Толстого "Война и мир". Изображение войны в романе Л

Исторический путь России был очень трудным. За свою многовековую историю Россия неоднократно проходила испытания войнами. Тема войны присутствует во многих произведениях русской литературы - от «Слова о полку Игореве» до произведений современных авторов. В романе «Война и мир» эта тема выражена особенно ярко, без нее невозможно понять философию жизни JI.H. Толстого.
В своем романе Толстой описывает две войны начала XIX века - войну 1805-1807 гг. в Европе и Отечественную войну 1812 года. Первая - ведется на чужой земле и имеет цели, непонятные простому человеку. Вторая же - затрагивает всех и каждого, потому что от исхода этой войны зависит не только политическое равновесие в Европе, карьера или семейное счастье отдельно взятых людей, но и существование мира вообще.
Судьбы почти всех героев романа связаны с войной. Войной проверяется их мировоззрение и нравственные силы. Например, князь Андрей, принимавший участие в обеих войнах, под Аустерлицем хотел в одиночку совершить подвиг, спасти всю армию, стремился к славе и величию, к своему «Тулону». А после сражения «ему так ничтожны казались... все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, что он не мог отвечать ему». Под Бородино князь Андрей уже вместе со своим полком, вместе со всей русской армией делает все необходимое для спасения России, он - один из многих. «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед... заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою».
Юный Николай Ростов сначала воспринимал войну как праздник, парад красивых мундиров, хотел совершить подвиг во имя Отечества и горячо любимого императора. «Мысль о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову». Настоящая война с ее кровью, потом, возможностью скорой смерти открыла Ростову жизнь с другой стороны, как что-то запутанное и страшное, противное здравому уму, человеческой природе. В то же время война, жизнь в полку помогает Ростову уйти от «каши жизни», избежать ее сложных вопросов. Именно война дает ему возможность познать жизнь, возмужать.
Другой герой романа, Пьер Безухов, хотя и не принимал непосредственного участия в боевых действиях, все же присутствовал на Бородинском поле и видел сражение. В Москве он был взят в плен французами, в плену познакомился с Платоном Каратаевым. Во время войны весь внутренний мир Пьера изменился. «Он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитекторе вселенной... он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
Тех героев романа, которые не участвовали в сражениях, также затронула война. Например, Ростовы были вынуждены уехать из Москвы, оставив все свое имущество. Наташа отдала все подводы для перевозки раненых. Под Москвой, в Мытищах, Наташа встретилась с умирающим от раны князем Андреем. Именно эта встреча духовно перерождает Наташу, обновляет ее. Княжна Марья уехала из Лысых Гор, хотя французы предлагали ей свое покровительство. Перед отъездом она встретилась с Николаем Ростовым, и эта встреча оказалась очень важной в их судьбе.
Некоторые герои романа «Война и мир» - исторические личности: Наполеон, Кутузов, Александр I. Все они также имели непосредственное отношение к войне - они были полководцами, главнокомандующими. Наполеон, обладая большой властью, пытался управлять сотнями тысяч людей. Он считал, что ход сражения зависит только от его приказаний. Толстой показал Наполеона во время Бородинского сражения, где раскрывает другие черты характера героя: «Наполеон не видел того, что в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, - роль, которую он так верно понимал и осуждал», показывая, что Наполеон не мог влиять на ход сражения. Александр I также не влияет на ход Аус- терлицкого сражения. Он уехал с поля боя, когда было ясно, что сражение проиграно. А Кутузов, наоборот, не стремился управлять войсками - он только исполнял волю народа. Когда многие генералы советовали Кутузову атаковать французов, он отказывался, понимая, что наиболее быстрый способ изгнать французов из России - это предоставить им самим бежать. Кутузов также осознавал, что народу нужно не взятие в плен французских генералов, а освобождение России от захватчиков. Народ по- разному воспринимал войну 1805 года и войну 1812 года. На войне 1805-1807 гг. солдаты сражались за интересы императоров. Эта война была не нужна народу. Поэтому русские проиграли Аустерлицкое сражение и войну в Австрии. А во время войны 1812 года солдаты русской армии защищали свое Отечество, а французы, наоборот, были захватчиками. Боевой дух русских солдат был более высоким, а в этом сила войска, и поэтому русские выиграли эту войну. Толстой говорит, что на ход истории влияют не отдельные исторические личности, а воля народа. Таким образом, на примере двух войн Толстой подтверждает свою философию истории.
В романе «Война и мир» Толстой поразительно верно изобразил сцены войны в Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском сражениях. Например, при описании Шен- грабенского сражения Толстой повествует о подвиге капитана Тушина. Действия батареи Тушина спасли русское войско, хотя сам Тушин не осознавал, что совершил подвиг, и даже не думал о той опасности, которой он подвергался. «Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Толстой противопоставляет подвиг Тушина подвигу Долохова. Долохов, взяв в цлен офицера, сразу же объявил об этом командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Долохов ожидал награды за свой поступок, а Тушин даже не знал, что совершает подвиг. Толстой подчеркивает, что действия Тушина - настоящий героизм, а поступок Долохова - ложный.
Описывая сражения, Толстой подчеркивает бессмысленность войны. Например, в романе приводится такая картина Аустерлицкого сражения: «На этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми». Толстой показывает еще одну сцену Аустерлицкого сражения - рыжий артиллерист и французский солдат дерутся за банник. «Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них». И, наконец, изображение Толстым картины Бородинского поля после сражения: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» Таким образом, Толстой, показывая ужас и бессмысленность войны, говорит, что война и убийство - противоестественное для человека и человечества состояние.
В своем романе Толстой говорит о влиянии войны не только на судьбы отдельно взятых людей, но и на жизнь всего мира, на ход истории. «В этот двадцатилетний период времени огромное количество полей не паханы; дома сожжены; торговля переменяет направление, миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей-христиан, исповедующих законы любви ближнего, убивают друг друга».
Традиции Толстого в изображении войны как явления противного человеческой природе и в то же время как объединяющего начала в жизни нации, взгляды Толстого на историю, на национальные особенности русских людей, сам жанр, получивший впоследствии название роман-эпопея, были использованы русскими писателями XX века и усвоены мировым искусством.
«Петр I» Алексея Толстого, «Доктор Живаго» Пастернака, многие произведения Хемингуэя и Ремарка, кинематограф и живопись XX века были бы невозможны без «Войны и мира» Толстого, особенно без изображения темы войны.

Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.

В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей – в 1805-1807 годах, и в России – в 1812 году.

Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу военной «верхушки», честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну для личного роста. Типичен для штабных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».

Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении. С особой симпатией он показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке». Вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, она отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем. По рядам пронеслось «неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

Два самых ярких сражения в романе – Шенграбенское и Аустерлицкое – велись за пределами России. Смысл и цели этой войны были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой рисует иначе. Здесь изображена народная война, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны. Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». И такое явление наблюдалось не только в Москве: "Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом отряды постепенно уничтожали врагов.

Война закончилась. Агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины - со стороны русских. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией Наполеона, внушавшей ужас всей Европе. Немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности. Им Толстой уделяет много внимания. Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» посвящена славной эпохе Отечественной войны 1812 года и ее предыстории.

В изображении войны Толстой использовал тот же художественный принцип, который лежал в основе «Севастопольских рассказов». Все события даются с точки зрения непосредственного участника сражения. В этой роли выступает сначала князь Андрей Болконский (Шенграбенское и Аустерлицкое сражение), а затем Пьер Безухов (Бородино). Этот прием позволяет читателю окунуться в самую гущу событий, приблизиться к пониманию хода и смысла сражения. При этом Л.Н.Толстой следует пушкинскому принципу освещения исторических событий. Автор словно пропускает через свой роман грандиозный поток жизни, в котором переплетаются масштабные события и индивидуальные судьбы. Поворотные моменты в жизни героев напрямую зависят от исхода крупных военных сражений. Например, после Аустерлица князь Андрей коренным образом изменил свои взгляды на жизнь. После Бородинской битвы Пьер стал как никогда близок народу. Образное раскрытие эпохи помогает ярче, нагляднее представить себе ее ход и значение.

