Тематика и проблематика современной русской прозы. Тематика и проблематика современной русской прозы Актуальные проблемы детства в литературе для детей

ле вновь «обретает» своё лицо. «Я заметил на стопе лист бумаги. Рядом лежал карандаш. Когда вошла Ольга, я почти закончил.

А чьё это лицо? - сказала она. - Как будто знакомое?

Моё, - сказал я и положил карандаш».

Судьба главного героя повести Дениса Гуцко «Русскоговорящий» - Мити Вакулы, выросшего в Тбилиси, а после развала Советского Союза переехавшего в Россию, становится иллюстрацией «доли» всех «русскоговорящих», для которых большая страна так и не стала родиной. Митя - «персонаж тонкоко-сердцем всегда набухшим, готовым расцвести каким-нибудь чувством. Последствия классической литературы (читал запоем. Толстого выскреб до донышка - до вязких илистых дневников), он перенасыщен литературой. Литературы в нем больше, чем эритроцитов. Но внешний мир требует как раз эритроцитов, здоровых инстинктов». В армии он попадает в горячую точку, в Карабах, где все ценности его любимой русской литературы переворачиваются и подвергаются жестокой ревизии. Герой Гуцко проходит путь от соглашательства с «армейским отупением», от слабости и страха,

через отвоевание своего достоинства - к позиции тайного уединения в себе, неподвластности порядкам армейского общества.

Специфической особенностью романа является то, что герой, воспитанный на культурных традициях разных национальностей пытается взглянуть на российскую действительность не изнутри, а со стороны, отстранившись; он мучительно пытается определить для себя понятие «Родина»: «Опасное слово - «Родина». Слово-оборотень. Вечный перевертыш. Держи ухо востро, не отвлекайся - ведь обернется чем угодно. Пойдут тогда клочки по закоулочкам. Два человека - разные, с разных берегов. Но оба так легко говорят: Родина, - тот настырный агитатор в плаще и замполит Рюмин. Наверное, оба смогли бы пролить за нее кровь - по крайней мере, чужую. Она звенит для них металлом - и вокруг нее полощутся, громко хлопая на ветру, яркие слова-знамена: Отстоять! Защитить! Дать отпор! А Митю слово «Родина» смущает. Мучает. Умещается в нем и расплывчатая «страна березового ситца»... Чем обернется для него Родина? Митя ищет, хватает то за одно, то за другое - ни то ни другое не спасает. Расползаются сгнившей ветошью и

кумачовое пугало, и та «Родина - наша мать», ради которой нужно жечь и ненавидеть. Ему нужно другое». Слово «другое» становится своеобразным лейтмотивом повести Гуцко. Актуально зазвучат темы терпимости к другому языку, к другой культуре, к другому представлению о жизни, к другому вкусу.

Все представленные произведения по-своему отражают наше время. Писатель Петр Алешковский справедливо пишет: «Так или иначе литература конструирует жизнь. Строит модель, пытается зацепить, высветить определенные типажи. Сюжет, как известно, неизменен с древности. Важны обертоны... Есть писатель - и есть Время - нечто несуществующее, неуловимое, но живое и пульсирующее, - то нечто, с чем пишущий вечно играет в кошки-мышки». А Евгений Попов в своей повести «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» формулирует девиз современного писателя: «Не теряй зря времени, описывай то, что пока есть». «Я говорю с эпохой», - вслед за О. Мандельштамом могут повторить наши современники. Возможно, именно эту способность отражать время и слышать голоса поколений и ценят сегодня читатели.

Ю. С. Матросова,

аспирантка кафедры педагогики

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА

Общеизвестно, что художественная литература обладает уникальными познавательными возможностями. Эвристические функции литературы являются предметом анализа в психологии, культурологии, искусствознании, литературоведении и т. д. Окружающий мир, объекты и явления действительности находят свое отражение во многих произведениях литературы посредством художественного образа. По отношению к педагогической реальности познавательная ценность художественной литературы также неоспорима. В художественных произведениях заключены богатейшие возможности для изучения ведущих педагогических идей практически всех периодов и эпох. Обращение к литературным текстам имеет большое значение для понимания феномена детства, при изучении проблем воспитания.

В творчестве писателей современности остро проявляется интерес

к проблемам детства. Художественная литература предлагает варианты решения проблем современного детства, связанных с информатизацией общества, обострившимся вниманием к внутреннему миру ребенка, возникновением новых молодежных субкультур, а также с такими глобальными проблемами, как наркомания, беспризорность, криминализация. В творчестве многих писателей, в особенности фантастов, предпринята попытка спрогнозировать будущее детства, установить направленность изменений в его развитии. Нередко писатели, выражая общественные сомнения, останавливаются на проблеме, как в дальнейшем не следует воспитывать детей, если мы не хотим в реальности получить описанное ими в книгах.

