Митя в поэме бедность не порок островского сочинение. Образ и характеристика любима торцова в комедии бедность не порок островского сочинение Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов – яркий персонаж произведения Александра Николаевича Островского, сыгравший немаловажную роль в этом произведении и, несомненно, оставивший след в сердцах читателей.

Отец Любима был обычным крестьянином, который основал свое дело, разбогател, а потом умер, оставив наследство двум братьям. Братья поделили наследство. Брату героя Гордею досталось дело отца, а Любиму - деньги. Любим взял деньги и уехал в Москву, вел там богатый образ жизни и потратил большую часть наследства. Оставшиеся деньги он доверил своему другу Коршунову, который на поверку оказался самым обычным мошенником и обманул нашего героя. Уже немолодым Любиму пришлось вернуться в отчий дом. Но брат к этому времени разбогател, стал слишком гордым и посчитал, что Любим относится к «низшему обществу» и поэтому не достоин его благосклонности.

Однако у нашего героя сильный характер. Когда брат прогонял его со двора, Любим Карпыч ходил по другим дворам, изображая шута или скомороха. Он веселил людей, зарабатывая себе на еду, но в душе оставался человеком серьезным. Его паясничество очень сердило брата. Еще бы – так позорить славную фамилию Торцовых! А после ссоры брат выгнал его совсем, так что персонажу пришлось просить ночлега у приказчика Торцова – Мити и просить милостыню у собора с другими нищими.

Наш персонаж очень добрый и незлопамятный человек. Он злится на брата и прощает мошенника Коршунова за его подлость и обман. Любим считает себя ничтожным человеком, думает, что его жизнь проходит недостойно и все надеется «взяться за ум», найти работу, чтобы был хотя бы «свой горшок щей». Герой считает себя человеком с чистой совестью. Ему не стыдно побираться или выставлять себя на посмешище, но он никогда не пойдет на воровство. Для него богатство – не главное. Главное – быть человеком. Именно он озвучивает главную мысль пьесы – «Бедность – не порок».

Герою хочется отблагодарить Митю за добро, а еще ему небезразлична судьба других людей. Он узнает, что его племянницу Любовь Гордеевну собираются выдать замуж за того же обманщика, что присвоил себе все его деньги – Коршунова. Понимая, что, скорее всего, та же участь постигнет его брата, Любим помогает Мите, влюбленного в Любовь Гордеевну, расторгнуть свадьбу.

Таким образом, Любим помогает всем стать счастливыми: Любовь и Митя получили благословение от Гордея Торцова, Гордей сохранил свое состояние, и даже мать Любови была рада расторгнутой свадьбе с московским мошенником. Поступок героя влияет на судьбу многих людей.

Вариант 2

Любим Торцов, без всяких сомнений, ярчайший герой пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», который сумел навсегда оставить отпечаток в отечественной литературе.

Любим Торцов - родной брат очень богатого купца Гордея Купцова. Оба брата являлись крестьянами по происхождению, но их отец, владея собственным делом, достиг материального благополучия в нём. Когда он умер, Любим и Гордей разделили оставшееся от отца наследство на равные части.

В результате нечестных действий Африкана Коршунова, с которым общался Любим, он стал нищим. Поэтому герою приходится искать способы заработать деньги. Не смотря на то, что он герой был довольно серьезным, имел высокие идеалы, а в душе и вовсе был одинок, всё же он принял решение развлекать народ в образе шута, чем унижал сам себя в глазах общественности.

Спустя некоторое время, Любим вернулся к брату. Гордей к тому времени под властью денег очень изменился и стал надменным по отношению к брату, считая его низшим звеном в обществе, поэтому с неохотой принял Любима. Любим, желая его проучить, вернулся к уже привычной ему жизни, и снова стал зарабатывать деньги увеселением людей, однажды даже присоединившись к нищим, стоящим около собора.

Этот случай стал последней каплей, после которой Гордей уже не в силах был выносить брата, и выгнал его. Новым местом жительства для Любима стало жилище Мити, приказчика Гордея, который был влюблен в племянницу - Любовь Гордеевну. Ему трудно было мириться с её грядущей свадьбой с Коршуновым.

