Первые русские князья: Рюрик. Приход рюрика на русь

Своего рода биографом Рюрика в этот период выступил митрополит Спиридон, получивший назначение в 1476 г. в Киевскую митрополию. Написанное им в 90-летнем возрасте «Послание о Мономаховом венце» излагает генеалогию русских и московских князей в общемировом контексте и представляет самого Рюрика потомком римского императора Августа. Вот как Спиридон описывает призвание Рюрика на Русь:

«Август же начят ряд покладати на вселеную. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; и Агусталиа, брата своего, Александрии властодержьца постави; и Киринея Сирии властодержъца положи; и Ирода Антипатрова от Аманит за многия дары и почтениа постави царя еврейска в Ерусалиме; а Асию всю поручи Евлагерду, сроднику своему; и Илирика, брата же своего, постави в повершиа Истра; и Пиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричютца Угрове; и Пруса в березех Вислы реки в град, глаголемый Морборок, и Торун, И Хвоиница, и пресловы Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселися ту Прус многими временны лет, пожит же до четвертаго рода по колену племена своего; и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля. И сиа о сих.

И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: "Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода". Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некое го князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик.

И от великого князя Рюрика четвертое колено князь великий Володимер, просетивый землю Русскую святым крещением, нареченный в святом крещении Василие. И от него четвертое колено князь велики Владимир Всеволодичь».

В этом рассказе опального киевского митрополита фантастично все - Август у него назван братом Юлия Цезаря , наследование (раздача земель) идет по горизонтальной традиции (от старшего брата к младшему), сами наследники целиком вымышленные персонажи, кроме Ирода , современника Августа. По словам Спиридона, Рюрик происходит из рода Пруса, а Прус был одним из родственников Августа, получивший из его рук землю. Прус здесь, конечно же, немец, образованный от Пруссии. Выше мы уже говорили, что варяги имели разное происхождения и могли быть и прусами, и англами, и свеями.

Современными историками выдвигалась гипотеза о том, что средневековые книжники и, в частности, Спиридон «польстились» на созвучие названий «Русь» и «Прусссия» и сделали заключение, что Русь произошла от Пруса. Кроме этого, Пруссия идеально расположена на севере Европейской равнины, а варяги - норманны - викинги пришли именно с севера.

Историки полагают, что труд Спиридона послужил источником для «Сказания о князьях Владимирских», написанном в первой трети XVI в. Легенда о призвании Рюрика на царство и его генеалогия в «Сказании...» идентичны «Посланию...» митрополита Спиридона. В эпоху Ивана Грозного эта версия о происхождении Рюриковичей становится канонической и единственно верной. Примеру Великих князей последовали и аристократы, которые начали выводить свои рода от заграничных предков, приехавших на Русь, как однажды варяги. Интереснейшие генеалогические истории записаны в «Бархатной книге» русского дворянства. Отделить правду от вымысла в них, конечно, не представляется возможным за отсутствием каких бы то ни было письменных свидетельств.

В дальнейшем летописании, в частности в Воскресенской летописи, Прус становится не просто родственником, но братом Августа, а Рюрик его прямым потомком в 14 колене.

Имя Рюрика носил первый известный истории русский князь. Биографические сведения о нем летописей довольно скудны.

Древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) впервые упоминают о Рюрике в рассказе за 862 год о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей – восстании, окончившемся изгнанием варягов. Освободившиеся племена начали управляться самостоятельно, но «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя – и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Новгородская летопись рассказ об изгнании варягов и посольстве к ним приводит наряду с другими известиями 854 г., с неопределенным дополнением, что эти события произошли во времена княжения в Киеве Кия, Щека и Хорива . Отсутствует в Новгородской первой летописи и объяснение племенного имени варягов – Русь.

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

В ответ на предложение отправленного к варягам посольства (призвание варягов) три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор – с родичами своими отправились в путь. Летописи по-разному говорят о месте, куда прибыли эти варяжские князья , и о том, где остановился Рюрик, старший из них. Ипатьевская летопись и некоторые списки Лаврентьевской повествуют, что Рюрик основал город Ладогу и сел там княжить, тогда как Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов-руси получила название Русская земля». Однако по утверждению Троицкого списка Лаврентьевской летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде. Новгородская первая летопись рассказывает, что в Новгород с сильной дружиной вначале пришли все три брата. Те своды, которые считают, что Рюрик вначале обосновался в Ладоге, рассказывают: через два года оба брата его умерли, и он, пойдя к озеру Ильмень, срубил над рекой Волхов город, назвав его Новгородом.

Ранние летописи дают очень мало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика. Известно только, что Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). Рюрик имел сына Игоря , который в год его смерти (879) был ещё очень мал. По этой причине Рюрик поручил вести княжеские дела, до того как вырастет Игорь, своему родственнику (племяннику?) Олегу .