Привлечение художественных произведений для понимания современных детей особенно важно учителям и студентам педагогических

специальностей. Однако проведенный нами опрос показал, что учителя и студенты мало знакомы с современной художественной литературой о детстве.

Нами было опрошено 108 человек, среди них 36 учителей из разных школ Санкт-Петербурга и 72 студента РГПУ им. А. И. Герцена. Участникам опроса было предложено назвать художественные произведения, которые, по их мнению, дают наиболее полное представление о феномене детства, а также назвать современную литературу о детстве и перечислить проблемы, поднятые в том или ином произведении.

Анализ результатов показал, что, несмотря на общую убежденность большинства участников опроса в необходимости использования художественной литературы как источника знаний о феномене детства, лишь немногие знают и читают современную литературу о детстве. В основ-

Художественные произведения о проблемах современного детства

ном знания художественных произведений о детстве сосредоточены в области классической литературы. В общем перечне произведений, составленном на основе обобщения результатов анкетирования, первое место занимает трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (данное произведение около 40% опрошенных указали как источник, дающий наиболее полное представление о детстве). Отводя названному произведению столь значимое место, участники опроса объясняли это тем, что Толстой сумел обнаружить мно-госоставность, сложность внутреннего мира ребенка. Писатель обратил внимание читателей на такие моменты в жизни детей, которые кажутся несущественными взрослому человеку, а ребенком же переживаются как важнейшие жизненные события.

Далее в перечне значатся такие произведения русской литературы, как А. П. Чехов «Спать хочется», И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», М. Горький «Детство», И. Шмелев «Лето Господне», А. Н. Толстой «Сережа», В. Астафьев «Конь с розовой гривой», Вл. Г. Короленко «Дети подземелья», И. Шварц «Два брата».

Около 20% опрошенных назвали в качестве источников информации о феномене детства следующие произведения зарубежной литературы: К. С. Льюис «Хроники Нарнии», М. Твен «Приключения Тома Сойе-ра», Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».

В отношении современной литературы 42% опрошенных ответили, что не читали и не знают никаких современных произведений о детстве.

Некоторые участники анкетирования (17%) называли произведения В. К. Железникова «Чучело» и В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы», также были названы современные рассказы Валентина Распутина, Людмилы Петрушевской и Людмилы Улицкой.

В отдельных случаях среди произведений, опубликованных в последнее время, были отмечены роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил», где созданы образы агрессивно равнодушных друг к другу учителя и учеников, а также повесть Анны Старобинец «Переходный возраст», написанную в форме детского дневника, повествующего о жизни подростка, превратившегося в настоящего монстра.

Из зарубежной литературы были названы произведения И. Альгиде «Дом духов», где описана жизнь

нескольких поколений от рождения до смерти, и Ф. Паскаль «Школа в Ласковой Долине» - роман об американских сестрах-близнецах и их школьных друзьях, позволяющий получить представление об американской действительности и особенностях взаимоотношений между подростками.

Наибольшее же число опрошенных, особенно среди студентов (около 45%), первое место в перечне современных произведений о детстве отвели книге Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер». Феноменальную успешность этого произведения можно объяснить, по мнению большинства опрошенных, тем, что в нем есть положительный герой - мальчик, отличающийся скромностью, верностью товарищам, исполнен мужества, «т. е. обладает теми качествами, которые мы хотим видеть в подрастающем поколении».

Говоря о проблемах, рассматриваемых авторами, участники опроса отмечали, что современная художественная литература предлагает лишь негативные образцы детства. Писатели в основном сосредоточивают свое внимание на проблемах молодежной преступности, наркомании, детской жестокости, отсутствия взаимопонимания между двумя поколениями. Объяснялось же наличие негативной информации о детстве в современных художественных произведениях тем фактом, что литература всегда отражает действительность, а в реальной жизни на сегодняшний день мы имеем немало подтверждений детской жестокости.

Действительно, современная литература довольно часто рисует негативные образы детства, писатели задаются вопросами о том, насколько серьезно преобразования в обществе и мире в целом отразились на детях XXI века. В настоящее время среди отечественных авторов, рассматривающих в своих произведениях проблемы детства, можно выделить имена Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской, Алексея Иванова, Саши Соколова, Владимира Тучкова и др. Нет такого автора, которого не волновало бы то, что происходит с нашими детьми.

Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена. Современные писатели также не обходят этот вопрос своим вниманием, поскольку непонимание между двумя поколениями все возрастает. Молодое поколение выбирает «пепси», а старшему в современных условиях слож-

но сохранить прежние идеалы. Проблема детской непонятости, стремления подростков к независимости от взрослых раскрывается в романе Г. Н. Щербаковой «Мальчик и девочка». Жизненные истории двух юных героев являются яркой иллюстрацией того, насколько противоречивы современные подростки. Без сомнения, они нуждаются в родительской любви и понимании, готовы придти на помощь в сложные моменты жизни. Однако эти же дети могут быть жестокими и способны совершать безрассудства.

