Как нарисовать стальную блоху из сказа левша. Иллюстрации Кукрыниксов к сказу «Левша

Слайд 2

2 Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».

Слайд 3

3 Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогам их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че- хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша». Художники Кукрыниксы. Фронтиспис к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1974 г.

Слайд 4

4 1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши? Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника? За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке? Вопросы и задания

Слайд 5

Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра- ция ко 2 главе сказа.1974 г. Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.

Слайд 6

6 Вопросы и задания 1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры? Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова? 2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры? Как Платов «сконфузил» англичан? 3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию? 4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?

Слайд 7

7 Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г. Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи. Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.

Слайд 8

8 1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя? 3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Слайд 9

9 Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965. В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».

Слайд 10

10 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения? Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа? 2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов? Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета? 3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.

Слайд 11

11 Подлинными вершителями событий выступают в сказе косой Левша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации». Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа. Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».

Слайд 12

12 Вопросы и задания 1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, что истинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина. Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи. 2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?

Слайд 13

13 А.Г. Тюрин. «Бегут». Иллюстрация К 8-й главе сказа Лескова. «Потная спираль». Иллюстрация к 9-й Главе сказа. 1962 – 1965. Иллюстрация повествует о том, как Платов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи «бегут», «ещё бежит» усиливают динамику действия, переданную в рисунке. Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну- лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потная спираль», но и даёт графическое изобра- жение «спирали», она как бы охватывает всех действующих лиц в сцене.

Слайд 14

14 Вопросы и задания 1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов. Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку. Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?

Слайд 15

15 Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г. Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию». «…для поисков прототипа Левши вовсе не обязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, - и я за свою жизнь не раз встречал людей, могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-й Мировой войны, модельщика Путиловского Завода Васина, человека редкой скромности, Похожего на Левшу, старого часовщика Эсаулова, великого мастера, которые опреде- Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.

Слайд 16

16 вопросы и задания 1.Прочитайте последний абзац 9-й главы. В какой мере рисунок художника вторит её заключительным строкам? 2.Что утверждает Кузьмин своим рисунком?

Слайд 17

17 иллюстрация к 13-й главе сказа. 1950 г. Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживается Николай Павлович, верящий, что русские люди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.

Слайд 18

18 Вопросы и задания 1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников? Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники? 2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов? 3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим Александра Павловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопа Английскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов? 4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.

Слайд 19

19 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА. 1952 – 1965г.г. Этот рисунок ироничный. На иллюстрации Кукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.

Слайд 20

20 Вопросы и задания 1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке? 2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации? 3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которого невозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?

Слайд 21

21 Иллюстрация к 15-й главе сказа. 1962 – 1965 г.г. На иллюстрации показано, как англичане преклоняются перед талантом Левши, его мастерством. Звучит и мысль о русской отсталости, сковывающей Творческие силы народа, и приверженность Левши к своей родине.

Слайд 22

22 Вопросы и задания 1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши? 2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста 15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке? 3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной». Согласны ли вы с мнением литературоведа? 4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует? 5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно одну из иллюстраций.

Слайд 23

23 Иллюстрация к 19-й главе сказа. 1962 -1965 г.г. В 19-й главе завершается печальный Рассказ о трагической участи Левши – «великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословия Всех умирать принимают», встречу Доктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и, Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого Левшу Рядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?

Слайд 24

24 Вопросы и задания 1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией? 2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения». Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему? 3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовке произведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?

Слайд 25

25 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.КОЛОКОЛЬЦЕВ Е.Н. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ «ЛЕВША» - Ж. «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» № 10 - 2005 г. 2.УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ

Посмотреть все слайды


























1 из 25

Презентация на тему: Иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «ЛЕВША»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».

№ слайда 3

Описание слайда:

Художники Кукрыниксы. Фронтиспис к сказуН.С. Лескова «Левша». 1974 г.Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогамих фамилий. В течение своей совместнойработы они иллюстрировали работы Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че-хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».

№ слайда 4

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши?Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника?За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке?

№ слайда 5

Описание слайда:

Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра-ция ко 2 главе сказа.1974 г.Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.

№ слайда 6

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры?Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова?2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры?Как Платов «сконфузил» англичан?3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию?4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?

№ слайда 7

Описание слайда:

Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г.Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи.Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.

№ слайда 8

Описание слайда:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя?3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?

№ слайда 9

Описание слайда:

Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965.В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».

