Первый писатель нобелевская премия. Список лауреатов нобелевской премии по литературе

Правообладатель иллюстрации Getty Images

"…а еще одна часть пойдет тому, кто создаст в области литературы самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении..."

Из завещания Альфреда Нобеля

Лауреата Нобелевской премии по литературе определяет Шведская академия. Она была основана в 1786 году королем Густавом III для "изучения и упорядочивания шведского языка и словесности".

Нобелевская премия по литературе в цифрах

премий по литературе с 1901 по 2014 годы

    13 женщин стали лауреатами

    4 раза премия была разделена между двумя кандидатами

    42 года было самому молодому лауреату

    64 года средний возраст лауреата на день объявления премии

Нобелевский комитет

В уставе Нобелевского комитета говорится, что "литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность".

Требования к произведениям, представленным на Нобелевскую премию, были несколько ослаблены в последнее время. И теперь могут рассматриваться не только произведения, написанные за последний год, но и более ранние работы того же автора, если "их значимость не была оценена до недавнего времени".

Что же имел в виду Альфред Нобель?

Если с физикой, химией и медициной более-менее понятно, то литература, во-первых, не является наукой, а во-вторых, ее трудно загнать в жёсткие рамки объективных критериев.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Шведская академия долго не могла решить, что же имел в виду Альфред Нобель под "идеализмом"

Шведская академия в своем выборе связана не только общими рамками устава Нобелевского фонда (работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству), но и отдельным замечанием Нобеля о том, что литературное произведение должно предоставлять это благо в "идеалистическом направлении".

Оба критерия являются достаточно туманными, особенно второй, который вызвал немало споров. Что именно имел в виду Нобель под идеализмом? Проследить историю того, как менялась интерпретация завещания Нобеля Шведской академией, очень сложно, потому что, согласно уставу фонда, вся документация и переписка должны храниться в секрете 50 лет.

Современная интерпретация завещания все-таки придерживается той точки зрения, что под идеализмом Нобель имел в виду не идеалистическое направление в литературе, а, скорее идеальное исполнение, язык и стиль произведения, которые делают его выдающимся.

От европейского идеализма к литературе всего мира

На первой стадии существования Нобелевской премии по литературе (1901-1914) главное внимание уделялось именно идеализму, как литературному течению. Поэтому Нобелевскими лауреатами стали британец Редъярд Киплинг и немец Пауль Хейзе, но не Лев Толстой.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Из-за сложностей в интерпретации завещания Альфреда Нобеля Редъярд Киплинг стал лауреатом Нобелевской премии, а Лев Толстой - нет

В 20-х годах XX века Академия отошла от узкого определения идеализма, и перешла к произведениям и авторам, которых отличали идеи "широкого гуманизма". На этой волне Нобелевскими лауреатами стали Анатоль Франс и Бернард Шоу.

В 30-е годы предпочтения стали отдаваться писателям, которые в соответствии с "благом для всего человечества" описывали жизнь современного общества со всеми плюсами и минусами. Так первым Нобелевским лауреатом по литературе стал Синклер Льюис.

После Второй мировой войны произошла очередная смена направлений, и особую популярность приобрели кандидаты, "проложившие новые пути" в литературе. Такими пионерами стали, например, Герман Гессе и Сэмюэл Беккет.

Правообладатель иллюстрации Istock Image caption Шведская академия стремится отойти от европейских авторов, и сделать премию по-настоящему всемирной

В последние годы Шведская академия стала уделять внимание малознакомым авторам из стран всего мира, чтобы сделать Нобелевскую премию по литературе как можно более универсальной.

Добровольно и по принуждению

За всю историю существования нобелевской премии по литературе от нее отказывались всего дважды.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Борису Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии

Первым в 1958 году Борис Пастернак сначала согласился ее принять, но потом отказался из-за давления со стороны советских властей.

Вторым в 1964 году Нобелевскую премию отклонил Жан-Поль Сартр, который на протяжении всей жизни последовательно отвергал любые официальные знаки признания.

Нобелевская премия по литературе является единственной, в которой ни один кандидат не получал ее дважды.

А важен ли язык?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Насколько важно для Нобелевской премии, чтобы произведение было написано на широко распространенном языке?

Альфред Нобель обратил особое внимание на то, что кандидаты на литературную премию не должны выбираться исключительно из Скандинавских стран или Европы.

Представьте масштаб работы, который свалился на членов Шведской академии, которые как-то должны были ознакомиться с литературными произведениями по всему миру?

Нобелевскую премию по литературе неоднократно упрекали в том, что она слишком "европейская". Но в 1984 году Шведская академия заявила, что сделает все возможное, чтобы премия действительно охватывала писателей во всем мире.

