Американские племена. Индейцы северной америки

Территория Племена
Северная Америка Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шауни (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчези, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинук, тлинкиты, цимшиан
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло, хопи, мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя , тольтеки, ольмеки, ацтеки , киче
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку - трубка мира.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.


Атапаски - собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь - мокасины.

Тлинкиты - жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты.

Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем - это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».

Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы - с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.

Свои переносные жилища - типи - обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами.

Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения.

Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее - украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона - символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Этногенез. М, 1986.

Белик А.А.,Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). - М.: «Наука»,1998.

Бонгард-Левин Г.М., Гратовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М.: «Мысль», 1983.

Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. - М.: «Мысль», 1990.

Вавилов Н.И. Пять континентов. - М.: «Мысль», 1987.

Глазами этнографов. - М.: «Наука», 1982.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., Т.5. М., 1953.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л. 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

Моуэт Ф. Люди оленьего края. Отчаявшийся народ. Иркутск, 1988.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: «Высшая школа», 2000.

Сегеда С.П. Основи антропологiї. Київ, 1995.

Стингл М. Индейцы без томагавков.- М.: «Прогресс», 1984.

Страны и народы. (в 20 томах). М.: «Мысль», 1078-1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «Наука», 1986.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. - М.,1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: «Наука», 1985.

Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа, 2001 - № 6.

Первооткрывателем Америки считают Христофора Колумба, итальянского мореплавателя из города Генуя. Находясь на службе у испанской королевской четы, он попытался открыть новый путь в Индию — через Атлантический океан. 12 октября 1492 года корабли его флотилии достигли острова который Колумб назвал Сан-Сальвадор. Считая, что они приплыли в Индию, местных жителей путешественники назвали индейцами. Только позднее другие мореплаватели узнали, что к северу отсюда простирается огромный, неизведанный континент, никак не связанный с Индией. На самом деле первыми в Северной Америке побывали скандинавские викинги, вероятно, ирландские монахи и бретонские рыбаки. Но лишь после плавания Колумба вся Европа заговорила о существовании Нового Света. Когда в XIV веке европейцы начали осваивать этот континент индейцы уже жили повсюду от Аляски на севере до Огненной земли на юге.

По языку индейские племена Северной Америки объединяются в следующие семьи:

Алгонкины

Арапахо. Название происходит от слова индейцев Пауни — Тирапихо или Лирапихо, что значит торговцы. Чейенны называли их Хитанвоив — Облачные Люди, Тетоны — Махпияато — Голубое Облако, Команчи и Шошоны — Саритика — Едоки Собак. Сами себя они называют — Инунаина — Наши Люди. Вместе с северными родственниками ацина, арапахо составляют самую обособленную языковую семью алгонкинов. У арапахо было 5 основных кланов: Накасиена или северные арапахо. Навунена или Южные. Ааниена, Хитунена или ацина (гровантры прерий), считающееся независимым племенем. Басавунена преимущественно северные арапахо. Ханавунена или Аанунхава, позднее влились в состав северных арапахо. У Хинанаина были подразделения: 1. Ваксеичи — Угрюмые Люди. 2. Хакасинена — Смешные Люди. 3. Баатсинена — Люди Красной Ивы. Численность арапахо в XIX веке составляла более трех тысяч человек. Столько же было и у ацина.

Черноногие. В союз черноногих входят три племени — пиеганы, кайна, или блад и собственно черноногие, или сиксика. Эти алгонкинские племена типичных степных кочевников в союзе с гро-вантрами и сарси противостояли другому мощному союзу северных равнин — ассинибойнам и кри. Черноногие по большей части поддерживали нейтральные отношения с белыми, однако в 1870 г. солдаты полковника Бэкера напали на мирный лагерь пиеганов у реки Мариас в Монтане. Из 219 индейцев было убито 176 человек, в основном женщины и дети. Сейчас южные пиеганы живут в резервации на севере Монтаны, кайна, сисика и северные пиеганы расселены в трех резервациях канадской провинции Альберта

Кри. Самое многочисленное алгонкинское племя. Лесные группы, типичные охотники Субарктики, заселяли огромное пространство от Лабрадора до Альберты. Степная ветвь племени впитала черты культуры конных кочевников — охотников на бизона, и заселила северо-восточные области Великих равнин. Степные кри вождей Большого Медведя, Паундмейкера и лесные кри Блуждающего Духа приняли активное участие в восстании метисов и индейцев в Саскачеване в 1885 г. Некоторые группы лесных кри и поныне продолжают вести образ жизни, где важное место занимают мясная и пушная охота.

Оджибве. В районах, примыкающих с севера и востока к Великим озерам, были разбросаны селения самого многочисленного алгонкинского народа Восточных лесов — оджибве. Под этим именем чаще всего подразумевают северные, или канадские группы. Оджибве США чаще называют чиппева. Западные оджибве носят имя сольто, а часть племени, переселившись в степи, восприняла культуру степных кочевников, став известна как банги. Получив огнестрельное оружие от компании Гудзонова залива, оджибве оттеснили дальше на запад сиу, которые были их традиционными врагами. Состояли в союзе с кри и ассинибойнами. Степные группы приняли участие в восстании в 1885 г. канадских метисов и индейцев. Сейчас чиппева одни из самых активных участников индейского движения в США. Они создали в 1968 г. радикальную организацию Движение Американских Индейцев.

Могиканы. И могиканы и делавары, пережили очень тяжелые исторические времена, но не исчезли вовсе. Первые, соединившись с группой делаваров живут в Канаде и около 200 человек как часть так называемых стокбриджских индейцев живут в резервации Онейда, штат Висконсин. Потомки же мохеган Ункаса сейчас известны в штате Коннектикут как Индейская нация Мохеган-Пекот.

Делавары. Алгонкинское племя восточного побережья. Образовалось около 1740 г. в результате слияния нескольких мелких племен, рассеянных европейскими колонизаторами. Делятся на манси, унами и уналачтиго. Противостояли набегам ирокезов, однако в конце 18 века часть племени была принята в Лигу Ирокезов. В середине 19 века часть делаваров переселилась в Оклахому. Степные делавары, во многом восприняв культуру соседних племен, участвовали в межплеменных войнах на равнинах, вели посредническую торговлю, а также служили скаутами в американской армии.

