Империя саманиды. Для любителей истории

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории Узбекистана

Государство Саманидов

в Центральной и Средней Азии

Выполнила: студентка I курса

кредитно-экономического факультета

группы КБИ-05

Ишмаметова Руфина Рашидовна

Проверила:

Доцент Озерова Н.Г.

Ташкент - 2002 г.

План реферата

1. Объединение Мавераннахра.

2. Образование государства Саманидов.

3. Исмаил Самани.

4. Центральное и областное управление при Саманидах в Мавераннахре в IX - X веках.

5. Культурная жизнь в Мавераннахре в IX - X веках.

6. Литература в Бухаре в X веке.

7. Наука при Саманидах в IX - X веках.

8. Архитектура, орнаментальная и изобразительное искусство при Саманидах в Мавераннахре.

9. Саманиды и ислам.

10.Караванная торговля.

11.Падение государства Саманидов.

1. Объединение Мавераннахра.

Саманиды, хотя формально подчинялись хорасанскому наместнику, однако, являясь наследственными владетелями отдельных областей Мавераннахра, заложили основу независимого управления. Во главе Саманидов первоначально стоял Нух ибн Асад - старший среди четырех братьев. Во внешних дипломатических сношениях он выступал как глава семьи. Его имя стояло на медных монетах Мавераннахра. После смерти Нуха в 841 году главой династии стал его брат Ахмад - эмир Ферганы, который задумал объединит в своих руках все владения Саманидов. когда в 856 году умер Яхъя ибн Асад, Ахмад передал его владения - Шаш и Уструшану - своему сыну Якубу. Другой его сын Наср правил в Самарканде и в 864 году занял место главы Саманидов. Он продолжил объединение земель Мавераннахра. В годы его правления (864 - 892) Самарканд превращается в центр большого государства, практически не зависимого от наместников Хорасана. Так, в 60-е годы IX века главные области Мавераннахра, за исключением Бухарского оазиса, долин Нахшеба и Чаганруда (Сурхандарья), вошли в сферу влияния Ахмада и его сыновей.

2. Образование государства Саманидов.

Падение династии Тахиридов в 873 году выгодно изменило положение в Мавераннахре. Появились благоприятные обстоятельства для образования единого независимого государства, и Саманиды их использовали для объединения Мавераннахра. Новая династия Саффаридов, захватившая власть в Хорасане, оказалась не способной удержать восточные области. Например, жители Бухары восстали против хорасанского наместника и изгнали его чиновников. Знать города обратилась к самаркандскому эмиру Насру ибн Ахмаду с просьбой прислать правителя из дома Саманидов. Наср отправил в Бухару своего младшего брата - Исмаила ибн Ахмада (874 г.)

Таким образом, в последней четверти IX столетия многие области Мавераннахра перешли в руки Саманидов, образовалась фактически независимое государство. Его первым верховным правителем стал Наср ибн Ахмад. В 875 году халиф официально признал его эмиром Мавераннахра и прислал в Самарканд специальный указ об этом. С этого времени Наср ибн Ахмад начинает чеканку серебряных монет (дирхемов) со своим именем, что являлось символом независимого нового государства.

3. Исмаил Самани.

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был способным, энергичным и очень проницательным правителем. Получив во владения эту часть Мавераннахра, он старался по-настоящему упрочить свою власть в Бухаре. Укрепив свои позиции, он под разными предлогами стал уклоняться от выплаты положенных налогов в казну государства, что, разумеется, не могло нравиться Насру. Между братьями возникла вражда. Однако Исмаил боролся не за престол Самарканда, а за экономическую независимость своего удела и окончательно добился этого в 888 году. В 892 году, после смерти Насра, он стал главой государства Саманидов, столица теперь была перенесена в Бухару.

Покончив с внутренними междоусобицами, Исмаил обратил внимание на соседние государства. В 893 году, собрав большое войско, он направляется походом на восток и, покорив город Тараз, наносит жестокий удар по кочевникам. В результате были прекращены постоянные набеги на земледельческие области Мавераннахра.

