Выставка работ сальвадора дали. Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже

С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей Фриды Кало.

На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала - Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Тем не менее увидеть проект стоит, пусть и для того чтобы окончательно разочароваться в главном позере и подражателе ХХ века.

К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.

Сюрреалист

Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом - знаковым в жизни Дали. Именно в 1934-м он неофициально вступает в брак с Галой - уроженкой Казани Еленой Дьяконовой, успевшей к тому моменту побыть женой французского поэта Поля Элюара и любовницей Макса Эрнста. За плечами у Дали - не закончившиеся ничем ранние эксперименты с кубизмом и дадаизмом, знакомство с Пикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном - основателем группы сюрреалистов, к которой Дали примкнул в 1929 году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально на почве отношения к политике Франко) и порвать всякие отношения.

Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934 год. Дерево, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

Спаситель искусства

В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».

Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини - флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.

Герой глянца и медиа

«Женщина с бабочкой», 1958 год. Оргстекло, масло. Частное собрание

«Черный дьявол. Ад. Песнь 21», иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1959–1963 годы. Фонд « Гала - Сальвадор Дали»

Мистик

В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает - пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.

Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.

Поп-артист

Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу поп-арта, используя готовое изображение, лишь с помощью элементов фона и цвета придавая ему узнаваемый авторский стиль.

Ключевая работа здесь - «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе - том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода - смерть, основной цвет - серый.

«Геологическое эхо. Пьета», 1982 год. Холст, масло. Собрание фонда «Гала - Сальвадор Дали», Фигерас

ИЗОБРАЖЕНИЯ: Музей Фаберже

Пишу отзыв пока воспоминания и впечатления ещё свежи и остры. Посетить выставку великого Сальвадора Дали "Дали - живые сны" предложила подруга, приехавшая ненадолго в Москву. Конечно я согласилась. Однако, пока стояли в очереди за билетами, меня одолевали сомнения. Если честно, немного давила нагрудная отдавать 650 руб. за "каракули" сумасшедшего испанца. Но на выходе я не пожалела ни капли! Расскажу всё по порядку.

Выставка "Дали - Живые сны" проходит в самом центре Москвы в DI Telegraph по адресу ул. Тверская, д. 7, что очень здорово. Можно после мероприятия погулять по самым красивым улицам столицы и обсудить увиденное, что мы, собственно, и сделали.

Выставка «Дали - Живые сны» претендует стать самым посещаемым и запоминающимся событием этого лета.

Цена выставки оригинальных работ Сальвадора Дали вряд ли может быть низкой. Мы же заплатили максимальную стоимость - 650 руб. для взрослых да ещё и в выходной день - воскресенье. В будни цена за взрослый билет 450 руб. Если же вы студент, пенсионер, ребёнок или имеете другие льготы, то можно посетить выставку дешевле, а то и вообще бесплатно.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны" билет

Странно, что в стоимости указаны варианты билетов для детей, ведь у выставки ограничение по возрасту 18+. К тому же, очень сомневаюсь, что дети поймут столь сложные картины для восприятия даже взрослых людей.

Взрослый - 450 рублей по будням, 650 рублей по выходным;

Студент - 350 рублей по будням, 400 рублей по выходным;

Льготный - 300 рублей по будням, 350 рублей по выходным;

Семейный 2+1 (2 взрослых + 1 ребенок от 7 до 17 лет) - 1100 рублей по будням, 1400 рублей по выходным;

Семейный 2+2 (2 взрослых + 2 ребенка от 7 до 17 лет) - 1200 рублей по будням, 1500 рублей по выходным;

Ветераны ВОВ, дети-инвалиды, инвалиды 1-й группы с одним сопровождающим, дети до 3-х лет - бесплатно.

Время проведения:

Удивительно, что народу было не много, очередь за билетами всего 3 человека перед нами. Мы пришли в обед, примерно в 2 часа, я ожидала толпы поклонников гениального художника, но было достаточно просторно.

У кассы на большом экране красуется портрет усатого испанца, задорно подмигивающего гостям своей выставки. К сожалению, видео не сохранилось.


Зал мультимедийного шоу "Дали - живые сны"

Сперва мы попали в зал с мягкими креслами-мешками, где транслировалось мультимедийное шоу с работами художника. Нам повезло присесть прямо по центру и в самом начале фильма.


Мультимедийное шоу включает: картины Дали, проецируемые на экраны 7 метров в высоту, сменяются под музыку Пьяццоллы, Гарделли и Вагнера.