Военные картины романа - это своеобразные сцены. Они относительно самостоятельны по отношению к другим эпизодам произведения. Каждое сражение открывается своей экспозицией. В ней автор говорит о причинах битвы, соотношении сил, приводит диспозиции, планы, чертежи. Часто при этом он спорит с военной теорией. Затем читатель наблюдает все поле битвы с определенной высоты, видит расстановку войск. Само сражение описывается в нескольких коротких, ярких сценах. После этого автор подводит своеобразный итог происходящему.

Именно военные эпизоды являются композиционными центрами всего романа. Все они сцеплены между собой. Кульминацией всего произведения является Бородинское сражение. Здесь сходятся все сюжетные линии.
Участники битвы, исторические события даются с точки зрения простого народа. Толстой первым показал истинных героев войны, ее настоящий облик.
Ключевыми сражениями романа-эпопеи являются Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское. Автор четко разделяет военную среду на карьеристов, которые хотят лишь чинов и наград, и скромных тружеников войны, солдат, крестьян, ополченцев. Именно они решают исход сражения, ежеминутно совершая никому неведомый подвиг.

Первую битву при Шенграбене мы наблюдаем глазами князя Андрея Болконского. Фельдмаршал Кутузов направлялся со своими войсками по дороге из Кремса в Ольминс. Наполен хотел окружить его на середине пути, в Цнайме. Чтобы сберечь жизнь солдат, Кутузов принимает мудрое решение. Он посылает в Цнайм обходным горным путем отряд Багратиона и дает приказ удерживать огромную армию французов. Багратиону удалось сделать невероятное. Утром его войска подошли к деревне Шенграбен раньше, чем армия Наполеона. Генерал Мюрат испугался и принял небольшой отряд Багратиона за все русское войско.

Центр самой битвы - батарея Тушина. Перед сражением князь Андрей чертил план сражения, обдумывал наилучшие шаги. Но на месте боевых действий понял, что все происходит совсем не так, как было задумано. Во время битвы просто невозможно организованное руководство, полный контроль над событиями. Поэтому Багратион добивается только одного - поднятия духа армии. Именно дух, настрой каждого солдата определяет всю битву.
Среди общего хаоса князь Андрей видит батарею скромного Тушина. Еще недавно в палатке маркитанта он выглядел обыкновенным, мирным человеком, стоял разувшись. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе Тушин кажется большим и сильным. Но вместо награды или похвалы его отчитывают на совете после битвы за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.
Шенграбенская победа стала залогом победы при Бородине.

В канун Аустерлицкой битвы князь Андрей искал лавров, мечтал повести за собой армию. Военачальники не сомневались в том, что силы противника ослаблены. Но народ устал от бессмысленного кровопролития, был равнодушен к выгодам штаба и двух императоров. Они досадовали на засилье в своих рядах немцев. В итоге это вылилось в хаос и беспорядок на поле боя. Князь Андрей совершил долгожданный подвиг на виду у всех, с древком знамени повел за собой убегающих солдат, но этот героизм не принес ему счастья. Даже похвала Наполеона показалась ему ничтожной в сравнении с бескрайним и спокойным небом.

Толстому удалось удивительно точно, психологично отразить состояние раненого человека. Последнее, что видел князь Андрей перед разорвавшимся снарядом, была драка француза и русского из-за банника. Ему казалось, что снаряд пролетит мимо и не заденет его, но это было иллюзией. Герою чудилось, что в его тело вонзили что-то тяжелое и мягкое. Но главное - князь Андрей осознал ничтожность войны, разрушений в сравнении с огромным миром. На Бородинском поле он скажет Пьеру истину, которую осознал после участия в этих событиях: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

Русские войска одержали нравственную победу в Бородинской битве. Они не могли отступать, дальше была лишь Москва. Наполеон был поражен: обычно, если битва не выигрывалась в течение восьми часов, можно было говорить о ее поражении. Французский император впервые увидел небывалое мужество русских солдат. Хотя убито было не меньше половины войска, оставшиеся воины продолжали сражаться так же твердо, как и в начале.

На французов обрушилась и «дубина народной войны».

Все сражение передается глазами Пьера, человека невоенного. Он находится в самом опасном месте - на батарее Раевского. В его душе возникает небывалый подъем. Пьер своими глазами видит, что люди идут на смерть, но преодолевают свой страх, держатся строем, до конца выполняют долг.

