Что такое методы географических исследований. Какой метод географических исследований применен при составлении

Вспомните:

1. Как древние люди изучали Землю?

Ответ: Например, идет речь о рельефе какой-либо страны. Древний географ считал бы свою задачу выполненной, если бы ему удалось описать, где и какие формы рельефа существуют.

2. Как современный человек изучает Землю?

Ответ: Современный географ не может этим удовлетвориться: он не только описывает существующие формы рельефа, но и выясняет причины такого размещения гор, равнин, возвышенностей, связь и взаимозависимость их с другими географическими факторами и т.д. Поэтому географию считают объяснительной наукой.

Как вы думаете:

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Ответ: Многие из этих методов применяются так же и в других нау-ках. Основные философские методы исследования, те же, что и у других наук.

Проверим знания:

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

Ответ: Описательный метод в географии отвечает на вопрос: а) по-чему это происходит? б) где это расположено? в) что будет, если это произойдёт?

2. Что является основой картографического метода исследования?

Ответ: Картографический метод исследования - это метод исследо-ваний, основанный на получении необходимой информации с помо-щью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

3. Как называется самый молодой метод исследования?

Ответ: Космический

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?

Ответ: Первыми географическими изображениями местности были наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. В Римской империи картами пользовались для организации и проведения военных походов. Современные географические карты отличаются большей точностью и имеют гораздо больше географических объектов, так как со временем, исследователи открывали все больше и больше новых мест на Земле.

2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Ответ: Экспедиционный, от слова «экспедиция».

От теории к практике:

1. Классифицируйте источники географической информации, используемые вами на уроках географии.

Ответ: Карты и атласы, газеты и журналы, радио, телевидение, ин-тернет, музейные экспонаты, экспедиции и пр.

2. Составьте описание учебного кабинета географии.

Ответ: На мой взгляд, самой примечательной вещью в нашем классе является огромный глобус, укрепленный на круглой подставке. Его обычное место – на специальной тумбочке в конце кабинета, но во время уроков он всегда стоит перед нами – на учительском столе. В кабинете географии каждый может найти что-нибудь интересное для себя. В специальном шкафу хранится целая коллекция биноклей, компасов, различных измерительных приборов, есть даже туристическое снаряжение. Особой любовью школьников пользуется маленькая полочка с многолетними подшивками журнала "Вокруг света", многие выпуски которого зачитаны до Дыр. Интересные рассказы и замечательное оформление кабинета географии помогли многим ученикам нашей школы не только хорошо разобраться в предмете, но и полюбить эту науку навсегда. Прямо передо мной доска, а слева и справа от нее множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно – карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет, как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте – температурный режим, здесь – подводные течения, здесь – горные породы. А вот и совсем удивительная карта – карта звёздного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное нам будут их раздавать на уроке. А вот полочка с журналами "Вокруг Света". А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. На другой полочке я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас подготовили местечко. С удовольствием буду приходить на уроки в наш кабинет географии.

Итоговые задания по теме раздела:

1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?

2. На русский язык слово «география» переводится как:

3. Основной причиной повышения точности карт в XV веке явилось:

4. Точные очертания материков и островов возможно получить при исполь-зовании:

5. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?

6. Научные представления о природе Земли можно получить с помощью:

7. Установите соответствие между названием метода исследования и его характеристикой:

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-В

8. О каком методе исследования идет речь?

Ответ: Описательный метод

9. Дополните утверждение.

Ответ: 1 – картография, 2 – картографии, 3- XV

10. Дополните утверждение.

Ответ: Картографический

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации!

Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Методология географической науки

Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.

Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).

Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.

Общенаучные методы:

описание (древнейший метод из применяемых географами);

картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:

o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);

o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);

o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);

компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;

исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;

— количественные методы:

o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);

o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;

o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;

моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;

o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);

o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);

эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;

геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);

экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);

социологический (интервьюирование, анкетирование);

метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:

o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);

o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);

o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);

o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);

o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).

Частнонаучные методы:

— районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);

— метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);

— методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);

— цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);

— дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):

o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):

o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):

— сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности.

В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).

Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.

Литература:

1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.

2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.

3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.

4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.

5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.

Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.

Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.

Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать
многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам".

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см) Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
10:30 40 поднимается
12:00 50 в зените
14:30 60 опускается
9:30 30 поднимается
8:30 20 поднимается
15:30 70 опускается
16:30 80 опускается
7:30 10 поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

Человека всегда интересовало всё, что его окружало: минералы, горные породы, вода, огонь, воздух, растения, животные.

