Каковы особенности композиции произведения булгакова. Жанрово-композиционные особенности Романа «Мастер и Маргарита

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» получил всеобщее признание, хотя это и произошло уже после смерти его автора. История создания произведения охватывает несколько десятков лет - ведь, когда Булгаков умер, его работу продолжила жена, и именно она добилась издания романа. Необычная композиция, яркие герои и их непростые судьбы - все это сделало роман интересным для любого времени.

Первые черновики

В 1928 году у писателя впервые появилась идея романа, который позже получил название «Мастер и Маргарита». Жанр произведения тогда еще не определился, но основной идеей было написать произведение о дьяволе. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом». Существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике.

Булгаков приступил к работе над своим романом в очень тяжелое время. Его пьесы запрещались, самого автора считали «необуржуазным» писателем, а его творчество провозглашалось враждебным по отношению к новому строю. Первый текст произведения был уничтожен Булгаковым - он сжег свои рукописи в огне, после чего у него остались лишь наброски разрозненных глав и пара черновых тетрадей.

Позже писатель пытается вернуться к работе над романом, но плохое физическое и психологическое состояние, вызванное тяжелым переутомлением, не дают ему этого сделать.

Вечная любовь

Только в 1932 году Булгаков возвращается к работе над романом, после чего создается сначала Мастер, а затем Маргарита. Ее появление, как и возникновение идеи вечной и великой любви, связывают с женитьбой писателя на Елене Шиловской.

Булгаков уже не надеется увидеть свой роман в печати, но продолжает усиленно работать над ним. Посвятив произведению более 8 лет, писатель подготавливает шестую по счету черновую редакцию, законченную по смыслу. После этого продолжалась проработка текста, происходили поправки, окончательно складывалась структура, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Именно тогда писатель окончательно определился с названием произведения.

Михаил Булгаков продолжал редактировать роман до самой смерти. Даже перед своей кончиной, когда писатель почти ослеп, он правил книгу с помощью своей жены.

Публикация романа

После смерти писателя у его жены появилась главная цель в жизни - добиться публикации романа. Она самостоятельно отредактировала произведение и напечатала его. В 1966 году роман опубликовали в журнале «Москва». Далее последовал его перевод на европейские языки, а также издание в Париже.

Жанр произведения

Булгаков называл романом свое произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого настолько уникален, что споры литературоведов о категории книги так и не утихают. Ее определяют как роман-миф, философский роман и средневековую драму на темы Библии. Роман Булгакова соединяет почти все направления литературы, которые есть в мире. Уникальным произведение делает его жанр и композиция. «Мастер и Маргарита» - шедевр, с которым невозможно провести параллели. Ведь подобных книг не найдется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Композиция романа

Композиция «Мастера и Маргариты» - это двойной роман. Рассказываются две истории - одна о Мастере, а другая - о Понтии Пилате. Несмотря на противопоставление друг другу, они создают единое целое.

Два времени переплетены в романе «Мастер и Маргарита». Жанр произведения позволяет совместить библейский период и Москву Булгакова.

Вопрос судьбы человека в романе

Завязка книги - это спор между Берлиозом, Бездомным и незнакомцем на тему существования Бога. Бездомный считает, что человек сам управляет порядком на земле и всеми судьбами, но развитие сюжета показывает неправильность его позиции. Ведь автор говорит, что знания человека относительны, а его жизненный путь предопределен заранее. Но одновременно утверждает, что человек несет ответственность за свою судьбу. На протяжении всего романа такие темы поднимает Булгаков. «Мастер и Маргарита», жанр которого вплетает в повествование даже библейские главы, пробуждает вопросы: «Что такое истина? Существуют ли вечные ценности, остающиеся неизменными?»

Современная жизнь сливается воедино с историей Мастер не выстоял против несправедливости жизни, но смог получить бессмертие в самой Вечности. романа «Мастер и Маргарита» сплетает обе линии сюжета в одном месте - Вечности, где Мастер и Пилат смогли обрести прощение.

Вопрос личной ответственности в романе

В своем показывает судьбу как вереницу взаимосвязанных событий. По воле случая произошло знакомство Мастера и Маргариты, наступила смерть Берлиоза, а жизнь Иешуа стала зависимой от римского наместника. Автор подчеркивает смертность человека и считает, что, планируя свою жизнь, нельзя преувеличивать свои возможности.

