Невероятно правдивая история группы ленинград читать. Музыка для мужика

«Наша матушка Расия всему свету гала-ва!» - запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и казалось, по степи на тяжелых колесах покатилась сама глупость.

Антон Чехов

Летними вечерами - часов в шесть-семь-восемь, - когда средняя скорость человека превышает автомобильную, а в воздухе виснет стеклянная офисная усталость, Тверская улица становится особенно неинтересной. Глазу есть по чему скользить, но не на чем задержаться. Кругом все столь же ярко, сколь и нелюбопытно, исправно, но неудивительно. Побирушки со стажем привычно требуют свое, покинутые машины готовятся к принудительной эвакуации, малочисленные сектанты распевают нудные евангельские рок-н-роллы, понурым мавзолеем высится отель «Ритц-Карлтон», и кажется, что сама жизнь застыла в бессмысленном оцепенении. Застыла не без удовольствия.

Как раз таким летним вечером - часов в шесть-семь-восемь - на Тверскую выскочил невысокий бородатый человек в голубой рубашке. Он выбрался из машины, в которой больше не было никакого смысла, и пошел вверх по улице, по направлению к Пушкинской площади. В руке у человека был жбанчик «редбулла», а за шиворотом торчали два крупных флага Российской Федерации - такие могли бы висеть на домах в государственный праздник. Налетевший ветер делал их похожими на крылья, а их обладателя - на, соответственно, ангела. Человек покрикивал что-то про нанотехнологии и смеялся.

Хмельной пустяк неуловимым образом всколыхнул улицу. Машины зашевелились в своем неповоротливом потоке. Прохожие задвигались резче, завертели головами. Рассеянное внимание Тверской сошлось на точке всеобщего интереса, и эта точка быстрым шагом двигалась в мою сторону, пока не достигла арки Большого Гнездниковского переулка, где я и пожал человеку с крыльями свободную от «редбулла» руку.

Ходить по Тверской с пьяным да еще и окрыленным Сергеем Шнуровым было непросто, и я предложил ему укрыться от уличных почитателей в «Пушкине». Сев за стол, Шнуров первым делом потребовал стакан «Амаретто». «Амаретто» не оказалось. Пришлось ему взять какой-то равновеликой по мерзости клюквенной настойки (была у Шнурова эта страсть к диким напиткам, типа Asti Cinzano). Крылья по-прежнему торчали у него за спиной. В помещении они смотрелись неважно, пожухло, он это немедленно почувствовал и тут же затеял новую игру. Он попросил у официанта вазу и, вытащив наконец из-за спины свои штандарты, пояснил: «Цветочки поставить». Его послушали. Официант притащил огромную вазу, начал расставлять в ней то, что Шнуров нарек цветами. Происходящее стало очень похоже на финальную часть антониониевского «Фотоувеличения». (Я, надо сказать, уже как-то попадал в пространство этого фильма в связи с «Ленинградом» - несколько лет назад утащил с концерта черенок разбитого стратокастера.) После обеда Шнур настоял, чтобы я взял один из цветков домой. Я пробовал отмахнуться, но спорить с ним в таком состоянии, как правило, не имеет смысла.

Пробираясь между столиками с этим дурацким крылом-цветком, я думал о боевом искусстве наглядности, которым этот человек, будучи ангелом и пугалом в одном лице, овладел в совершенстве. Шнур всегда работал только с самыми очевидными и нескрываемыми вещами, будь то мат, алкоголь или вот знамя. Он умел создавать такие условия, при которых из ругательства получалась песня, из карточки для метро - медиатор, из флага - крыло, из телефонного зуммера - мелодия на миллион долларов, а из чужой музыки - собственная. Я бы не сказал, что он брал то, что плохо лежит. Наоборот. Секрет как раз и заключался в отсутствии секрета - Шнуров брал только то, что лежит очень и очень хорошо. Лишь то, на что имеет право каждый. Ну, как на флаг. Или на алкоголь. Или на мат. Шнуров, в сущности, ничего не изобрел. Но он дал всем этим простым и подручным вещам свою фамилию, обозначил биологическое родство и стал в некотором роде хозяином положения.

Дома я вытащил из кармана пухлую флэшку, обтянутую толстым слоем голубой резины, - Шнуров сунул мне новый альбом «Ленинграда». Спустя несколько месяцев он будет снабжен веселой растленной картинкой, разойдется под названием «Аврора» и станет своеобразным символом возрождения группы в ее первозданной прыти и дичи. Я начал слушать. Первой песней шла «Музыка для мужика».