О противостоянии мира взрослых и детей книга Саши Соколова «Школа для дураков», повествование в которой ведется от лица мальчика, не способного воспринимать мир таким, каким его видят взрослые. В мире мальчика торжествует свободное, лиричное, фантастичное начало, трагически не совпадающее с разумным миром взрослых. Именно поэтому ребенок объявлен сумасшедшим. Богатство внутреннего мира мальчика остается непонятым и невостребованным.

В последнее время появилось немало фактов, свидетельствующих о неблагополучии в детской жизни. Эти данные касаются физического и психического здоровья детей, высокого уровня детской преступности. Значительную угрозу представляет тенденция повышенного пристрастия подрастающего поколения к наркотикам. Многие авторы, всерьез опасаясь за судьбу молодого поколения, выводят на страницы своих книг героев-подростков, переживающих многочисленные испытания, которые выпадают на долю человека нового времени. В романе Виктора Пелевина с символичным названием «Жизнь насекомых» перед нами два молодых человека, страдающих болезнью XXI века - наркоманией. Весьма актуальную на сегодняшний день проблему детской жесткости, порой не знающей границ, поднимает Владимир Тучков в произведении «Смерть приходит по Интернету». Тучков рисует безжалостный портрет нового человека, живущего в новых условиях, когда человеческая жизнь перестает быть ценностью. Часто человек в стремлении быть лучше, успешнее других переходит допустимые границы. Так, в главе «Два брата» 12-летний Стив убивает своего старшего брата, чтобы обеспечить себе «светлое будущее» в фирме отца, богатого финансиста. Мальчик в течение нескольких лет культивирует в себе

ненависть к брату и в итоге решается на убийство. «Несмотря на свои 12 лет, Стив мудро подумал о том, что каждый человек, который стремится занять в жизни достойное место, должен когда-нибудь сделать это. Иначе нельзя. Иначе не станешь таким, как папа. Иначе тебя затопчут». Этими словами подросток выражает философию нового времени. Но самое страшное в том, что он принимает эту философию как единственно возможную, как норму.

В творчестве многих писателей предпринята попытка спрогнозировать будущее детства, установить направленность изменений в его развитии. Однако способ репрезентации этой темы у каждого писателя индивидуален, что обусловливает возникновение в литературе негативных образцов. Писатели, выражая общественные сомнения, останавливаются на проблеме, как в дальнейшем не следует воспитывать детей, каких ситуаций следует избегать, если мы не хотим в реальности получить описанное ими в книгах. Одним из самых ярких произведений подобного характера является «Повелитель мух» У. Голдинга - роман-предупреждение, в котором писатель рисует ужасающую картину, создавая образы детей, утративших человеческие качества. Произведение, написанное полвека назад, сегодня особенно актуально, поскольку автор поднимает в нем вечные вопросы, размышляет о проблемах нравственности, духовности, о том, «как темна человеческая душа». Подростки, попавшие в ситуацию, когда помочь себе выжить могут только они сами, превратились в стадо дикарей, в своем безумии способных дойти до убийства, а тот, кто смог остаться человеком, оказался изгоем.

К той же теме неоправданной детской жестокости, но уже на современный лад, обращается американский писатель Тоби Литт в книге с грозным названием «Песни мертвых детей». Современное литературоведение находит параллели между этой книгой и «Повелителем мух». Однако у Гол-

динга «отвратительные проявления детской души» в некотором смысле обоснованны, поскольку дети не смогли справиться с неожиданной взрослостью и вседозволенностью, не почувствовали границ между игрой и жизнью. У Литта же дети жестоки изначально. Четыре подростка пылают ненавистью ко всем и всему, с удивительным спокойствием продумывают план «мести за любовь» своим родителям и близким, их уважения достоин только Тот, кто готовит ребят, именующих себя Командой, к войне. Он - Лучший Отец, лучший потому, что исповедует жестокость, лишен человеческих чувств даже по отношению к собственному сыну. Он учил детей быть бесчеловечными, и его наука принесла плоды.

Среди зарубежных авторов, произведения которых посвящены детству, особо можно выделить имя французского писателя Даниэля Пеннака. Нестандартный сюжет его повести «Господа дети» раскрывает сложность мира детства. Перед нами вечные вопросы - отсутствие понимания между учителем и учениками, спор двух поколений, взаимоотношения между подростками, внутрисемейные проблемы. Герои повести, трое подростков, превратившись во взрослых и испытав на себе многочисленные трудности этой жизни, поняли, насколько прекрасно быть детьми. Через всю повесть проходит мысль о том, что детей нельзя лишать детства.

