Сентиментализм в литературе. Школьная энциклопедия Небольшой рассказ в стиле сентиментализма

Сентиментализм - течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства.

Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века.

Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:

  • Авторы произведений главную роль отводят чувствам. Важнейшим качеством личности считается умение сочувствовать и сопереживать.
  • Если в классицизме главными героями были в основном дворяне и богатые люди, то в сентиментализме это - обычные люди. Авторы произведений эпохи сентиментализма пропагандируют идею о том, что внутренний мир человека не зависит от его социального статуса.
  • Приверженцы сентиментализма писали о фундаментальных человеческих ценностях: любви, дружбе, доброте, сострадании
  • Авторы данного направления видели свое призвание в том, чтобы утешить обычных людей, задавленных лишениями, невзгодами и безденежьем, и открыть их души навстречу добродетели.

Сентиментализм в России

Сентиментализм в нашей стране имел два течения:

  • Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.
  • Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

(Сентиментализм в произведении Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" )

Русский сентиментализм - особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

XVIII век

  • I этап

В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

В произведения поэтов этого периода природа и чувствительность начинают выступать критериями общественных ценностей. Авторы сосредотачивают свое внимание на отдельном человеке и его душе.

  • II этап (с 1776 г.)

На этот период приходится расцвет творчества Муравьева. Муравьев уделяет большое внимание душе человека, его чувствам.

Важным событием второго этапа стал выход комической оперы «Розана и Любим» Николева. Именно в этом жанре впоследствии пишутся многие произведения русских сентименталистов. В основу этих произведений закладывался конфликт между помещичьим произволом и бесправным существованием крепостных крестьян. Причем духовный мир крестьян зачастую раскрывается как более богатый и насыщенный, чем внутренний мир богатых помещиков.

  • III этап (конец 18 века)

()

Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. Начинают появляться журналы, в которых пропагандируются ценности и идеалы сентименталистов.

XIX век

  • IV этап (начало 19 века)

Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Сентиментализм как литературное направление достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Родиной сентиментализма как литературного направления считается Англия. Отправной точкой можно назвать произведение «Времена года» Томсона. Этот сборник поэм раскрывает для читателя красоту и великолепие окружающей природы. Автор своими описаниями пытается вызвать у читателя определённые чувства, привить ему любовь к удивительным красотам окружающего мира.

После Томсона в похожем стиле начал писать Томас Грей. В своих произведениях он также уделял большое внимание описанию природных пейзажей, а также размышлениям о тяжелой жизни обычных крестьян. Важными фигурами данного направления в Англии были Лоренс Стерн и Сэмюэл Ричардсон.

Развитие сентиментализма во Французской литературе связано с именами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Особенность французских сентименталистов была в том, что они описывали чувства и переживания своих героев на фоне красивых природных пейзажей: парков, озер, лесов.

Европейский сентиментализм как литературное направление также достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы.

Сентиментализм (от франц. sentiment – чувство, анг. sentimental – чувствительный) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII века, обусловленное кризисом просветительского рационализма. Термин "сентиментальный" применительно к литературе впервые был использован в 1749 году, но окончательно закрепился под влиянием названия романа английского писателя Л. Стерна "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" (1768). В Англии сентиментализм и получает наиболее законченное выражение. Здесь уже в первой половине XVIII века рационалистический оптимизм постепенно начинает уступать место сомнениям в возможностях и всесилии разума как рычага переустройства общества и человека.

И все же сентименталисты не порывают с традициями Просвещения. Придавая особое значение чувству, жизни сердца, апеллируя к нравственным основам человеческого бытия, сентименталисты не отрицали значения разума, знаний для совершенствования человека. Чувство в сентименталистском истолковании не иррационально. Подобно разуму, оно есть естественное проявление человеческой природы. Как и разум, у сентименталистов неиспорченное, непосредственное чувство противопоставлено предрассудкам социальным, сословным, религиозным.

Связь сентиментализма с философией Просвещения сказалась и в остроте нравственно-этической проблематики произведений, в идее внесословной ценности личности. Говоря о значении для русской культуры творчества ведущего представителя русского сентиментализма Н. Карамзина, В. Белинский отмечал его "большое влияние на нравственное образование русского общества". Л. Толстой писал об огромном влиянии на него личности и творчества Ж. Ж. Руссо, утверждавшего, что в основе гражданской свободы лежит свобода естественного нравственного чувства.

