности мишарей". Гайнутдин Ахмаров
Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XIX, вып. 2. - Казань, 1893. - С.91-160.

также из этой работы.

Если рассматривать этническую составляющую народонаселения России, бросается в глаза то, что татары представляют собой очень важную его часть. Среди проживающих на территории страны народов они по многочисленности одни из первых. Этнос сохранил язык, самобытные культурные традиции и уникальность. Сюда же в полной мере можно отнести и татарские фамилии.

Исторический обзор

Происхождение фамилий берёт своё начало в глубокой древности. Обычно, раньше всех они появлялись у представителей знати. Лишь в конце XIX века их начали приобретать различные слои населения повсюду. А пока этого не случилось - определяющую роль играла принадлежность к роду. С детства представители этноса помнили имена родственников по отцу до седьмого поколения.

Основная масса являет собой изменённое имя предка, родоначальника (Айдаров, Ахметов, Багичев, Иелибеев, Рахманов, Сагеев, Сафин и др.). При Советах фамилию стали приобретать сыновья и старшие внуки. Позже она оставалась неизменной для остальных потомков.

Трёхчленная форма включает в себя, помимо фамилии, имя и отчество, которое происходило от отцовского с добавлением «кызы» или «улы» - дочь и сын.

Формирование имён находилось в тесной связи и с родом деятельности носителя . Например, Аракчеев (аракычы - самогонщик), Асманов (усман - костоправ), Кончеев (кюнче - кожевник), Барашин (бараш - уборщик), Карачев (карачи - управляющий); Елчин (елчы - гонец), Толмачев (толмач - переводчик), Макшеев (макши - чиновник), Муханов (муххан - рабочий); Сагеев (сага - виночерпий), Садырев (садыр - певец), Уланов (улан - наездник), Цуриков (чари - солдат) и т. д.

Основанием могли служить и прозвища : Жемайлов (джума - родился в пятницу), Иевлев (ийевле - сутулистый), Исахаров (изагор - сердитый), Карандеев (карынды - толстопузый), Курбатов (карабат - приземистый), Курдюмов (курджун - котомка), Лачинов (лачын - кречет), Мамонов (момун - стыдливый). А также названия местности, животных, небесных тел, насекомых, предметов быта. Корни имён мусульманские, арабские, древнетюркские и тюрко-персидские.

Языковая взаимосвязь

Использование русского в качестве государственного языка оказало существенное влияние на национальные фамилии. Отсюда их подавляющее большинство имеет окончание -ин, -ов, -ев, на манер русских. Краткий обзор списка татарских фамилий по алфавиту (наиболее распространённые):

  • Аипов.
  • Алалыкин.
  • Балашев.
  • Бухтияров.
  • Валеев.
  • Вельяшев.
  • Гиреев.ц
  • Гуиеров.
  • Девлегаров.
  • Дунилов.
  • Елгозин.
  • Енелеев.
  • Закеев.
  • Зюзин.
  • Издемиров.
  • Карагадымов.
  • Лачин.
  • Онучин.
  • Полуектов.
  • Разгильдеев.
  • Сакаев.
  • Тагалдызин.
  • Урусов.
  • Ханкилдеев.
  • Чагин.
  • Шалимов.
  • Юшков.
  • Якубов.

В русском языке национальные имена имеют две формы написания. Первая предполагает отсечение окончания (Бекаев - Бекай, Тагеев - Тагай, Талеев - Талай). Она не является официальной, но достаточно часто употребляется в национальных художественных произведениях и искусстве. А вторая обязывает использование фамильных окончаний (документы и т. п.).

Склонение мужских и женских татарских фамилий подчиняется тем же правилам, что и в русском.

Звучание красивых татарских фамилий особенное. Ясно слышен неизбывный национальный колорит:

Очень сходны с татарскими фамилиями и башкирские. Это неудивительно. Башкиры и татары - родственные народы тюркской группы.

Географические соседи, имеющие общие корни, религию, почти одинаковые языки и культуру. Список башкирских фамилий по алфавиту мало чем отличается от татарского.

Большинство татарских фамилий представляют собой видоизмененную форму имени кого-то из предков мужского пола в роду. В более древние годы она происходила от имени отца семейства, но в начале XIX века эта тенденция постепенно стала меняться, а с приходом советской власти не только за сыновьями, но и внуками старшего в роду закреплялась общая для всех фамилия. В дальнейшем она уже не менялась и ее носили все потомки. Подобная практика продолжается по сей день.

