Жизненный путь жюльена сореля. Красное и черное в жизни жюльена сореля

Жизнь Жюльена Сореля была не легкой.

Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не удивительно. Ведь в эпоху, в которой разворачивается действие романа «Красное и черное», вся власть и деньги принадлежали лишь аристократам и людям высокого положения.

И вот совершенно неожиданно в такой обычной семье появилась «белая ворона», которая не согласна с таким положением вещей и вдобавок бросает открытый вызов такому укладу жизни. Братья и отец издевались над тонкой и романтичной натурой Жюльена, смеялись над его тягой к знаниям, над его утонченной фигурой и честолюбивыми мечтами.

Жюльен желал более красивой и комфортной жизни, героических поступков, военной службы и великосветского общества. К сожалению, во времена после падения Наполеона в армию могли вступить лишь аристократы, именно этот факт толкнул героя на изучение богословия и латыни. Благодаря этим знаниям Жюльен попал на работу в дом мера.

Жюльен Сорель понимал, что это его первый шаг к осуществлению мечты, но, не смотря на, то, что ее осуществить практически нереально и нужно приложить максимум усилий и приспособиться к обстоятельствам, юноша не позволяет господину де Реналю насмехаться над собой. В этот период романа автор демонстрирует нам непомерную гордость и честолюбие Жюльена. И хотя он был низкого происхождения, вел себя Сорель как настоящий аристократ, отсюда и начинаются его умопомрачительные взлеты и падения.

«Если у человека появиться, хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знания - безрассудством, его милосердие - жестокостью, а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоинством. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром»
Хун Цзыгэн

Жюльен хотя и был умным человеком, но все, же он был молод и не обладал большой силой воли. Он не смог удержать свою гордыню и жажду мести, он стал любовником госпожи де Реналь, оттолкнув любовь простой девушки служанки. Именно этим он демонстрирует, что им управляет только корысть и честолюбие, но госпожа де Реналь ослепленная страстью этого не видит.

Когда Жюльен попал в семинарию, он начал понимать, что даже здесь есть свои интриги, и это в месте, где воспитывают служителей веры!

Душа Жюльена наполнена разочарованиями и противоречиями. Он очень расстроен тем, что госпожа де Реналь ему не пишет, тем, что вокруг сплошная ложь. Все эти факторы, да и не только эти, послужили тропинкой в мир обмана и лицемерия.

Жюльен становиться жестоким, хитрым и расчетливым.

«В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью»
С. Галифакс

Преодолев все препятствия, Жюльен попадает в точку, для достижения которой было приложено столько усилий и вся его жизненная деятельность. Он попал в дом маркиза де Ла Моля.

В это же время в душе Сореля медленно начинает умирать честный и добрый человек, он, практически полностью потерял честь и гордость, в беспрерывной погоне за славой и признанием аристократического общества. В конце концов, он пытается жениться на Матильде, но именно тут происходит непредвиденное.

Оскорбленная госпожа де Реналь в порыве ревности и мести, решает одним росчерком пера зачеркнуть всю жизнь и карьеру Жюльена Сореля. Свет померк в глазах юноши, он понял, что это - конец! Но Жульен был не тем человеком, который мог вернуться в отцовский дом или стать служителем церкви. Нет, нет, нет и еще раз нет! Он хочет мести! Он в отчаянье! Если конец, то до конца! Он бросая вызов всему миру он стреляет в госпожу де Реналь прилюдно, что бы смыть кровью позор и боль, которые она принесла в его жизнь.

«Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно»
А.С. Пушкин

Находясь в тюрьме, Жюльен понимает, наконец, много вещей. Он укоряет себя за преступление против любви, за корысть, за необдуманность поступков. Этим раскаяньем он заслуживает наше прощение за прошлое. Меня радует, что несмотря ни на что он все-таки не уничтожил в себе человека.

В образе Жюльена Сореля, автор показывает нам неимоверно эгоистичного и в тоже время, чуткого и совестливого человека. Особенность этого романа не только в том, что он показывает борьбу личности и общества, но и конфликт между точным расчетом и сильной, чуткой и романтичной душой.

