Легенды мяо о сотворении мира. Китайская мифология — древнейшая культура Поднебесной Миф о происхождении мира в китае

Древние мифы Китая описывают историю древней цивилизации Китая с момента рождения Вселенной. Можно было бы сказать, что с момента Большого взрыва, но это часть современной научной мифологии, а в древних мифах Китая Вселенная описывается как некое подобие яйца, которое разбили изнутри. Возможно, если бы в тот момент существовал внешний наблюдатель, для него это выглядело бы как взрыв. Ведь яйцо было наполнено Хаосом.

Создание Земли и Неба

Из этого Хаоса с помощью сил Вселенной Инь и Ян родился Паньгу. Эта часть древних мифов Китая вполне сочетается с современным научным мифом о том, как из хаоса химических элементов на Земле случайно получилась молекула ДНК. Итак, согласно принятой в древней китайской цивилизации теории о происхождении жизни, началось всё с первопредка Паньгу, который разбил яйцо. По одной из версий этого древнего мифа Паньгу использовал при этом топор, с которым его чаще изображали на предметах старины. Можно предположить, что это орудие сотворилось из окружающего хаоса, став тем самым первым материальным предметом.

Хаос вырвался из яйца, разделившись на лёгкие и тяжёлые элементы. Точнее, лёгкие элементы поднялись вверх и образовали Небо - светлое начало, белок (ян), а тяжелые опустились вниз, и создали Землю – мутное, желток (инь). Тут сложно не заметить некую взаимосвязь древних мифов Китая и научного объяснения создания Солнечной системы. По которой наша планетная система образовалась из вращающегося хаотического облака газов и тяжёлых элементов. Под действием вращения тяжёлые элементы скапливались ближе к центру, вокруг появившегося в ходе естественных причин (которые мы здесь не будем обсуждать) Солнца. Они образовали твёрдые планеты, а лёгкие элементы, скопившиеся ближе к краю – газовые гиганты (Юпитер, Сатурн, Нептун…)

Но вернёмся к теории возникновения жизни принятой в древней цивилизации Китая, к тому, что самоуверенная наша наука называет мифологией. Итак, древние мифы Китая повествуют о том, как Паньгу, будучи первым и единственным обитателем нового мироздания, упёрся ногами в землю, головой в небо и стал расти. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей увеличивалось на 3 метра каждый день пока не достигло сегодняшнего масштаба. После этого тело Паньгу распалось и перевоплотилось в целый мир. Его дыхание стало ветром и облаками, туловище с руками и ногами – огромными горами и четырьмя сторонами света, кровь – реками, плоть – почвой, кожа – травой и деревьями…Древняя цивилизация Китая тем самым подтверждает мифы других народов, в которых нашей планете отводится роль живого существа или организма.

Сотворение людей

Согласно древним преданиям, когда земля уже отделилась от неба, на ней было все – ввысь поднялись величественные горы, к морям потекли реки, полные рыб, леса и степи были переполнены дикими животными, но мир все еще оставался незавершенным без рода человеческого.

Как и в различных религиозных версиях, в Древнем Китае считали, что людей сотворили из глины. В трактате II века «Общий смысл обычаев» написано, что создателем людей стала Нюйва – великий женский дух. В древних мифах Китая Нюйву видели благоустроительницей мира, а потому изображали ее с измерительным угольником в руке или, как олицетворение женского начала Инь, с диском Луны в руках. Нюйва изображалась с человеческим телом, птичьими ногами и змеиным хвостом. Она взяла горсть глины и стала лепить фигурки, они оживали и становились людьми.

Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы слепить всех людей, могущих населить землю. И тогда она протянула через жидкую глину веревку. Когда богиня встряхнула верёвку, во все стороны полетели кусочки глины. Падая на землю, они превращались в людей. Но толи из-за того, что они не были слеплены вручную, толи потому что болотная глина, всё же, отличалась по своему составу, от той, из которой слепили первых людей, но древние мифы Китая утверждают, что люди более быстрого способа сотворения значительно отличались от созданных вручную. Таким образом, считается, что богатые и знатные – это люди сотворены богами собственноручно из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные люди, сотворены с помощью веревки.