К сожалению, современная художественная литература предлагает, в основном, негативные образцы детского поведения. Однако в мировой литературе есть произведения, которые сказали об удивительном мире детства так много, что независимо от времени создания остаются современными и сегодня. Это книги, которые нельзя не прочесть. В зарубежной литературе ХХ века таковыми стали автобиографическая повесть Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков», «Летняя книга» финской писательницы Туве Янссон. Двенадцатилетний герой повести «Вино из одуванчиков» Дуглас открывает для

себя мир, познает простые истины, что «он живой, он затем ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир». Даже «неприятные» открытия, сделанные Дугласом, о том, что «взрослые и дети - два разных народа, и друг друга они не поймут», что «жизнь - это одиночество», не ожесточают мальчика. Он по-прежнему верит в добро. «Вино из одуванчиков» - повесть о богатстве детской души. Автор этой книги свято верит в то, что конфликт поколений может быть разрешен, потому это повесть о взаимопонимании, дружбе и любви.

«Летнюю книгу» Туве Янссон отличает неизменная нравственность, проникновение в глубины человеческой души. Героини повести - Аленькая София и ее бабушка по-настоящему дружат. Они уважают друг друга, принимают право каждой из них на самостоятельные нравственные решения. Однако мудрая бабушка умело может указать внучке на возможные ошибки от принятия какого-либо решения, может направить действия Софии в нужное русло. В мире бабушки и Софии царит понимание и любовь - это и есть путь к разрешению конфликта поколений.

Таким образом, знакомство даже с небольшим перечнем художественных произведений и сравнение с результатами проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что далеко не все учителя и студенты знакомы с современной литературой и используют ее для познания педагогической реальности. Тогда как изучение альтернативных образов будущего, представленных в художественных произведениях, позволяет сделать предположение о человеческих взаимоотношениях, которые будут превалировать, о видах этнических и моральных проблем, которые могут возникнуть. Анализ предположений авторов позволяет установить природу познавательных и эмоциональных умений, которые потребуются школьникам завтрашнего дня, спрогнозировать необходимые изменения образовательных систем.

Современная детская литература находится в достаточно критичном состоянии, так как с каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей, уменьшается спрос на продукцию издательств. В большой степени это связано с развитием информационных технологий, быстрым взрослением детей, которым часто более интересно сидеть в Интернете и просматривать страницы Интернет-сайтов, чем читать прозу и стихи на «детские» тематики.

Несмотря на то, что Интернет действительно является настоящим кладезем самой разнообразной информации, он не сможет в полной мере заменить ребенку чтение книг, во время которого малыш учится понимать чувства и мотивы других людей, сопереживать, радоваться, развивает свою фантазию, воображение, пространственное мышление. Мало кто из людей, чье детство прошло во времена, когда Интернета не было, могут представить себе те счастливые годы без интересных и увлекательных книг. Именно поэтому не стоит лишать современных детей удовольствия почитать и окунуться в вымышленный мир автора.

Основной проблемой детской литературы на сегодняшний день является ее невостребованность, которая проявляется практически на всех уровнях. Молодые авторы жалуются на то, что им негде публиковать написанные произведения, издательства испытывают большие финансовые потери из-за низкого уровня продаж книг для детей. Литература, рассказывающая о том, как правильно вести бизнес и погашать процентные ставки по вкладам , пользуется большим успехом, чем яркие красивые книжки для детей.

Немалой проблемой является и высокая стоимость изданий для детей. Ввиду того, что полиграфия является одной из самых дорогих сфер и при этом обладает множеством возможностей, себестоимость одной детской книги настолько высока, что далеко не все родители могут позволить себе постоянно приобретать издания для ребенка. С одной стороны, современные книги стали более яркими, красочными, привлекательными для детей, с другой же, все это привело к значительному увеличению их стоимости и понижению количества проданных тиражей.

Довольно серьезным фактором является то, что редакторы и издатели, стараясь всеми силами привлечь внимание читателей к детским книгам, поддаются влиянию коммерциализации, когда возможность продать книгу становится более важной, чем качество издания. За последние годы значительно расширились тематики детских изданий, в то время как далеко не всегда такая литература соответствует стандартам качества, требованиям морали. Детей привлекают различные сюжеты и темы, но они не осознают, насколько негативным является влияние низкопробной массовой литературы для подростков про современную жизнь школьников и их приключения. Функцию отбора достойных произведений должно производить издательство во главе с редактором, но сегодня подъем прибыли более важен, чем обеспечение детей хорошими, добрыми книгами.

Беря во внимание множество факторов, современные издатели утверждают, что кризис детской литературы будет только усугубляться, пока книги не будут окончательно вытеснены с рынка или не претерпят существенные изменения.

