"притча о слепых" - диагноз брейгеля духовному состоянию общества. Толкования на Мф Свт

(1525-1569) — южнонидерландский художник, который также известен под прозвищем «Мужицкий». Представитель целой семьи знаменитых художников. Картины живописца находятся в самых крупных музеях мира, включая Музей истории искусств в Вене, Музей Прадо в Мадриде, музей Метрополитен в Нью-Йорке, Лувр в Париже и другие. Здесь хотелось бы остановиться на одной из самых примечательных картин нидерландского художника, которая называется «Слепые» или «Притча о слепых» .

Картина «Слепые» была написана в 1568 году. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча носит не прямой характер, а скорее — аллегорический. Слепцы не по физическому недостатку, а по своей недальновидности, объединяясь и надеясь друг на друга, которых не ведёт «видящий», неминуемо упадут в «яму». Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Группа слепых, которые держатся один за другого, идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Первый человек падает в яму, за ним следует второй, и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими. Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой.

Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. Если посмотреть на лица «слепых», то можно увидеть, что они изображены нарочито уродливыми и страшными. Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. В гримасах людей отображены все пороки человечества — лживость, лицемерие, похоть, жадность, коварство, злоба, жестокость. Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже…

Шедевр мировой живописи «Слепые» стал последней картиной художника. Питер Брейгель будто выразил своё отношение к людям перед своим уходом. Известно, что перед смертью он работал над ещё одной картиной, которая называлась «Торжество правды», но до наших дней она не сохранилась.

Питер Брейгель Старший — Слепые (Притча о слепых)

Мечтаете о том, чтобы в вашем доме стало красиво, уютно и комфортно? Заходите в интернет магазин мебели «Мебелюка», где вы сможете найти всё, что вам необходимо. Диваны, кресла, столы, шкафы, комоды и другая мебель отличного качества.

Искусствоведы считают, что Северное Возрождение ни в чем не уступает итальянскому. Оно было совершенно иным по своему духу и воплощению, но его художественная ценность от этого не становится меньше. Выдающимся деятелем этой эпохи был Питер Брейгель. «Притча о слепых» - одна из лучших его работ.

Северное Возрождение

Этот термин охватывает все искусство XV века, развивающееся за пределами Италии, которая была родиной классического К Северу относят и Францию, и Англию, но, говоря о живописи, как правило, вспоминают Нидерланды и Германию. Именно здесь работали Альбрехт Дюрер, Рогир ванн дер Вейден, Ян ванн Эйк и, конечно, Питер Брейгель с сыновьями.

В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. Письмо подробно и детализировано. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.

Биография Брейгеля

Брейгели - это целая династия. Живописью занимался не только отец, сам Питер Брейгель. Широко известны и работы его сыновей - Яна Брейгеля и Питера Брейгеля-младшего. Они не только писали свои картины, но и сделали довольно много копий отцовских произведений.

Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Начинал он свою карьеру как график, затем обучался живописи у придворного мастера Кука ван Альста в Антверпене. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Солнечная Италия поразила Брейгеля не только прекрасной природой, но и памятниками классического искусства. Критики сходятся во мнении, что старые итальянские мастера оказали большое влияние на творчество молодого художника.

После путешествия Брейгель продолжает работать в Антверпене и женится на дочери своего наставника, Марии. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Из них более тридцати изображают природу, сельскую жизнь и сценки из жизни деревенских жителей. Художник не принимал заказов на портреты, известно только одно его произведение в этом жанре - «Голова крестьянки». Если в раннем творчестве Брейгеля фигуры людей маленькие и незначительные по сравнению с окружающим пейзажем, то в позднем прослеживается растущий интерес к изображению человеческих фигур. В этих картинах люди выписаны крупно, лица изображены выразительно, на них легко читаются эмоции. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых».

«Притча о слепых». Питер Брейгель

Картина Брейгеля - не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное, и каждый из них был не прав. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.

