Линейная перспектива презентация по изо. Изображение объема на плоскости

Пейзаж Сравните два пейзажа. Сад в пруду. Древний Египет. 2 тыс.до н.э. Щедрин С. Вид из грота. 1827 г. Пейзаж ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В ПЕЙЗАЖЕ. Правила построения перспективы Задачи урока: Пейзаж - передача пространства в пейзаже; - развитие воображения; - воспитание эстетических чувств к природе и бережного отношения к ней. Основные элементы пейзажа: Пейзаж - земная поверхность - растительность - постройки - водоёмы (озера, моря, реки) - фауна - люди - облака, дождь 1. Назовите виды (мотивы) пейзажа. Пейзаж 2. Определите, какой характер имеет каждый пейзаж. Репродукции картин находятся на доске. Виды искусства: Живопись Саврасов А. Сухаревская башня Графика И.Шишкин. Лес Настенная роспись. Древний Египет Этрусский мастер. Два танцора роспись. Около 400 г. до н.э. Бог виноделия Вакх у подножия вулкана Везувий. Фреска. 1 в. н.э. Архангел Михаил. Икона. Россия. Иоахим Патинир. Бегство в Египет. 1515-1524 П. Брейгель Старший «Охотники на снегу».Нидерланды. 16 в. Леон Баттиста Альберти «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы» Художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, - расположенным позади этой плоскости. Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывают положение объекта в перспективе. Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. Линия горизонта Точка схода Линейная перспектива - это изменение масштабов изображения на плоскости. Правила линейной перспективы: Предметы, уходящие в даль, уменьшаются в размере Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз) Вид Большой Немецкой улицы. М. И. Махаева. 1751. Тушь, перо Изменение высоты линии горизота - низкая линия горизонта - линия горизонта на уровне роста человека - высокая линия горизонта Н.Рерих. Ведущая Вид Неаполя. С.Щедрин. 1827 г. Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, 1828 Золотая осень. В.Д.Поленов Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Правила воздушной перспективы: Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско. Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо. Ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые – бледными. Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче. Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые –одноцветными. Порядок работы над пейзажем: Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа. Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба. Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место основных элементов композиции. Дальний план – 3 план Средний план – 2 план Ближний план – 1 план И.Левитан. На озере Этапы выполнения пейзажа: 1. 2. 3. 1.Выполнение рисунка карандашом 2. Нанесение основных цветовых пятен 3. Проработка деталей, обобщение Гимнастика для глаз Упражнение 1. Закрой глаза и дай им отдохнуть. Упражнение 2. Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо. Упражнение 3. Несколько раз зажмурься и снова открой глаза. Упражнение 4. Часто поморгай глазами. Упражнение 5. Посмотри в окно - сначала на предмет, находящийся в непосредственной близи, потом переведи взгляд вдаль. Вывод: Для передачи пространства в пейзаже необходимо знать правила перспективы. Линейная перспектива - изменение масштабов изображения на плоскости. Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне.

Cлайд 1

Основные положения теории линейной перспективы Выполнила: Заморина Марина 303 гр. Руководитель: кандидат педагогических наук, доцент С.И.Гудилина Все, что фиолетовым - гиперссылки

Cлайд 2

Перспектива Предметы в окружающей нас действительности находятся в пространстве, то есть одни из них расположены к нам ближе, другие –дальше. Если, например, смотреть на удаляющиеся от наблюдателя электромачты или телеграфные столбы, то можно увидеть, как они кажутся уменьшающимися по высоте, хотя в действительности имеют одинаковый размер. рисунок крупнее

Cлайд 3

Cлайд 4

Кажущееся уменьшение величины предметов, находящихся на разном удалении от зрителя, можно проследить и на примере домов, расположенных вдоль улицы. Таким образом, чем дальше от зрителя находятся предметы, тем меньшими они кажутся. Если на один и тот же предмет смотреть с разных мест или изменять его положение по отношению к зрителю, то каждый раз он будет зрительно восприниматься по-разному. Примеры: Круг Книга