В настоящее время, с развитием общества и страны в целом, мы практически не замечем недостатков в книгах. Зайдя в любой книжный магазин, мы видим, сотни прилавков кишащими различными жанрами литературы. Авторы этих книг, также разнообразны, а многих мы вообще видим впервые.
Сразу мы и не замечаем, что несмотря на всё обилие, представленное для нашего выбора, почти малое количество занимает детская литература. Некоторые могут отнести к детской литературе фантастику, но это будет не совсем верно, поскольку, зачастую фантастика пагубно влияет на внутренний мир ребёнка, способствуя расшатыванию его психики.
Детская литература, прежде всего, должна быть направлена на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей. Именно, книга играет здесь огромную роль. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.
Что может предложить на сегодня книжные издания столь юному читателю? На этот вопрос ответить весьма тяжело, несмотря на всю легкость задачи.
Безусловно, детские книги есть, но какие. Что скрыто за столь красивой обложкой? Каково содержание этих сказок? По этому поводу возникает множество споров и скандалов, потому, что, несмотря на красивый внешний вид, внутри книги много насилия и жестокости.
Вот строчки из одной французской книги: «Ты должен отрезать мне голову и бросить ее в море. Сделай ямку в песке и собери в нее всю кровь, которая вытечет из моего тела. Вот тебе нож: режь спокойно, пусть рука твоя не дрогнет». Шарль взял нож, который подала ему Куантик, и, не дрогнув, перерезал шею дочери волшебника. Голову он бросил в море, а кровь из раны собрал в ямку, выкопанную в песке». Несомненно, такие строки не оставят равнодушным не одного родителя. Ведь зачем ребёнку в возрасте 3 – 5 лет читать на ночь сказки про кровь и отрезанную голову?
Сказки должны быть мудрыми и добрыми, учить детей добру и любви. Жестокость не лучший инструмент воспитания детей. Большинство сказок строится на сопоставлении добра и зла, можно сказать, что это классическая схема. Вопрос в другом, каким образом преподнесено добро, и как именно показано пресловутое зло? Именно над этим вопросом должны размышлять детские писатели, приступая к воссозданию своего произведения.
Подобное относиться не только к детской литературе, но и к детскому кинематографу. Дети любого возраста, всегда не против посмотреть какие - нибудь мультфильмы по телевиденью, но то, что показывают там сейчас оставляет желать только лучшего.
В последние годы, все более популярными у нас в России становятся мультфильмы из других стран, вытесняя советских «Чебурашку и крокодила
Гену», «Малыша и Карсона», « Простоквашино» и многие другие добрые мультфильмы. На их место приходят «Котопес» «Арнольд» «Губка Боб» - все они не только имеют множество дефектов рисунка, но и не несут, ни какого нравственного и воспитательного смысла.
Что касается книг, приходящих из других стран, то они требуют достаточно хорошего перевода. Но иногда, для нашей традиционной культуры, поток переводной детской литературы оказывается спорным. Именно такой является и книга “Самые добрые в мире”, где автор слишком вольно обращается с трагической темой смерти.
Книги, требующие художественного перевода, также должны занимать отдельное место в детской литературе. Перевод требует ничуть не меньшего труда, нежели написание самой книги. Ведь именно от перевода зависит целостность сюжета и передача идеи, которую хотел донести сам автор книги.
В России, за последние десять лет, не появилось ни одного героя, за чьими приключениями было бы интересно следить, ни одной книги, которая касалась бы реальных проблем современного ребенка, и ни одного фильма, чья популярность сравнилась бы с всенародной любовью к «Приключениям Электроника» или «Гостье из будущего».
Можно много и бессмысленно рассуждать, что детской литературы у нас нет потому, что эта литература все-таки обязана утверждать ценности, учить добру, а понятий о добре нет сегодня даже во взрослой литературе, почему она и занята утверждением не ценностей, а брендов. Все это верно, однако детская литература как раз не должна в лоб утверждать ценности. Воспитывать ребенка посредством книжки совершенно бесполезно, если она хорошо написана, добро и храбрость утверждаются в ней автоматически. И не думаю я, что в России когда-нибудь было хорошо с ценностями, во все времена думали одно, вслух говорили другое, писали третье, а детей учили четвертому.
Писать для детей, дело не простое. Ребенок никогда не станет читать книгу предсказуемую: ему одинаково ненавистны «проект», «продукт», запрограммированный результат. Ему интересна тайна, а нет большей тайны, чем непредсказуемое поведение хорошо выдуманного героя.
Наряду с недостаточным количество книг для маленьких читателей, постоянно существует голод на современные повести, романы для подростков, в которых они бы узнавали себя, сегодняшний мир. И книги эти были бы не поверхностным чтивом, а писались так, чтобы читатели “над вымыслом слезами обливались”, чтобы вместе с персонажами совершали нравственные открытия, страдали и познавали счастье жизни.
Ещё больший дефицит в поэтических книгах для подростков. Если стихов для малышей у нас предостаточно, то поэзии, которая волнует душу двенадцати–четырнадцатилетнего человека, почти нет.
Попробуем представить себе приключенческую книгу на современном материале. Просто поставьте над собой этот эксперимент, как если бы завтра вам предстояло нести в издательство заявку. О чем там будет? Ребенок ловит киллера? Ребенок ищет клад? Ребенок охотится за привидениями? Все это тысячу раз было, вы сами не замечаете, как один за другим воспроизводите давно отыгранные штампы. Проблема в том, что главное занятие ребенка - открывать мир заново, как будто никто до него не побывал на этой планете. Поэтому пересказывать ему уже отыгранные фабулы бессмысленно: клады были у Стивенсона, охота на злодеев - у Твена, таинственные путешествия - у Верна, привидения - у всех. Сегодня создать хорошую детскую книгу - значит ярко и азартно написать о том, о чем еще не писали: о нравственных проблемах участника реалити-шоу, об авральной показухе, о жизни в самопровозглашенной мафиозной республике, чью независимость полмира признало, а полмира боится... Но для этого надо живо интересоваться темой самому.