Князь Андрей совершает свой главный подвиг. Даже находясь в резерве, он подает пример мужества своим офицерам, не преклоняет голову. Здесь князь Андрей получает смертельное ранение.

В битве действует собирательный образ народа. Каждого участника сражения направляет и согревает та «скрытая теплота патриотизма», которая является главной чертой русского национального характера. Кутузову удалось тонко почувствовать дух, силу русской армии. Он во многом знал исход сражений, но никогда не сомневался в победе своих солдат.

В своем романе Л.Н.Толстому удалось мастерски сочетать обзоры масштабных исторических сражений и описание душевных переживаний человека на войне. В этой особенности и проявился гуманизм автора.

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

Урок литературы на конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

« Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели:

  1. Образовательная –
  2. Воспитательная
  3. Развивающая
  4. Мета предметные учебно -информационные умения:

Умение извлекать информацию из разных источников;

Умение составлять план;

Умение отбирать материал по заданной теме;

Умение составлять письменные тезисы;

Умение подбирать цитаты;

Умение составлять таблицы.

Оборудование : портрет Л.Н.Толстого, тексты худ. произведения, набор иллюстраций Николаева к роману, альбом «Л.Н.Толстой» (составители Н.Б.Гордеева, Т.Г.Юркевич), альбом «Выставка в школе. Л.Н.Толстой», фрагменты кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Методические приемы : Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Время проведения – 90 минут

Подготовка к уроку.

Учащимся было предложено при подготовке к уроку заполнить рабочие листы по описанию Бородинского сражения том 3, часть 2, главы 19 – 39.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

страницы

№ 19

№ 20

№ 21

№ 22

№ 23

№ 24

№ 25

№ 26

№ 27

№ 28

№ 29

№ 30

№ 31

№ 32

№ 33

№ 34

№ 35

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

Учащимся были предложены вопросы .

  1. Войны и главные сражения, описанные в «Войне и мире»
  2. Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году?
  3. Какое значение имело Шенграбенское сражение. Какую роль сыграла в нем батарея Тушина?
  4. Почему царь вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русскими войсками?
  5. Андрей Болконский в Бородинском бою.
  6. Пьер Безухов на Бородинском поле. Почему Бородинское сражение показано через восприятие Пьера Безухова?
  7. Сравнить двух полководцев во время Бородинского сражения.

Ход урока

Урок начинаю чтением своего стихотворения

О Льве Толстом

К нам Лев Толстой

Приходит в раннем детстве.

И с той незабываемой поры

Живут вокруг меня с реальностью в соседстве

Его необычайные миры.

Я в них вхожу, их тайны открываю.

То как Болконский на войну иду,

То как Наташа первый бал танцую

И вместе с нею в лунну ночь не сплю.

Сквозь годы вновь и вновь передо мною

Сраженье Бородинское встает.

То падает Андрей, смертельно раненный,

То Пьер снаряды в ящиках несет.

То груды тел, убитых и израненных.

И бегство Бонапарта из Москвы.

Россию на колени не поставили,

Позорный крест с собою унесли.

Я за полночь от книги отрываюсь,

Сквозь сон шепчу героев имена.

Всей жизни мне отпущенной не хватит,

Чтоб до конца познать Толстого Льва.

Вступительное слово учителя.

Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)

  1. Тяжесть войны:

а) предельное напряжение физических и моральных сил людей

Т.1,ч.2, гл 13, стр 216;

б) страдания и смерть людей

« В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…

«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»

Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250

Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.

Смерть Пети Ростова;

Смерть Андрея Болконского.

в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)

2. Сложность войны:

А) многочисленность участников военных действий;

Б) значение общей настроенности армии;

В) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)

3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166

4 .Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.

(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)

5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии

Т.3, ч.2, гл.23,34

Т.4, ч.3, гл.1

6. Человеческое отношение к пленным.

Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.

Учащиеся работают под руководством учителя с рабочими листами, определяют главную мысль каждой главы. Предлагаю образец рабочего листа. Формат А -4. Номера страниц романа ставятся по своему тексту, чтобы удобно было отыскать нужный фрагмент текста на уроке.