Усиление могущества государства Саманидов очень беспокоило Арабский халифат. Против Исмаила халиф хотел использовать наместника Хорасана Амра ибн Ляйса из династии Саффаридов. Халиф стремился столкнуть Амра с Исмаилом. Натравливая их друг на друга, он рассчитывал ослабить обоих, что было в интересах укрепления власти халифа в Мавераннахре и Хорасане. Военное столкновение произошло в 900 году и закончилось победой Исмаила.

Положив конец правлению Саффаридов в качестве наместников Хорасана, Исмаил стал фактически правителем всех восточных областей Арабского халифата. Багдадский халиф был вынужден признать огромное государство Исмаила и направить ему очередную верительную грамоту. Таким образом, в конце IX века Мавераннахр освободился от гнета Арабского халифата, и здесь образовалась крупное феодальное государство со столицей в Бухаре. Этим государством до конца X столетия правила династия Саманидов.

4. Центральное и областное управление при Саманидах

в Мавераннахре в IX - X веках.

С именем Исмаила Самани связана организация центрального и областного управления в саманидском государстве.

С точки зрения аббасидов такого государства не существовало, и правителя его они рассматривали лишь как своего наместника. Фактически же саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавшим по своей территории и богатству тогдашний халифат.

Саманиды именовали себя всегда эмирами, никогда не претендуя на титул “эмира правоверных”, который носили халифы. Однако некоторые восточные авторы, как например, Ауфи, титулуют так представителей династии Саманидов, в том числе и Исмаила Самани.

Во времена аббасидов, в период царствования халифов: Мансура (754 - 775 гг.), Махди (775 - 785 гг.), Харун ар-Рашида (786 - 809 гг.), Мамуна (813 - 833 гг.) - в халифате сложилась более или менее стройная система центральных ведомств (диванов) по управлению государством. Система эта, оформившаяся не без влияния персидских традиций сасанидской эпохи, имела немало недочетов, но в условиях малоразвитых феодальных отношений вполне удовлетворяла потребностям государственного управления обширными территориями халифата.

Проводя свои реформы, стремясь к установлению твердой центральной власти, Исмаил Самани построил государственный аппарат в духе упомянутой выше системы центральных диванов, внеся в нее некоторое упрощение и усовершенствование.

По словам В.В.Бартольда, “через всю систему восточномусульманской политической организации красной нитью проходит деление всех органов управления на две большие категории: на дергах (дворец) и диван (канцелярию)”.

В условиях феодального общества деление это, однако, носило во многом формальный характер, так как должностные лица дергаха вмешивались во многие стороны политической жизни.

Большую политическую власть осуществлял сахиб харас, или эмири харас, который был исполнителем всех приговоров саманидского эмира. Функции этого должностного придворного лица выходили далеко за пределы двора. В распоряжении сахиб хараса, согласно Низамульмульку, должна было быть 50 чубдаров (ликторов) - 20 с золотыми палицами, 20 - с серебряными и 10 - с деревянными.

Как и при дворах других феодальных государств Востока, а также и Запада, у Саманидов были стольники, кравчие, конюшие и др.

Очень важным и влиятельным лицом при дворе быль вакиль - заведующий всех хозяйством дергаха.

Центральное управление состояло из 10 диванов. Наршахи приводит нам их названия при описании площади Регистана, вокруг которой при Насре II (914 - 943 гг.) для них специально было выстроено десять зданий.

Главным из диваном был диван везира, или ходжа-и-бузурга. Он возглавлял все центральное управление государством, и ему были подчинены начальники остальных диванов. В условиях феодального общества при саманидах право занимать должность везира фактически закрепилось за тремя домами-династиями: Джейхани, Бал’ами и Утби. По установившейся практике, в случае отстранения везира, его преемник приглашался из другой фамилии.

Видное место в системе центрального управления занимал диван мустауфи - высшего финансового чиновника, ведавшего доходами и расходами государства. В распоряжении мустауфи, или, как его иначе именовали, хазинадар, состоял штат особых счетчиков, которые приводили в систему и ясность доходы и расходы государства.

Большим влиянием пользовался диван ар-расаил, или диван инша, называемый также диван амид-аль-мульк. Это было специальное центральное ведомство по составлению официальных документов. Через него проходили все важные государственные бумаги. Кроме того, диван ведал и дипломатическими сношениями с другими государствами. Не только при саманидах, но впоследствии и при газневидах, диван ар-расаил играл весьма существенную роль в политической жизни.