Английский лидирует с большим отрывом

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Большинство произведений Нобелевских лауреатов написаны на английском языке

На первом месте среди лауреатов литературной премии идут англоязычные писатели (27), за ними следуют французы (14), немцы (13) и испанцы (11).

Россия находится на седьмом месте с пятью Нобелевскими лауреатами.

Премия и жанры

Среди литературных жанров абсолютным лидером является проза (77), затем идет поэзия (33), драматургия (14), литературные и философские эссе (3) и исторические труды (2).

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Уинстон Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе за выдающееся ораторское искусство и исторические труды

Лауреатом Нобелевской премии по литературе как раз за историческое сочинение стал британский премьер Уинстон Черчилль в 1953 году. В обосновании присуждения премии говорилось буквально следующее: "за мастерство в исторических и биографических описаниях, также как и за блестящее ораторское искусство, защищающее благородные человеческие ценности".

Лучшее у лучших

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за "Тихий Дон"

Хотя Шведская академия стремится все-таки оценивать все произведения авторов, в девяти случаях указывалась конкретное литературное произведение, удостоенное Нобелевской премии.

В этом списке Михаил Шолохов с "Тихим Доном", Джон Голсуорси с "Сагой о Форсайтах", Томас Манн с "Будденброками" и Эрнест Хемингуэй со "Стариком и морем".

Литературная медаль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Медаль Нобелевской премии по литературе

На всех Нобелевских медалях на аверсе отчеканено изображение Альфреда Нобеля, а на реверсе – аллегория соответствующих науки или искусства.

На медали по литературе изображен юноша, сидящий под лавровым деревом. Он вдохновенно слушает и записывает то, что ему говорит муза.

Надпись по латыни гласит: "Inventas vitam juvat excoluisse per artes". Эта строка взята из поэмы Вергилия "Энеида" и в приблизительном переводе звучит примерно так: "И те, кто улучшили жизнь на Земле своим вновь обретенным мастерством".

Медаль была создана шведским скульптором Эриком Линдбергом.

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).


Нобелевский комитет долго хранит молчание по поводу своей работы, и только через 50 лет открывает информацию о том, как присуждалась премия. Второго января 2018 года стало известно, что в числе 70 кандидатов на Нобелевскую премию по литературе 1967 года был Константин Паустовский.

Компания подобралась очень достойная: Сэмюэль Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Ясунари Кавабата, Грэм Грин, Уистен Хью Оден. Премию в том году Академия присудила гватемальскому писателю Мигелю Анхелю Астуриасу «за его живые литературные достижения, глубоко укорененные в национальных чертах и традициях коренных народов Латинской Америки».


Имя Константина Паустовского предложил член Шведской академии Эйвинд Юнсон, однако Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру с формулировкой: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Трудно сказать, о каких «естественных причинах» идёт речь. Остаётся только привести известные факты.

В 1965 году Паустовский уже выдвигался на Нобелевскую премию. Это был необычный год, потому что среди номинантов на премию оказалось сразу четыре русских писателя – Анна Ахматова, Михаил Шолохов, Константин Паустовский, Владимир Набоков. Премию в итоге получил Михаил Шолохов, чтобы слишком не раздражать советские власти после предыдущего Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, чьё награждение вызвало огромный скандал.

Впервые премия по литературе была вручена в 1901 году. С тех пор её получили шесть авторов, пишущих на русском языке. Некоторых из них нельзя отнести ни к СССР, ни к России в связи с вопросами гражданства. Однако их инструментом был русский язык, и это главное.

Иван Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году, взяв вершину с пятой попытки. Как покажет последующая история, это окажется ещё не самый длинный путь к «Нобелю».


Награда была вручена с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз. Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».


Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, что по тем временам приравнивалось к предательству родины. Положение не спасло даже то, что роман был издан в Италии в коммунистическом издательстве. Писателя вынудили отказаться от премии под угрозой высылки из страны и угроз в адрес его семьи и близких людей. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль его сыну. На этот раз обошлось без эксцессов.

В 1965 году Михаил Шолохов стал третьим лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».


Это была «правильная» премия с точки зрения СССР, тем более что кандидатуру писателя поддерживало непосредственно государство.

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».


Нобелевский комитет долго оправдывался, что его решение не было политическим, как утверждали советские власти. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи – от момента первой публикации Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Пятым лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


Поэт в 1972 году был насильно отправлен в эмиграцию и имел на момент награждения американское гражданство.

Уже в XXI веке, в 2015 году, то есть спустя 28 лет Нобелевскую премию как представительница Белоруссии получает Светлана Алексиевич. И снова не обошлось без некоторого скандала. У многих литераторов, общественных деятелей и политиков вызвала неприятие идеологическая позиция Алексиевич, другие считали, что её произведения – обычная журналистика и не имеет отношения к художественному творчеству.


В любом случае в истории Нобелевской премии открылась новая страница. Впервые премия присуждена не писателю, а журналисту.