Но писатель оставляет для героев шанс поменять свои жизни и исправить направление судьбы на более благоприятное. Для этого нужно нарушить свои моральные принципы. Так, Иешуа может солгать, и тогда он будет жить. Если Мастер начнет писать, «как все», то его примут в круг литераторов, а произведения будут печататься. Маргарита должна совершить убийство, но не может на это согласиться, пусть даже жертвой будет человек, загубивший жизнь ее возлюбленного. Одни герои меняют свои судьбы, но другие не используют предоставленные им шансы.

Образ Маргариты

Все персонажи имеют своих двойников, которые показываются в мифологическом мире. Но людей, схожих с Маргаритой, в произведении нет. Этим подчеркивается неповторимость женщины, которая ради спасения своего любимого заключает сделку с дьяволом. Героиня сочетает в себе любовь к Мастеру и ненависть к его гонителям. Но даже во власти безумия, громя квартиру литературного критика и перепугав всех жильцов дома, она остается милосердной, успокаивая ребенка.

Образ Мастера

Современные литературоведы соглашаются, что образ Мастера автобиографичен, ведь между писателем и главным героем много общего. Это частичное внешнее сходство - фигура, шапочка-ермолка. Но также это охватывающее их обоих душевное отчаяние от того, что творческая работа откладывается "в стол" безо всякого будущего.

Для писателя очень важна тема творчества, ведь он убежден, что только полная искренность и умение автора донести правду до сердца и ума способны обеспечить произведению вечную ценность. Так, Мастеру, который вкладывает в рукописи свою душу, противостоит целая толпа, такая равнодушная и слепая. Литературные критики затравливают Мастера, доводят его до сумасшествия и отказа от собственного произведения.

Судьбы Мастера и Булгакова неразрывно связаны, ведь оба они считали своей творческой обязанностью помочь людям вернуть веру в то, что справедливость и добро еще остались в мире. А также призвать читателей к поиску истины и верности своим идеалам. Ведь в романе говорится, что любовь и творчество смогут преодолеть все на своем пути.

Даже спустя много лет роман Булгакова продолжает обращаться к читателям, отстаивая тему настоящей любви - верной и вечной.


Булгаков является очень известным и признанным во всем мире писателем. Лично я очень люблю его творчество и восхищаюсь особенностями сюжетных и композиционных линий. Сегодня мы поговорим на тему особенностей композиции и сюжета в данном произведении, а именно в романе «Мастер и Маргарита».

Булгаков посвятил почти все последние годы жизни написанию романа «Мастер и Маргарита».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Основной темой произведений Булгакова была – тема антитезы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» данная тема является центральной. Композиция произведения многоплановая, потому что совмещает в себе современность, фантастику и историю. Ее особенностью является то, что в романе изображены три отдельных мира (Московский, Потусторонний, Ершалаимский). Каждый мир имеет собственную структуру. Композиционная завязка Московского мира - появление Воланда в Москве, кульминацией является «Бал Сатаны».

В «Мастере и Маргарите» три сюжетных линии: Московская, Ершалаимская, линия отношений Мастера и Маргариты. Еще одной особенностью является наличие в произведение системы сюжетных двойников, то есть у каждого мира своя система действующих лиц.

Можно выделить любовную (Матер и Маргарита), философскую (противопоставление добра и зла), мистическую и сатирическую. В произведение между собой переплетаются два разных промежутка времени (Библейский, 1 век н.э., современность Булгакова, 30-е г. 20 века).

Роман можно назвать автобиографическим, потому что прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова – Елена Сергеевна, в образе Мастера можно узнать самого писателя.

«Мастер и Маргарита» - это «роман в романе», то есть в нем повествуется действие романа о Понтии Пилате и о судьбе Мастера и Маргариты. Оба романа являются частью единого произведения, несмотря на их противопоставление.

Обновлено: 2018-01-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

О романе Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.


История создания романа Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.


История создания романа Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года. Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.




Жанр Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман- миф, философский роман, мениппея, роман- мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».


Композиция Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.




Время и пространство Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.




Герои романа. Ершалаимские главы Бродячий философ Иешуа, по кличке Га- Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.» Иллюстрация Николая Королева


Воланд и его свита …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ» Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Иллюстрация Николая Королева


Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб» Иллюстрация Николая Королева


Роль библейских глав В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы». Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.