Сочетание музыки и света настраивает на чумовую энергетику этого необычного человека. Картины были показаны в "ожившем" виде, подпитывались фактами из творческой жизни мастера и знакомили с предстоящей экспозицией.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Если честно, я смотрела с расширенными глазами и понимала, насколько он сумасшедший, насколько его сознание отличалось от сознания его современников.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

На экранах мне работы казались всё ещё "каракулями", как всегда казались при просмотре на мониторе компьютера, но уже хотя бы было понимание, о чём они.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Затем мы прошли в зону с экспозицией. При входе стояли большие белые буквы "DALI" и барная стойка. Можно утолить жажду горячими и холодными напитками, за дополнительную плату, разумеется.


Возле букв, известной даже школьнику фамилии, располагался огромный стенд и биографическими фактами легендарного художника, его высказываниями о самом себе. Неординарность личности Дали демонстрируется и его цитатами.


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Мы у стенда долго не задерживались, это всё можно почитать и в доступных источниках, побежали смотреть оригиналы, которые нам обещали!

В рамках выставки «Дали - живые сны» можно увидеть 100 оригинальных гравюр мастера, находящихся в коллекциях, которые редко экспонируются в России. Например, «Живые сны Пантагрюэля», «Воспоминания Казановы», «Божественная комедия», «Дон Кихот», «Фауст».

Если честно, то я не особо люблю гравюры, точнее не любила, пока не попала на выставку Дали! Он действительно гений, это неоспоримый факт. Понять его можно, пожалуй, только увидев воочию оригиналы, где видна каждая микроскопическая точечка, каждая линия, фактура бумаги, нажим руки мастера, а главное цвет!

Покажу несколько фотографий, но вряд ли они дадут полное представление увиденного.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Меня, человека подготовленного, изучавшего историю искусства в вузе, всё равно всегда удивляли подобные произведения своим сумасшествием. Я не понимала красоты. Да, композиционно всё уравновешенно, живость линии заметна на фотографиях, но цельного восприятия у меня не было, да и не особо меня привлекал сюрреализм. Хочу признать своё невежество, ведь это впечатление только при поверхностном знакомстве с работами. Когда стоишь у оригинала, посмотришь подольше, повнимательнее, прочитаешь, о чём вообще речь, становится понятным и изображение. Но какое изображение! Неукротимая фантазия и техника исполнения просто поражает! Это нужно обязательно увидеть, пощупать взглядом каждое углубление в ямках текстуры бумаги, прочувствовать свет и прислушаться к своему общему впечатлению от произведения.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"


Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

Я старалась избегать бликов на фотографиях, но это оказалось непросто. Блики иногда мешали и просмотру работ, но подходить можно было вплотную, никаких ограждений нет. Я подолгу стояла у каждой работы, их можно разглядывать бесконечно. Там столько деталей, столько эмоций, особенно цветные работы задают настроение и динамику, которая присутствует во всех работах, в линиях, в штрихах, пятнах и даже точках этого неугомонного бунтаря.

На этом фото можно разглядеть фактуру бумаги и штрихи. Но в реальности бумага всё равно не такая, у неё какие-то будто перламутровые переливы, не удивлюсь, если она ручной работы, возможно самого маэстро.

Выставка Сальвадора Дали в Москве "Дали - живые сны"

А вот и картина Сальвадора Дали "Ворона и лисица":

Сальвадор Дали "Ворона и лисица"

Ксилография, литография, сухая игла - техники гравюры, в которых Сальвадору нет равных. Кстати, рядом с экспозицией произведений каждой техники были плакаты с определением и описанием.

Само помещение просторное, светлое, с огромными окнами, интерьер в стиле лофт. Ничто не отвлекает от работ художника. Людей было немало, но и тесно совсем не было, я спокойно стояла у каждой работы по нескольку минут. Была возможность сфотографироваться без суеты.


Как утверждают организаторы выставки, «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» станет самой масштабной экспозицией работ испанского художника в Петербурге. На ней будет выставлено 150 живописных и графических произведений Дали, предоставленных фондом «Гала — Сальвадор Дали» и другими музейными и частными собраниями.

Пейзаж, выкупленный фондом «Гала — Сальвадор Дали» за рекордную стоимость

Среди представленных на выставке сюрреалистических пейзажей 1934-1937 годов особенно выделяется «Пейзаж с загадочными элементами» , написанный художником в 1934-м. В 2011 году фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил его у анонимного коллекционера за рекордную для себя сумму — $11,14 млн. В этом произведении процитирована картина «Аллегория живописи» Яна Вермеера, которого Дали называл «всеобъемлющим сюрреалистом» и чьим творчеством восхищался всю жизнь. В «Пейзаже с загадочными элементами» великий испанец поместил рисующего Вермеера на первый план, а себя, изображенного маленьким мальчиком в костюме моряка и в сопровождении няни, — на второй.