Атапаски

Апачи. Самые южные атапаски. В 15 — 16 веках переселились с севера на Южные равнины и регион Юго-Запада. Ближайшие родственники апачей — навахо. Западные апачи, или койотеро включают сан-карлос, уайт-маунтин, сибеку и тонто, их соседи чирикахуа делятся на чоконен, ненди, бедонкоэ и мимбреньо (два последних имеют общее название уорм-спрингс или могольон). Апачи мескалеро и хикарилья ближе по культуре к индейцам степей, а кайова-апачи и липан являлись типичными степными кочевниками — охотниками на бизонов. Чирикахуа дольше всех оказывали сопротивление американской армии, и прекратили войну, которая длилась 25 лет, в 1886 г., когда уже все индейцы были поселены в резервации. Среди прославленных вождей апачей — Мангас Колорадо, Кочис, Викторио, Юх, Найче, Джеронимо.

Навахо. Самое большое племя североамериканских индейцев (сейчас около 300 тыс. человек.), владеющее самой большой резервацией. Предки навахо, как и их ближайших родственников апачей — группы атапасков пришли на Юго-Запад из далеких северных лесов в 15 в. Навахо совершали набеги на своих новых соседей индейцев пуэбло, у которых научились земледелию, и на испанцев (позже мексиканцев) у которых переняли коневодство (включая даже элементы коневодческой одежды — например, мокасины-сапоги навахо — это вариант обуви мавров, служивших у испанцев пастухами) и разведение овец, из шерсти которых навахо научились ткать свои знаменитые одеяла, особо ценившиеся всеми окрестными индейцами, а ныне известные на весь мир. Кроме того, всемирно популярные индейские ювелирные украшения из серебра и бирюзы это тоже работа навахо.

Ирокезы
  • Кайюга
  • Могауки
  • Онейда
  • Онондага
  • Сенека
  • Тускарора
  • Гуроны
  • Мохок
  • Чероки
    и др.

Ирокезы. Этим словом, образованным от алгонкинского ироку — настоящие гадюки, французы стали называть союз пяти племен, которые сами себя так и называли — пять наций, а еще — люди длинного дома. Пять племен это — сенека, кайюга, онондага, онейда и мохок. Позже в союз ирокезов были приняты тускарора, и ирокезы стали шестью нациями. Ирокезы жили в длинных домах сооружениях из деревянных опор, крытых корой, которые достигали в длину 30 — 40 и более метров при ширине 7 — 10 м. Такой дом занимали несколько семей, родственных по женской линии. Кроме охоты, важное место в хозяйстве ирокезов занимало земледелие — они выращивали маис, тыкву, бобы, подсолнечник, арбузы, табак. Селение было окружено частоколом из бревен, который служил защитой в случае нападения врага. Сами люди длинного дома были тоже очень воинственны и совершали набеги на все окрестные племена — могикан, делаваров, алгонкинов, монтанье, майами, катавба, гуронов, сусквеханна, эри, оттава, иллинойсов и др. В результате ирокезы подчинили себе огромную область, во много раз больше своей исконной территории располагавшейся к югу и востоку от озера Онтарио. Сила и влияние Лиги были огромны, и европейские державы — Англия и Франция, а позднее и США сражавшиеся между собой за североамериканские земли, старались использовать ирокезов как военных союзников. Но, в конце концов, ослабленная в бесконечных войнах Лига стала терять свое могущество, и племена ирокезов оказались разобщены и рассеяны по резервациям США и Канады. Сейчас ирокезы считаются лучшими строителями-высотниками, и многие знаменитые американские небоскребы построены их руками.

Чероки . Название этого племени, пожалуй, наиболее известно в неиндейском мире наряду с апачами и ирокезами. К тому же сегодня этот народ один из самых многочисленных в США (более 300 тыс. человек), и в этом отношении соперничает с навахо. Правда, большинство чероков сильно метисированы и разбросаны по всей стране. Родным языком владеют только около 4 % (язык относится к ирокезской группе). Небольшая часть племени избежала переселения на Индейскую территорию, и сейчас живет в резервации в Северной Каролине (6 тыс. человек). 60 тысяч чероков расселены в Оклахоме. К приходу европейцев чероки были типичными носителями культуры Юго-Востока — они сочетали земледелие, собирательство и охоту. Под влиянием европейцев стали одним из пяти цивилизованных племен, и даже издавали первую в мире газету на индейском языке Чероки Феникс. Письменность чероки изобрел гениальный самоучка Секвойя (ок. 1770 — 1843) — его именем позже назвали знаменитое гигантское дерево.

Гуроны. Ирокезоязычная конфедерация района Великих Озер.В ее состав входили 4 племени, называвшие себя: люди Медведя, люди Скал, люди Веревок и люди Оленя. Другое имя гуронов виандоты. В ходе войн с Лигой Ирокезов были почти полностью уничтожены и рассеяны.

Мускоги

Семинолы. Это племя образовалось в конце 18 века из части племени криков, переселившихся во Флориду, где к тому времени местное население было практически истреблено. Семинолы оказывали отчаянное сопротивление белым захватчикам, но в результате трех Семинольских войн (1817 — 1818, 1835 — 1842 и 1855 — 1858 гг.) от 6 тыс. индейцев во Флориде осталось менее 200 человек. Остальные были либо уничтожены, либо отправлены на Индейскую территорию. О том, насколько серьезным противником считали семинолов американцы, говорит тот факт, что во время второй Семинольской войны численность федеральных войск была увеличена вдвое. Среди знаменитых вождей семинолов — Миканопа, Билли Кривоногий, Дикий Кот, Оцеола. Сейчас семинолы живут в Оклахоме и в трех резервациях во Флориде. Часть флоридских семинолов говорит на другом языке (хитчити) и считается самостоятельным племенем микасуки.

Сиу

Сиу. Собственно сиу — это семь дакотских племен. Тетоны — общее название семи родственных племен сиу: оглала, брюле, ханкпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие-сиу. На протяжении XIX века у оглала были следующие кланы: Свирепые Лица — Итешича (Дурные Лица Красного Облака), Миниша — Красная Вода, Ойюкхпе — Вытолкнутые в Сторону, Хункпатила, Шийо — Острохвостая Куропатка, Кийюкса — Те, кто нарушают собственные законы, Истинные Оглала, Оканданда, Старое Шейное Ожерелье, Короткие Волосы, Ночные Облака, Уажхажха, Сердце Духа. Их ближайшие родственники — ассинибойны. Двоюродными братьями можно считать сиуязычных индейцев Миссури (манданы, хидатса, кроу), племена групп дхегиа (омаха, понка, оседжи, канза, куапо) и чивере (ото, миссури, айова, виннебаго). И совсем дальние родственники — ныне исчезнувшие сиуязычные племена Востока и Юго-Востока: катавба, сапони, тутело, эно, оканичи, офо, билокси и др.