Беда не в том, что нам нечему научить наших детей. Беда в том, что нам нечего объяснять самим себе: сам процесс творчества, всегда сопряженный с поисками таинственного и непредсказуемого, скомпрометирован и вытеснен из нашего сознания.
Дети любят только то, что написано с восторгом, с высшей степенью творческой свободы, а многое ли в нашей прозе выдерживает этот критерий? Сегодня же, я думаю, радость творчества ведома лишь тем очень немногим авторам, кто может себе позволить быть собой, а у многих других отсутствует витамин счастья - тот, которого ребенок ищет в литературе, прежде всего. Мы разучились делать, что хотим, и писать, что думаем, а какое же счастье без этого?
Поэтому для писателей, решивших посветить своё творчество на служение детям, должны тоже научиться погружаться в тот мир, который они на страницах своих книг открывают детям. Научиться быть рассказчиками не только для читателей, но и для самых себя.
Особую тему среди проблем детской литературы занимает вторжение взрослого мира в пространство детской книги. Были времена, когда поэзия для детей походила на уютную лужайку, где среди зайчиков и ёлочек играли детки, а у них были щёчки, ручки, глазки, губки. Гул взрослого мира до этой уютной лужайки не долетал. Потом наступила другая эпоха, когда взрослый мир, словно танк, въехал в детскую комнату. Как и во всём, здесь тоже необходима гармония. С одной стороны – детский мир должен, как сообщающийся сосуд, ощущать явления взрослой жизни, с другой – ни в коем случае нельзя заливать его потоком сугубо взрослых интересов.
Приобщение детей к взрослому миру должно происходить постепенно, и происходить должно. Потому, что как бы родители не хотели продлить детство своего чада, огораживая его от жестокости жизни, рано или поздно ребенку все - равно придётся окунуться в эту среду, и лучше делать это постепенно, нежели методом резкого скачка.
Даже здесь книга оказывает своё влияние на эту проблему. Чрез неё можно начинать готовить почву для дальнейшего воспитания ребенка.
Вот так, оттолкнувшись от истоков проблемы, попробуем проникнуть в её глубину. Почему сейчас так остро ощущается недостаток детской литературы? Почему книги оказались вытесненными фильмами и как с этим бороться? Какова миссия детской литературы и ее создателей на сегодняшний день? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Рассмотрев детей дошкольного возраста, попробуем разобраться с детьми старших возрастов. Какая литература нужна детям подросткового возраста?
Для начала стоит обратить внимание на то, чем ознаменовалось в литературе начало XXI века.
Конец двадцатого века обусловлен большими потрясениями. Развал Советского Союза и образование новых государств не могло не отразиться на жизни общества. Под влиянием этих процессов происходит сдвиг общественного сознания, что оказывает определенное влияние на развитии детской литературы и литературы вообще.
Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.
В восьмидесятые годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы.
Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев – автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию – автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель.
Современные писатели в своих произведениях пытаются показать новые реалии, что требует нестандартных подходов. Героями произведений становятся персонажи, которые еще вчера считались людьми недостойными находиться в обществе.
Не смотря на такой поворот, современная детская литература не изменила своего курса. Тенденции ее развития на протяжении всего двадцатого века сохранились и сейчас. Ребенок, как самостоятельная личность, мыслящая, чувствующая, способная оценивать окружающий мир, является героем многих современных авторов. Современные детские стихи, рассказы и сказки в основном легко читаются и понятны самым маленьким читателям. В основе таких произведений, как и раньше, лежит фольклор.
Герои, созданные народом, продолжают жить в современных произведениях. Так же в современной детской литературе очень широко описаны взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Это особо приветствуется в современных условиях, когда бешеный ритм жизни не всегда предоставляет возможность взрослым на общение с детьми. А такие жанры как детская фантастика, фэнтези и детский детектив в современной детской литературе стали наиболее читаемыми среди подростков и дали ответ на вопрос критиков, что читать.
Начало двадцать первого века также обусловлено возращением детских журналов и газет. «Мурзилка», «Веселые картинки» становятся любимцами уже нового поколения. Поэтому вопрос, что читать ребенку сейчас не стоит так актуально, как в девяностые годы двадцатого столетия.
Однако не все так безоблачно. Рецензии на книги просто пестрят такими выражениями, как плагиат, некачественная литература и прочее. Ностальгия по Барто, Маршаку, Чуковскому не дает критикам покоя. Возвращаясь к прошлому, просто необходимо думать о новом и перспективном. Еще одной проблемой нынешнего времени, является проблема, что дети с каждым годом читают все меньше и меньше. Поэтому вопрос не что читать, а как и где читать выходит на первый план. Компьютеры, круглосуточные детские кабельные каналы стали настоящими соперниками детской книги.
Решать такую проблему, призваны, возобновившиеся в последнее время, литературные встречи и конкурсы. На которых авторскому сообществу предлагаются не только рецензии на книги, но и как привлечь внимание читателей. Детские библиотеки поддерживают инициативы современных авторов. Дни книги, празднование юбилеев детских авторов, выставки новых книг и это лишь малый перечень тех мероприятий, которые проводят библиотеки.