Cлайд 5

Круг ОБРАТНО При изменении положения круга по отношению к наблю- дателю можно видеть, как меня- ются его очертания. В одном случае круг можно увидеть в виде правильной окружности (если он расположен фронталь- но), в другом случае -в виде эл- липса, в третьем – в виде пря- мой линии. Это зависит от того, какое положение занимает круг по отношению к уровню зрения (линии горизонта) и к плоскости картины. ВЫВОД

Cлайд 6

Книга ОБРАТНО Изменение очертаний предмета в зависимости от его положения по отношению к рисующему можно проследить на книге. Книгу можно расположить по отно- шению к зрителю так, что в одном случае мы будем видеть две, а в другом случае - три ее плоскости. ВЫВОД

Cлайд 7

Вывод ОБРАТНО На основе этого примера можно сделать такой вывод – вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно наблюдателя.

Cлайд 8

Линейная перспектива Разработка теории линейной перспективы как метода изображения пространственных форм на плоскости занимались такие видные художники эпохи Возрождения, как Пьетро делла Франческа, Паоло Учелло, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и многие другие. Гравюра Альбрехта Дюрера

Cлайд 9

Одна из гравюр Дюрера дает представление о принципе получения перспективного изображения, который положен в основу и современной теории линейной перспективы. Здесь мы имеем следующие основные элементы: объект изображения, единую неподвижную точку зрения(художник смотрит на предмет одним глазом через трубу), прозрачную плоскость, расположенную между предметом и глазом наблюдателя, на котором выполняется рисунок. Показать рисунок

Cлайд 10

Cлайд 11

Возможность получения изображения на прозрачной плоскости предмета объясняется законами излучения, распространения и поглощения света. Отраженные лучи света, идущие в глаз от предмета, встречая на своем пути прозрачную плоскость, оставляют на ней как бы следы в виде множества точек. Если эти воображаемые точки соединить, то мы и получим на этой плоскости контур видимого предмета. Его величина будет меньше действительного размера наблюдаемого предмета. Посмотреть рисунок

Cлайд 12

ОБРАТНО Подобные изображения следует рассматривать как перспективное изображение предметов, полученное методом центрального проецирования, так как все проецирующие лучи проходят через одну точку – оптический центр глаза(зрачок). Высота этой точки на практике определяется горизонтальной плоскостью, проходящей на уровне глаз рисующего, которая изображается горизонтальной прямой и называется линией горизонта. А прямоугольная проекция точки зрения на плоскость называется главной или центральной точкой.

Cлайд 13

Наблюдение натуры через прозрачную плоскость и легло в основу термина Перспектива. Прозрачную вертикальную плоскость, через которую художник наблюдает предметы, в теории перспективы принято называть плоскостью картины или картиной Наблюдая предметы через прозрачную плоскость картины, мы как бы видим их изображение на ней и даже можем получить реальный рисунок, если обведем видимые сквозь эту плоскость контуры предмета, о чем уже отмечалось выше. Причем этот рисунок будет отвечать всем правилам линейной перспективы.

Cлайд 14

Перспектива ОБРАТНО (от лат. Perspectus – увиденный сквозь что-либо, ясно увиденный) - один из способов изображения объемных тел на плоскости или на какой-либо другой поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и четкости, вызванными расположением в пространстве и степенью удаленности от наблюдателя.

Cлайд 15

Картинная плоскость ОБРАТНО Эта плоскость является как бы посредником между рисовальщиком и наблюдаемым предметом, с одной стороны, между натурой и плоскостью листа бумаги, на которой строится изображение - с другой.

Cлайд 16

На практике дело обстоит совсем иначе. Рисуют не на прозрачных плоскостях, а на обычной плотной бумаге, и перед натурой не устанавливают прозрачную плоскость. Разговор о прозрачной плоскости при рисовании с натуры может идти как о возможности увидеть через нее предметы с учетом явлений перспективы или же как о воображаемой плоскости картины с как бы увиденным на ней лежащий перед рисовальщиком лист бумаги. Вопросы Литература

Какую разницу вы видите
в изображении?
Время написания
Время написания картины -
картины - эпоха
эпоха Возрождения
Средневековья

В эпоху
Средневековья
(5-15 вв)
взгляд на мир можно
назвать
вертикальным – от
земли к небу.