Образование татарских фамилий от профессий

Происхождение многих татарских фамилий (равно как и фамилий других народов) обязано тем профессиям, которыми занимались их носители. Так, например, Урманчеев - урман (лесник), Бакшеев - бакшей (писарь), Караулов - каравыл (стражник), Бекетов - бекет (воспитатель ханского сына), Тухачевский - тухачи (знаменосец) и т.д. Довольно интересно происхождение татарских фамилий, которые сегодня мы считаем русскими, например, «Суворов» (известная с XV века).

В 1482 году служилый человек Горяин Суворов, который получил свою фамилию от профессии наездника (сувор), был отмечен упоминаниями о нем в летописях. В последующие века, когда потомки рода Суворовых решили несколько возвеличить происхождение своей фамилии, была придумана легенда о шведском прародителе семейства Суворе, приехавшем в 1622 году в Россию и осевшем здесь.

Совершенно иного происхождения фамилия Татищев. Ее племяннику Ивана Шаха - князю Соломерскому, служившему Великому князю Ивану III, дали за умение быстро и безошибочно выявлять воров. Благодаря уникальной способности он получил прозвище «татей», от которого и произошла его знаменитая фамилия.

Имена прилагательные как основа возникновения фамилий

Но гораздо чаще татарские фамилии происходили от имен прилагательных, которыми нарекали того или иного человека за его отличительные характерные качества или особые приметы.

Так, фамилия Базаровых произошла от предков, рожденных в базарные дни. От свояка - мужа сестры жены, которого называли «бажа», произошла фамилия Бажанов. Друга, которого почитали так же высоко, как Аллаха, звали «велиамин», и от этого слова ведет свое происхождение фамилия Велиаминов (Вельяминов).

Мужчин, имеющих волю, желание, называли мурадами, от них произошла фамилия Мурадов (Муратов); гордых - булгаками (Булгаков); любимых и любящих - даудами, давудами, давидами (Давыдов). Таким образом, значение татарских фамилий имеет древние корни.

В XV-XVII веках на Руси была довольно широко распространена фамилия Жданов. Считается, что свое происхождение она несет от слова «видждан», у которого сразу два значения. Так нарекали и страстных любовников, и религиозных фанатиков. Каждых из Ждановых теперь может выбирать ту легенду, которая ему больше нравиться.

Отличия произношения фамилий в русской и татарской среде

Возникшие еще в древности татарские фамилии давно адаптировались в российском обществе. Довольно часто об истинном происхождении своих родовых имен мы даже не догадываемся, считая их исконно русским. Примеров тому множество, и есть довольно забавные варианты. Но даже те фамилии, которые мы считаем неизменимыми, в русском и чисто татарском обществе произносятся с небольшим различием. Так, многие татарские композиторы, имена и фамилии которых будут приведены ниже, давно воспринимаются как исконно русские. Равно как и актеры, телеведущие, певцы, музыканты.

Русское окончание татарских фамилий -ин, -ов, -ев и другие зачастую в татарской среде сглаживаются. Например, Залилов произносится как Залил, Тукаев - как Тукай, Аракчеев - Аракчи. В официальных бумагах, как правило, окончание используется. Исключение составляют лишь фамилии отдельных мишарских родов и татарских мурз, так как они несколько отличаются от обычных татарских родовых имен. Причина тому - образование фамилии от тех имен, которые давно не встречаются в широком употреблении или совсем забыты: Еникей, Акчурин, Дивей. В фамилии Акчурин «-ин» - не окончание, а часть древнего имени, которое тоже могло иметь несколько вариантов произношения.

Татарские имена мальчиков, появившиеся в разные времена

на страницах старинных документов, ими детей давно не нарекают. Многие из них имеют арабское, персидское, иранское, тюркское происхождение. Некоторые татарские имена и фамилии состоят сразу из нескольких слов. Их толкование довольно сложное и не всегда правильно объясняемое.