№ слайда 10

Описание слайда:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения?Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа?2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов?Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета?3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.

№ слайда 11

Описание слайда:

Подлинными вершителями событий выступают в сказе косойЛевша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации».Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа.Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».

№ слайда 12

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, чтоистинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина.Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи.2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?

№ слайда 13

Описание слайда:

А.Г. Тюрин. «Бегут». ИллюстрацияК 8-й главе сказа Лескова.Иллюстрация повествует о том, какПлатов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи«бегут», «ещё бежит» усиливаютдинамику действия, переданную врисунке.«Потная спираль». Иллюстрация к 9-йГлаве сказа. 1962 – 1965.Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну-лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потнаяспираль», но и даёт графическое изобра-жение «спирали», она как бы охватываетвсех действующих лиц в сцене.

№ слайда 14

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов.Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку.Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?

№ слайда 15

Описание слайда:

Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г.Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию».«…для поисков прототипа Левши вовсе необязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, -и я за свою жизнь не раз встречал людей,могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-йМировой войны, модельщика ПутиловскогоЗавода Васина, человека редкой скромности,Похожего на Левшу, старого часовщикаЭсаулова, великого мастера, которые опреде-Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

иллюстрация к 13-й главе сказа.1950 г.Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блохучерез мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживаетсяНиколай Павлович, верящий, что русскиелюди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.

№ слайда 18

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников?Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники?2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов?3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим АлександраПавловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопаАнглийскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов?4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.

№ слайда 19

Описание слайда:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА.1952 – 1965г.г.Этот рисунок ироничный. На иллюстрацииКукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.

№ слайда 20

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке?2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации?3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которогоневозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши?2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке?3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работытульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию».И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блохане может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной».Согласны ли вы с мнением литературоведа?4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует?5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно однуиз иллюстраций.

№ слайда 23

Описание слайда:

Иллюстрация к 19-й главе сказа.1962 -1965 г.г.В 19-й главе завершается печальныйРассказ о трагической участи Левши –«великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословияВсех умирать принимают», встречуДоктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и,Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого ЛевшуРядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?

№ слайда 24

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией?2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения».Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему?3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовкепроизведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?

№ слайда 25

Описание слайда:

Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
За иллюстрации к сказу Н. С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» были награждены золотой медалью АХ СССР.

«В 70-х годах свое прочтение «Левши» предлагают в своей серии Кукрыниксы. Эта серия широко известна, увенчана медалями и премиями. Стиль авторов узнаешь в ней моментально: рисунки «наэлектризованы» саркастической экспрессией; лесковский сюжет пережит, как и у Кузьмина [Н. В. Кузьмин, художник иллюстратор], «изнутри», но резче, злее... Как удачно заметил один критик, здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида; при гневном, «щедринском» поставе пера Кукрыниксы легко нашли своим чувствам стилистическое решение, подсказанное скорее многолетней работой в сфере политической карикатуры с ее ненавистью к объекту, чем проникновением в дух лукавого лесковского письма.» Л.А.Аннинский.

Позаголовок Николая Семеновича Лескова – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» – определил стилевую задачу иллюстраторов. Сказ – значит быль, притворившаяся сказкой. Якобы веселое и смешное действо, балаган, а на самом-то деле подлинная история погибели замечательного таланта. Кукрыниксы, думается, стремились проникнуть в саму интонацию Лескова, в темп его речи – плавной и резкой, патетической и обыденной, с завитушками поговорок да прибауток и вместе с тем прямой, гневной, обличительной. Главное в языке «Левши» – диалоги, воспроизведение разговоров во дворцах да избах, вопросы да хлесткие ответы. Театр? Да, именно так и прочли Кукрыниксы «Левшу».

Но театр особый – представление на ярмарочной площади, словно бы реконструиромое нынешним детским театром. Спектакль о спектакле.

Разумеется, обратившись к «Левше», Кукрыниксы не могли не вспомнить замечательное издание лесковского сказа с иллюстрациями Николая Васильевича Кузьмина, вышедшее пятнадцать лет назад. То была прекрасная умная книга. Книга Лескова для взрослых, много знающих в русской истории людей... Вызывающая на память народный эстамп-лубок. Открывающая подтекст Лескова – его пронзительную умную нежность, горькую его поэзию.

