Колесная Лира в живописи и фотографии. Колёсная лира (органиструм, харди-гарди) Колёсная лира

Колёсная лира Колёсная лира

В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом . В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке . Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие », исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи .

Процесс воспроизведения звука

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette - струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Иные названия и варианты исполнения инструмента

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии - Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier ; в Англии hurdy-gurdy (харди-гарди , встречается и по-русски ), во Франции (в т.ч. в историческом Провансе) - symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо - vielle ); в Италии - ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia ; в Венгрии - tekerő ; в Белоруссии - колавая ліра , на Украине - колісна ліра , ріля , риля или роля , в Польше - lira korbowa, в Чехии - niněra .

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Использование инструмента в современной музыке

  • Британский певец Донован сочинил песню Hurdy-gurdy man
  • Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded».
  • На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (англ. Nigel Eaton ).
  • В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов таких групп, как In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est » с сингла «Nur Ihr Allein »), Eluveitie , Blackmore"s Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On » с альбома «Paris Moon »), Metallica (в песнях Low Man’s Lyric , The Memory Remains), Saltatio Mortis , Subway to Sally , Arcade Fire (в песне Keep The Car Running),Satarial , Faun и других.
  • Hurdy-gurdy использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance и швейцарской фолк-метал группы Eluveitie .
  • Хёрди-гёрди использовалась при записи песни Mummer’s Dance Лорины МакКеннитт .
  • Хёрди-гёрди также использовалась при записи альбома "The Christmas Cornucopia" шотландской исполнительницы Энни Леннокс .
  • В России колесную лиру используют: музыкальный коллектив The Origin Ensemble , ансамбль старинной музыки Insula Magica , исполнитель-солист Виктор Луферов , ансамбль средневековой музыки Laterna Magica , ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» , российская нео-фолк группа Moon Far Away .
  • Испанский фолк-джазовый квартет Kaulakau
  • Использовалась при записи альбома The Civil War 2003 года электронной группы Matmos .
  • В саундтреке к фильму «Холодная гора » «You Will Be My Ain True Love» в исполнении Alison Krauss и Стинга .
  • Использовалась белорусским ВИА "Песняры" при исполнении и записи народных песен и песен на белорусском языке
  • В клипе Rauta финской фолк-метал группы Korpiklaani, солист держит в руках колёсную лиру.
  • Использовалась при записи альбома Луна и Грош московской фолк-металл группы «Калевала ».
  • Начиная с 2008 года лидер группы «Общежитие » Юрий Высоков играет на нетрадиционном для российской рок-музыки инструменте - колесной лире.
  • Инструмент использовался в записях группы Coil , хёрди-гёрди можно увидеть в записи последнего живого концерта группы в Дублине
  • Нидерландско-бельгийская группа Omnia активно использует инструмент в записях и концертах
  • Использовалась композитором Bear McCreary в главной музыкальной теме сериала "Черные паруса". Так же композитор использовал данный инструмент в написании музыки к сериалу ходячие мертвецы (англ. The Walking Dead ).

Напишите отзыв о статье "Колёсная лира"

Примечания

Литература

  • Bröcker, Marianne . Die Drehleier. 2. Auflage. Bonn - Bad Godesberg: Verlag für systematische Musikwissenschaft, 1977.

Ссылки

  • колёсной лиры (оригиналы статей и иллюстрации)

Отрывок, характеризующий Колёсная лира

– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.

Хотя лиры в основном бытовали на Украине и у донских казаков (там они назывались "донской рылей"), есть они и в русском варианте. Правда, до наших мест не добрались - уже на Урале про них никто не слыхивал (по моим данным), что уж говорить за нашу Сибирь. Так что для наших мест это не совсем традиционный инструмент (или совсем не).

С возрождением народной культуры "сверху", из городов, начала возрождаться и традиция лирничества - многие ансамбли вводят лиры в свой репертуар, по всей стране. Инструмент этот особый, "духовный", и его можно и нужно применять при исполнении духовных стихов - например, известный у нас в Сибири ансамбль "Октай" лиру таки использует. :)

Также появились и мастера по изготовлению лир. Один из самых известных - Василий Евхимович , из-под Мышкина; у него на сайте выложена целая видео-инструкция по работе с лирами. :) Также лиры делает мануфактура "Балалайкер" , Ульяновск-Москва.