Выяснив это, Любим взял положение дел под личный контроль и отменил свадьбу, за что ему была благодарна даже мать девушки. Любим, дав огласку произошедшей истории с воровством его старого приятеля, предостерег Гордея, которого этот приятель также мог обмануть. Из чего следует, что именно благодаря герою многие персонажи обрели счастье в своей жизни.

Через образ Любима Торцова Островский поднимает очень актуальную проблему. Далеко не всегда, если человек теряет свой статус, он теряет и нравственные черты. Казалось, что Любим зарабатывая деньги путем развлечения народа в образе шута, растерял прежние черты своего характера, но как выяснилось в его следующих поступках, он всё еще обладал добрыми помыслами.

Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.

Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.

Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.

Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.

Несколько интересных сочинений

  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

    «Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».

  • Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

    В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем

  • Образ и характеристика Стельковского в повести Поединок Куприна

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» направил все внимание читателя на те проблемы, которые царят в армии во все времена. Он осмелился показать армейскую жизнь со всеми ее пороками и недостатками

  • Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение 4, 6 класс

    Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы

  • Сочинение Новосибирск мой родной город

    Мне повезло родиться и расти в таком замечательном городе, как Новосибирск. Я его очень люблю всем сердцем Новосибирск расположен на юге Западной Сибири

В произведении «Бедность не порок», автора Островського, Митя – положительный и обиженный жизнью герой. Он показан, как человек, который любит свободу и ценит право выбора. С начала рассказа, понятно, что Митя – бедный прислуга, приказчик в одной из богатых семей, а именно в семье Торцовых, во главе с Гордеем Карповичем. Из-за своего низкого дохода и статуса, Митя не может позволить себе отдельные апартаменты. Поэтому, он живет в одном доме с Гордеем Карповичем. Митя постоянно терпит унижения и издевательства в свою сторону, так как возможности найти другую работу просто нет. Чтобы работать в другом месте нужно иметь знакомства и связи, которых у нищего приказчика просто нет.

Мало того, что к бедному человеку относятся как к пустому месту, плата за свою работу и постоянное унижение, ничтожно мала. Но у Мити нет иного выбора, так как все это он делает ради своей матери, чтобы она ощущала себя в комфорте и ни в чем не нуждалась. Поэтому, и так вся, мизерная плата, за свои труды и годы терпения уходит на содержание матери. Он говорил, что лучше сам будет терпеть унижение и бедность, но его мама будет в сытости и спокойствии.

Проболтавшись о своих чувствах Гуслину, Митя не знает, что и думать, так как Гуслин рассказал об этом Анне. Хотя и все были уверенны, что парню просто не стоит терять время и силы на это, все же Анна устаревает встречу ребят наедине. Оставшись наедине с Любой, Митя узнает, что она тоже влюблена в него, но также знает, что отец никогда не согласиться дать разрешения на эти отношения. Оказавшись в безвыходном положении Митя решает бросить все и уехать к маме. Но вскоре, Гордей решает выдать свою дочь за старого дрехлеца – Коршунова. Узнав об этом наш герой и вовсе впадает в уныние и предлагает дочери Гордея сбежать с ним. Но Люба не может этого сделать так как не хочет нарушать древние традиции и обидеть папу. Ситуацию спасает брат Гордея, который показывает Коршуна в его настоящем обличии, и отец в ярости прогоняет Коршуна. В конце концов, Гордей, неохотно, но все-таки благословляет брак Мити и Любови и обещает самую красивую свадьбу, которую видела Москва за все время.

Митя – приказчик, носящий старый потрёпанный сюртюк нищий только на вид и только в плане денег. Это очень добрый, отзывчивый, любящий герой, который готов прийти на бескорыстную помощь любому. Пускай он не имеет больших знаний, но он занимается самообразованием, что показывает его волю и усердность. Это показывает, насколько любовь к свободе и доброе сердце сможет растопить любой лед, противостоять любым обидам и несправедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мити

В один из литературных вечеров Чернышевский твердо заявил перед публикой, что комедия А.Н. Островского “выше шекспировского творения”, ведь предоставляет не поддельную реальность человеческой сущности.