Герой сентименталистов– чувствительный человек– замечателен не воинскими подвигами, не государственными делами, а своими душевными качествами, богатой внутренней жизнью. Достоинства личности, таким образом, обнаруживались в новой сфере – сфере чувств, что влекло за собой утверждение новых этических принципов в общественной жизни и литературе. Важнейшим качеством человека сентименталисты объявили чувствительность, способность его эмоционально реагировать на внешний мир. Для просветителей в чувствительности всегда "есть нечто нравственное" (И. Дмитриев). В "Словаре Академии Российской" (1794) чувствительность поясняется как "сострадательность, качество трогающегося человека несчастием другого".

Сдвиг этических критериев в оценке человека повлек за собой усложнение эстетической интерпретации характера героя. На смену однозначным моралистическим оценкам классицистов приходит ощущение изменчивости и неоднозначности эмоций человека, а значит, и сложности, даже противоречивости его характера. Следствием этого стала перестройка конфликта, а точнее, по сравнению с классицистическим конфликтом, его переакцентировка: "Если в классицистическом конфликте человек общественный торжествовал над человеком естественным, то сентиментализм отдал предпочтение естественному человеку. Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм требовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу" .

Чувствительность, как важнейшее свойство человеческого характера, должна поддерживаться и развиваться воспитанием и соответствующим окружением. На это указывал Ж. Ж. Руссо: "Чтобы возбуждать и питать эту зарождающуюся чувствительность... (необходимо. – Ред.) предлагать молодому человеку объекты, на которые может действовать экспансивная сила его сердца... то есть... возбуждать в нем доброту, человечность, сострадание, благотворительность" ("Эмиль, или О воспитании", 1762). По мнению французского сентименталиста, важную роль в развитии чувствительности играет положение человека в обществе. Человек богатый и знатный, а потому праздный и свободный от обязанностей перед обществом, быстро утрачивает свою природную чувствительность, становится жестокосердным и эгоистичным. Тот же, кто трудится, кто вынужден заботиться не только о себе, но и о других, сохраняет и развивает "душу живу".

Сентименталисты были склонны идеализировать супружеские и семейные отношения. Именно семья, основанная на естественных связях людей, считали они, формирует в человеке гражданские добродетели. Для Руссо "любовь к ближним" является началом той любви, которой человек "обязан по отношению к государству... Как будто доброго гражданина не образуют добрый сын, добрый муж, добрый отец". И Карамзин был уверен, что в основе общества лежит семья – "малое общество". Брак, образующий семью, есть "предмет самой Натуры".

Естественные человеческие чувства и связи – семейные, любовные, дружеские, – сентименталисты противопоставляли душной, шумной "градской" цивилизации, в лоне которой все гуманное гибнет. Их любимый герой часто соотнесен с миром патриархальным, даже первобытным, на формирование его души и тела благостное влияние оказала сама природа. Такая позиция придавала эстетическому идеалу сентименталистов определенную нормативность, внеположенность по отношению к действительности, что сближало их, несмотря на принципиальные различия, с классицистами. "Для классицистов... нормой было идеальное сословно-абсолютистское государство, для сентименталистов – столь же умозрительная совершенная "природа" человека" .

Истоки сентиментализма обнаруживаются уже в пейзажной лирике английского поэта Дж. Томсона ("Времена года", 1726–1730). Но описательный момент здесь еще преобладает над медитативным , ставшим впоследствии характерной чертой поэзии сентиментализма. Рисуя природу сельской Англии на фоне смены времен года, Томсон не слишком увлекается деталями – его картины жизни поселян пока достаточно условны.

Новый стиль в полной мере впервые проявился в "Элегии, написанной на сельском кладбище" Т. Грея (1751), принесшей ее создателю общеевропейскую известность. Мир этого произведения элегичен. В нем все от начала до конца охвачено единым настроением: пейзаж переходит в медитацию, становясь как бы частью душевных переживаний поэта. Центральная мысль элегии – утверждение величия души всякого человека. Не прославленные сыны отечества, а бедные поселяне привлекли поэта. И пусть жизнь не дала им проявить свои способности, не совершив великих дел, они, может быть, избежали и зла:

Чуждые смут и волнений безумной толпы, из-за тесной

Грани желаньям своим выходить запрещая, вдоль свежей,

Сладко-бесшумной долины жизни они тихомолком

Шли по тропинке своей, и здесь их приют безмятежен.

(Пер. В. Жуковского)

Для ранних английских сентименталистов характерны обостренная чувствительность, склонность к меланхолической созерцательности, поэтизация смерти (характерный пример – "поэзия ночи и могилы", к которой можно отнести, помимо "Элегии" Т. Грея, поэму Э. Юнга "Жалоба, или Ночные думы", 1742–1745).

