«Характер и судьба Жюльена Сореля(по роману Стендаля "Красное и черное"). Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное") Стендаль красное и черное характеристика жюльена сореля

Жизнь Жюльена Сореля была не легкой.

Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не удивительно. Ведь в эпоху, в которой разворачивается действие романа «Красное и черное», вся власть и деньги принадлежали лишь аристократам и людям высокого положения.

И вот совершенно неожиданно в такой обычной семье появилась «белая ворона», которая не согласна с таким положением вещей и вдобавок бросает открытый вызов такому укладу жизни. Братья и отец издевались над тонкой и романтичной натурой Жюльена, смеялись над его тягой к знаниям, над его утонченной фигурой и честолюбивыми мечтами.

Жюльен желал более красивой и комфортной жизни, героических поступков, военной службы и великосветского общества. К сожалению, во времена после падения Наполеона в армию могли вступить лишь аристократы, именно этот факт толкнул героя на изучение богословия и латыни. Благодаря этим знаниям Жюльен попал на работу в дом мера.

Жюльен Сорель понимал, что это его первый шаг к осуществлению мечты, но, не смотря на, то, что ее осуществить практически нереально и нужно приложить максимум усилий и приспособиться к обстоятельствам, юноша не позволяет господину де Реналю насмехаться над собой. В этот период романа автор демонстрирует нам непомерную гордость и честолюбие Жюльена. И хотя он был низкого происхождения, вел себя Сорель как настоящий аристократ, отсюда и начинаются его умопомрачительные взлеты и падения.

«Если у человека появиться, хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знания - безрассудством, его милосердие - жестокостью, а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоинством. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром»
Хун Цзыгэн

Жюльен хотя и был умным человеком, но все, же он был молод и не обладал большой силой воли. Он не смог удержать свою гордыню и жажду мести, он стал любовником госпожи де Реналь, оттолкнув любовь простой девушки служанки. Именно этим он демонстрирует, что им управляет только корысть и честолюбие, но госпожа де Реналь ослепленная страстью этого не видит.

Когда Жюльен попал в семинарию, он начал понимать, что даже здесь есть свои интриги, и это в месте, где воспитывают служителей веры!

Душа Жюльена наполнена разочарованиями и противоречиями. Он очень расстроен тем, что госпожа де Реналь ему не пишет, тем, что вокруг сплошная ложь. Все эти факторы, да и не только эти, послужили тропинкой в мир обмана и лицемерия.

Жюльен становиться жестоким, хитрым и расчетливым.

«В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью»
С. Галифакс

Преодолев все препятствия, Жюльен попадает в точку, для достижения которой было приложено столько усилий и вся его жизненная деятельность. Он попал в дом маркиза де Ла Моля.

В это же время в душе Сореля медленно начинает умирать честный и добрый человек, он, практически полностью потерял честь и гордость, в беспрерывной погоне за славой и признанием аристократического общества. В конце концов, он пытается жениться на Матильде, но именно тут происходит непредвиденное.

Оскорбленная госпожа де Реналь в порыве ревности и мести, решает одним росчерком пера зачеркнуть всю жизнь и карьеру Жюльена Сореля. Свет померк в глазах юноши, он понял, что это - конец! Но Жульен был не тем человеком, который мог вернуться в отцовский дом или стать служителем церкви. Нет, нет, нет и еще раз нет! Он хочет мести! Он в отчаянье! Если конец, то до конца! Он бросая вызов всему миру он стреляет в госпожу де Реналь прилюдно, что бы смыть кровью позор и боль, которые она принесла в его жизнь.

«Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно»
А.С. Пушкин

Находясь в тюрьме, Жюльен понимает, наконец, много вещей. Он укоряет себя за преступление против любви, за корысть, за необдуманность поступков. Этим раскаяньем он заслуживает наше прощение за прошлое. Меня радует, что несмотря ни на что он все-таки не уничтожил в себе человека.

В образе Жюльена Сореля, автор показывает нам неимоверно эгоистичного и в тоже время, чуткого и совестливого человека. Особенность этого романа не только в том, что он показывает борьбу личности и общества, но и конфликт между точным расчетом и сильной, чуткой и романтичной душой.

«Сколько достоинств у человека, столько и пороков»
Древнеиндийский афоризм

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829).

Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития. Литературный тип Ж.С. характерен для французской литературы XIX в. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1"homme different).

В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения.

В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой.

Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж.С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования.

Образ Ж.С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир».

Знаменитым исполнителем роли Ж.С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

Лит.: Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971; Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978; Горький A.M. Предисловие

//Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979; Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983; Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985; Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.

