Где находится дом пороховщикова. Доходный дом А.А

x HTML-код

Памяти Александра Пороховщикова. После операции актер пришел в сознание, но все равно был очень слаб. Врачи не стали сообщать Пороховщикову о том, что его любимая жена Ирина, узнав о его тяжелом состоянии, наложила на себя рукиРуслан РАХМАНГУЛОВ

Изменить размер текста: A A

На днях "Комсомолка" разговаривала с двоюродной сестрой Александра Шалвовича, Аллой Алексеевной Дмитриевой , его ближайшей родственницей. Тот разговор вселял оптимизм. Пороховщиков был в неплохом состоянии. Из серьезных проблем, казалось, только воспаление легких. И вдруг в Пасхальную ночь пришла трагическая новость - Александр Пороховщиков скончался на 74-м году жизни.

У него начался сепсис, - рассказала нам Алла Алексеевна. - При таком сахарном диабете, как был у Саши, страдает весь организма, в том числе и иммунная система. Хотя врачи Научного центра неврологии РАМТ делали все, чтобы его спасти, но возможности организма исчерпались.

Саша умер в результате тотального заражения крови. Его не стало в первый час Пасхи. Это очень символично для людей верующих.

- Кто из родных приедет на похороны?

Так получилось, что самые близкие Сашины родственники - это мы с моей дочерью, его племянницей. Наши мамы - Галина Александровна Пороховщикова и моя мама Людмила Александровна - родные сестры. Приедете еще один родственник из Петербурга . Не знаю, будут ли сестры от второго брака его отца - Шалвы Барабадзе - из Грузии . Это те родственники, которых Саша видел один или два раза в жизни. Дело в том, что у него были сложные отношения с отцом.

Тот не принимал участие в Сашином воспитании, особенно после того, как нашего деда - Александра Пороховщикова - арестовали в 1937 году. Семья жила очень бедно. Тетя Галя пострадала больше, ее не брали на работу, как члена семьи «врага народа». Моя мама жила в лучших условиях. Она вышла замуж за сына легендарной актрисы МХАТа Аллы Тарасовой . Алла Константиновна - родная бабушка, в честь которой меня и назвали.

Шурик был маленький, когда к ним домой пришли с обыском, описали все имущество. Они остались ни с чем. Потом тете Гале дали работу, она шила белье солдатам на фронт. А до этого жили тем, что им приносили люди.

А как же имущество вашего легендарного предка - архитектора Пороховщикова? Семья была родовитая и богатая...

Наш прадед действительно был архитектор. Русофил. Поэтому и дом (тот самый знаменитый дом в Староконюшенном переулке, где повесилась жена Александра Пороховщикова - Ирина - ред.) спроектировал как образец русского зодчества. Он его делал для всемирной выставки в Париж , куда дом разобрали и отвезли. Кстати, это был не единственный дом, который принадлежал Пороховщикову. Потом прадедушка проиграл этот дом в карты. Такова семейная легенда, которую рассказывала моя мама. Из наших близких в этом доме никто не жил. Но Саша обратился к Юрию Лужкову с просьбой передать дом Пороховщикова в аренду сроком на 49 лет. Так что дом семье не принадлежит. Саша собирался организовать там выставку, посвященную людям, репрессированным в 30-ые годы, в том числе нашему деду, Сикорскому , Туполеву .

- Кому теперь достанется знаменитый дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке?

Я думаю, что договор аренды будет расторгнут. Во всяком случае, мы с дочерью не потянем его содержание. Он совершенно нам не нужен, были в нем всего-то пару раз. Хотя дом и был построен нашим с Сашей прадедушкой.


- А квартиры на Проспекте мира и Комсомольском проспекте, что будет с ними?

Это имущество, которое принадлежало Саше и Ирине. Но я не задумывалась над тем, кому оно перейдет по наследству...

Прощание с Александром Пороховщиковым пройдет в среду, 18 апреля, с 10.30 до 13.00 на сцене театра им.Пушкина . Актера похоронят за городом в деревне Рождествено (недалеко от Икши по Дмитровскому шоссе), где похоронена его мать - Галина Александровна Пороховщикова. Там же в церкви Рождества Богородицы пройдет отпевание актера. Кстати в подклети этого храма помещён мраморный саркофаг отца фельдмаршала Александра Суворова . А саму церковь ХVII века восстановил офтальмолог Святослав Федоров .


А В ЭТО ВРЕМЯ:

Дом кино отказался проводить поминки по Пороховщикову из-за фестиваля «Святая Анна»

Поскольку Александр Пороховщиков в равной степени принадлежал кино и театру, было решено провести поминки в Доме кино. Но в последний момент Дом кино пошел в отказ. Дело в том, что в среду там будет проходить ежегодный фестиваль студенческих работ «Святая Анна». Поминки могут испортить атмосферу фестиваля.

