Вконтакте аркадий кириллович решил продолжить разговор.  ЕГЭ по русскому

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) __________ (предложения 7-8), а троп — (Б) __________ („ослепительно золотые, трепещущие стены“ в предложении 9) помогает читателю представить картину происходящего. Такой синтаксический приём, как (В) __________ („она, обмершая, заворожённая“ в предложении 10, „вздох горестный и сдавленный“ в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) __________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) эпифора

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развернутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) сравнительный оборот

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Дата публикации: 10.02.2017

Проверенное сочинение по тексту «То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами…» В. Тендрякова

Введение:

Жизненный путь всегда труден. Человек проходит множество испытаний, подвергается опасности, попадает в экстремальные ситуации , но самое главное в этих ситуациях - несмотря ни на что остаться человеком.

Проблема:
В предложенном для анализа тексте русский писатель Владимир Федорович Тендряков поднимает проблему человечности. «Можно ли уничтожить человечность? » - именно такой вопрос ставит автор. (Проблема может быть обозначена как понятие и как вопрос, но совмещать оба способа в одном тексте - лишнее + слишком много повторов)

Иллюстрация:

Писатель рассматривает проблему, повествуя о пожаре в немецком госпитале Сталинграда. «Выражение боли и покорной беспомощности» было во всех глазах, как в русских, так и в немецких. (Так не говорят. «Было в глазах русских и немцев» - лучше так.)

«Совершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой», - такой вывод делает автор текста. (Одна из самых распространенных ошибок. Никогда не пишите о выводах автора в иллюстрации. Сам пример неплохой, но слово «вывод» нужно заменить)

Позиция:


Свою позицию В.Ф. Тендряков выразил в мыслях героя отрывка Аркадия Кирилловича: «Ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. Его можно подавить, но не уничтожить » (Излишнее цитирование)
Не могу не согласиться с писателем, так как считаю, что человечность - одно из важнейших качеств личности. Ее нельзя полностью уничтожить, потому что именно она делает нас людьми.

Аргументы:

В подтверждение своего мнения приведу пример из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня Мария во время войны осталась одна на хуторе. На ее глазах были убиты муж и сын, но это не сломило ее. Она смогла сохранить человечность: приютила эвакуированных детей, помогла молодому раненому немцу восстановиться после ранения. Благодаря этому качеству она выжила в суровые военные годы. (Не факт)

Но не все люди обладают этим качеством. (Противоречит позиции автора, с которой ты, кстати, согласилась). Вспомним повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор повествует о жизни воспитанников детского дома братьев Кузьменышей, эвакуированных на Кавказ. На Кавказе творится страшное: местных жителей держат в страхе чеченцы, которые грабят поселения и издеваются над мирным населением. Эти люди бесчеловечны, они зверски убивают одного из Кузьменышей и вешают его тело на забор. Человечность в этих людях не уничтожена, она отсутствовала в них с самого начала.

Заключение:


Таким образом, человечность нельзя уничтожить. Малая доля ее есть в каждом из нас, нужно только открыть ее и выпустить наружу.

Итоги: Хорошее сочинение, видно, что очень старалась, но лично ты можешь еще лучше! Подумай, как правильно подойти ко второму аргументу, чтобы его можно было зачесть + нужно быть внимательнее в формулировках, чтобы избежать речевых ошибок и тавтологии. Хочется отметить, что виден потенциал, и если потренироваться, то есть все шансы написать сочинение на максимальный балл)

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме


Смысловая цельность, речевая связность и последователь-ность изложения

Точность и выразительность речи

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение языковых норм

Соблюдение речевых норм

Соблюдение этических норм


Соблюдение фактологической точности в фоновом материале


Общий балл

Кухня уютно-тесная, белая, оскорбительно покойная, прибранностью и порядком притворяющаяся - не ведает, что случилось рядом за стеной. Узенький столик у стены покрыт клеенкой с веселыми цветочками. Аркадий Кириллович тяжело опустился за него.

Женщина с ружьем оказалась почти на окраине города, в новом районе, где дома без конца повторяют друг друга, где фонари реже, дождь, кажется, сыплет гуще, закоулки темней, а ночь глуше, неуютней, безнадежней.