Одно из самых популярных в тытрубе видео с русской колёсной лирой - больше миллиона просмотров.

А, собственно, почему я всё это пишу:


Колёсная лира и канифоль для неё :)

Оказывается, у нас в Нске есть мастер по изготовлению колёсных лир (а также арф и прочих средневековых инструментов),

Колесная лира
(hurdy-gurdy)

Колесная лира, хёрди–гёрди, известная также как колесная скрипка ("wheel fiddle" ) – это струнный музыкальный инструмент, звук в котором извлекается посредством трения наканифоленного колеса, приводимого в движение рычагом, об струны. Это колесо по своей сути выполняет функцию смычка, превращая инструмент во что-то вроде механической скрипки. Мелодия играется с помощью клавиш, на которых укреплены кулачки – деревянные клинышки, зажимающие струны в нужных местах. Как и большинство акустических струнных, колёсная лира имеет резонатор, который усиливает колебание струн.

Большинство колесных лир имеют несколько бурдонных струн, которые дают постоянный тон во время игры, во многом похожий на принцип волынки. По этой причине колесная лира часто используется вместе с волынкой или вместо нее, например, во французской и венгерской фолкмузыке.

Многие музыкальные фестивали собирают группы с участием исполнителей на колесной лире, наиболее известный такой фестиваль – фестиваль в Сан-Шартье , в центральной Франции в департаменте Индр, проводящийся около 14 июля.

Происхождение и история

Считается, что хёрди-гёрди появилась в западной Европе ранее 8го века н.э. Одной из ранних форм инструмента был органиструм – большой инструмент с резонатором в форме гитары и длинным грифом, на котором были укреплены клавиши (в диапазоне одной диатонической октавы). Органиструм имел одну мелодическую струну и две бурдонных, которые натягивались через обычный мостик и небольшое колесо. Из-за своего размера на органиструме играли вдвоем – один музыкант вращал колесо, другой – тянул клавиши. Тянуть (а не нажимать) клавиши было непростой техникой, поэтому на инструменте исполняли в основном медленные мелодии. Органиструм настраивался по пифагорейской темперации , и использовался в первую очередь для сопровождения церковного и монастырского хорового пения. Аббат Одо из Клюни (ум.942) считается автором небольшого описания устройства органиструма под названием Quomodo organistrum construatur (Как устроен органиструм), известного из более поздних копий, однако его достоверность довольно сомнительна. Одним из наиболее ранних изображений органиструма является скульптура 12в. на соборе в Саньтяго де Компостела в испанской Галисии, изображающая двух исполнителей на инструменте.

Позднее органиструм приобрел меньшие размеры, более удобные для использования одним музыкантом. Органиструм соло был известен в Испании и Франции, но вскоре его сменила симфония (simfonia), небольшой вариант хёрди-гёрди с прямоугольным резонатором, тремя струнами и диатонической клавиатурой. Примерно в то же время были изобретены нажимные клавиши. Такие клавиши гораздо больше подходили для игры быстрых мелодий, были гораздо более удобными и вскоре совершенно вытеснили вытяжные. Средневековые изображения симфонии демонстрируют оба типа клавиатур.

Во времена позднего возрождения утвердились две характерные формы резонатора инструмента – гитарной формы и наборный из клепок, округлой лютневой формы. Последняя форма особенно характерна для французских инструментов.

К концу 17го века изменившиеся вкусы потребовали от колесной лиры больших полифонических возможностей и, не обладающая ими, она стала инструментом низших классов и в результате получила названия, например, такие, как немецкое Bauernleier «крестьянская лира» или Bettlerleier «бедняцкая лира».
Во времена рококо, однако, возрождение интереса к крестьянской тематике снова обратило взор высших классов к инструменту, и он приобрел огромную популярность в высшем свете. Для колесной лиры известными композиторами писались классические произведения (например, известное - Il pastor Fido Вивальди). В это время преобладала шестиструнная форма инструмента под названием vielle à roue . Такой инструмент имел две мелодические струны и четыре буронных, которые могли отключаться и включаться, если была необходимость играть в разных тональностях.