Старинные имена, которыми давно в татарской среде мальчиков не называют:

  • Бабек - младенец, малыш, маленький ребенок;
  • Бабаджан - уважаемый, солидный человек;
  • Багдасар - свет, букет лучей;
  • Бадак - высокообразованный;
  • Байбек - могущественный бек (господин);
  • Сагайдак - поражающий врагов, как стрела;
  • Сулейман - здоровый, живой, благополучный, живущий спокойно;
  • Магданур - источник лучей, света;
  • Магди - ведущий людей за собой по пути, предначертанном Аллахом;
  • Закария - всегда помнящий об Аллахе, настоящий мужчина;
  • Зариф - деликатный, любезный приятный, красивый;
  • Фагиль - работящий, занимающийся чем-либо, старательный;
  • Сатлык - купленный ребенок. У этого имени есть давнее обрядовое значение. После рождения ребенка для защиты от темных сил, его на некоторое время отдавали родственникам или знакомым, а затем за деньги "выкупали", нарекая при этом ребенка Сатлык.

Современные же татарские имена - не что иное, как европезированный вид имен, образованных в XVII-XIX веках. Среди них Айрат, Альберт, Ахмет, Бахтияр, Дамир, Зуфар, Ильдар, Ибрагим, Искандер, Ильяс, Камиль, Карим, Муслим, Равиль, Рамиль, Рафаэль, Рафаил, Ренат, Саид, Тимур, Фуат, Хасан, Шамиль, Шафкат, Эдуард, Эльдар, Юсуп и многие другие.

Древние и современные имена девочек

Возможно, в отдаленных татарских деревнях еще можно встретить девочек, названных Зульфинур, Хадия, Наубухар, Нуриниса, Марьям, но в последние десятилетия и женские имена стали более привычны европейцам, так как стилизованы под них. Вот только некоторые из них:

  • Айгуль - лунный цветок;
  • Алсу - розовая вода;
  • Альбина - белолицая;
  • Амина - нежная, верная, честная. Аминой звали мать пророка Мухаммеда;
  • Белла - красивая;
  • Галлия - занимающая высокое положение;
  • Гузель - очень красивая, ослепительная;
  • Диляра - радующая сердце;
  • Зайнап - дородная, полного телосложения;
  • Зульфира - имеющая превосходство;
  • Зульфия - обаятельная, красивая;
  • Ильнара - пламя страны, огонь народа;
  • Ильфира - гордость страны;
  • Кадрия - достойная уважения;
  • Карима - великодушная;
  • Лейла - темноволосая;
  • Лейсан - щедрая;
  • Наиля - достигающая цели;
  • Нурия - светлая, лучезарная;
  • Раиля - основательница;
  • Раиса - руководитель;
  • Регина - жена короля, королева;
  • Роксана - озаряющая ярким светом;
  • Фаина - сияющая;
  • Чулпан - утренняя звезда;
  • Эльвира - оберегающая, защищающая;
  • Эльмира - добросовестная, прославленная.

Знаменитые и широко распространенные русские фамилии, имеющие татарское происхождение

В основном русские фамилии появились еще в годы завоевания Руси монголо-татарами и после изгнания кочевников далеко за пределы славянских земель объединенным русско-литовским войском. Специалисты антропонимики насчитывают свыше пятисот фамилий знатных и родовитых россиян, имеющих татарское происхождение. Почти за каждой из них стоит длинная и подчас красивая история. В основном в этом списке княжеские, боярские, графские фамилии:

  • Абдуловы, Аксаковы, Алабины, Алмазовы, Алябьевы, Аничковы, Апраксины, Аракчеевы, Арсеньевы, Атласовы;
  • Бажановы, Базаровы, Байковы, Бакшеевы, Барсуковы, Бахтияровы, Баюшевы, Бекетовы, Булатовы, Булгаковы;
  • Вельяминовы;
  • Гиреевы, Гоголь, Горчаковы;
  • Давыдовы;
  • Ждановы;
  • Зубовы;
  • Измайловы;
  • Кадышевы, Калитины, Карамзины, Карауловы, Карачинские, Картмазовы, Кожевниковы (Кожаевы), Кононовы, Курбатовы;
  • Лачиновы;
  • Машковы, Минины, Муратовы;
  • Нарышкины, Новокрещеновы;
  • Огаревы;
  • Пешковы, Племянниковы;
  • Радищевы, Растопчины, Рязановы;
  • Салтановы, Свистуновы, Суворовы;
  • Тархановы, Татищевы, Тимирязевы, Токмаковы, Тургеневы, Тухачевские;
  • Уваровы, Улановы, Ушаковы;
  • Хитровы, Хрущовы;
  • Чаадаевы, Чекмаревы, Чемесовы;
  • Шараповы, Шереметевы, Шишкины;
  • Щербаковы;
  • Юсуповы;
  • Яушевы.

