Изобразительное искусство в специальной школе. Методика обучения изо

Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Мухина Л.Ф.

Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева

Введение

Основная часть

1.1. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.2. Интегрированные уроки.

Заключение

Список литературных источников

ВВЕДЕНИЕ.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

4.Урок смешанного типа.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

1.Урок сообщения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение навыками рисования осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в прак­тическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

Проверка домашнего задания;

Подготовка учащихся к усвоению;

Изучение нового материала;

Первичная проверка усвоения знаний;

Первичное закрепление знаний;

Контроль и самопроверка знаний;

Подведение итогов урока;

Информация о домашнем задании.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

Актуализация опорных знаний и их коррекция;

Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

Пробное применение знаний;

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки выявления ЗУН и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

Обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Проверка и оценка знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

4.Урок смешанного типа.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используетсяуроки смешанного типа , совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

11. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Основная цель предмета

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

Задачи изучения предмета:

    воспитание интереса к изобразительному искусству;

    раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

    воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

    развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

    обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

    обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

    формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

    развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

    Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

    «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

    Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

    Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Межпредметные связи

Русский язык. Работа с линейкой в тетради. Вычерчивание таблиц, схем.

Чтение. Рисование картин к прочитанным произведениям.

Математика . Вычерчивание геометрических фигур по заданным размерам на бумаге в клетку, по точкам при помощи линейки, измерение сторон шаблонов и т. д.Определение формы, количества деталей. Разметка по линейке.

Устная речь Связные высказывания. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Живой мир. Описание предметов и явлений.

Занимательный труд. Умение работать с линейкой, карандашом, по шаблонам.

Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Формы и виды контроля.

Формы контроля: оценивание практических работ учащихся, фронтальные беседы, устные опросы.

Вид контроля: текущий.

Характеристика учащихся 4 класса

1. Темп работы:

Быстрый у учащихся … ;

Средний у учащихся …;

Низкий у учащихся … .

2. Особенности работоспособности:

Быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся …;

Чрезмерно быстрая утомляемость… .

3. Усидчивость:

Средняя…;

Низкая… .

4. Особенности внимания:

Средний… ;

Низкий… .

5. Особенности памяти:

Воспроизводят основные понятия программного материала… ;

Не припоминают учебный материал… .

6. Особенности мышления:

Умения выделять существенные элементы… ;

Низкий уровень… .

7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:

Средний…;

Низкий… .

Характеристика учебного предмета

В Рабочей программе представлены 4 содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве»

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. При беседе рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета выделяется: 4 класс - 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Количество часов

    Срок изучения данной программы – 1 год.

Планируемые результаты :

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

    знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения;

    знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

    умение самостоятельно организо-вывать свое рабочее место в зависи-мости от характера выполняемой работы;

    умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

    умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы;

    умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;

    умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками.

    умение ориентироваться в пространстве листа;

    знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

    знание основных изобразитель-ных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;

    знание законов и правил цветове-дения, светотени, построения орнамента;

    следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняе-мыми действиями и их результатами;

    умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Учебно-тематическое планирование.

Кол-во час

I четверть (9 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

II четверть (6 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

Система оценки достижения планируемых результатов.

При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Критерии оценивания.

Оценка «5 » - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют свыше 65% заданий

Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют от 50% до 65% заданий

Оценка «3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.

И. А. Грошенков «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М: «Просвещение» 2003 год.

Наглядные пособия: технологические карты, образцы.

Технические средства обучения : ноутбук.

Интернет ресурсы : http://nsportal . ru /, http :// infourok . ru / , http :// www . uchportal . ru / , http :// pedsovet . su / , http://www.myshared.ru/ , http://www.viki.rdf.ru /, http ://www.festival.1september.ru /.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство .

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Различать и называть цвета и их оттенки.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать названия листьев различных деревьев.

Рисование с натуры ветки рябины.

Уметь правильно держать карандаш.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать правила построения узора в квадрате.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Знать понятие цилиндра.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

практическая работа

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Рисование на тему «Городской транспорт».

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Знать правила построения узора в круге.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей.

Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Уметь определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Знать понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии;

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

практическая работа

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Знать значение Дня космонавтики.

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

Знать правила построения узора в круге. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать правила построения узора в квадрате.

Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Уметь выполнять требования учителя

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.

Уроки изобразительного искусства.

Шинкель сказал: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…».

Эти слова хочется сделать эпиграфом к каждому уроку ИЗО. Познать красоту мира – вот цель уроков изобразительного искусства.

Организация уроков изобразительного искусства в коррекционной школе имеет свои специфические особенности. Наблюдая за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ребенок станет художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики, ни опыт педагога. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

Предварительная подготовка – основной залог успешного урока. Учащиеся должны иметь все необходимое для урока (ластик, стаканчик для воды, набор кисточек различного размера, точилка, подточенный простой карандаш, лист бумаги с зернистой поверхностью). Подбираются картины, картинки художников, иллюстрации, музыка, соответствующая содержанию урока. Мы с учениками пробовали музыку нарисовать. Пробовали представить, что именно «изобразил» композитор. А образы возникающие при прослушивании этой музыки – нарисуйте.

Начиная с первого класса необходимо приучать детей к тому, что от частого исправление портится рисунок; он приобретает небрежный вид. К уроку надо готовиться добросовестно, ответственно, с любовью. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Учитель готовится к каждому уроку не менее тщательно: планируя, обдумывая каждый этап урока. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим, коррекционно-развивающим.

Учитываю развитие детей, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо применение здоровьесберегающих технологий, т.е. соблюдаться охранительный режим (проведение минуток для разминки, переключения на другой вид деятельности).

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социальной адаптации.

Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко определить коррекционно-развивающие задачи.

*корригировать все виды внимания, переключение внимания, увеличение объема внимания.

*коррекция и развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса, работа над правильным произношением

*коррекция и развитие зрительных, тактильных и слуховых восприятий

*коррекция и развитие мелкой моторики рук: умелости, ритмичности, плавности движений, соразмерности движений

*коррекция и развитие мыслительной деятельности, фантазии,творчества

*коррекция и развитие личностных качеств учащихся (самоконтроль, усидчивость, выдержка, умение выражать свои мысли, чувство красоты)

Существует определенная программа по изобразительному искусству, огромное количество методик по ее выполнению, но практика доказывает, что невозможно следовать слепо рекомендациям и программе. Каждый класс, каждый ребенок по-своему индивидуален. Урок рисования – это сотворчество педагога и ученика. Очень важны: характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность, его влияние на эмоционально - волевую деятельность и поведение учащихся. Необходима словарная работа: это и расширение словарного запаса и работа с необходимыми терминами. Немаловажную роль играет и предлагаемая наглядность, образцы. Эстетичность, яркость, четкость изображения обязательны. Я часто использую музыку на различных этапах работы, но на каждом уроке музыкальное сопровождение лучше не применять (теряется эффект воздействия).

Во время проведения урока в коррекционной школе должны соблюдаться следующие условия:

*повторение тем проходит в следующих классах с усложнениями, дополнениями;

*необходим замедленный темп объяснения темы, приемов рисования, упрощение структуры материала и формируемых умений и навыков; дифференцированные задания;

*по возможности больше задействовать эмоциональные чувства;

*делать опору на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

*при рисовании сложных рисунков проводить расчленение его на отдельные элементы;

*в работе использовать как можно больше разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов;

*при использовании наглядного материала, натуры уделять особое внимание качеству красоте, яркости;

*в предварительной беседе, рассматривании, обсуждении предстоящей работы побуждать детей к речевой активности, обогащению словарного запаса;

*осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход

Наиболее приемлемыми методами обучения в школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к предмету в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе. С этой целью я устраиваю «выставку» в классах, персональные выставки в школе, мы принимаем участие во всех выставках рисунков на определенную тему (на тематических неделях, к определенным датам).

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь оказывают презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к выполнению рисунка.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа или работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать рисунки-декорации, которые использовались для кукольных спектаклей (которые проводились во внеурочное время).Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления . Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Метод «любования» я использовала на уроках – беседа об изобразительном искусстве различного направления. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение.

По возможности я использую приемы активного обучения. Это: игра, придумывание интересного сюжета, фантазирование, спор и т.п.

