Рисунок основа изобразительного творчества художественный образ. Введение в тему

Данная презентация выполнена для уроков изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 6х классах и посвящена рисунку, как началу и основе любой изобразительной деятельности. Презентация содержит образцы рисунков разного плана и длительности исполнения, также образцы рисунков разного целевого назначения. Есть также интересные фотографии об устройстве человеческого глаза, вызывающие у детей оживление и интерес. Текста мало, предполагается устное комментирование учителем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РИСУНОК – основа изобразительного творчества

И для скульптора, и для архитектора, и для живописца рисунок необходим и в процессе обучения, и в процессе создания произведений

Чаще всего рисунок выполняется карандашом или углем

Но может быть выполнен и пером, и ручкой, и даже кистью

Виды рисунка: Набросок – это рисунок, сделаный очень быстро. В наброске художник изображает основную пластическую мысль

Тогда он называется ЗАРИСОВКОЙ Рисунок может быть более долгим, изучающим.

Бывают также ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Существует УЧЕБНЫЙ РИСУНОК Его цель – освоение правил изображения

ТВОРЧЕСКИЙ РИСУНОК – всегда особенный, В нем автор стремится выразить свое отношение к тому, что он рисует.

Чтобы овладеть рисунком, Необходимо учиться ВИДЕТЬ

Учиться видеть – значит учиться особым образом мыслить

Рисование начинается с рассматривания

Занимаясь рисунком, понимаешь, что это особый способ ИССЛЕДОВАНИЯ в котором важное место занимает твое отношение к тому, что ты рисуешь

Рисунок – это рассказ художника о том, что он видел Рисунок показывает нам ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Рисунок...

Изобразительное искусство в 6 классе. Тема:«Графические материалы изобразительного творчества» ,

«Графические материалы изобразительного творчества» , 6 класс.Тип урока – комбинированный. На данном уроке учащиеся получают подробные теоретические знания и понятия о графических средствах выразитель...

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Ритмический рисунок кадра Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это – тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Время – кино – зритель автора Ромм Михаил Ильич

Из книги Введение в историческое изучение искусства автора Виппер Борис Робертович

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Нарцисс в стакане Рисунок с натуры (карандаш) 1. Определение композиционного расположения объекта на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места. 2.

Из книги Статьи из журнала «Сеанс» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Проект Дома Искусств* Как ветер весенний сильным напором стремительных волн разорвал и распылил холодные зимние тучи, открыл голубое бесконечное пространство, так бурей революционных усилий идея социализма сняла вековые покровы мрака, сняла самодержавные мантии,

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?-?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?-?от порога

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Основной рисунок и композиция Чтобы быстро нарисовать хороший чистовик, нужен эскиз. Первый набросок может быть совсем грубым, главное - наметить рамку с пропорциями будущей иллюстрации, горизонт, местоположение и масштаб объектов.Самой лучшей основой для гармоничной

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере Некоторым иллюстраторам нравится работать с академическими карандашными линиями и строить предметы и человеческие фигуры «старомодным» способом - на бумаге, с помощью угля, мягких карандашей, ластика и пальцев.

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Из книги автора

Глава V Рисунок и цвет Роден всегда много рисовал. Обычно он использовал перо или карандаш. Прежде он очерчивал контур пером, затем кисточкой вводил черный цвет и белила. Исполненные таким способом гуаши напоминали копии барельефов или круглых архитектурных рельефов. Это

Из книги автора

Ярмарки искусств «Арт-Базель-Майами» эволюционировала из простой ярмарки по торговле искусством в почти обязательную предрождественскую остановку в осеннем миграционном перелете богатых. Гай Трибей, журналист Это все равно что привести корову на экскурсию по бойне.

Тема урока: «Рисунок – основа изобразительного искусства».

Цель урока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами выполнения рисунка, техникой работы над ним.

2.учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

3.развивать навыки овладения техникой рисования.

4.учить сопоставлять предметы с геометрическими фигурами прямоугольной, треугольной, трапецевидной формы.

Развивающие:

1.развивать моторику руки.

2.коррегировать и развивать пространственную ориентировку на листе.

3. развивать мыслительные операции при анализе объектов.

4. развивать речь и обогащать словарный запас.

5.совершенствовать представления.

Воспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2.воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще.

3.воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей.

4.воспитывать аккуратность при рисовании.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение

Наглядно-иллюстративные.

Тип урока: практический, комбинированный.

Оборудование: схема видов рисунков,

образцы травянистых растений,

схема строения травянистых растений,

работы детей,

плакаты с изображением материалов для рисования.

Ход урока.

Приветствие.

  1. Организационный момент.

Как правило, такие дети часто бывают возбуждены. Чтобы настроить их на рабочий лад, я включаю спокойную музыку (А.Глазунов «Лес») на 2-3 мин. и мы начинаем урок.

Эпиграф: «О вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье …»

М. Светлов

  1. Сообщение темы урока.

Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.

Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ, запись схемы на доске и демонстрация наглядных пособий).

  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке (виды рисунка).

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.

Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий, сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.

Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.

Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.

Рисунок

Набросок

Эскиз

Зарисовка

с натуры

Этюд

Чем набросок отличается от эскиза?

  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

Для рисования художники используют такие инструменты как:

  1. карандаш;
  2. резинка.

Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).

Графитные карандаши выпускают в большом диапазоне различных степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т , более мягкие – М , средние – ТМ .

(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).

Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).

Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Физкультминутка.

1. И. п. – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счет «раз»- подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счет «два»- вернуться в исх. полож.

2 . И. п. – стоя ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

3. Следующее упражнение необходимо для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно.

Все упражнения выполнять 8-10 раз.

3. Практическая работа.

Объяснение задания.

Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений.

А сначала мы поиграем в игру.

Я знаю пять названий полевых цветов

Я знаю пять названий трав

(дети называют названия трав и цветов)

Прием соотнесения.

(Ребенок должен представить себя каким-нибудь растением и ответить на вопросы учителя): «Какие Вы?»

  • Крупные или мелкие?
  • Листья узкие или широкие?
  • Гибкие или колючие?
  • Высокие или низкие?

А теперь давайте рассмотрим веточки деревьев и травянистых растений, которые я принесла на урок.

Показ растений.

Итак, взглянув на натуру, а это веточки деревьев и травянистые растения (зонтичные и колоски) вы должны отметить сразу все:

  1. Пропорции
  2. Формы
  3. Цвет
  4. Освещение

Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Тонкие и толстые Прямые и изогнутые

Длинные и короткие Гладкие и колючие

Листья

Крупные и мелкие Разных форм

Резные и простые Плоские и завернутые

Также все должны отметить – какую геометрическую фигуру имеет в целом по форме травянистые растения?

Круг – квадрат –

прямоугольник: по вертикали – по горизонтали –

трапеции – или

Раздать учащимся травянистые растения и попросить сделать словесное описание своего растения. Ответить на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит растение?
  2. Какой стебель?
  3. Какие листья?
  4. Какую геометрическую фигуру в целом имеет растение?
  5. Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?

Алгоритм задания.

Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого предмет. (Показ детских работ с правильно размещенной композицией и неправильной).

  1. Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
  2. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
  • В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
  1. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
  2. Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

Во время практической работы делать целевые обходы:

  1. Контроль правильности выполнения приемов рисунка
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итоги урока.
  1. Провести выставку работ учащихся.

Критерии оценивания работ:

  • Соразмерная компоновка в листе (горизонтальное или вертикальное расположение);
  • Правильные формы (пропорции, строение);
  • Хорошее владение графическими материалами;
  • Аккуратность исполнения;
  • Завершенность.
  1. Экспресс-выставка

Задать вопрос детям: «Какие работы вам больше всего понравились и почему?»

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

Выставление оценок.

Заключительное слово.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать объемность предметов, и материал из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

  1. Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству, поиск терминов – тон, силуэт, контур и их обозначение.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается наглядными изображениями, о видах рисунка, о материалах и о средствах художественной выразительности, применяемых в графике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рисунок – основа изобразительного творчества. Презентация к уроку изобразительного искусства. 6 класс.

Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка. Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений). Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Эскиз (подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию Дейнека. Эскиз к картине «Оборона Севастополя»

Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения) Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512) «Ливийская сивилла»

Чем отличаются эскиз и этюд? Определите по произведению П.Корина «Русь уходящая»

Чем отличаются эскиз и этюд? Определите по произведению П.Корина «Русь уходящая» П.Корин «Трое» (1933) П. Корин «Отец и сын» (1931)

Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна. Примером могут послужить рисунки В.Ватагина.

Рисунки выполняют различными материалами: «мягкими» (соус, сангина, мел), красками, наносимыми кистью (тушь, чернила), карандашом, углем.

Задание: выполнить зарисовки травянистых растений

Презентацию подготовила Попова Ирина Алексеевна учитель изобразительного искусства МОУ «Еланская сош № 3» р.п. Елань Волгоградской области. 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского Конспект урока по изобразительномуискусству в 6 классе«Рисунок...

Презентация Рисунок-основа изобразительного искусства

Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе. Рассматриваются основные виды рисунка и графические материалы....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Рисунок- важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIIIвека в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVIвека в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения.

Рисунок как средство выразительности. Его функции

Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика). Рисунок составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело назвал рисунок «высшей точкой живописи, и скульптуры и архитектуры». Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов. Что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художника. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования, как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики.

И так основе всех видов изобразительного искусств лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» « знамение», означавшим «создание образа» и «чертеж», «начертание», указывавшем на технику выполнения изображения. С 18т века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.

Точка - получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, т.е. расстояния от вертикальной и горизонтальной линий контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны происходит визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению- на контурные и вспомогательные; по направлению- на горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Сама линия может передать настроение с помощью толщины и направления.



Планирование беременности