Известные исполнители спиричуэлс. Спиричуэлс

Для проигрывания записи вебинара, вам понадобится специальный плеер (версия 4.6.10).

Регтайм (англ. ragtime) - жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды - на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Своеобразие ритма этой формы очень широко используется в профессиональной музыке - сочинения Антонина Дворжака на американскую тему (симфония «Из Нового Света» и струнный «Американский квартет»), а также «Регтайм» (1918) Игоря Стравинского для одиннадцати инструментов.

Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Спири́чуэлс , спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) - духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже - танцами.

Блюз (от англ. Blues или Blue Devils - тоска, печаль) - музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру. Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроени.

Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).

Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».

Преобладающая форма блюза - 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 - на субдоминанте и тонике и по 2 - на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе - 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой - так называемый шаффл.

Собственно, когда появился этот удивительный стиль - блюз? Примерное время рождения – рубеж XIX-XX вв. Место рождения – Дельта (отсюда стиль дельта блюз ), дельта реки Миссисипи (от Мемфиса до Мексиканского залива). На этих обширнейших территориях, среди почти нищих чернокожих людей родилось драгоценнейшее народное достояние Америки, этот популярный и сегодня стиль блюз . Название «Дельта » скорее не географическое, и историко-культурное понятие. Это место, где после расчистки от лесов, осушения болот тотально стали выращивать хлопок. На этих бескрайних пойменных полях копошились сотни тысяч сначала рабов, а потом полурабов. Жизнь их была убога, тяжела и унизительна. Музыка, песни этих людей, их развлечения были в сущности выражением этого быта отчаяния. Таким образом, стиль блюз , дельта блюз и история блюза имеют очень мало чего романтического.

История блюза и его география

История блюза очень интересна, загадочна, длинна и наполнена интересными легендами. К местам, в которых в результате сложных процессов взаимопроникновения родился стиль блюз (дельта блюз), относятся также и Алабама, штаты Джорджия, Флорида.
Из Дельты этот дельта блюз распространился по всем штатам Америки и в разных штатах он имел свои особенности. Важнейшими его центрами стали город Чикаго, штат Техас, Калифорния и до сих пор остаётся Дельта. Вот из этих точек продолжает ежегодно приходить в блюз всё новые и новые звёзды.
Стиль блюз в своё время имел еще один мировой центр - Англию. Но с тех пор времени утекло много, и эта страна потеряла интерес к этому искусству. История блюза сыграла с Англией злую шутку: эта страна потеряла значение мирового центра блюза. Всё, что там звучит сегодня, это не оригинальный английский стиль блюз, который был там во времена Джона Мэйла, в 60-е годы, а скорее бледная тень американского блюза. Конечно, это и не исключает того, что на туманном Альбионе существуют яркие таланты. Их десятки, и все они по-своему интересны, по-своему интересен и исполняемый ими блюз.

Музыкальный стиль блюз - вещь простая. И это действительно так. Однако, стоит полистать любой журнал, посвященный блюзу или поговорить с "продвинутым" коллекционером и оказывается, что подстилей, видов, подвидов блюза множество. Иногда возникает даже подозрение, что музыкальные журналисты, искусствоведы соревнуются в том, кто, сколько больше тонкостей найдет и кто назовет больше стилей. Плюс разные родственники блюза – госпел и спиричуэл . Нет, он совсем не прост этот загадочный стиль блюз . И потом, если все так элементарно, зачем люди с консерваторским образованием, с ослепительными карьерами, с оглушительными именами в шоу-бизнесе вдруг с энтузиазмом и с наслаждением предавались этому стихийному, интуитивному, загадочному, притягательному искусству, именуемому блюз? Нет, пожалуй, этот стиль блюз не так прост. И это тоже верно. История блюза – тому подтверждение.

История блюза: источники и инструменты
У блюза было несколько источников и несколько составных частей. Один из них - африканский, что и понятно, ведь предки нынешних блюзменов были родом из западной Африки. Там были обнаружены в недавнем времени музыкальные инструменты, прообразы банджо - первого почти блюзового инструмента. Да и особенности вокальной техники африканцев наводят на мысль о глубинных африканских корнях, которые имеет история блюза и в частности дельта блюз .

