Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» Пушкина А. С

1 вариант сочинения:

В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных, решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши". Мать считает ее "трусихой", а злобный Швабрин характеризует девушку как "совершенную дурочку".

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, "благоразумная и чувствительная" девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. "По именному приказу" Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

2 вариант сочинения

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что

Она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

3 вариант сочинения:

Роман «Капитанская дочка»-зрелое и одно из лучших произведений А.С. Пушкина.В романе создается понорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. В начале произведения перед нами предстает робкая,несмелая девочка,о которой мать говорит,что она «трусиха».Со временем открывается характер М.Ивановны.Она способна на глубокую и искреннюю любовь.Она готова отказаться от личного счастья,потому что нет благословления родителей. «Нет,П.Андреич-отвечала Маша,-я не выйду за тебя без благословления твоих родителей.Без них не будет тебе счастья.Покоримся воле Божией.Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина.Но она готова умереть,лишь бы не стать женой А.Иваныча.Гринев попадает под суд как изменник.Доказать его невиновность может только она.Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать по двору императрицы.И мы видим,что в этой девушке достаточно решительности,находчивост и ума,чтобы спасти Гринева. Таким образом посепенно меняется характер этой девушки.Она вырастает в смелую и решительную героиню.Именно поэтому роман назвали в ее честь «Капитанская дочка»

Одной из самых лучших повестей Пушкина считается «Капитанская дочка», описывающая события крестьянского бунта 1773-1774 годов. Писатель хотел показать не только ум, героизм и талант предводителя мятежников Пугачева, но и изобразить, как в сложных жизненных ситуациях меняется характер людей. Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» позволяет проследить за перевоплощением девушки из деревенской трусихи в состоятельную, смелую и самоотверженную героиню.

Бедная бесприданница, покорившаяся судьбе

В самом начале повести перед читателем предстает несмелая, трусливая девушка, которая даже выстрела боится. Маша - дочь коменданта Жила она всегда одиноко и замкнуто. В деревне женихов не было, поэтому мать переживала, что девушка так и останется вечной невестой, да и приданого у нее особенного не было: веник, гребень да алтын денег. Родители надеялись, что найдется который женится на их бесприданнице.

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» показывает нам, как постепенно меняется девушка после встречи с Гриневым, которого она полюбила всем сердцем. Читатель видит, что это бескорыстная юная особа, которая хочет простого счастья и не желает выходить замуж по расчету. На предложение Швабрина Маша отвечает отказом, потому что он хоть человек умный и богатый, но не лежит к нему сердце. После дуэли со Швабриным Гринев получает серьезное ранение, Миронова не отходит от него ни на шаг, выхаживая больного.

Когда Петр признается девушке в любви, она тоже открывает ему свои чувства, но требует от возлюбленного получить благословение от его родителей. Одобрения Гринев не получил, поэтому от него стала отдаляться Мария Миронова. Капитанская дочка была готова отказаться от собственного счастья, но против воли родителей не идти.

Сильная и смелая личность

Характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» открывает нам, как героиня кардинально изменилась после казни ее родителей. Девушка попала в плен к Швабрину, который требовал от нее стать его женой. Маша твердо решила, что лучше смерть, чем жизнь с нелюбимым. Ей удалось послать весточку Гриневу, и тот вместе с Пугачевым пришел ей на помощь. Петр отправил возлюбленную к своим родителям, а сам остался воевать. Капитанская дочка Маша понравилась отцу и матери Гринева, они полюбили ее всем сердцем.

Вскоре пришла весть об аресте Петра, девушка не показывала своих чувств и переживаний, но постоянно думала, как освободить любимого. Робкая, необразованная деревенская девушка превращается в уверенную в себе особу, готовую до конца бороться за свое счастье. Именно тут характеристика Марии Мироновой из «Капитанской дочки» являет читателю кардинальные изменения в нраве и поведении героини. Она едет в Петербург к императрице, чтобы просить помилования для Гринева.

В Царском Селе Маша встречает знатную даму, которой во время разговора поведала о своем несчастье. Она разговаривает с ней на равных, даже смеет возражать и спорить. Новая знакомая пообещала Мироновой вставить за нее словечко императрице, и только на приеме Мария узнает в правительнице свою собеседницу. Вдумчивый читатель, конечно же проанализирует, как характер капитанской дочки менялся на протяжении всей повести, и робкая девушка смогла найти в себе смелости и твердости духа, чтобы постоять за себя и своего жениха.

Характеристика Маши Мироновой и Гринева

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца - это основа семьи. Для Петра Гринева - это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная.

Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Швабрин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Маша Миронова – дочь капитана Миронова. Поначалу, кажется, что это не главная героиня и название повести вызывает недоумение, но это не так. Маша – не только главная причина большинства происходящих в повести событий, она истинная героиня. Её образ можно совершенно точно представить, благодаря описанию Пушкина. Каждый поступок, каждое слово, все помогает читателю понять характер любого героя. Больше всех мне запомнилась Маша, она боролась за своё право быть с любимым человеком, а это значит, что она была верной и способной к искренней любви.

Первая встреча Маши и Гринёва состоялась в доме коменданта. Обыкновенная русская девушка восемнадцати лет – «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Бедная, робкая, чувствительная «девка на выданье», она боялась даже выстрела из ружья. Отец – капитан, следил за крепостью. Мать — Василиса Егоровна «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Женщин в крепости было мало, а девушек и вовсе не было. Она жила довольно замкнуто и одиноко, что и повлияло на становление её характера. Первое впечатление о ней у Петра было не самое лучшее из-за клеветы Швабрина. Когда Петр познакомился с Машей, то понял, что она «благоразумная и чувствительная девушка», а вскоре полюбил её. Швабрин продолжал клеветать на Марью Ивановну, но Гринёв уже не разделял мысли своего друга. Вскоре это зашло слишком далеко, и друзья рассорились, решив сражаться на дуэли. В разговоре с Марьей Ивановной, Петр узнал причину нападок Швабрина на неё, и то, что она чрезвычайно беспокоилась из-за предстоящей дуэли. А причина нападок был отказ Маши на сватанья Алексея Иваныча. Несмотря на то, что она «девка на выданье» без приданого, как сказала Василиса Егоровна: «а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег… с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою», Маша всё же отказывает Швабрину. Хоть он «конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!». Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком. На состоявшейся дуэли Пётр Андреевич получил серьёзное ранение. Маша, ухаживала за возлюбленным и не отходила от его постели. На предложение о женитьбе она дала согласие. Маша уже не скрывала своих чувств и «безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Узнав об отказе отца Петра на благословение, Маша не изменила своего решения и решила смериться со своей судьбой, всячески избегая любимого. На этом горькая судьба Маши не заканчивается – по пришествию Пугачёва в их крепость, она становится сиротой и вынуждена скрываться в доме попадьи. Но Швабрин, успев переметнуться на сторону врага, забирает девушку и сажает под замок, готовясь к свадьбе с ней. Маша же предпочла смерть, чем женитьбу с Алексеем. Освободил девушку из заточения Петр Андреевич и Пугачёв. Увидев, убийцу её родителей, девушка «закрыла лицо руками и упала без чувств». Пугачев отпустил влюбленных, и они отправились к родителям жениха. По пути обстоятельства вынудили Гринёва остаться в гарнизоне, а Маша продолжила путь. Марья Ивановна была принята родителями Петра с «искренним радушием». «Вскоре они к ней искренно привязались.» Узнав об аресте «Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью». После получения письма, в котором говорилось, что императрица избавляет Петра от казни из уважения к отцу. Маша начинает мучиться больше всех, считая себя виновной, так как знала настоящую причину ареста. Это становится переломным моментом, и мы начинаем узнавать другую сторону её характера. «Она скрывала ото всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, спасения любимого». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она готова бороться за свою любовь, за освобождение Петра всёми возможными способами. Ранним утром, прогуливаясь по саду, Маша встретила даму, в которой «всё невольно привлекало сердце и внушало доверие». Девушка открыто рассказывает ей свою историю и говорит, что Гринёв «для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня». Затем дама покинула нашу героиню. Именно во время этой встречи раскрывается другая сторона Маши – девушки, которая пережив смерть своих родителей, заточение, арест жениха нашла в себе силы и решительность, чтобы доказать невиновность возлюбленного и снова увидится с ним. Вскоре её вызвала к себе императрица, ей оказалась та дама, с которой Марья Ивановна разговаривала утром. Екатерина вторая объявила об освобождении Петра Андреевича.

Марья Ивановна Миронова истинная героиня. На протяжении всего романа, можно увидеть, как меняется её характер. Из робкой, чувствительной, трусливой девушки она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее — «Капитанская дочка».