Прибытие Рюрика в Ладогу. Художник В. Васнецов

Эти скудные данные о Рюрике поздние летописи дополняют новыми подробностями. По словам Густынской и Воскресенской летописей, совет послать за мудрым мужем в прусскую землю дал новгородцам старейшина Гостомысл. Они пошли в прусскую землю, нашли там князя Рюрика, происходившего, якобы, от рода римского императора Августа , и умолили его идти княжить к ним. Происхождение Рюрика от Октавиана Августа положено в основу целого ряда древних княжеских родословных. По словам Никоновского летописного свода, ильменские славяне (новгородцы), меря и кривичи не сразу послали за князем к варягам. Поначалу думали избрать его из своих или призвать от хазар, полян, с Дуная. Когда же посланные пришли к варягам, те сначала не хотели идти княжить к ним, «боясь звериного их обычая и нрава», однако потом на это всё же согласились Рюрик и два его брата. Спустя два года после того, как Рюрик сел в Новгороде (6372 год по старому летоисчислению, 864 год по новому), новгородцы, призвавшие его, забунтовали и, много пострадав от него, стали говорить, что не хотят дальше быть рабами варягов. Рюрик, по той же Никоновской летописи, жестоко расправился с недовольными, убив их вождя Вадима и многих его сторонников. Спокойствие не водворилось и после смерти бездетных Синеуса и Трувора. Согласно Никоновской летописи, и в 867 году много новгородцев бежало от Рюрика в Киев.

Князь Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Некоторые поздние летописные своды (например, Воскресенский) рассказывают, что Рюрик не был миролюбив и по отношению к соседям. Едва утвердившись в Новгороде, он «начал воевать повсюду». В одном позднем летописном сборнике есть рассказ о посылке Рюриком в 866 году воеводы Валета для завоевания Карелии, причем и сам Рюрик будто бы спустя 13 лет умер в этой войне. Согласно большинству летописей, Рюрик умер в 879 году, однако один из списков (Ермолинский) датирует его кончину десятью годами ранее.

Сказание летописи о первых русских князьях и о Рюрике породило в русской исторической науке, так называемый «варяжский» вопрос. Споры вокруг него продолжаются по сей день. Имеется много теорий, по-разному объясняющих начало «Русской земли», но ни одна из них до сих пор целиком не возобладала над другими.

Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году , а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.

Фигура Рюрика является одной из самых ключевых и загадочных в российской истории. Именно он положил начало государственности восточных славян. Достоверных фактов об этом князе известно немного. Исследователи до сих пор спорят о том, откуда он был родом.

Призвание варягов в Новгород

В IX веке многочисленные племенные союзы славян и финнов находились в зависимости от варягов - германских язычников, живших на Скандинавском полуострове. На короткий период им удалось изгнать интервентов и прекратить выплачивать дань. Однако местные племена тут же начали воевать между собой. Мир мог начаться только при появлении легитимной власти.

Важнейшим источником по эпохе Рюрика является Именно она содержит сведения о том, что союз ильменских словен, мери и кривичей предложил ему княжить в Новгороде. Случилось это в 862 году.

Устраивала всех. Этот человек был компромиссной фигурой. Князь из-за моря не был ставленником или сторонником какой-то группировки. Некоторые источники свидетельствуют о том, что новгородцы и их соседи рассматривали самые разные кандидатуры: от хазар до полян. Тем не менее выбор пал именно на варяга (то есть викинга).

Рюрик и его братья

Делегация славян отправилась за море. Рюрик также взял с собой двух своих братьев: Синеуса (правил на Белоозере) и Трувора (отправился в Изборск). Когда они умерли, их наделы вновь перешли к новгородскому князю. Биография Рюрика до его появления на Руси практически неизвестна и по большей части основана на догадках. Тем не менее есть точные сведения о том, что у него была своя собственная дружина. Именно она стала опорой новой власти и обеспечивала порядок в новгородской земле. В обмен на защиту населения князь получил право собирать налоги.

Интересно, что некоторые источники противоречат друг другу в том, где же на самом деле правил Рюрик. Например, говорит о том, что его первой резиденцией была Ладога. В Новгороде князь появился только после смерти двух своих младших братьев. Кроме того, под его властью оказались земли кривичей, главным городом которых был Полоцк. На востоке этого государства оказались финские племена. Они жили в Ростове, Муроме и соседних землях.

Правление

Биография Рюрика в качестве князя Новгорода не отличалась яркими событиями. Единственным исключением можно считать волнения в столице, когда жители, недовольные правлением варяга, восстали против него в 864 году. Их предводителем был Он и его главные соратники были убиты Рюриком. Из-за обрывочности и неполноты сведений об этих волнениях некоторые историки или считают их вымыслом, или связывают с более поздними событиями. повествующая о восстаниях новгородцев против власти варягов, была составлена в XVI веке и, конечно, могла быть недостоверной. Этот эпизод является ярким примером того, насколько биография Рюрика туманна и мало изучена.

Он скончался в 879 году, оставив единственного сына Игоря. Власть в Новгороде перешла к Олегу - или родственнику, или соратнику Рюрика. Новый князь был регентом при подрастающем наследнике. Уже через три года Олег захватил Киев, куда перенес свою столицу. Позже там правил Игорь и его потомки. Так возникло древнерусское государство, князьями которого были представители Последний ее представитель - Федор - скончался в 1598 году, будучи московским царем.

