Чуфут-Кале. Пещерный город в Крыму

Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами. ​

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.


Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.


Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.


Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.


В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.


Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.


В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале - одна из старинных , ее географическая близость к зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала , потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Будучи в Крыму в Бахчисарае, туристам будет интересно посетить и пещерный город Чуфут Кале. Это удивительное энергетическое и не похожее на другие место, расположенное на высокой скале. Не даром здесь, на высоте птичьего полета, снималось множество фильмов, в том числе и Всадник без головы. Побывав там хотя бы раз, туда хочется возвращаться.

Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут-Кале расположился в 1,5 километрах на восток от Бахчисарая. Он представляет собой средневековый город-крепость, который известен в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Чуфут-Кале переводится с крымско-татарского языка, как «Иудейская крепость».

Интересно также и то, что еще в 19 веке здесь жили люди, сейчас же там расположен музей под открытым небом.

Стоимость экскурсий

Экскурсии в древний пещерный город организуются ежедневно, с каждой группой идет экскурсовод-проводник, который на русском языке рассказывает об истории этого необычного города. Стоимость входного билета для взрослого - 50 гривень (6,25$), для школьников - 25 гривень (3,1$). Приобрести билеты можно в кассе, которая находится перед тропой, которая ведет к подъему на Чуфут- Кале.

Подъем на гору

С экскурсоводом мы поднимались на саму гору. Перед подъемом мы шли по ровной дороге. И вдруг справа увидели монастырь в скале.

Успенский пещерный монастырь

Мне с радостью захотелось подняться и посетить этот монастырь. С вырубленных скал, в которых он находится, открывается красивейший вид вниз и на противоположную часть горы. Это Успенский пещерный монастырь, основанный в VIII веке выходцами из Византии. Кельи монахов находятся в пещерных помещениях, которые вырублены в отвесных скалах.


Успенский монастырь

Вид с высоты Успенского монастыря.


Вид с высоты Успенского монастыря

Возле монастыря есть церковная лавка и колодец с прохладной водой Тик-Кую, где можно набрать воды из источника с собой.

Рядом с монастырем находится кладбище, где хоронили монахов и настоятелей монастыря. Рядом с этим кладбищем есть другое кладбище, где покоятся солдаты, погибшие во время Крымской войны.

Подъем на гору длился минут 15 по тропе, которая ведет ко входу к воротам Чуфут-Кале. Поднимаясь, мы вдыхали свежий горный воздух и насыщенные ароматы горных трав и растений.


Дорога к Чуфут Кале

Чуфут Кале

К настоящему времени хорошо сохранились арочные ворота, которые дают старт экскурсии по пещерному городу.

Основание укрепления Чуфут-Кале датируется VIII-IX веками. С этого времени сохранилась часть оборонной стены с двумя башнями, которая пересекала плато и защищала город с востока.

Крепость Чуфут Кале

В ХІV в. восточную часть плато начали заселять поселение караимов - потомки древних тюркоязычных хазар, которые занимались торговлей и ремеслами и образовали свое поселение Кирк-ер (Новый Город). После этого здесь появилась кенасса (молитвенный дом) и другие сооружения. Древний город начал называться Чуфут-Кале (Европейская крепость) в XVII в. после того, как резиденцию крымских ханов перенесли в Бахчисарай.

Пещерные жилища на территории Чуфут-Кале.


Чуфут кале

В западной части Чуфут-Кале мы прошлись одной из улиц древнего города, увидели кенассу.


На северо - востоке, ближе к каньону, есть мавзолей Джанике-ханым - дочери Тохтамыш-хана. Это мавзолей XV в., который почти полностью сохранился. Есть легенда, которая гласит о том, как Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.

Каньон Чуфут Кале

Затем прошли к тому месту, где располагается красивый каньон. Здесь получаются замечательные фото!



Каньон Чуфут Кале

Остатки тюремных казематов в Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут- Кале служил и как тюремный каземат, где побывало немало пленников. 21 год в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой.

Казематы

Археологи, которые проводили раскопки в этом городе и изучали его, дали следующие названия улицам: Средняя, Бурунчакская и Кенасская.


Улицы Чуфут Кале

Еще немного фотографий.