Таким образом, почти все решения Нобелевского комитета, касающиеся писателей из России, имели политическую или идеологическую подоплёку. Это началось еще в 1901 году, когда шведские академики обратились с письмом к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего».

Основной посыл письма заключался в стремлении академиков оправдаться в своём решении не присуждать премию Льву Толстому. Академики писали, что великий писатель и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Лев Толстой в ответ поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена… Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Сорок девять шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. Всего же великий русский писатель выдвигался на премию пять лет подряд, последний раз это было в 1906 году, за четыре года до его смерти. Именно тогда писатель обратился в комитет с просьбой не присуждать ему премию, чтобы не пришлось потом отказываться.


Сегодня достоянием истории стали мнения тех экспертов, которые отлучили Толстого от премии. Среди них профессор Альфред Йенсен, который считал, что философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». Секретарь Шведской академии Карл Вирсен ещё категоричнее сформулировал свою точку зрения о невозможности присуждения премии Толстому: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Среди тех, кто становился номинантом, но не удостоился чести прочитать Нобелевскую лекцию немало громких имён.
Это Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930-1937)


Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)


Константин Бальмонт (1923)


Пётр Краснов (1926)


Иван Шмелёв (1931)


Марк Алданов (1938, 1939)


Николай Бердяев (1944, 1945, 1947)


Как видим, в списке номинантов в основном те русские писатели, которые на момент выдвижения находились в эмиграции. Этот ряд пополнился новыми именами.
Это Борис Зайцев (1962)


Владимир Набоков (1962)


Из советских русский писателей в список попадал только Леонид Леонов (1950).


Анну Ахматову, конечно, советским писателем можно считать только условно, потому что она имела гражданство СССР. Единственный раз она была в Нобелевской номинации в 1965 году.

При желании можно назвать ещё не одного русского писателя, который заслужил своим творчество звания лауреата Нобелевской премии. Например, Иосиф Бродский в нобелевской лекции упомянул трёх русских поэтов, которых были бы достойны оказаться на нобелевской трибуне. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Дальнейшая история Нобелевских номинаций наверняка откроет нам ещё много интересного.

Нобелевская премия – одна из самых престижных мировых премий присуждается ежегодно за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

27 ноября 1895 А. Нобелем было составлено завещание, в котором предусматривалось выделение определённых денежных средств на присуждение премий по пяти направлениям : физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире. А в 1900 был создан Фонд Нобеля – частная, независимая, неправительственная организация с начальным капиталом 31 млн. шведских крон. С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике.

С момента учреждения премий действуют строгие правила выбора лауреатов. В процессе участвуют интеллектуалы из всех стран мира. Тысячи умов работают, чтобы Нобелевскую премию получил самый достойный из претендентов.

Всего к настоящему моменту этой награды были удостоены пятеро русскоязычных писателей.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской акдении наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В своей речи при вручении премии Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю эмигранту (эмигрировал во Францию в 1920 г.). Иван Алексеевич Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы.


Борис Леонидович Пастернак
(1890-1960), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 г. вручила диплом и медаль его сыну.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Начав как реалистический писатель, который не боится показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в некоторых своих произведениях оказался в плену социалистического реализма.

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, опасаясь, что после его поездки возвращение на родину будет невозможным, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал. В своих художественных литературных произведениях затрагивал, как правило, острые общественно-политические вопросы, активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996), поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1972 году был вынужден эмигрировать из СССР, жил в США (всемирная энциклопедия называет его американским). И.А. Бродский самый молодой литераторов, удостоившихся Нобелевской премии по литературе. Особенности лирики поэта – осмысление мира как единого метафизического и культурного целого, выявление ограниченности человека как субъекта сознания.

Если Вы хотите получить более конкретную информацию о жизни и творчестве русских поэтов и писателей, ближе познакомиться с их произведениями, онлайн репетиторы всегда рады Вам помочь. Онлайн преподаватели помогут сделать анализ стихотворения или написать отзыв о произведении выбранного автора. Обучение проходит на основе специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Эти произведения представляют собой нечто большее, чем тысячи прочих книг, которыми заполнены полки книжных магазинов. В них прекрасно все – начиная от лаконичного языка талантливых писателей, заканчивая темами, которые поднимают авторы.

«Сцены из провинциальной жизни», Джон Максвелл Кутзее

Южноафриканец Джон Максвелл Кутзее – первый писатель, который был дважды награжден Букеровской премией (в 1983 и 1999 году). В 2003 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних». Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. Он подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. При этом Кутзее из тех писателей, кто редко говорит о своем творчестве, а еще реже – о себе самом. Однако «Сцены из провинциальной жизни», удивительный автобиографический роман, – исключение. Здесь Кутзее предельно откровенен с читателем. Он рассказывает о болезненной, удушающей любви матери, об увлечениях и ошибках, преследовавших его затем годами, и о пути, который ему пришлось пройти, чтобы, наконец, начать писать.

