Что говорится в Библии о христианской Пасхе? Почему до сих пор празднуют Пасху.

Совсем скоро в нашем народе будут праздновать Пасху и все мы будем слышать слова "Христос воскрес!"...

Лет 10 назад мы выпустили брошюру, которую я и предлагаю вашему вниманию

ПАСХА ПО БИБЛИИ

Многие не знают того, что слово “Пасха” в Библии имеет 4 значения: (1) еврейский праздник избавления израильского народа от египетского рабства (Исход гл.12); (2) агнец (ягненок), закалаемый на еврейскую Пасху (Исход 12:21); (3) почитание страданий распятого Иисуса Христа (1 Кор. 5:7-8) и (4) сам Христос-Агнец Божий распятый за грехи наши (1 Кор. 5:7; Иоан. 1:29), но не означает празднование воскресения Христова и, тем более, не сдобное хлебобулочное изделие.
Нигде в Библии не сказано, что Пасха - это светлое Христово Воскресение. Если бы вы сказали апостолам или первым христианам, что Пасха - это “Христос воскресе”, то все они сказали бы вам, что вы путаете страдания Христа с Его воскресением из мертвых.
У людей есть много понятий и традиций, которые противоречат Слову Божьему. Тем более, многие люди смотрят на Пасху как на возможность заниматься пьянством и объедением. А пьянство и объедение по любому поводу - грех.
Библия - это Слово Божье. Она выражает волю Бога и строго запрещает что-либо добав-
лять к ее учению, убавлять или изменять (Откр. 22:18-19; 2 Кор. 2:17; Матф. 5:19).
Библия состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового (27 книг), который еще называют Евангелием. Ветхий Завет писался на еврейском языке, а Новый - на греческом.
Греческое слово “Пасха” происходит от еврейского слова “пасах” (hsp) - “прохождение мимо” в значении “пощада”. Когда египтяне не отпускали евреев из рабства, Бог наказал их десятью различными наказаниями. Последнее наказание (смерть всех первенцев от ангела-губителя) должно было совершиться во время установления празднования еврейской Пасхи (1462 г. до н. э.). Чтобы никто из евреев не погиб, Бог повелел помазать кровью пасхального агнца (ягненка) косяки и перекладины дверей, чтобы для ангела-губителя был знак пощады, что в этот дом входить нельзя, так как вместо первенца кровь пролил агнец, и ангел пройдет мимо, то есть пощадит первенца в том доме. Вот почему слово “Пасха” означает “пощада”.
Ветхий Завет является прообразом (прототипом) Нового, поэтому еврейская Пасха является прообразом Пасхи Нового Завета. Сутью еврейской Пасхи был агнец, которого закалали, приготавливали и ели с горькими травами. Его кровью мазали косяки и перекладины
дверей, чтобы избежать гибели первенцев. Пасхальный агнец является прообразом Христа - Агнца Божия; косяк и перекладина - это прообраз креста, на котором был распят Господь наш; кровь на косяках и перекладинах - это прообраз крови, пролитой Христом за грехи наши. Как кровь ягненка служила знаком пощады для ангела, - так и кровь Христа, пролитая на кресте, служит знаком пощады от Бога для всякого, кто принимает жертву Сына Божьего для своего спасения от вечного наказания.
В Новом Завете в 1 Кор. 5:7-8 о правильном понимании Пасхи апостол Павел пишет: “...Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старою закваскою... порока и лукавства, но с опресноками (пресными хлебами) чистоты и истины”. Обратите внимание, что Пасха - это Христос закланный, то есть распятый, а не воскресший. Что празднуют Пасху с духовной чистотой и истиной, а не со сдобными булками и спиртным.
Христос повелел почитать Его страдания до тех пор, пока Он снова придет (1 Кор. 11:26), чтобы взять достойных христиан от земли и судить этот мир. Он не повел отмечать Своего воскресения, а только почитать Его страдания и смерть. Как это делать, более подробно описано апостолом Павлом в 1 Кор. 11:23-34.
Итак, мы видим, что Библия говорит нам о значении Пасхи, как о пощаде грешного человека Богом через заместительную жертву агнца.
Всякий человек сам по себе грешен и поэтому нуждается в Божьей пощаде через Агнца Божьего Христа, то есть в прощении грехов и спасении. Если ты сердцем уверуешь в то, что Христос вместо тебя принял наказание за твои грехи на кресте, чтобы тебя спасти от вечных мучений; если ты осознаешь себя грешником, покаешься (переменишься, оставишь греховную самовольную жизнь и подчинишься Богу) и полным погружением в воду примешь крещение для того, чтобы духовно соединиться со Христом, Который ради тебя умер и воскрес, то получишь прощение грехов и спасение (Деян. 2:38; Марк. 16:16; Рим. 6:3-23). Далее необходимо точно исполнять волю Божью, записанную в Священном Писании. Спасай душу свою пока есть благоприятная возможность! Да благословит тебя в этом Господь!