С подобными суждениями столкнулся молодой небогатый работник - Митя. Комедия начинается с того, что этот юный человек сетует на свою несчастливую и бедную жизнь.

Он не имеет ни родственников, ни друзей в доме Торцова и его престарелая мать нуждается в уходе и обеспечении.

Но корень проблемы таится в социально-неравной любви к дочке хозяина. Митя прекрасно понимает, что ему не построить семьи, потому что он не имеет средств к существованию. Казалось, выхода нет, но Митя не отчаиваться, а продолжает настойчиво стучать в двери судьбы, чтобы она повернулась к нему лицом.

Он занимается самообразованием, а именно пишет стихи, много читает, ведь хочет произвести впечатление на Любовь Гордеевну. Стоит отметить, что состоятельные помещики и купцы не утруждают себя такими занятиями, поэтому постепенно погибают в духовном плане.

Многие герои в комедии отзываются о Мите как о добром, отзывчивом человеке, который не бросает жизнь матери на самотёк, сам терпит лишения, но матушке поможет.

Отличительная черта парня - это благодарность: маме за воспитание, жене хозяина. Он возносит молитвы за здоровье, потому что понимает грань своих возможностей.

Несмотря на унижения со стороны Торцова, Митя не потерял прирожденное качество человека - быть свободным. Он смело высказывает своё мнение в отношении судьбы дочки помещика, а также ломает сложившиеся стереотипы. Простой парень можно сказать закладывает основы современной семьи, где право принимать решения в равных частях ложится на всех членах семьи.

Автор не раз подчеркивает мысль о несостоятельности богатства перед бедностью в моральных аспектах. Митя хочет удивить возлюбленную, поэтому сочиняет или подбирает стихи, вряд ли это под силу закостенелому помещику.

В итоге “бедность” в своем искусном умении побеждает “богатство”. Строгий помещик даёт согласие на брак, и два любящих сердца объединяются в семью. И уже в этой семье приоритетом будет не количество рублей в сундуке, а честные и доверительные отношения.

Несколько интересных сочинений

    На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным

  • Сочинение История души человеческой в романе Герой нашего времени

    Главная цель писателя - это довести до читателя истинное лицо человека. Григорий Иванович Печорин, интересный персонаж, он достаточно образован, умен, однако у каждого есть свои минусы, и он не исключение, и у него есть свои пороки.

Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской куль­туры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот кон­фликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она - вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Остров­ского, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые, задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество Коль­цова, которое служит образцом для песен, слагаемых Митей о любви к Любови Гордеевне, - все это в комедии Островского не средство оживить и украсить спектакль. Это художествен­ный образ национальной культуры, противостоящей нелепому, искаженному в сознании темных самодуров и хищников образу заемной для России бытовой культуры Запада. Но это именно культура и быт патриархальные. Важнейшим и наиболее привлекательным признаком подобных отношений оказывается чувство человеческой общности, крепкой взаимной любви и связи между всеми домочадцами - и членами семьи, и работ­никами. Все действующие лица комедии, кроме Гордея и Коршунова, выступают как опора и поддержка этой старинной культуры.

И все-таки в пьесе отчетливо видно, что эта патриархальная идиллия - нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное. Это проявляется в важнейшем для пьесы художественном мотиве праздника. Для всех участников патри­архальной идиллии подобные отношения не будни, а празд­ник, т.е. радостное отступление от обычного уклада, от повсе­дневного течения жизни. Хозяйка говорит: «Святки - х0чу потешить дочку»; Митя, пуская переночевать Любима, объясняет такую возможность тем, что «праздники - контора пустая».

Все герои как бы вступают в своеобразную игру, участвуют в каком-то радостном спектакле, хрупкое очарование которого немедленно нарушается вторжением современной реальности - бранью и грубой воркотней хозяина, Гордея Торцова. Стоит ему появиться, как умолкают песни, исчезает равенство и ве­селье (см. д. I, явл. 7; д. II, явл. 7).