Но банджо не стало главным действующим лицом в истории блюза . Его звук очень интересный, необычный, но резкий и непродолжительный. А вот в музыке блюз важно, чтобы инструмент был не только аккомпанирующим, но и как бы продолжал человеческий голос.

Фортепиано - вот это инструмент действительно для блюзовой души. История блюза неразрывно связана с этим инструментом. Минусом его в свое время была невозможность перемещаться вместе с музыкантами, которые были что называется "перекати-поле" и двигались туда, где им платили, что было вполне естественно.

История блюза тесно связана с общемировой историей. Капитализм, промышленное производство раскинули свои щупальцы, протянули свои загребущие руки в начале XX в. повсюду: где производство, там и масса работающих. Масса поработала - масса хочет отдохнуть. Стало быть, возникла целая система развлечений и развлекательных учреждений. Сотнями и тысячами стали размножаться по всей Америке так называемые bordel houses (нечто среднее между пивной и борделем), в которых звучал дельта блюз. Радиоаппаратуры тогда, в начале века, с усилителями, динамиками, громкостью еще не было. Зато пианино в таких местечках всегда было. В основном на этих разбитых, расстроенных фортепиано играли блюз громко и быстро. Это называлось "буги-вуги". Но тогда же, в первой четверти XX в., появились и первые медленные блюзы, именуемые блюз-баллады.

Еще один член семьи блюзовых инструментов - малюсенькая губная гармошечка. В длину она достигала всего 10 сантиментров. Сегодня есть большое разнообразие таких инструментов самых разных размеров: есть гармошки длиной с кларнет, есть гармошки с разной высотой звучания, разным набором регистров, но основной инструмент блюза - это такая маленькая гармошка. Каждая гармоника соответствует отдельной ноте или тону, поэтому во время концерта можно наблюдать музыканта-гармониста, на груди которого, как пулеметная лента, закреплен патронаж из 10-15 гармоник или более мелких инстументов. Иногда на протяжении одной песни музыкант заменяет гармошку несколько раз. Называют эти маленькие гармошки в блюзовой среде по-разному: French harp ("французская гармошка"), Jewish harp ("еврейская гармошка"), "миссиссипский саксофон" и др. Гармоника использовалась в качестве аккомпанирующего инструмента, а впоследствии, в середине XX века музыканты научились играть на ней блюз, приставляя ее вплотную к микрофону – в истории блюза гармоника стала мощным солирующим инструментом.

Главный инструмент блюза, разумеется, гитара. История блюза знает три базовых способа блюзовой игры, которые довольно условны: бренчание, "пикинг" (от англ. peaking - когда берутся отдельные ноты, как при солировании в джазе), и "боттл-нэк" (англ. bottle neck) - наиболее древний и оригинальный стиль, блюз – самый архаичный его вид дельта блюз - собственно и ассоциируется с этим стилем игры.
Bottle neck - бутылочное горлышко, которое отделяли аккуратно от бутылки, нанизывали на один из пальцев левой руки и, прижимая рукой к струнам, перемещали вверх-вниз, ударяя по струнам левой правой рукой. Таким образом возникала мелодия. Проще говоря, гитарист скользил этим горлышком по струнам, либо аккомпанируя себе, либо играя в унисон с голосом. Техника игры и дельта блюз остались прежними. Существует много вариаций разных настроек гитары, боттл-нэков (слайдеров) до бесчисленных звучаний, что достигается количеством использованной аппаратуры, усилителей, динамиков и т.д. и т.п. Уж не говоря об инструментальной фантазии, которую каждый музыкант волен вкладывать в свой блюз.