Например, первые потомки Аничковых были выходцами из Орды. Упоминание о них датированы 1495 годом и имеют отношение к Новгороду. Атласовы свою фамилию получили от довольно распространенной типичной татарской фамилии - Атласи. Кожевниковы стали именоваться так после того, как в 1509 году поступили на службу к Ивану III. Каким было их родовое имя до этого доподлинно неизвестно, но предполагается, что их фамилия включала слово «ходжа», что обозначало «господин».

Перечисленные выше рассматриваемые как русские, но по происхождению татарские фамилии, список которых далеко не полный, в основном хорошо знакомы нынешнему поколению. Прославили их великие писатели, актеры, политические деятели, военачальники. Считаются они русскими, но предки их были татарами. Великую культуру своего народа прославили совершенно другие люди. Среди них есть знаменитые писатели, о которых стоит поговорить более детально.

Наиболее известные из них:

  • Абдурахман Абсалямов - писатель-прозаик XX века. Его очерки, рассказы, романы «Золотая звезда», «Газинур», «Огонь неугасимый» были изданы как на татарском, так и на русском языках. Абсалямов перевел на русский «Весну на Одере» Казакевича, «Молодую гвардию» Фадеева. Он переводил не только русских писателей, но и Джека Лондона, Ги де Мопассана.
  • Фатхи Бурнаш, настоящие имя и фамилия которого Фатхелислам Бурнашев - поэт, прозаик, переводчик, публицист, театральныйдеятель. Автор многих драматических и лирических творений, обогативших и татарскую художественную литературу, и театр.
  • Карим Тинчурин, кроме того, что он знаменит как писатель, он еще и актёр, и драматург, значится в числе основоположников профессионального татарского театра.
  • Габдулла Тукай - наиболее любимый и почитаемый в народе поэт, публицист, общественный деятель и литературный критик.
  • Габдулгазиз Мунасыпов - писатель и поэт.
  • Мирхайдар Файзуллин - поэт, драматург, публицист, составитель сборника народных песен.
  • Захир (Загир) Ярулла угылы -писатель, основоположник татарской реалистической прозы, общественный и религиозный деятель.
  • Ризаитдин Фахретдинов - как татарский, так и ученый, религиозный деятель. В своих произведениях не раз поднимал проблему женской эмансипации, являлся сторонником приобщения своего народа к европейской культуре.
  • Шариф Байгильдиев, взявший псевдоним Камал,- писатель, выдающийся драматург и переводчик, первым переведший на татарский язык «Поднятую целину».
  • Камал Галиаскар, настоящее имя которого - Галиаскар Камалетдинов, был истиннымклассиком татарской драматургии.
  • Явдат Ильясов писал о древней и средневековой истории Средней Азии.

Прославили татарские фамилии и оставили свой величайший след в родной литературе также Наки Исанбет, Ибрагим Гази, Салих Батталов, Аяз Гилязов, Амирхан Еники, Атилла Расих, Ангам Атнабаев, Шайхи Маннур, Шайхелислам Маннуров, Гарифзян Ахунов. Есть среди них и женщина - Фаузия Байрамова - писательница, видный политический деятель, правозащитница. Знаменитого Генрика Сенкевича, происходившего из польско-литовских татар, также можно присовокупить к этому списку.

Татарские писатели, имена и фамилии которых приведены выше, жили и работали в советские времена, но современному Татарстану также есть кем гордиться.

Писатели Татарстана более позднего периода

Несомненно, наибольшую славу среди своих соотечественников своим высоким писательским талантом заслужил Шаукат Галлиев. Настоящая фамилия писателя - Идиятуллин, свой псевдоним он взял от имени отца. Галлиев является выдающимся сыном своего поколения, ярчайшим представителем татарских писателей второй половины XX века.

Достоин всяческого уважения татарского народа и Рауль Мир-Хайдаров, получивший высокое признание в советские, а затем и российские годы. Как и Ринат Мухамадиев, и Кави Наджми.