В это же время колесная лира стала проникать дальше на восток, где в разных вариантах получила развитие в славянских странах, восточных германских областях и Венгрии. Большая часть национальных инструментов вымерла к началу 20го века, но некоторые сохранились до наших дней, наиболее известные из которых – французская vielle à roue , венерский tekerőlant и испанская zanfona . На Украине разновидность под названием лира широко использовалась слепыми бродячими музыкантами, большая часть которых была уничтожена Сталиным в 1930х. Во многих странах – в Швеции, Германии, Австрии, Чехии, Польше, России, Италии и Португалии в недавнее время произошло возрождение инструмента, в результате чего он проник в разнообразные музыкальные направления и стили, включая современную музыку, в контексте которой раньше колёсную лиру никто не рассматривал.

В 18 веке название hurdy gurdy также применялось к небольшому переносному инструменту, так же называемому «barrel organ» - шарманка, на которой часто играли бродячие музыканты.

Колесная лира в восточной Европе

В восточной Европе, в частности в Венгрии, Польше, Беларуси и Украине существует развитая традиция игры на колесной лире. На Украине инструмент известен под названием лира или реля , и применялся в основном профессиональными странствующими музыкантами, часто слепыми, которые назывались лирники . Их репертуар состоял в основном из религиозных тем, а также эпических песен под названием думы и народных танцев. В 1930х гг. традиция практически прервалась, потому что советским правительством лирники были объявлены социально нежелательным элементом и массово уничтожены. Сейчас инструмент активно возрождается и применяется в различных фолк проектах.

Терминология

В силу развитости французской колеснолирной традиции многие из частей инструмента и приемов игры называются французскими терминами. Например:

trompette : самая высокая бурдонная струна, которая натягивается через жужжащий мостик
mouche : бурдонная струна, настраиваемая на кварту или квинту ниже струны trompette
petit bourdon trompette
gros bourdon : бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны mouche
chanterelle(s) : мелодическая струна (струны), по-английски так же называемые chanter или chanters
chien : (буквально «собачка») жужжащий мостик
tirant : небольшой колок на струнодержателе, предназначенный для регулировки чувствительности жужжащего мостика

Названия инструмента

В соответствии с Оксфордским этимологическим словарем слово -ономатопоэтическое по происхождению, и воспроизводит повторяющийся скрипящий звук, характерный для инструментов с твердыми деревянными колесами, которые покоробились от влажности; или звук жужжащего мостика.

Некоторые придерживаются другой, народной этимологии:

hurdy - спина, зад человека + gurdy - колесо с рычагом, для вытягивания рыбацких сетей в лодку

Эта этимология вызывает сомнения по нескольким причинам: во-первых, hurdy – не английское слово, во-вторых – название рычага (hurdy gurdy , а не gurdy ) впервые было зафиксировано в 1883 и перенесено на него из-за аналогии с музыкальным инструментом, а не наоборот.

Еще одна народная этимология говорит, что название hurdy gurdy происходит из англизированной формы французского harpe de gourde .

Иногда инструмент описательно называется «колесная скрипка», однако среди исполнителей такой термин не употребляется. Венгерское tekerőlant и его вариант forgólant – оба означают «поворотная лютня». Немецкое Bauernleier означает «крестьянская лира». (Слова Leier, lant – обозначают инструменты семейства лютни или лиры, но исторически они обозначали более широкий спектр значений и применялись для многих типов струнных инструментов).
Еще одно венгерское слово для обозначения колесной лиры - nyenyere , которое предположительно ономатопоэтическое и обозначает скрип неровного колеса. Стоит отметить, что этот термин имел уничижительное значение на венгерских равнинах, но был общепринятым на острове Csepel к югу от Будапешта.

Устройство

Общепринятого стандарта для устройства колесной лиры не существует, хотя в Европе наиболее типична французская vielle a roue . Вне Франции она имеет несколько региональных форм, но за ее пределами инструмент считался народным, и единого стандарта выработано не было.

Существует два наиболее распространенных типа резонатора современных колесных лир – гитарный и лютневый. Оба варианта бытуют во франкоговорящих регионах, за их пределами же общепринят гитарный. Симфония с прямоугольным резонатором также имеет хождение среди исполнителей ранней музыки и исторических реконструкторов.

