Кто создал баян. Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Я в своё время 6 лет отучился в музыкальной школе игре на этом инструменте. Тогда я и заметил, что большинство людей не отличают такие инструменты как «баян» и «гармошка». Некоторые даже не различают их с аккордеоном. Вот специально для таких решил написать шпаргалку 🙂

Собственно, проще посмотреть на три фотки, приведённые здесь, и сразу станет ясно, что к чему:

Вот это аккордеон, а не баян или гармошка

Вообще, даже среди музыкантов-профессионалов зачастую ходит мнение, что аккордеон появился в 1829 году, патент на него, по их мнению, тогда получил Кирилл Демиан. На самом деле, тогда появилось только само слово — «аккордеон». С тех пор оно прочно укоренилось в Европе. Этим словом тамошние музыканты называют все клавишные инструменты, способные одной клавишей изавать аккорд — трёхголосное созвучие. От слова «аккорд» и появилось название «аккордеон». В России же, а так же многих других странах, разные инструменты имеют своё индивидуальное название. По-моему, так логично и правильно. Зачем разные предметы называть одним словом?

Настоящий баян — это довольно молодой инструмент. Появился он в 1907 году. Есть, правда, информация, что изобретение было совершено в 1891, но подтверждения этой информации я не нашёл. Зато доподленно известно имя изобретателя — Стерлигов. Известен так же его вдохновитель — Орланский-Титаренко, музыкант-виртуоз, игравший до той поры на гармошке. Появившийся инструмент был дальнейшем развитием идеи гармоники — инструмента с двумя клавиатурами, соединёнными мехами. Количество рядов на правой клавиатуре увеличили до четырёх, а на левой — до пяти. Данная конструкция получила название «петербургской». Она не прижилась, распространение получила иная схема, она в целом повторяла предыдущую, но количество рядов справа уменьшили до трёх.

А вот это уже БАЯН!

Что же представляет собой баян? На правой и левой клавиатуре у него такие кругленькие кнопочки. Справа эти кнопочки расположены в три главных ряда с полным хроматическим звукорядом. Иногда к трём главным добавляют один или два вспомогательных ряда, которые полностью дублируют кнопки с третьего и второго рядов соответственно. Зачем? Попытаться объяснить это можно, но на словах всё равно не понять, разве что музыканты поймут после короткой беседы. Одним словом — это для удобства, но эти ряды и не обязательны

А что же такое аккордеон, с которым так часто путают баян? Естественно, путают их только по названию, так как внешне они не так уж сильно и похожи. По сути там разницы столько же, сколько между балалайкой и гитарой.

Мне так и не удалось найти информации о том, когда же точно аккордеон появился. Известно только, что это ещё более молодой инструмент, чем баян. Самое старое его описание (именно аккордеона , а не другого инструмента с таким же названием), известное мне, относится к 50-м годам, но инструмент несколько старше. Самое раннее свидетельство об аккордеоне, увиденное мной, относится к маю 1945 года: в одной из чёрно-белых хроник праздника после взятия Берлина я увидел тридцатьчетвёрку, везущую десант на броне. У одного из солдат в руках я отчётливо увидел аккордеон.

Аккордеон — это гибрид двух ранее изобретённых инструментов: баяна и фортепиано. От баяна аккордеон унаследовал так называемую готовую (редко и готово-выборную ) клавиатуру аккомпанемента, а от фортепиано — несколько октав на правой клавиатуре. Короче, аккордеон — это пианино справа и баян слева 🙂 Естественно, путём тупого синтеза ничего хорошего из этого инструмента не вышло бы, поэтому инструмент снабдили обязательными регистрами, обычно не менее четырёх. Эти регистры позволяют аккордеону имитировать, например, фагот. А вот у старых баянов регистры были редкостью. Кроме того, у аккордеона и баяна со временем разошлись и пути: баян стали использовать для концертных выступлений и переложений, а аккордеон стал инструментом для публики. К сожалению, у современных аккордеонистов довольно редко встретишь какие-нибудь приёмы игры, даже вибрато или переоктовку. Ныне аккордеонисты играют лишь мелодию какого-либо произведения, зачастую даже без аккомпанемента (левой руки). Часто к этому звучанию добавляют фонограмму. Хорошо, что не все аккордеонисты перешли под этот шаблон