Немалое значение в системе управления, повидимому, имел диван шурат, возглавляемое сахиб шуратом. Это было ведомство по управлению саманидской гвардией. При скудности имеющихся у нас письменных известий затруднительно выяснить его отношение к хаджиб-и-бузургу, который, ведая дергахом, состоял при дворе и в какой-то мере являлся главой всей тюркской гвардии. Помощник сахиб шурата по хозяйственной части - ариз - производил выплату саманидскому войску жалования, которое выдавалось четыре раза в год, через каждый три месяца. Однако ариз не только ведал войсковой казной, но и следил за состоянием войсковой дисциплины, снаряжением, провиантом и фуражом. При аризе работала специальная канцелярия - диван-и-арз. Ее значение особенно возросло при газневидах.

Исмаил Самани – основатель таджикской нации

اسماعیل سامانی

Исмаил Самани – великий персо-таджикский эмир, известный миру как «Амир Адил» (Справедливый Командующий), основатель государства в Средней Азии, правитель Мавераннахра.

Исмаила Самани считают отцом таджикской нации и гордостью всего персо-язычного народа.

БИОГРАФИЯ

Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани (ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد سامانی) родился в апреле 849 г. в семье эмира Ахмада ибн Асада, потомка Самани Худо, основателя династии Саманидов.

Исмаил вошел во всемирную историю добродушным и набожным мусульманином. С детства он умом и сердцем принял Ислам и одновременно боготворил историю своего народа, принадлежащего к арийской расе.

Именно в эпоху правления Саманидов на смену Зороастризму в Центральную и Среднюю Азию пришел Ислам.

Важнейшей догмой зороастризма является постулат: “добрые помыслы, добрые речи, добрые дела”.

Этим жизненным принципом руководствовался эмир Исмаил в своей жизни. Известный ученый Низам -аль – Мульк в своей работе «Сиясатнома», говоря о достоинстве правителя Мавераннахра, написал, что у эмира” была чистая вера в Бога, и он был щедр к бедным”.

Современники Исмаила рассказывали, что правитель зимой часто садился на лошадь и разъезжал по городам и селениям, чтобы узнать, как живет простой народ. Это говорит о том, что Абу Ибрахим Исма’ил ибн Ахмад Самани не господствовал, а честно и жертвенно служил своему народу.

Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был талантливым, энергичным и очень проницательным правителем.

В IX – X веках территория современного Таджикистана была частью обширного и мощного государства Саманидов, которое включало в себя крупные исторические области Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), а также Харасан (территорию к югу – западу от Амударьи).

Столицей государства Саманидов был древнейший город Средней Азии – Бухара.

Города Бухара и Самарканд в период правления Исмаила ибн Ахмада превратились в крупнейшие центры культуры, развития ремесел и торговли, науки, литературы и искусства.

В рамках государства Саманидов завершился процесс формирования таджикской нации. Главную роль в этом процессе отводится западноиранскому языку, который пришел на смену восточноевропейским языкам. В саманидскую эпоху дари (фарси) стал языком государственным. На основе западноиранского языка развивались персо-таджикская культура, наука, литература, искусство.

Именно во времена правления Исмаила ибн Ахмада Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке.

Исмаил ибн Ахмад придавал большое значение идеологии ислама. Он оставил миру и мусульманам ценное историческое наследие. Это построенные во времена его правления большие города на территории Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Мерв, Афшана, Худжанд, Герат, Балх, Гисар,Тирмиз. А также ряд городов на территории современного Ирана. Он возвел Большую соборную мечеть, специальную мечеть для приезжих, строил медресе, библиотеки, ханаки - приюты для странствующих суфиев, намазгох, эмирские бани, покровительствовал искусствам, поощрял развитие архитектуры.

Основные архитектурные сооружения, сохранившиеся и до наших дней, возведены во времена расцвета таджикской науки и культуры в эпоху существования Саманидской империи. .

На строительство мечетей и храмов науки и искусства выделялись лучшие земли и выдавались крупные денежные средства. Искусный и мудрый правитель побуждал свой народ к знанию и грамотности. Мусульмане, следуя исламской традиции, приступили к поиску знаний по всему миру. Исмаил ибн Ахмад Самани издал указ о бесплатном обучении, создав просветительские центры в Бухаре и Самарканде.