Струны

Исторически струны делались из жил, которые до сих пор предпочитают некоторые музыканты, однако наиболее распространены сейчас металлические струны, которые более всего удобны особенно для низких бурдонных струн. Используются так же и нейлоновые, но многие исполнители их не предпочитают.
Бурдонные струны производят непрерывный звук одного тона. Мелодическая(ие) струна(ы) зажимается кулачками, закрепленными на клавишах и укорачивают или удлиняют звучащую часть струны, подобно тому, как работают пальцы гитариста на грифе. На самых ранних колесных лирах клавиши настраивались по пифагорейской темперации, более поздние инструменты настраивались по-разному, сейчас же наиболее распространена равномерная темперация для удобства игры с другими инструментами. Но, поскольку каждый кулачок на любой клавише колесной лиры может быть индивидуально подстроен, то возможны практически любые типы темперации. Большая часть современных колесных лир имеет 24 клавиши, которые дают диапазон в 2 хроматических октавы.

Для получения нужного тембра и качества звучания каждая струна колесной лиры обматывается кусочком ваты или другого подобного волокна. На мелодической струне обычно наматывается небольшое количество ваты, на бурдонных – больше. Неверное количество ваты может привести к слишком резкому или слишком глухому звуку, особенно на верху диапазона. Кроме того, отельные струны (особенно мелодические) требуют регулировки подъема над колесом с помощью небольших кусочков бумаги, подкладываемых под струны на мостике. Это процесс называется shimming. Shimming и намотка ваты - связанные процессы, поскольку и тот и другой влияют на геометрию струн инструмента.

Жужжащий мостик

В некоторых типах колесных лир, особенно во французской vielle à roue (скрипка с колесом) и в венгерском tekerőlant (tekerő - короткий) применяется устройство под названием «жужжащий мостик», chien (франц. собачка) или recsegő (венг. жужжалка). На современных французских инструментах их может быть до 4х. Этот механизм состоит из свободного мостика, на который натянута бурдонная струна. Одна ножка этого мостика вставляется в паз на деке (или, на венгерских инструментах, держится с помощью колка) и удерживает мостик на месте. Свободный конец, называемый «молоточек» прилегает к деке и может более менее свободно вибрировать. Когда колесо крутится медленно, давление струны (на французских инструментах называющейся trompette ) удерживает мостик на месте, и звучит только струна. Когда музыкант ускоряет вращение, молоточек приподнимается и начинает вибрировать, задевая поверхность деки и производя характерное ритмическое жужжание, которое используется для создания ритмического перкуссионного аккомпанемента, особенно в танцевальных мелодиях.

На инструментах французского типа чувствительность жужжащего мостика может регулироваться с помощью колка, который называется tirant , он крепится на струнодержателе инструмента и соединяется со струной trompette с помощью проволоки или нити. Tirant изменяет боковое давление на струну и таким образом регулирует чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют разнообразные техники вращения колеса, ускорения его вращения в различных фазах. Каждый «рывок» (резкое ускорение) колеса дает отчетливый жужжащий звук. Такие рывки производятся не автоматически, а находятся под полным контролем исполнителя.

На венгерских инструментах такая регулировка осуществляется с помощью клинышка, который называется recsegőék (регулировочный клин (буквально «клин жужжалки»)), который отклоняет бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью контролируется запястьем исполнителя и имеет совершенно другой звук и ритмические возможности по сравнению с французскими инструментами.

Региональные типы

Региональные типы колесных лир со времен Возрождения можно классифицировать относительно
a)размера колеса и
b)наличия или отсутствия жужжащего мостика .

1.Маленькое колесо

Инструменты с маленьким колесом (диаметром менее 14 см.) характерны для Центральной и Восточной Европы. Они отличаются широкой струнной коробкой (keybox) и бурдонными струнами, которые проходят внутри нее. Из-за небольшого диаметра колеса эти инструменты обычно имеют три струны – одну мелодическую, одну тенор и одну басовую струну. Струн иногда может быть и больше – до пяти.

Немецкий инструмент с грушевидным резонатором Drehleier . Две или три бурдонных струны и одна или две хроматических мелодических. Характерная клиновидной формы «головка грифа», на которой крепятся колки. Часто обильно украшен. На инструментах этого вида используется жужжащий мостик с регулировочным колком, который укреплен рядом со струной, а не на струнодержателе как на французских инструментах.

в). Жужжащий мостик с регулировкой клином

Венгерский tekerőlant : Обычно имеет 2 бурдона (иногда 3) и одну или две мелодические хроматические струны. Широкая струнная коробка часто резная или обильно украшена.

Тирольская Drehleier (Австрия): Очень похожа на tekerőlant , но обычно имеет диатоническую настройку. Весьма вероятно, что этот инструмент был прототипом венгерского.