В творчестве поздних сентименталистов возникает социальный протест (роман "Вексфильдский священник" (1766) и поэма "Покинутая деревня" (1770) О. Голдсмита, поэма У. Каупера "Задача" (1785) и др.). Правда, этот протест по большей части слаб и эмоционален, он ограничивается моральным осуждением угнетателей и злодеев. Оставаясь верными идеалу патриархальной жизни на лоне природы с ее простотой и естественностью нравов, сентименталисты чаще всего обнаруживают его только в прошлом. В своей поэме Голдсмит с гневом описывает разорение крестьян, вызванное политикой огораживания. Печальная картина разоренной деревни, завершающая поэму, уже далека от прежней идиллии, показанной в начале произведения.

Жестокости и несправедливости современного реального мира сентименталисты могут противопоставить только идиллию семейных отношений, маленький мир, где царит чистосердечие, доброжелательность и любовь. Но мир этот непрочен: как только пастор Примроз (роман "Вексфильдский священник") попадает в немилость к негодяю-помещику, так его скот и незатейливая утварь идут с молотка за долги, а сам он вместе с детьми оказывается в долговой тюрьме. И хотя по воле случая семейство Примрозов возвращает утраченное, счастливый финал романа нисколько не отменяет горькие истины, высказанные пастором в тюремной проповеди: "Кто хочет познать страдания бедных, должен сам испытать жизнь и многое претерпеть. Разглагольствовать же о земных преимуществах бедных – это повторять заведомую и никому не нужную ложь..."

Центральной фигурой английского сентиментализма, бесспорно, является Л. Стерн. В своих романах "Жизнь и мнения Тристрама Шенди" (1760–1767) и "Сентиментальное путешествие" (1768) писатель стремится раскрыть сложность человеческой природы, многогранность душевных переживаний героя, истоки его чудачества и странностей. Хотя Стерн в своем "Сентиментальном путешествии" и присваивает каждой главе названия города или почтовой станции, где останавливается пастор Йорик, писателя интересуют не быт и нравы тех или иных местностей, а анализ духовного "климата" его персонажа, легко меняющийся в зависимости от обстоятельств. Важные события и мелочи жизни пропускаются через сознание Йорика, то омрачая его душевное состояние, то рассеивая душевную смуту. Автор анализирует тончайшие оттенки переживаний Йорика, их переливы, внезапную смену. Создавая "пейзажи души", Стерн демонстрирует, как в конкретной ситуации в душе его героя возникает борьба между скаредностью и великодушием, трусостью и отвагой, низостью и благородством. Стерн повлиял на французскую, немецкую и русскую литературы, хотя в этих странах сентиментализм имел ряд отличий.

Во Франции сентиментализм был представлен главным образом творчеством Ж. Ж. Руссо и его последователей. Сентиментализм Руссо отмечен принципиальным демократизмом. Его политические симпатии связаны с республиканской формой правления, ибо тирания, по мнению писателя, убивает в людях чувствительность, формирует в них порочные наклонности, в то время как свободное общество, основанное на гуманных и справедливых законах, развивает в них природные добродетели, благоприятствует общественным эмоциям, сближающим людей.

Руссо – решительный противник социального неравенства, сословных предрассудков. Тема общественного неравенства легла в основу его знаменитого романа "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), в котором рассказывается о любви дворянки Юлии и ее учителя Сен-Пре, плебея по социальному статусу и взглядам. "Новая Элоиза" – это эпистолярный роман, жанр, очень популярный у писателей-сентименталистов. Герои Руссо, размышляющие и рассуждающие, много и охотно пишут письма, где не только делятся своими чувствами, но и спорят по поводу педагогики, искусства, религии, экономики, социального устройства общества.

Для Руссо нет "человека вообще". Есть люди "холодные", которые всегда и во всем прислушиваются к голосу разума (муж Юлии де Вольмар), а есть натуры "чувствительные", живущие "сердцем" (Юлия, Сен-Пре), и их естественные, прекрасные чувства под влиянием несправедливых социальных законов могут искажаться, приводить героев к нарушению требований "добродетели".

