Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа. Русские народные частушки История России через частушки

В статье рассказывается о том, что такое частушка, когда появилась подобная форма народного творчества, и какие виды частушек бывают.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность - в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно энциклопедии, частушка - это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Характеристики

Чаще всего частушки создавались сельской молодежью, которая исполняла их под одну многократно повторяющуюся мелодию на разных инструментах во время гуляний. Основная эмоциональная составляющая частушек - это мажорность. Также, главным образом, частушки народные отличались любовно-бытовой, шутливой тематикой. Проще говоря, это были короткие веселые песенки на простые, всем близкие и знакомые темы, чем и обуславливалась их популярность. Но в те же годы существования СССР тематика частушек резко увеличилась, и некоторые из них имели политический смысл.

Являясь своеобразным поэтическим откликом на какие-то события, частушка часто появлялась как спонтанная импровизация. Отличается она также прямотой, экспрессией, обращением к конкретному лицу или группе людей, либо же какому-то социальному сословию.

Наиболее часто частушки народные писались хореем, в котором рифмовались 2-я и 4-а строка произведения. Также для частушек характерен богатый язык, красочность образов, сравнений, которые порой выходили за рамки языка литературного (попросту говоря, были нецензурными).

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки - это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.

Чуткость народа к слову поразительна. В стихотворении того же И 3. Сурикова "Рябина", ставшего, как известно, любимой народной песней, начало было таким;

Что шумишь, качаясь, Тонкая рябина, Низко наклоняясь Головою к тыну. "С ветром речь веду я О своей невзгоде, 41 о одна расту я В этом огороде..."13.

Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.

Крестьяне относились к слову серьезно, оно для них было не живописной побрякушкой, а средством точной фиксации мысли, одним из важнейших средств выживания. Возьмем, к примеру, народный календарь, полюбуемся названиями праздников, дней святых, подивимся меткости, остроумию, словонаходчивости неграмотных земледельцев. Вот несколько дат: 16 января - Петр полукорм (половина запасов съедена), 18 января - Афанасий -ломонос (пик холодов - "На Афанасия мороз - береги нос"; 22 января ■■ Тимофей-полузимнш (прошла половина зимы); 11 февраля - Власий-емшби рог с зимы (первые проводы зимы); 28 февраля - Василий-капельник; 1 марта - Евдо-кш-плющиха (плющить - капать, течь, издавать звук падающих капель; другое объяснение: от солнца снег сплющивается); 12 апреля -Ъъспшй-выверни оглобли (оставляй сани, снаряжай телегу); 5 мая -Ирин-А-рассадтща (рассада капусты); 13 мая - Аку тта-гречишнща (посев гречи) или: Акулина-задери хвосты (т е. время, когда появля-

ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.

"Вначале было Слово, и Слово было Бог..." - начальная фраза Евангелия от Иоанна. Ее трактуют по-разному, но чаще всего выходят на мистику, на богословскую заумь, на творение чуда. А чуда не было, был естественный ход жизни, ее движение по пути цивилизации. Вернее, было чудо, когда человек осознал, что обладает способностью членораздельной речи, когда понял, что этим отличается от всех других живых существ, что стал язычником, стал Человеком. Со Слова началась история человечества. Народ творит историю, а вместе с ней, творит, постоянно обновляет и совершенствует свой язык.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.

2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.

3. Там же. С 97-98.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.

5. Демин В.Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997. С. 38, 118-119, 148-149, 200202 и др.

6 Там же. С. 37-38.

7. См.: там же. С. 200.

8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.

9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.

11. См.: Русские песни/ Сост. проф. Ив.Н. Розанов. М. Г"ИХЛ, 1952. С. 21.

12. Там же. С. 293.

13. Там же. С. 294.

О.В. Мешкова

СВОЕОБРАЗИЕ ЧАСТУШКИ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)

Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-

ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.

Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .

Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.

Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).

Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.

На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-

имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.

Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.

Частушка - вид фольклора, находящийся в стадии бытования и развития. Учёные единодушны в оценке коммуникативно-бытовой функции этого вида народного творчества. Частушка предназначена только для публичного исполнения. Как справедливо заметил В.П. Аникин, «лирическая частушка при всех, при народе даёт оценки, смеётся, призывает, хвалит, осуждает и просто называет приметы определённых чувств по особой - и обычно понятной слушателям или исполнителю - связи её содержания с конкретным случаем или лицом. Все эти наблюдения над жизнью частушки дают право внести в определение её жанра признак ярко выраженной целевой установки на публичное исполнение, на общественное прослушивание, весьма часто обретающей форму прямого общения к общественному мнению, к людскому суду»10. Этот признак частушки подчёркивают и С Г Лазутин", и А И Лазарев12.

На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:

Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.

Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.

1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого... Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « ...личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.

2 «...Частушка не является прямым выражением... индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.

3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.

На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к

поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой

поэзии» .

А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «...ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-

ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.

Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.

Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

Песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.

Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.

Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.

Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.

Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?

Ответ

Своеобразие народной частушки в том, что она коротко и иронично описывает какое-нибудь событие, отношение к чему-либо. Исполнялись частушки обычно в паре: либо двумя девушками, либо парнем и девушкой, которые вели между со­бой своеобразный диалог.

Исполнение частушек сопровождалось игрой на разных музыкальных инструментах: гармонике, сопилке, трещотках, балалайке и т. д.

Время создания частушек мы можем определить по лекси­ке (употребление архаизмов и диалектизмов), по фактам, ко­торые упоминаются в тексте.

Архаизмы — слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активно­го употребления (например, в русском языке «втуне», «наущать», «шелом»).

Диалектизмы — языковые особенности, присущие речи людей, живущих в одной местности.



Планирование беременности