с). Без жужжащего мостика

lira korbowa (Польша). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.

колесная лира /рыля/рылей (Россия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Плоская клавиатура.

лира (Украина). Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
Три типа резонатора: долбленый из одного куска дерева, гитарный с боковыми колками и наборный с вертикальными колками. Плоская клавиатура.

ninera/kolovratec (Словакия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Широкая струнная коробка. Внешне похожа на венгерский tekerő, но не имеет жужжащего мостика.

grodalira/vevlira (Швеция). Возрождена в 20м веке по историческим образцам. Две формы резонатора: продолговатый коробчатый и вытянутый грушевидный. Обычно имеет диатоническую настройку, но она может быть расширена до хроматической путем добавления дополнительных клавиш, которые располагаются ниже обычного диатонического ряда (а не выше, как на большинстве колесных лир).

немецкая тюльпановидной формы Drehleier . Три бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.

2.Большое колесо

Инструменты с большим колесом (диаметр от 14 до 17 см.) характерны для западной Европы. Такие инструменты обычно имеют узкую струнную коробку, внутри которой натягиваются только мелодические струны. Они обычно имеют больше струн, часто встречается их дублирование или утроение. Некоторые современные инструменты имеют до 15 струн, хотя обычное их число – 6.

а).Жужжащий мостик с регулировкой струной

Колёсная ли́ра - струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии - drehleier, во Франции - vielle à roue, в Италии - ghironda или lira tedesca, в Венгрии - tekerő. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски - ліра, по-украински - колісна ліра или реля, а по-польски - lira korbowa.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В X-XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов групп In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»), Blackmore"s_Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris_Moon») и Eluveitie, Metallica (в песнях Low Man"s Lyric, The Memory Remains)

Живопись:

Жорж де Ла Тур "Шарманщик с собакой"

Willem van Mieris "The Hurdy Gurdy Player Asleep in a Tavern"

David Vinckboons "The Blind Hurdy-Gurdy Player"


Теодор Аксентович "Лирник и девочка", 1900 г

Казимир Похвальский "Лирник", 1885 г.

Василий Навозов "Песнь лирника"

старинная гравюра "Девушка, играющая на лире"

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире с лентой", 1640 г.

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире", 1631-36 г.г.

Казимир Похвальский "Лирник перед хатой", 1887 г

Неизвестный французский художник "ТАНЕЦ"

Питер Брейгель-мл., "Шарманщик", 1608

Jan van de Venne "The hurdy-gurdy man"

Jules Richomme "The Hurdy-Gurdy Girl"

Осмеркин Александр Александрович. "Натюрморт с лирой и гитарой", 1920 г.

Фотографии:

венгры,фото 1980г

лирник на московской улице -1900г.

Слепой кобзарь с мальчиком-поводырём. Белорусы. Фотоархив РЭМ

Франция-20-30е годы 20го века

Франция-20-30е годы 20го века

Внешне похожий на футляр от скрипки. Данный инструмент известен также как органиструм, или харди-гарди. При игре лиру нужно держать на коленях, а во время игры одновременно играет большинство струн. Популярный еще с X века музыкальный инструмент сегодня используется не так часто. Но благодаря удивительному звучанию, оригинальному дизайну, о лире помнят до сих пор.

Особенности звучания

Звучание колесной лиры обеспечивается за счет работы большей части струн, когда в результате трения их о колесо происходит вибрация. Примечательно, что большинство струн отвечают лишь за монотонное гудение, а воспроизведение мелодии обеспечивается игрой одной-двух. Колесная лира звучит мощно, грустно, монотонно, несколько гнусаво. А для смягчения звучания струны издавна обматывали льняными или шерстяными волокнами. Важную роль играет и точная центровка колеса - оно должно быть гладким и наканифоленным.

Устройство

Трехструнная лира имеет глубокий деревянный корпус в форме восьмерки, две плоские деки, которые имеют гнутые обечайки. Верхняя часть инструмента дополнена головкой с деревянными колками, что позволяет настраивать струны. Колесная лира имеет короткую колковую коробку, которая часто заканчивается завитком. Так как обод колеса несколько выступает наружу, он укрывается под специальным лубяным предохранителем в форме дуги.