На фоне безмятежного сельского пейзажа шествует процессия из шести мужчин. Одеты они небогато, на груди одного из них крест, как символ упования на Бога. Слепые движутся по плотине, но не замечают, как дорога делает поворот. И вот их лидер, оступившись, падает в воду. Второй мужчина, не удержавшись, летит за ним. Третий еще не понимает, что происходит, но положение его уже неустойчиво. Последние еще не ведают об уготованной участи, но все они неминуемо окажутся в воде, ведь слепой, следующий за слепым, обречен.

Интерпретация

Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. В последние годы жизни художника его родные Нидерланды были оккупированы испанцами под предводительством Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Террор и беззаконие царили в стране. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Как и весь народ, художника охватило отчаяние, и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».

Эта работа - аллегорический протест и обращение ко всему миру. Куда придет незрячее человечество? По какому праву слепого ведет слепой? Слепота здесь - не только физическое увечье, но и нищета духа. Все полотно кричит о том, что пока не поздно следует остановиться и попробовать, наконец, открыть глаза. Вероятно, пока человечество существует, этот призыв все еще будет актуален.

Композиция и колорит

Композиция картины выстроена по диагонали. Причем динамика и напряженность возрастают на протяжении линии, визуально разделяющей картину. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Только невозмутимая природа - свидетель разыгрывающейся драмы, которая в сравнении с вечностью является всего ничтожным эпизодом. По направлению с пригорка, подчеркнутого остроконечными крышами голландских домов, движутся слепые. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности.

Безжизненный сухой силуэт дерева в левой части картины повторяет изгибы тела последнего мужчины. Если последние фигуры еще двигаются спокойно, то по ходу диагонали динамика и напряжение растет. Каждая последующая фигура уже более неустойчива и все больше отчаяния и тупого ужаса читается на их лицах. Лица первого слепого мы полностью не видим, он уже погружается в воду. Но фигура его выражает беспомощность и отчаяние.

Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Ни единого просвета нет между облаками. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа - все та же палитра серого. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Напряжение нарастает вместе с цветом. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. У обрыва же мелькают вспышки ослепительно-белых чулок и чепцов, им вторит грязный белый плащ третьего слепого. Одеждой самых ярких тонов - красный, зеленый, оранжевый - наградил художник поводыря, столь бесславно окончившего свой путь. Яркой охрой светится глина у обрыва.

Эта картина - одно из последних и самых известных произведений Питера Брейгеля. В этой работе он показал себя зрелым художником. Умелая техника письма и мастерское использование живописных приемов сочетаются здесь с драматизмом и глубиной сюжета.

Резюме.

Мф. 15:14 «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эти слова Христовы призывают, прежде всего, к большой осторожности в выборе духовного руководителя. Верующему, ищущему наставника в своей жизни, прежде всего, необходимо убедиться, что этот человек нравственно безукоризнен и учит не от себя, а по святым отцам; не заражен властолюбием и не требует себе подчинения; разумный, не раздражительный и нестяжательный.

Святые отцы исключительно большое внимание придают этому вопросу, поскольку от выбора духовного руководителя во многом зависит спасение или гибель христианина. Они призывают верующего быть здесь крайне неспешным и осторожным. Прп. Петр Дамаскин делился своим печальным опытом: «Много я получил вреда от неопытных советников ».

И вот что пишет об этом прп. Иоанн Лествичник : «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели ».А прп. Кассиан Римлянин предупреждает: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись на­ружным видом старости и высказав свои по­мышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих » (Цит. по: Игн. Брнч. Т.1,491).

Свт. Игнатий делает вывод уже́ применительно к нашей эпохе: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас !» (Игн. Брнч. Т.1, с. 274). И советует: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость ». «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и бра­тиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увле­кайся советом по первоначальному действию его на тебя !» (Игн. Брнч. Т.V,77).

Отвечая на вопрос, можно ли разлучаться с неудачным духовником, свт. Игнатий приводит слова одного из самых авторитетных древних наставников: «Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным » (Игн. Брнч. Т.V,74).

Которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом , последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чём не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые - они были ослеплены насильственно.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых (Матф. ): «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Вот как описал впечатление от этого произведения австрийский историк искусства Макс Дворжак в книге «История искусства как история духа»:

С возвышения, которое подчёркнуто острыми крышами двух крестьянских домов в верхнем левом углу картины, спускаются по плотине слепые. Последние из них движутся еще в привычном темпе, вертикально, медленно, шаг за шагом, как автоматы. Они ещё не знают, что случилось впереди. Плотина делает поворот, вожак этого не замечает и падает через откос в углубление, которое в правом нижнем углу образует контрапост подымающимся крышам домов в левом углу. Между этими двумя полюсами и развёртывается теперь трагическая судьба. Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи, и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Обе средние фигуры уже готовы упасть, и механическое шагание вперед превращается у них в неуверенное спотыкание; слепой сзади вожака падает, а там, дальше, пропасть поглощает уже и вожака. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой; начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня, или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, - как говорит Ромдаль, - видно ступенчатое нарастание страха», и всё это делается ещё более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Подобно тому, как композиционная диагональ резко и словно безжалостно противопоставлена красивому течению линий и гармоническому распределению масс в пейзаже, так, с другой стороны, безмятежность и неподвижный покой этого пейзажа резко контрастируют с разыгрывающейся на его фоне катастрофой. Кроме охваченных ею, нигде не видно ни одного человека, - только корова спокойно пасётся на берегу пруда, в который падают слепые. Природа безучастна, и даже покажись она теснее связанной с индивидуальной человеческой судьбой, то это слияние лишь однократно; судьба человека - ничто в сравнении с всеобщностью природы и её непреложными законами. Гибель слепых - чередование моментов вторжения природы в индивидуальную судьбу, моментов, следующих друг за другом так быстро, что художник мог изобразить их как одно страшное мгновение, однако природа непреходяща, и она пребывает по ту сторону от человеческих масштабов, с которыми связано жалкое человеческое существование.

Фигуры старой притчи приобретают у художника всеобщую глубокую человеческую значительность. «У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы», - говорит Ромдаль, который сравнивает - со стороны полнейшей законченности в овладении темой - картину Брейгеля с «Тайной вечерей » Леонардо… «Брейгель изображает маленький, потрясающий, но по своему значению повседневный эпизод. Где-то несколько бедных слепых сделалось жертвами несчастного случая. Никто не обратит на это внимания, вряд ли даже, что один или другой их родственник прольёт по ним слезу; жизнь в природе и жизнь людей идёт своим чередом дальше, как будто только лист упал с дерева. Но в том-то и заключается новое, что такой незначительный факт, с такими незначительными героями поставлен в центр мировосприятия. То, что кажется, случаем, единичным, временно и местно ограниченным, то, что представляется исторически незначительным событием, воплощает судьбу, которой никто не может избежать и которой человечество в своей всеобщности слепо подчинено. Вечные незыблемые законы и силы природы и жизни господствуют над волей, страданием и ощущением; они безжалостно определяют жизнь отдельного человека, и там, где мы думаем вести, нас, оказывается, ведёт скрытое для нашего понимания назначение, словно незрячих в пропасть».

Некоторые искусствоведы идентифицируют изображённую Брейгелем церковь как церковь св. Анны в бельгийском Дильбеке .

Примечания

Литература

  • Rose-Marie und Rainer Hagen: Meisterwerke im Detail Band 2, Taschen Verlag Köln 2003. ISBN 3-8228-1371-0
  • Sudhoff, Heinke: Ikonographische Untersuchungen zur "Blindenheilung" und zum "Blindensturz". Ein Beitrag zu Pieter Bruegels Neapler Gemälde von 1568. Bonn 1981.
  • MAX DVOŘÁK, Kunstgeschichte als Geistesgeschichte Studien zur Abendländischen Kunstentwicklung, München (1924)
  • Дворжак M. История искусства как история духа / Пер. с немецкого А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка, под общей ред. А. К. Лепорка. - СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. - 336 с. - (Мир искусств).
  • Львов С. Л. Питер Брейгель старший. - М. : Искусство, 1971. - 204 с. - (Жизнь в искусстве).

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Возвращение в Панджруд , Волос Андрей , Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают… Категория: Современная отечественная проза Издатель: ОГИ ,
  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович , В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не… Категория: Для детей Серия: Книги на все времена Издатель: Энас-книга , Производитель:


Планирование беременности