Вспомним еще некоторые имена и фамилии татарских писателей, известных за пределами республики: Разиль Валеев, Зариф Башири, Вахит Имамов, Рафкат Карами, Гафур Кулахметов, Мирсай Амир, Фоат Садриев, Хамит Самихов, Ильдар Юзеев, Юнус Миргазиян.

Так, с 1981 по 1986 годы возглавлял правление Союза писателей СССР, с 1981 по настоящее время - член правления Союза писателей Татарстана. А Фоат Садриев - автор около двадцати пьес для театра, член Союза писателей. Его произведения давно вызывает интерес у татарских и российских театральных деятелей.

Великие татарские композиторы и художники

Выдающиеся татарские писатели, имена и фамилии которых высоко ценят просвещенные умы на всем постсоветском пространстве, несомненно, внесли свою посильную лепту для возвеличивания славы своего народа также, как и выдающаяся скрипачка с мировым именем Алина Ибрагимова, и многие знаменитые спортсмены: футболисты, хоккеисты, баскетболисты, борцы. Их игрой заслушиваются и засматриваются миллионы. Но через некоторое время их следы сотрут новые, пришедшие им на смену кумиры, которым будут рукоплескать залы и трибуны, тогда как писатели, а равно и композиторы, художники, скульпторы оставили свой след на века.

Свое наследие для потомков оставили в полотнах талантливые татарские художники. Имена и фамилии многих из них известны как на родной земле, так и в Российской Федерации. Достаточно вспомнить лишь Харриса Юсупова, Лютфуллу Фаттахова, Баки Урманче, чтобы истинные любители и ценители современной живописи поняли о ком речь.

Достойны поименного упоминания и знаменитые татарские композиторы. Такие, как погибший на фронте в Великую Отечественную Фарид Яруллин, автор знаменитейшего балета «Шурале», в котором танцевала несравненная Майя Плисецкая; Назиб Жиганов, получивший почетное звание Народного артиста СССР еще в 1957 году; Латыф Хамиди, среди произведений которого опера, любимейшие в народе вальсы; Энвер Бакиров; Салих Сайдашев; Айдар Гайнуллин; Сония Губайдуллина, написавшая музыку к мультфильму «Маугли», 25-ти кинофильмам, среди которых «Чучело» Ролана Быкова. Эти композиторы на весь мир прославили татарские фамилии.

Знаменитые современники

Практически каждому россиянину известны татарские фамилии, список которых включает Бария Алибасова, Юрия Шевчука, Дмитрия Маликова, Сергея Шокурова, Марата Башарова, Чулпан Хаматову, Земфиру, Алсу, Тимати, настоящее имя которого Тимур Юнусов. В среде певцов, музыкантов, деятелей культуры они уже никогда не затеряются, и у всех у них татарские корни.

Богата земля Татарстана и выдающимися спортсменами, чьи имена перечислить нет никакой возможности, настолько их много. Какие виды спорта они представляют, говорилось выше. Каждый из них прославил не только имя своего рода, но и весь свой край с его древней историей. Многие из них имеют еще и очень красивые татарские фамилии - Нигматуллин, Измайлов, Зарипов, Билялетдинов, Якупов, Дасаев, Сафин. За каждой не только талант его носителя, но и интереснейшая история происхождения.

Татарские фамилии.Значение татарских фамилий

МАКШЕЕВЫ. Дворяне с 1653 года. Возможно, от Калемета и Асеметелима Макшеевых, крещёных татар, в 1568 году бывших слугами митрополитов и патриарха в Ярославле. Фамилия от тюркского слова бакши ~ мокши "чиновник, надзиратель" . Тип имени Калемет - Калембет, по Н.А.Баскакову, весьма характерен для тюрко-кыпчакских имен.

МАМАТОВЫ. От Мамата - Хозя, постельничего Тохтамыша, крещёного в 1393 году с именем Мисаил. См. село Маматкозино под Казанью.

МАМАТОВЫ - ШУМАРОВСКИЕ. От князя Александра Борисовича Мамат - Шумаровского, представляющего отрасль князей ярославских, в именах которых ощущается участие тюркского пласта.

МАМАТОВЫ. Старые казанские жильцы Маматовы: сын боярский Неустрой; служилый человек Матвей. Фамилия от сокращённой формы "Мухаммад" "хвалимый, прославляемый" .