Арочные ворота Чуфут кале

Панорама с Чуфут кале.


Взгляд с высоты Чуфут кале

Возвращаясь по той же тропе назад, мы прошли мимо сувенирных лавок, где можно было приобрести изделия из дерева, горный чай, ароматные подушечки и много другого.

Где можно перекусить, спустившись с Чуфут Кале

Проголодавшись, мы зашли в уютное кафе "Чайхона", где предлагают вкусные блюда: манты, чебуреки и ароматный чай.


Кафе в Бахчисарае

Как добраться до Чуфут Кале

Добраться из Симферополя в Бахчисарай можно на электричках: 6931, 6935, 6941, 6945, которые курсируют ежедневно по расписанию.

Из Севастополя от площади Нахимова сюда можно доехать за час на автобусе от автостанции "Северная". Или следующими электричками: 6934, 6942, 6944.

В Бахчисарае попасть в Ханский дворец можно на городском автобусе номер 2, который довезет вас от автовокзала или ж/д станции прямо к воротам дворца. Дворец находится по адресу: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133.

От Ханского дворца к Чуфут-Кале можно полтора километра пройти пешком к ущелью Марьям-Дере.

Все статьи по направлению Крым

Бронирование отелей в Ялте

Бронирование отелей в Феодосии

Бронирование отелей в Саки

Бронирование отелей в Тарханкут

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале



Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.


Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.


Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.


Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.


К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.


Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

Место, где сейчас расположено село Староселье (бывший Салачик), издавна привлекало людей - скрытостью, уютом, тишиной, животворной силой долинной земли, наличием воды и спасительных скал с плато (в виде большой рыбины, как бы выплывающей из зарослей горного леса), словно предназначенным для укрытия сельчан от непрошеных гостей.

Вид на гору

Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

Но есть и еще одна версия появления этого города, а точнее трех пещерных городов. В конец правления византийского императора Юстиниана, это примерно в 550 годах, Юстиниан занялся задачами другого типа, а именно защитой подступов к .

Для этого византийские инженеры по приказу императора разработали крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале. Крепости были воздвигнуты и заселены аланами и готами. Однако эти данные не попали в трактат “О постройках”, а иных трактатов не писалось, и сведения об этих событиях определила только археология.

Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников - гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…

Оценив по достоинству крепость и долину у её подножия, первый крымский хан Хаджи-Гирей в середине XV века устроил в старой части города свою укреплённую резиденцию, а в низу, в Салачике, построил дворец.

Постоянно проживая во дворце, хан мог надёжно укрыться в крепости в опасные моменты периода упорной борьбы за независимость Крыма от Золотой Орды. С середины XVII века, когда хан покинул крепость, цитадель предоставляется караимам, она получает название Кале, а потом Чуфут-Кале, что в переводе с татарского означает Иудейская крепость.

В 1731 году на территории Чуфут-Кале была устроена первая в Крыму типография. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.
Получив некоторые привилегии после включения Крыма в состав России, караимы покинули каменистое плато, (последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году), где условия жизни были суровы, и переселились в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. Город опустел…

Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины. Это библейское название дано караимами в честь Иософатовой долины в Иерусалиме, колыбели иудейской религии. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нём собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота.

Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади, за дорогой, скрывается в зарослях горного леса древнее караимское кладбище. Над прямоугольным проёмом ворот укреплена мраморная плита с грубо высеченными знаками, смысл которых пока не разгадан. Ворота - дубовые, обитые кованым железом. Проём в надвратной башне с внутренней стороны перекрыт полуциркульной перемычкой из клинчатых тесаных камней.

Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с севера и юга.
В городе одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. На южной стороне главной улицы сохранился большой каменный дом под черепичной кровлей. Здесь жил до конца своих дней А.С. Фиркович (1786-1874 гг.), известный караимский учёный, путешественник, знаток древностей, собравший много старинных караимских и еврейских книг, рукописей и надгробных надписей.

Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения (к концу XVI века в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек и было свыше 400 домов), дома строились почти впритык, в основном двухэтажные, часто с подвалами - с жильём наверху и хозяйственными помещениями внизу. Окна выходили во двор, огороженный высоким забором с пристроенным вовнутрь сараями и стойлами для скота. Следы былой застройки частично сохранились в развалинах городских кварталов.