Жертва, принесенная сыном Божьим во искупление и спасение рода человеческого, - так трактуется Пасха в Библии. Распятие и Воскресение Спасителя наполнило ветхозаветный иудейский праздник новым смыслом, сделав его прообразом Пасхи христианской. Из всех праздников, установленных Церковью, только Воскресение Спасителя и Пятидесятница имеют ветхозаветные корни. упоминается и во всех четырёх Евангелиях: установленная апостолами вскоре после воскресения Иисуса, она с течением времени преобразовалась в ту, которую мы знаем и отмечаем сегодня. Хотя между библейскими Пасхами Ветхого и Нового Заветов есть общие черты, нужно помнить, что это различные по своей сути события.

Первое библейское упоминание о Пасхе можно найти в 12-й главе книги «Исход». Самый важный у евреев праздник установлен самим Господом. Чтобы освободить сыновей Израилевых от непосильного египетского рабства, Он ниспослал казни на народ египетский. Однако фараон, невзирая на обрушенные Богом казни, не отпускал израильтян в пустыню. И тогда Господь объявил последнюю, десятую, казнь: умерщвление первенцев в каждой семье. Чтобы спастись от этой кары, люди Израиля должны были сделать следующее:

Поступив так, евреи принесли жертву Господу, который избавил их от казни, поразив дома египтян. Фараон отпустил рабов-евреев. Так состоялся исход народа Израиля из плена египетского. День выхода Господь назвал Пасхой Иеговы (что означает «исход», «избавление») и завещал народу своему помнить и отмечать этот праздник как один из самых главных.

Пасха Ветхого Завета ознаменовала избавление избранного народа от рабства. Ветхий Завет (договор, которым определялась вся дальнейшая судьба потомства Авраамова), заключённый Господом с евреями у подножия Синая на пятидесятый день после исхода, стал предтечей Нового Завета, когда на вершине горы Сион сошёл на апостолов Святой Дух.

Символ искупления в Новом Завете

Символом искупления, освобождения и спасения всего рода человеческого стала новозаветная Пасха: Библия неоднократно упоминает об этом. Все четыре Евангелия говорят о Страстной Седмице, подробно описывая события, происходящие в пасхальные дни. Особое место в них отводится повествованию об эпизодах Тайной Вечери, которую апостолы Марк, Матфей, Лука описывают как пасхальную трапезу.

Во время вечери Христос встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, омыл и отёр ноги всем ученикам Своим, хотя знал, что один из них предаст его. Этим он показал пример глубочайшего смирения и самоотречения. Именно тогда Иисус совершил действия и произнёс слова, поменявшие ветхозаветные на новозаветные: в праздник он предлагает вместо ягнёнка вкушать хлеб, как символ Тела Его, и вино, как символ Крови Его. Затем Христос сделал следующее:

  • поведал апостолам, что Ему уже недолго быть с ними;
  • открыл им новую заповедь: любить друг друга, как Сам Он возлюбил учеников;
  • дал им наставления о смирении;
  • укреплял в вере и успокаивал в разлуке с Собою высшими надеждами.