На следующее утро я позвонил Шнурову и сказал, что «Музыка для мужика» - неплохое название для альбома (тогда он еще никак не назывался). Шнуров особого энтузиазма не выказал - он вообще редко вдохновлялся сторонними наблюдениями на собственный счет. Я подумал: «Тогда я забираю название себе».

Повертев флэшку в руках, я обнаружил, что на ней тоже изображен ангел. Он был улыбчивый, расписной и мордастый.

Действующие лица

Сергей Шнуров - лидер группы «Ленинград»

Игорь Вдовин - экс-вокалист группы «Ленинград»

Всеволод «Севыч» Антонов - перкуссионист группы «Ленинград»

Александр «Сашко» Привалов - экс-трубач группы «Ленинград»

Митя Борисов - ресторатор

Илья Бортнюк - промоутер, глава компании «Светлая музыка»

Андрей «Андромедыч» Антоненко - музыкант, аранжировщик

Алина Крупнова - продюсер

Стас Барецкий - поэт

Иван Дыховичный - кинорежиссер

Леонид Федоров - музыкант, лидер группы «АукцЫон»

Иван Лебедев - монтажер

Борис Гребенщиков - музыкант, лидер группы «Аквариум»

Алексей Зимин - журналист, главный редактор журнала «Афиша-Мир»

Дмитрий Ицкович - ресторатор, издатель

Егор Летов - музыкант, лидер группы «Гражданская оборона»

Роман Парыгин - трубач группы «Ленинград»

Митя Мельников - экс-барабанщик группы «Ленинград»

Юрий Сапрыкин - журналист, главный редактор журнала «Афиша»

Борис Хлебников - кинорежиссер Мартин Жак - музыкант, лидер группы The Tiger Lillies

Александр «Пузо» Попов - музыкант группы «Ленинград»

Михаил Ефремов - актер

Глеб Владиславлев - менеджер среднего звена

Алексей Казаков - журналист

Земфира Рамазанова - певица

Олег Гитаркин - музыкант, лидер группы Messerchups

Дмитрий «Демыч» Беляев - церковный сторож

Дмитрий Ткачев - журналист

Михаил Трофименков - журналист

Константин Мурзенко - актер, сценарист, кинорежиссер

Лида Федорова - промоутер

Ира Седова - арт-менеджер клуба «Китайский летчик»

Василий Уткин - спортивный обозреватель, телеведущий

Анна Черниговская - издатель

Андрей Карагодин - журналист, главный редактор журнала Gala

Гарик Осипов - музыкант, писатель, переводчик

Борис Симонов - хозяин музыкального магазина «Трансильвания»

Денис «Веич» Вейко - роуд-менеджер группы «Ленинград»

Дуня Смирнова - сценарист, режиссер, ведущая телепрограммы «Школа злословия»

Оксана Бычкова - кинорежиссер

Сергей «Обобо» Бакалов - фотограф

Евгений Лаврентьев - кинорежиссер

Алексей «Микшер» Калинин - барабанщик, перкуссионист группы «Ленинград»

Артемий Троицкий - журналист

Денис Рубин - первый директор группы «Ленинград»

Илья Ценципер - генеральный директор ЗАО «Афиша индастриз»

Дмитрий Ольшанский - журналист, главный редактор журнала «Русская жизнь»

Константин «Лимон» Лимонов - гитарист группы «Ленинград»

Паша Павлик - дизайнер

Денис «Кощей» Купцов - барабанщик группы «Ленинград»

Роман Грузов - журналист, художник, участник группы «Речники»

Ольга Сальникова - журналист

Роман «Ромеро» Фокин - экс-саксофонист группы «Ленинград»

Михаил Рябчиков - арт-директор клуба «Проект ОГИ»

Максим Семеляк

МУЗЫКА ДЛЯ МУЖИКА

Посвящается Юле

Данный релиз подготовлен специально для официального фан-сайта группы Ленинград - Шнур.ТВ

Вместо пролога

«Наша матушка Расия всему свету гала-ва!» - запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и казалось, по степи на тяжелых колесах покатилась сама глупость.