Взаимодействие /праздника и буден выражает в пьесе Ост­ровского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни с той же патриархальностью, ко­торая существует в современном драматургу купеческом быту. Здесь патриархальные отношения искажены влиянием денег и наваждением моды.

Мотив денег, которые, по словам Любима, «дуракам вред­ны», традиционен для пьес Островского. В высшей степени активен и значителен этот мотив в комедии «Бедность не по­рок». С наибольшей последовательностью он реализован в лю­бовной фабуле, но связан также и с линией Любима. «Наваж­дение моды» - это своего рода лейтмотив образа Гордея.

Гордея сравнивали с Журденом, героем комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Основная причина всех бед домаш­них Гордея, судьбами которых он распоряжается самовластно, - его стремление заставить их забыть, что «у нас тятенька-то мужик был», и намерение «жить по-нынешнему, модами зани­маться». Имя героя - явный намек на то, что его обуяла гордыня, да и жена упоминает о гордости мужа. Весь его дом живет по старине, прочно связан с традиционным бытовым укладом, ценит не только русское платье, но и национальные обычаи (святочные игры, ряженье, народные песни). Гордей от жены требует: «Хочешь сделать у себя вечер, позови музыкан­тов, чтобы это было по всей форме»; гостей, по его мнению, угощать нужно не привычными наливками и мадерой, а шам­панским и т.д.

Поведение Гордея объясняется тем, что в соблазн его вво­дит «цивилизованный» современный фабрикант Африкан Савич Коршунов.

В системе образов пьесы Гордей даже именем контрастно соотнесен с образом своего обедневшего брата Любима Торцова. Он выступает как основное препятствие на пути к соединению влюбленной пары, его дочери Любови Гордеевны и бедного приказчика Мити, судьбу которых в конце концов устроит Любим.

Главная причина, по которой Гордей противится счастью дочери, - желание выдать её за Коршунова, переехать в Москву, где бы он «всякую моду подражал <...> сколько бы хватило <...> капиталу». В его затуманенном соблазнами «цивилизации» со­знании прочно убеждение, что дочь его должна быть счастлива с Коршуновым, поскольку в Москве будет «по-барски жить, в каретах ездить»; переняв комически искаженные внешние при­меты «цивилизованного», «барского» житья, Гордей сохранил, однако, в неприкосновенности патриархальные представления о законности своей абсолютной власти над всеми домашни­ми - от жены до приказчиков, о полном и единоличном праве отца решать судьбу дочери. Однако, по мысли Островского и по мнению других героев пьесы, Гордей это право утратил: ведь родители за детей перед Богом отвечают, и отец не должен из-за прихоти, корысти или каприза обрекать дочь на замужество со злым стариком, замучившим свою первую жену, как говорят о Коршунове некоторые персонажи. Нарушает Гордей и ещё одну незыблемую заповедь патриархального мира, когда оби­жает разорившегося и раскаявшегося в своем загуле брата Лю­бима, пришедшего просить у него работу и кров. Глава рода и купеческого дела должен поддерживать своих менее удачливых родственников, тем более невозможно обидеть родного брата.

Показывая «русского Журдена» во всей неприглядности его нелепого, опасного для окружающих, но вместе с тем комичес­кого поведения, Островский и ему не закрывает путь к прозре­нию. С помощью брата Любима и он понимает, что чуть не погубил дочь, и даже публично признается в этом: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная лю­бовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной ос­новной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возмож­ности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, при­нимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, пос­ледовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Его­ровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, мамень­ка, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не раб­скую покорность, тем более не страх перед невзгодами, кото­рые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг пони­мается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, серд­це свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет». Любовь Гордеевна - человек сильный и цельный. её любовь к Мите искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материн­ской жалости к бедному и зависимому человеку. «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала! <...> Парень-то хороший... Больно уж, он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый».

Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Остров­ским, она представляется ему полным выражением настоящей любви, как её понимают в народной среде. Не случайно поэтому отношения любящих все время сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом её личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся строго выдержана в чисто народном, крес­тьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в неё проникают обороты и выражения «гостинодворской галант­ности», то речь Любови Гордеевны совершенно лишена подоб­ного налета.

Любовь Гордеевна сама не поет, в её речи нет цитат из песен, она даже немного суховата и лишена яркой поэтической образ­ности. Но зато вся судьба Любови Гордеевны в пьесе Островского как бы «выпета» другими героями. Все повороты её отно­шений с Митей, с женихом, с родителями комментируются любовными лирическими песнями и песнями свадебного обряда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Любовь Гордеев­на - героиня песенная и в высшей степени поэтическая. Она в наибольшей степени близка к народу среди всех героев комедии. Митя стоит как бы на следующей ступеньке, в его облике преобладают, как и у Любови Гордеевны, глубоко симпатичные Островскому народные начала. Драматург подчеркивает доброту Мити, которая так ярко выразилась в его сочувствии Любиму, в стремлении посильно помочь ему. Митя - прекрасный, самоотверженный сын. На попреки Гордея, что он бедно одевается, Митя отвечает: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтите­лен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следова­тельно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды, ничем не напоминает, напри­мер, почтительность Подхалюзина по отношению к имеющим вес и власть, столь контрастирующую с его беспардонной грубостью к тем, кто либо зависит от него, либо не может уже быть ему полезным. Характерно, что все угнетенные домочад­цы симпатизируют Мите, верят в его доброту и искренность его хорошего отношения. Пелагея Егоровна, сожалея, что дочь просватана и должна расстаться с Митей, говорит о несбыв­шейся надежде молодых людей вымолить согласие Гордея Карпыча на их брак: «А хорошо бы! Полюбовалась бы на старости. Парень-то такой простой, сердцем мягкий, и меня-то бы, ста­руху, любил». В последнем действии Любим, уговаривая брата благословить дочь на брак с Митей, просит: «Пожалей ты и Любима Торцова! <...> Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. <...> Мне работишку дадут; у меня будет свой

горшок щей».

Терпеливо сносит Митя попреки и брань Гордея Карпыча. Вместе с тем в его отношении к хозяину нет и следа угодниче­ства или лести. Он только вежлив, не более.

Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Лю­бови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только отто­го, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя - человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влия­нием нового времени. Мы уже не раз обращали внимание на речь Мити, свидетельствующую о его принадлежности к опре­деленной социальной прослойке, - особый приказчичий язык, сочетающий народную основу с признаками «образованности», некоторого городского лоска, «хорошего тона», преломленного в сознании малокультурной купеческой среды. Речь как бы на­мекает на его профессию и связывает с Гордеем Торцовым. С Любимом Торцовым сближает Митю другая черта, обусловлен­ная влиянием нового времени, для Островского черта безус­ловно положительная, - это искренняя бескорыстная тяга к образованию уже в подлинном значении этого слова, тяга к поэзии, к книге. Жизненно правдоподобно, что приобщают Митю к этой культуре стихи Кольцова. Разговор о Кольцове в первом действии как будто бы эпизодический, тем не менее весьма значителен: поэзия Кольцова проникает в среду купе­ческой молодежи. Героям кажется, что Кольцов «в точности описывает» их чувства. Однако нам ясно, что не только «в точ­ности описывает», но и формирует их чувства, воспитывает: недаром непосредственно за этим разговором Митя сообщает, что сочинил песню. Это песня о его собственной любви к Лю­бови Гордеевне, любви, которая так возвышенно понята Ми­тей и его друзьями именно под влиянием кольцовской поэзии. Главным препятствием на пути любящих оказывается в ко­медии воля отца невесты. Казалось бы, мотив этот совершенно традиционный: в основе драмы влюбленных лежит социальное, имущественное неравенство. Первоначально действие и развива­ется именно в этом направлении. Так понимает положение ве­щей и сам Митя. В стихах, сочиненных для Любови Гордеевны, он пишет: «Понапрасну свое сердце парень губит, / Что неровнюшку девицу парень любит». Яша Гуслин воспринимает эту любовь своего друга как несчастье, как нечто безусловно не­сбыточное: «Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу ни­когда не бывать, да и не раживаться.<...> Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего». Мотивировка невозможности брака, как видим, чисто денежная.