Другую задачу, которую осуществил Эмир Исмаил Самани, это укрепление основ национального таджикского языка. Мы, таджики, всегда стремились к познанию мира. И опыт этот переносили в науку, литературу, искусство. Особенно трепетно таджики относятся к своему родному языку. Тысячелетиями мы бережно хранили его, передавая из поколения в поколение, подобно реликвии, не искажая и не привнося ничего чужеземного.

Арабские завоеватели практически уничтожили оригинальный язык таджиков – дари. Однако благодаря Исмаилу Самани таджикам удалось вернуть языку первозданность и былое великолепие.

Изначально язык называли “порси”. Великий Эмир Исмаил Самани приказал очистить “порси” от уличного жаргона, арабских диалектов, которые ничего не имеют общего с языком литературным, и назвал таджикский литературный язык «фарсии-дари» (государственный персидский язык).

Благодаря Исмаилу Самани от Хурасан до Ирана персо-язычный народ стал писать, читать, разговаривать на литературном языке “фарси-дари”.

В настоящим время “фарси – дари” – государственный язык в Таджикистане, Афганистане и Иране.

Отличительная особенность персидского языка от многих языков современного мира - заключается в том, что «фарси- дари» сохранил свою первозданность. На сегоднящный день «персидский дари» остался в чистом виде только среди таджиков: Сегодня персоязычные народы Ирана, Афганистана признают, что таджикский язык,фарси – дари, хранит чистоту языка наших общих предков (”Арици”).

Современные иранцы на 30% используют в своей речи арабский и турецкий языки. Жители Афганистана в разговорной речи до 15% употребляют поштунский язык. А жители Самарканда и Бухары в разговорной речи смешивают свой родной язык с турецким, узбекским языком до 25%.

И только жители Таджикистана, разговаривая на языке «фарси-дари», используют язык в чистом древнем виде.

Персо-язычными народами считаются жители Ирана, Таджикистана, Афганистана, Бухары и Самарканда.

Другой глобальный проект, осуществленный во времена правления династии империи Саманидов, – это привлечение ученых, людей науки и искусства ко двору. Двери дворца Эмира всегда были открыты для гостей, рассказывающих о новостях развития мировой культуры.

При дворе Исмаила Самани были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Имена таких самородков как Ибн-Сино, Абу-Райхан, Беруни, Ал-Хорезми, Имам Термези, Фараби, Рудаки, Фирдоуси, Саади, Омара Хайяма сегодня известны всему миру. А ведь они жили и творили на территории столицы таджикской империи Саманидов, и дала жизнь эти гениям таджикская земля.

Поэтому с большим почтением и уважением таджики должны относиться к древней исторической эпохе правления династии Саманидов, времени, когда сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой.

Таджикистан – наследник государства Саманидов,

а сами таджики – прямые потомки арийцев.

История говорит о том, что таджики – очень древняя нация. Следовательно, культура таджикского народа по-настоящему самобытна и уходит корнями в глубокую древность. Таджики сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, на которых, в свою очередь, и построена вся культурная жизнь нации. Таджики обитали в Центральной Азии в те времена, когда большинство современных наций не существовало.

Таджикистан – единственный прямой наследник государства Саманидов, и свидетельством тому служат памятник Эмира Самани, воздвигнутый в столице, и государственный денежный знак – “сомони».

Таджики являются прямыми наследниками мудрых и благородных арийцев, сведения о которых содержатся в “Авесте” – собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-ой половине Первого тысячелетия до нашей эры.

Предки современных таджиков, бактрийцы и согдийцы, были основным населением древнейших государств Средней Азии – Бактрии и Согда. Бактрия включала центральную, южную и восточные части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд – бассейн Зеравшана Кашкадарьи, и области, лежашие севернее Гиссарского хребта.

Предками таджиков являются и древние жители Ферганской долины (области Давань), а также племена саков, обитавших на Памире, Тянь-Шане, по Сырдарье.

Имя “таджик” и название “Иран” появились почти в одно время. Это произошло в период правления династии Сомонидов (персы до этого называли себя “персами”, таджики – согдийцами, бактрийцами, хоразмийцами). Персы и есть таджики. Таджики – это название нации, синоним “Арийцы”. Персы – это название народа “ Арицы”.