В эпоху Возрождения (15-16 вв) видение
мира изменилось. Его можно назвать
горизонтальным – вглубь пространства
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

На протяжении веков художники
вырабатывали методы изображения
окружающего мира на плоскости,
которые затем превращались в
правила. С одним из них мы сегодня и
познакомимся.

Линейная перспектива

- это система изображения на плоскости
глубины пространства.
Эта система включает в себя способы
изображения, которые позволяют
создать иллюзию пространства на
плоскости.

Если рисовать на стекле окна пейзаж,
который мы видим за окном, получится
перспективный рисунок, а стекло в этом
случае будет картинной плоскостью.

Размеры, форма, чёткость очертаний предметов
зрительно изменяются в зависимости от их
удалённости.
А.Герасимов.
«Большак»

удалении от нашего глаза размеры
предметов кажутся уменьшенными.
При

Горизонтальные линии,
например,
железнодорожных рельсов, проводов, разметок
полос на автодорогах удаляясь, как бы сходятся
в одной точке на видимой линии горизонта.

А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.

Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь
на открытом пространстве и смотришь вдаль,
где небо сходится с землёй или водой.

При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство

Если сесть на землю, то линия горизонта
опустится и видимость уменьшится.

Линия
горизонта всегда
находится на уровне
глаз смотрящего.

Три основных уровня горизонта
Точка зрения ниже уровня
горизонта.
Предметы находятся выше линии
горизонта, поэтому их видно снизу.
Точка зрения на уровне горизонта.
Предметы находятся на линии
горизонта.
Точка зрения выше уровня
горизонта.
Предметы находятся ниже линии
горизонта, поэтому их видно
сверху.

Основные выводы урока
Горизонт - это удаленная линия, на
которой небо словно сходится с землей.
Точка схода - это участок горизонта, на
котором железнодорожные рельсы
пропадают из виду.
Горизонт расположен на высоте ваших
глаз вне зависимости от того, на каком
расстоянии от земли вы находитесь.

Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке - способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.








Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.




Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.




Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.







Урок изобразительного искусства в 6 классе

_________________________________

ПРАВИЛА


Сегодня на уроке вы узнаете, -

  • Что такое линейная перспектива

и каковы правила построения

фронтальной и угловой перспективы.

  • Что такое воздушная перспектива

и как изменяется цвет

под влиянием воздушной перспективы .


Но сначала ответьте на вопросы:

Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах?

  • Что такое ПЕРСПЕКТИВА?
  • Какие виды перспективы

вам известны?


Линейная перспектива точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

  • Всякий рисунок имеет уровень, с которого нарисован предмет. Уровнем для рисующего будет линия его глаз , так называемый горизонт .

Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.


Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода .


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Фронтальная перспектива

Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение

одну точку схода , расположенную на линии горизонта.


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Угловая перспектива

Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение

Все параллельные линии будут сходиться в

две точки схода , расположенные на линии горизонта

справа и слева.


Воздушная перспектива передаёт перспективные изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости предметов, возникающих по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

  • В изображении удаление предметов передаётся путём смягчения очертаний,

потери четкости, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета.

  • При изображении предметов, отражающихся в воде, длина их, как правило,

равна отражению и форма сохраняется. Но изображение в перевёрнутом виде.


Схемы передачи пространства Создать иллюзию пространства на плоскости можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке

А. Обычная линейная перспектива пространства земли передаётся с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий.

Б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето-воздушное пространство.

В. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления.


  • Перспектива

– это сокращение размеров

предмета по мере его удаления, т.е., образно говоря – это взгляд в даль.

  • Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где необходимо обращать внимание на

дальний и ближний планы .


Основные правила построения перспективы

  • Линии, идущие ниже горизонта, поднимаются к нему, линии, идущие выше горизонта, опускаются к нему, а линии, находящиеся на линии горизонта, становятся горизонтальными.
  • Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода . Во фронтальной перспективе одна точка схода, в угловой – две.
  • Линии, идущие параллельно горизонту, остаются параллельными (фронтальная перспектива).
  • Вертикальные линии, остаются вертикальными.
  • Чем ближе к нам предмет, тем больше по размеру он кажется.
  • Одинаковые по окраске предметы вдали кажутся менее яркими по цвету, чем предметы, близкие к рисующему.


Транспорт