Азазелло Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда


Кот Бегемот Кот Бегемот – кот- оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу. Фотоиллюстрация Ретрограда




Роль свиты Воланда Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.


«Московские» главы. МАССОЛИТ Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др.. Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.


Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом. Фотоиллюстрация Жана Лурье










Маргарита В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий. Фотоиллюстрация Ретрограда Мастер и Маргарита История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Фотоиллюстрация Ретрограда


«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем» Фотоиллюстрация Ретрограда


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова Мастер и Маргарита - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!..

Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е.А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность бул­гаковского творения во многом связана также с его сюжетно­жанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом- мифом, философским романом, романом-мистикой, философско-сатирическим романом. И все это верно, потому что роман о буду­щем, настоящем и вечном. Композиционно книга Булгакова столь же необычна - это ро­ман в романе. Один роман рассказывает о судьбе Мастера, другой - о судьбе Понтия Пилата. Вместе с Мастером мы оказываемся в Москве 30-х годов XX века, с Понтием Пилатом - в Ершалаиме 30- х годов I века новой эры. События происходят в одном и том же ме­сяце в течение нескольких дней перед Пасхой с промежутком в 1900 лет. Московские и ершалаимские (по другому их называют «евангельские») главы глубоко взаимосвязаны. В романе можно выделить три сюжетные линии. Первая - фи­лософская: Иешуа и Понтий Пилат; вторая - любовная: Мастер и Маргарита; третья - мистическая и в то же время сатирическая: Воланд и его компания. Объединяет эти линии в одну сюжетную канву образ Воланда Сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога является завязкой романа. На протяжении повествования то в библейском, то в современном мире автор поднимает важнейшие проблемы че­ловеческого бытия и завершает сюжетные линии, подведя своих ге­роев к Вечности.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”,
  • помочь понять разноплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического);
  • выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения;
  • формировать умение публичных выступлений;
  • воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Оборудование: презентация учителя,компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н.Тихонов

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения.

Основной дидактический метод: лекция с элементами беседы.

Частные методы и приемы: слово учителя, индивидуальные сообщения учащихся, работа с текстом, выполнение теста.

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1

Ход урока

1. Сообщение темы, цели и эпиграфа урока (1, 2 слайд).

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным. История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману “Мастер и Маргарита”, ставшему поистине живой книгой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

“Мастер и Маргарита” – это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о “настоящей, вечной и верной любви”, эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

2. Лекция с элементами беседы.

А. Особенности жанра романа (3, 4 слайд).

– К какому жанру можно отнести роман? (бытовой /картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/, философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический)

Б. Особенности композиции (5 слайд).

– Каковы особенности композиции романа?

Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

– Приведите примеры из текста.

“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I) ” и т.д.

В. Пространственные и временные рамки романа (6 слайд).

– Когда и где происходит действие романа?

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

Г. Система образов романа (7 - 12 слайд).

– Чем определяется система образов романа?

Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).

– Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

В ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении. В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие). Некоторые изречения стали афоризмами.

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

3. Тест по содержанию романа с последующей самопроверкой (13,14 слайд).

  • В чём проявляется своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”? А) кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий; В) параллельное развитие трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
  • “Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. В чём смысл этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а об Истине; В) автор передаёт смысл библейской притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения храма в Ершлаиме.
  • Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? А) соответствие библейскому сюжету; Б) противопоставление библейскому сюжету; В) автор показывает бедность героя; Г) подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
  • Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме? А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
  • Узнай портрет. “Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки”.
  • Узнай портрет. “Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость”.
  • Найдите двойников героям романа: Мастер – …; Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – ...
  • Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и неповторимость; В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире; Г) её двойником является Гелла.
  • Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите; Г) Воланду.
  • 4. Итог урока (15,16 слайд).

    – Почему эпиграфом к уроку выбраны слова Н.Тихонова “Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда”?

    – Какие выводы можно сделать по итогам урока?

    Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

    Это философское произведение: по глубине и остроте проблем, затрагивающих коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных, свободных связей внутри и вне текста; по внутренней полемичности самого художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…

    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

    Такие рукописи действительно не горят!..

    –Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой “Памяти М.А.Булгакова”. Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом “Мастер и Маргарита”?

    5. Объяснение домашнего задания.

    Подготовить рабочие материалы к классному сочинению “Особенности композиции и проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.



    Планирование беременности