«Скромный герой», Марио Варгас Льоса

Марио Варгас Льоса – выдающийся перуанский прозаик и драматург, получивший Нобелевскую премии по литературе 2010 года «за картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида». Продолжая линию великих латиноамериканских писателей, таких как Хорхе Луис Борхес, Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, он создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла. В новой книге Варгаса Льосы «Скромный герой» в изящном ритме маринеры виртуозно закручиваются две параллельные сюжетные линии. Трудяга Фелисито Янаке, порядочный и доверчивый, становится жертвой странных шантажистов. В это же время успешный бизнесмен Исмаэль Каррера на закате жизни стремится отомстить двум сыновьям-бездельникам, жаждущим его смерти. И Исмаэль и Фелисито, конечно же, вовсе не герои. Однако там, где другие малодушно соглашаются, эти двое устраивают тихий бунт. На страницах нового романа мелькают и старые знакомые – персонажи мира, созданного Варгасом Льосой.

«Луны Юпитера», Элис Манро

Канадская писательница Элис Манро – мастер современного короткого рассказа, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года. Критики постоянно сравнивают Манро с Чеховым, и это сравнение не лишено оснований: подобно русскому писателю, она умеет рассказать историю так, что читатели, даже принадлежащие к совсем другой культуре, узнают в героях самих себя. Вот и эти двенадцать историй, изложенные, на первый взгляд, бесхитростным языком, раскрывают удивительные сюжетные бездны. На каких-то двадцати страницах Манро умудряется создать целый мир - живой, осязаемый и невероятно притягательный.

«Возлюбленная», Тони Моррисон

Тони Моррисон получила в 1993 году Нобелевскую премию по литературе как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». Самый знаменитый ее роман «Возлюбленная» вышел в 1987 году и получил Пулитцеровскую премию. В основе книги – реальные события, происходившие в штате Огайо в 80-х годах ХIХ века: это удивительная история чернокожей рабыни Сэти, решившейся на страшный поступок – подарить свободу, но забрать жизнь. Сэти убивает свою дочь, спасая ее от рабства. Роман о том, как трудно порой бывает вырвать из сердца память о прошлом, о сложном выборе, меняющем судьбу, и людях, которые навсегда остаются любимыми.

«Женщина ниоткуда», Жан-Мари Гюстав Леклезио

Жан-Мари Гюстав Леклезио, один из крупнейших ныне живущих французских писателей, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2008 году. Он – автор тридцати книг, среди которых романы, повести, эссе и статьи. В представленной книге впервые на русском языке публикуются сразу две повести Леклезио: «Буря» и «Женщина ниоткуда». Действие первой происходит на острове, затерянном в Японском море, второй – в Кот-д’Ивуаре и парижском предместье. Однако, несмотря на столь обширную географию, героини обеих повестей в чем-то очень похожи – это девочки подростки, которые отчаянно стремятся обрести свое место в неприветливом, враждебном мире. Француз Леклезио, подолгу живший в странах Южной Америки, в Африке, Юго-Восточной Азии, Японии, Таиланде и на своем родном острове Маврикий, пишет о том, как человек, выросший на лоне первозданной природы, ощущает себя в гнетущем пространстве современной цивилизации.

«Мои странные мысли», Орхан Памук

Турецкий прозаик Орхан Памук в 2006 году получил Нобелевскую премию по литературе «за то, что в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур». «Мои странные мысли» - последний роман автора, над которым он работал на протяжении шести лет. Главный герой, Мевлют, работает на улицах Стамбула, наблюдая, как улицы наполняются новыми людьми, а город обретает и теряет новые и старые здания. На его глазах совершаются перевороты, власти сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по улицам зимними вечерами, задаваясь вопросом о том, что же отличает его от других людей, почему его посещают странные мысли обо всем на свете, и кто же на самом деле его возлюбленная, которой он пишет письма последние три года.

«Легенды современности. Оккупационные эссе», Чеслав Милош

Чеслав Милош – польский поэт и эссеист, получивший в 1980 году Нобелевскую премию по литературе «за то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». «Легенды современности» – впервые переведенная на русский язык «исповедь сына века», написанная Милошем на руинах Европы в 1942–1943 гг. Она включает в себя эссе, посвященные выдающимся литературным (Дефо, Бальзак, Стендаль, Толстой, Жид, Виткевич) и философским (Джеймс, Ницше, Бергсон) текстам, и полемическую переписку Ч.Милоша и Е.Анджеевского. Исследуя современные мифы и предубеждения, апеллируя к традиции рационализма, Милош пытается найти точки опоры для униженной двумя мировыми войнами европейской культуры.

Фото: Getty Images, архив пресс-служб



Планирование беременности