Антон Чехов

Летними вечерами - часов в шесть-семь-восемь, - когда средняя скорость человека превышает автомобильную, а в воздухе виснет стеклянная офисная усталость, Тверская улица становится особенно неинтересной. Глазу есть по чему скользить, но не на чем задержаться. Кругом все столь же ярко, сколь и нелюбопытно, исправно, но неудивительно. Побирушки со стажем привычно требуют свое, покинутые машины готовятся к принудительной эвакуации, малочисленные сектанты распевают нудные евангельские рок-н-роллы, понурым мавзолеем высится отель «Ритц-Карлтон», и кажется, что сама жизнь застыла в бессмысленном оцепенении. Застыла не без удовольствия.

Как раз таким летним вечером - часов в шесть-семь-восемь - на Тверскую выскочил невысокий бородатый человек в голубой рубашке. Он выбрался из машины, в которой больше не было никакого смысла, и пошел вверх по улице, по направлению к Пушкинской площади. В руке у человека был жбанчик «редбулла», а за шиворотом торчали два крупных флага Российской Федерации - такие могли бы висеть на домах в государственный праздник. Налетевший ветер делал их похожими на крылья, а их обладателя - на, соответственно, ангела. Человек покрикивал что-то про нанотехнологии и смеялся.

Хмельной пустяк неуловимым образом всколыхнул улицу. Машины зашевелились в своем неповоротливом потоке. Прохожие задвигались резче, завертели головами. Рассеянное внимание Тверской сошлось на точке всеобщего интереса, и эта точка быстрым шагом двигалась в мою сторону, пока не достигла арки Большого Гнездниковского переулка, где я и пожал человеку с крыльями свободную от «редбулла» руку.

Ходить по Тверской с пьяным да еще и окрыленным Сергеем Шнуровым было непросто, и я предложил ему укрыться от уличных почитателей в «Пушкине». Сев за стол, Шнуров первым делом потребовал стакан «Амаретто». «Амаретто» не оказалось. Пришлось ему взять какой-то равновеликой по мерзости клюквенной настойки (была у Шнурова эта страсть к диким напиткам, типа Asti Cinzano). Крылья по-прежнему торчали у него за спиной. В помещении они смотрелись неважно, пожухло, он это немедленно почувствовал и тут же затеял новую игру. Он попросил у официанта вазу и, вытащив наконец из-за спины свои штандарты, пояснил: «Цветочки поставить». Его послушали. Официант притащил огромную вазу, начал расставлять в ней то, что Шнуров нарек цветами. Происходящее стало очень похоже на финальную часть антониониевского «Фотоувеличения». (Я, надо сказать, уже как-то попадал в пространство этого фильма в связи с «Ленинградом» - несколько лет назад утащил с концерта черенок разбитого стратокастера.) После обеда Шнур настоял, чтобы я взял один из цветков домой. Я пробовал отмахнуться, но спорить с ним в таком состоянии, как правило, не имеет смысла.

Пробираясь между столиками с этим дурацким крылом-цветком, я думал о боевом искусстве наглядности, которым этот человек, будучи ангелом и пугалом в одном лице, овладел в совершенстве. Шнур всегда работал только с самыми очевидными и нескрываемыми вещами, будь то мат, алкоголь или вот знамя. Он умел создавать такие условия, при которых из ругательства получалась песня, из карточки для метро - медиатор, из флага - крыло, из телефонного зуммера - мелодия на миллион долларов, а из чужой музыки - собственная. Я бы не сказал, что он брал то, что плохо лежит. Наоборот. Секрет как раз и заключался в отсутствии секрета - Шнуров брал только то, что лежит очень и очень хорошо. Лишь то, на что имеет право каждый. Ну, как на флаг. Или на алкоголь. Или на мат. Шнуров, в сущности, ничего не изобрел. Но он дал всем этим простым и подручным вещам свою фамилию, обозначил биологическое родство и стал в некотором роде хозяином положения.

Дома я вытащил из кармана пухлую флэшку, обтянутую толстым слоем голубой резины, - Шнуров сунул мне новый альбом «Ленинграда». Спустя несколько месяцев он будет снабжен веселой растленной картинкой, разойдется под названием «Аврора» и станет своеобразным символом возрождения группы в ее первозданной прыти и дичи. Я начал слушать. Первой песней шла «Музыка для мужика».

На следующее утро я позвонил Шнурову и сказал, что «Музыка для мужика» - неплохое название для альбома (тогда он еще никак не назывался). Шнуров особого энтузиазма не выказал - он вообще редко вдохновлялся сторонними наблюдениями на собственный счет. Я подумал: «Тогда я забираю название себе».

Повертев флэшку в руках, я обнаружил, что на ней тоже изображен ангел. Он был улыбчивый, расписной и мордастый.