Древние учёные собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности. В своей работе они пользовались различными способами и приёмами, т. е. методами (от греческого слова «методос» - путь исследования, теория, учение).

Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Географическое описание

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, мореплаватели, путешественники, записывавшие первые сведения об открытых землях и населяющих их народах. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности?

Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду.

Картографический метод

Карта - это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты - географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Сравнительно-географический метод

Сравнительно-географический метод - один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

Аэрокосмический метод

В настоящее время этот метод стал одним из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют не только составлять очень точные карты, но и находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за , за деятельностью человека, загрязнениями земной поверхности, получать информацию о других планетах Солнечной системы, о Галактике, Вселенной.

Статистический метод

Статистический метод используют для анализа статистических - количественных и качественных - данных. Статистический учёт вёлся ещё в глубокой древности. Например, в Древнем Китае проводились переписи населения. В настоящее время статистический метод применяют практически во всех отраслях. В географии статистический материал представлен в тексте учебников, в картах, а также в виде диаграмм, графиков, таблиц.

  1. Как древние люди изучали Землю?
  2. В чём заключается метод географического описания?
  3. Какую роль играет в наше время картографический метод?
  4. Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
  5. Применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались учёные древности?

Земля - уникальная планета: только на ней существует жизнь. тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - - делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.

Образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Основные понятия и термины раздела:

  • живая природа
  • неживая природа
  • явления природы: физические, биологические
  • естественные науки
  • физическая география
  • социально-экономическая география
  • методы географических исследований
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Методы исследования в обобщенном представлении - это способы познания явлений и процессов.

Методы географического исследования - способы анализа географической информации с целью выявления региональных особенностей и пространственно-временных закономерностей развития процессов и явлений в природе и обществе.

Методы географических исследований можно разделить на общенаучные и предметно-географические, традиционные и современные (рис. 1.1).

Основные методы географических исследований перечислены ниже.

  • 1. Сравнительно-географический. Это традиционный и широко распространенный в настоящее время метод в географии. Известное выражение «Все познается в сравнении» напрямую относится к сравнительно-географическим исследованиям. Географам часто приходится выявлять черты сходства и различия тех или иных объектов, проводить сравнительную оценку объектов и явлений на разных территориях, объяснять причины сходств и расхождений. Конечно, такое сравнение осуществляется на уровне описаний и не является строго доказанным, поэтому такой метод часто называют сравнительно-описательным. Но с его помощью можно заметить многие наиболее четко выраженные свойства географических объектов. Например, смену природных зон, изменение сельскохозяйственной освоенности территорий и т.п.
  • 2. Картографический метод - исследование пространственных объектов и явлений с помощью географических карт. Этот метод такой же распространенный и традиционный, как и сравнительно-географический. Заключается картографический метод в использовании разнообразных карт для описания, анализа и познания явлений, для получения новых знаний и характеристик, изучения процессов развития, установления взаимосвязей и про-

Рис. 1.1.

гноза явлений. Картографический метод имеет две составляющие: 1) анализ изданных карт; 2) составление собственных карт (картосхем) с последующим их анализом. Во всех случаях карта является уникальным источников информации. Классик отечественной экономической географии Н.Н. Баранский образно называл карты вторым языком географии. С помощью географических карт, представленных в различных атласах, учебных и научных изданиях, в интернете можно получить представление о взаиморасположении объектов, их размерах, качественных характеристиках, о степени распространения того или иного явления и о многом другом.

В современной географии активно используется геоинформа- ционный метод исследования - использование геоинформационных систем для пространственного анализа. С помощью геоинформа- ционного метода можно оперативно получать новую информацию и новые знания о географических явлениях.

  • 3. Метод районирования - один из ключевых в географии. Географическое изучение страны, любой территории предполагает выявление внутренних различий, например, в плотности населения, доле городских жителей, специализации хозяйства и т.п. Результатом этого, как правило, является районирование территории - мысленное ее деление на составные части по одному или нескольким признакам (показателям). Это позволяет не только понять и оценить региональные различия в показателях, степени распространения объектов, но и выявить причины этих различий. Для этого, наряду с методом районирования, используются исторический, статистический, картографический и другие методы географических исследований.
  • 4. Исторический (историко-географический) метод исследования -

это изучение изменений географических объектов и явлений во времени. Как и почему менялись политическая карта мира, численность и структура населения, как формировалась транспортная сеть, как менялась структура хозяйства? Ответы на эти и другие вопросы дает историко-географическое исследование. Оно позволяет понять и объяснить многие современные особенности географической картины мира, выявить многие причины современных географических проблем. В ходе исторического исследования каждый географический объект (явление) рассматривается во взаимосвязи с происходившими в тот или иной период политическими и социально-экономическими процессами и событиями. Именно поэтому для изучения современной географии необходимо знание всемирной и национальной истории.