Игра слайдом - скольжением – в блюзе чрезвычайно эффектна. На концертах быстрые блюзы слайд-номера - самые горячие, и они могут довести публику буквально до иступления. Техника слайда доступна не каждому. Даже великие Би Би Кинг (B.B. King) и Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) не пользовались слайдом. Стива Рэй Вона слайд буквально раздражал. Би Би Кинг вместо слайда свои блюзы играл по-другому. Он стал тянуть струны своей тяжелой левой рукой, одновременно вибрируя гитарной струной, тем самым он создал тот стиль музыкального музыцирования, который доминирует сегодня в электрогитарном блюзе. Этим стилем пользуются, наверное, девять из десяти блюзовых гитаристов. Это тот самый гитарный пикинг, та самая легендарная подтяжка струны, которой так знаменит блюз

Блюзовый вокал и поэтика
Однако самый важнейший инструмент блюза, до которого пытаются дотянуться все остальные инструменты, - это человеческий голос.
Надо сказать, что всё, что ни делается в стиле блюз любым музыкантом, на любом инструменте - всё будет стремиться к выразительности человеческого голоса. Возможно, музыка сама началась в древности после того, как человек, исторгнув первый крик радости или отчаяния, не оборвал его сразу, а длил несколько мнгновений. Хотя, кто знает, как началась музыка. Только в любом случае она началась с ритма. С него же начинается и блюз .

Посреди леса или в поле вы услышите много звуков: ветер, птицы, шелест веток, стук капель, возможно, возню насекомых, - в этом не будет никакой строгости, никакого порядка, никакого ритма. Спокойный мощный хаос. Ритм вы услышите в себе. Ваше сердце задаст ритм всему сущему. Так и в блюзе. Блюз, в том числе и дельта блюз вытекает из очень древних, давних источников, очень глубоких, поэтому блюз в самой своей изначальной форме дельта блюзе - это всего лишь голос и ритм. Хотя главным также является и умение чувствовать. Спиричуэл и блюз невозможно петь без сердца.

С вокалом начинается череда парадоксов в блюзе. Получается, петь его, хотите верьте хотите нет, совсем не обязательно. При этом иметь большой голос тоже. Может быть, вас это удивит, но в блюзе подавляющее большинство музыкантов и исполнителей, мягко выражаясь, не Шаляпины и вовсе даже не Лучиано Паваротти. Есть и вовсе безголосые певцы (в академическом понимании). Ведь дельта блюз вовсе не требует от исполнителя идеального голоса. Однако, что касается чернокожих (как они сами себя называют, афро-американцев), то среди них нет плохих певцов - это тоже парадокс, который не стоит обсуждать. Им даны от природы феноменальное чувство ритма, а очень многим - способность петь блюз (и не только блюз), не обучаясь пению. Пример тому – не только блюз, но и спиричуэл .

Есть одно обстоятельство, объясняющее, почему в Америке так много певцов и певиц. Классические блюзовые звезды, да и не только они, в детстве пели в хоре бабтистсткой церкви. Хоровое духовное пение, называющееся госпел (gospel) или спиричуэл (spirituals) - школа, не имеющая аналагов во всех смыслах. Главный урок спиричуэл - необходимость быть искренним, вкладывать чувства, а не только напрягать связки. Согласитесь, ведь когда пение адресуется Господу, невозможно лицемерить. Именно этому учит спиричуэл.

Госпел еще называют holy blues ("святой блюз"). В музыкальном отношении госпел, спиричуэл и блюз почти близнецы: они звучат очень похоже, у них часто одинаковая структура, одни и те же предки и в целом ряде случаев они исполняются одним и тем же исполнителем. Допустим, в репертуаре того же Би Би Кинга есть в его дискографии пластинка, где он поет только духовную музыку. Однако, если две эти музыки, два этих искусства спиричуэл и блюз - братья, то дороги их когда-то разошлись, и из этих братьев вышли принципиальные антиподы.