В своих романах Руссо показывает, какими должны стать человек и общество. Он ставит и пытается решить проблему возрождения человеческой натуры, которая, по его мнению, еще не окончательно испорчена цивилизацией. Самое благое влияние на человека оказывает природа. Эмиль растет в деревне, вдали от соблазнов общества. Его обучение наукам и воспитание души проходит в знакомстве с природой. Сен-Пре, путешествующий по горному швейцарскому кантону Вале, самой природой отрезанному от пагубного влияния цивилизации, восхищается сердечностью, бескорыстием и радушием местных жителей, отмечая "благородное и целительное" влияние горного воздуха на человека ("...благодатный климат обращает на счастье человека те страсти, которые лишь терзают его. Право, любое сильное волнение, любая хандра улетучится, если поживешь в здешних местах; и я поражаюсь, отчего подобные омовения горным воздухом, столь целительные и благотворные, не прописываются как всесильное лекарство против телесных и душевных недугов...").

В Германии идеи европейского сентиментализма нашли свое отражение в движении "Sturm und Drang" ("Буря и натиск", 1770-е гг.).

Писатели-штюрмеры в качестве альтернативы прагматической буржуазной рассудочности выдвинули культ сердца, чувства, страсти. Развращающему влиянию цивилизации, извратившей естественные чувства людей, они противопоставили личность страстную, героическую, не скованную предрассудками, условностями и приличиями ("бурного гения"). Штюрмерам были близки идеи Руссо, его критика прогресса и цивилизации, но они внесли в эстетику сентиментализма и нечто новое. Для них характерно открытие эстетической значимости фольклора. В народном творчестве они искали и находили проявление естественной, неиспорченной человеческой натуры (антология "Голоса народов в песнях" (1779), составленная И. Гердером, баллады Г. Бюргера). Вместе с тем интерес к фольклору, обращение к прошлому, к национальной культуре, изображение сильных страстей сближали штюрмерство с предромантизмом, способствовали преодолению негативного внеисторического отношения к средним векам, свойственного большинству просветителей, знаменовали решительный разрыв с представлением об античности как образце. Идеи штюрмерства нашли свое отражение в творчестве И. В. Гёте (драма "Гец фон Берлихинген", 1773; роман "Страдания юного Вертера", 1774; первая часть "Фауста") и Ф. Шиллера (драмы "Разбойники", 1781; "Заговор Фиеско в Генуе", 1783; "Коварство и любовь", 1783).

В русской литературе элементы сентиментализма можно обнаружить уже в 1760-е годы. В прозе новые тенденции наметились в романах Ф. Эмина и, прежде всего, в его эпистолярном романе "Письма Эрнеста и Доравры" (1766), написанном под непосредственным воздействием "Новой Элоизы" Руссо. На сцене русского театра в это время появляется новый вид пьес – "слезные драмы" ("Венецианская монахиня" (1758) М. Хераскова, "Мот, любовью исправленный" (1765) В. Лукина), восходящие к традициям "слезной комедии" и "мещанской драмы" и получившие особое развитие в 1770–1790-е годы. В центре этих драм – гонимый злыми людьми добродетельный (а значит, чувствительный) герой или героиня. Идея такого типа пьес сформулирована в заключительном монологе одной из драм Хераскова: "О! друзья мои, будьте уверены, что добродетель рано или поздно награждение свое получит и что гонимых людей, в обличение злых и неправедных, рука Божия нечаянным благоденствием увенчивает".

В 1770-е годы исключительную популярность у русской публики завоевывает комическая опера (пьеса комического или драматического содержания, включающая музыкальные – арии, дуэты, хоры – и танцевальные – дивертисментные – номера). Ряд комических опер близок по содержанию к "слезной драме", но, в отличие от последней, главные герои этих пьес – не дворяне средней руки, а добродетельные, "чувствительные" крестьяне (реже разночинцы), в духовном отношении превосходящие своих обидчиков помещиков-дворян ("Розана и Любим" (1776) и "Прикащик" (1781) Н. Николева, "Милозор и Прелеста" (1787) В. Левшина).

Новая оценка человека, его личной и общественной жизни нашла свое отражение и в лирике, что вызвало интенсивное развитие "средних" (по классицистической классификации) жанров и появление новых жанровых структур. Среди них в первую очередь следует отметить жанры "письма", идиллии, философской и "социальной" элегии. В элегии "К Евтерпе" (1763) Херасков выразил ощущение непрочности и бренности богатства, знатности и славы:

Познал я суету и лживу прелесть счастья,

И преходящую высоких титлов тень.

Они подобие осеннего ненастья,

Пременного сто раз в единый день.

Подлинное счастье, по мнению поэта, заключается в душевном спокойствии, сознании своей добродетели, а для этого нужно уметь ограничивать свои страсти и стремления:

Чем нестися в мыслях выше,

Лучше всем нам жить потише.