Действующие лица

Сергей Шнуров - лидер группы «Ленинград»

Игорь Вдовин - экс-вокалист группы «Ленинград»

Всеволод «Севыч» Антонов - перкуссионист группы «Ленинград»

Александр «Сашко» Привалов - экс-трубач группы «Ленинград»

Митя Борисов - ресторатор

Илья Бортнюк - промоутер, глава компании «Светлая музыка»

Андрей «Андромедыч» Антоненко - музыкант, аранжировщик

Алина Крупнова - продюсер

Стас Барецкий - поэт

Иван Дыховичный - кинорежиссер

Леонид Федоров - музыкант, лидер группы «АукцЫон»

Иван Лебедев - монтажер

Борис Гребенщиков - музыкант, лидер группы «Аквариум»

Алексей Зимин - журналист, главный редактор журнала «Афиша-Мир»

Дмитрий Ицкович - ресторатор, издатель

Егор Летов - музыкант, лидер группы «Гражданская оборона»

Роман Парыгин - трубач группы «Ленинград»

Митя Мельников - экс-барабанщик группы «Ленинград»

Юрий Сапрыкин - журналист, главный редактор журнала «Афиша»

Борис Хлебников - кинорежиссер Мартин Жак - музыкант, лидер группы The Tiger Lillies

Александр «Пузо» Попов - музыкант группы «Ленинград»

Михаил Ефремов - актер

Глеб Владиславлев - менеджер среднего звена

Алексей Казаков - журналист

Земфира Рамазанова - певица

Олег Гитаркин - музыкант, лидер группы Messerchups

Дмитрий «Демыч» Беляев - церковный сторож

Дмитрий Ткачев - журналист

Михаил Трофименков - журналист

Константин Мурзенко - актер, сценарист, кинорежиссер

Лида Федорова - промоутер

Ира Седова - арт-менеджер клуба «Китайский летчик»

Василий Уткин - спортивный обозреватель, телеведущий

Анна Черниговская - издатель

Андрей Карагодин - журналист, главный редактор журнала Gala

Гарик Осипов - музыкант, писатель, переводчик

Борис Симонов - хозяин музыкального магазина «Трансильвания»

Денис «Веич» Вейко - роуд-менеджер группы «Ленинград»

Дуня Смирнова - сценарист, режиссер, ведущая телепрограммы «Школа злословия»

Оксана Бычкова - кинорежиссер

Сергей «Обобо» Бакалов - фотограф

Евгений Лаврентьев - кинорежиссер

Алексей «Микшер» Калинин - барабанщик, перкуссионист группы «Ленинград»

Артемий Троицкий - журналист

Денис Рубин - первый директор группы «Ленинград»

Илья Ценципер - генеральный директор ЗАО «Афиша индастриз»

Дмитрий Ольшанский - журналист, главный редактор журнала «Русская жизнь»

Константин «Лимон» Лимонов - гитарист группы «Ленинград»

Паша Павлик - дизайнер

Денис «Кощей» Купцов - барабанщик группы «Ленинград»

Роман Грузов - журналист, художник, участник группы «Речники»

Ольга Сальникова - журналист

Роман «Ромеро» Фокин - экс-саксофонист группы «Ленинград»

Михаил Рябчиков - арт-директор клуба «Проект ОГИ»

Николай Охотин - сотрудник клуба «Проект ОГИ»

Станислав Ф. Ростоцкий - кинокритик

Светлана «Колибаба» Шестерикова - певица

Андрей Васильев - журналист, главный редактор газеты «КоммерсантЪ»

Ник Рок-н-ролл - музыкант

Анна Маграчева - подруга группы

Андраш Фэкете - фотограф

Вера Рейнхат - жена Севыча

Маша Федоренко - музыкант

Сергей Стишов - владелец трэвел-агентства в Гоа

Григорий Зонтов - саксофонист группы «Ленинград»

Марфа Хромова-Борисова - корректор

Андрей Денисов - журналист

Андрей «Дед» Кураев - бас-гитарист группы «Ленинград»

Илья «Пианист» Рогачевский - клавишник группы «Ленинград»

Дмитрий Степанов - издатель журнала «Афиша»

Матильда Мозговая - журналист

Глава первая

В тот день Ник Кейв потребовал себе героин в гримерку Дома культуры имени Горбунова, его тогдашний гитарист Бликса Баргельд изобразил подобие чечетки на крыше чужого «мерседеса», припаркованного у клуба «Четыре комнаты», а я впервые услышал о существовании группы «Ленинград».



Планирование беременности