Литература для детей - явление достаточно специфичное. Она долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в некую самостоятельную область, и, как следствие, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой так называемой «специфики». Имеют место разночтения даже в том, как ее называть: «детская литература» или «литература для детей».
За последние пятнадцать лет, произошло существенное движение, связанное с корректировкой детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы XIX и XX вв.
Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.
Но правды ли люди, которые так резко отделяют детскую литературу от общего потока литературы и, что можно к ней отнести? Как было оговорено ранее, детская литература отделяется от взрослой, чтобы в мир ребёнка не вторгались все те взрослые аспекты, которые изображаются в книгах старшего поколения. Но было бы и не правильным полагать, что детская литература должна сводится лишь к сказкам, фантастике и цветным журналам. Однако именно этим зачастую и увлечены нынешние дети.
Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы.
Несмотря на большую популярность журналов у детей, нельзя отметить их практической пользы, ведь они не несут ни какого интеллектуального развития. Конечно, видов журналов достаточно много, но такие журналы как о животных или растениях, пользуются достаточно меньшим спросом, чем журналы о принцессах и машинках, пестрящими яркими картинками и раскрасками.
Наряду с этими обстоятельствами, появляется ещё одна не менее важная проблема, связанная с судьбой начинающего детского писателя. Проблема состоит в том, что периферийному автору сложно стать известным и знаменитым, тем более, что в данный момент, как мы выяснили, детская литература не пользуется должным спросом. В лучшем случае у него появится признание, но его книги не насытят даже небольшую изголодавшуюся по хорошему чтению часть населения. К тому же в региональных издательствах книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Москва по-прежнему остаётся всероссийским издательским центром.
Также детский писатель должен не просто найти способ издать свою книгу, но и привлечь к ней читателей, а сделать это весьма сложно, ведь в отличие от журналов, которые завлекают детей рисунками и картинками, внутреннею часть книги сразу не постичь. Это ещё одна из причин меньшего проса книг по сравнению с журналами.
Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо-издательской стороне дела.
«В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сефа в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева.
Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Ни для кого не секрет, что коммерческий успех книги напрямую зависит от читательского спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие для детей. Во многом здесь виновато время, слишком уж оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или – наоборот. Если вспомнить слова Зинаиды Гиппиус, написанные в дневнике ещё в 1904 году, то становится понятно, что человеческий, читательско-писательский, фактор имеет не меньшую значимость, чем временной. Они взаимосвязаны и перетекают друг в друга. Зинаида Гиппиус писала: «…современные стихотворные сборники и талантливых поэтов, и бездарных поэтов, одинаково оказались не нужны никому. Причина, следовательно, лежит не только в авторах, но и в читателях. Причина – время, к которому принадлежат и те, и другие, – все наши современники вообще…»
Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.
В переиздании классики, несомненно, много плюсов: к людям нужно возвращать лучшие произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи произведения давно или вообще не переиздавались – этого требует литературный вкус современного читателя, более того – этого требует справедливость.
Однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология.
Сегодня дети и подростки ориентируются далеко не на лучшую, но «модную» в их среде продукцию; увеличивается ориентация детей и подростков на журналы с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. Журналы направленные на психологическое, педагогическое, литературное развитие, выпускаются в достаточно малых тиражах.
Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы.
В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению со многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению.
Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Многие люди, из- за недостаточного количества материальных средств, вынуждены ограничивать себя в приобретении детской литературы.
Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. Но в условиях постоянного снижения финансирования книгоснабжения, ухудшилось комплектование библиотек детской литературой. Всё чаще на полках мы видим давно известные нам книги, журналы давнишнего издания. У детей практически нет выбора в библиотеке, а предложенные экземпляры давнишнего срока скучны и пресны. Таким образом, по-прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение.
Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря ним дети мечтают, фантазируют и изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и журналов для детей и подростков стали еще острей.
Подводя итоги сказанному, следует сказать, что несмотря на первую незначительность поднятой мной темы, проблемы у неё есть, причем, весьма ощутимые. Эти проблемы требуют тщательного рассмотрения и немедленного решения, ведь именно от этого зависит будущее наших детей, их приобщение к книгам и формирование духовной, психологической, нравственной и этической сторон жизни.
Закрывать глаза на нынешнее состояние детской литературы - значит отнимать у детей важную часть их жизни, потворствовать безвкусице, развитию равнодушия и бездуховности среди молодежи.
Таким образом, можно сделать смелый вывод, что у детской литературы наблюдаются серьезные проблемы, решение которых зависит только от нас с вами. Мы должны постараться создать лучшие условия для последующих поколений, ведь именно в детях наше будущее, о котором пока должны заботиться мы.

Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза.Особенности развития современной прозы : 1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века;3.Жанротворчество (мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии);4.Диалог культур;5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера;6.Современная литература – это представители разных поколений: -писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын); -авторы 70х (С.Довлатов, А.Битов,В.Маканин, А.Петрушевская и др.); -поколение «перестройки » (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский);

-молодые современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.);

7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя. 8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность. Основные направления современной прозы:

1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы)

2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический,мифологический); сильное игровое начало.

3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности, смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др. Тематика современной поэзии:

1.Обращение к мифу и его трансформации (В.Орлов, А.Ким,В.Сорокин,Л.Улицкая,Т.Толстая)

2.Деревенская проза (Е.Носов, В.Белов,В.Распутин) 3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов) 4.Историческая тематика (Б.Акулин, Ю.Давыдов,А.Иванов) 5.Тема фэнтази
(М.Семенова,С.Лукьяненко,В.Рыбаков)6. «Запретная тема»- социальное дно, эротика, мистика

7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе», 8.Детективная тематика (А.Маринина, Б.Акунин,П.Дашкова,М.Юденич) 9.Женская тематика



Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая , автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники» , «Детство сорок девять», «Девочки». Особенности рассказов :1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета; 3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас) 4.в центре – женские образы; 5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни. В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна. Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.

На заседании круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы», организованном Исполкомом выставки «ПРЕССА-2006», была поставлена цель -- выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности.

Были высказаны конкретные предложения по поддержке детской литературы, пропагандирующей высокие этические и нравственные принципы:

· отмена НДС на детскую периодику;

· обеспечение правовой защищенности отечественных детских изданий;

· вход детской литературы в киосковые сети бесплатно;

· проведение анализа состояния фондов школьных и детских библиотек и разработка программы их пополнения;

· предоставление дотаций библиотекам для подписки на социально значимые издания;

· проведение Всероссийского фестиваля школьных библиотек;

· проведение конференций и семинаров по проблемам детского чтения в регионах;

· возобновление проведения ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги;

· учреждение знаков отличия для социально значимых изданий, которые будут вручаться на выставке «ПРЕССА» по итогам работы независимых общественных экспертных советов. Эта идея получила развитие в ряде предложений по проведению творческих конкурсов в рамках выставки «ПРЕССА-2006». Участникам круглого стола была предложена директором по развитию издательского дома «Веселые картинки» Олегом Ждановым концепция конкурса с разнообразными номинациями в области детской литературы -- конкурса «Маленький принц» -- в рамках «ПРЕССЫ-2006»;

· существенное дополнение перечня детских изданий;

· популяризация лучших книг и журналов, как для детей, так и для родителей.

· возрождение государственного заказа на выпуск детской литературы и повышение статуса конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений.

· издание книг для детей сделать приоритетным в книгоиздании.

Заключение

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить -- всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:

· Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет.

· Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества - тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени.

· Тиражи детской периодики падают с невероятным ускорением. И чтобы этого избежать, редакторы часто прибегают к помощи информационной «текучки», поддаваясь «злобе дня» в худшем смысле этого выражения.

· Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения: произошел резкий спад показателей издания детской литературы; с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

· Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. В этом проявляется ещё одна проблема детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.

· Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах.

Закрывать глаза на нынешнее состояние детской литературы -- значит отнимать у детей важную часть их жизни, потворствовать безвкусице, развитию равнодушия и бездуховности среди молодежи.

Получается, что у детской литературы сейчас далеко не детские проблемы.



Беременность и роды