Женщина свернула за угол одного ничем не отличающегося от других пятиэтажного здания, тихо постанывая: «Бож-ж… Бож-ж…» - протрусила наискосок через просторный двор, оказалась у флигелька, каким-то чудом уцелевшего с прежних, дозастроечных времен, сохранившего среди утомительно величавого стандарта свою физиономию, облупленную, скривившуюся, унылую.

Женщина пробарабанила в окно, и оно, помешкав, вспыхнуло, вырвав из тьмы одичавшее, залепленное мокрыми волосами лицо, зловеще залоснившиеся стволы ружья…

Маленькая комнатушка была беспощадно освещена свисавшей с потолка голой лампочкой. Переступив порог, женщина с грохотом выронила ружье, бессильно опустилась на пол, и сиплый, гортанный полукрик-полустон вырвался из ее горла.

Тихо ты! Соседей побудишь.

Рослая старуха, впустившая ее, глядела сонно, недобро, без удивления.

Ко-оль-ка-а!.. Отца-а!.. Насмерть!

Женщина надсадно тянула худую шею в сторону старухи, сквозь волосы, запутавшие лицо, обжигали глаза.

Старуха оставалась неподвижной - пальто, наброшенное на костлявые плечи поверх ночной рубахи, босые, уродливые, с узловатыми венами ноги, жидкие, тускло-серые космы, длинное, с жесткими морщинами, деревянное лицо - непробиваема, по-прежнему недоброжелательна.

Евдокия-а! Колька же!.. Отца!.. Из ружья!..

Легкое движение вскосмаченной головой - мол, понимаю! - скользящий взгляд на двустволку, затем осторожно, чтоб не свалилось пальто, старуха освободила руку, перекрестившись в пространство, неспешно, почти торжественно:

Царствие ему небесное. Достукался-таки Рафашка!

Всем телом женщина дернулась, вцепилась обеими руками себе в горло, забилась на полу:

В-вы!.. Что в-вы за люди?! Кам-ни-и! Кам-ни!! Он никого не жалел, и ты… Ты - тоже!.. Ты же мать ему - слезу хоть урони!.. Камни-и-и бесчувственные!!

Старуха хмуро глядела, как бьется на полу рядом с брошенным ружьем женщина.

Страш-но-о!! Страш-но-о среди вас!!

Ну хватя, весь наш курятник переполошишь.

Тяжело ступая босыми искривленными ногами по неровным, массивным, оставшимся с прошлого века половицам, старуха прошла к столу, налила из чайника воды в кружку, поднесла к женщине: - Пей, не воротись… Криком-то не спасешься.

Женщина, стуча зубами о кружку, глотнула раз-другой - обмякла, тоскливо уставилась сквозь стену, обклеенную пожелтевшими, покоробленными обоями.

Дивишься - слезы не лью. Оне у меня все раньше пролиты - ни слезинки не осталось.

Минут через пятнадцать старуха была одета - длинное лицо упрятано в толстую шаль, пальто перепоясано ремешком.

Встань с пола-то. И сырое с себя сыми, в кровать ляг, - приказала она. - А я пойду… прощусь.

По пути к двери она задержалась у ружья:

Чего ты с этим-то прибегла?

Женщина тоскливо смотрела сквозь стену и не отвечала.

Ружье-то, эй, спрашиваю, чего притащила?

Вяло пошевелившись, женщина выдавила:

У Кольки выхватила… да поздно.

Старуха о чем-то задумалась над ружьем, тряхнула укутанной головой, отогнала мысли.

Кольку жаль! - с сердцем сказала она и решительно вышла.

Он считал: педагог в нем родился одной ночью в разбитом Сталинграде.

Кажется, то была первая тихая ночь. Еще вчера с сухим треском лопались мины среди развалин, путаная канитель пулеметных длинных и лающе-коротких автоматных очередей означала линию фронта, и дышали «катюши», покрывая глухими раскатами изувеченную землю, и на небе расцветали ракеты, в их свете поеживались причудливые остатки домов с провалами окон. Вчера была здесь война, вчера она и кончилась. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. И никак не верится, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда. И хотя по улицам средь пепелищ валяются трупы, но то вчерашние, новых уже не прибавится.