Особо истолковывается в Библии сам . Когда Священное Писание называет Иисуса «Агнец пасхальный», то подчёркивает, что как агнец Ветхого Завета «без порока», так и Христос безгрешен, но умирает не за праведников, а за грехи всего мира. Ветхая Пасха стала самопожертвованием нового Агнца, когда Христос жертву ради спасения рода человеческого заменил Собой, и новой пасхальной трапезой становится Евхаристия, таинство Причастия. Христос, говоря о себе как о жертве, хочет, чтобы апостолы понимали: отныне Он и есть истинная Пасха для человечества, а кровь Его омывает и спасает от геенны огненной. В Апокалипсисе хотя и нет прямого упоминания о Пасхе, эта последняя книга Нового Завета чаще всего представляет образ Христа в качестве Агнца, пролившего Свою кровь во имя искупления и спасения.

Говоря о Пасхе и последовавших за ней событиями Распятия и Воскресения, Библия Нового Завета основывает и соединяет высочайшие догматы христианской веры. Библия показывает, как через покаяние, крещение и добровольное несение креста праведник становится частью таинства Пасхи Божией. Также Священное Писание говорит и о рабстве греха для каждого, кто грешит. Поэтому Христос, проливший Свою кровь подобно агнцу, избавил верующих от плена прегрешений.

Пасха Нового завета - это жертва и Воскресение Христово, которые неразрывно почитаемы и прославляемы как надежда на Спасение. Это праздник для тех, кто, поверив в искупительную жертву Иисуса, верит в вечную жизнь.

Как противостоять «свидетелям Иеговы», утверждающим, что в Библии не говорится о том, что праздновать Пасху надо так, как это делают православные?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Прежде всего, надо решительно отвергнуть тот прием, которым постоянно пользуются представители сект и протестанты, утверждающие, что святая Библия является единственным источником в вопросах веры, богослужения и духовной жизни. Этот «принцип» ввели лютеране, чтобы отказаться от многовекового опыта Церкви, который расходится с их облегченным, реформированным христианством. Они искусственно сформулировали позицию: «только Писание». Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном, исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим: «Покажите, где об этом говорится в Библии?» - хочется обратить к ним.

В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (см.: 2 Тим 3: 16), но ни в одном месте не указано, что, кроме Писания, не может быть другого руководства в делах веры. Напротив, мы находим мысли, противоположные тому, что утверждают протестанты и сектанты. Апостолам было известно гораздо больше о Господе нашем Иисусе Христе, чем это запечатлено в четырех Евангелиях: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Спаситель открывал истины Своим ученикам не с помощью текстов, а в живом общении. Это и стало источником Священного Предания. Апостол Павел говорит коринфским христианам: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Об этом же он говорит в послании к солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Об опасности уклонения от Предания первоверховный апостол пишет в послании к своему ученику: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою» (1 Тим. 6: 20-21).

Нужно заметить, что ни протестанты, ни представители сект к себе этот принцип не применяют. Их учения, составленные, приспособленные к потребностям века сего, проверки Писанием не выдерживают. Самое главное их отступление заключается в том, что они оказались вне Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К более чем двумстам различным протестантским конфессиям, течениям, деноминациям и к более пятистам сектам, возникшим на почве протестантизма, совершенно невозможно отнести то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью (см.: Мф. 16: 18). Новозаветная экклезиология предполагает иерархию (епископ, пресвитер, диакон). Епископа апостол Павел называет «Божиим домостроителем» (Тит. 1: 7). Апостольскую Церковь невозможно представить и без священства: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15: 6); «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17). Хочется спросить протестантов и сектантов: где в Библии сказано, что можно отменять апостольские установления?