Ассинибойны. Так называли их чиппева, что означает — Те, кто готовит пищу, используя камни. Такое имя ассинибойны получили из-за обычая кипятить воду, бросая в нее раскаленные камни. Изначально они составляли часть янктонаи-сиу, но в 17-м веке отколовшись от последних, ушли на северные равнины, став самостоятельным племенем. В союзе с кри и оджибве воевали против сиу, чейеннов, черноногих, сарси, гро-вантров, кроу, флатхедов, хидатса, манданов. Численность ассинибойнов до эпидемии оспы 1837 года была самой большой на северных равнинах — около 25 000 человек. Часть ассинибойнов принимала участие в битве при Литтл-Бигхорн и в восстании индейцев и метисов Канады под предводительством Луи Риля в 1885г. Самая северная ветвь племени, кочевавшая у Скалистых гор получила название стони. Хидатса прозвали их Итанскипасикуа — Длинные стрелы. Исстари было у них 3 главных подразделения: 1. Хоки — Похожие на Больших Рыб. 2. Тувахуда — Похожие на Духов. 3. Ситкоски — Шалуны или Сморщенные Щиколотки. В по следствии они имели кланы: Ткатада Унскаха — Кочевники, Вазийя Винтката — Северные Люди, Ткакси Витката — Лесные Люди, Танитабин — Бедро Бизона, Худекабин — Красная Гора, Вачиази Хиабин — Коптильщика Жира, Ватопабин — Гребцы, Кахия Ийяскабин — Полукровки Кри и др. В конце XIX века их насчитывалось около семи тысяч человек.

Дакота . Иногда так называют все семь племен собственно сиу, однако дакота — это только восточные лесные сиу, или санти: мдевакантон, сиссетон, вахпетон и вахпекуто. Центральные сиу — янктон и янктонаи — называли себя накота (ассинибойны, отколовшиеся от янктонаев — накода), западные сиу, или тетон — лакота, которые в свою очередь состояли из оглала, брюле, хункпапа, сихасапа, миннеконджу, сансаркс и охенонпа. Союз племен сиу был самым многочисленным (в начале XIX века — около 35 000 тыс. человек) и могущественным на Великих равнинах. Они вели войны с традиционными индейскими врагами (оджибве, пауни, арикара, кроу, шошоны, ассинибойны) и оказывали упорное сопротивление евроамериканской экспансии. Союз дакотских племен называл себя Очети Шаковин — Семь Костров Совета. В результате восстаний, войн и подписаний договоров оказались разбросаны по многочисленным резервациям штатов Южная и Северная Дакота, Миннесота, Небраска, Монтана и канадских провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта. Сейчас сиу — одна из крупнейших (около 100 тыс. человек) и политически активных индейских наций, стоящая в первых рядах возрождения индейских традиций и культуры.

Манданы . Земледельческое сиуязычное племя верховий Миссури. Древние, даже можно сказать, коренные, жители равнин, манданы противостояли набегам кочевников ассинибойнов и сиу, которых привлекали продукты земледелия и лошади манданов. Сами манданы сочетали земледелие с конной охотой на бизонов. Кроме того деревни манданов и их соседей хидатса и арикара являлись важнейшим торговым центром севера Великих равнин, куда с северо-востока (с территорий, подконтрольных компании Гудзонова залива) поступали ружья и металлические изделия, а с юго-запада (с испанских территорий) — лошади. Жили манданы в укрепленных селениях — бревенчатые покрытые землей дома, окруженные частоколом высотой 4 — 5 метров. В результате эпидемий и постоянных войн с кочевниками число их деревень сократилось с девяти в 18 веке до двух в 1804 г. Остатки манданов, хидатса и арикара были поселены в одну резервацию Форт-Бертольд.

Кроу . Сиуязычное кочевое племя Великих равнин, отколовшееся от хидатса около 1776 г. и переселившееся в южные районы Монтаны. Другое название — абсарока, Народ Крапчатого Ястреба. Арапахо их называли хунена (вороны), чейенны — оитунио (вороны), тетоны — конгитока (вороны). Они делились на три подразделения: 1. Манисеперы или Черные Жилища, 2. Акарахо или Много Жилищ, 3. Эрарапио или Стукнутые в Живот. Первый клан — это Речные Кроу, последние два — Горные Кроу. Подразделялись на речных и горных. С кроу враждовали практически все степные племена, за исключением кайова и родственных хидатса. Во времена индейских войн кроу служили скаутами в армии США, и в этой роли — как разведчики и воины — считались одними из лучших, что признавали даже их традиционные враги — сиу и черноногие.

Хидатса . Другие названия миннетари и гро-вантры. Это сиуязычное племя составляет одну культурную группу так называемых фермеров северных равнин вместе с манданами и арикара. В начале XIX века жили в трех оседлых селениях в верховьях Миссури. Эпидемии и бесконечные набеги кочевников в несколько раз сократили численность племени.

Юго-ацтекская семья

Кайова. Небольшое, но воинственное племя кочевников юга Великих равнин. Язык относится к группе тано. На правах самостоятельной единицы в племя входили кайова-апачи, говорящие на атапаскском языке. Вместе с команчами эти племена составляли мощный союз южных степей (Оклахома, Техас), воевавший со многими окрестными индейцами и мексиканцами. В 1870-х годах оказали сильное сопротивление американской армии. Всего воинов в племени насчитывалось около 200 человек. Десять храбрейших из них составляли общество Каитсенко — военную элиту, никогда не отступающую перед врагом. Самые выдающиеся вожди кайова — Дохасан, Сатанк, Сатанта, Одинокий Волк, Пинающая Птица, Большое Дерево.

Команчи. Крупнейшее племя юга Великих равнин (в 1849 г. — 20 000 чел.), переселившееся в степи из района Скалистых гор. Ближайшие родственники шошонов. Племена команчей — квахади, котсотека, ямпарика, пенатека, юпини. Этот народ одним из первых на равнинах освоил коневодство и стал типичным носителем кочевой конной культуры. В союзе с кайова являлись самой значительной силой юга равнин. Они совершали набеги на племена пуэбло, воевали с навахо, апачами, оседжами, юта и пауни. Но, пожалуй, больше всего от команчей доставалось техасцам и мексиканцам. Во второй половине 19 в. команчам пришлось противостоять нашествию в южные равнины белых охотников на бизонов, а также регулярной армии США. Сопротивление племен южных равнин было сломлено в 1874 г. в сражении у каньона Пало-Дуро в Техасе. В 1875 г. последний боевой вождь команчей Квана Паркер привел своих людей на Индейскую территорию.