Происхождение

Князь Рюрик, краткая биография которого вызывается ожесточенные споры, не был зафиксирован в летописях и других документах до его призвания славянами. Исследователи часто ассоциируют его с викингами. Чаще всего в научной литературе упоминаются датчане или шведы, к которым мог принадлежать новгородский князь Рюрик (862-879). Биография этого конунга туманна, что плодит многочисленные гипотезы о его происхождении.

Норманнская теория

В древнерусских источниках в описании Рюрика используется слово «варяг», что указывает на его скандинавское или нормандское происхождение. В IX веке жители этих регионов будоражили всю христианскую Европу своими беспощадными набегами. Некоторые из них захватывали земли на континенте и встраивались в общую феодальную систему, попутно принимая христианство.

Многие историки считают, что Рюрик - это Рёрик Ютландский. Это был известный датский конунг. Он воевал с Каролингами за Фризию. Возможно, он также некоторое время был вассалом франкского государя, так как при нем чеканились монеты с изображением Лотаря. В конце 50-х годов он пытался завладеть Ютландией, но неудачно. Чуть позже воевал с западными славянами-вендами, проживавшими на южном побережье Балтийского моря. Сторонники идеи о том что Рюрик - это Рёрик, в качестве аргумента своей правоты приводят тот факт, что в западных летописях упоминания об этом конунге пропадают примерно с той даты, когда варяг стал править в Новгороде. Эта гипотеза остается недоказанной и часто становится предметом споров. Рюрик, краткая биография которого почти неизвестна, даже не имеет документально подтвержденной могилы.

Славянская и прибалтийская теории

Существуют теории о том, что варягами, призванными на Русь, были названы представители западнославянского племени вагров. Если это так, то князь Рюрик, биография которого не опровергает и не доказывает эту версию, возможно, был далеким соплеменником жителей Новгорода.

Еще одно близкое предположение к этой теории сделал великий русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал Рюрика выходцем из пруссов - балтского народа, жившего на территориях нынешних Польши и Литвы. В преданиях онемеченных славян из тех же земель остались сказания о трех братьях, призванных в далекий Новгород. Это были ободриты, представителем которых мог являться князь Рюрик. Краткая биография этого человека не позволяет в точности определить его этническую принадлежность. Кроме того, сложно вычислить год его рождения.

Рюрик - первый русский князь, его существование подтверждают древние летописи. Биография Рюрика (862-879 годы жизни описываются в различных источниках) доподлинно неизвестна, и это порождает много версий о его происхождении и событиях, в которых он участвовал.

Летописные сведения

Разветвление рода Рюриков началось после смерти Владимира и усилилось после Ярослава Мудрого. Князья выделяли вотчины и наделы своим сыновьям, а между ними вспыхивали войны за первенство и право на престол. В своих войнах и разделах они едва не упустили все русские земли в период монголо-татарского ига и многочисленных набегов соседствующих государств. Род Рюрика дал многочисленное потомство, позднее ставшее основателями громких дворянских фамилий.

Версии происхождения

Есть множество версий, откуда появился князь Рюрик. Краткая биография и скудные сведения дают возможность историкам, лингвистам проявлять фантазию, опираясь на обрывки фраз, пространные или профессиональные трактовки древних источников и собственные знания. Варианты происхождения:

  • Скандинавское. В пользу версии приводится созвучие с именем скандинавского правителя Рёрика Ютландского, несколько интерпретаций надписей на камнях с сопки Шуй, датируемых теми же годами, когда Рюрик правил в Новгороде.
  • По еще одной версии, род варягов, из которых вышел Рюрик, французского происхождения, а, следовательно, полное имя русского правителя Рюрик Фрисландский.
  • Балтийское происхождение. Некоторые ученые утверждают, что Рюрик происходит от народности, заселявшей остров Руян (ныне Рюген). В пользу версии говорит история о том, что Рюрик пришел на Русь через Ладогу.
  • Славянское происхождение. При изучении «Повести временных лет» становится понятно, что между князьями из варягов и древними народностями Руси нет языковых отличий, все понимали друг друга без переводчика, названия древних городов понятны и сегодня - Белоозеро, Ладога, Новгород и т. д. Гумилев утверждал, что варяги - это не этнос, а профессия. В той же летописи есть фраза: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска». Т. е. получается, что новгородцы - славяне, а значит, и варяги тоже славяне.

Приведенный список версий происхождения первого русского князя далеко не полный. На право называться страной, из которой вышел правитель, претендуют шведы, германцы и прочие народы Европы. Историческая наука не пришла к единому мнению о происхождении Руси и появлении князей, споры ведутся постоянно, и, наверное, не затихнут даже после появления на свет нового документа. За давностью лет проследить с точностью, какова была биография Рюрика, не представляется возможным, к тому же многими историками ставится вопрос: а был ли Рюрик?



Планирование беременности