Вопрос о Пасхе, заданный иеговистами, содержит нарочитую подмену. В Библии говорится о ветхозаветной Пасхе, а мы празднуем новозаветную. Иудейская Пасха совершалась в память освобождения евреев из египетского плена, когда были в каждой семье закланы агнцы и их кровью помазаны косяки и перекладины дверей в каждом жилище (см.: Исх. 12: 7, 22). Ангел Господень, поражавший первенцев египетских, прошел мимо домов евреев.

Праздник этот продолжался с вечера 14-го по 21-е число месяца авива (нисана), что соответствует последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день. Мясо агнца запекалось и полностью съедалось с горькими травами (в воспоминание рабства в Египте). Кости агнца не должны были дробиться. Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа, а также вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Во время праздника употреблялся только пресный хлеб (опресноки), а не квасной (см.: Исх. 12: 15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, то есть чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе: христиане через Пасху - Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую Пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5: 7-8).

Господь наш Иисус Христос, пришедший не разорить закон, а исполнить, во время земной жизни совершал со Своими учениками ветхозаветную Пасху. Последняя такая Пасха была во время Тайной вечери, когда Он установил величайшее таинство - евхаристию.

Смерть Спасителя на Кресте и Его Воскресение - основание и начало христианской Пасхи. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7). Православная Церковь празднуют Пасху в полном соответствии с учением апостолов: все наше пасхальное богослужение проникнуто радостью Воскресения. Что касается обрядовой стороны праздника, то об этом в священных новозаветных текстах ничего не рассказывается. Апостол Лука сообщает о молитвенной жизни первой христианской общины очень кратко: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Содержание молитв до нас не дошло. Несомненно, что одной из них была молитва Господня («Отче наш…»), которая произносится на всех наших службах. Эту молитву памятник II века «Учение 12 апостолов» (Дидахе) предписывает произносить три раза в день (глава 3). Апостол Павел упоминает о трех видах песнопений, которые тогда были приняты у христиан: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями , во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3: 16). Псалмами в нашей Церкви во время пасхальных дней начинается вечерня, утреня и Божественная литургия:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» (Пс. 67); «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117).

Что касается славословия Господа, то им проникнуто и им дышит все ликующее пасхальное богослужение.

Духовные песни, которые упоминает апостол Павел, до нас не дошли. Великий гимнограф святой Иоанн Дамаскин составил достойные значимости праздника умилительные стихиры Пасхи и пасхальный канон.

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16).

Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи.

Как порой важно думать о том, во что мы верим и к чему стремимся. У всех нас, есть только один Бог Отец; но почему тот, кто рождается например в Израиле, чаще всего становится приверженцем иудаизма? Жители Ирана, становятся мусульманами? А те, кто в Китае, выбирают буддизм?.. Нередко, мы становимся приверженцами той христианской конфессии, в которой мы воспитывались с детства; или нам кто-то рассказал - и мы просто поверили?... Так что есть то, во что мы верим – ТРАДИЦИЯ? ИСТИНА?..

Так что есть то, во что мы верим – ТРАДИЦИЯ? ИСТИНА?..

Что такое Пасха? Традиция праздника Пасхи состоит в том, что подавляющее большинство из нас празднует его как светлый праздник воскресения Христова.

  • Стоит обратить внимание на то, что сам Христос, будучи в земном возрасте 12-ти лет, праздновал Пасху (Лук.2:41,42.).
  • Также во времена апостолов она отмечалась не так как это принято сегодня (1Кор.11:23-28; 5:7,8.).

Так что же в самом деле означает Пасха [по-еврейски Песах] ?.. Для того, чтобы прийти к истине и понять суть этого праздника, давайте исследуем историю Пасхи от начала.

Обратим внимание на место Писания из книги Исход.12:24,26,27. В стихе 27-м, даётся понять, что означает само название Пасха [Песах]:

"это пасхальная жертва Господу, Который прошел МИМО домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян….