Шошоны. Эта группа племен (баннок, снейк, леми, госиюты, пайюты, панаминты) занимала довольно большую территорию, и их культура в различной степени включала элементы трех регионов: Большого Бассейна, Плато и Великих равнин. Наиболее известны восточные шошоны, или шошоны Уинд-Ривер, которых также называли снейк. Эти шошоны практически полностью восприняли культуру степных индейцев, из которых были в дружественных отношениях с кроу. Поселены в резервацию с исконными врагами — арапахо.

Юта. Племена юта — капоте, моаче, веминуче, ункомпагре, пахвант, уинта и др. жили в пограничном районе Юго-Запада, Большого Бассейна и Великих равнин. И хотя юта являются родственниками шошонов, они часто враждовали с последними. Также совершали нападения на степных индейцев и племена пуэбло. Союзниками юта были хикарилья-апачи. Эти племена поддерживали близкие отношения, и многие юта имели часть апачской крови, как, например прославленный вождь Урай. Отношения с белыми американцами были довольно сложными. А в 1879 г. после нескольких лет мирных отношений юта подняли восстание, пытаясь сохранить за собой исконные земли.

Семья Кэддо

Арикара. Племя земледельцев верховий Миссури, первоначально часть пауни. Вместе с сиуязычными манданами и хидатса составляли единую культурную группу, сочетающую земледелие с конной охотой на бизонов. Одни из традиционных врагов сиу.

Пауни. Это оседлое племя одним из первых заселяло Великие равнины, сочетая охоту на бизонов с земледелием. Язык пауни относится к семье кэддо, племя включает четыре подразделения: скиди, киткехахки, питахауэрат и чауи. Практически все кочевые племена центральных и южных степей совершали набеги на деревни пауни, однако пауни были отважными воинами, и считались очень серьезным противником. По этой причине командование американской армии старалось привлечь пауни на службу в качестве скаутов. Эпидемии и бесконечные войны с кочевниками сократили численность этого народа с 15000 до нескольких сот человек, которые были переселены на Индейскую территорию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

  • Абенаки (Abenaki)
  • Апачи (Apache)
  • Аколаписса (Acolapissa)
  • Байоугоула (Bayougoula)
  • Беотук (Beothuk)
  • Катоба (Catawba)
  • Чироки (Чероки) (Cherokee)
  • Шайенны (Sheyenne)
  • Чикасоу (Chickasaw)
  • Команчи (Comanche)
  • Делавары (Delaware)
  • Эри (Erie)
  • Гуроны (Huron)
  • Иллини (Illini)
  • Ирокезы (Iroquois)
  • Кикапуу (Kickapoo)
  • Магикане (Mahican)
  • Миномины (Menominee)
  • Могегане (Mohegan)
  • Монтане (Montagnais)
  • Наррагансетт (Narragansett)
  • Навахо (Navajo)
  • Нипмук (Nipmuc)
  • Оглала-Лакота-Сиу (Oglala-Lakota-Sioux)
  • Охибва (Ojibwa)
  • Оттава (Ottawa)
  • Пекуот (Pequot)
  • Потаватоми (Potawatomi)
  • Саук и Фокс (Sauk & Fox)
  • Шони (Shawnee)
  • Сиксика («Черноногие») (Siksika)
  • Саскуэханноки (Susquehannock)
  • Вампаноаг («Восточные люди») (Wampanoag)
  • Виннебаго (Хо-Чунк) (Winnebago (Ho-Chunk))

Всего триста лет назад в Северной Америке жили миллионы индейцев. От 400 до 16 000 — ныне проживают в резервациях- местах для насильственного поселения коренного населения страны:
Гуроны занимали земли между озером Гурон и северо-западным берегом озера Онтарио (территория нынешней Канады). В резервациях осталось около 400 человек.
Ковичане жили на юго-востоке острова Ванкувер и в Британской Колумбии.
Вампаноаги жили в штате Массачусетс. Практически полностью истребланы.
Канза жили на территории штата Канзас.
Саук жили в штатах Мичиган, Айова, Иллинойс, Висконсин. Осталось примерно 1 000 человек.
Оджибве ныне осталось около 16 000 человек. Проживали в штатах Нью-Йорк, Миннесота, Мичиган и Северная Дакота.
Пиеган жили на границе США и Канады. Осталось около 700 человек.
Навахо ныне осталось 1 500 человек. Занимали земли штатов Аризона и Нью-Мексико.
Онейда жили на территории штата Нью-Йорк. Осталось 3 500 человек.
Мусгоки (другое название Крики) занимали земли штатов Алабама, Миссисипи, Теннесси, Джорджия. Осталось 9 000 человек.
Айова жили в штате Айова. Осталось 600 человек.
Дакота — племена, объединенные под этим названием, заселяли Небраску, Северную и Южную Дакоту, Миннесоту. Осталось не более 11 000 человек.
Майами — ныне осталось 400 человек. Жили в Индиане и Огайо.
Хопи жили в полупустыне Аризоны. Осталось 3 000 человек.
Инсанти-сиу занимали земли Айовы, Миннесоты, Южной Дакоты и Висконсии. Осталось 1 200 человек.

Черноногие (Сиксика) жили на границе США и Канады. В резервациях сегодня осталось 1 200 человек.
Пассамакводы жили в штате Мэн. 600 человек ныне в резервациях.
Брюле жили в штате Монтана. Остатки племён ныне живут в резервациях (численность неизвестна).
Чироки жили в штатах Теннеси, Джорджия, Северная и Южная Каролина. Основная масса ныне переселена в Оклахому.
Чоктавы жили в Алабаме, Луизиане и Миссисипи. Осталось 15 000 человек, переселённых в Оклахому, на малоплодородные земли.
Ханкпапа, оглала, миконджу, сан-арк жили в штате Монтана. Сегодня остатки этих племён живут в разных резервациях.
Пронзённые носы (не персе, нумипу) занимали часть штатов Орегон и Айдахо.