И в эту-то ночь неподалеку от подвала бывшей одиннадцатой школы, где размещался их штаб полка, занялся пожар. Вчера никто бы не обратил на него внимания - бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревяное здание, до сих пор счастливо обойденное войной. Горел вместе с ранеными. Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски. И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный - то падали вместе с койками спекшиеся в огне немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

А многие успели выбраться. Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. Он в болотного цвета, тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.

Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться - кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. Его можно подавить, но не уничтожить. Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты - открыть их, дать им вырваться наружу! И тогда… Вывихи истории - народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля… Но историю-то творит не господь бог - ее делают люди! Выпустить на свободу из человека человеческое - не значит ли обуздать беспощадную историю?

Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. Толпа в бессилье наблюдала. И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца, стал выталкивать его из толпы:

Шнель! Шнель!

Немец без удивления, равнодушно принял опеку, послушно трусил всю дорогу до штабного подвала.

Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал - какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

В каждом нерастраченные запасы человечности. Историю делают люди.

Бывший гвардии капитан стал учителем и одновременно кончал заочно пединститут.

Школьные программы ему внушали: ученик должен знать биографии писателей, их лучшие произведения, идейную направленность, должен уметь по заданному трафарету определять литературные образы - народен, реакционен, из числа лишних людей… И кто на кого влиял, кто о ком как отзывался, кто представитель романтизма, а кто критического реализма… Одного не учитывали программы - литература-то показывает человеческие отношения, где благородство сталкивается с подлостью, честность со лживостью, великодушие с коварством, нравственность противостоит безнравственности. Отобранный и сохраненный опыт человеческого общежития!

Нередко мы слышим истории о том, как два заклятых врага вдруг объединяются и забывают о нанесённых друг другу обидах. Что же толкает людей сплотиться вместе, разрушить, казалось бы, неприступную стену между ними? Именно этот вопрос ставит перед нами советский писатель В.Ф.Тендряков.

Рассказчик повествует о том, как внезапный пожар в немецком госпитале поражает, устрашает, заставляет беспомощно страдать не только немецких солдат, смотрящих на трагедию, но также и русских: «Сейчас они [немецкие солдаты] затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.» Тяжелые переживания, беда становятся общими, объединяют врагов скорбью по погибшим, и стираются границы между национальностями, идеями, «правыми и неправыми».

Остаётся лишь совместная горечь: «У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.»

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, в тяжелые моменты люди забывают о той боли, которую друг другу причинили, и между ними возникает внутренняя глубокая связь, берущая своё начало из гуманности и способности к состраданию. Именно это произошло с героями романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Л.Н.Толстого Андреем Болконским и Анатолем Курагиным. Получив тяжелое ранение и оказавшись в госпитале, Андрей узнал в человеке, лежащем на соседней койке и изнывающем от боли (ему ампутировали ногу), своего заклятого врага Курагина. Однако почему-то в тот момент Болконский даже не вспомнил о подлом поступке Анатоля Курагина, отнявшего у него Наташу Ростову. Конечно, это произошло потому, что в душе Андрея проснулось искреннее сострадание к этому человеку, которое он стал испытывать вместо былой жгучей ненависти. Глаза Курагина, наполненные болью и отчаянием, искали поддержки Андрея. Именно так между этими людьми кончилась вражда, и человеческие начала победили. Человечность одерживает верх не только у взрослых. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» школьники, враждовавшие со своим одноклассником, сыном отставного штабс-капитана Илюшей, даже бросавшие в него камнями, вдруг резко изменили своё поведение. Илюша внезапно очень серьёзно заболел, у него началась тяжёлая лихорадка, и мальчики, забыв об обидах и гордости, вместе стали навещать больного, заботиться о нём, проявлять внимательность и сочувствие. Болезнь мальчишки пробудила в их сердцах человечность, способность к состраданию. Очень жаль, что порой ничто так хорошо не объединяет, как общее горе…

Таким образом, какой бы страшной ни была вражда между людьми, общая восприимчивость к страданию, внутренние душевные силы, силы добра и человечности смогут её преодолеть и сплотить людей, показать им, что на самом деле важно, а что – лишь миражи, мешающие воссоединению.

Известный писатель Владимир Тендряков в своем тексте задается вопросом: как сохранить человечность в драматических условиях?