МАМИНЫ. В середине и второй половине XVI века известно несколько Маминых, скорее всего, выходцев из казанской среды: Мамин Байгонь - посол в Нагаи в 1554 году и Мамин Игнатий Истомин, новик, т.е. новопоселенец по Боровску в 1596 году. Фамилия от арабско - мусульманского мамун "защищаемый, хранимый" . В потомках известный писатель Мамин Дмитрий Наркисович, отчество которого говорит также за тюркское происхождение.

МАМОНОВЫ. Дворяне с 1689 года. В 1468г. известен казанский царевич Абдулла Мамон, а в 1480 году - сотник Вел. князя Григорий Андреевич Мамон. Н.А.Баскаков не сомневается в тюркской основе, ср., маммун ~ момун "тихий, скромный", что вместе с наличием такого имени у казанцев усиливает доказательства в пользу казанско - тюркского происхождения фамилии.

МАМЫШЕВЫ. В конце XV и первой половине XVI вв. известно несколько человек с таким именем или фамилией: Мамыш Костров под 1495 годом, Ефим Мамышев под 1549 годом, Мамыш Кудашев Отодуров под 1550 годом. Это, вероятно, выходцы из казанско - тюркской среды, у которых имя "Мамыш" - "Мамич" было довольно распространённым. Дворяне на русской службе с 1606 года. Под 1558 годом отмечается князь казанский Мангиш Канбаров. В основе фамилии Мангушевых лежит тюрко-монгольское собственное имя "Мянкуш" . Фамилия Мангушевых до сих пор распространена среди казанских татар.

МАНСУРОВЫ. От Аливтея Шигильдея сына Мансурова, вышедшего из Орды к Ивану Даниловичу Калите. В родстве с Сабуровыми и Годуновыми. В 1513 году Борис Мансуров выведен в дворянство, был воеводой в Москве. Фамилия от арабо - персидского мансур "победитель" или "стройный, изящный" . От новокрещена Федеца Мансурова, в 1475 году посланного в Литву, в 1476 году бывшего приставом в Новгороде, в 1495 году выведенного в дворяне и тогда же отправленного в посольстве в Польшу. Вероятно, к этому же роду принадлежат Мансуров Яков, бывший в 1533 году стряпчим Василия III , и Мансуров Леонтий - посол в Астрахань в 1554 году.

МАНТУШЕВЫ. Из среды польско - литовских татар, вышедших в шляхту, а с завоеванием Польши в российские дворяне. Ещё в 1727 году был известен ротмистр татарских улан в Польше Мустафа Мантушев.

МАТЮШКИНЫ. От Арбаута из Орды, ушедшего к Александру Невскому в 1260 году. Судя по времени и имени арбаут ~ албаут ~ алпавыт "знатный богатырь, помещик", - это мог быть и выходец из разгромленной монголами Булгарии. В конце XV века в Новгороде известен был Фёдор Матюшкин Одоевцев, что позволяет высказать мнение о размещении Матюшкиных в Новгородской земле и о возможной их связи с известными русскими фамилиями Одоевцевых. В XIX - XX вв. известны учёные, мореплаватели, военные Матюшкины ОС, 1987, с. 774).

МАШКОВЫ. От татарина Машкова Юшка, перешедшего в середине XVI века на русскую службу и бывшего в 1555 году послом Ивана Грозного в Крыму. В XIX - XX вв. известные учёные, художники ОС, 1987, с. 776).

МЕЛИКОВЫ, "Семён Мелик, убит в 1380 году на Куликовом поле; от него - Меликовы, позже русифицированная фамилия Милюковых", среди которых встречаются и тюркские имена: Мурза, Сабур и др. . Возможно, выходец из тюрко-язычной кавказской среды, т.к. титул "мелик" от арабского малик "царь" был весьма характерен для азербайджанской и другой тюркоязычной знати в XIII - XVI вв.

МЕЛЬГУНОВЫ. От Мингалеева Яна, вышедшего из Польши и в крещении названного Мельгуновым Иваном. Очевидно, выходец был размещен в Рязанской округе, т.к. позднее упомянуты в Рязани под 1595 годом Мельгунов Борис Прокофьевич, а под 1676 годом Мельгунов Андрей Игнатьевич. В основе фамилии Мингалеев тюрко - арабское слово голи ~ али "высший, могучий" и родовое имя "мин". В XIX - XX вв. известные учёные, военные и т.п.