Далее своим созданиям Нюйва дала возможность размножаться самостоятельно. Правда до этого она передала им закон об обязанностях обоих сторон в браке, что в древней цивилизации Китая соблюдалось неукоснительно. Для китайцев Нюйва считалась покровительницей бракосочетаний, которая могла избавить женщину от бесплодия. Божественность Нюйвы была так сильна, что даже из её внутренностей родились 10 божеств. Но заслуги Нюйвы на этом не заканчиваются.

Прародительница Нюйва оберегает человечество

Жила Нюйва некоторое время спокойно, не зная забот. Но землю, которую уже заселяли созданные ею люди, охватили великие бедствия. В некоторых местах обрушился небосвод, и там появились огромные черные дыры. Дух огня Чжужун породил духа вод Гунгуна, борьба с которым занимала, большое место в древней мифологии. Древние мифы Китая описывают невероятный огонь и жар, который просочился сквозь них, а также пожар, который охватил леса на Земле. Образовались впадины в земле, через которые хлынули подземные воды. Две противоположности, которые характеризуют древнюю цивилизацию Китая, две стихии, враждебные друг другу, Вода и Огонь объединили усилия, чтобы уничтожить людей.

Видя, как страдают человеческие создания, Нюйва, как истинная благоустроительница мира, принялась за работу, чтобы «залатать» прохудившийся небосвод. Она собрала разноцветные камни и, расплавив их на огне, заполнила образовавшейся массой небесные дыры. Чтобы укрепить небо, Нюйва отрубила у гигантской черепахи четыре ноги и поставила их на четырех частях земли в качестве подпорок, поддерживающих небосвод. Небосвод укрепился, но не вернулся в свое прежнее состояние. Он несколько покосился, но и в реальности это можно увидеть по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от Поднебесной образовалась огромная впадина, ставшая Океаном.

Ксения Величко. Великая Эпоха

Китай страна, окутанная мифами и легендами. Срединное царство - древнее государство, полное тайн и парадоксов. Трудолюбивый китайский народ всегда имел в душе уголок, наполненный поэзией.

Только китайцы смогли смешать возвышенную философию и странные, порой бессмысленные верования .

Легенды и мифы древнего Китая со временем изменялись. Примитивная народная религия, здравый смысл Конфуция, ритуалы и магия даосизма, возвышенная духовность буддизма - плавильный котел, сочетание богов на все случаи жизни.

Некоторые мифы Китая чем-то перекликаются с легендами других культур. Например, миф о сотворение мира напоминает многие схожие истории, в которых мир формируется из тела первичного существа.

Вначале была тьма повсюду и правил хаос.

В темноте сформировалось яйцо, а внутри него гигант появился на свет.

Когда он вырос до гигантских размеров, то вытянул огромные конечности и тем самым разрушил скорлупу. Более легкие части яйца всплыли наверх и сформировали небеса, а плотные части опустились вниз, чтобы стать землей.

Так появились земля и небо - Инь и Ян.

Паньгу был доволен своим деянием. Но он боялся, что небо и земля опять сольются вместе, поэтому встал между ними . Его голова держит небо, а ноги твердо стоят на земле. Паньгу рос со скоростью три метра в день в течение 18 000 летнего периода, увеличивая пространство между небом и землей, пока они не оказались зафиксированы на безопасном расстоянии друг от друга. Выполнив свою миссию, Паньгу со спокойной совестью умер, а его тело пошло на создание мира и всех его элементов .

Ветер и облака были сформированы из его дыхания , его голос стал громом и молнией, его глаза засияли солнцем и луной, его руки и ноги явились четырьмя сторонами света, зубы и кости его заблестели драгоценными камнями, а его фаллос возвысился горами. Его плоть превратилась в почву и растения, его кровь - в реки, и так далее.

Добрый день, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китайская культура, пожалуй, одна из древнейших в мире, а мифы и легенды – это то, с чего она начиналась. О народных героях слагались легенды и передавались из уст в уста, они же стали персонажами первых письменных произведений, шедевров изобразительного искусства, нашли отражение в религии.

Итак, тема нашей сегодняшней беседы – китайская мифология. В статье ниже мы подробно разберем ее основы, мифических героев – как людей, так и животных, духов, демонов. Также вы узнаете, как развивалась мифология Поднебесной и какое отражение она нашла в искусстве. Ну и, конечно же, вас ждет масса любопытных китайских мифов.