У Кукрыниксов была иная, совсем иная цель. В тридцатые годы, когда Алексей Максимович Горький шефствовал над «нераздельной и единосущной троицей», определяя ее путь в искусстве, он говорил: «Особенно важная и серьезная задача – дать детям книги о том, откуда взялась частная собственность... Эта задача может быть разрешена и рядом исторических книг, и острыми политическими памфлетами, и бытовой сатирой, направленной против пережитков собственничества...»

Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в «Левше». Словно персонажи «comedia del arte», стоят в заставке к первой главе англичане с императором Александром и «донским казаком» Платовым: почти плоские цветные фигуры, словно бы вырезанные из ватмана игрушечные человечки, на которых надето бумажное же платье. Возникают декорации – тоже плоская (обыкновенная линеечка на белом поле) лестница, по которой идут государь с Платовым в кунсткамеры, пузатые бюсты и «Аболон полведерский», что держит в одной руке мортимерово ружье, а в другой пистолю. Этот невиданный Аболон и на супере – словно бы карикатурный эпиграф о поругании искусства, о чудовищной прагматике, так давно осмеянной Лесковым.
На суперобложке присутствует деталь, которой нет в картинке, повторенной внутри книги: тяжелые золотые шнуры на черном плотном фоне, будто бы отодвинутый театральный занавес. Деталь у Кукрыниксов всегда очень значительна, она не могла явиться случайно и здесь. «Театр в книге-театре» – вот что она означает, как думается.

Наконец, на страницах «Левши» появляются героические персонажи – трио тульских оружейников, – и тогда исчезает ядовитый цвет, выбранный художниками для персонажей карикатурных, серые зипуны и ржавые редковолосые головы глядят со страниц драгоценной подлинностью. Еще немного, и цвет совсем бы исчез... Но условность сказового театрализованного повествования этого бы не допустила, и потому в сценах унижения Левши цвет – мертвенно-глухой, фантастический, особенно на полу «простонародной обухвинской больницы».

Художники дали к каждой главе некий пейзажно-событийный занавес-заставку: здесь Тула – город «первых знатоков в религии» – с косыми куполами бесчисленных церквей и проезжая дорога с мчащейся коляской Платова и свистовыми казакми, поливающими ямщика «без милосердия», чтобы скакал. Здесь Николай, восседающий на троне под двуглавым орлом, а по обе стороны от стула-трона принцесса Александра Николаевна и Платов; здесь и несущиеся от Петербурга до Лондона курьер с Левшою, и Лондон с туманными силуэтами парламента, Биг-Бена и яркими, как конфетная обертка, плоскими фигурами важных гуляющих англичан...Подымется такой занавес, а за ним страничная иллюстрация – смешное и грустное действо великого Лескова, «эпос... с очень человечкиной душою».

Словно бы наводя бинокль на какие-то сценические детали, изобразили Кукрыниксы предметы – концовки глав. Смешные эти концовки? Нет, иронические. Важное чувство в эмоциональной палитре маленького читателя. "Мелкоскоп" на царской малиновой подушке с золотыми кистями, блошиная подкованная нога сквозь увеличивающую линзу, чищенное толченым кирпичом ружейное дуло и пустая генеральская перчатка, воткнувшая туда свой палец... А в эпилоге книги появляется грустная медаль – светло-желтая, с белым профилем Левши, лавровой ветвью, инструментом тульского оружейника. Медаль помещена под абзацем печального лесковского размышления: «машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности».

Рассмотрев кукрыниксовского «Левшу», мысленно возвращаюсь к его давнему истоку – журнальным иллюстрациям к «Лазоревой степи» Михаила Шолохова. И становится понятным графический принцип художников: переводить на язык изобразительного искусства не сюжет и не события книги сами по себе, но слово и интонацию писателя, и ненавязчиво, будто бы в игре, передавать их читателю, вызывая в нем благородный гнев к насилию и нежность к таланту.

Пистунова А.М. Единосущная троица. –М.: Советская Россия, 1978 (с.244-249)
Глава «Эпос... с очень человечкиной душою».

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) российский график, народный художник РСФСР. В 1929-31 годах – один из лидеров группы «Тринадцать», которая культивировала «темповое рисование», стремясь выразить динамику современной жизни. Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к «Левше» Н.С. Лескова (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.