МЕРТВАГО. От Благодена царевича Золотой Орды, вышедшего в начале XV века к Ольгу Рязанскому. Были, очевидно, размещены в Муроме, т.к. в начале XVI века в Муроме упомянут Мертваго Дмитрий Яковлевич. Имя Благоден-Бильгитдин расшифровывается из тюрко- арабского как "знак веры" .

МЕЩЕРИНОВЫ. По фамилии выходцы из мещеры, может быть, из татар-мишарей. Первое упоминание в конце XV века - Мещерины Русин и Василий, Мещерин Фёдор Черемисинов. В 1568 году отмечены сотники стрелецкие Мещериновы в Казани ЩКК, с. 3, 39). В дворянах с 1753 года. Н.А.Баскаков не сомневается в их тюркском происхождении.

МЕЩЕРСКИЕ Ширинского, пришедшего в 1298 году; по ОГДР, земли и затем получившего надел в Мещере. В XV - XVI вв. отмечаются как активные русские князья; например, Мещерский Григорий Фёдорович - голова дворян царского полка, путивльский помещик и т.п. .

МЕЩЕРСКИЕ. Под 1540 годом в округе Твери отмечаются земли нововыходцев, возможно новокрещённых, Аксамита и Бархата Ивановичей Мещерских. Эти Мещерские были в родстве с Карамышевыми и имели земли по речке Ликова по границе Московского и Тверского уездов. Из этих Мещерских Юрий в 1563 году был князем - приставом при епископе Арсении Полоцком. В начале XVII века породнились с Валуевыми. Имена Аксамит и Бархат (ткань из подстриженного шелка имеют типично тюрко - иранское происхождение. Судя по фамилии, это также выходцы из мишарской среды.

МЕЩЕРЯКОВЫ. Скорее всего, выходцы из мишарской среды не позже рубежа XV - XVI вв. Под 1546 годом отмечен в Новгороде Мещеряк Пестриков сын Качалов вместе со своим родственником Санбаром. В 1646 году в Казани был записан служилый жилец Мещеряков Иван Кириллов.

МИЛКОВСКИЕ. В 1604 году в Арзамасе отмечен помещик, новокрещённый татарин Тарас Милковский.

МИКУЛИНЫ. Под 1402 - 1403 гг. летописи отмечают в Москве татарина Микулина. Возможно, от него пошли незнатные Микулины, например, стрелец Григорий Микулин, участвовавший в бунте 1605 года.

МИНИНЫ. Как известно, род "мин" был одним из ведущих кипчацко - ордынских родов, из среды которых выходили знатные ордынские люди, например, князь ордынский, "даруга" московский Мин - Булат. Выходцы из этого рода именовались Миниными или Минчаками.

МИНЧАК, МИНЧАКОВЫ. Эти фамилии или прозвища известны в русской среде XV - XVII вв.: "Минчак, бортник, конец XV в., Переяславль; Семён Васильевич Минчак Стуришин, 1582 г.; Елисей Минчаков, подъячий Пушкарского приказа, 1623 г." . Н.А.Баскаков предполагает происхождение от "мунджак" , что не совсем убедительно, ибо тогда имя было бы "Мунчак" - Мунчаков.

МИЧУРИНЫ. Фамилия мелкопоместных дворян в Тамбовской и Рязанской губерниях, где обычно размещались тюркские выходцы XIV - XV вв. к рязанским князьям. Н.А.Баскаков предполагает происхождение фамилии от адаптированной тюркской формы Бичурин.

МИШЕРОВАНОВЫ. Происхождение от Азбердея Мишерованова, воеводы ордынского царевича Мустафы. Мишерованов, судя по фамилии, мишарского происхождения, был взят в плен в 1443 под Рязанью и, очевидно, затем размещён в рязанских землях.

МОЖАРОВЫ. " Можар" - искаженное имя мишар. Топонимы на "можар" обычны в землях расселения татар - мишарей. Фамилия Можаровы поэтому вполне закономерно может быть связана с выходцами из среды татар - мишарей. См. в связи" с этим - Можаров Дионисий Фёдорович, отмеченный в Рязани под 1597 годом.