Госпел и спиричуэл развились в высокоморальную духовную личность, а блюз пошел как бы по другой дорожке, покатился по наклонной. 95% всех блюзов о неудачной любви. Но поскольку над блюзом никогда не было цензоров, его авторы, натуры хоть и одаренные, но весьма непосредственны, высказывались в основном открытым текстом о своих желаниях, о своих скрытых желаниях, фантазиях, о своих сексуальных приключениях - обо всем, что может прийти в голову на тему любви и секса. Иногда получалось очень даже двусмысленно, но чаще прямым текстом.
Есть у блюза репутация и похуже: полушутя в начале XX века его окрестили сами же афро-американцы devils music (сатанинская музыка). В старые времена, когда мораль была построже, содержание блюзов считалось в приличном обществе предрассудительным и очень даже "солёным";. Да и музыканты были все какие-то оторвы: ни кола, ни двора, ни устоев, ни уважения. Куда понесет нелегкая, туда и понесет. А куда? Туда, где веселье, женщины, поножевщина, виски. Да, туда и понесет. Многие плохо кончали и, когда это случалось, говорили: "Ну что же, ведь он пел блюз - devils music". И опять же свою роль сыграли слухи, обобщения блюзменов с нечистой силой, о чем они с удовольствием пели, и в песни свои вставляют до сих пор. Вот так разошлись госпел, спиричуэл и блюз.

Надо признаться, что времена здорово переменились, и то, что когда-то давно сами чернокожие рассказывали про блюз, сейчас видится, может быть, безобидным суеверием или поэтической экзотикой.

Кстати, насчет блюзовой поэтики. Чтобы у вас не создалось впечатление, что блюз - искусство каких-то порченых, порочных и ограниченных людей, нужно отметить вот что: люди, какими бы их ни делала жизнь, всегда надеятся. Они всегда ждут любви, страдают без неё. Их удел - одиночество и поиск других людей, другого сердца. Блюз об этом. И часто здесь, в блюзе, встречается высокая и пронзительная поэзия, как в песне, которую когда-то сочинил Роберт Джонсон (Robert Johnson), умерший в 1938 году. Она называется "Любовь напрасна" (Love in Vain):


with a suitcase in my hand
And I followed her to the station
with a suitcase in my hand
Well, its hard to tell, its hard to tell
when all your loves in vain
All my loves in vain


I looked her in the eye
When the train rolled up to the station
and I looked her in the eye
Well, I was lonesome, I felt so lonesome
and I could not help but cry
All my loves in vain


with two lights on behind
When the train, it left the station
with two lights on behind
Well, the blue light was my blues
and the red light was my mind
All my loves in vain

Мы шли на вокзал, я нес чемодан,
Она шла впереди, а я следом за ней.
Мы молчали, она шла впереди. Я шагал за ее спиной, я уезжал.
Тяжело говорить, но любовь была напрасна.
Когда поезд подошел к перрону, я взглянул ей в глаза и понял:
теперь я один, и ничем тут не поможешь. Плачь, не плачь - любовь была напрасна.
Два фонаря на последнем вагоне этого поезда, который уносил меня прочь:
синий как маяк моей тоски, красный как светлячок моей памяти.
Любовь была напрасна.

Как и джаз, спиричуэлс и госпел родом из Америки. Оба этих жанра олицетворяют высоко духовное творческое выражение с помощью хорового пения, сочетания различных голосов, повышенной эмоциональности исполнения и проникновенных текстов, неизменно посвященных Богу. Эта энергетически сильная музыка покорила весь мир и для многих исполнителей стала отличной вокальной школой с ранних лет.

Спиричуэлс и госпел: зарождение

Спиричуэлс – старейшее направление в музыке, христианские песни, которые были созданы африканскими рабами в Соединенных Штатах в начале ХVII века. В те непростые для темнокожего народа времена их порабощали и превращали в подневольных работников. Неудивительно, что поддерживать собственный моральный дух рабам помогало творчество, а жизненные тяготы и лишения переживать, обращаясь к Господу. Первоначально спиричуэлс представлял собой некую речь-молитву, которая произносилась на христианской службе в местных церквях, затем стал исполняться с помощью нескольких голосов, из которых образовывались целые хоры.

Афроамериканская духовная музыка, так называемый спиричуэлс, является одной из крупнейших и наиболее значимых форм американской народной песни. Этот жанр до сих пор остается основой, особенно в небольших баптистских церквях на юге Америки.