Материал получился настолько обширным, что попросту не поместился в рамки одной статьи, поэтому их будет две – не пропустите продолжение.

Ну что ж, начнем погружение в атмосферу Древнего Китая, наполненного мифами и легендами!

Основы мифологии

Мифология – это целый раздел науки, который изучает различные легенды, мифы, предания, повествующие о народных героях, богах, духах, объясняющие видение мира, вопросы сотворения Вселенной и появления многих явлений. Китайская взяла свое начало еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры, когда на территории между знаменитыми реками Хуанхэ и Янцзы появилась цивилизация.

Китай долгое время оставался обособленным, жил в некоторой изоляции от остального мира, а потому сумел сохранить свою самобытность, колоритность. Так, к примеру, если древнегреческие или древнеримские боги нам известны как невероятные красавцы, то древнекитайские едва ли похожи на них: они яркие, красочные, разнообразные и часто вовсе не похожи на людей, зато обладают недюжинной силой, сверхъестественными способностями и мощной энергетикой.

В целом мифология Поднебесной неоднородна, она обладает неким синкретизмом: здесь соединились мифы древности, даосизма, буддизма, конфуцианства, более поздний фольклор. Кроме религиозных течений, на ее становлении сказались реальные исторические личности, тотемные представления местных жителей, а также многочисленные философские трактаты.

Последние, сохранившиеся в виде фрагментов, позволяют собрать воедино различные мифы и составить общее представление. К ним можно отнести следующие произведения (все даты указаны до нашей эры):

  • «Шу цзин», или «Историческая книга», период с XIV по XI века.
  • «И цзин», она же «Книга перемен», рубеж VIII и VII столетий.
  • «Чжуан цзы», IV век.
  • «Ле цзы», промежуток между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
  • «Шань хай цзин», что переводится как «Книга гор и морей», с IV по II столетия.
  • Многочисленные произведения и стихи поэта Цюй Юаня, IV столетие.
  • «Хуайнань-цзы», относящийся ко II столетию.
  • Трактат философа Ван Чуна под названием «Критические суждения», I столетие.

Одной из главных отличительных черт местной мифологии можно назвать так называемую эвгемеризацию. Иными словами, часто персонажи мифов являлись реальными людьми, которые умерли и вошли в историю как некие божества, их истории искажались, приобретали мифические черты.

Фуси — мифический первый император Поднебесной, божество - повелитель Востока. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фуси правил с 2852 по 2737 гг. до н.э.

Чаще всего так случалось с правителями, царями, императорами, а также с высокопоставленными чиновниками и доблестными воинами. В таком случае божества обретали облик человека. Из-за этого довольно часто бывает сложно провести границу между реальными историческими событиями и выдуманными.

Нередко божественные существа имели образ различных животных. Также, по китайским поверьям, многие явления природы, а еще холмы, реки, горы имели своих духов.

Сотворение Вселенной

Один из базовых мифов повествует о появлении мира. Он известен под названием «миф о хаосе», или по-китайски – «хунь дунь».

Это предание утверждает, что раньше не было ничего, кроме пустоты, абсолютной темноты и хаоса, где бродили неопределенные образы, словно сросшиеся картины. Не существовало небес, земли, воды. Об этом свидетельствует также трактат «Хуайнань-цзы».

Затем возникла вода, а точнее – водный хаос, из которого позже появились два существа божественной природы, два древних бога – Пань-гу и Нюй-ва. Это событие стало началом мира, именно тогда земля и небо разделились.

Многие исследователи утверждают, что изначально Пань-гу и Нюй-ва были героями легенд разных народностей — Пань-гу зародился на южных землях, а Нюй-ва – на юго-востоке Древнего Китая или на юго-западе современной провинции Сычуань.

Пань-гу был могучим существом и первопредком всего на земле. По мере того, как рос он сам, небеса и земля все больше отделялись друг от друга, а также появлялись природные явления и объекты.

Изображение божества Паньгу

И если Пань-гу не был непосредственным творцом, ведь изменение мира происходило вместе с его ростом, неосознанно, то другое существо, богиня Нюй-ва, была демиургом – творцом. Она была наделена лицом женщины, но нижняя часть туловища изображалась змеиной или драконьей.

Считается, именно Нюй-ва сотворила все вокруг, а позже избавила мир от потопа. Людей она создавала из горных пород и глины. А когда вследствие жестокого сражения богов небосвод частично обвалился, она самостоятельно починила его: оторвала все четыре лапы гигантской черепахи и подперла ими небо.