Наречение согдийцев, бактрийцев, хоразмийцев именем “таджик” принадлежит Эмиру Самани с целью объединить арийские народы. “Таджик”- это значит носитель “короны”.

ДАТА СМЕРТИ

В ноябре 907 года, после продолжительной болезни, великий и справедливый Исмаил Самани покинул этот мир, обретя жизнь вечную. Но любовь к Эмиру продолжает жить в сердцах мусульман всего исламского мира.

После смерти Исмаила Самани очередным эмиром стал его сын.

Мавзолей Исмаила Самани находится в парке Саманидов в Бухаре. Он считается одним из самых элегантных памятников Центральной Азии. Несмотря на нашествия тюркоязычных племен и попытки уничтожить фамильную усыпальницу Саманидов, Аллах хранил символ исламской культуры. Враги разрушали, возведенные эмиром города: Бухару, Самарканд, Марв, Харезм, жгли библиотеки, но народ всегда отстаивал Мавзолей.

В настоящее время фамильная усыпальница Саманидов является местом паломничества персоязычных народов всего мира. Правительство Таджикистана в рамках торжеств, посвященных 1100 – летию со времени основания государства Саманидов, переименовало пик Коммунизма в пик Исмаила Сомони, основателя и первого правителя государства Саманидов. А в центре города Душанбе, на месте памятника В.И.Ленину, сегодня высится памятник Исмаилу Самани – основателю таджикской нации.

Своими благородными и богоугодными деяниями Исмаил ибн Ахмад Самани придавал и придает таджикскому обществу высокий моральный дух и единство, которые служили и служат для таджикского народа источником созидательной энергии

Хайреддини Абдулло – руководитель отдела по культуре и духовному воспитанию ООД “ТТМ”

феодальное государство в Средней Азии 875-999 гг. со столицей в Бухаре. Образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половине X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъема до конца X в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане. В период расцвета в 1-й пол. 10 в. включало Мавераннахр, Хорасан, Сев. и Вост. Иран. В вассальной зависимости от С. г. были Хорезм, Сейстан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазандеран). Внутр. политика Саманидов была направлена на укрепление центр. власти, создание сильного войска, прочной системы центр. и местных учреждений. Была создана система центр. ведомств (диванов) - всего 10. Наиболее важными были диваны: везира, казначея (мустауфи), нач. гвардии, почты и ведомство по составлению офиц. док-тов (диван ар-расаил). Хоз. частью ведал векиль, возглавлявший диван владений государя. Адм. учреждения на местах подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Жизнью городов, управлявшихся раисом, ведал центр. диван мухтасиба. Наместник Хорасана носил титул сипехса-лара (военачальника) и управлял из Нишапура всеми землями С. г. к Ю. от р. Джейхун (Амударья). Преобладала гос. собственность на землю и оросительную систему. Наиболее важными городами С. г. были Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв, Ургенч, Герат, Балх, Газни. В них складывались ремесл. организации. Развитие феод. отношений сопровождалось борьбой между местной иран. земледельч. знатью (дехканами), базировавшейся на мульковом (аллоидальном) землевладении, и служилой чиновной знатью, связанной с гос. землевладением и бюрократич. аппаратом. Все это вызвало обострение клас. борьбы, выразившееся в нар. выступлениях (крест. восстание в Табаристане (Мазандеране) в 913, движение горожан под рук. Абу-Бекра в Бухаре в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации деятельности различ. религ. сект и течений (шиитов, карматов и др.). С. г. поддерживало оживленные торг. связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью. Для С. г. характерен большой подъем культурной жизни; во всех значит. городах возникли мусульм. школы (медресе). Бухара славилась своей библиотекой. При дворе Саманидов творили Рудаки, аль-Фараби и др. деятели ср.-азиат. культуры. Развивались архитектура и строительство; широко известна расписная поливная керамика, т. н. афрасиабская (по месту нахождения лучших образцов на Афрасиабе в Самарканде). На основе одного из местных иран. диалектов выработался язык "дари", ставший гос. языком С. г. (этот язык фактически является "предком" совр. тадж. языка). Централизаторская политика Саманидов потерпела неудачу, и к кон. 10 в. рост феод. раздробленности привел к распаду С. г. Преемники Исмаила (892-907) вынуждены были уступить прикаспийские обл. и зап. часть Ирана династиям Алидов, Зийаридов и Бундов. В 914 возникло сепаратистское движение в юж. областях С. г. В 928-942 отряды Мардавиджа ибн Зийара отторгнули от С. г. Горган (Джурд-жан) и основали там гос-во Зийаридов. Хорасан несколько раз подвергался нашествию войск Бундов. В 962 саманидский полководец Алп-Тегин основал в Газни гос-во Газневидов. Находившиеся в вассальной зависимости от С. г. владетели Хорезма, Исфиджаба, Чаганиана и др. прекратили уплату дани. В 992 тюрки взяли Бухару, а по договору 996 к ним отошли все владения С. г. к С. от бассейна Зеравшана. В 999 тюрки вновь овладели Бухарой. С. г. распалось, и власть в Ср. Азии перешла к тюрк. гос-ву Кара-ханидов, а земли к Ю. от р. Джейхун (Амударья) были заняты гос-вом Газневидов. Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955. Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск. -***-***-***- Государство Саманидов