Герой рассказа Тендрякова, бывший фронтовик Аркадий Кириллович вспоминает один из страшных эпизодов минувшей войны. После тяжелого сталинградского сражения загорелся немецкий госпиталь, где находилось много раненых. За этой картиной наблюдали советские бойцы и взятые в плен немцы. Наши воины не злорадствовали, Аркадий даже накинул свой полушубок на дрожавшего от холода недавнего врага.

Затем произошло то,

чего никто не ожидал: один из пленных кинулся к объятому пламенем зданию, а вслед за ним бросился красноармеец, пытаясь остановить немца.

Как только они скрылись в здании, стены обрушились и погребли под собой обоих. Герой рассказа говорит, что боль за погибших в огне людях в тот момент объединила непримиримых врагов.

Авторская позиция выражена просто и понятно: “ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое”. Полностью разделяю мысли Тендрякова, ведь и в современном мире проблема человечности остается актуальной. На протяжении минувшего столетия нашим соотечественникам довелось пережить немало катаклизмов: революции, войны, разруху, голод, стихийные бедствия. Однако люди выстояли, не сломила их тяжелая ноша, большинство сохранили лучшие качества души: милосердие, сострадание, доброту.

В литературных произведениях о минувшей войне можно найти массу примеров, когда люди, казалось бы, в невыносимых условиях оставались не только мужественными, но и человечными. В рассказе “Судьба человека” М. А. Шолохов описывает жизненный путь обычного мужика, на которого обрушилось много горя. Во время войны Андрей Соколов получил ранение, достойно пережил муки плена, бежал из него, воевал дальше, а по возвращении домой узнал, что вся семья погибла, на месте дома осталась лишь воронка. Он работал шофером, но дальнейшая жизнь потеряла смысл. Однако встреча с мальчишкой беспризорником показала, что сердце Соколова не ожесточилось, в душе сохранились доброта и сострадание. Он усыновил Ванюшку и вместе с сыном обрел и смысл жизни.

Размышляя о людях, на чью долю выпали неимоверные испытания, поражаешься внутренней силе, которая помогала оставаться достойными членами общества. .Можно лишь вслед за В. Тендряковым повторить, что “историю делают люди”.


Другие работы по этой теме:

  1. Благодаря таким внутренним ресурсам, как душевные силы, человек наделяется способностью к ведению полноценной жизни, преодолению трудностей, выполнению работы, и творчеству. Хотя душевным силам свойственно иссякать,...
  2. Война – страшное явление, античеловечное по своей сущности. Она уносит много невинных человеческих жизней, стирает с лица Земли целые города. Совсем недавно повсюду были слышны...
  3. Вступление Гармоничная жизнь в социуме, так прекрасна, но к сожалению, так не возможна в нашем обществе. На протяжении тысячелетий самые выдающиеся философы и писатели неоднократно...
  4. Я считаю, что человечность это, прежде всего, осмысленное и гуманное отношение к окружающим. Доброта, любовь, забота – качества определяющие настоящего человека. Ведь именно это отличает...
  5. В центре нашего внимания текст Юрия Васильевича Бондарева, советского писателя, в котором описана проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. В своем тексте автор...
  6. Как прекрасна наша природа… Она ведь живая, настоящая… Именно первозданная красота ее делает нас чище, лучше. На такие мысли навел меня отрывок из произведения Гавриила...
  7. Нередко мы слышим выражения: “не падать духом”, “проявить силу духа”, “воспрянуть духом”. Эти добрые наставления включают в себя понятия, означающие: не унывать, не отчаиваться и...
  8. Чехов – непревзойденный мастер рассказа. В короткое описание Антон Павлович умудрялся вкладывать большую смысловую нагрузку. Даже в обыденных, на первый взгляд, сюжетах писатель затрагивает важнейшие...
  9. Внутренний мир человека наполнен чувствами и эмоциями. Он влияет на формирование характера, мировоззрения и определяет сущность личности. Но всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику...
  10. Писатель-публицист В. М. Песков поднимает в своем тексте проблему экологии и людского равнодушия к ней. Технический прогресс дает нам определенные блага, однако с каждым годом...

.
Сохранение человечности в самых страшных условиях. По тексту В. Тендрякова То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде (ЕГЭ по русскому)

Беременность и роды