«Сколько достоинств у человека, столько и пороков»
Древнеиндийский афоризм

Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода - классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века.

Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля.

Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.

Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же…» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в allsoch.ru - 2001-2005 люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет моста таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все то, что так дорого Жюльену.

Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.

В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

«Красное и черное», сочинение

Красное и черное в жизни Жюльена Сореля

«Нехитрое дело попасть ногою в
проложенный след; гораздо труднее,
но зато и почетнее,
прокладывать путь самому»
Якуб Колас

Жизнь Жюльена Сореля была не легкой.

Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не удивительно. Ведь в эпоху, в которой разворачивается действие романа «Красное и черное», вся власть и деньги принадлежали лишь аристократам и людям высокого положения.

И вот совершенно неожиданно в такой обычной семье появилась «белая ворона», которая не согласна с таким положением вещей и вдобавок бросает открытый вызов такому укладу жизни. Братья и отец издевались над тонкой и романтичной натурой Жюльена, смеялись над его тягой к знаниям, над его утонченной фигурой и честолюбивыми мечтами.

Жюльен желал более красивой и комфортной жизни, героических поступков, военной службы и великосветского общества. К сожалению, во времена после падения Наполеона в армию могли вступить лишь аристократы, именно этот факт толкнул героя на изучение богословия и латыни. Благодаря этим знаниям Жюльен попал на работу в дом мера.

Жюльен Сорель понимал, что это его первый шаг к осуществлению мечты, но, не смотря на, то, что ее осуществить практически нереально и нужно приложить максимум усилий и приспособиться к обстоятельствам, юноша не позволяет господину де Реналю насмехаться над собой. В этот период романа автор демонстрирует нам непомерную гордость и честолюбие Жюльена. И хотя он был низкого происхождения, вел себя Сорель как настоящий аристократ, отсюда и начинаются его умопомрачительные взлеты и падения.

«Если у человека появиться, хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знания – безрассудством, его милосердие – жестокостью, а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоинством. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром»
Хун Цзыгэн

Жюльен хотя и был умным человеком, но все, же он был молод и не обладал большой силой воли. Он не смог удержать свою гордыню и жажду мести, он стал любовником госпожи де Реналь, оттолкнув любовь простой девушки служанки. Именно этим он демонстрирует, что им управляет только корысть и честолюбие, но госпожа де Реналь ослепленная страстью этого не видит.

Когда Жюльен попал в семинарию, он начал понимать, что даже здесь есть свои интриги, и это в месте, где воспитывают служителей веры!

Душа Жюльена наполнена разочарованиями и противоречиями. Он очень расстроен тем, что госпожа де Реналь ему не пишет, тем, что вокруг сплошная ложь. Все эти факторы, да и не только эти, послужили тропинкой в мир обмана и лицемерия.

Жюльен становиться жестоким, хитрым и расчетливым.

«В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью»
С. Галифакс

Преодолев все препятствия, Жюльен попадает в точку, для достижения которой было приложено столько усилий и вся его жизненная деятельность. Он попал в дом маркиза де Ла Моля.

В это же время в душе Сореля медленно начинает умирать честный и добрый человек, он, практически полностью потерял честь и гордость, в беспрерывной погоне за славой и признанием аристократического общества. В конце концов, он пытается жениться на Матильде, но именно тут происходит непредвиденное.

Оскорбленная госпожа де Реналь в порыве ревности и мести, решает одним росчерком пера зачеркнуть всю жизнь и карьеру Жюльена Сореля. Свет померк в глазах юноши, он понял, что это – конец! Но Жульен был не тем человеком, который мог вернуться в отцовский дом или стать служителем церкви. Нет, нет, нет и еще раз нет! Он хочет мести! Он в отчаянье! Если конец, то до конца! Он бросая вызов всему миру он стреляет в госпожу де Реналь прилюдно, что бы смыть кровью позор и боль, которые она принесла в его жизнь.

«Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный – невозможно»
А.С. Пушкин

Находясь в тюрьме, Жюльен понимает, наконец, много вещей. Он укоряет себя за преступление против любви, за корысть, за необдуманность поступков. Этим раскаяньем он заслуживает наше прощение за прошлое. Меня радует, что несмотря ни на что он все-таки не уничтожил в себе человека.

В образе Жюльена Сореля, автор показывает нам неимоверно эгоистичного и в тоже время, чуткого и совестливого человека. Особенность этого романа не только в том, что он показывает борьбу личности и общества, но и конфликт между точным расчетом и сильной, чуткой и романтичной душой.

Сочинение


В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к тоҹности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.
Первый большой роман Стендаля, "Красное и ҹерное", вышел в 1830 году, в год Июльской революции.
Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: "Правда, суровая правда!", и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.
Название романа подҹеркивает и основные ҹерты в характере Жюльена Сореля главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей лиҹности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звуҹание романа.
Сорель, разноҹинец, плебей, хоҹет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой поҹве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: "Господа! Я не имею ҹести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять ҹувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах... имели сҹастье полуҹить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, ҹто богаҹи гордо именуют обществом".
Таким образом, Жюльен сознает, ҹто судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, ҹто он посмел переступить ҹерту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.
Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за лиҹное благополуҹие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хоҹет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную лиҹность, ҹеловека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.
Он не хоҹет поступиться этими каҹествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого ҹеловека к их вкусам. В этом основ-иой смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне ҹужой в этой среде: и как выходец иа социальных низов, и как ҹеловек высокоодаренный, который не хоҹет оставаться в мире посредственностей.
Стендаль убеждает ҹитателя, ҹто борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет моста таким талантам. Наполеон, о котором меҹтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавоҹники; вот кто стал истинным "геро-им" в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм все то, ҹто так дорого Жюльену.
Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное ҹестолюбие. Одержимый-этими ҹувствами, Сорель подҹиняет им все другие стремления и привя-наиности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, ҹто, по мнению автора, оправдывает героя, зто благородство его сердца, великодушие, ҹистота ҹерты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.
В развитии характера Жюльена оҹень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограниҹивающим его хорошие побуждения, было ҹестолюбие. Но в тюрьме он убеждается, ҹто ҹестолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка ҹувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.
Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух наҹал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, ҹестолюбец и в то же время ҹеловек с простым сердцем, поҹти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел ҹестолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и ҹестолюбивой Матильды. А ҹистосердеҹная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.
Преодоление ҹестолюбия и победа настоящего ҹувства в душе Жюльена приводят его к гибели.
Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпоҹтение смерти на гильотине.
Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

Другие сочинения по этому произведению

Жюльен Сорель - характеристика литературного героя Образ Жульена Сореля в романе «Красное и черное» Женские образы в романе Стендаля «Красное и Черное» Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Характер и судьба Жюльена Сореля Анализ романа «Красное и чёрное» Стендаля Стендаль. Красное и черное. Характер и судьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» О любви в романе Стендаля «Красное и черное» Образ Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное» Сочинение по роману Стендаля “Красное и черное” Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное» Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Жюльена Сореля (по роману Стендаля "Красное и черное") (1)

Вступление.

К литературному творчеству Анри Бейль (1783-1842) пришел через стремление познать самого себя: в молодости он увлекся философией так называемых «идеологов» - французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого мышления.

В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов - «французского» и «итальянского». Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей «варварской» импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя «итальянского» типа со сковывающим его «французским» укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма 19 в.

В 1828 году Стендаль набрел на сюжет сугубо современный. Источник был не литературный, а реальный, который соответствовал интересам Стендаля не только по своему общественному смыслу, но и по крайней драматичности событий. Здесь было то, что он давно искал: энергия и страсть. Исторический роман уже был не нужен. Теперь нужно другое: правдивое изображение современности, и не столько политических и общественных событий, сколько психологии и душевного состояния современных людей, которые независимо от собственного желания готовят и создают будущее.