("Стансы", 1762)

Призыв к моральному самоусовершенствованию и самоограничению у Хераскова сочетается с руссоистскими мотивами – с идеализацией естественного состояния человека, не имеющего ни богатства, ни чинов и живущего простой, близкой к природе жизнью ("Богатство", 1769).

В творчестве поэта-сентименталиста М. Муравьева, относящемся к 1770–1780 годам, по сравнению с творчеством Хераскова и поэтов его кружка усиливается интерес к частной жизни человека, автобиографические мотивы становятся в его лирике определяющими. Для Муравьева восприятие мира неразрывно связано с субъективной настроенностью человека. В стихотворении "Время" (1775) поэт отмечает, что "мгновение каждое имеет цвет особый", и ставит этот "цвет" времени в прямую зависимость "от состояния сердечна", когда "он мрачен для того, чье сердце тяжко злобой,/Для доброго – златой".

Новые художественные задачи влекли за собой и новое отношение к языку. Если у классицистов слово носило "почти терминологический характер", т. е. имело точное и устойчивое значение, то у поэтов-сентименталистов предметное значение слова размывается, на первый план выдвигается не основное, а его дополнительное значение или значения. Все это придает словам известную зыбкость, приблизительность, они словно окутываются "туманом" эмоциональных и семантических ассоциаций. И первое решительное движение в этом направлении сделал Муравьев. Как отмечал Г. Гуковский, "Муравьев осуществляет первые подступы к созданию особого спе- цифически-поэтического языка, суть которого не в адекватном отражении объективной для поэта истины, а в эмоциональном намеке на внутреннее состояние человека-поэта. Поэтический словарь начинает сужаться, стремясь ориентироваться на особые поэтические слова "сладостного" эмоционального характера, нужные в контексте не для уточнения смысла, а для создания настроения прекрасного самозабвения в искусстве" . Вот пример, иллюстрирующий поэтику "сладостного" стиля Муравьева в стихотворении "Ночь" (1776, 1785):

К приятной тишине склонилась мысль моя:

Медлительней текут мгновенья бытия.

Зовет живущих всех ко сладкому покою...

Русская проза сентиментализма развилась и оформилась в 1790-е годы, когда появились прозаические произведения Н. Карамзина, возглавившего это литературное направление. Карамзин свел воедино все элементы сентиментализма, уже имевшиеся в русской литературе и культуре. В своей программной статье "Что нужно автору?" (1793) Карамзин писал: "Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей... Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей". По мнению писателя, "дурной человек не может быть хорошим автором".

Карамзин – искренний приверженец идей Руссо, даже в "заблуждениях" которого, по словам писателя, "сверкают искры страстного человеколюбия". Руссоизм стал для Карамзина определяющим фактором в конструировании характеров его героев. Уже в первых повестях писателя появляются персонажи двух типов – "естественный" человек и человек цивилизованный. "Естественного" человека Карамзин находит в крестьянской среде, где сохранились еще патриархальные отношения. В своей знаменитой повести "Бедная Лиза" (1791) писатель противопоставил добродетельной крестьянке Лизе соблазнившего ее дворянина Эраста. Если образ Лизы, "дочери натуры", "прекрасной душой и телом", идеален, то образ Эраста, цивилизованного и просвещенного героя, сложен и неоднозначен. Его нельзя назвать злодеем, он человек "с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным". Бросив Лизу ради женитьбы на пожилой богатой вдове, он толкает девушку к самоубийству. Но смерть Лизы, не пережившей измены Эраста, делает его глубоко несчастным: он уже никогда не смог утешиться, считая себя ее убийцей.

Характерен основной прием повествования: автор, по его признанию, рассказывает эту историю со слов Эраста, что придает повести исповедальный характер. Сам автор, "чувствительный" человек, любящий, как он говорит, "те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби". Таким "трогательным предметом" для рассказчика является история "бедной" Лизы, и он рассказывает ее, переживая и сочувствуя своим героям, давая оценку их поступкам, проливая "слезы нежной скорби" вместе с ними.