Муниципальное образовательное учреждение

Белоярская средняя общеобразовательная школа

Секция литературы

Мария Судакова Владимировна

Руководитель: Лузанова Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

Белый Яр, 2010

код___________________

Секция литературы

Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

введение

1. Образ капитанской дочки

2. Характер Маши Мироновой

3. Эволюция образа Маши Мироновой

заключение

список используемой литературы

Вступление. О повести Пушкина «Капитанская дочка»

Исторические произведения художественной литературы – один из способов освоения конкретно-исторического содержания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Но главным назначением исторической прозы является не столько воссоздание прошлого, сколько попытка связать прошлое и настоящее, «охватить» движение истории, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа.

Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому. Например, романтики, не находящие идеала в настоящем, искали его в прошлом. Писатели- реалисты в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. И этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло?, как прошлое влияет на будущее?, в чём смысл человеческой жизни? Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

Произведением, вызывающим не только интерес к определённой исторической эпохе, но и любовь к творчеству А.С. Пушкина вообще, является его роман «Капитанская дочка», где главным историческим событием становится восстание Емельяна Пугачева.

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х г.г. Но почему именно так назвал знаменитый писатель свою повесть? Ведь в основе повести лежат исторические факты, и, по мнению многих исследователей, занимает центральное место развитие отношений Гринева и Пугачева, дворянина и мужицкого царя. На протяжении всей повести показан путь развития П.А. Гринева. Мы видим, как меняется главный герой, происходит открытие внутреннего человека в человеке. Но что или кто влияет на эти изменения внутреннего мира героя? Несомненно, это и исторические события и первая искренняя любовь, пробужденная простой девушкой, капитанской дочкой. Кто же она? Кто такая эта капитанская дочка? И вот здесь нам бы хотелось подробнее остановиться на образе Маши Мироновой.

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.

Задачи работы : 1. Обратиться к содержанию повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а конкретно, к образу Маши Мироновой.

2. Изучить отзывы критиков о Мише Мироновой как литературной героини.

Данная тема недостаточно изучена в критической литературе, поэтому и возникла идея разработать эту тему.

Материалом исследования послужила повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Мы предполагаем, что образ Маши Мироновой претерпел значительные перемены на протяжении повести.

2. Образ капитанской дочки.

Пушкин использует лаконичность при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», – читаем у Пушкина. Что значат выделенные слова? «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям», – читаем в словаре Ожегова.

Читатель догадывается, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья .

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Вот тут-то открывается нам твердость, решительность характера, непреклонность ее воли. Злодей Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество, так как добровольно Марья Ивановна не соглашалась. В ее сердце был и есть только один человек – это Гринев. И в дни испытаний, в дни утраты надежд на соединение с Петрушей и перед лицом опасности, а может быть, и самой смерти Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Перед нами уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. И вот еще одно. Гринева забирают в тюрьму. И эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим нравственным долгом спасти Гринева. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». По словам Д.Благого, во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» .

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин. Таким образом, капитанская дочка – Маша Миронова – в творчестве Пушкина достойна занять место рядом с Татьяной Лариной, ставшей воплощением простых, но отличительно – естественных черт национального женского характера.

Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между политическими и этическими коллизиями в судьбах его героев. Справедливое с точки зрения законов дворянского государства оказывается бесчеловечным. Но и этика крестьянского восстания XVIII в. раскрылась Пушкину с весьма жестокой стороны. Сложность мысли Пушкина отражена и в построении романа. Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

4. Эволюция характера Маши Мироновой

В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она “трусиха”. Бесприданница, у которой только и есть, что “частый гребень, да веник, да алтын денег”. Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны-“благоразумной и чувствительной, девушки”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. “Нет, Петр Андреич,- отвечала Маша,- я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Но резко меняется окружающая жизнь, приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича.

Спасенная Пугачевым и Гриневым, Марья Ивановна постепенно обретает утраченное равновесие. Но вот новое испытание: Гринев попадает под суд как изменник. Доказать его невиновность может лишь она. Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать ко двору императрицы искать защиту. Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.

Таким образом на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.

Выводы

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

Список литературы.

1. Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

2. А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

3. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: «Просвещение», 1988

4. Н.Н. Петрунина. Проза Пушкина (пути эволюции). – Ленинград: «НАУКА», 1987


А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

(2)

Образ Маши (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она — обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны тем, что она живет довольно замкнуто. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое?» К ней сватается Швабрин. Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Она не может принять замужества с нелюбимым человеком. Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении.
Маша искренне полюбила Петра Гринева, однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку.
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.
Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю. Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Образ Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)
Для главной героини пьесы островского «Гроза» Катерины в жизни превыше всего правда и глубокое чувство долга.
В детстве Катерину окружала красота и гармония, она жила среди материнской любви и благоухающей природы. Она жила с матерью в деревне, ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Девочка не получила хорошего образования.. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
И на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству».



Планирование беременности