Спиричуэлс вдохновлял все большее количество верующих и развивался, благодаря чему появился госпел – новый музыкальный жанр христианской музыки. Создание, исполнение, значение и даже определение этой музыки варьируется в зависимости от культуры и социального контекста. Госпел появился для многих целей, в том числе и для эстетического удовольствия, выражения религиозных или церемониальных идей. В госпеле обычно доминирует вокал (часто с ярко выраженной гармонией) и тексты на христианские темы. Большинство церквей выстраивали ритм с помощью хлопков руками и притопывания ногами, образуя живой аккомпанемент.

Чаще всего госпел исполняли а капелла, а первое официальное использование термина «госпел музыка» появилось в 1874 году. Появление радио в 1920-х значительно увеличило аудиторию поклонников этого жанра.

Госпел-блюз – это форма блюзовой музыки (сочетание гитары и христианских текстов). Прогрессивный «южный госпел» – музыкальный жанр родом из южной части США – в течение последних нескольких десятилетий завоевал большую популярность. Существует также христианская музыка кантри, которая иногда упоминается как поджанр госпела – она достигла пика своей популярности в середине 1990-х годов.

Госпел в России

В России госпел и спиричуэлс чаще всего можно услышать во время гастролей, мастер-классов или лекций американских христианских хоров, которые нередко посещают нашу страну. В силу того, что эта музыка имеет выраженный духовный посыл и энергию совершенно другой культуры, госпел не особо развит среди российских музыкантов, впрочем есть и приятные исключения. В Санкт-Петербурге существует ансамбль Total Praise , поющий госпел, особенностью которого стало исполнение текстов как на английском, так и на на русском языках. Хор участвует в музыкальных церковных служениях, евангелизационных концертах, конференциях, а также во многих других различных мероприятиях.

Среди участников коллектива: вокалисты (сопрано, альт, тенор, басы), барабанщик и бас-гитарист, все активные христиане из разных церквей. Хор часто посещает с выступлениями Америку и страны Европы и регулярно участвует в петербургских музыкальных мероприятиях.

В столице госпел можно послушать в исполнении хора Moscow Gospel Mass Choir , образованного в 2010 году, в котором поют церковные прихожане из разных стран.

Многие из них студенты: врачи, журналисты, инженеры, есть и люди приезжающие на репетиции после своей основной работы. Как говорит барабанщик хора, Майкл Амирика Туфур:

Мы поем госпел, или христианскую музыку. С ее помощью мы помогаем людям узнавать и славить Господа. Поем мы в нашей церкви каждое воскресенье по утрам. Людей обычно приходит много: последний раз в зале были заняты все 200 мест.

Основатель хора Эбен Эзер Дион исполняет христианские композиции на органе в Кот-д’Ивуаре. Несколько лет назад он учился в Российской академии музыки им. Гнесиных. Moscow Gospel Mass Choir состоит из 15 человек, часто участвующих в госпел-фестивалях, христианских службах в Москве, послушать которых приходит большое количество людей.

Духовные песни (spirituals)

Важную роль в формировании афро-американской музыки

играл процесс обращения в христианскую веру привезенных

из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения

к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение.

Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как

возможность ухода от страшной реальной жизни.

По этим и другим причинаммузыка, звучащая в церкви для негров,

несла в себе и черты канонических европейских церковных

песнопений и всевозможных элементов языческих культов,

пришедших с их исторической родины. Степень проникновения

эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в

храмовую музыку зависела от разновидности христианства.

Как известно, наЮге США в большей степени процветал католицизм

(испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации

церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам

\африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества

протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением

легкомыслия.

Не случайно особое развитие жанры афро-американской

духовной музыки получили именно в южных районах США.
Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые

"спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века

вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным

источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в

Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс

сочетают в себе отличительные элементы африканских

исполнительских традиций (коллективная импровизация,

характерная ритмика глиссандо, нетемперированные

аккорды, особаяэмоциональность) со стилистическими чертами

пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени

африканские и в большей - европейские, чем вся остальная

афро-американская музыка. Они представляли африканца как

мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее

выразительным средством, благодаря которому весь мир

познакомился с негритянском музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна

и включает такие виды песен, как:
-"ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танцавсех участников

по кругу против часовой стрелки);
-"сонг-сермон" (песни-проповеди)
-"госпел" и
-"джюбили сонгс" (песни прославления с короткой,

ритмичной мелодией)
-собственно "спиричуэлс" с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.

Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут

(ring shout) - групповой танец поющих в молитве негров.

В своей кульминации этот обряддостигает высокого эмоционального

накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой

полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой.

Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами,

Это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся

существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут.

Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры,

послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны,

светский идуховный англо-кельтский фольклор,

псалмы с текстами, относящимися, главным образом,

без музыкального сопровождения, они существовали,

как вокальное произведение для солиста и хора.

Позже, во второй половине XIX века возникают

концертные образцы культовой музыки, написанные

композиторами и перенесенные наноты.
Они были включены в первый сборник негритянских мелодий,

который назывался "Песни рабов США" (1867г.).Конечно,

существует большое различие между чисто народной

и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс.

После окончания гражданской войны между Севером и Югом

и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили

некоторое право поступать учиться в институты, при университете

Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский

вокальный ансамбль "Фиск Джюбили Сингерс", который

вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Как и вся остальная афро-американская музыка, спиричуэлс

представляют собой результат сложного смешивания европейских

и африканских традиций. Главным здесь были народные

гимны англиканского происхождения инародный стиль

пения этих гимнов (основанных на библейском материале)

при этом роль западноафриканского ритма постепенно

сокращалась, мелодияудлинялась и развивалась гармония.
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование

и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми

музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны

из их числа среди джазменов - это “Swing Low, Sweet Chariot“,

"Go Down, Moses", "Nobody Knows The Trouble I"ve Seen" и

"Down By The Riverside", а тeма "When The Saints Go

Marching In" попросту является своего рода гимном

традиционного джаза(диксиленда).
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает

служить источником вдохновения для всей джазовой традиции

в целом. Тому примером фрагменты из оперы "Порги и Бесс"

Джорджа Гершвина, "Концерты священной музыки"Дюка Эллингтона,

"Джазовая месса" Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку

стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от

английского слова "Евангелие" (Gospel). Госпел основывается

на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются.

Вгоспел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике,

в характеревокала, исполнителю госпел-сонгов нередко

аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют

не только специализировавшаяся на них великолепная

исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson),

Махалия Джексон

Очень интересна не только музыка,

но и тексты спиричуэлс. В их В основе чаще всего лежат библейские

тексты, но нередко они имеют определенный подтекст.

Например, среди чернокожих рабов, работавших на южных

плантациях, были очень популярны спиричуэлс о пророке

Моисее, который ввывл свой народ из рабства:

(певец начинал) Сверакла молния, гром гремел,

И Господь воззвал с небес:

«О, Мой пророк, будь мудр и смел,

Не оставайся здесь».

«О, что б ни случилось, - ответил пророк, -

Я не останусь здесь.

Пусть будет дорога моя тяжела –

Я не останусь здесь».

(все прихожане подхватывали: Я не оснанусь здесь.

Певец пел на разные лады, как Моиесей и его народ

брели через пустыню и пр., а община каждый раз подхватывала: Я не останусь здесь).

Были духовные песнопения и без «подтекста»,

например, о Самсоне и погубившей его красавице

Далиле, начинавшейся словами:

«Далила женщиной прекрасною была,

В спиричуэлс часто повторяюстя слова и целые строки-фразы,

вроде: «Где ты был, когда Спасителя нашего распинали на кресте?»

Чарли Хейдон

И, как правило, в них сквозит глубокая грусть, как

в знаменитом: «Sometimes I feel like a motherless child@

(Иногда я чувствую себя, как дитя без матери).

Перец опять же многократно повторял по ходу песни

«Faraway, faraway is thy home» (Далеко-далеко твой дом

и призывал стремиться туда, а прихожане подхватывали:

Believe it! (Верь в это), повторяя эти слова многократно.



Транспорт