«Молодые люди, подобные Антуану Берте (одному из прототипов главного героя романа «Красное и черное»), - писал Стендаль, - «если им удается получить хорошее воспитание, вынуждены трудиться и бороться с настоящей нуждой, почему и сохраняют способность к сильным чувствам и ужасающую энергию. Вместе с тем у них легко уязвимое самолюбие». А так как из сочетания энергии и самолюбия нередко рождается честолюбие. Когда-то Наполеон сочетал в себе те же особенности: хорошее воспитание, пылкое воображение и крайнюю бедность.

Основная часть.

Психология Жюльена Сореля (главного героя романа «Красное и черное») и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее.

Итак, во Франции, где господствует реакция, нет простора для талантливых людей из народа. Они задыхаются и гибнут, словно в тюрьме. Тот, кто лишен привилегий и богатства, должен для самообороны и, тем более, чтобы добиться успеха, приспособляться. Поведение Жюльена Сореля обусловлено политической обстановкой. Ею связаны в единое и неразрывное целое картина нравов, драматизм переживания, судьба героя романа.

Жюльен Сорель - один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего. Сын провинциального плотника стал ключом к пониманию движущих сил современного общества и перспектив его дальнейшего развития.

Жюльен Сорель - юноша из народа. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен - рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом» - словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение - пламенные, в глазах его - пламя. В Жюльене Сореле воображение подчинено неистовому честолюбию. Честолюбие само по себе не отрицательное качество. Французское слово «ambition» означает и «честолюбие» и «жажду славы», «жажду почестей» и «стремление», «устремленность»; честолюбия, - как сказал Ларошфуко, - не бывает при душевной вялости, в нем - «живость и пыл души». Честолюбие заставляет человека развивать свои способности и преодолевать трудности. Жюльен Сорель подобен кораблю, оснащенному для большого плавания, и огонь честолюбия в иных социальных условиях, предоставляющих простор для творческой энергии народных масс, помог бы ему преодолеть самое трудное плавание. Но теперь условия благоприятствуют не Жюльену, и честолюбие заставляет его приспособляться к чужим правилам игры: он видит, что для достижения успеха необходимы жестко-эгоистическое поведение, притворство и лицемерие, воинственное недоверие к людям и завоевание превосходства над ними.

Но природная честность, великодушие, чувствительность, возвышающие Жюльена над окружением, вступают в противоречие с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие. Образ Жюльена «правдив и современен». Автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой-карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь ни с чем.

Но многих смущало то, что Стендаль сознательно и последовательно противопоставляет выдающиеся дарования и природное благородство Жюльена его «злосчастному» честолюбию. Видно, какими объективными обстоятельствами обусловлена кристаллизация воинственного индивидуализма талантливого плебея. Мы убеждаемся и в том, насколько губительным для личности Жюльена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.

Герой «Пиковой дамы» Пушкина, Герман, молодой честолюбец «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля», он, как Жюльен, «имел сильные страсти и огненное воображение». Но ему чужда внутренняя борьба. Он расчетлив, жесток и всем существом устремлен к своей цели - завоеванию богатства. Он действительно ни с чем не считается и подобен обнаженному клинку.

Таким же, быть может, стал бы и Жюльен, если бы преградой перед ним не возникал непрестанно он сам - его благородный, пылкий, гордый характер, его честность, потребность отдаваться непосредственному чувству, страсти, забывая о необходимости быть расчетливым и лицемерным. Жизнь Жюльена - это история его безуспешных попыток вполне приспособиться к общественным условиям, в которых торжествуют низменные интересы. «Пружина» драматизма в произведениях Стендаля, герои которых молодые честолюбцы, - целиком состоит в том, что эти герои «вынуждены насиловать свою богатую натуру, чтобы играть гнусную роль, которую они себе навязали». Эти слова точно характеризуют драматизм внутреннего действия «Красного и черного», в основе которого душевная борьба Жюльена Сореля. Патетика романа - в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собою, в противоречии между возвышенным (натурой Жюльена) и низменным (его тактикой, диктуемой общественными отношениями).