Баян же имеет свою, оригинальную клавиатуру, которая является его главным козырем. Рисовать я не умею, поэтому схематически нарисовать его клавиатуру у меня не получилось. Попробую это со временем исправить. А пока приведу описание, понятное музыкантам. Физическое расстояние между постоянными интервалами всегда одинаково, хоть по линейке проверь! Возьмём, к примеру, кварту : если сравнить расстояние между си (малой октавы) и ми (первой) , или ре (первой) и соль (первой) , или соль-диез (первой) и до-диез (второй октавы) , везде оно окажется одинаковым. Творческие музыканты сразу оценят преимущество: можно с ходу транспонировать любую музыку без переписывания нот — передвинул руку на клавишу вверх или вниз и играй! Для других инструментов транспонирование — это проблема, ведь одну и ту же мелодию можно записать в разных тональностях. Проблема появляется тогда, когда с ходу нужно сыграть мелодию не в той тональности, в которой она выучена.

К сожалению, в СССР не уделили должного внимания электронике и у нас практически отсутствуют электронные баяны. Когда требуется электронным способом имитировать звучание разных инструментов, или даже звук электрогитары, то используют синтезатор с клавиатурой фортепиано, что не очень удобно (там клавиатура «хуже», невозможно брать некоторые аккорды, пальцев не хватает и растяжки).

В последнее время всё же появились новые электробаяны, обычно иностранные. Немного о ценах на баяны и аккореоны можно ознакомиться, например, (ссылка откроется в новом окне). К сожалению, баяны довольно дороги. Естественно, подержанные «брёвна», сделанные ещё в СССР я не считаю, ибо большинсво из них годятся уже лишь для музеев. Малая известность самого баяна тоже играет плохую роль — у непросвещённых это слово скорее ассоциируется с гармошкой и игрой частушек по праздникам. Об выступлениях на концертах с баяном многие даже не знают. Что-то подобное раньше наблюдалось и в истории гитары — до появления электрогитар мало кто мог представить её современный электронный звук и возможность играть такое число классических произведений (особенно это касается органной музыки).

Так выглядит гармошка

В заключении хочется сказать несколько слов о гармошках. Ныне они уже потеряли популярность, производится лишь десятка полтора моделей по всему миру. Разные модели имеют от одного до трёх рядов кнопок на правой клавиатуре. При растяжении мехов некоторых моделей одна кнопка издаёт звук одной высоты, а при сжатии — уже другой частоты. В России самой популярной является «хромка», большинство её экземпляров выпущено в Туле. Этот инструмент до предела прост — лишь три октавы чистых нот звукоряда (22 кнопки) и три наиболее используемых в игре полутона (соль-диез, ми-бемоль, соль-бемоль) на правой клавиатуре. Левая клавиатура представлена тремя рядами — мажорным, минорно-септакордным и басовым.

А что же тогда запатентовал в своё время Кирилл Демиан, если не аккордеон? Это был просто усовершенствованный им вариант гармошки… И само слово «аккордеон», разумеется. Точное же время появление первой гармошки остаётся неизвестным.

Кстати, вот ещё производитель: http://bayanjupiter.ru/. Как-нибудь себе куплю новый, а то старое бревно не может удовлетворить всех потребностей 🙁

P. S. Анекдот не в тему:

Уборщица ночного клуба, протирая микшеры и пульты, случайно попала в сотню лучших DJ России!