При отборе форм проведения отдельных частей урока я выделяла в них вступительную часть, промежуточную или заключительную. Учитывала, что участвовать будет весь класс. Однако, нужно помнить, что олигофрены легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры или беседы должны излагаться кратко, доступно. результат игры должен быть хорошо понятен учащимся.

Использование интересных форм игры дает возможность не только заинтересовать детей, увлечь рисованием, но и развивать учеников, активизировать, углублять и закреплять знания. Игровые моменты я использую на различных этапах урока: во вступительной беседе, чтобы указать на наличие общих ошибок, при подведении итогов. В первом классе игровые моменты применяются особенно широко.

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение – это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков, приемов рисования,

Чего я жду от уроков рисования?

Чтобы каждый урок приносил много нового, интересного, радостного. Познается мир, накапливаются впечатления, ученики увидят красоту окружающего мира, обогащается воображение.

Становится разнообразнее речь, обогащается словарный запас, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее.

Отрабатывается точность движения руки, развивается мелкая моторика рук.

Ученик учится планировать последовательность выполнения работы, подбор техники выполнения, сочетания цветов, тональность, яркость.

Научится тому, как один предмет принимает множество положений, как смешивать краски.

Научатся при рисовании использовать различную технику и разнообразный материал: карандаши, мелки, гуашь, акварель, масляные краски, фломастером, ручкой.

Очень важно все новое, необычное, интересное в рисунках отмечать, принимать фантазию и выдумку ребенка. Детские рисунки обязательно вывешивайте на доску, ни в коем случае нельзя критиковать работу ребенка. Юный художник сможет гордиться тем, что его труд, его творчество приносит радость не только ему, а и другим людям тоже. Повышается его самооценка. А если работа не получилась? Необходимо отметить, что «именно вот этот момент в рисунке хорошо получился и при старании все получится хорошо».

Я стараюсь помочь каждому ребенку почувствовать весь спектр возможностей рисования, красоту окружающего мира, видеть красоту в обычных предметах. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Соответственно подобные занятия рисование будут способствовать развитию речи у детей до года и памяти. Помимо этого малыш будет тренироваться лучше управлять своим телом, быстрее научится сидеть и ходить.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Дети любят рисовать всё, что их окружает. И даже, если вам не нравится выполненная работа, изображаемый предмет, или тема не соответствует заданной теме – не спешите делать отрицательную оценку его работе. В чем причина неудачи? Нет опыта, работа не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке следует также учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик делает изменения, дополнения к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию. Всегда следует отметить положительные стороны работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Оценке складывается из: возрастных особенностей ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. Правильного понимание поставленных задач при выполнении учебных работ, р аскрытия темы, и достижение точности. Владение основами изобразительной грамоты, умение последовательного выполнения работы расположения в пространстве, передачи цвета, степень сходства или передача основных признаков (в зависимости от возраста)

Если это не рисование с натуры, то: импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы, оригинальность.

Но есть главное правило в работе с детьми, не навреди. Иногда ученик рисует совсем не то, что задано, не отбейте охоту к изобразительному искусству. Поговорите, что он рисует, о чем думает, помогите ему в работе. Важнее сам ребенок, а не его оценка за предложенную работу.

Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Беседа как форма организации урока изобразительной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Подготовка учителя к беседе. Правила подбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

– первая ступень рисования головоногое: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далеких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

– вторая ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

– третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

– четвертая ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11-13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п. СПЕЦИФИКА - Дети не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленную перед ними изобразительную задачу, им малопонятны и недоступны самые обычные краткие инструкции, они не умеют планировать и контролировать свою работу, а так же у них сильно снижено критическое отношение к выполненным рисункам. Все эти значительные трудности необходимо учитывать и преодолевать учителю в ходе коррекционно-воспитательной работы.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого. Учебная программа по изобразительному искусству преду­сматривает следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобрази­тельном искусстве. Все они тесно связаны между собой, допол­няют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной рабо­ты с умственно отсталыми школьниками.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необхо­димо к ним подготовить. Подготовка эта в первом классе за­нимает первую учебную четверть. Однако рекомендуемые ниже упражнения следует систематически использовать на всех го­дах обучения, включая их в урок в соответствии с его целями и задачами. Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, чер­ный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Типовые компетентностно ориентированные задания:

Задание № 1 (КОЗ-22) . Продемонстрируйте выполнение рисунка в технике «Орнамент в полосе».