Гуроны – одно из наиболее многочисленных племен американских индейцев. Известно, что до европейского вторжения их численность доходила до 40 000 человек. Изначально, местом обитания гуронов была центральная часть Онтарио. Но в ходе долговременной и поистине кровавой вражды с племенем ирокезов, гуроны были разбиты на две неравные группы. Меньшая часть племени отправилась в Квебек (часть современной Канады). Другая, более многочисленная, группа попыталась осесть на территории современного Огайо (США), однако вскоре была вынуждена переселиться на территорию современного штата Канзас. Кстати, здесь они обитают до сих пор, сумев сохранить крохи собственной культуры и языка. Как и многие другие племена восточной части континента, до появления европейцев, гуроны были прекрасными земледельцами в теплое время года, выращивая кукурузу, табак и другие растения. Зимой племя выживало за счет охоты на бизонов, оленей, медведей и мелкую дичь. Примечательно, что гуроны по форме правления являлись одной из первых племенных конфедераций. Все племя делилось на кланы, родство в которых шло от матери-прародительницы. Кстати, именно «старшая мать» (старшая и уважаемая всеми женщина) назначала членов совета конфедерации гуронов от своего клана.Гуроны поклонялись одному верховному божеству. Отличительной чертой этого племени была церемония «пира мертвых», проводимая раз в десять лет. Заключалась она в том, что в определенное время выкапывались тела всех ушедших за последнее десятилетие членов племени, затем их переносили в общую могилу. Гуроны верили, что без этой церемонии души умерших не могут переселиться в мир иной, и будут обречены на вечные скитания по земле. Со знакомством с европейцами, а точнее с французами, гуроны оказались первым племенем, вступившим с ними в торговые отношения. Более того, именно благодаря посредничеству гуронов начала развиваться французская торговля с другими племенами. Взамен, гуроны получили мощную поддержку со стороны европейцев в своей вражде с ирокезами. Однако процветание племени гуронов закончилось сразу же после войны за независимость Соединенных Штатов. В конце 19в. согласно указу о положении коренного населения, племя потеряло даже те земли, которые ранее были отведены под резервации. На данный момент в США и Канаде проживает примерно 4 000 гуронов.

Ирокезы – одно из самых воинственных и влиятельных индейских племен Америки доколониальных времен. Как и гуроны, ирокезы делились на кланы, где родство определялось по материнской линии. Этот союз племен занимал площадь от реки Гудзон до озера Эри. Известно, что ирокезы имели собственную конституцию, «записанную» при помощи ракушечных бусин. Благодаря прекрасной способности к языкам, ирокезы вели торговые дела как с другими племенами, так и, позднее, с европейцами (стараясь при этом обходить стороной тех, кто вступал в союз с гуронами). Кроме этого, в союз племен ирокезов входили не только кланы, связанные непосредственно родственными узами, но и просто племена, пожелавшие принять племенной устав этой конфедерации. Именно такая политика обеспечивала ирокезам влияние в обществе (в том числе и в самом начале колониальной эпохи) и прирост численности племени. В большинстве своем, племена жили охотой и рыбной ловлей. Наиболее желанной добычей любого охотника считались олени, поскольку именно это животное обеспечивало племя всем необходимым: из шкур и жил шили одежду и одеяла, а так же использовали для строительства жилищ, мясо обеспечивало пропитание зимой, а из костей делали разнообразные орудия труда. Наиболее яркой традицией племени ирокезов можно назвать маски и раскраску, наносившуюся на лица. Мастера, изготовлявшие маски, никогда не позволяли себе повторяться, единственным элементов, встречавшимся во всех без исключения изделиях, был крючковатый нос – память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей. Считалось, что человек, носивший такую маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома. В социальном плане у ирокезов наблюдалось четкое разделение труда между мужчинами и женщинами, не смотря на то, что женская половина активно участвовала в политических решениях. Женщины всегда руководили домашним хозяйством и земледелием, а мужчины – охотой. Как и многие другие племена в снежной части континента, ирокезы строили жилища, под крышей которых помещалось сразу несколько семей, что гарантировало высокий уровень выживаемости в холодное время года.

Могикане (или махикане) — восточно-алгонкинское племя североамериканских индейцев, изначально обитавшее в долине реки Гудзон (в районе Олбени, штат Нью-Йорк). После 1680 многие из них перебрались в Стокбридж, Массачусетс. В начале 1820-х-1830-х большинство из выживших представителей племени мигрировали в северо-западные районы Висконсина. Самоназвание племени – Muhhekunneuw – значит «Народ Реки». Нынешнее их название изначально относилось только к клану Волка, одному из меньших частей племени, название которого происходило от могиканского manhigan .К моменту своего первого контакта с европейцами, происшедшему в 1609, могикане жили в долине реки Гудзон и вокруг нее. Могикане были скорее конфедерацией племен, нежели единым племенем, и к моменту первого контакта делились на пять основных частей: собственно могикане, вестенхук, вавайхтонок, мехкентовун и викагьок. В течение последующего столетия между могиканами и ирокезами-могавками, а также голландскими и английскими поселенцами постоянно нарастали трения в результате того, что могикане мигрировали на восток через реку Гудзон в западный Массачусетс и Коннектикут. Многие из них поселились в городе Стокбридж, Массучусетс, где постепенно стали известны как стокбриджские индейцы.Стокбриджские индейцы позволяли протестантскими миссионерам, таким как Джонатан Эдвардс, жить среди них. В XVIII веке многие из них обратились в христианство, в то же время, сохраняя в определенной мере собственные традиции. Несмотря на то, что они сражались на стороне американских колонистов во время Войны с Французами и Индейцами (североамериканской частиСемилетней войны) и Войны за Независимость, граждане новообразованных Соединенных Штатов выселили их с их земель на запад. Сначала стокбриджские индейцы поселились в 1780-х в Нью-Стокбридже, штат Нью-Йорк, на земле выделенной им племенем онейда из ирокезской конфедерации.

В 1820-е-1830-е большинство стокбриджских индейцев перебрались в округ Шавано, Висконсин, где правительство США выделило им землю. В Висконсине они поселились в резервациях вместе с племенем мунси. Вместе они основали племя, известное как стокбридж-мунси. Сегодня резервация известна как Племя Стокбридж-Мунси индейцев-могикан (или Община Стокбридж-Мунси).

Миссионеры Моравской Церкви из Вифлеема в нынешней Пенсильвании основали миссию в могиканской деревне Шекомеко в округе Дачес, штат Нью-Йорк. Целью их было привести коренных американцев к христианству. Постепенно их усилия стали оборачиваться успехом, и они создали первый индейский приход в Соединенных Штатах, для которого они построили в 1743 году часовню. Также они пытались защищать могикан от поселенцев, которые предпринимали попытки спаивать индейцев и отбирать их земли. Кое-кто из тех, кто противодействовал их работе обвинял «моравских братьев» в том, что они на самом деле были тайными иезуитами (деятельность которых была в 1700 в этой колонии запрещена) и работали с индейцами в интересах французов. Миссионеров неоднократно вызывало для объяснений колониальное правительство, но также были у них и последователи. В конечном итоге в конце 1740-х годов колониальное правительство в Покипси из Нью-Йорка, вскоре после чего поселенцы захватили земли могикан.