Музыкальный инструмент: Аккордеон

Путешествуя по миру музыкальных инструментов, не перестаешь удивляться его разнообразию. Но среди этого богатства есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. Когда слушаешь его звучание, сразу ассоциативно представляешь Париж, Монмартр, Елисейские поля - Франция и аккордеон неразделимы. Аккордеон завоевал любовь по всему миру, некоторые города даже признали его официальным инструментом. Но не все так гладко в истории аккордеона - в иных странах его запрещали, признавая пособником враждебной культуры, но он вновь победно возвращался и дарил слушателям истинное удовольствие и творческое вдохновение. Аккордеон, обладающий красотой, демократичностью, мобильностью и актуальностью, способен передавать всю палитру человеческих эмоций: и глубокую печаль, и безудержную радость.

Инструмент является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю аккордеона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Аккордеон, обладающий разнообразными художественными музыкально–выразительными средствами, имеет характерный, серебристый и приятно вибрирующий звук. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр. Наличие регистров, меняющих тембр, дает аккордеону возможность имитации звучания различных инструментов.

Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры.

Наличие меха – это ценнейшее качество аккордеона, при его помощи можно управлять и влиять на окраску тембра, делать звук мягким, прозрачным или, наоборот, жестким и грубоватым. Инструмент обладает необычайной динамической гибкостью - от нежнейшего пиано до пронзительного форте.

Фото :

Интересные факты:

  • Аккордеон опечень популярный инструмент во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.
  • В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.
  • В США первым исполнителем, внесшим весомый вклад в популяризацию инструмента, был граф Пьедро Дейро, которого называли «отцом аккордеона».
  • Джин фон Халберг, Эйб Голдман и Джо Бивиано - аккордеонисты, первыми выступившими в 1939 году в прославленном Карнеги-холл в Нью-Йорке.
  • Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии. Это немецкие марки: Horch, Hohner, Weltmeister, Barcarole, Firotti; итальянские марки: Scandalli, Pigini, Victoria, Bugari, ZeroSette, Borsini; в России это инструменты фирм: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «АККО».


  • Стоимость профессионального концертного аккордеона довольно высока и колеблется от 5 до 15 тысяч евро.
  • В разных странах мира аккордеон имеет разные названия: «Sun-Fin-Chin» в Китае, «баян» в России, «trekspill» в Норвегии и «Fisarmonica» в Италии.
  • Пик популярности инструмента, приходящийся на период с 1900-х по 1960-е годы, считается «Золотым веком аккордеона».
  • Копия «шена» - древнего китайского инструмента, прародителя аккордеона, хранится в США в музее Кастельфидардо.
  • Очень известные исполнители, такие как Билли Джоэл, Нил Даймонд, Джимми Вебб, Боб Дилан, а также музыкальные группы «Beatles», «Rolling Stones», «Emerson, Lake & Palmer», «Beach Boys» очень часто использовали аккордеон в своих музыкальных композициях.
  • Первые электронные аккордеоны были сконструированы в "Штатах" в сороковых годах прошлого века.
  • В американском городе Катати, штат Калифорния, имеется памятник аккордеону и аккордеонисту Дж. Боджио.
  • Некоторые думают, что пианисты, из-за схожести клавиатур, могут легко освоить аккордеон, но в действительности получается совсем наоборот, аккордеонисты быстрее учатся играть на фортепиано.
  • В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».


  • В городах Кастельфидардо (Италия), Клингенталь (Германия), Супер Иор-Делуси (США) и Москва (Россия) имеются музеи гармоник, представителем которых является аккордеон.
  • В Советском Союзе аккордеон, будучи весьма популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия и очень востребованным в джазовых коллективах А. Цфасмана, Л. Утесова, В. Кнушевицкого, в 50-годы был репрессирован вместе со словом джаз и саксофон.
  • Всемирно известная немецкая фирма "Weltmeister" находится в г. Клингентале, где третья часть жителей занята в производстве музыкальных инструментов. Многие из работников умеют играть на аккордеоне и состоят в оркестре, который с успехом гастролирует по странам Европы.

Конструкция


Аккордеон – это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более ста деталей. Он состоит из двух секций - левой и правой, соединенных между собой мехом.