Авторское отношение пронизывает прозу Карамзина, приближая стиль его повестей и очерков к манере лирического стихотворения. Здесь главное не сюжет, всегда крайне простой и незамысловатый, а тональность произведения, его эмоциональная атмосфера, до Карамзина неизвестная русской литературе. Писатель "создает целые художественные произведения, музыкально организованные, которые должны всей совокупностью образов, всей суммой художественных средств создать у читателя смутное, зыбкое "несказуемое", "неназываемое" настроение... Карамзин ставит уже ту проблему искусства, которую программно выразит его ученик Жуковский в стихотворении "Невыразимое". Трагические конфликты жизни даются им при этом не ради того, чтобы вызвать гнев и возмущение, а ради того, чтобы вызвать тихую меланхолию и умиление. Образцом такого психологического эксперимента

была повесть "Бедная Лиза", имевшая огромный успех, открывающая целый мир эмоций современникам" .

Будучи ведущим художественным направлением в 1790-е годы в русской литературе, сентиментализм уже в первое десятилетие XIX века переживает глубокий кризис и довольно быстро вытесняется романтизмом. И тем не менее значение сентиментализма и его влияние на дальнейшее развитие литературы трудно переоценить. Сентиментализм во многом предварил романтизм (интерес к внутреннему миру человека, выявление неоднозначности и противоречивости его характера, субъективный подход к окружающему миру и т. д.). Руссоизм определил фабулу романтической поэмы, где сталкивались в непримиримом противоречии мир естественных чувств природного человека и страсти человека гражданского общества ("восточные" поэмы Дж. Байрона, "южные" поэмы А. Пушкина). К руссоизму восходят романтические взгляды Шатобриана, демократические идеи Ж. Санд и социалистов-утопистов Фурье, Сен-Симона. Юмор Стерна нашел свое обоснование и развитие в теории романтической иронии йенских романтиков.

Особо следует отметить влияние сентиментальных традиций на русскую литературу 1840-х годов. Возрождение этих традиций было обусловлено мощным процессом демократизации общественного сознания и распространением идей утопического социализма с его важнейшей концепцией всеобщей социальной гармонии. Для литературы этого периода чрезвычайно плодотворным оказывается важнейший эстетический принцип сентиментализма – поэтизация обыкновенного – и связанный с ним интерес к жизни маленького человека. Обращение к сентиментализму имело принципиальный характер для писателей "натуральной школы", объединенных критикой названием "сентиментальный натурализм" (Ап. Григорьев), во главе которого стоял Ф. Достоевский, автор романа "Бедные люди".

Весьма сложны и неоднозначны взаимоотношения сентиментализма и предромантизма (преромантизма). Предромантизм иногда склонны рассматривать как течение внутри сентиментализма, определенную тенденцию сентиментального стиля. Действительно, в творчестве многих поэтов и писателей-сентименталистов трудно развести элементы сентиментального и предромантического стилей. Они ощутимы, например, и в творчестве штюрмеров, и в "Исповеди" Ж. Ж. Руссо (1766– 1770), где писатель стремится учитывать влияние на человека темных, не проясненных разумом иррациональных чувств и поступков, и в творчестве поэтов-херасковцев, приходивших порой к утверждению бесполезности "разума" и даже его вреда. Даже в такой "классической" сентиментальной повести, как "Бедная Лиза", можно обнаружить черты предромантизма (например, "готическое", т.е. в духе "средних веков", описание в начале повести развалин Симонова монастыря).

И все же сентиментализм и предромантизм отделяет существенная грань. Если сентиментализм тесно связан с просветительским движением на его позднем этапе, то предромантизм представляет уже реакцию на Просвещение, которая выливается в отрицание всесилия и благости разума. Выдвигают предроман- тики и своего героя – личность героическую, мужественную, решительную, принципиально отличную от нежного, чувствительного сентиментального героя. Природа предромантиков, противовес "приятной" природе сентименталистов, под стать их героям: она сурова и мрачна, "гром сражений" и "бури завыванье" наполняют ее.

Предромантики предпочитают искать свои сюжеты в средневековье, поэтизируя средневековые быт и нравы. Виднейшей фигурой предромантизма является шотландец Дж. Макферсон, чьи "Поэмы Оссиана" (1765) снискали европейскую славу. Макферсон ввел в литературу туманный и сумрачный мир героических северных преданий, использовав мотивы кельтского фольклора и положив тем самым начало повсеместному и долгому увлечению "оссианизмом" с его мрачным северным колоритом и суровой дикостью героических характеров далекой эпохи (в XIX в. дань Оссиану отдали Дж. Байрон, В. Жуковский, Н. Гнедич, молодой А. Пушкин).