МОЛВЯНИКОВЫ. От Молвы Ивана, вышедшего из Наручадско - Мухшинской орды, т.е. из среды предков татар - мишарей, в родстве с Племянниковыми. В 1568 году в Ярославле отмечены Берсень и Бехтерь Яковлевичи Молвяниновы; судя по именам, тюркского происхождения и могущие быть продолжателями этого рода.

МОЛОСТВОВЫ. Происхождение рода неясно, но, судя по тому, что под 1615 годом в Нижнем Новгороде упомянуты Молоствовы Салтан и Улан, т.е. имеющие явно тюркские прозвища, можно предполагать и включение из тюркской среды. С.Б.Веселовский предполагает происхождение Молоствовых из среды новгородских бояр, выселенных в XV веке в Нижний Новгород, позднее в Казань.

МОСАЛЬСКИЕ. Князья, вышедшие на Русь вместе с Солых Эмиром в 1371 году. . Впоследствии - известные учёные, артисты.

МОСОЛОВЫ. От мурзы Ахмета, вышедшего из Золотой Орды на Русь в 1346 году."" В 1556 году отмечены Мосоловы Матвей, Григорий, Семён Иванович, размещённые в Кашире и Мещере, т.е. в землях обычного расселения выходцев из Казани и на земле татар - мишар. Фамилия от тюркского масул "просьба, пожелание" . В последующем - народники, учёные.

МУРАТОВЫ. От Амуратова Бориса по прозвищу Кизилбаш, вышедшего из Казани в 1550 году. Под 1562 годом он уже упомянут как дворянин в Москве, а в последней четверти XVI века ему и его потомкам выделены земли под Рязанью. В ОГДР Роман Муратов в 1663 году записан в дворянстве с поместиями. Фамилия от тюрко - арабского мурад ~ мурат " имеющий волю, желание" .

МУРЗИНЫ. От Мурзы Фёдоровича Маликова, вышедшего на русскую службу в первой половине XVI века. В последующем Мурзины с тюркскими именами известны как дворяне в Тульском уезде. Фамилия от тюркско - арабского прозвища мирза ~ мурза "князь, дворянин".

МУСИНЫ. Очень распространённая татарская фамилия, основанная на еврейско - арабском имени Муса ~ Моисей ~ мессия. Переход в русскую среду, очевидно, начался около середины XVI века; например, Муса, служилый татарин, жилец Казани в 1568 году, но, может быть, и раньше.

МУСИНЫ - ПУШКИНЫ. В ОГДР записано, что фамилия происходит от Мусы, ушедшего на Русь в 1198 году. В таком случае это может быть только булгарский исход. С.Б.Веселовский оспаривают дату, но не выход. Первый предполагает, что Мусины - Пушкины, находящиеся в родстве с Пешковыми и Сабуровыми, происходят от Мусы Пушкина Михаила Тимофеевича, жившего во второй половине XV века. Одновременно он считает возможным наличие и других родов Мусиных, например, Дмитрия Мусина - Телегина, отмеченного под 1569 годом в Новгороде. Мусины - Пушкины родственники Пушкиных, впоследствии - учёные, писатели, генерал - губернатор Казанской губернии и т.п.

МУСТАФИНЫ. От Семёна Мустафы, крещёного татарина, холопа Беззубца Шеремета, жившего в конце XV века. Мустафины - помещики в Новгороде и Бежецке, например, Никита Степанович Мустафин, 1603 год, Новгород. Основа фамилии от арабо -"" мусульманского Мустафа "избранник Аллаха" .

МУХАНОВЫ. Известны с XVI века как дворяне, например; отмечен Муханов Степан Иванович под 1580 годом с землями в Брянском уезде; в XVII веке земли Мухановых, возведённых в дворянство в 1597 году были в Старицком уезде. Н.А.Баскаков не сомневается в тюркском исходе Мухановых и выводит их фамилию к тюрко-арабскому слову мухан ~ муххан "слуга, работник". .

МЯЧКОВЫ. В ОГДР Ивана Яковлевича Мячка - Олбуга выехал из Тевризского царства к Дмитрию Донскому. Пожалованы дворянством в 1550 году. Н.А.Баскаков тюркское происхождение рода подтверждает тюркской основой прозвищ Мячка - от мачи "кошка", Олбуга - от ала буга "богатырь или пёстрый". С.Б.Веселовский, как и его сородич князь Серкиз, остались в Москве в период большой смуты в Орде в 70-е годы XIV века.



Беременность и роды