1.Правая часть инструмента включает в себя коробку и гриф с клавиатурой как у фортепиано. В коробке находится правая дека, резонаторы, клапаны и регистры.

  • Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонаторов.
  • На резонаторы устанавливаются голосовые планки.
  • Клапаны открывают звуковые отверстия.
  • Регистры меняют тембр звука.

На правую коробку крепятся большие ремни, удерживающие инструмент на плечах исполнителя, а также решетка. Количество клавиш на грифе варьируется в зависимости от размера инструмента, на самом большом – 41.

2. Левая часть инструмента состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, вся механика и клавиатура для левой руки, насчитывающая 120 кнопок. Левая клавиатура содержит пять, а иногда шесть рядов: два ряда басы, а остальные - готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе находятся регистры, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

3. Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью и усиливается кожей и стальными накладками.

Вес концертного готово–выборного аккордеона достигает 15 кг.

Разновидности


Аккордеоны бывают двух типов: с клавишной и кнопочной клавиатурами.

  • Клавишная клавиатура - имеет форму клавиатуры фортепиано.
  • Кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке.

Кроме того, аккордеоны любого типа могут иметь различные системы аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово – выборная имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра.

Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических, до больших концертных.

  • Самый маленький аккордеон -1/2 - диапазон чуть больше двух октав, в основном применяется в учебных целях.
  • Аккордеон средних размеров - 3/4 - диапазон две с половиной октавы, применяется в учебных целях и любительском музицировании.
  • Аккордеон чуть больше среднего - 7/8 – диапазон три октавы, применяется для любительского музицирования.
  • Полный аккордеон – диапазон три с половиной октавы, применяется как концертный инструмент.

Применение и репертуар


Изначально применение аккордеона было ограничено лишь областью досуга. Его использовали повсюду, где люди хотели получать удовольствие и веселиться - в первую очередь народные празднества, а также варьете, дансинг, кабаре, уличные ресторанчики, мюзик-холлы, пикники. Позднее аккордеон стал незаменимым инструментом в танцевальной поп-музыке, джазе и зейдеко, а затем вышел на сцену как солирующий инструмент. Очень впечатляюще аккордеон звучит с симфоническим оркестром.

Необычайно эффектные в полном гармоническом великолепии произведения для аккордеона лучше всего удавались композиторам-исполнителям, среди которых: Р. Гальяно, Я. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, Ч. Маньянте, А. Фоссен, П. Дейро, Ч. Нунцио и другие. Однако, в связи с постоянным усовершенствованием конструкции, на инструменте сейчас без переложений можно исполнять произведения для фортепиано, челесты, клавесина, фисгармонии и органа. Прекрасно звучат на аккордеоне музыкальные шедевры величайших классиков: И.С. Баха , В.А. Моцарта, Н. Паганини , Л.В. Бетховена, И. Брамса , Ф. Листа, К. Дебюсси , Д. Верди, Ж. Бизе , Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова , А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского .

Произведения:

А. Пьяццолла «Libertango» - слушать

З. Абрау «Tico-Tico» - слушать

Выдающиеся исполнители


Богатая история аккордеонного исполнительства выделила целый ряд талантливейших музыкантов, которые своим творчеством внесли большой вклад в развитие инструмента. Особенно следует отметить эстрадных аккордеонистов: Я. Тирсена, Р. Вюртнера, Ш. Хуссонга, Г. Дейро, Д. Фоссена, Т. Анцелотти, К. Харада,К. Твида, В. Ковтуна, Ю. Дранга, П. Дранга, Р. Бажилина, Я. Табачника, С. Щуракова.

Яркие исполнительские звезды есть и у джазового аккордеона, это: М. Мэтьюз, Т. Гумино Л. Саш, Э. Феличе, А. ди Пиппо и Д. Эмбл.

Из всей плеяды талантливых исполнителей хочется особо выделить П. Дейро, П. Фроссини, Арт Ван Дамма и А. Пьяццоллу.