Л.Г.Вязмитинова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ" в других словарях:

    жюльен сорель - Еще не написан советский Жюльен Сорель человек, выдирающийся из социальной группы, к которой приписан, сделавший инструментом своего возвышения образование. ЗС 1995 8 113. Жил в нем <Есенине> Жюльен Сорель. Покоритель. То есть заведомо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. Jullien или Julien): Содержание 1 Фамилия 2 Литературные персонажи 3 Другие значения … Википедия

    Сорель, Станислав французский изобретатель магнезиального цемента (1867); Сорель, Агнесса куртизанка XV века; любовница французского короля Карла VII; Сорель, Густав бельгийский живописец (1905 1981); Сорель, Жорж … … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). {{{Название}}} Le Rouge et le Noir … Википедия

    Фредерик (настоящее имя Анри Бейль, 1783 1842) французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда вольтерьянца, оказавшего… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное Le Rouge et le noir … Википедия

    Рождение реалистического романа. Стендаль - 30 е и 40 е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. В этот период с особенной яркостью обнаружились противоречия между идеалами буржуазной демократии и реальной действительностью, развитием капитализма. Обнищание… … Всемирная история. Энциклопедия

    Красное и чёрное (фильм, 1976) У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное [[Файл:‎|200px|Постер фильма]] Жанр драма Режиссёр Сергей Герасимов … Википедия

    Красное и чёрное Le Rouge et le Noir Автор: Стендаль Язык оригинала: французский Оригинал издан: 1830 г. Переводчик: Сергей Бобров, Мария Богословская Издательство … Википедия

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии.

В 1830 году Стендаль закончил роман «Красное и черное», в котором с. тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. «Красное и черное» - ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина - матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем - со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован отношениями е дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством. Жюльен Сорель - сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества. Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», - заявляет он своим судьям. «Господа! - говорит он. - Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно, Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах.... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность ж твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда ж везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен - революционер, и с этим согласны его классовые враги - аристократы.. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом - испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим на нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие», является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие - важнейшая черта Жюльена - увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия - разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру. Основа сложного характера героя - противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен «вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал». Путь наверх Жюльена Сореля - это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих.

Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя. Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды - честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Роман «Красное и черное» был опубликован в 1831 году. Перво­начальное название этого произведения - «Жюльен Сорель». Это значит, что главное в романе - постижение сущности главного ге­роя, в истории которого выражены особенности эпохи, его поро­дившей.

История Жюльена Сореля не была выдумана писателем. Фран­цузские газеты много писали о деле некоего Антуана Берге, кото­рый в возрасте девятнадцати лет был взят в качестве наставника в одно из богатых семейств Гренобля. Он стрелял во время богослу­жения сначала в мать своих воспитанников, а потом в себя, после чего по приговору суда был казнен.

Жюльен Сорель родился в маленьком провинциальном город­ке. По рождению он плебей, сын плотника. Отец его - человек жестокий, корыстный, жадный. В семье Жюльен не видит любви, участия, ласки. Наделенный незаурядными умственными способ­ностями, молодой человек мечтает о карьере.

КумирЖюльена Сореля - Наполеон, человек, который сам ко­вал свою судьбу, достиг вершин власти. Жюльен поклоняется своему герою, многократно перечитывает материалы об итальянской кам­пании Бонапарта, лелеетчестолюбивые мечты о собственном возвы­шении, о славе. Он по-своему реализует жизненные принципы На­полеона. Наполеон брал крепости одну задругой. Жюльен пытается покорить, как крепость, сердце дворянки госпожи де Реналь. Он каж­дый день делает новый шаг на пути утверждения своего «Я», своего равенствастеми, кто волею судеб возвышается над ним. Жизнь убеж­дает Жюльена в том, что счастье-это деньги и власть, но сердце его опрокидываетвсе холодные расчеты и лицемерные планы. Подлин­ное, хоть и недолгое, счастье он находит в объятиях госпожи де Ре­наль, любящей его пламенно и самозабвенно.

Вынужденный оставить семью де Реналь, он отправляется в се­минарию Безансона, а потом в Париж. Здесь он по рекомендации своего наставника аббата Пирара становится личным секретарем марки t.i де Ла Моля. Маркиз приближает к себе Жюльена, а его дочь Матильда выделяет Жюльена среди окружающих ее молодых людей. 11о отношения с Матильдой, которую гнетет обыденность, серая повседневность и которая мечтает возвыситься, бросить вы­ти обществу своей любовью к сыну плотника, скорее напоминают і іоеди і юк двух честолюбцев. Искреннего чувства, как с госпожой де Реналь, здесь нет.

Выстрел Жюльена - жест отчаяния по отношению к жестокой судьбе, в последнюю минуту сокрушившей все его надежды. Жюль- ен приговорен к смертной казни. Обвинение в низости и непоря­дочности несправедливо, ведь герой пытался жить по законам дол­га и чести. Он обречен не столько преступлением, сколько тем, что попытался доказать аристократам свое право быть наравне с ними.