Жюльен плохо ориентировался в новом для него обществе. Все было там неожиданно и непонятно, и потому, считая себя безукоризненным лицемером, он постоянно делал ошибки. «Вы чрезвычайно неосторожны и опрометчивы, хотя сразу это и незаметно, - говорил ему аббат Пирар. - И, однако, по сие время сердце у вас доброе и даже великодушное, и разум большой».

«Все первые шаги нашего героя, - пишет Стендаль от своего имени, - вполне уверенного в том, что он действует как нельзя более осторожно, оказались, как и выбор духовника, крайне опрометчивыми. Введенный в заблуждение той самонадеянностью, которой отличаются люди с воображением, он принимал свои намерения за совершившиеся факты и считал себя непревзойденным лицемером. «Увы! Это единственное мое оружие! - размышлял он. - Будь это другое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами за себя перед лицом неприятеля».

Воспитание доставалось ему с трудом, потому что требовало постоянного самоуничижения. Так было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам. Его контакты и разрывы с г-жей де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.

Поведение Жюльена определено идеей природы, которой он хотел подражать, но в реставрированной монархии, хотя бы и с Хартией, это невозможно, поэтому приходится «с волками выть» и действовать так, как действуют другие. Его «война» с обществом происходит скрыто, а делать карьеру, с его точки зрения - значит подрывать это искусственное общество ради другого, будущего и естественного.

Жюльен Сорель - синтез двух, как будто прямо противоположных, направлений - философской и политической 19 века. С одной стороны - рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, - необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны - культ чувства и натурализм Руссо.

Он живет словно в двух мирах - в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира - природы и цивилизации - не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.

Жюльен Сорель стремился к счастью. Своей целью он поставил уважение и признание светского общества, которое он проник благодаря своему усердию и талантам. Восходя по лестнице честолюбия и тщеславия, он как будто приближался к заветной мечте, но счастье изведал он только в те часы, когда, любя г-жу де Реналь, был самим собою.

Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы - таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы.

Двойное мировосприятие Жюльена проявлялось по отношению к хозяйке дома Реналей. Госпожа де Реналь остается для него представительницей класса богачей и потому врагом, и все его поведение с ней вызвано было классовой враждой и полным непониманием ее натуры: Г-жа де Реналь полностью отдалась своему чувству, но домашний учитель действовал иначе - он все время думал о своем общественном положении.

«Теперь полюбить г-жу де Реналь для гордого сердца Жюльена стало чем-то совершенно немыслимым». Ночью в саду ему приходит в голову завладеть ее рукой - только для того, чтобы в темноте посмеяться над ее мужем. Он осмелился положить свою руку рядом с ее рукой. И тут его охватил трепет; не сознавая, что он делает, он осыпал страстными поцелуями протянутую ему руку.

Сам Жюльен теперь не понимал, что он чувствовал, и, очевидно, забыл о причине, заставившей его рисковать этими поцелуями. Социальный смысл его отношений к влюбленной женщине исчезает, и вступает в свои права давно начинавшаяся любовь.

Что же такое цивилизация? Это то, что мешает естественной жизни души. Размышления Жюльена о том, как он должен поступить, как относятся к нему другие, что они о нем думают, - это все надуманное, вызванное классовой структурой общества, то, что противоречит природе человека и естественному восприятию действительности. Деятельность разума здесь сплошная ошибка, потому что разум работает в пустоте, не имея под собой твердой основы, ни на что не опираясь. Основа рационального познания - это ощущение непосредственное, не подготовленное никакими традициями, идущее из глубины души. Разум должен проверять ощущения во всей их массе, делать из них правильные выводы и строить заключения в общих понятиях.

История взаимоотношений между плебеем-завоевателем и аристократкой Матильдой, презирающей бесхарактерную светскую молодежь, беспримерна по оригинальности, точности и тонкости рисунка, по естественности, с какой изображены чувства и поступки героев в самых необыкновенных ситуациях.