Ныне несуществующий могиканский язык принадлежал к восточной ветви алгонкинской языковой семьи. Это был алгонкинский н-диалект, наподобие массачусетт и вампаноаг.

Известный роман Фенимора Купера, «Последний из могикан», основан на племени могикан. Он также включает некоторые культурные аспекты мохеганов, другого алгонкинского племени, жившего в восточном Коннектикуте. Действие романа происходит в долине реки Гудзон, традиционно бывшей землей могикан, но имена некоторых персонажей, вроде Ункаса, имеют мохеганское происхождение.

Команчи . Команчи принадлежат к числу тех индейских племен, что почти наверняка известны даже тем, кто совершенно не интересуется ни культурой коренных американцев, ни их историей, ни ими самими – просто потому, что наряду с апачами, ирокезами и еще несколькими племенами они почему-то очень приглянулись романистам наподобие Фенимора Купера и Гюстава Эмара, а уж их каждый хотя бы раз да читал в детстве.

Команчи – индейская народность, чей исторический ареал обитания, иногда называемый «Команчерия», располагался на территории современных восточного Нью-Мехико, южного Колорадо, северо-восточной Аризоны, южного Канзаса и всей Оклахомы. По типу культуры команчи были охотниками и собирателями, представляя собой типичных индейцев Великих равнин.

В период своего расцвета (конец XVIII века) племя насчитывало по различным данным от 20 000 до 45 000 тысяч человек. Сегодня же их численность составляет, по переписи 2008 года, 14 105 человек. Несмотря на то, что численность команчей очень сильно сократилась, они по-прежнему остались самым многочисленным племенем североамериканских индейцев и проживают, по большей части, на территории штата Оклахома, став единственным племенем, сохранившим за собой свои исконные земли.

Слово «команчи» не является самоназванием; сами представители племени именуют себя Numunuu , что в переводе означает «настоящие люди». О происхождении же общепринятого названия у лингвистов единого мнения нет – одни считают, что это производное от слова из южного паюте, означающего «враги», другие – что оно происходит от «kohmahts» языка племени юта, означающего «народ». Собственный язык команчей, команче, принадлежит к нумским языкам юто-ацтекской языковой семьи и иногда классифицируется как диалект шошонского; впрочем, в настоящее время он почти не используется, большинство представителей племени говорят по-английски.

This entry was posted on Среда, Декабрь 26th, 2012 at 11:28 дп and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed. Responses are currently closed, but you can from your own site.

История коренного населения обеих Америк полна загадок и тайн, но еще она очень печальна. Особенно это относится к индейцам родовые земли которых уже очень давно приватизированы Федеральным правительством США. Сколько коренных жителей североамериканского континента погибло в результате насильственной колонизации, неизвестно и по сей день. Некоторые исследователи утверждают, что к началу 15-го века индейцев на нынешних территориях США проживало до 15 миллионов, а в 1900 году их осталось не более 237 тысяч человек.

Особенно примечательна история тех, кого мы знаем под названием «ирокезы». Индейцы этого племени издревле представляли собой большой и сильный народ, но ныне от них осталось немного. С одной стороны, голландская и английская помощь первоначально позволили им невероятно усилить свои позиции… Но когда необходимость в ирокезах отпала, их начали истреблять беспощадно.

Основные сведения

Так называются индейцы Северной Америки, которые в настоящее время проживают в северных штатах США и Канаде. Слово «ироку» в лексиконе соседних племен значит «настоящие гадюки», что указывает на изначальную воинственность ирокезов, предрасположенность их к военным хитростям и глубоким познаниям в области военной тактики. Неудивительно, что ирокезы постоянно находились в весьма натянутых отношениях со всеми соседями, которые их откровенно недолюбливали и боялись. В настоящее время на территории США и Канады проживает до 120 тысяч представителей этого племени.

Первоначально ареал племени простирался от до Гудзонского пролива. Вопреки распространенному мнению, ирокезы - индейцы не только воинственные, но и весьма трудолюбивые, так как у них на довольно высоком уровне было развито растениеводство, были зачатки скотоводства.

Скорее всего, именно это племя было одним из первых, вступивших в контакт с европейцами в 16-м веке. К этому времени многие индейцы Северной Америки бесследно исчезли в пламени постоянных внутренних войн. Тем не менее память о них осталась до сих пор. Так, слово «Канада» происходит из языка лаврентийских ирокезов.

Образ жизни ирокезов

Социальная организация этого племени - яркий пример самобытного родового матриархата, но при этом род все равно возглавлял мужчина. Семья жила в длинном доме, служившим прибежищем сразу для нескольких поколений. В некоторых случаях подобные жилища использовались родом по нескольку десятилетий, но бывало, что ирокезы жили в одном и том же доме по сто лет и более.

Основными занятиями ирокезов была охота и рыболовство. Сегодня представители племени занимаются производством сувениров или работают по найму. Встречаемые в продаже традиционные корзины и чрезвычайно красивы, а потому популярны (особенно среди туристов).

Когда племя ирокезов было на пике своего могущества, его члены проживали в довольно многочисленных деревнях, в которых могло насчитываться до 20 «длинных домов». Ставить их старались компактно, выбирая те участки земли, которые были непригодны для земледелия. Несмотря на свою воинственность и частую жестокость, ирокезы нередко выбирали для своих деревень очень живописные и красивые места.

Образование Конфедерации

Примерно в 1570 году на территории близ возникло устойчивое образование из племен ирокезов, которое впоследствии получило название «Союз ирокезов». Впрочем, представители самого племени говорят, что первые предпосылки для появления такого рода образования возникли еще в 12 веке. Первоначально в состав Конфедерации входило около семи племен ирокезов. Каждый вождь имел равные права во время совещаний, но на военное время все равно избирался «царь».

В этот период все поселения ирокезов еще вынуждены были защищаться от нападений соседей, ограждая деревни плотным частоколом. Нередко это были монументальные стены, возведенные из заостренных бревен в два ряда, промежутки между которыми засыпались землей. В отчете одного французского миссионера встречается упоминание настоящего «мегаполиса» ирокезов из 50 огромных длинных домов, каждый из которых был настоящей крепостью. Ирокезы-женщины воспитывали детей, мужчины занимались охотой и воевали.