  • Пьетро Дейро – американский аккордеонист-виртуоз итальянского происхождения, внесший весомый вклад в популяризацию инструмента. В Нью–Йорке он создал штаб аккордеонного искусства, а затем основал Ассоциацию аккордеонистов, целью которой была активная пропаганда инструмента.
  • Пьетро Фроссини своим творчеством, эффектными и изящными композициями, значительно обогатил репертуар эстрадного аккордеона. Он первым записал исполнение на аккордеоне на звукозаписывающее устройство. Произведения П. Фроссини для аккордеона сегодня очень популярны и часто включаются в программы музыкантов по всему миру.
  • Арт Ван Дамм , признанный лучшим джазовым аккордеонистом, был настоящим мастером своего дела. За свою творческую жизнь Арт Ван Дамм совершил почти сорок гастрольных мировых турне.
  • Астор Пьяццолла - знаменитый аргентинский музыкант и композитор. Его сочинения, впитавшие в себя компоненты джаза и классики, представили слушателям танго совсем по-иному. Он придал аргентинскому народному танцу форму концертного произведения и вывел его на сценическую площадку. Более тысячи музыкальных произведений оставил А. Пьяццолла как свое творческое наследие, причем, будучи великолепным музыкантом, он сам исполнял свои композиции с разными коллективами.

История

История инструмента начинается с изобретения губной гармоники, прародителем которой является китайский священный инструмент шэн. В нем для создания звука использовались свободно вибрирующие язычки, вставленные в бамбуковые трубочки, которые прикреплялись к резонаторному корпусу. Шэн в Европу попал по торговым путям и там, в конце 18 века, начал свое кардинальное преобразование.

Поначалу органный мастер Ф. Киршник в1777 году в результате эксперимента изобрел язычковые планки, которые в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках.

В двадцатых годах 19 века берлинским музыкальным мастером Ф. Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов,были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент - губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение.

Однако мастер на этом не остановился и продолжал развивать свой камертон, приделав к нему мех. Но чтобы получить звучание одного определенного звука, мастер закрыл язычки клапанами, которые открывались над соответствующими голосами. Так постепенно у Ф. Бушмана получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, правда больше похожая на детскую игрушку.

Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был К. Домиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим - два разных полных аккорда - это было новаторством, которое впоследствии К. Домиан поспешил запатентовать в 1929 году. Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон.

Мастер, имевший исключительное право на изготовление новых инструментов, вместе с сыновьями налаживает их производство и продажу не только в Австрии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Аккордеон быстро становится известным.

Далее история аккордеона переносит нас в Италию, в небольшое местечко недалеко от Кастельфидардо. Странствующий монах остановился отдохнуть в доме сельского жителя Антонио Сопрани, достал странный музыкальный инструмент и стал на нем музицировать. Сын селянина Пауло очень заинтересовался невиданной диковиной и приобрел ее у паломника - инструмент был аккордеоном Домиана. Интуиция подсказала молодому человеку, что этим инструментом стоит заняться. Он собрал нескольких умельцев и в 1864 году открыл мастерскую по производству аккордеонов, которые потом продавались в близлежащих городах. Затем П. Сопрани переехал в Кастельфидардо и открыл там фабрику, на которой занимались не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так в 1897 году он запатентовал свое изобретение – извлечение готовых мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккордов на клавиатуре левой руки.

Аккордеон у итальянцев, где все любили петь и танцевать, быстро завоевал народную любовь. Популярность инструмента стремительно росла не только в Италии, но и в других европейских странах, там стремительно открывались фабрики по производству аккордеонов. Впоследствии инструмент вместе с эмигрантами переплыв Атлантический океан, прочно обосновался и на американском континенте.

На сегодняшний день аккордеон - сравнительно молодой инструмент, который продолжает свое развитие и активно борется за всенародное признание. Его красивый, мощный и разнообразно звучащий голос дарит слушателям огромное удовольствие. Довольно часто на телевизионных экранах мы можем видеть замечательных исполнителей, которые своим творчеством доказывают, что этот инструмент уникален.

