Кто такая Соня Мармеладова? Миссия Сонечки Мармеладовой (Достоевский Ф. М.) Характер сонечки мармеладовой

Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.

Биография

Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.

Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.

Характер

Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова - чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.

Смирение - вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.

Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.

Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.

Значение образа

Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез».

Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.

Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.

Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение - в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.

Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию - теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.

Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.

Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения - это теперь и его убеждения.

Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.

Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

В довольно мрачном романе Достоевского «Преступление и наказание» образ Сони Мармеладовой является тем самым «лучом света в темном царстве», который многие напрасно ищут в Катерине из «Грозы» Островского. Ведь именно в этой девушке, находящейся в самом низу общественной лестницы мы видим по-настоящему светлую душу.

С Сонечкой Мармеладовой читатель знакомится заочно – сначала о ней рассказал ее отец Семен Захарович Мармеладов – человек бесхарактерный и большой любитель спиртного. По его рассказу выходило, что Соня, будучи падчерицей его жены, росла ребенком кротким и безобидным. Но ей часто доставалось ни за что от мачехи. Некая Дарья Францевна, видя нелюбовь мачехи к старшей девочке, предложила ей продать ее девственность.

Родная мать, может быть, и не согласилась бы, но Катерина Ивановна думала в первую очередь о родных маленьких детях. В Соне она видела лишний рот, объедавший ее детей. Она заставила молоденькую девочку заниматься проституцией. Те же «добрые люди», которые толкнули Катерину Ивановну на это, не захотели потом жить рядом с девушкой-проституткой, и донесли в полицию. Соня получила желтый билет, и была вынуждена уйти из родительского дома. Она снимала комнату, и к родителям приходила в сумерки, чтобы передать какие-то деньги, лекарства, гостинцы.

Достоевский делает портрет Сони Мармеладовой, как девушки невысокого для своих лет роста, отчего она казалась младше своих лет, блондинки с бледным миловидным лицом и голубыми глазами. На людях она держалась всегда скромно, и даже выглядела напуганной. Лицо ее было маленькое, худенькое, и казалось неправильным с маленьким носиком и заостренным подбородком. Но ее живые глаза придавали лицу доброты и простодушия.

Почти все деньги, которые она получала от клиентов, она отдавала Катерине Ивановне. И было видно, что сама боялась съесть лишний кусок хлеба. Она недоедала в семье, пока выросла, она продолжала не доедать, уйдя из дома. Отсюда худоба в лице, маленький рост, фигура, напоминавшая девочку подростка. У нее оставались последние 30 копеек, может быть на еду, но и их забрал алкаш-папаша.

Даже осознавая, что от ее внешности зависит и то, какие у нее будут клиенты, она боялась купить себе приличный наряд. Все на ней было дешевым и поношенным.

Делая характеристику Сони Мармеладовой, многие восхищаются ее самопожертвованием. Да попробовала бы она не пожертвовать собой! Та же сама Катерина Ивановна заклевала бы ее. Бедной девочке с детства внушали, что она объедает несчастных малюток. Наверняка, эта самая Катерина Ивановна свое бессилие и злость вымещала на хрупкой беззащитной девочке. Отсюда у нее и взгляд запуганный, и робость в движениях. И если бы она не приносила бы деньги сама, так нашли бы ее и стали бы требовать, попрекая тем, что ее вырастили, от себя и своих детей отрывали, а она неблагодарная их бросила.

Так что самопожертвование Сони от ее детских страхов и комплексов. А сейчас Катерина Ивановна «восхищается» самопожертвованием Сони:

Достоевский устами Раскольникова упрекает старших Мармеладовых:

Соня искренне верит в Бога, и Родион даже опасался того, что она будет мучать его разговорами о вере и о Боге. Но она оказалась умной и тактичной девушкой. Внутренним своим чутьем она понимала, что не время, что ему эти разговоры не нужны, и потому не досаждала ему. Его неверие почувствовали каторжане, и даже были готовы убить его за безбожие.

Соня, может быть, впервые только от Раскольникова почувствовала по-настоящему доброе, человечное к себе отношение, и потянулась к нему всем сердцем. Она оказалась готовой отправиться за Родионом на каторгу, лишь бы не терпеть всеобщего к себе презрения со стороны окружающих в родном городе.

Соня оказалась способной и трудолюбивой девушкой. Освободившись от семейных пут и попреков, она вздохнула свободно, и в ней раскрылся талант модистки. В далеком сибирском городке она приобрела популярность у местных дам, стала неплохо зарабатывать. А через ее отношение с женами тюремных властей и Родиону делались послабления.

Соню полюбили и каторжане. За что? Родион не мог этого понять. Просто каторжане доверяли ей.

Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “худенькое и маленькое создание”. У нее было детское лицо, которое олицетворяло невинность и чистоту. Сонечка носила потрепанные вещи, но они отличались яркими расцветками и нелепыми украшениями. Вся ее одежда должна была привлечь будущих “клиентов”. На ней часто была смешная соломенная шляпа.

Характер Сони Мармеладовой

Характер Сонечки - сплошные противоречия. Она считает себя грешницей, которая не может быть в комнате с другими хорошими женщинами. Другие отзываются о ней, как доброй и трудолюбивой девушке. Героиня не может постоять за себя, ее постоянно унижают окружающие ее люди. Скромность и слабость перед людьми сочетается с огромной душевной силой. Софья Мармеладова - это и сильный духом человек. Она способна простить свою мачеху за испорченную жизнь, из-за любви к сводным братьям и сестрам, она идет продавать себя, а из-за любви к Родиону Раскольникову едет за ним на каторжные работы, и ждет проявления его любви.

Рис. 2. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Силу духа героиня воспитала благодаря вере в Бога, и тут вновь идет противоречие. Сонечка постоянно говорит о том, что надо жить по закону Божьему, но все равно занимается непотребными делами. Она не принадлежит себе, Соня полностью зависима от окружения. Самопожертвование - ее главная цель в жизни, она привыкла жить в зависимости от кого-то. Даже мачеха Сони, Катерина Ивановна говорит о том, что Сонечка готова отдать последнее платье и остаться босой, если это нужно человеку.

История Сони Мармеладовой в романе

Соня Мармеладова рано потеряла мать, ее воспитывал отец - чиновник Семен Захарович Мармеладов, и мачеха Катерина Ивановна. Мачеха была очень строга с маленькой Сонькой, но девушка к ней проявляет милосердие, не держит зла на нее. Долгое время Соня работала швеей, однако, это не приносило доход. Семен Захарович из-за пьянства теряет работу, и дочь вынуждена идти работать “по желтому билету”. Из-за своей непристойной работы она живет отдельно от родных. Работа приносит ей деньги, на которые она содержит отца, мачеху и троих детей Катерины Ивановны. Софья никогда не упрекает своих родных, что они не работают, а даже дает деньги отцу, чтобы тот сходил в трактир.

Рис. 3. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 год Все усилия Сони стали напрасны, когда Семен Захарович попадает под лошадь и погибает, Катерина Ивановна умирает от чахотки, а детей забирают в детский дом. Героине стало не для кого жить, и в это время ее возлюбленного Родиона Раскольникова отправляют на каторгу. Мармеладова едет за ним, и ее жизнь вновь становится значимой. На каторге она вспоминает профессию швеи и зарабатывает не только деньги, но и покровительство некоторых значимых людей в городе. Благодаря знакомствам Сонечки, Родиону Раскольникову дают легкие работы.Софья Мармеладова становится популярной в городе.

Важно! Софья Семеновна становится модисткой, то есть мастером по изготовлению головных уборов, платьев и белья.
Софья старается угодить всем:
  • Каторжникам она помогала отвечать на письма родственников, угощала их пирогами и калачами, проявляла сострадание.
  • Молодым девушкам она шила наряды для вечеров, а пожилым дамам давала советы по хозяйству.

Роль Сони Мармеладовой в романе

Софья Семеновна Мармеладова - противопоставление главному герою романа Родиону Раскольникову. Она считает, что никто, кроме Бога, не имеет права отбирать жизнь у человека, что идет в противовес теории о “тварях дрожащих и право имеющих”.

Рис. 4. "Преступление и наказание". Николай Каразин. 1893 Достоевский изначально отводил Соне второстепенную роль, но после развития сюжета, он через Соню опровергает теорию Раскольникова. Именно ее образ становится бессмертным, она олицетворяет мысли автора о христианской религии, людской доброте и душевной непорочности. Через героиню Раскольников понимает, что его теория - это не истина, и что благодаря любви к другим людям можно обрести счастье. Родион считает Соню единственным чистым человеком в его окружении, он постоянно ее жалеет, но не видит, что та влюблена в него. Ему сложно понять, почему она при такой сложной судьбе, после постоянных придирок со стороны мачехи остается отзывчивым человеком. Ее правда была основана на любви к людям, и на помощи ближнему. Раскольников только через семь лет понимает, какой широкой души Софья. Родион влюбляется в Соню, и только тогда понимает истинное счастье человека. Таким образом, жизненный путь Софьи Семеновны Мармеладовой - это путь одновременно порочной и святой женщины, которая через собственные страдания помогает найти другим людям свой истинный путь. В предложенном ниже видео вы можете ознакомиться с основными сюжетными моментами развития образа Сони Мармеладовой.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Планирование беременности