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО

(875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане.

В период расцвета в 1-й пол. 10 в. включало Мавераннахр, Хорасан, Сев. и Вост. Иран. В вассальной зависимости от С. г. были Хорезм, Сейстан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазандеран). Внутр. политика Саманидов была направлена на укрепление центр. власти, создание сильного войска, прочной системы центр. и местных учреждений. Была создана система центр. ведомств (диванов) - всего 10. Наиболее важными были диваны: везира, казначея (мустауфи), нач. гвардии, почты и ведомство по составлению офиц. док-тов (диван ар-расаил). Хоз. частью ведал векиль, возглавлявший диван владений государя. Адм. учреждения на местах подчинялись хакиму и соответствующему дивану. Жизнью городов, управлявшихся раисом, ведал центр. диван мухтасиба. Наместник Хорасана носил титул сипехса-лара (военачальника) и управлял из Нишапура всеми землями С. г. к Ю. от р. Джейхун (Амударья). Преобладала гос. собственность на землю и оросительную систему. Наиболее важными городами С. г. были Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв, Ургенч, Герат, Балх, Газни. В них складывались ремесл. организации. Развитие феод. отношений сопровождалось борьбой между местной иран. земледельч. знатью (дехканами), базировавшейся на мульковом (аллоидальном) землевладении, и служилой чиновной знатью, связанной с гос. землевладением и бюрократич. аппаратом. Все это вызвало обострение клас. борьбы, выразившееся в нар. выступлениях (крест. восстание в Табаристане (Мазандеране) в 913, движение горожан под рук. Абу-Бекра в Бухаре в 930, восстание в Хорезме в 944 и др.), в активизации деятельности различ. религ. сект и течений (шиитов, карматов и др.). С. г. поддерживало оживленные торг. связи с Хазарией, Ираном, Булгаром, Китаем и Русью. Для С. г. характерен большой подъем культурной жизни; во всех значит. городах возникли мусульм. школы (медресе). Бухара славилась своей библиотекой. При дворе Саманидов творили Рудаки, аль-Фараби и др. деятели ср.-азиат. культуры. Развивались архитектура и строительство; широко известна расписная поливная керамика, т. н. афрасиабская (по месту нахождения лучших образцов на Афрасиабе в Самарканде). На основе одного из местных иран. диалектов выработался язык "дари", ставший гос. языком С. г. (этот язык фактически является "предком" совр. тадж. языка). Централизаторская политика Саманидов потерпела неудачу, и к кон. 10 в. рост феод. раздробленности привел к распаду С. г. Преемники Исмаила (892-907) вынуждены были уступить прикаспийские обл. и зап. часть Ирана династиям Алидов, Зийаридов и Бундов. В 914 возникло сепаратистское движение в юж. областях С. г. В 928-942 отряды Мардавиджа ибн Зийара отторгнули от С. г. Горган (Джурд-жан) и основали там гос-во Зийаридов. Хорасан несколько раз подвергался нашествию войск Бундов. В 962 саманидский полководец Алп-Тегин основал в Газни гос-во Газневидов. Находившиеся в вассальной зависимости от С. г. владетели Хорезма, Исфиджаба, Чаганиана и др. прекратили уплату дани. В 992 тюрки взяли Бухару, а по договору 996 к ним отошли все владения С. г. к С. от бассейна Зеравшана. В 999 тюрки вновь овладели Бухарой. С. г. распалось, и власть в Ср. Азии перешла к тюрк. гос-ву Кара-ханидов, а земли к Ю. от р. Джейхун (Амударья) были заняты гос-вом Газневидов.

Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Якутск.

Государство Саманидов


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    - (875 999) государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1 й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в … Большой Энциклопедический словарь

    - (875 999), государство в Средней Азии со столицей в г. Бухара, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половины X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъёма до конца X в … Энциклопедический словарь

    - (875 999) феодальное государство с основной территорией в Средней Азии. Столица г. Бухара. Образование С. г. связано с распадом Арабского халифата и возвышением Саманидов (См. Саманиды), захвативших наместничество в Мавераннахре и… … Большая советская энциклопедия

    История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 150 до н … Википедия

Денежная единица Дирхам Площадь 2,850,000 км² Население 10,000,000 Форма правления монархия Династия Саманиды Страны сегодня Официальный язык персидский и арабский Эмир до Яхья ибн Асад - Исмаил аль-Мунтасир История Основано - Саман-худат до . Наибольшего могущества достигло при - Исмаил Самани Преемственность ← Аббасидский халифат Газневидское государство →

Саманидское государство (перс. امارت سامانیان ‎; Davlat-i Sāmāniyān ) - государство , существовавшее в Средней Азии в -999 годах . Правящей династией были Саманиды . Столица государства - Бухара . Правление Саманидов ознаменовало новый период в истории «Иранского культурного континента» известный под названием «Иранская Интермеццо» длившийся с IX по XI века и характерной особенностью которого было приход к власти, после 200 летнего арабского господства, коренных ираноязычных династий и возрождение персидского языка и культуры.

История

Саманидское государство образовалось в ходе распада Аббасидского халифата . Основателем государства Саманидов считается Исмаил Самани ( -), хотя земли Хорезма и Фараруда отложились от Халифата несколькими десятилетиями ранее - в 819 г. н. э..

Предыстория

В составе государства Саманидов

Подобно другим царствам в составе державы Сасанидов, восточные провинции пользовались достаточной самостоятельностью: имели свою родовую аристократию, армию и внутреннюю политику. С началом Ирано-византийской войны (602-628) внимание шахиншаха редко обращалось на восточные провинции, вследствие чего последние пользовались большей самостоятельностью. После смерти Хосрова II Парвиза и начала «императорской чехарды» отдельные представители местной аристократии пытались принять участие в борьбе за престол шахиншаха (так, глава Хорасана Фаррух-Хормизд пытался склонить Азармедохт к династическому браку). Последний шахиншах Сасанидов, Йездегерд III , искал укрытия именно в восточных провинциях (в Мерве), где и был убит. Последующие полвека (до завоевания арабами в 705-720) области, составившие ядро будущего государства Саманидов, сохраняли самостоятельность. [ ]

В составе Халифата

Области, составившие ядро государства Саманидов, были присоединены к Халифату в ходе арабского завоевания Средней Азии . Вследствие удалённости от административных центров власть халифа здесь никогда не была прочна; её подрывали мятежи своевольных военачальников (мятеж Кутейбы ибн Муслима), восстания местного населения (отпадение от ислама в 720-х, восстание Муканны , восстание Рафи ибн Лейса), гражданские войны (восстание рустаков в 720-х, гражданская война 730-х, третья фитна) и вторжения соседних государств (Тюркского каганата в 720-х, Тюргешского каганата в 730-х и 740-х). Таким образом, более 2/3 всего времени нахождении в составе Халифата земли восточнее Ирана пребывали в состоянии той или иной войны. .

Саманидское правление в Герате (819-857)

Саманидское правление в Вараруде (819-892)

Окончательное объединение и начало рассвета (892-907)

Промежуточный период (907-961)

Упадок (961-999)

Тюркский полководец, служивший Саманидам Синан ад-давла Бегтузун был наместником в Хорасане , Самарканде , Кеше и Худжанде с 976 по 1024 годы. Саманидский эмир Мансур назначил его наместником Хорасана. Преемник и сын Себук-тегина Махмуд Газнави вытеснил Бегтузуна из Нишапура, после чего Бегтузун в союзе с другим сановником, Фаиком, низложили саманида Мансура и в начале 999 года возвели на престол в Бухаре его брата Абд ал-Малика . Свержение вельможами государя говорило об упадке власти Саманидов.