Видео: слушать аккордеон

Баян (муз. инструмент) Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы ‒ до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь ). Басы ‒ в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды ‒ мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) ‒ имеются во всех тональностях. Предшественники Б. ‒ четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы ‒ до-диез третьей октавы ‒ постоянной, фа-диез второй ‒ фа большой октавы ‒ с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона .

А. М. Мирек.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Баян (муз. инструмент)" в других словарях:

    - … Википедия

    - (или боян), баяна, муж. (муз.). Музыкальный инструмент, большая гармоника со сложной системой ладов. (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в Слове о полку Игореве.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (по имени легендарного др. рус. певца сказителя Баяна (Бояна)) клавишно пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом… … Музыкальная энциклопедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Гусли - рус. струнный щипковый муз. инструмент горизонтального держания со струнами по всей ширине деки. Подразделяются на неск. видов: 1) Г. крыловидные (они же звончатые или яровчатые) имеют от 5 до 14 струн, настроенных диатонически, обычно в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к рые коренятся в языках и нек рых локальных условиях жизни, в т. ч. в их взаимодействии с соседними… … Музыкальная энциклопедия

    Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в… … Музыкальная энциклопедия

    Александр Сергеевич (24 X (5 XI) 1841, Калуга 24 VI (6 VII) 1896, Лигово, близ Петербурга) рус. муз. критик, теоретик и композитор. В 1862 окончил физико математич. ф т Петерб. ун та. Брал уроки по муз. теоретич. предметам у М. Л. Сантиса … Музыкальная энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

    До Великой Oкт. социалистич. революции муз. иск во казах. народа было представлено только нар. творчеством (песни и инстр. пьесы кюи). На муз. канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты)… … Музыкальная энциклопедия

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Я.Ф.Орланский-Титаренко с баяном конструкции Стерлигова. Осень 1907 г

Наталья Вороненко,заведующая отделом «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», кандидат
педагогических наук, член ИКОМ ЮНЭСКО(2008 г.).

В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна. Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах (клавесинах)

«Итальянский след»

Подобный аккомпанемент, используемый в гармонике, был запатентован в 1897 году известным итальянским мастером-изготовителем и владельцем фабрики гармоник Паоло Сопрани. Он впервые в Европе изготовил и запатентовал левую клавиатуру с валиковой механикой для получения различных готовых аккордов с помощью одних и тех же 12 хроматических звуков. Она соответствовала, по сути, той , которая используется и по сей день. Клавиатура была изготовлена известным итальянским мастером Маттиа Беральди, работавшим на фабрике Паоло Сопрани. В этом же патенте была впервые представлена конструкция трехрядной кнопочной правой клавиатуры, создателем которой (по данным французского исследователя Пьера Монишона) был итальянский мастер Раймондо Питанези. Модель этого инструмента была представлена впервые на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Мирвальд и Чулков

Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К. Мирвальдом в Германии.

Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием -сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.И. Тимирязеву на сконструированном и изготовленном им трехрядном хроматическом инструменте.

Баян П.Стерлигова

Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.

Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.

Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.

Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у ), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.

Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.

Готово-выборный баян С.Новикова

Почти одновременно с мастером Стерлиговым над разработкой и совершенствованием баяна петербургской системы работал мастер Сергей Захарович Новиков. Его инструменты считались наилучшими по качеству и были самыми дорогими. В 1912 году им был сконструирован уникальный готово-выборный баян с тремя клавиатурами, правая клавиатура была съёмной. По желанию артиста он мог пользоваться либо готовой клавиатурой (с басами и готовыми аккордами), либо выборной (одиночные звуки как и в правой клавиатуре). Такой баян позволял играть произведения мировой классики. Оригинал готово-выборного баяна, изготовленного в 1912 году мастером С.З.Новиковым, выставлен в экспозиции .

Развитие баяна после 1930-х годов

С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В.А.Колчин, Н.Д.Косоруков, Ю.К.Волкович, А.А.Сизов. Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире.

Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям.

Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства.



Планирование беременности