Население поселков

В больших деревнях могло проживать до четырех тысяч человек. К концу формирования Конфедерации необходимость в защите полностью отпала, так как к тому времени ирокезы практически полностью истребили всех своих соседей. При этом деревни стали располагаться компактнее, чтобы в случае необходимости можно было быстро собрать воинов всего племени. Тем не менее к 17 веку ирокезы были вынуждены часто менять расположение своих поселков.

Дело в том, что бесхозяйственное использование почв приводило к их быстрому истощению, а надеяться на плоды военных компаний можно было не всегда.

Отношения с голландцами

Примерно в 17 веке в регионе появляется много представителей голландских торговых компаний. Основывая первые фактории, они завязывали торговые отношения со многими племенами, но особенно тесно голландцы общались именно с ирокезами. Больше всего европейских колонизаторов интересовал бобровый мех. Но тут возникла одна проблема: добыча бобров стала настолько хищнической, что вскоре эти животные практически исчезли на всей территории, контролируемой ирокезами.

Тогда голландцы прибегли к довольно простой, но все же изощренной хитрости: они всячески стали способствовать ирокезской экспансии на территории, которые им изначально не принадлежали.

С 1630 по 1700 годы по этой причине гремели постоянные войны, получившие название «бобровых». Как этого удалось достичь? Все просто. Представители Голландии, несмотря на официальные запреты, в изобилии поставляли своим индейским союзникам огнестрельное оружие, порох и свинец.

Кровавая экспансия

К середине 17-го века численность племени ирокезов была около 25 тысяч человек. Это значительно меньше, чем численность соседних с ними племен. Постоянные войны и эпидемии, принесенные европейскими колонизаторами, еще быстрее сокращали их количество. Впрочем, в состав Федерации тотчас же вливались представители покоренных ими племен, так что убыль частично компенсировалась. Миссионеры из Франции писали, что к 18 веку среди «ирокезов» было глупо пытаться вести проповеди, используя основной язык племени, так как лишь треть (в лучшем случае) индейцев его понимали. Это свидетельствует о том, что всего за сто лет ирокезы были практически уничтожены, причем официально Голландия оставалась абсолютно «чистой».

Так как ирокезы - индейцы весьма воинственные, они едва ли не первыми осознали, какую мощь в себе таит огнестрельное оружие. Они предпочитали использовать его в «партизанском» стиле, действуя небольшими мобильными отрядами. Враги говорили, что такие группы «проходят сквозь лес, как змеи или лисы, оставаясь невидимыми и неслышимыми, подло ударяя в спину».

В лесу ирокезы чувствовали себя великолепно, а грамотная тактика и использование мощного огнестрельного оружия привели к тому, что даже малые отряды этого племени добивались выдающихся военных успехов.

Дальние походы

Вскоре головы вождей ирокезов окончательно вскружила «бобровая лихорадка», и они стали отправлять воинов даже в очень далекие земли, где у ирокезов просто физически не могло быть никаких интересов. Зато они были у их голландских покровителей. В результате все усиливающейся экспансии земли ирокезов расширились вплоть до окрестностей Великих озер. Именно эти племена во многом ответственны за то, что в тех краях начали массово вспыхивать конфликты на почве сильного перенаселения. Последнее возникало вследствие того, что бежавшие индейцы уничтожаемых ирокезами племен в страхе бежали на любые свободные от них земли.

Фактически в то время было уничтожено множество племен, о большинстве из которых не сохранилось вообще никакой информации. Многие исследователи из числа индейцев считают, что в то время уцелели лишь гуроны. Все это время не прекращалась голландская подпитка ирокезов деньгами, оружием и порохом.

Расплата

В 17 веке в эти края пришли англичане, быстро вытеснившие своих европейских конкурентов. Они стали поступать несколько «тактичнее». Англичане организовали так называемую Покоренную лигу, в которую входили все оставшиеся племена, ранее покоренные ирокезами. Задача Лиги была в постоянных поставках бобрового меха. Сами же воинственные ирокезы-индейцы, культура которых к тому времени сильно деградировала, быстро превратились в обычных надсмотрщиков и сборщиков дани.

В 17-18 столетии могущество их племени из-за этого сильно ослабло, но все же они продолжали представлять грозную военную силу во всем регионе. Великобритания, пользуясь богатым опытом интриг, сумела стравить ирокезов и французов. Первые смогли выполнить практически всю работу оп окончательному изгнанию конкурентов британских торговых компаний из Нового Света.

Этим ирокезы подписали себе смертный приговор, так как они стали не нужны. Их попросту вышвырнули с ранее захваченных территорий, оставив для проживания лишь их первоначальную территорию близ реки Святого Лаврентия. Кроме того, в 18 веке от них откололось племя минго, еще более ослабив ирокезов.

Последний удар

Британские дипломаты все же не сидели сложа руки, и во время войны с только что образовавшимися США уговорили своих бывших «партнеров» снова принять их сторону. Это стало последней, но самой страшной ошибкой ирокезов. Генерал Салливан прошелся по их земле огнем и мечом. Остатки некогда могучего племени оказались рассеяны по резервациям в США и Канаде. Лишь к самому концу 19-го века последние представители этого народа перестали массово погибать от голода и постоянных эпидемий.

Сегодня ирокезы - индейцы уже не столь воинственные, но весьма «подкованные» в юридических вопросах. Они постоянно отстаивают свои интересы во всех судах, добиваясь признания незаконности завладения Федерального правительства их землей. Впрочем, успешность их исков остается под большим сомнением.

Почему у племени столь дурная репутация?

Упомянутый выше Фенимор Купер представлял индейцев племени ирокезов как исключительно беспринципных и жестоких людей, противопоставляя их «благородным делаварам». Такая оценка - образчик предвзятости, и объясняется она просто. Дело в том, что делавары участвовали в войне против Великобритании на стороне США, а ирокезы воевали на стороне англичан. Но все же Купер был во многом прав.

Именно ирокезы частенько практиковали практику полного уничтожения своих противников, включая убийства младенцев. «Увлекались» воины племени и жесточайшими пытками, которые практиковали задолго до прибытия европейцев. Кроме того, их дурная репутация - во многом заслужена, так как ирокезам было неведомо понятие любой честности в отношении потенциальных противников.

Вероломство как стиль жизни

Известны случаи, когда они заключали мирные договоры с соседним племенем, а затем полностью его вырезали под покровом ночи. Нередко для этого использовались яды. В понимании соседних племен такая практика - чудовищное попрание традиций и беззаконие.