Глава

Основное содержание

Ключевые слова

Кинофрагменты Фильма «Война и мир »

№ 19

Требование народного сражения

№ 20

Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа

Всем народом навалиться хотят

К/.ф

№ 21

Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

Бородинская панорама

№ 22

Пьер в свите Кутузова

Случайные разговоры и реплики

№ 23

Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга

Обзор Бородинского поля

№ 24

Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Война величайшее зло и страшная необходимость

№ 25

Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка.

Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

К/.ф

№ 26

Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

Ложь, позерство

№ 27

Наполеон готовится к бою.

Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы.

№ 28

Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

№ 29

Наполеон перед боем.

Он едет к Шевардину

№ 30

Красота панорамы выражает торжественность минуты

№ 31

Пьер на батарее Раевского.

Семейный кружок, скрытая теплота.

К/.ф

№ 32

Борьба за батарею Раевского.

Пьер уходит с поля сражения.

№ 33

Наполеон на поле Бородина.

Попытки руководить ходом сражения.

К/.ф

№ 34

Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны.

Русские не отступают.

№ 35

Кутузов на поле сражения.

Руководит духом армии.

К/.ф

№ 36

Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя.

Страстный порыв к жизни, любовь

№ 37

На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным.

Сострадание, любовь

№ 38

Осуждение Наполеона

№ 39

«Пламя сражения медленно догорало»

Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских

К\.ф

Эту работу можно провести по-разному:

Проверка заполнения таблицы под руководством учителя..

  1. Провести выборочный пересказ указанных глав.
  2. Ответы на вопросы учителя по данным главам .
  3. Устные сообщения подготовленных учащихся

А) Кутузов на Бородинском поле;

б) Наполеон на Бородинском поле;

в) Пьер в семейном кругу на батарее Раевского;

г) Наш князь (об Андрее Болконском)

  1. Просмотр фрагментов из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» и вопросы по ним (6 фрагментов)

Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению

Беседа Пьера с Андреем;

Пьер на батарее Раевского

Наполеон на Бородинском поле;

Кутузов на Бородинском поле;

Ранение Андрея Болконского .

Учащиеся делают комментарий после просмотра фрагментов кинофильма «Война и мир»:

Выводы по уроку:

Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.

Завершаем урок чтением стихотворения Лермонтова «Бородино» или любимого стихотворения Толстого, написанного Пушкиным:

Когда для смертного умолкнет

Шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Домашнее задание :

Выучить наизусть отрывок «Дубина народной войны…»

Т.4, ч.3, гл. 1 стр. 292.

Составить план к сочинениям:

  1. Образ народного полководца в «Войне и мире».
  2. Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.

Литература:

1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Должность (с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района

Название материала Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) текстовый документ

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о выборе, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Кутузова и Наполеона, Болконского и Безухова и др. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как «выбор цели и смысла жизни»; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход. Проблема постоянного выбора в жизни Показать общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения

Задачи материала на конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Список использованной литературы. 1. Альбом « Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1978г.

2.Журнал «Литература в школе» №4, 1978год. Статья Т.Ф.Курдюмовой стр.53-66. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения.

3. Долинина.Н. «По страницам « войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир», Ленинград, «Детская литература», 1973 год