Вначале Дом кино был готов предоставить помещение для поминок, - сказал нам адвокат Пороховщикова Сергей Жорин. - Но неожиданно отказался. Это не только нарушение договоренности, но и проявление неуважения к великому актеру.

ЧТО ГОВОРЯТ ДРУЗЬЯ

Ирэн ФЕДОРОВА, вдова офтальмолога Святослава Федорова, близкая подруга семьи Пороховщиковых: «Саша так и не успел поставить памятник на могиле у мамы...»

Мама у Саши была властной женщиной, толковой.Свекровь всегда считает сына своей собственностью. Но Саша умудрялся и любимую при себе держать, и маму не обижать. Когда мамы не стало (в 1997 году), Саша сразу решил, что она будет покоиться на кладбище в селе Рождествено. А вот памятник ей поставить у него то денег, то времени не было. Он никогда не был богатым. Когда мы только начинали дружить, он приезжал к нам на дачу на раздолбанном «жигуленке». Ездил без глушителя. За пару километров мы уже слышали, что в гости едет Пороховщиков. Тогда Святослав Николаевич с друзьями собрались и подарили ему хороший автомобиль. Последние годы он снимался в сериалах, какие-то деньги появились. Но родовой особняк отнимал много финансов. Потом они с Ирочкой привели в порядок дачу в Звенигороде . У них никогда не было серьезных заначек. Деньги текли сквозь пальцы.

- Александр Шалвович не делился, каким бы хотел видеть памятник?

В этом смысле Саша был большим выдумщиком. Загорелся идеей сделать склеп. Но на деревенском кладбище это невозможно!

- А как же Ирина?

Саша смешно так объяснял, почему именно она стала его женщиной. Мол, он часто задавал вопрос подругам: «Если меня будут арестовывать, а я буду отстреливаться, что ты будешь делать?» Все отвечали: «А за что тебя будут арестовывать?» Ирочка единственная сказала: «Я буду подавать тебе патроны!» О том, где будет покоиться Ирина, речь никогда не заходила. Ведь все понимали, что она уйдет из жизни гораздо позже Саши. И будет ездить на его могилу... Теперь за могилой Саши будут следить его родственники, я буду ходить. Памятник на следующий год поставим. Наверное, совместный. Для Саши и для его любимой мамы.

Александр Пороховщиков так и не узнал, что его жена Ирина покончила с собой.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей ЖОРИН: «Жена Ирина предсказала смерть мужа задолго до трагедии»

Актер скончался, так и не узнав, почему Ирина перестала приходить к нему в больницу...

Предположительно у Александра Шалвовича остановилось сердце. Но у него был целый комплекс серьезнейших заболеваний: диабет в запущенной форме, проблемы с сердцем, инсульт, пневмония и вот в последнее время у него были проблемы с печенью, почками. Такое ощущение, что организм разваливался постепенно, - говорит адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей Жорин. Последний месяц в палату к актеру не пускали практически никого, кроме медицинских работников, чтобы он случайно не узнал о самоубийстве любимой жены Ирины. То, что между супругами существовала какая-то необъяснимая связь, - неоспоримый факт. Даже смерть мужа Ирина предсказала за несколько месяцев до трагедии.

На следующий день после операции по удалению части стопы Александр был весел, постоянно шутил. А Ирина почему-то постоянно плакала. Когда мы вышли с ней из палаты, - говорит Сергей Жорин, - она прошептала: «Знаешь, Сереж, а он никогда не выйдет отсюда».

Во многом обострение болезни Пороховщикова и госпитализация были спровоцированы его долгими и тяжелейшими судебными процессами с родными из-за имущества. Адвокат уговаривал актера не ходить на процессы, но Александр Шалвович был не из тех, кто мог спокойно сидеть дома и ждать результата. Тем более что речь шла о его единственной недвижимости - квартире, доставшейся ему от родителей.

Семья Фарсиян (дочь отчима актера. - Ред.) буквально загнала Пороховщикова в могилу, - говорит адвокат. Кому теперь достанется недвижимость, не ясно. Завещания Пороховщиков не оставил. И сказать ничего не мог: несмотря на то что до последних часов оставался в сознании, он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких...

Всеволод ЕРЕМИН

Достопримечательность

Дом Пороховщикова

Страна Россия
Город Москва
Координаты 55°44′59″ с. ш. 37°35′42″ в. д.  /  55.749854° с. ш. 37.594936° в. д.  / 55.749854; 37.594936 (G) (Я)
Архитектурный стиль Русский стиль
Автор проекта А. Л. Гун
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия РФ № 7710821000
Состояние отреставрирован
К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье

Дом Пороховщико́ва - особняк в центре Москвы , в Староконюшенном переулке (дом 36). Построен в 1871-1872 годах для российского предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова , владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана . Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками , карнизами и подзорами , особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене .

История

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов , зоолог М. А. Мензбир , энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х годов здание передано под жильё для состоятельных людей .

В советское время, в 1980-х годах в доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова .

Реставрация, современное состояние

По состоянию на 2009 год в здании размещались ресторан, бильярдный зал , а также частные апартаменты.

Напишите отзыв о статье "Дом Пороховщикова"

Примечания

Литература

  • / Отв. ред. И. А. Савина, М. В. Ляпина, Е. И. Степанова. - М .: ОГИ, 2012. - С. 210-211. - 319 с. - ISBN 978-5-94282-690-1 .

Ссылки

  • Дом Пороховщикова // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт ; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. - М . : Большая Российская энциклопедия , 1997. - 976 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-277-3 .

Отрывок, характеризующий Дом Пороховщикова

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Староконюшенный переулок, дом 36 - адрес необычного домика-избы в русском стиле. Дом этот в конце XIX века возвел в Москве меценат, потомственный дворянин, гласный городской Думы, Почетный гражданин Москвы Александр Александрович Пороховщиков.

В отличие от других шумно известных представителей отечественного предпринимательства об Александре Александровиче Пороховщикове встречаются лишь редкие скупые сведения в мемуарных изданиях, на страницах книг и журналов.
Между тем Пороховщиков был человеком очень популярным в свое время, поражавшим современников неуемной, бьющей через край энергией и энтузиазмом, проявлявшимися в самых разнообразных областях деятельности. Его подрядная фирма считалась одной из самых авторитетных в строительном деле. Большой известностью пользовалась позднее и издательская деятельность Пороховщикова


Александр Александрович Пороховщиков Фотография 1870-х годов

Этот дом - хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «Русская изба», с уникальной пропильной резьбой. Дом получил получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля.

Дом был построен бизнесменом Александром Александровичем Пороховщиковым в 1870-1872 годах архитекторами Дмитрием Васильевичем Люшиным и Андреем Леонтьевичем Гуном.

Первый арендатор известный электротехник Владимир Николаевич Чиколев. Здесь он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей же фабрики, которая базировалась в Хамовниках. В агентстве продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.

С 1875 по 1878 год в доме на Староконюшенном располагается редакция и издательство «Газеты А. Гатцука» и популярного в то время «Календаря». В редакции часто бывали литераторы Федор Буслаев и Алексей Писемский. Не однажды печатались в «Газете Гатцука» Николай Лесков и Софья Энгельгардт.

В 1880-м году в доме открывается «Библиотека для чтения» А. М. Горожанкиной. Потом на несколько лет обосновывается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению».

В числе ее лекторов — физиолог Иван Сеченов, зоолог Михаил Мензбир, энтомолог Карл Линдеман. 5 марта 1880-го года открыта на благотворительные средства женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

С конца 1890-х годов дом отделан под жилье для состоятельных квартиросъемщиков. У профессора философии князя Сергея Николаевича Трубецкого, жившего здесь, бывал композитор Александр Скрябин.

В советское время в доме на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и музей боевой славы 77-й стрелковой дивизии.

Дом Александра Пороховщикова на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.


Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.





Путеводитель по архитектурным стилям

Архитекторы Д. Люшин и А.Л. Гун поставили здание в русском стиле на древний деревянный фундамент. А И.А. Колпаков украсил дом резными наличниками, карнизами и подзорами. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Париже. Но, по семейной легенде, Пороховщиков проиграл этот дом в карты.

Первым арендатором помещений в доме Пороховщикова стал электротехник В.Н. Чиколев. Он разместил тут агентство по продаже швейных машин. Были в здании и редакции газет, и «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», и женская Воскресная школа, и библиотека, и педагогический музей, и квартиры.

Московские дома: от дерева к камню

Со временем дом пришел в аварийное состояние. Но в 1995 году его передали в долгосрочную аренду (на 49 лет) актеру Александру Пороховщикову, правнуку первого владельца. Он хотел устроить в здании музей Пороховщиковых, но не успел: 15 апреля 2012 года актера не стало. А за месяц до этого, предчувствуя скорую кончину мужа, в этом доме покончила жизнь самоубийством его жена Ирина.

Дом Пороховщикова восстановлен, и сейчас это клубный дом на 6 квартир.

Говорят, что... ...в доме обитали призраки. Сначала там от неизвестной болезни умерла молодая жена первого владельца, затем в советское время в его подвалах проводили расстрелы, и наконец, Ирина Пороховщикова покончила жизнь самоубийством.

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).



Планирование беременности