Английский предромантизм выдвигает также жанр готического романа ("роман страхов и ужасов", "черный роман"). Жизнь в этих произведениях полна роковых загадок. Таинственные, а зачастую и сверхъестественные силы вмешиваются в судьбу человека, ввергая его в водоворот странных и зловещих событий. Движение сюжета здесь определяют ужасные происшествия, таинственные предзнаменования, смутные предчувствия ("Замок Отранто" Г. Уолпола, 1764; "Старый английский барон" К. Рив, 1777; "Удольфские тайны" А. Радклиф, 1794; "Монах" М. Льюиса, 1795).

В России предромантизм не сложился в самостоятельное течение, но сыграл важную роль в сложном переходе от сентиментализма к романтизму. Сентиментализм в "чистом" виде даже в творчестве ведущего представителя этого направления

Медита́ция (лат. meditatio) – сосредоточенное, углубленное размышление.

  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. С. 307.
  • Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. С. 506.
  • Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

    Представители сентиментализма

    Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

    Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

    Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

    Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

    Черты сентиментализма

    Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

    Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

    Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

    Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

    Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

    Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

    Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

    Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

    Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

    Особенности русского сентиментализма

    В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

    Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

    Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

    • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
    • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").

    Инструкция

    Истоками сентиментализма литературоведы считают философское направление, получившее сенсуализма. Его последователи выдвинули идею, согласно которой окружающий мир есть отражение человеческих чувств. Только при помощи эмоций жизнь может быть и осознана. Естественные человеческие чувства стали для сентименталистов основой, на которой строилось повествование.

    В центре сентиментализма находится «естественный» человек, носитель всего многообразия эмоций. Авторы-сентименталисты считали, что человек – творение природы, а потому от рождения обладает чувственностью и добродетелью. Достоинства своих героев и характер их поступков сентименталисты выводили из высокой степени чувствительности к событиям окружающего мира.

    Сентиментализм зародился на британских берегах в начале XVIII столетия, а уже к середине века распространился по всему европейскому континенту, потеснив традиционный классицизм. Наиболее яркие этого нового литературного направления создавали свои в Англии, Франции и России.

    Свой путь в качестве литературного течения сентиментализм начал в английской лирике. Одним из первых отказался от характерных тяжеловесных урбанистических мотивов Джеймс Томсон, который сделал предметом рассмотрения природу британских островов. Тонкая сентиментальная лирика Томсона и его последователей шла по пути усиления пессимизма, отражала призрачность земного существования.

    Под влиянием идей сентиментализма порвал с авантюрно-приключенческими произведениями Сэмюэл Ричардсон. В середине XVIII столетия этот английский писатель ввел сентиментальные традиции в жанр романа. Одна из находок Ричардсона – изображение мира чувств героев в виде романа в письмах. Эта форма повествования стала впоследствии очень популярной среди тех, кто стремился передать всю глубину человеческих переживаний.

    Наиболее ярким представителем классического французского сентиментализма был Жан-Жак Руссо. Содержанием его литературных творений стало соединение концепции природы с образом «естественного» героя. При этом природа у Руссо была самостоятельным объектом, имеющим собственную ценность. До абсолютного предела писатель довел сентиментализм в своей «Исповеди», которая считается одной из наиболее откровенных автобиографий в литературе.

    В Россию сентиментализм проник позже, ближе к концу XVIII столетия. Основой для его развития в русской литературе стали переводы произведений английских, французских и немецких сентименталистов. Эпоха расцвета этого направления традиционно связывается с творчеством Н.М. Карамзина. Его нашумевший в свое время роман «Бедная Лиза» считается подлинным шедевром русской «чувствительной» прозы.


    План:
      Введение.
      История возникновения сентиментализма.
      Особенности и жанры сентиментализма.
      Заключение.
      Список литературы.

    Введение
    Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII - начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.
    Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII-XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души.

    Сентиментали?зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

    Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование « естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

    Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской , французской , немецкой и русской литературах .

    Представители сентиментализма в России:

      М.Н. Муравьев
      Н.М. Карамзин
      В.В. Капнист
      Н.А. Львов
      Молодой В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.
    История возникновения сентиментализма.

