Фипи демоверсии егэ по литературе. Методическая разработка "кодификатор по литературе

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Кодификатор ЕГЭ по литературе: список произведений для подготовки к экзамену.

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественные время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Историзм. Народность. Психологизм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.


3.1 Д.И. Фонвизин . Комедия «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.


4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский . Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов . Комедия «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин . Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
4.5 А.С. Пушкин . Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин . Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин . Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов . Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь . Комедия «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь . Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь . Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.


5.1 А.Н. Островский . Драма «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев . Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров . Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин . Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой . Роман «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.


6.1 А.П. Чехов . Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов . Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.


7.1 И.А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький . Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок . Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок . Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский . Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин . Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам . Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова . Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков . Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков . Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский . Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак . Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)__
7.22 А.И. Солженицын . Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.


8.1 Проза второй половины XX в . Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Кодификатор – это перечень книг, терминов и других элементов литературоведения, знанием которых должен похвастать выпускник на финальном этапе обучения. Данное учебное пособие ежегодно обновляется на сайте ФИПИ, и 2019 год не стал исключением. Сегодня мы уже располагаем сведениями о том, что будут спрашивать с учеников взыскательные ревизоры КИМов. Эта информация – основа самоподготовки каждого потенциального абитуриента, который уже мысленно считает необходимые для поступления баллы. Поэтому скорее сохраняйте в закладках удобный и лаконичный список книг на ЕГЭ по литературе в 2019 году от Многомудрого Литрекона. Он держит руку на пульсе и всегда вовремя вносит в него обновления, если таковые появляются в официальных источниках.

Начнем с того, что далеко не все книги, которые мы проходили на уроках, вошли в заветный список произведений. Он, как правило, сильно упрощен, и особой «жести» там не предвидится. Однако важно обратить внимание на казуистику вступления к кодификатору, где организаторы экзамена упоминают о том, что в КИМе ученик может увидеть задание по стихотворению, которого нет в перечне (стр. 4). Та же проблема с авторами, произведения которых не конкретизированы в списке.

Например, в бланке может попасться любая книга А. Платонова или Н. Лескова. Поэтому на кодификатор надейся, а сам читай все – получается так. Хорошо хотя бы то, что Л. Толстого ограничили, а то его полное собрание сочинений занимает 90 увесистых томов. Вот и думай, что из этого богатого творческого наследия просочится в ЕГЭ по литературе.

Но клеймить позором несправедливые экзамены можно вплоть до мая, а сейчас пора бы уже начать подготовку. Основные элементы расположены в хронологическом порядке, рядом с каждым из них обозначен присвоенный ему свыше код. Курсивом оформлены те определения или произведения, знание которых не проверяется на ЕГЭ, но пригодится для раскрытия того, что проверяться будет.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос , драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза . Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора . Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон . Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Пугало», «На часах»).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Юшка», «Котлован»).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену. В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

На этом список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе подошел к концу. Многомудрый Литрекон таит в сердце надежды и упования, что данный перечень облегчит Вам путь к успеху на выпускных экзаменах.

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с.Коромысловка

(МОУ ООШ с.Коромысловка)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ООШ с.Коромысловка

Приказ № -ОД от 28.08.2015

Чехонина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по ЛИТЕРАТУРЕ по программе основного общего образования

Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе

Код КЭС

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1.

Художественная литература как искусство слова

1.2.

Художественный образ

1.3.

Фольклор. Жанры фольклора

1.4.

Литературные роды и жанры

1.5.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.6.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.7.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

1.8.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

2

Из русского фольклора

2.1.

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

2.2.

Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки).

3

Из древнерусской литературы

3.1.

«Слово о полку Игореве»

3.2.

Жанры древнерусской литературы: повесть, житие, поучение, слово. «Сказание о белгородском киселе» «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Шемякином суде»

4

Из русской литературы XVIII в.

4.1.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

4.2.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

4.3.

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям», «Признание», «На птичку», «Последние стихи Державина»

4.4.

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»

И.И. Дмитриев. Басня «Муха»

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1.

И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей», «Лисица и виноград»

5.2.

В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое», «Вечер». (из 5.2) Баллады: «Светлана», «Лесной царь»; «Сказка о мёртвой царевне»

5.3.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

5.4.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

5.5.

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла.», «Я вас любил: любовь еще, быть может.», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.», «Не пой, красавица, при мне.», «Вакхическая песня», «Зимнее утро», «Узник», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный..»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

5.6.

А.С. Пушкин. Поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник»

5.7.

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

5.8.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

5.9.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», Исторический труд «История Пугачёвского бунта», «Дубровский»

5.10.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива.», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел», «Бородино»

5.11.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

5.12.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

5.13.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

5.14.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

5.15.

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

5.16.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.1.

А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору

6.2.

И.С. Тургенев. Повесть «Ася», Рассказ «Муму»

6.3.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», « Чародейкою-зимою.. .»

6.4.

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»

6.5.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...»

6.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Фрагменты из «Истории одного города»

6.7.

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

6.8.

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» , Сказ «Левша»

6.9.

Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала», «Кавказский пленник». (6.8. Повести)

6.10.

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»

7

Из русской литературы ХХ в.

7.1.

И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька», «Цифры»

7.2.

А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю.», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом». Д.С. Лихачёв. Очерки «Мир на Куликовом поле»*

7.3.

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

7.4.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...». Отрывки из поэмы «Пугачёв»

7.5.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.6.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)

7.7.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

7.8.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.81

М. Горький «Детство»

7.82

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

7.83

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»

7.84

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказы: «Корова», «В прекрасном и яростном мире»

7.85

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

7.86

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

7.87

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

7.88

П.П. Бажов. Сказы «Медной горы хозяйка» и 2-3 сказа по выбору

7.89

Поэзия XX века. В. Брюсов, И.Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов (Стихотворения о родной природе); А.Т. Твардовский. К.М. Симонов, Ю.В. Друнина. (Стихотворения о войне)

7.9.

Проза второй половины XX в.: Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади», В.П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер Рассказ «Уроки французского», Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин Рассказ «Уроки французского», А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

7.10.

Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

8

Из зарубежной литературы

8.1.

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла», «Троянский цикл», «Одиссея» (фрагменты) по книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

8.2.

У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

8.3.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

8.4.

И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе

Код

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

знать/понимать:

1.1.

образную природу словесного искусства;

1.2.

содержание изученных литературных произведений;

1.3.

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

1.4.

изученные теоретико-литературные понятия;

2

уметь:

2.1.

воспринимать и анализировать художественный текст;

2.2.

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

2.3.

определять род и жанр литературного произведения;

2.4.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

2.5.

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

2.6.

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

2.7.

2.8.

выражать свое отношение к прочитанному;

2.9.

владеть различными видами пересказа;

2.10.

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

2.11.

понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

2.12.

писать сочинения;

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1.

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2019 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).



Планирование беременности