Если внимательно читать всю 12-ю главу книги Исход, становится заметно, что спасались первенцы тех семейств, где была кровь пасхального агнца, помазанная на косяках домов. Также немалую роль здесь играла сама жертва этого агнца – как принятие его в пищу.

Важно обратить внимание на Исход 12:24, где написано: "Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки" (Исх. 12:24). Что означают эти слова?

  • Спустя примерно 1500 лет, Иоанн Креститель сказал о Христе: "вот Агнец Божий , Который берёт на Себя грех мира’’ (Иоан. 1:29).
  • Наш Господин, Он и был тем жертвенным "агнцем": "ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор. 5:7)

.

Это означает, что суть Пасхи не изменилась; всё так же спасает жертва Агнца Христа [хлеб как образ плоти – Лук.22:19.] и Его кровь [вино из винограда, как образ – Матф.26:27-29.].

Также, чтобы понять суть Пасхи - нам нужно понять суть ещё двух последующих праздников, которые требовалось соблюдать по Моисееву Закону… Это были: 1) праздник первого урожая [Пятидесятница – Левит.23:9-12,15,16,21.]. 2) праздник второго урожая [Кущей – Левит.23:34.]. Какая связь существует между этими тремя праздниками?

Апостол Павел в 1Кор.11:23,24,26. указывал на то, что прототипом истинной Пасхи, являлась Вечеря Господня; на которой Господь дал наказ принимать хлеб – как жертву ломимую [убиваемую] за нас. И стих из 1Кор.11:26 говорит: ‘’ Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, СМЕРТЬ Господню возвещаете, доколе Он придет’’ (1Кор.11:26).

Также притча о пшеничном семени из Иоан.12:23,24 указывает на это:

‘’ Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода’’ (Иоан.12:24).

Понимая смысл Пасхи – мы более ясно можем понять смысл трёх праздников Ветхого Завета (Левит.23 гл.):

  1. Пасха - образ жертвенной смерти Иисуха Христа, Агнца Божьего (Иоан. 1:29; 1Кор. 5:7).
  2. Семя – Христос, Своей смертью искупил в первую очередь первенцев, образом чего является праздник первого урожа - Пятидесятница – Деян.2:1-4,16-21. (1Кор.15:22,23. Откр.14:1,3,4; 20:4-6.).
  3. А также праздник сбора второго урожая - Праздник кущей , являлся образом сбора великого множества других спасённых из человечества – Захар.14:16-21. (Евр.11:32,39,40. Откр.20:5.). (Матф.25:31-36,40. Откр.7:9,14.). И всё это, благодаря ‘’Семени пшеницы’’ из Иоан.12:24.

Также косвенным доказательством того, что сутью Пасхи является смерть – выкуп, может послужить место Писания из Неемия.6:15. То, что стена Иерусалима была отстроена именно за пятьдесят два дня , на первый взгляд может показаться чем-то обычным. Но обратите внимание на Песня Песней 8:10 и книгу Откровение (Откр.14:1,3,4; 21:9,10,12,17.).

Это указывает на то, что ‘’стена Иерусалима’’ является образом первенцев Христа. И место из Неем.6:15 является важной деталью, если учесть, что от смерти Христа – до праздника Пятидесятницы именно пятьдесят два дня .

Итак: мы не хотим спорить с устоявшимися традициями, мы лишь обратили ваше внимание на некоторые места из Слова Бога. А что для вас является истиной – решать вам…

Сергей Иаковлев (Бохан).

Почему необходимо учение о праздниках в Библии?

Оно необходимо для церкви с языческим прошлым, а мы – церковь с языческим прошлым.
Наше прошлое продолжает контролировать нас. Посмотрите на наше отношение к праздникам:

Главный праздник всех жителей СНГ – Новый Год. Раньше его никогда нигде не существовало, это придумка советских руководителей. Посмотрите сами: что мы празднуем ярче: Новый Год или Пасху?