Жюльен без памяти был влюблен в Матильду, но ни на минуту не забывал, что она в ненавистном лагере его классовых врагов. Матильда сознает свое превосходство над окружающей средой и готова на «безумства», чтобы вознестись над ней.

Надолго овладеть сердцем рассудочной и своенравной девушки Жюльен может лишь сломив ее гордыню. Для этого надо скрывать свою нежность, замораживать страсть, расчетливо применять тактику многоопытного денди Коразова. Жюльен насилует себя: снова он должен не быть самим собою. Наконец, высокомерная гордость Матильды надломлена. Она решает бросить вызов обществу и стать женою плебея, уверенная, что только он достоин ее любви. Но Жюльен, уже не веря в постоянство Матильды, и теперь вынужден играть роль. А притворяться и быть счастливым - невозможно.

Так же как в его отношениях с г-жой Реналь, Жюльен боялся обмана и презрения со стороны влюбленной в него женщины, а Матильде иногда казалось, что он ведет с ней фальшивую игру. Сомнения возникали часто, «цивилизация» мешала естественному развитию чувств, и Жюльен опасался, что Матильда вместе с братом и поклонниками смеются над ним, как над взбунтовавшимся плебеем. Матильда отлично понимала, что он не верит ей. «Надо только уловить такой момент, когда у него загораются глаза, - думала она - тогда он поможет мне лгать».

Начинающаяся любовь, растущая в продолжение месяца, прогулки по саду, блестящие глаза Матильды и откровенные разговоры, очевидно, длились слишком долго, и любовь превращалась в ненависть. Оставаясь наедине с собой, Жюльен мечтал о мести. «Да, она красива, - говорил Жюльен, сверкая глазами как тигр, - я овладею ею, а потом уйду. И горе тому, кто попробует меня задержать!» Так ложные представления, внушенные общественными традициями и больным самолюбием, вызывали мучительные раздумья, ненависть к любимому существу и убивали здравую мысль. «Я восхищаюсь ее красотой, но боюсь ее ума», - говорит подписанный именем Мериме эпиграф к главе под названием «Власть юной девушки».

Любовь Матильды началась потому, что Жюльен стал аргументом в ее борьбе против современного общества, против ложной цивилизации. Он был для нее спасением от скуки, от механического салонного существования, новостью психологического и философского плана. Затем он стал образцом новой культуры, построенной на ином начало - природном, личном и свободном, как будто даже руководителем в поисках новой жизни и мышления. Лицемерие его было сразу понято как лицемерие, как необходимость для того, чтобы скрыть подлинное, в нравственном отношении более совершенное, но для современного общества неприемлемое миропонимание. Матильда поняла его как нечто родственное, и это духовное единство вызвало восхищение, настоящую, естественную, природную любовь, захватившую ее целиком. Эта любовь была свободной. «У меня с Жюльеном, - размышляла Матильда, как всегда, наедине с собой, - никаких контрактов, никаких нотариусов, предваряющих мещанский обряд. Все будет героическим, все будет предоставлено случаю». А случай здесь понимается как свобода, возможность поступать так, как того требует мысль, потребность души, голос природы и истины, без придуманного обществом насилия.

Она втайне гордится своей любовью, потому что видит в этом героизм: полюбить сына плотника, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света, - кто бы мог совершить такое? И она противопоставляла Жюльена своим великосветским поклонникам и терзала их оскорбительными сравнениями.

Но это «борьба с обществом». Так же как окружающие ее благовоспитанные люди, она хочет завоевать внимание, произвести впечатление и, как это ни странно, апеллировать к мнению великосветской толпы. Оригинальность, которой она добивается явно и тайно, ее поступки, мысли и страсти, разгорающиеся при завоевании «исключительного существа, презирающего всех других», - все это вызвано сопротивлением обществу, желанием рисковать, чтобы отличиться от других и подняться до высот, которых никому не достичь. И это, конечно, диктат общества, а не требование природы.