Сальвадор Дали. «​Пейзаж с загадочными элементами»

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к автобиографии Бенвенуто Челлини

«Сюрреализм — это я!», — заявлял Сальвадор Дали о своем месте в этом направлении искусства. Однако в 1936 году от него отошел, начав защищать ценности Ренессанса. В 1945 году Дали, к примеру, создал серию иллюстраций к автобиографии флорентийского скульптора и живописца Бенвенуто Челлини, считающегося одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Эти работы, выполненные чернилами и акварелью, также представлены на петербургской выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к автобиографии Бенвенуто Челлини

пресс-материалы Музея Фаберже

Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери

Как выглядит дантов ад в представлении Сальвадора Дали? Ответ на этот вопрос тоже дает Музей Фаберже . В 1950 году Государственный полиграфический институт Италии заказал художнику серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, приуроченную к 700-летию поэта. Результатом работы Дали стали 102 рисунка, выполненные в различных техниках с использованием акварели, гуаши и чернил. Впоследствии заказ был отменен: итальянская общественность выразила недовольство тем, что произведение великого итальянского поэта доверили иллюстрировать испанцу. Однако Сальвадор Дали не сдался и обратился за помощью к французскому издателю Жозефу Форе, который, в свою очередь, выступил посредником между художником и издательством Les Heures Claires , в конечном итоге выпустившим книгу с этими иллюстрациями. 100 рисунков из этой серии будут представлены на выставке.


Иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери

пресс-материалы Музея Фаберже

Посвящения Микеланджело

После смерти своей жены и музы Галы в 1982 году Сальвадор Дали стал чаще задумываться о потусторонней жизни и бессмертии и написал ряд произведений, интерпретирующих классические образы еще одного мастера Ренессанса — Микеланджело Буонаротти. Вдохновившись знаковыми работами Микеланджело, Дали создал по их мотивам свои собственные, такие как «Геологическое Эхо. Пьета» и «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело. Некоторые из произведений этого периода будут представлены в России впервые.


Сальвадор Дали. «​Без названия», 1982. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» Микеланджело

пресс-материалы Музея Фаберже

Выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже будет открыта с 1 апреля по 2 июля 2017 года.

В Москве в рамках года Испании в России открылась уникальная выставка

Десятки картин и рисунков работы легендарного Сальвадора Дали — столь масштабной экспозиции в нашей стране ещё не было.

Поднимась по знаменитой лестнице Пушкинского музея, уже первые посетители выставки Сальвадора Дали всё время смотрели вверх. Туда, где другой художник Борис Мессерер, создавая сценографию выставки, подвесил костюмы. В таком же эпатажный Дали однажды появился на карнавале в Венеции. Получается, что директор музея Ирина Антонова напрасно переживала: не заденут ли их люди головами.


Постоянство памяти (1931)

Огромные яйца и пирамиды из папье-маше расставили тоже с особым смыслом. Повторяя украшение карниза музея-театра Дали в испанском городе Фигейросе. Там художник впервые выставлялся, там же, прямо под полом музея и похоронен. Одалживая именно здесь 25 живописных и 90 графических работ для выставки, в Пушкинском были, прежде всего, уверены в их подлинности. Ведь эту коллекцию Дали создавал лично. Но, чтобы картины в чужой обстановке чувствовали себя как дома, из соседних залов переместили слепки античных скульптур. Ведь они так часто были для Дали источником вдохновения.

Чтобы посетители не задавали лишних вопросов, скажем, «А причём здесь Венера Милосская?», скульптуру расположили именно так, чтобы взгляд с неё сразу падал на этюд к картине «Галлюционогенный торреро». И даже сложно посчитать, сколько раз узнаваемый силуэт знаменитой статуи Дали использовал в этой работе.


Галлюциногенный тореадор, 1968-70

В диалоге с Диего Веласкесом и его полотном «Менины» Сальвадор Дали однажды создал свой собственный шедевр. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — пожалуй, самая знаменитая из привезённых в Москву работ Дали. Картину «Странность» в своё время считали потаканием вкусу толпы.

«Модный силуэт, платье дамы по моде 35-го года, в котором написана эта картина. Диван в тонах, как раз модных в ту эпоху. Ну, и конечно же, застёжка-молния, которая как раз в эти годы постепенно перекочевала с курток лётчиков и автомобилистов на дамские сумочки и наряды», — поясняет хранитель Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Алексей Петухов.