Романтик, мечтатель, натура пылкая, Жюльен опоздал родить­ся. Ему бы жить во времена революционных бурь, когда господству- юшим цветом был красный. Но наступили новые времена - Рес­таврация, эпоха черного цвета, и Жюльен выбирает черную сутану. Ареной борьбы красного и черного становится душа героя. Траге­дия Жюльена Сореля в том, что его мечты о личном счастье, о граж­данском служении не сбылись. Это трагедия героического характе­ра, вынужденного жить в негероическую эпоху, в эпоху безвреме­нья.

Жюльен Сорель – главный герой романа Стендаля «Красное и черное».
Трагедия Жульена Сореля — заключается, прежде всего, в невозможности реализовать свои идеалы в окружающей его действительности. Жюльен не чувствует себя своим ни среди аристократов, ни среди буржуа, ни среди духовного сословия, ни, тем более, среди крестьян.

Образ Жульена Сореля «Красное и Черное»

Жюльен Сорель - представитель поколения начала 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание изменить судьбу, желание бороться и добиваться цели. Он яркая личность, в нем все выше нормы: сила ума, воли, мечтательности, целеустремленности.
Наш герой - сын плотника. Он живет в маленьком провинциальном городке Верьере с братьями и отцом и мечтает вырваться отсюда в большой мир. В Верьере его никто не понимает. «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца…» Юноша с раннего детства бредил военной службой, его кумиром был Наполеон. После долгих раздумий он решает: единственная возможность чего-нибудь добиться в жизни и вырваться из Верьера - стать священником. «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».

И вот первая победа, первый «выход в свет». Жюльена приглашает к себе в дом воспитателем детей мэр Верьера господин де Реналь. Уже спустя месяц дети обожали молодого воспитателя, отец семейства проникся к нему уважением, а госпожа де Реналь испытывала к нему нечто большее, чем простое уважение. Однако Жюльен чувствовал себя здесь чужим: «он испытывал лишь ненависть и отвращение к этому высшему свету, куда он был допущен только к краешку стола…»
Жизнь в доме господина де Реналя была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть, интригами и сплетнями. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно - это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время!..» Жюльен чувствовал себя одиноким в этом мире. Благодаря покровительству кюре Шелана Сорель попадает в Безансонскую духовную семинарию. «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам», - сказал о нем аббат Пирар. И Жюльен стал пробиваться.
Учился он прилежно, но от семинаристов держался в стороне. Очень скоро увидел, что «знания здесь и в грош не ставят», ибо «преуспеяние в науках кажется подозрительным». Жюльен понял, что поощряется: лицемерие, «аскетическое благочестие». Как ни старался юноша прикидываться дурачком и ничтожеством, он не мог понравиться ни семинаристам, Ни начальству семинарии - слишком уж отличался он от других.

И наконец - первое повышение: его назначили репетитором по Новому и Ветхому Заветам. Жюльен чувствовал поддержку аббата Пирара и был благодарен ему за это. И вдруг - неожиданная встреча с епископом, которая решила его судьбу. Жюльен переезжает в Париж, в дом маркиза де Ла-Моля и становится его личным секретарем. Еще одна победа. Начинается жизнь в особняке маркиза. Что же он видит? «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью».
Перед ним открывался новый свет. Но этот новый свет был таким же, как и свет в Верьере и Безансоне. Все было основано на лицемерии и наживе. Жюльен принимает все правила игры и пытается сделать карьеру. Его ожидала блестящая победа. Но роман с дочерью маркиза Матильдой расстроил все планы Жюльена. Матильду, эту пресыщенную светскую красавицу, привлекли в Жюльене его ум, неординарность и безграничное честолюбие. Но любовь эта была совсем не похожа на яркое и светлое чувство, которое связывало Жюльена с госпожой де Реналь. Любовь Матильды и Жюльена скорее напоминала дуэль двух честолюбцев. Но она вполне могла бы закончиться браком, если бы не письмо госпожи де Реналь, написанное под влиянием братьев-иезуитов. «Сколько великолепных планов - и вот в одно мгновенье… все это рассыпается в прах», - думает Сорель.
Письмо госпожи де Реналь разрушило все планы Жюльена и ставило точку в его карьере. Стремясь отомстить, он совершает безрассудный поступок - в верьерской церкви стреляет в госпожу де Реналь.

Итак, все, чего так долго и целеустремленно добивался Жюльен, доказывал, что он Личность, было разрушено. После этого будут тюрьма, суд, приговор. Долго размышляя перед судом, Жюльен понимает, что ему не в чем раскаиваться: именно то общество, куда он так стремился попасть, пожелало сломить его, в его лице оно решило наказать тех молодых людей низкого сословия, которые осмелились проникнуть в «хорошее общество». Жюльен находит в себе мужество достойно встретить смерть. Так погибает умный и незаурядный человек, решившийся сделать карьеру, не гнушаясь никакими средствами.



Транспорт