Охарактеризуйте основные методические требования к составлению орнамента: Не загромождать узор большим количеством элементов - вот одним из обязательных требований искусства составления орнаментов.

Требования к уроку изобразительного искусства

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет немалое значение. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на учащихся коррекционной школы, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

    Общедидактические требования.

    Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

    Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

    На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

    На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

    Урок должен быть оснащен:

    • техническими средствами обучения;

      дидактическим материалом.

    Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

    На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

    На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим.

    Специальные требования:

    Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

    Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

    Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

    Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

    Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

    Опора на более развитые способности ребенка;

    Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка.

    Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

    оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с ОВЗ;

    способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

    Виды уроков изобразительного искусства в СКОШ.

    Декоративное рисование;

    Рисование с натуры;

    Рисование на темы;

    Беседы по изобразительному искусству.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь ших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ.

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определен ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум ственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо ложенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы об изобразительном искусстве . В 1-4 классах на беседы выделяются 10-15 минут в начале или в конце урока. В 5-7 классах для бе сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов де коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления обучающихся средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Виды занятий должны быть тесно связаны и дополнять друг друга. Занятия должны проводится с учетом времени года, состояния погодных условий, событий в жизни общества, а также с учетом интересов учащихся.

    Этапы урока.

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

    организационно- подготовительный;

    основной;

    заключительный .

Организационно-подготовительный этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосыл ки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабо чей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на уста новку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двига тельными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима ния, восприятия мышления.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовить рабочее место и т.д. Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как расположить на парте альбом, как работать с кистью и красками и т.д. Сначала осуществляет ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под готовки учащихся к учебной деятельности.

На основном этапе решаются главные задачи урока. Учитель подробно рас сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Педагогу следует помнить, что в силу слабости аналитико-синтетической деятельности учащиеся коррекционной школы не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. В связи с этим рисунок выполняется, как правило, без учета выдвинутых учителем требований. И хотя внешне деятельность развертывается вполне благоприятно и учащиеся активно работают над рисунком, их действия нельзя назвать целесообразными и заранее спланированными. Не вникая в сущность инструкции, более того, забывая о ней, нисколько не заботясь о конечном результате своей деятельности, учащиеся нередко подменяют и в значительной степени упрощают поставленную задачу. Они выполняют её постольку, поскольку вынуждены делать это, чтобы в какой-то мере удовлетворить требования учителя. Обычная краткая инструкция, понятная и доступная нормальным детям, оказывается малопонятной и недоступной умственно отсталым. Педагогический опыт свидетельствует о том, что наиболее правильное изображение учащиеся делают тогда, когда учитель использует показ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробным объяснениями и указаниями. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можно сформировать путем специальной организации восприятия предмета. Необходимо использовать различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.

Заключительный этап состоит в орга низационном завершении урока. На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги рабо ты, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на от дых.

В периоды спада работоспособнос ти (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки.

    Образовательные задачи:

    формировать представления …;

    знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

    расширить…;

    систематизировать…;

    учить применять на практике…;

    учить пользоваться…;

    формировать (закреплять, совершенствовать) графические навыки, навыки рисования …

    Коррекционно-развивающие задачи:

    коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания)…;

    коррекция и развитие связной устной речи…;

    коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

    коррекция и развитие зрительных восприятий…;

    коррекция и развитие тактильного восприятия…;

    коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

    коррекция и развитие мыслительной деятельности;

    коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;)

    Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к учебе, предмету;

    воспитывать самостоятельность;

    воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и вида урока.

    Методы обучения:

Уроки изобразительного искусства предполагают использование следующих общедидактических методов:

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода , который включает в себя различные формы: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель наглядно и доходчиво преподносит информацию, которую дети осмысливают для дальнейшего применения.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод (многократное воспроизведение действия). Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем.

Для того чтобы достичь определенного уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся, необходим исследовательский метод обучения , направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление творчества. При этом нужно обеспечить доступность творческих заданий исходя из уровня психофизических возможностей учащихся с ОВЗ.

    Для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий :

    развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

    воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

    последовательное усложнение изобразительной деятельности;

    отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    использование ТСО

    активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей: введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач;

    применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

    смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года;

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учениками;

    введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования.



Транспорт