Кроме графики, среди которой очень много иллюстраций к «Дон Кихоту», также впервые покажут уникальные фотографии из семейного альбома Сальвадора и Гала Дали. Почти всю жизнь урождённая Елена Дьяконова была женой и музой самого безумного из гениев XX века. Её лицо можно найти почти на каждой его картине. А этот крошечный портрет Гала с двумя бараньими рёбрышками на плече — особое признание в любви.


Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1920-1921

«Гала, по признанию Дали была очень аппетитной женщиной. Он говорил: её всё время так и хочется скушать. И чтобы передать это свою страсть к ней, этот образ, он и изобразил её вместе с бараньими рёбрышками», — говорит представитель Фонда «Гала — Сальвадор Дали» (Испания) Ирэн Сибиен.

Выставку, открытую в рамках Года России-Испании, одной из первых сегодня увидела супруга Президента России Светлана Медведева. Она призналась, что картины Сальвадора Дали по-настоящему волнуют, заствляют задуматься и восхищаться. Кстати, в Москве для них создали особые условия. В залах выставки заметно прохладнее, чем в других. А первые посетители даже не заметили стекло, которое совершенно не бликует, отчего отлично видно даже мельчайшие детали, ведь в каждой из них и скрывается тайна великого сюрреалиста.

Алексей Зотов, Дирекция информационных программ Первого канала

В двух шагах от Кремля - в пространстве DI Telegraph на Тверской улице - открылась выставка «Живые сны Сальвадора Дали». Мультимедийные проекции, сделанные на основе картин великого сюрреалиста, здесь сочетаются с подлинной тиражной графикой: офортами, гелиогравюрами, литографиями, ксилографиями. В том и привлекательность проекта, позволяющего увидеть, как знаменитые образы Дали живут на бумаге и тут же оживают на огромных экранах.

Организатор проекта - «Люмьер-холл», который ранее предлагал москвичам мультимедийные «путешествия» по творчеству Айвазовского, Климта, Рериха... В этом ряду Дали - фигура не просто закономерная, но непременная: мало у кого есть столь же эффектные, почти кинематографические образы, которые при этом можно удачно отделить от фона (как правило, пустынного пейзажа) и анимировать.

Впрочем, творчество Дали и без того воспринимается многими как массовое, рассчитанное на внешний эффект. И 3D-проекции неизбежно усиливают этот «попсовый» оттенок, переводя шедевры сюрреализма из мира высокого искусства в мир мультимедиа-развлечений. Именно поэтому подлинная графика здесь оказывается очень кстати - демонстрирует безупречное классическое мастерство художника и позволяет увидеть работы, которые в Москве не часто выставляются в их первозданном облике.

Конечно, большой редкостью эти рисунки тоже не назовешь: Дали издавал свои «Книги художника» впечатляющими тиражами - порой больше 400 экземпляров (обычно издатели выпускали 50–100 копий). Поэтому сегодня и полные комплекты, и отдельные листы с собственноручной подписью автора есть в собраниях многих музеев и коллекционеров. В частности, кое-что из представленного в DI Telegraph можно было увидеть на выставках livre d"artiste в ГМИИ имени Пушкина. Но если у музея была задача познакомить зрителей с самим феноменом «книги художника», то задача «Люмьер-холла» - ввести зрителей в мир образов Дали.

В экспозицию вошло в общей сложности более сотни листов из серий «Божественная комедия», «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля», «Далинианские лошади», «Воспоминания Казановы», «Песнь Песней царя Соломона», «Дон Кихот» и «Фауст». Разумеется, все эти циклы представлены фрагментарно (у Дали только «Божественная комедия» содержит 100 иллюстраций). И внятной кураторской концепции в выборе не прослеживается. С другой стороны, для публики, только начинающей знакомство с творчеством Дали, именно такой подход оптимален.

В работах из разных серий можно увидеть претворение основных тем и символов художника. Так, в «Озорных снах Пантагрюэля» - это растекающиеся наподобие знаменитых часов предметы, фирменные подпорки и бесчисленные аллюзии на живопись Босха; в «Воспоминаниях Казановы» - галерея эротических образов. А в «Божественной комедии» и «Песне Песней царя Соломона» - ироничная интерпретация религиозных сюжетов.

Разношерстность представленных работ в случае с Дали не выглядит недостатком: само его творчество столь же пестрое и внешне легкомысленное. И, как оказывается, бесконечно более яркое и живое, чем любые мультимедийные вариации, которые в данном случае выглядят как симпатичное, но необязательно дополнение к подлинному искусству Дали - реальному и сюрреальному одновременно.



Планирование беременности