5. Статистический метод - это не только поиск и использование для иллюстрации региональных различий количественной (числовой) информации: например, данных о численности населения, площади территорий, объемах производства и т.д. Статистика как наука обладает многочисленными методами, позволяющими обобщать и систематизировать количественную информацию с той целью, чтобы характерные особенности стали легко заметными. Применительно к географии статистические методы позволяют классифицировать (группировать) объекты по величине показателей (страны по размеру территории, по объему ВВП и т.д.); рассчитывать среднее значение показателей (например, средний возраст населения) и размер отклонений от средней величины; получать относительные величины (в частности, плотность населения - количество человек на кв. км территории, доля городского населения - процент горожан от всего населения); сопоставлять одни показатели с другими и выявлять зависимость между ними (корреляционный и факторный анализы) и др.

Ранее использование статистических методов в географии было очень трудоемким, приходилось вести сложные расчеты больших массивов информации вручную или с помощью специальных таблиц. С распространением компьютерных технологий использование этих методов очень облегчено, в частности, функции широко распространенных программ MS Excel и SPSS позволяют легко выполнять многие статистические операции.

  • 6. Метод полевых исследований и наблюдений является традиционным и не утратившим своего значения не только в физической, но и в социально-экономической географии. Эмпирические сведения - не только самая ценная географическая информация, но и возможность скорректировать, приблизить к действительности выводы, полученные в результате картографических, статистических и других исследований. Полевые исследования и наблюдения позволяют понять и более наглядно представить многие особенности изучаемых регионов, выявить многие самобытные черты территории, сформировать неповторимые образы регионов. Полученные в результате полевых исследований и наблюдений впечатления, документальные свидетельства в виде фотографий, зарисовок, фильмов, записей бесед, путевых заметок - бесценные материалы для географов.
  • 7. Метод дистанционных наблюдений. Современные аэро- и особенно космическая съемка - значительные подспорья в изучении географии. В настоящее время ведется непрерывное космическое зондирование территории нашей планеты со спутников, и эта информация эффективно используется в различных областях науки и сферах хозяйственной деятельности. Космические снимки используются в создании и оперативном обновлении географических карт, мониторинге природной среды (климат, геологические процессы, природные катастрофы), исследовании особенностей хозяйственной деятельности (сельскохозяйственная освоенность, урожайность культур, лесообеспеченность и лесовосстановление), экологических исследованиях (загрязнение окружающей среды и его источники). Одной из сложных проблем использования космических снимков является огромнейший поток информации, требующий обработки и осмысления. Для географов это - поистине кладезь информации и эффективный метод обновления географических знаний.
  • 8. Метод географического моделирования - создание упрощенных, уменьшенных, абстрактных моделей географических объектов, процессов, явлений. Наиболее известной географической моделью является глобус.

По своим важнейшим характеристикам модели повторяют реальные объекты. Среди главных достоинств моделей - возможность представить географический объект, как правило, значительный по своим размерам, в его наиболее характерных чертах и с разных сторон, зачастую недоступных в реальности; осуществить с помощью модели измерения и вычисления (с учетом масштаба объекта); провести эксперименты с выявлением последствий для географического объекта тех или иных явлений.

Примеры географических моделей: карты, трехмерные модели рельефа, математические формулы и графики, выражающие те или иные географические закономерности (динамику численности населения, взаимосвязь показателей социально-экономического развития и др.).

9. Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Именно география, являющаяся комплексной наукой, обладающая целостным видением окружающего мира, способна обоснованно предвидеть многие изменения, происходящие на Земле.

Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы в системе «природа-население-хозяйство».

Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.

Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).

Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.

Общенаучные методы:

- описание (древнейший метод из применяемых географами);

- картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:

o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);

o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);

o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);

- компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;

- исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;

Количественные методы:

o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);

o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;

o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;

- моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;

o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);

o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);

- эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;

- геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);

- экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);

- социологический (интервьюирование, анкетирование);

- метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:

o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);

o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);

o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);

o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);

o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).

Частнонаучные методы:

Районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);

Метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);

Методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);

Цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);

Дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):

o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):

o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):

Сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности. В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).

Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.

Литература:

1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.

2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.

3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.

4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.

5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.


Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.

Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.

Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.



Планирование беременности