    В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный). Его возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность демократизации литературы. В то время как ведущими героями классицизма выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их абстрактной, всеобщей, родовой сущности, сентименталисты выдвинули на первый план изображение единичной, частной, обычной, преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности. Рассудочности классицизма они противопоставили культ чувства, трогательность, «религию сердца» (Руссо).
    Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.
    Сентиментализм возник в Западной Европе в конце 20-х годов XVIII века и оформился в виде двух основных направлений: прогрессивно-буржуазного и реакционно-дворянского. Наиболее прославленные западноевропейские сентименталисты – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль (И. Рихтер).
    Некоторыми идейно-эстетическими признаками (сосредоточение внимания на личности, власть чувств, утверждение преимуществ природы над цивилизацией) сентиментализм предвосхищал приход романтизма, поэтому сентиментализм нередко именуют предромантизмом (франц. preromantisme). В западноевропейской литературе к предромантизму относят произведения, для которых характерны следующие признаки:
    - искания идеального образа жизни вне цивилизованного общества;
    - стремление к естественности в поведении человека;
    - интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств;
    - влечение к таинственному и ужасному;
    - идеализация средневековья.
    Но попытки исследователей найти в русской литературе явление предромантизма как направления, отличного от сентиментализма, не привели к положительным результатам. Думается, о предромантизме можно говорить, имея в виду возникновение романтических тенденций, проявившихся прежде всего в сентиментализме. В России тенденции сентиментализма отчетливо обозначились в 60-х годах XVIII в. в произведениях Ф.А. Эммина, В.И. Лукина и других, подобных им писателей.
    В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин , Жуковский ). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».
    Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно- манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Ка рамзина , заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
    Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину , В.А. Жуковскому . Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
    И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского , К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева , в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий.
    Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно- догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.
    Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.

    Сентиментализм в Англии. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.
    Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.
    С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).
    Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.
    В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).
    Сентиментализм во Франции. Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди, 1735–1736).
    Антуан-Франсуа Прево д"Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.
    Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).
    Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761).
    Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).
    Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – « экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.
    Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).
    Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».
    В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.
    Сентиментализм в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.
    Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.
    Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.
    В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.
    Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.
    Сентиментализм в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).
    Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.
    Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.
    Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.
    Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.
    Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
    Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
    Евгения Кривушина
    Сентиментализм в театре (франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.
    Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются « природными» и сельскими видами).
    «Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви, 1696; Беззаботный супруг, 1704 и др.), Джозефа Аддисона (Безбожник, 1714; Барабанщик, 1715), Ричарда Стила (Похороны, или Модная печаль, 1701; Любовник-лжец, 1703; Совестливые влюбленные, 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально- патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.
    Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ, 1727; Гордец, 1732; Расточитель, 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида, 1741; Школа матерей, 1744; Гувернантка, 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво (Игра любви и случая, 1730; Торжество любви, 1732; Наследство, 1736; Чистосердечные, 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.
    Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло, Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла; Э.Мур, Игрок); Франции (Д.Дидро, Побочный сын, или Испытание добродетели; М.Седен, Философ, сам того не зная); Германии (Г.Э.Лессинг, Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера (Разбойники, 1780; Коварство и любовь, 1784).
    Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова (Друг несчастных, 1774; Гонимые, 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно, Именинники, Точь-в-точь), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный), Петром Плавильщиковым (Бобыль, Сиделец и др.).
    Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.
    К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы.

    Особенности и жанры сентиментализма.

    Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

    Основные особенности сентиментализма:

    Дидактизм . Для представителей сентиментализма характерна установка на совершенствование мира и решение задач воспитания человека, однако, в отличие от классицистов, сентименталисты обращались не столько к разуму читателя, сколько к его чувствам, вызывая сочувствие или ненависть, восторг или негодование по отношению к описываемым событиям.
    Культ «естественных» чувств. Одной из главных в символизме является категория «естественного». Это понятие объединяет внешний мир природы с внутренним миром человеческой души, оба мира мыслятся как созвучные друг другу. Мерилом добра и зла в произведениях сентиментализма стал культ чувства (или сердца). При этом как норма утверждалось совпадение естественного и нравственного начал, ибо добродетель мыслилась врожденным свойством человека.
    Вместе с тем сентименталисты искусственно не разводили понятия «философ» и « чувствительный человек», так как чувствительность и рациональность не существуют друг без друга (не случайно Карамзин характеризует Эраста, героя повести «Бедная Лиза», как человека, обладающего «изрядным умом, добрым сердцем»). Способность к критическому суждению и умение чувствовать помогают постигать жизнь, но чувство обманывает человека реже.
    Признание добродетели как природного свойства человека. Сентименталисты исходили из того, что мир устроен по нравственным законам, поэтому изображали человека не столько как носителя разумного волевого начала, сколько как средоточие лучших природных качеств, от рождения заложенных в его сердце. Для писателей-сентименталистов характерны особые представления о способах достижения человеком счастья, путь к которому может указать только чувство, основанное на морали. Не осознание долга, а веление сердца побуждает человека поступать нравственно. Для натуры человека естественна потребность в добродетельном поведении, которое и дарует счастье.
    и т.д.................



    Беременность и роды