Сказочные часы театра кукол сергея образцова. Сказочные часы театра кукол сергея образцова Театр кукол образцова часы когда играют

Театр, который начинается не с вешалки, а с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гинесса, театр, где даже взрослые могут почувствовать себя детьми. Все это — театр кукол имени Сергея Образцова в Москве. Об истории одного из крупнейших в мире театра кукол расскажет сегодня Diletant . media .

Образцовый театр кукол

Академический Центральный Театр кукол (так когда-то назывался театр имени Образцова) был создан в далеком 1931 году. Инициатором открытия стал Дом Художественного Воспитания Детей (был и такой). В это сложно поверить, но сперва в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя выдающийся театральный деятель Сергей Владимирович Образцов. К началу работы театра Образцов уже был известен как артист эстрады, который работал в жанре «романсов с куклами» и ставил кукольные спектакли — вы удивитесь — в жанре водевиля! К тому же именно он впервые показал на сцене взаимодействие актера и куклы. В одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.

Сергей Владимирович Образцов

Догнать и перегнать

Само собой, театр, предназначенный для детей, призван был их воспитывать и учить уму-разуму. Но при этом театр кукол должен был стать театром-лабораторией, идти впереди планеты всей в области кукольного жанра. Уж очень любили в Советском Союзе «догонять и перегонять». Правда, обеспечить материальными благами театр не торопились — негоже небожителям-театралам думать о низменном.

Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью»

Тем не менее, труппа под руководством Образцова взялась за дело, и каждый год аккуратно поставляла два-три новых спектакля. Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.


Спектакль «По щучьему веленью» 2014 года

Кукольная сатира

Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Первые пробы проводились еще во время Великой Отечественной войны, когда театр был эвакуирован в Новосибирск и ездил с выступлениями в расположения армии.

Спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в книгу рекордов Гинесса

Солдатам показывали «Фронтовую программу» — этакий набор пародийных зарисовок на разные политические темы. Но вершиной сатирического жанра в театре кукол стал спектакль «Необыкновенный концерт», который даже занесен в книгу рекордов Гинесса!



Спектакль «Необыкновенный концерт»

Возвращение к истокам

Отличался театр от многих других еще и тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярморочный балаган как традиционную форму театра кукол. В то время в театре работала знаменитая пара «петрушечников»: Зайцев и Триганова. В 1932 году состоялась первая премьера Академического Центрального Театра — спектакль «Джим и Доллар». Пьесу специально для московского театра написал Андрей Глоба. В 1940 театр ставит первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина».



Спектакль «Волшебная лампа Алладина»

После 1956 московский театр кукол становится частым гостем фестивалей, проводимых по инициативе Международного союза деятелей театра кукол. Многочисленные гастроли учеников Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.

Кукольное новоселье

В 1937 театр становится настолько популярным, что правительство решает отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. Но в свое современное знаменитой здание на Садовом кольце театр переехал только в 1970. Это особый архитектурный комплекс, который является образцом для многих кукольных театров мира. Все дело в сложном раздвижном занавесе и трансформирующихся стенах, которые создают эффект «бегающего звука».

Сказочные часы

Как ни странно, изначально здание театра представляло собой унылый серый блок, который никак не походил на храм искусства. Тогда-то Сергею Образцову и пришло в голову украсить фасад сказочными часами, которые стали настоящим символом театра. Над созданием концепции любимых башенных часов Образцова работали Павел Шимес и Дмитрий Шаховской, а сам часовой механизм создал Вениамин Кальмансон.

Сказочные часы на фасаде здания стали настоящим символом театра

Эти часы, размеров 4 метра в длину и 3 в ширину, по сути представляют собой конструкцию из 12 домиков, каждый из которых, как вы уже догадались, соответствует своему часу. Внутри домиков спрятаны фигурки сказочных персонажей. В полдень и полночь все фигурки показываются одновременно, в остальное же время можно увидеть лишь одного персонажа, услышать крик петуха и любимую детскую песню «Во саду ли в огороде». Правда, жители близлежащих домов стали жаловаться, что ночное пение петуха мешает им спать. Так что петуха пришлось перевести на ночной тихий режим.


Знаменитые часы на фасаде театра кукол имени Образцова

Екатерина Астафьева


К то не хотел бы снова побывать в этом интересном мире для детей, да и для взрослых тоже - Центральном театре кукол имени Сергея Образцова. А визитной карточкой театра по праву считают необычные музыкальные часы на фасаде здания. Эти уличные часы, дают уникальную возможность возвратиться в мир беззаботного детства и несомненно привлекают к себе внимание прохожих. К моменту создания, музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.

Появились часы на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. Это здание проектировалось и строилось специально для театра. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.