Еще один персонаж древнекитайского мифа – Фуси. Он имеет облик одновременно птицыи человека. Фуси обучил древние племена важным занятиям: охотиться, готовить мясную добычу, заниматься рыболовством, изготавливать сети и другие рыболовные снасти.

Одна из легенд сводит Нюй-ву и Фуси вместе, в результате чего они создают крепкую семью. С тех пор, помимо прочего, Нюй-ва стала покровительницей семьи, брака и женитьбы.

Фуси и Нюйва

Главные мифические животные

Главный герой легенд Поднебесной – это, конечно же, дракон. Археологи поднимают из-под земли массу древних артефактов, на которых можно увидеть этого мифического зверя. Впрочем, его изображения и сегодня встречаются повсеместно: на фасадах домов, в виде барельефов на храмах, как небольшие домашние статуэтки, на картинах известных китайских художников и даже на императорском одеянии.


Древняя китайская печать с драконом

Фольклор тоже содержит в себе множество поговорок о драконах. Такая любовь к этим животным неудивительна – они несут в себе огромное количество символов, олицетворяя:

  • могущество стихии;
  • добродетель;
  • благополучную и богатую жизнь;
  • согласие, мир;
  • императорскую власть;
  • небеса.

Древние китайцы обладали верой в то, что драконы наделены особой магией и вобрали в себя все качества остальных животных. По поверьям, они могли спускаться на землю, но предпочитали взмывать на небо и погружаться в реки, озера и море. Умея лавировать между небом и землей, они были проводниками между двумя мирами – человеческим и божественным.


Праздник фонарей в Китае

Что еще удивительнее, императорская власть считалась данной небесами, дарованной именно посланниками-драконами. А потому правители являлись родственниками драконов.

В современном Китае дракону посвящено целое празднество с шествиями и танцами. Оно, как правило, отмечается каждый год 5 мая.

Кстати, если вам интересно узнать о китайском драконе больше, то для вас у нас есть специальная статья вот .

Миф о драконьей матери

Легенда рассказывает историю матери драконов, или по-китайски – Лун Му («лун» переводится как «дракон», «му» – «мать»). Жила-была обычная земная женщина. Как-то раз у речного берега она заметила крупный белый камень.

Присмотревшись, она поняла, что перед ней яйцо. Она взяла его с собой домой, где яйцо согрелось, и оттуда вылупилось пять небольших ящероподобных змей. Женщина решила, что сама вырастит этих существ.


Мать драконов Лун Му

Шло время, ящерицы выросли в больших драконов, а она все так же заботилась о них, кормила, отдавала все лучшее, хотя сама жила в бедности. Когда драконы подросли, они стали тоже заботиться о земной матери, всячески помогать ей. Тем самым драконы стали олицетворением сыновней любви и уважения, а женщина – материнской заботы.

Ее пятеро сыновей оказались духами воды, умевшими укорять стихию и изменять погоду. В один очень засушливый год все крестьяне страдали от неурожая, и по просьбе матери сыновья посылали с небес дождь. Именно тогда местные жители нарекли женщину Лун Му.

Когда она умерла, животные превратились в людей и похоронили ее. Сегодня нередко в Поднебесной можно встретить храмы, возведенные в честь Лун Му.

Виды лунов

Драконы в Поднебесной почитаются настолько, что их насчитывается более ста видов. Кроме того, существует несколько их классификаций.

Первая разделяет их по цветам, причем драконы определенного цвета отвечают за конкретную часть света:

  • Цинлун – лазурный, отвечает за восточный сектор, обладает состраданием.
  • Чжулун – красный, охраняет южную сторону, покровительствует водоемам, а также семейным узам, рождению детей.
  • Байлун – белоснежный, несет ответственность за западное направление и наделен честностью и добродетелью.
  • Хуанлун – золотистый, ему можно адресовать просьбы о прощении, мольбы, которые он передаст богам.
  • Сюаньлун – черный, хранитель северной части, обитающий в волшебных водоемах.