Пересекающая плато поперёк десятиметровая стена при толщине 5 метров, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями и дополнительно защищена с напольной восточной стороны вырубленным в скале рвом шириной 4 и глубиной до 2 метров. Ров наполнялся дождевой и талой водой, стекавшей по каменным желобкам, держал воду до уровня перемычек, сильно затрудняя подкат стенобитных орудий.
У северного края скалы, куда большой ров не доведен, была устроена в изгибе стены вылазная калитка, тщательно замаскированная двумя малыми рвами. Из калитки можно было скрытно проникнуть в малый ров и пещеру с башней, вероятно, стоявшей над ней. Отсюда защитники могли нанести внезапные удары осаждающим с фланга и обстреливать врага, не подпуская к стене.
В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний.

Слева на ней сохранился каменный колодец, справа остатки мечети, возведённой в 1346 году на развалинах христианского храма, а далее виден мавзолей Ненекеджан-Ханым. Отсюда, с площади, берут начало три главных продольных улицы: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская, с сетью кривых переулков между ними. Названия улиц условные. Наименование Кенасской дали два затенённых аркадами караимских храма - Большая и Малая кенассы.

Они построены в разное время (в XIV и XVIII веках) у Южного обрыва, к улице входами. Эта улица ведёт к Малым воротам, искусно устроенным в Южной оборонительной стене, зигзагообразной в плане, сложенной из бутового камня, с тщательно затёртыми швами. Ворота не видны с долины.

За южной стеной высятся скалы с боевыми пещерами, вырубленными в четыре яруса и соединёнными между собой. По этим пещерам, которые в более поздние времена использовались для хозяйственных нужд, но ошибочно считались в XVIII-XIX веках основным жильём древних горцев, Чуфут-Кале был причислен путешественниками к пещерным городам.

С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханум. Его монументальный объём господствует на высоте у северного обрыва Чуфут-Кале. Дюрбе имеет в плане восьмигранник, к южной стороне которого пристроен портал, перекрытый полуциркульной аркой, со щипцовым (двускатным) завершением над ней. В массивных щековых стенах портала имеются сельджукские ниши с круглыми трёхчетвёртными колонками и арабесковым полукуполом.

Карниз пилонов на уровне пят свода украшен такими же арабесками с резными стилизованными лепестками. Лицевые плоскости пилонов украшены бордюром из геометрически переплетённых валиков. Портал поставлен на высокий постамент, опоясанный карнизом.

Каменная лестница из семи ступеней по ширине арки ведёт к входу, лучковый проём которого приподнят на высоту кладочного ряда, образуя высокий порог, и украшен прямоугольной профилированной рамкой с резными надписями арабской вязью.

Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: «Это гробница государыни Джанике-Ханум, дочери Золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года». Имя ханской дочери окружено легендами. Согласно одной из них, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с возлюбленным, бросилась в пропасть. Потому и похоронена у обрыва…

Севернее дюрбе Джанике-Ханум плато круто обрывается. Отсюда, с головокружительной высоты, открывается величественная панорама Крымских гор. В августе 1988 года на территории Чуфут-Кале произошло сенсационное открытие. Несмотря на отсутствие в крепости естественных выходов подземной воды город жил сотни лет.

Питьевую воду доставляли из находившихся неподалеку источников. Для хозяйственных нужд использовали атмосферные осадки. Однако из легенд, преданий и книг было известно, что в периоды осады воду брали из скрытой гидросистемы, сведения о которой являлись военной тайной.

Даже когда крепость утратила оборонительное значение, эту тайну караимы передавали из поколения в поколение. В нее посвящали только избранных. Опираясь на сведения письменных и устных источников, спелеологи начали поиски. Теоретически воду следовало искать на пути геологического разлома в районе Пенджере-Исар (стены с окном).

Здесь и были сосредоточены работы. Незначительное углубление с растущим на его краю деревом оказалось засыпанным устьем колодца, вскрытого в августе 1988 г. Глыбы породы и грунт из колодца вынимали сначала вручную, а затем с помощью механизмов на протяжении 3 лет. На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили заваленный камнями боковой вход, полого поднимающийся вверх.