Если по каким-то причинам мы не сможем отметить Пасху всей церковью, и не прозвучит никакого призыва отметить ее самостоятельно дома – кто будет отмечать ее в любом случае, как личный праздник? ..А Новый Год мы отмечаем без всяких напоминаний.

Наше языческое прошлое продолжает оказывать влияние на нас.
День рождения и день крещения – в каком случае мы получаем в церкви больше поздравлений, как правило? Хотя в Книге Екклесиаста сказано, что день смерти лучше дня рождения. Мы все понимаем, о какой смерти идет речь! В наш день рождения началась наша временная физическая жизнь, в день нашей смерти вместе со Христом в момент крещения началась наша духовная жизнь, чье продолжение – вечная жизнь на Небесах. Что лучше – день рождения или день крещения?

Единственный библейский праздник, который мы отмечаем – Пасху. А как же другие праздники в Библии? Хорошо еще если мы что-то знаем о них… Но современные праздники мы знаем намного лучше. Вот почему нужно учение о праздниках.

ЗАЧЕМ БОГ ВООБЩЕ ДАЛ СВОЕМУ НАРОДУ ПРАЗДНИКИ?

Исход 5:1 —

Наш Господь Бог – праздничный по сути, сама идея, само понятие «праздник» идет от Него.
Поэтому Небеса – вечный праздник,
поэтому любое наше организованное богослужение здесь, на земле – должно быть праздничным, т.е. чем-то очень серьезным и глубоким, и в то же время невероятно радостным по смыслу.

Любое мероприятие, совершаемое нами с целью поклонения Богу – это праздник для Бога и, следовательно, для нас.

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ БЫЛИ ПРИЗВАНЫ НАПОМИНАТЬ НАРОДУ БОГА О 3-Х ВЕЩАХ:

1. О тех великих делах, которые Он сделал для их отцов в прошлом,
2. О Его постоянном присутствии рядом с ними в настоящем
3. О Его удивительных обещаниях, которые должны исполнится в будущем.

ПРАЗДНИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:

В установлении и организации еврейских праздников основанием служило число «семь»:

Бытие 2:2-3 —

Мысль очень простая – каждый из праздников Бога и вообще вся картина праздников в целом несла идею полноты и изобилия, сопровождающих Божье присутствие. Число семь всегда ассоциировалось для каждого иудея с понятием шалома – мира, избытка и совершенства.

от Иоанна 10:10 —

Каждый седьмой день у евреев считался праздничным днем.
Каждый седьмой год назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим, оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием.
Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (7х7=особенный праздник!). В этот год объявлялась свобода всем рабам, каждому израильтянину возвращались обратно его дом и его поле, если до этого он вынужден был продать их за долги.

Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница, Праздник кущей.
На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками, «но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа».
Праздник опресноков, т.е. семь дней после Пасхи, и праздник кущей праздновались по семи дней.
Седьмой месяц также отмечался особенно торжественно, и на него приходилось три больших праздника (праздник труб, день очищения, праздник кущей).

Господь Бог любит праздновать. Это видно хотя бы по тому, что общее количество «красных» (нерабочих) дней в ветхозаветном календаре намного превышает их количестве в любом современном календаре.

I) ПАСХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Праздником Пасхи в Библии называется ежегодный праздник, цель которого – напоминать иудеям об их выходе на свободу из четырехсотлетнего плена у египтян. Пасху евреи отпраздновали в первый раз в ночь освобождения из плена. Устав Пасхи был дан Самим Господом Богом через пророка Моисея.

Исход 12:1-17 —

Основной частью праздника Пасха было жертвоприношение агнца, который затем жарился на огне и съедался в каждом еврейском семействе. Отсюда выражение «приготовить пасху », «есть пасху ».

Пасхой в Библии назван также и сам пасхальный агнец, и даже все праздничное служение названо пасхальной жертвой Господу — Исход 12:25-27 —

Пасху должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев. Посмотрим, что было сказано в законе Моисея — книга Чисел 9:14 —

Уже самую первую Пасху отпраздновали не только одни евреи!