Белый дракон Байлун

Кроме того, существует четыре главных луна:

  • Шаньлун – управляет стихией, ветрами, грозой, молниями и громом. Предстает в образе существа с человеческим лицом, телом дракона и огромным животом. И хотя Шаньлун почти не летает, он может возноситься на небеса и плыть по ним, часто сливаясь из-за похожего цвета. Крестьяне и обычные люди стараются его не гневать, так как он способен наслать затяжные ливни или, наоборот, засуху.
  • Тяньлун – охранитель неба и спокойствия богов, обладает туловищем белого или лазурного цвета, с крыльями изображается редко. Его главная отличительная черта – пять пальцев на лапах, в то время как у остальных представителей драконьих – по три или четыре.
  • Фицанлун – хранитель драгоценностей, спрятанных под землей. Он живет в подземных пещерах и обладает особенной мудростью, о чем свидетельствует жемчужное украшение в нижней части лица.
  • Дилун – отвечает за водную стихию, все водоемы и глубокие реки, а также за урожайность. Сам он обитает под водой, на глубине, в невероятной красоты дворцовых комплексах. По поверью, когда кто-то туда попадает, он получает подарки от Дилуна и возвращается домой.


Зеленый дракон Цинлун

Заключение

Это была первая часть нашего материала, который знакомит читателей с мифологией Поднебесной. Не пропустите продолжение этой статьи – оно расскажет о других, не менее интересных мифах, познакомит с остальными мифическими животными Китая, отрицательными персонажами, а также поведает о дальнейшей истории легенд и преданий.

А чтобы оставаться всегда с нами на связи, подписывайтесь на блог, и будем открывать новые грани таинственной Азии вместе.

До скорой встречи!


Согласно мифам, вся история Китая была разделена на десять периодов, и в каждый из них люди делали новые усовершенствования и постепенно улучшали свою жизнь. В Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян — это самый распространённый символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь — землёй. Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность — вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение — слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен — Ицзин, Книга истории — Шу цзин, Книга песен — Ши цзин XI—VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала — Ли цзи, Записи о музыке — Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень — Чунь цю, Беседы и суждения — Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.). В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I—II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник — Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли — быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси — хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце). Он является одним из самых древних мифов. Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек — Паньгу. Был он огромен и жил очень долго. Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз — солнцем, правый — луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга — жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми. Существует и другое предание о появлении человека. В нём рассказывается, что женщина по имени Нюйва вылепила людей из жёлтой земли. Нюйва также участвовала в мироздании. Однажды один жестокий и честолюбивый человек по имени Гунгун взбунтовался и стал заливать водой её владения. Против него Нюйва отправила войско, и мятежник был убит. Но перед смертью Гунгун ударился головой о гору, и от этого толчка обвалился один из углов земли, обрушились столбы, державшие небо. Всё на земле пришло в смятение, и Нюйва занялась наведением порядка. У гигантской черепахи она отрубила ноги и подперла ими землю, чтобы восстановить её равновесие. Она собрала множество разноцветных камней, разожгла огромный костёр и, когда камни расплавились, зачинила этим сплавом зияющее отверстие в небесном своде. Когда костёр потух, она собрала пепел и построила из него плотины, прекратившие разлив воды. В результате её огромных трудов на земле снова воцарились мир и благополучие. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении — на восток; так объясняли себе древние китайцы эту особенность рек в Китае. В мифах о Паньгу и Нюйва мы находим древнейшие представления китайцев о происхождении мира и людей. В рассказе о том, как Нюйва строила плотины и прекратила разливы рек, отразилась борьба людей с наводнениями, которую приходилось вести людям уже в глубокой древности.

Легенды Мяо о сотворении мира

У племени хэймяо, или черных мяо (названных так из-за темного цвета их кожи), нет письменности, но существует развитая эпическая традиция. Из поколения в поколение они передают поэтичные легенды о сотворении мира и Всемирном потопе. Во время праздников их исполняют сказители в сопровождении хора, состоящего из одной или двух групп исполнителей. Рассказ перемежается стихотворными вставками, состоящими из одного или нескольких пятистиший. Они задают вопросы и сами же отвечают на них:

Кто создал Небо и сушу?

Кто создал насекомых?

Кто создал людей?

Сотворил мужчин и женщин?

Я не знаю.

Небесный Владыка создал Небо и сушу,

Он создал насекомых,

Он сотворил людей и духов,

Сотворил мужчин и женщин.

Знаете ли вы как?

Как появились Небеса и Земля?