Историк Фрэнсис Паркман, хорошо относившийся к индейцам в принципе, собрал много данных, свидетельствующих о широком распространении не только ритуального людоедства (которое было характерно едва ли не для всех индейских племен вообще), но и случаев «обыденного» поедания людей. Неудивительно, что конфедерация ирокезов, мягко говоря, особой популярностью среди соседей не пользовалась.

Коренные жители Америки - индейцы. Они отличаются неповторимой и трагичной судьбой. Ее неповторимость заключается в том, что этот народ сумел пережить период заселения материка европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и представителями белой расы. Где живут индейцы в настоящее время? Как складывается их жизнь? Рассмотрим детальнее.

Экскурс в историю

Для того чтобы окунуться в жизнь индейцев, необходимо для начала осознать, кто они такие. В первый раз в Европе о них услышали только на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, еще со школьного курса истории многие помнят знаменитое путешествие Христофора Колумба, когда в поисках Индии он достиг берега Америки.

Мореходы сразу окрестили местное население краснокожими, а по названию местности - индейцами. Хотя это был совершенно иной материк, отличный от того, который хотели найти. Так название закрепилось и стало общим для огромного количества народов, населявших два континента. Тогда бы на вопрос о том, где живут индейцы, любой образованный европеец ответил бы, что в Индии.

Для жителей Европы, безусловно, найденный материк был ценной находкой, дорогой в Новый свет. Однако для множества индейских племен, проживающих на этих землях порядка сорока тысяч лет, такое знакомство было совсем не нужно. Прибывающие европейцы не желали закрепить отношения или привнести что-то новое в жизнь коренного населения - они лишь вероломно забирали земли, тем самым отталкивая законных обитателей далеко вглубь государства, занимая и обустраивая пригодные для европейской жизни территории.

Со временем племена индейцев и вовсе были оттеснены за край своего первоначального места обитания, а их территории заселили европейцы, прибывшие из-за океана в поисках Индии.

Девятнадцатый век в истории индейцев

К середине XIX века Новые Земли были настолько колонизированы европейцами, что вольных земель, пригодных для проживания краснокожих практически не осталось. Где же проживали индейцы в этот период времени? Именно в тогда появляется понятие резервации земель. Резервированные земли представляли собой территории, плохо подходящие для осуществления сельского хозяйства. Такие земли были не нужны европейцам, поэтому их отдавали местным племенам.

Между двумя разными культурами и менталитетами вечно возникали конфликты, которые порой перерастали в откровенные столкновения с жертвами и ранеными. По устному договору между европейцами и племенами индейцев было решено, что проживать в резервации индейцы имеют полное право и могут получать продукты питания и все необходимое от белых. Но такая благотворительность происходила крайне редко.

Соглашение также включало в себя разделение земли, таким образом, чтобы каждому индейцу было представлено 180 акров. Стоит напомнить, что земля эта было очень плоха для ведения сельского хозяйства. Девятнадцатый век стал переломным в судьбе индейцев - они потеряли права и почти половину своего материка.

Новая история: измененное отношение к индейцам

В первой половине двадцатого века законодательство Соединенных Штатов Америки сделало североамериканских индейцев гражданами государства. Спустя несколько десятилетий, такое действие со стороны властей стало огромным шагом на пути примирения между враждовавшими народами. Кардинально было пересмотрено отношение к этому народу.

Места, где проживают американские краснокожие, как и они сами, стали интересовать американцев не исходя из убеждений наживы, а из-за того, что это часть культурного наследия собственной страны. В США возник дух гордости за стойких коренных жителей. У большинства граждан стали зарождаться идеи поощрения индейцев за их терпимость, американцы жаждали исправить то несправедливое отношение, которое даровали их предки коренному населению Америки.

Где живут индейцы сегодня?

В настоящее время краснокожее население Америки проживает в двух главных географических областях материка - это Северная и Латинская Америка. Тут необходимо отметить, что Латинская Америка - не представляет только Южную - в ее состав также входит Мексика и ряд островов.

Стоит проанализировать географические особенности расселения индейцев отдельно.

Североамериканские индейцы

Где сегодня обитают индейцы Северной части Америки? Напомним, что данная территориальная область представляет собой два масштабных государства, а именно США и Канаду.

Области обитания индейцев:

  • субтропики на представленной территории;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это знаменитый штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория Великих равнин.

Основными видами деятельности индейцев является охота, рыбалка, собирательство и заготовка ценного меха. Более 60% современных индейцев проживают в крупных штатах и сельской местности по всей территории США. Остальные, как правило, живут на территориях государственной резервации.

Калифорния - известный район проживания индейцев

Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь - в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.

Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.

Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 10%.

Места расселения индейцев в Латинской Америке

Имеются поселения индейцев в Южной Америке:

  1. Местность практически всей Латинской Америки заселена наследниками племен майя, ацтеков и тех, кто проживал на географической местности Центральной Америки до вторжения европейцев.
  2. Отдельное единство представляют собой индейцы бассейна Амазонки, главное отличие которых заключается в своеобразном поведении, сохранении традиций и коренных законов.
  3. Проживают на данной территории и такие общности, как индейцы Патагонии и Памп.
  4. Коренные жители Огненной Земли.

Перуанские индейцы

Перу - одна из латиноамериканских стран, которая находится на северо-западном тихоокеанском побережье Южной Америки. Чем значима для индейцев эта местность? Конкретно на территории государства размещалась столица одного из самых влиятельных стран коренных индейцев - Империи Инков. Индейцы Южной Америки до сих пор считают страну своей родиной.

Именно поэтому на территории Перу ежегодно проводятся феерические празднества в честь дня перуанских индейцев. Этот день представляет собой дату памяти и сохранения культурных традиций ушедших дней. День памяти индейцев - одно из самых красочных и знаменательных праздников для жителей города. Гостей и местное население ожидает большая ярмарка, демонстрация национальной кухни, интересный фестиваль и живая музыка в каждом уголке Перу.

В наше время выделить определенные географические зоны, где проживают индейцы, достаточно сложно. Большинство представителей народа живут сообща на своих оттесненных землях, сохраняя культурные традиции, вероисповедание и ценностные жизненные ориентиры. Другие же прочно ассимилировались с европейским населением, стали всецело придерживаться американских традиций и законодательства, проживать в мегаполисах. Большая часть последних забыла свой родной язык и историю великого народа.

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. в Америку около 14-16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».



Транспорт