Сергей Образцов со своим театром много путешествовал по всему миру. И его всегда привлекали средневековых мастеров, которые, как правило, изыскано украшались и нередко имели механизмы с двигающимися фигурками, разыгрывающими представление и привлекающими к себе внимание. Подобные часы вешались в местах массовых скоплений людей, украшая важные здания города и городские площади, являясь показателем престижа города. Воодушевленный увиденным, Образцову пришла в голову идея создания кукольных часов с фигурками - сказочными героями и украсить ими серый фасад нового здания театра кукол.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.

Авторами часов являются скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. В полдень и в полночь комната, в которой располагался механизм часов, наполнялась скрипом и гулом работающих агрегатов, а тишина наступала, после того, когда все персонажи покажутся из своих домиков.

Кукольные часы Образцова отличались точностью хода и по ним прохожие сверяли наручные часы, считая их самыми точными после Кремлевских курантов.

Сейчас в часах другой механизм и точность хода их не велика из-за нехватки средств на их обслуживание. Голос кричащего петуха стал тише и приглушенное, хотя ранее звонкое ку-ка-ре-ку не давало спать жителям близлежащих домов. В связи с эти часы имели 2 режима дневной и ночной, звук которого был гораздо тише дневного.

Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить снова и снова детей растущих в эру высоких технологий.

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом, ежедневно собирая вокруг себя детишек и взрослых. Еще бы, ведь к моменту создания эти музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.

Появились они на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.

Образцову пришла в голову мысль создания кукольных часов с фигурками - сказочными героями, которые должны были украсить серый фасад нового здания театра кукол. Воплощением идеи вжизнь занялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.

Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. Механизм часов был настолько хорош, что не уступал точности Кремлевским курантам.

Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы.

С этими часами связан и другой интересный факт: в советские доперестроечные годы торговля спиртным начиналась в 11.00 утра. Ждущие опохмелки мужики у гастронома напротив, словно дети, радовались крику петуха в 11.00 и появлению из домика серого волка с ножом, как бы нарезающего закуску. Так в народе заветные одиннадцать часов получили название "час волка".

Увидеть знаменитые часы и сам театр можно по адресу: Садовая-Самотечная ул.3, Москва.

Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить людей снова и снова.

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом, ежедневно собирая вокруг себя детишек и взрослых.


Еще бы, ведь к моменту создания эти музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране. Появились они на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами. Образцову пришла в голову мысль создания кукольных часов с фигурками - сказочными героями, которые должны были украсить серый фасад нового здания театра кукол. Воплощением идеи вжизнь занялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни. Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. Механизм часов был настолько хорош, что не уступал точности Кремлевским курантам. Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы. С этими часами связан и другой интересный факт: в советские доперестроечные годы торговля спиртным начиналась в 11.00 утра. Ждущие опохмелки мужики у гастронома напротив, словно дети, радовались крику петуха в 11.00 и появлению из домика серого волка с ножом, как бы нарезающего закуску. Так в народе заветные одиннадцать часов получили название "час волка". Увидеть знаменитые часы и сам театр можно по адресу: Садовая-Самотечная ул.3, Москва. Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить людей снова и снова.

Путеводитель по архитектурным стилям

Сам театр появился в 1931 году, и поначалу состоял из одного Сергея Образцова. Актер показывал кукольные спектакли, скрываясь за ширмой. Постепенно театр рос, и ему выделили здание на Маяковке.

Раньше там размещался классический театр, и актерам-кукольникам приходилось приспосабливаться. Сергей Образцов долго ходатайствовал о собственном доме. Наконец в 1960-х он получил полузаброшенную постройку на Садовом кольце и превратил ее в кукольный театр.

Незадолго до этого Образцов побывал в Праге. Там он увидел знаменитые средневековые часы в несколько циферблатов, возле которых каждый час собирается толпа зрителей. Поэтому фасад театра Образцова украсили кукольные часы работы Д.М. Шаховского. Каждый час одна из двенадцати дверок открывается, и оттуда появляется сказочный персонаж. Он приветствует прохожих под «Во саду ли, в огороде…» в обработке Н. Богословского. Все куклы выходят в полдень и в полночь.

Чтобы увидеть эти часы, возле здания театра Образцова в районе полудня всегда собирается много зрителей. Раньше часы звонили и ночью, но жители жаловались на шум, и теперь часы соблюдают звуковой режим.


В 1937 году при театре Образцова открылся Музей театральных кукол. Его коллекция считается одной из лучших в мире и насчитывает уже более 5 000 экспонатов. В музее представлены куклы народов мира, марионетки, перчаточные куклы, тантамарески, и даже корейские куклы на воде (они плавают на поплавках, а актеры управляют куклами с помощью длинных шестов).

Визитной карточкой Кукольного театра Сергея Образцова до сих пор остается спектакль «Необыкновенный концерт». Он идет с 1946 года.



Планирование беременности