Попытки Исмаил аль Мунтасира воскресить Саманидскую державу (1000-1005)

Культура

При централизованном государстве Саманидов их земли процветали, особенно развились ремесленное производство и торговля, о чём говорит использование саманидских серебряных монет во всей Центральной Азии. Литературными центрами в саманидском государстве были Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур и др. Но законодательницей мод в поэтическом мире была Бухара, - бухарские правители приглашали ко двору лучших стихотворцев. Самарканд и Бухара стали признанными культурными центрами, где процветала персидская литература . При Саманидах наука, искусство и культура таджикского народа достигла высокого уровня. Государство Саманидов просуществовало более 100 лет мирной жизнью, что способствовало расцвету в нём городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидской поэзии Рудаки , создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» А. Фирдоуси , великий учёный-энциклопедист и мыслитель, географ, астроном и математик Аль-Бируни и всемирно известный персидский учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. Расцвели философия и история. Это было время основания иранской исламской культуры. Одним из важнейших вкладов этого времени в исламскую культуру была новая техника обработки керамики из Нишапура и Самарканда , позволяющая сохранять роспись после обжига и покрывать её глазурью. Основной керамической продукцией были вазы и тарелки, украшенные стилизованными сасанидскими мотивами: всадниками, птицами, львами и арабской каллиграфией . Процветали литьё из бронзы и иная металлообработка. Сохранилось немного зданий этого периода, однако мавзолей Исмаила Самани (907) всё ещё стоит в Бухаре, показывая оригинальность архитектуры этого периода.

Культурная и религиозная ситуация

Введя жёсткую миссионерскую деятельность, Саманиды распрастронили ислам глубоко в Центральной Азии. После несколько удачных походов на север против тюркских кочевников более 30 000 тюрков перешли в ислам, а затем в период Газнавидов еще 55 000. Массовый переход тюрков в ислам в конечном итоге привёл к растущему влиянию Газневидов, которые впоследствии правят регионом.

Экономической основой государства Саманидов были сельское хозяйство и торговля. Саманиды активно участвовали в торговле - даже с Европой, как свидетельствуют тысячи монет периода Саманидов, найденные в странах Балтии и Скандинавии.

Другим прочным вкладом Саманидов в историю исламского искусства является керамика, известная как "Саманидская Эпиграфическая Керамика": тарелки, чаши и кувшины, выпущенные в белом слипе и украшенные каллиграфией, часто изящно и ритмично написанной.

Учёные

Литература

Музыка

Население

В государстве Саманидов вместе с персоязычным населением жило тюркское оседлое и кочевое население. В числе тюркских родов были карлуки, которые еще в VII веке образовали владение в Тохаристане. Первоначально карлукский племенной союз состоял из трех крупных племен. В 808-809 гг. карлуки участвовали в боевых действиях близ Самарканда.

Язык

Правительство

Структура

Характер политической власти при Саманидах

Экономика

Саманидские правители

Бухара Самарканд Фергана Чач Герат
Саман-худат
перс. سامان خدا ‎
(Персидский помещик из села Саман в провинции Балх на севере Афганистана , он прибыл в Мерв ко двору губернатора Омейядов Хорасана , Асада ибн Абдаллы аль-Касри, под влиянием которого из Зороастризма перешел в Ислам и служил правителю до своей смерти, Он был основателем династии Саманидов)
Асад ибн Саман
перс. اسد بن سامان ‎
Них ибн Асад
перс. نوح بن اسد ‎
819-841/2
Ахмад ибн Асад
перс. احمد بن اسد ‎
819-864/5
Яхья ибн Асад
перс. یحییٰ بن اسد ‎
819-855
Иляс ибн Асад
перс. الیاس بن اسد ‎
819-856
Ахмад ибн Асад
перс. احمد بن اسد ‎
819-864/5
Ибрахим ибн Иляс
перс. ابراهیم بن الیاس
856-867


Планирование беременности