Исход 12:31-32 —

Исход 12:37-38 —

Миссия (обращение язычников) началась уже в тот момент, когда Господь Бог дал устав Пасхи – те египтяне, которые ушли вместе с иудеями из Египта, были первыми обращенными из язычников, это не были случайные люди – Бог не потерпел бы их среди своих избранных. Они вместе с иудеями «крестились в облаке и в море».

Эти первые «плоды благовестия» приняли участие в первой опресночной неделе и веселились вместе с народом Господа Бога Единого. Уже здесь можно увидеть, что праздники, данные Богом, должны были служить инструментом воздействия на окружающий мир, возможностью показать всем, кто захочет, характер и отношение Господа Бога через все, что люди увидят и услышат на этих праздничных служениях.

Первый раз евреи совершили Пасху в Египте, второй раз — в пустыне и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле. Во время книги Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но ПОЗДНЕЕ О ПАСХЕ УПОМИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ 2-Х ЦАРЯХ: при Езекии и при Иосии.

В книге 2 Паралипоменон 30:1, 10-11 о Езекии говорится:

А в книге 4 Царств 23:21-23 про Иосию сказано:

Судя по реакции людей на призыв Езекии отпраздновать Пасху (и ходили гонцы.. но над ними смеялись и издевались), праздником этим евреи уже долго пренебрегали. То есть 500 лет праздник Пасхи в Израиле был в забвении. Праздники Пятидесятницы и Кущей также были позабыты.

Отсюда можно сделать важный вывод – отношение к праздникам Господа Бога хорошо отражает отношение людей к самому Господу Богу. В конце Книги Судей люди попросили себе царя, чтобы не отличаться от остальных народов, быть «не хуже», чем они. Соответственно, были переняты обычаи и праздники неверных Господу соседей.

Иеремия 7:17-19 —

В дни Давида и Соломона Пасху не отмечали, зато приносить жертвы идолам на высотах было нормальным явлением. Это продолжалось и при последующих царях.

Я прочту выборочно отрывки из разных книг Царств:

3 Цар 3:2-3 —

3 Цар 22:42-43 —

4 Цар 12:2-3 —

4 Цар 15:1-4 —

Эти высоты проходят через все книги Царств, показывая, во что люди вкладывали свое время и надежды, где было их сердце, их сокровище. Люди на сотни лет забыли праздники, данные им Господом (и свое освобождение), но с удовольствием соблюдали языческие праздники, переняв их у окружающих неверных народов.

Все это закончилось суровым наказанием – вражеской оккупацией и пленом. Богу пришлось на 70 лет забрать у своего народа все – имущество, безопасность, свободу – чтобы они наконец что-то поняли об истинных ценностях и вспомнили настоящего Господа.

О том, что Господь Бог это сделает, Он предупредил свой народ еще тогда, когда дал им закон, и потом многократно напоминал через пророков.

В течение почти 500 лет евреи не отмечали праздничных субботних лет, заповеданных Господом Богом, в которые нельзя было ничего сеять, и земля должна была отдыхать.

5 столетий: 7 = 70 лет, которые они «задолжали» Богу, и именно на эти 70 лет они были отведены в плен в Вавилон, чтобы земля, по выражению Бога, «отдохнула».

Пророку Даниилу Господом Богом было открыто, что по истечении 70 лет, отведенных для наказания, народ будет отпущен обратно на родину, что и исполнилось при Кире.

Наказание подействовало — после вавилонского плена евреи взялись за ум, и в книге Ездры мы видим, что празднование Пасхи возобновляется:

Книга Ездры 6:19-22 —

Снова, как и в прежние времена, мы видим, что люди возобновили отношения с Небесным Отцом, и это видно в том, с каким рвением и желанием они отмечают Его праздники. И снова с ними вместе (далее в этой же главе) —


, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву», т.е. снова работает как инструмент обращения людей, тех, которые хотят узнать о живом Боге.

II) ПАСХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Сегодня во всем мире праздник Пасхи отмечают как исторически-культурную традицию, почти всегда без личного отношения к Господу Богу, и не имея для этого глубоких убеждений из Библии.

Пасху сегодня связывают с воскресением Господа Иисуса Христа, хотя прежде чем произошло воскресение, Христос был казнен на кресте в исполнение ветхозаветных пророчеств за грехи мира. Этот момент – Его смерть, ответственность каждого из нас за это, как и взаимосвязь этих событий со смыслом ветхозаветной Пасхи, – упускается из виду.

— Нужно ли нам сегодня отмечать праздник Пасхи?
— Является ли это обязательным и необходимым для спасения души?
— Можно ли сказать, что смысл праздника Пасхи, как и смысл многих ветхозаветных постановлений, уже не имеет существенного значения для нас сегодня?

Мы знаем из Библии, что иудеи, становясь учениками Иисуса Христа, продолжали соблюдать постановления Божьих Законов, в том числе и все ветхозаветные праздники, но обращенные из язычников не соблюдали этого всего, и попытки заставить их соблюдать весь Закон были справедливо раскритикованы с библейских позиций.

— Может быть, отмечать или не отмечать Пасху – это лишь наша добрая воля, плод нашего желания?

1-е послание Коринфянам 5:7 —

Если бы церковь в Коринфе состояла исключительно из крестившихся иудеев, продолжавших соблюдать постановления закона, все было бы понятно, но там были и обращенные язычники, причем можно сделать предположение, что число крестившихся язычников по отношению к крестившимся иудеям составляло в азийских и греческих церквях 10:1. На этот вывод наводит отрывок из пророчества Захарии 8:23 —

Обращаясь к основной массе учеников, состоявшей из язычников, Павел употребляет такие выражения, как «бесквасны», «очистить старую закваску», «опресноки чистоты и истины», и, наконец, называет Господа Христа «нашей Пасхой »!

Можно сделать важный вывод: празднование Пасхи в 1-м столетии не было одним из иудейских обычаев, которые не обязательно было исполнять для крестившихся язычников.

Еще в пророчестве Исайи участь грядущего Мессии сравнивалась с участью пасхального агнца:

Исаия 53:1-2,7 —

Эта же мысль звучит в последней книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова — Откровения 5:5-9 —

Книга Деяний 8:32-35 —

от Иоанна 1:29 —

1-е послание Петра 1:17-19 —

Вспомним еще раз последнюю Пасху Иисуса Христа со Своими учениками перед Его арестом и смертью:

от Луки 22:14-20 —

В первый день Пасхи люди ели плоть агнца, а его кровь на косяках дверей спасала их от Божьего гнева и наказания. Слова Иисуса, произнесенные во время пасхальной трапезы, фактически означали:

«АГНЕЦ – ЭТО Я, ВЫ ЕДИТЕ МОЮ ПЛОТЬ, ВЫ СПАСАЕТЕСЬ МОЕЙ КРОВЬЮ».

Теперь, отмечая Пасху , мы можем приводить на память не только отрывки из Ветхого Завета, говорящие об ИЗБАВЛЕНИИ от смерти и плена с помощью жертвенной плоти и крови, но и пророчество Откровения, говорящее о нашей ПОБЕДЕ над грехом и смертью благодаря плоти и крови Агнца:

Книга Откровений 12:9-11 —

Сегодня для нас Пасха – это не только взгляд назад, но, что еще важнее, взгляд вперед с верой – на то, что нас всех ожидает в конце пути, если мы пройдем его с верой до конца.

Пусть наше пасхальное поклонение , как и каждое наше причащение, будет ярким проявлением этой веры – и в глазах Бога, и в глазах всех, кто захочет разделить его с нами.



Планирование беременности