4.Толстой Л.Н. Роман «Война и мир», издательство «Художественная литература», М., 1968 год.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» одной из важнейших тем является война, как и следует из названия. Сам писатель указывал, что в произведении реализуется «мысль народная», тем самым подчеркивая, что его интересует судьба страны в тяжелые времена исторических испытаний. Война в романе не фон, она предстает перед читателем во всем своем страшном величии, длительная, жестокая и кровавая.
Для героев романа это священная война, потому что они защищают свою Родину, своих близких, свои семьи. По словам писателя, «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Разумеется, Толстой, как патриот, резко выступает против войны грабительской и захватнической, несправедливой и агрессивной. Такой тип войны писатель называет «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Но война справедливая, вызванная необходимостью отстоять свое Отечество, война освободительная, носящая оборонительный характер, рассматривается Толстым как священная. И писатель прославляет людей, участвующих в такой войне, совершающих подвиги во имя свободы родной земли и во имя мира. По убеждению автора эпопеи, «придет время, когда не будет больше войны». Но, пока она идет, нужно воевать. Войну 1812 года – в отличие от прежних компаний 1805-1807 годов, происходивших за пределами родной страны, – Толстой воспроизводит и характеризует как народную битву, значимую и оправданную в глазах русских.
Война Отечественная сплотила многочисленные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ поднялись на защиту Родины. Накануне того дня, когда французы заняли Москву, «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Подобное единодушие было характерно и для жителей других мест, других российских земель. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли <…> происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой изображает войну исключительно правдиво, избегая идеализации, показывает ее «в крови, в страданиях, в смерти». Он не закрывает глаза на сцены ранений, увечий, проявление у определенной части офицеров тщеславия, карьеризма, показной храбрости, стремления к чинам и наградам. Но в основной своей массе русские солдаты и офицеры являют чудеса мужества, геройства, храбрости, стойкости и доблести. Автор романа не обходит вниманием и случающиеся во время войны неразбериху, суету, панику. Так было при Аустерлице, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Но основное внимание писателя приковано к спланированным и четко проведенным героическим атакам русской армии.
Великий художник слова показывает народ как основного участника священной войны. Он отвергает истолкование сражений 1812 года как схватки Александра I и Наполеона. Участь битв и исход всей войны, по Толстому, зависит от таких людей, как Тушин и Тимохин, Карп и Влас: от них исходят сила, энергия, наступательный дух, воля к победе. Только не от каждого отдельного человека, а от всего народа. Выразительно сказал критик Н. Н. Страхов, в своем письме обращаясь к Толстому: «Когда русского царства не будет, новые народы будут по “Войне и миру” изучать, что за народ был русские».
Воспроизводя события войны, писатель не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя, не довольствуется развернутыми батальными картинами, такими, как героический переход отряда Багратиона под Шенграбеном или Бородинская битва. Толстой приковывает внимание читателя к отдельным участникам сражений, показывая их крупным планом и посвящая им целые страницы своего романа. Так изображает Толстой штабс-капитана Тушина, героя Шенграбенского сражения: маленького, худого, грязного артиллерийского офицера с большими умными и добрыми глазами. В его фигуре есть что-то не совсем военное, «несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». И этот скромный и стеснительный человек совершает замечательный подвиг: со своей батареей, лишенный прикрытия, он на протяжении всего боя задерживает французов. «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко, <…> решил, что хорошо было бы зажечь деревню». И он зажигает Шенграбен, проявляя «геройскую стойкость», как определил эти его действия князь Андрей.
Воспроизводя Бородинское сражение, писатель вновь выделяет мужественное поведение и подвиги героев. Это артиллеристы батареи Раевского, дружно, «по-бурлацки» заряжающие орудия и дающие сокрушительный отпор французам. Это подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под страшным огнем повел солдат в атаку. Это поведение Николая Ростова, захватившего в плен французского офицера.
Но важны для Толстого не только батальные сцены. Поведение людей, находящихся в тылу, тоже позволяет говорить об их патриотизме или, наоборот, об отсутствии его. Старик Болконский, который в силу своего возраста не может отправиться на войну, всем сердцем поддерживает единственного сына, защищающего родную землю: для него не так страшно потерять сына, как пережить позор из-за его малодушия. Впрочем, такой позор ему не грозит: он воспитал сына настоящим патриотом. Прекрасен поступок Наташи, любимой героини Толстого, отдавшей подводы раненым и самоотверженно ухаживающей за князем Андреем. Восхищает мужество совсем юного Пети Ростова, решающего идти на войну. И поражает душевная черствость таких людей, как Элен, которых не заботит судьба Родины в тяжелое для нее время.
Военное время – непростое. И поведением на войне и в тылу люди обнаруживают различные качества. Толстой «проверяет» своих героев войной, и многие из них с достоинством выдерживают эту тяжелую проверку: Андрей Болконский, Николай Ростов, Наташа и, конечно, Пьер Безухов, который, пройдя через множество испытаний, смог обрести жизненную мудрость и по-настоящему почувствовать и полюбить свое Отечество.



Планирование беременности