Соединение хода с колодцем образовало обширное помещение. На его стенах, кроме следа от некогда стоявшей здесь воды, оказались надписи из копоти, выполненные караимским курсивом, реже - латынью и арамейским квадратным шрифтом. Топографическая съемка показала, что верхний конец галереи находится под дном слабо выраженной с поверхности воронки.

После расчистки воронки удалось проникнуть в подземелье с противоположного восточного конца. Оказалось, что галерея начинается из подвального помещения боевой башни, которая, вероятно, входила в первую линию обороны города-крепости. Ранее об этой линии археологи не подозревали. После расчистки перед спелеологами предстала грандиозная 108-метровая ступенчатая галерея высотой до 2 и шириной до 2,5 метров.

Отдельные участки свода были покрыты мелкими сталактитами. На стенах обнаружили высеченные план подземелья и фигурки людей. Место соединения вертикального ствола и галереи еще не являлось дном колодца. На глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который по мере расчистки привел к обширным резервуарам на глубине 40 метров от поверхности.

Когда-то вода из крупных трещин в стенах сооружения поступала сначала в одну из ванн, затем через сливной порожек переливалась в другую каменную емкость, расположенную прямо под входным колодцем, и уже оттуда бралась для использования. Ныне трещины заилены, и вода из них практически не поступает. На стенах нижнего зала были обнаружены ниши для светильников и пока непонятные вырубленные на стене знаки.

У внутреннего края винтового хода сохранились фрагменты ограждения. После расчистки нижней части системы от глины и ила общая глубина колодца составила 45 метров (ноябрь 2002 г.). Предположительно, подземная гидросистема могла быть создана хазарами или византийцами в начале нашей эры. Данная система могла иметь и культовое значение, а также служить укрытием.

На это указывают масштабы сооружения и фольклорные сюжеты крымских караимов. При расчистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею, на глубине 40 см. от поверхности был обнаружен клад в кухонном керамическом горшке. По данным предварительной экспертизы, проведенной сотрудниками Крымского филиала института археологии АН Украины, в нем находились:

– золотые венецианские дукаты - 29 штук (1425-1430 гг.);
– золотой динар египетских султанов - 1 штука (1425-1430 гг.);
– серебрянные монеты - 4259 штук (XIV-XV вв.);
– монеты генуэзско-крымской чеканки г.Кафы;
– монеты чеканки «хан» (золотоордынский хан Узбек);
– джучидские дирхемы;
– монеты Крымского ханства чеканки города Кырк-Ер (Джуфт-Кале).

Это самый богатый обнаруженный клад подобных монет на территории не только Крымского полуострова, но и Восточной Европы и мира в целом. Симферопольским ЦСТ «Оникс-Тур» клад передан Симферопольскому Краеведческому Музею.

Условные обозначения:
1.Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2.Северный склон плато.
3.Кенасская улица.
4.Средняя улица.
5.Бурунчакская улица.
6.Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в 7.дотатарский период тут был пещерный монастырь.
8.Малые Южные ворота Кучук-Капу.
9.Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
10.Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов.
11.Южный склон плато.
12.Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу.
13.Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
14.Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”).
15.Остатки бани.
16.Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу.
17.Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
18.Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
19.Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
20.Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
21.Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Приветствую, друзья!

А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения? Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото , это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.

По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями , и когда они покинули обезлюдевший город.

Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600. Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы , который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды . После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик , в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И это удивительно, что Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных. А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством. Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы . Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина. А через дорогу, углубившись в лес можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом , а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. А кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета в прошлом сезоне были: 200/100 рублей . Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с ).

Караул! У официального сайт Ханского дворца просрочен домен!! Докатились! Пока инфу смотрите здесь hansaray.crimea.com

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то изначально вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье» . Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь .

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды. Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора. Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов . Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Друзья! Приглашаю вас принять участие в конкурсе. Буквально на днях наш сотрудник умудрился зарыть клад при посещение пещерного города и сдал все свои явки и пароли. Теперь у вас есть возможность не только приобщиться к истории, но и собственноручно нарыть себе благ человеческих. Подробнее .

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и в нашей группе



Планирование беременности