Эта любовь к себе связана с любовью к нему - вначале безотчетной и не очень ясной. Затем, после долгого мучительного анализа психологии этой непонятной и привлекательной личности, возникают сомнения, - может быть, это только притворство, для того чтобы жениться на богатой маркизе? И, наконец, как будто без больших оснований, торжествует уверенность в том, что жить без него невозможно, что счастье не в себе, а в нем. Это победа естественного чувства, пульсирующего в чуждом, враждебном обществе. Угроза потерять все, что было задумано, все, чем она гордилась, заставила Матильду мучиться и даже, может быть, любить по-настоящему. Она как будто поняла, что в нем ее счастье. «Склонность» к Жюльену наконец восторжествовала над гордостью, «которая, с тех пор как она себя помнила, властвовала в ее сердце безраздельно. Эта надменная и холодная душа впервые была охвачена пламенным чувством».

Если любовь Матильды дошла до помешательства, то Жюльен стал рассудительным и холодным. И когда Матильда, чтобы спасти его от возможного покушения на его жизнь, сказала: «Прощай! Беги!», Жюльен ничего не понял и был оскорблен: «Как это неизбежно случается, что даже в самые лучшие их минуты эти люди всегда ухитряются чем-нибудь задеть меня!» Он смотрел на нее холодным взглядом, и она расплакалась, чего прежде никогда не бывало.

Получив огромные земли от маркиза, Жюльен стал честолюбцем, как говорит Стендаль. Он думал о сыне, и в этом также, очевидно, сказывалась его новая страсть - честолюбие: это его создание, его наследник, и это создаст ему положение в свете, а может быть, и в государстве. Его «победа» превратила его в другого человека. «Роман мой в конце концов завершился, и я обязан этим только самому себе. Я сумел заставить полюбить себя эту чудовищную гордячку,-- думал он, поглядывая на Матильду, - отец ее не может жить без нее, а она без меня...» Душа его упивалась, он едва отвечал на пылкую нежность Матильды. Он был мрачен и молчалив». И Матильда стала его бояться. «В ее чувство к Жюльену прокралось что-то смутное, что-то похожее на ужас. Эта черствая душа познала в своей любви все, что только доступно человеческому существу, взлелеянному среди излишеств цивилизации, которыми восхищается Париж».

Узнав, что его хотят сделать незаконным сыном какого-то высокопоставленного де Ла-Верне, Жюльен стал холоден и высокомерен, так как предположил, что он действительно незаконный сын великого человека. Он только и думал, что о славе и о своем сыне. Когда он стал лейтенантом полка и надеялся вскоре получить чин полковника, он стал гордиться тем, что прежде его раздражало. Он забыл о справедливости, о природном долге и утратил все человеческое. О революции он перестал и думать.

Заключение.

Среди множества предположений о значении романа «Красное и черное» можно найти версию, по которой Стендаль замаскировал под тайными цветами два чувства, бушующих и владеющих духом Жюльена Сореля. Страсть - душевный порыв, нравственная жажда, необузданное, безотчетное влечение, и честолюбие - жажда чинов, славы, признания, действие не по нравственным убеждениям в стремлении к цели - эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой. Автор разделил героя на две части, на двух Жюльенов: страстного и честолюбца. И оба они добились поставленных целей: Жюльен, склонный к природным чувствам, с открытой душой, добился любви г-жи де Реналь и был счастлив; в другом случае честолюбие и хладнокровие помогли Жюльену завоевать Матильду и положение в свете. Но счастливым от этого Жюльен так и не стал.

Список литературы.

Реизов Б.Г. «Стендаль: художественное творчество». «Художественная литература». Л., 1978г.

Стендаль «Красное и черное». «Правда». М., 1959г.

Тимашева О.В. Стендаль. М. 1983г.

Фрид Я. «Стендаль: очерк жизни и творчества». «Художественная литература». М., 1967г.

Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991г.



Беременность и роды