Но уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфлик­том - борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Гордей сообщает о решении выдать дочь за Коршунова и приводит причины решения: дело, оказы­вается, не в богатстве жениха, а в желании Гордея иметь своего человека в столице, где он намерен жить и «подражать всякую моду». Загоревшись страстью «подражать всякую моду» и заста­вить забыть, что его «тятенька мужик был», Гордей как бы теряет свою «колею в жизни», начинает чувствовать себя в высшей степени неуверенно, все время боится оплошать и, как всякий человек в таком положении, быстро делается внутренне зависимым, превращаясь в удобный объект для всякого рода влия­ний. Несмотря на свою шумную, но беспорядочную активность, Гордей Карпыч - фигура пассивная, игрушка в руках других людей. Борьба за Гордея и составляет фабулу главного конфликта пьесы, выраженного через столкновение Коршунова и Любима Торцова. История влюбленной пары и поведение Гордея в этой истории оказываются поводом для столкновения двух главных антагонистов пьесы, причем Коршунов выступает здесь как лицо корыстно заинтересованное, как соперник героя-любовника, а Любим Торцов - как бескорыстный защитник справедливости.

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно инте­ресно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, ка­ким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гор­дея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя. Коршунов - злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, - враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг», свойст­венное старинному русскому языку: враг - дьявол, искуситель.

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемис­тического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов - враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Кор­шуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё - ни для кого из семьи. И этими героями (исключение - один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу нача­ло дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова - словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя». Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственнос­ти, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разо­ряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына - самого Любима в молодости. По сути дела, «искуси­тель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора.

Победа Любима над Коршуновым оказывается поворотным пунктом в судьбе всех героев комедии. И в построении пьесы отчетливо выразился ключевой характер роли Любима Торцова: он своей волей всех спасает, включая и темного, потеряв­шего голову брата Гордея.

В ремарке положение Любима в системе действующих лиц определено именно по отношению к Гордею - «богатому куп­цу». О Любиме же сказано: «... его брат, промотавшийся». Кон­трастная соотнесенность персонажей подчеркнута и семанти­кой имен. По своей фабуле история Любима (о ней он сам рас­сказывает в монологе) - несколько переосмысленная притча о блудном сыне. Сюжет этот, повествующий о горестных при­ключениях молодого человека, вырвавшегося из-под опеки патриархальной семьи и мечтающего пожить по своей воле, пото­му и был весьма популярен на Руси, что выражал долго быв­ший актуальным конфликт. В судьбе Любима этот конфликт претерпевает, однако, характерные изменения. Вместо примирительного финала евангельской притчи - нечто прямо проти­воположное. Сперва он развивается традиционно: блудный сын кутит «по кружалам», в пьесе - развлечения по трактирам («... шпилен зи полька!» - цитирует себя Любим) и посеще­ние театров. Для закутившего купчика это покуда ещё стоит в одном ряду. Есть и традиционный мотив друзей, оставивших юношу после его разорения в кутежах, в которых и они участво­вали за его счет. Финал же этой осовремененной притчи совсем иной, противоположный евангельскому рассказу и его древне­русским вариациям, где отец с распростертыми объятиями встре­чает раскаявшегося сына, дошедшего до крайних пределов нище­ты и позора, живя по своей воле, и мечтающего о возвращении в рай патриархальной семьи. Гордей же (замещающий здесь отца) стыдится брата и не хочет иметь с ним ничего общего.