Как появились насекомые?

Как появились люди и духи?

Как появились мужчины и женщины?

Я не знаю.

Небесный Владыка премудрый

Плюнул себе на ладонь,

Хлопнул громко в ладоши -

Появились Небеса и суша,

Насекомых сделал из высокой травы,

Сотворил людей и духов,

Мужчин и женщин.

Легенда о Всемирной реке интересна тем, что в ней упоминается Всемирный потоп:

Наслал огонь и зажег горы?

Кто пришел, чтобы очистить мир?

Напустил воды, чтобы омыть землю?

Я, поющий вам, не знаю.

Зе очистил мир.

Он призвал огонь и зажег горы.

Бог грома очистил мир,

Он омыл водой землю.

Вы знаете почему?

Дальше в легенде рассказывается, что после потопа на земле остался только Зе с сестрой. Когда вода спала, брат хотел жениться на сестре, но она не согласилась. Наконец они решили взять по жернову и подняться на две горы, а затем пустить жернова катиться вниз. Если они столкнутся и лягут друг на друга, то она станет женой Зе, если же нет, то браку не бывать. Испугавшись, что колеса раскатятся, брат заранее приготовил в долине два похожих камня. Когда пущенные ими жернова затерялись в высокой траве, Зе привел сестру и показал ей спрятанные им камни. Однако она не согласилась и предложила поставить внизу двойные ножны и бросить в них по ножу. Если они попадут в ножны, женитьба состоится. Брат снова обманул сестру, и она наконец стала его женой. У них родился ребенок без рук и ног. Увидев его, Зе разгневался и изрубил его на кусочки, а затем сбросил с горы. Коснувшись земли, куски мяса превратились в мужчин и женщин – так на земле снова появились люди.

Период с VIII по X век был временем расцвета китайской литературы. После обьединения империи и установления сильной централизованной власти в Пекине появляются представители всех государств Южной Азии. Именно в это время начинают переводить индийские буддийские тексты, а достижения китайской культуры становятся известны в Центральной Азии, Иране и Византии. Китайские переводчики переосмысливают заимствованные тексты, вводят в них мотивы собственных верований и окружающих реалий.

Литературная традиция достигает высшей точки в период династии Тан (618-907 гг. н. э.). В истории китайской литературы Танская эпоха справедливо считается «золотым веком». Благодаря системе экзаменов представители всех сословий получили доступ к знаниям. Процветали искусство и литература, появляется плеяда мастеров короткого рассказа – Ли Чаовэй, Шэн Цзицзи, Ню Сэнжу, а также Ли Гунцзо. Ниже мы приводим одну из его новелл.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Оборотни: люди-волки автора Каррен Боб

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мо-цзы и его учение о сотворении мира В философии Мо Ди (475-395 гг. до н. э.), более известного как Мо-цзы или Учитель Мо, соединились элементы гуманистического и утилитаристского подхода.Как пишет Мо-цзы, изначально было Небо (которое рассматривалось им как антропоморфное

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Дуалистический миф о сотворении человека и прения с волхвами Итак, славяне, встретившиеся с финно-угорскими племенами на севере Восточной Европы, довольно быстро познакомились с их «чудскими» верованиями и богами. В Новгороде даже стали делать амулеты для чуди -

Из книги Затерянные миры автора Носов Николай Владимирович

Глава 1 ЛЕГЕНДЫ Япония, как и Греция, возникает из сказочного прошлого. Легенды, пришедшие из глубины времен, населены буйными, фантастическими персонажами, от которых происходят жемчужные туманы, они окутывают леса, склоны вулканов, не успевшие покрыться умудренной

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Легенды Эфиопии Тропики. Эфиопия. Темная африканская ночь. Силуэты гор Симиен обрамляют небольшое плато, на котором приютились наши палатки. Рядом с похожей на пальму лобелией горит костер. Проводник с энтузиазмом лупит ладонями по «барабану» - пустой канистре из-под

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Легенды балета Нина Кирсанова Еще в 1980-е годы в Белграде жила прекрасная балерина, «памятник русской балетной школе», бесподобная Нина Кирсанова. Этот факт казался мне тогда парадоксальным.Помню, с каким волнением набирал ее номер. Она у телефона. Нет, она совсем не

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Мифы о сотворении земли, природы и Человека В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что



Транспорт