«Лесковский штрих Кузьмина другой: озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. Ощущение какого-то струящегося теплого воздуха вокруг фигур туляков. Придворные шаржированы: сияют, как елочные игрушки... Впоследствии, в начале 60-х годов, Н. Кузьмин усилил акценты: царь и двор стали отвратительнее, Левша – жальче, цвет активней, реминисценции из народной графики явственней. Но общий тон сохранился: переливчатое, пересмеивающееся, озорное лесковское узорочье. Впервые индивидуальный графический стиль не приложен к рассказу извне, а как бы рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить изнутри его события». (Л.А. Аннинский)

Николай Васильевич Кузьмин об иллюстрациях к «Левше»:

Лескова я читал и чтил давно, но мое касательство к нему как иллюстратора началось рисунком к «Очарованномк страннику» в однотомнике Гослитиздата (1945). К давно задуманным эскизам для «Левши» я приступил исподволь, втихомолку, никому из посторонних не показывал сделанного. Когда было все решено до деталей, я рискнул показать макет «Левши» в издательстве, где он всем понравился. Я возил эскизы в Ленинград показывать А.Н. Лескову. Он воспринял их с горячей заинтересованностью. Иногда ему приходилось разрешать мои недоумения, возникавшие в процессе работы.

– Как, по-вашему, запряжены кони в коляску Платова – тройкой или цугом?
– Разумеется, тройкой.
– А как же в тексте: «И ямщик и форейтор на месте?». Какие же на тройке форейторы?
– Верно, форейтор!.. Ну, это, знаете, у самого внимательного автора случается обмолвка! Вот смотрите, – издание «Левши» с рисунками Н.Н. Каразина, оно вышло при жизни Н.С. Лескова, – Платов на тройке!

С благословения Андрея Николаевича и я изобразил тройку, а то «форейтор» в тексте стоял мне поперек дороги и как-то связывал руки.

Во время одного из посещений я забыл у него свой рисунок с портретом Николая Первого. Он переслал мне его в Москву при письме: «Когда Вы ушли, вечерком усмотрел большой лист и в нем «чертову куклу» и два складных листа изрядной бумаги... За эти дни я вволю всмотрелся в даваемый Вами образ и убедился в его верности и впечатляемости. Я его живо представляю при каждом воспоминании о нем. Значит – внедряется и живет в зрительной памяти. Это именно то «воображение», о котором Лесков говорит в «Тупейном» и которое тогда тщились воплощать все «особы», и превыше всего это достигалось Палкиным» (из письма от 17 мая 1953 года).

А.Н. Лесков писал мне: «Глубокое, от сердца благодарение Вам за Ваше неустанное стремление помочь нашему читателю зрительно вспомнить образы великого мастера слова».
Но случается, что и квалифицированный читатель находит в иллюстрациях нечто такое, что раскрывает ему содержание книги с новой стороны. К.И. Чуковский писал мне по поводу «Левши»: «Вы обнажили ее [книги] главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами, над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами...» Такое признание – высшая награда иллюстратору.

Рисунки к сказу Н.С. Лескова «Левша» я делал более четырех лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз, о чем свидетельствуют горы эскизов, которые у меня сохранились. Скажу также об общем стиле иллюстраций – он, разумеется, диктовался самим складом данного литературного произведения. Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями, вроде того, например: в Лондон Левша едет сухим путем, а обратно через «Твердиземное море» и т. п. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок.

Относительно внешнего облика Левши. У писателя он рисуется симпатичным, скромным, но знающим себе цену мастером, с чувством собственного достоинства. Нужно ли его изображать непременно косоглазым? «Косой Левша» – это, может быть, всего-навсего прозвище. Если подчеркнуть косоглазие Левши, то получится уродливый облик с жуликоватым, бегающим взглядом («Бог шельму метит»). Поэтому, чтобы сохранить симпатичный облик Левши, мне пришлось отказаться от подчеркивания косоглазия.

Что же касается до его прически, то дьячковские косицы выросли у него во время спешной работы – стричься ему было недосуг. Должен ли он быть более драным и неприбранным? Как-никак он ведь является перед очи строгого начальства, надевает свой праздничный кафтан и старается, чтобы все было форменно.

Некоторые находят, что изба у Левши выглядит хоромами. Известно исторически, что в наших лесных губерниях деревянный сруб был самым дешевым видам жилья и рубились они чаще всего на лесных складах по стандарту. Обычный сруб был в три окошка, соломенная крыша не типична для центральных губерний. О ставнях на окнах говорит сам автор.

Н.В. Кузьмин. Художник и книга. – М.: «Детская литература», 1985 г.



Транспорт