Какие проблемы поднимаются в произведении детство. Роль детства в формировании личности

Детство – это самая светлая и чистая пора в жизни каждого человека. Трудно сказать, когда именно заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Этой грани просто не существует: она настолько размыта, что почти неуловима. Мы все храним в памяти моменты из детства, ведь именно тогда всему учимся и радуемся с искренними, горящими глазами. Но Многомудрый Литрекон знает, что литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 о детстве найти непросто, ведь авторы чаще описывают взрослую жизнь героев. Вот поэтому он и подготовил для Вас интересную и полезную подборку аргументов.

  1. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» описывается детство Володи, который столкнулся с лишениями и голодом, будучи совсем еще юным мальчиком.Мама отправила его учиться в город, ведь сын демонстрировал хорошие способности к учебе. Но все то, что смогла собрать для ребенка бедная женщина, забирала себе родственница, у которой жил Вова. В итоге мальчику пришлось искать источники заработка в азартных играх, чем и воспользовалась его учительница, чтобы убедить гордого ученика принять помощь. Так, детство не всегда бывает беззаботным и радужным, поэтому необходимо ценить то, что у нас есть.
  2. В произведении Л.Н. Толстого «Детство» главный герой переживает счастливую пору детства: он безмерно любит своих заботливых и красивых родителей, чувствует в сердце зарождение первых чувств к Кате, дружит с братом и другими детьми. Все домочадцы, даже учитель и слуги, опекают Николеньку и относятся к нему хорошо. Но даже такое безмятежное детство неминуемо заканчивается: умирает мама героя, и он, проводив ее в последний путь, уже не чувствует в себе легкости и радости детской поры.
  3. В рассказе И. Бунина «Цифры» описывается детство любознательного и упрямого мальчика Жени. Он очень хотел узнать цифры и научиться считать, но дядя, который обещал это сделать, вновь перенес обучение на другое время. Герой обиделся, произошла ссора. Но взрослый человек вовремя понял, что ребенок не может ждать, что он по-другому видит мир и себя в нем. Дядя помирился с племянником и показал ему цифры. Этот пример показывает, как сильно дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, которые всеми силами оберегают их от трагической ранней зрелости.
  4. В произведении М. Горького «Детство» главный герой пережил не самую радостную пору, будучи ребенком. Его отец умер, мать строила собственную жизнь, а дедушка, у которого он жил, нещадно порол внука и бил при нем жену. Родные дяди постоянно спорили из-за денег, и только бабушка уделяла Лексею достаточно внимания. Именно поэтому ему было очень тяжело выбиться в люди и вырваться из нужды, ведь основы для личностного роста закладываются в детстве.
  5. Детство Лизы («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина ) прошло беззаботно. Она жила с любящими родителями, не знала нужды. Отец баловал дочь и жену. Но вот кормилец семьи скончался, и совсем еще юной девушке пришлось самостоятельно обеспечивать семью. Детство героини противопоставлено взрослой жизни, такой угрюмой и жестокой. Именно серьезные последствия детской беспечности столкнули ее с проблемами, вполне взрослыми. Лиза, не привыкшая к предательству, ошиблась и доверилась бесчестному человеку. Так и не достигнув моральной и психологической зрелости, она покончила жизнь самоубийством, не сумев справиться со взрослыми трудностями.
  6. По-настоящему трудно сохранить безмятежность детства в военные годы, когда даже ребенок не может чувствовать себя защищенным. Так, в произведении В. Быкова «Обелиск» маленькие герои рано повзрослели и решили отомстить местным полицаям за предательство и столкнуть их машину в реку. Но боевая операция сорвалась, а юные партизаны стали пленниками. Несмотря на заступничество их учителя, ребят казнили. Но память об их детском героизме жива до сих пор.
  7. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» показано детство Митрофанушки. Герою ни в чем не отказывают, он живет исключительно для себя и ради себя. Все, что нужно ему для счастья – это сытость и праздность. Такое избалованное детство развивает леность, эгоизм в человеке. Не остается ни одной положительной черты в характере «большого ребенка». Он привыкает, что ему все дозволено, поэтому не готов меняться к лучшему.
  8. Детство Гринева («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ) воспитало в нем порядочного и честного человека. Родители передали сыну все свои ценности и жизненный опыт. Кроме того, благодаря наставничеству мудрого Савельича, Петруша Гринев познавал не только дворянскую роскошь, но и жизнь простого народа. Воспитатель учил барина бережно относиться к деньгам, демонстрировал самую сильную преданность службе, подаваяхороший пример юному офицеру. Так, грамотное воспитание закладывает фундамент в личность взрослого человека.
  9. Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» рисует обстановку, в которой проходило детство Остапа и Андрия. Здесь, в Сечи, казаки выросли и стали настоящими мужчинами. Отец всегда воспитывал сыновей в строгости, учил их быть верными и преданными Родине. Но суровость и патриархальность нравов Сечи оказала и другое воздействие на детей: то, что Тарас бил и не уважал свою жену, отложилось в памяти Андрия. Возможно, поэтому он и предал Родину: ему хотелось жить другой, более цивилизованной жизнью. На его примере становится очевидно, что детство во многом определяет судьбу личности.
  10. В. Г. Короленко в рассказе «В дурном обществе» создает образы маленьких детей, каждый из которых страдает. Вася не испытывает ни капли отеческой любви, он лишился матери в шестилетнем возрасте. Его новые друзья, Валек и Маруся, живут в подземелье, нищенствуют и голодают. Дети не ожесточились, напротив, они учат многих взрослых быть честными, в первую очередь, с самими собой, учат оставаться преданными дружбе. Детская смерть, изображенная в рассказе, заставляет задуматься о судьбе всех нищих ребят, которые не по своей вине оказались за чертой бедности. Такое детство вызывает сострадание и в то же время – гордость за силу духа таких ребят.

Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. 3а всё подростки брались сами. Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же?

Сочинение

Пожалуй, ни для кого не секрет, что именно в детские годы формируется личность человека, его интересы, предпочтения и отношение к окружающему миру. Недаром в данном тексте В.Песков поднимает проблему роли детства в судьбе человека. Автор рассказывает о «военных мальчишках», которые в сложные годы умели делать многое. Они умело выполняли хозяйственные дела, читали книги и тем самым формировали в себе наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. Кроме того, В.Песков говорит о том, что каждый подросток должен трудиться, получать «уроки мужества», которые «надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе»). Ведь человек должен уметь решать жизненные задачи и уметь справляться с ними в случае необходимости.

Авторская позиция заключается в том, что детство и то, чем человек занимается в этот период, какие жизненные уроки получает – все это влияет на его личностное становление, учит необходимым знаниям, которые пригодятся в будущем. Я, конечно же, согласен с позицией автора, ведь действительно все то, что мы узнаем на своем опыте из детства, впоследствии отражается в нашей взрослой жизни.

В качестве аргументации обращусь к произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Андрей Болконский вырос в семье военного человека. Вследствие этого герой с самого детства знал о разных тактиках и стратегиях ведения боев, обладал отличной военной подготовкой. Именно поэтому, став взрослее, герой проявил себя в ходе войны с французами. Все его лучшие качества, такие как доблесть, честь, достоинство, безусловно, пришли из детства, в котором герой заложил основы формирования своей личности.

Вспомним также В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором главный герой в своем детстве обманул бабушку и тем самым получил большой жизненный урок. Он, отправившись в лес за ягодами, собрал лишь совсем немного, а всю остальную корзину заполнил травой. Его бабушка на следующий день отправилась продавать ягоды на рынок, а мальчик так и не успел сообщить ей об обмане. И это действие мальчика, которые было вызвано, скорее, детской шалостью, а не подлыми намерениями, очень сильно повлияло на формирование его личности. И наверняка все это повлияет на его взрослую жизнь.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что детство действительно играет большую роль в судьбе человека. Оно оказывает огромное влияние на становление ребенка и его будущую жизнь.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу..." (по Л.Н. Толстому) .

Внимание! Такой же текст был в досрочном ЕГЭ по русскому языку 2017 года .

Полный текст

Пожалуй, самые яркие впечатления мы вынесли из детства. Какую же роль играет этот период в жизни человека? Именно этим вопросом задается автор текста, предложенного мне для анализа.

Чтобы ответить на этот вопрос, Л. Н. Толстой описывает детские годы Николеньки Иртеньева. Писатель очень красочно и убедительно изображает счастливые воспоминания главного героя о детстве. Казалось бы, в них нет ничего необычного, но то, как трогательно об этом пишет автор, не может оставить нас равнодушными. По мнению Толстого, самое главное значение в жизни ребёнка играют его родители. Для Николеньки самым дорогим человеком является мать, потому что она дарит сыну "всю свою нежность и любовь". Писатель обращает внимание на то, что детские мечты "исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие". Этим он показывает, что жизнь ребенка беззаботна и невинна.

Всем ходом повествования автор хочет донести до нас следующую мысль: детство играет важнейшую роль в жизни человека, так как именно в детстве формируется характер, происходит процесс становления личности, закладываются понятия о добре и зле.
Я разделяю мнение автора. Действительно, детство важный этап, потому что именно детские впечатления, воспоминания, часто лежат в основе поступков уже взрослого человека.

В подтверждение своей мысли я хочу вспомнить произведение И.А. Гончарова " Обломов. Главный герой Илья Ильич Обломов вынес из детства яркие нежные воспоминания о маменьке. Так же основа дружбы Обломова и Штольца, таких разных и непохожих, была заложена в детские годы. Несмотря на главный недостаток в своём характере, проявляющийся в лени, всё-таки все самое лучшее: доброта, отзывчивость - было заложено в детстве.

В моей жизни детство тоже сыграло очень важную роль. Родители уделяли особое внимание воспитанию чувства прекрасного: они водили меня в музеи, театры. Дедушка часто рассказывал различные истории и факты, связанные с искусством, учил меня рисовать. И вот теперь, стоя на пороге взрослой жизни, я знаю, что моя будущая профессия будет связана с моей любовью к живописи и скульптуре, которую во мне воспитала моя семья еще в детстве.

Благодаря Л.Н. Толстому ко мне пришло осознание того, какое огромное влияние на наши качества, цели, мечты оказывают детские впечатления. И я надеюсь, что проблема, которую поднял в своем произведении наш великий писатель, найдет свое отражение в судьбах других людей. Ведь в будущем, когда многие из нас будут воспитывать своего ребенка, мысль о том, как каждое слово может повлиять на внутренний мир сына или дочери, не допустит совершить непоправимые ошибки.

(380 слов)

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.



Планирование беременности