Верхняя дека имеет отверстия, на ней же располагается клавишно-порожковый механизм с клавишами. Они, в свою очередь, представляют собой простые деревянные планки с выступами. Когда музыкант нажимает на клавиши, как раз выступы соприкасаются со струнами, издавая звуки. Выступы крепятся таким образом, что их можно смещать в разные стороны, выравнивая тем самым звуковой ряд. Корпус инструмента продуман таким образом, чтобы усиливался струнный звук. Усиление звучания происходит за счет колебаний струн, которые вызываются движением колеса.

Особенности струн

Колесная лира - инструмент с тремя жильными струнами:

  • мелодической, которая называется спиваница, или мелодия;
  • двумя бурдонными, которые называются бас и пидбасок.

Если мелодическая струна по конструкции проходит через внутреннюю часть коробки, то бурдонные - поверх нее. Все струны расположены так, чтобы они соприкасались с ободом колеса. Оно перед работой натирается смолой, благодаря чему струны звучат плавно и слышно. Ровность звучания обюеспечивается гладкой поверхностью колеса и его точной центровкой. Мелодия создается или исполняется при нажатии клавиш, расположенных в боковых вырезах коробки.

Исторически струны создавались на основе жил, хотя сегодня все более популярны струны из металла или нейлона. Чтобы получить нужный тембр и качество звучания, музыканты обматывали струны ватой или другим волокном, причем на бурдонных покрытия должно было быть больше. А если ваты будет недостаточно, то звук будет или слишком глухим, или слишком резким, особенно в верхнем диапазоне.

Как играть?

Колесная лира - инструмент, который не отличается простотой использования. Лира кладется на колени, а на плечи набрасывается ремень. Колковая коробка должна располагаться с левой стороны и слегка с наклоном, при этом свободные клавиши должны отпадать от струны. Правой рукой музыкант равномерно и медленно вращает колесо за рукоятку, нажимая левой рукой на клавиши. По своему звучанию лира напоминает волынку или гудок, так как во всех трех инструментах звучат бурдоны. Что касается качества звука, то он зависит прежде всего от фрикционного колеса, которое имеет точную центровку и хорошо смазано. Если музыкант играет стоя, лира подвешивается на ремень на плечо с легким наклоном, чтобы распределить тяжесть инструмента.

Как появилась лира?

Лира колесная - музыкальный инструмент, который известен еще с X века. Чаще всего она применялась в монастырях для исполнения церковной музыки. К XV веку инструмент стал не таким популярным, но продолжал использоваться бродягами, слепыми, увечными, которые ходили по улицам и исполняли песни, сказки под незатейливое звучание лиры.

На Руси этот музыкальный инструмент был известен примерно в XVII веке, а специалисты отвечают, что он появился в нашей стране из Украины. Именно здесь существовали даже целые школы лирников, которые кочевали из села в село, исполняли музыку и зарабатывали деньги. Использовалась лира и на свадьбах, так как звучала она громко, а репертуар под нее можно было подобрать самый веселый. Особенность колесной лиры в том, что она выпускалась разной длины. В некоторых вариациях музицировать на ней приходилось даже вдвоем, так как инструмент имел длину до полутора метров.

Братство лирников

На Украине игре на колесной лире обучались целыми классами по 30 человек. Старшие попадали на практику, которая предполагала посещение соседних сел во время базаров и свадеб, когда заработанные деньги отдавались наставнику как плата за обучение. После окончания учебы музыканты сдавали экзамены.

В советские годы пордверглась нескольким изменениям колесная лира. Фото показывает, что даже внешне инструмент несколько менялся. Благодаря усовершенствованию конструкции она стала более оригинальной, струн стало 9, причем они настраивались по малым терциям. Вместо деревянного колеса использовалась пластмассовая лента-трансмиссия, благодаря чему звучание было более ровным. Специальным приспособлением менялась степень нажима на струну, поэтому и сила звука инструмента была разной. Отметим, что усовершенствованные образцы лиры до сих пор находят применение в оркестрах народного творчества.

Что сегодня?

В России сегодня нечасто используется колесная лира. Музыкальный инструмент (фото показывает всю его колоритность) остался в составе Государственного оркестра и Народного хора Беларуси. Примечательно, что харди-гарди использовалась и в среде рокеров: группы Led Zeppelin, In Extremo выбирали инструмент благодаря необычному звучанию. Сегодня об инструменте практически позабыли, но некоторые оркестры за необычность звучания оставляют харди-гарди как изюминку своего творчества.



Планирование беременности