Еще более важное отличие от притчи - сама суть образа Любима. В евангельской притче круг поисков замыкается, ге­рой возвращается к изначальному состоянию, опыт, обретен­ный в скитаниях, ничем его не обогатил, а лишь подтвердил ценность патриархального существования. Любим же рассмат­ривает свои скитания все же как «науку», горькую, но обога­щающую («...нам, дуракам, наука нужна»). Коренное отличие Любима, выразившееся и в его сюжетной роли, очевидно: в пьесе Островского Любим - единственный действительно «но­вый» человек. Он не только сохранил важнейшие черты народ­ной нравственности (доброта, достоинство, стремление помочь ближним и любовь к людям), но и обогащен ощущением своей личности, индивидуальности, свойством, неведомым патриар­хальному сознанию. Любим принадлежит к типу героев, кото­рых можно назвать авторскими и зрительскими представителя­ми на сцене, героев, которым доверено выражать истину. Лю­бим наряду с Несчастливцевым едва ли не наиболее прямой наследник Чацкого на русской сцене (не по фактуре, конечно, а по своей художественной функции и в какой-то мере - по своему положению по отношению к остальным действующим лицам). А смена образной фактуры и речевой интонации героя, провозглашающего истину, - одно из знамений времени: в ли­тературе середины века появляется целый ряд таких «негерои­ческих» героев, выражающих несомненные истины (ср. Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, многие персонажи Некрасова).

Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому город­ской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. Так, он нередко употребляет иностранные сло­вечки и выражения, мимоходом, иронически, но всегда уместно. В его речи и поведении отразилась и театральная культура эпохи (цитаты из популярного репертуара). Элементы городского про­сторечия сочетаются у него с обилием пословиц, поговорок, с народным острословием, местами его монологи походят на ра­ешные сценки (см. д. III, явл. 10). Однако все это именно эле­менты его речевого облика, важные вкрапления в речь, основу которой составляет живой, но вполне правильный и свобод­ный язык москвича середины XIX в. Это особенно заметно в сравнении с молодым героем Митей, только тянущимся к культуре: речь Любима льется свободно и естественно - Митя ско­ван, подбирает слова, мешая простую и искреннюю речь с обо­ротами приказчичьей вежливости.

«Забулдыга» Любим - наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, пони­мает опасную власть денег над темными людьми, ценит скром­ного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи. Весь фи­нал со счастливой развязкой пьесы задуман, спланирован и как по нотам разыгран Любимом. Его план основывается на точ­ном понимании натуры и Коршунова, и брата Гордея.

Таким образом, персонаж, открывающий истину, разобла­чающий злодея, вразумляющий потерявшего «колею в жизни» брата и счастливо соединяющий влюбленных, - Любим Торцов. Столь активная, можно сказать, решающая роль положительного героя в развитии событий - нечастое явление у Островского.

Этот герой произвел очень большое впечатление на совре­менников своей художественной новизной. Оценки колебались от крайнего неприятия («Бедность не порок, да и пьянство не добродетель» - острота, приписываемая великому актеру М.С. Щепкину и многократно повторенная критиками) до вос­торженных строк Ал. Григорьева, посвященных Любиму Торцову в прозе (статьи) и даже в стихах.

Любим Торцов скоро стал популярнейшей «гастрольной» ролью русских актеров, вошел в культурную память, и имя его стало употребляться в нарицательном значении («неправиль­ный», «неблагообразный», герой, проповедующий истину и ус­пешно защищающий слабых).

Митя - герой комедии «Бедность не порок», бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча . Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое вынужден отправлять своей престарелой матери. Митя очень беден, но у него есть самое главное человеческое богатство - доброта. Он отзывчивый и заботливый человек с лучшими моральными качествами. Когда его хозяин Гордей Карпыч прогоняет своего брата из дома, Митя является единственным человеком, к которому бедняга обращается за помощью и приютом. Он разрешает Любиму Карпычу пожить пока в его комнате. В благодарность мудрый Любим обещает помочь Мите в делах сердечных.

Митя уже давно влюблен в дочь хозяина Любовь Гордеевну , но прекрасно понимает, что Торцов не даст своего благословения на этот брак. В порыве он раскрывает свой секрет Гуслину, который рассказывает об этом Анне Ивановне. Оба уверены, что старания Мити напрасны и что он зря только губит свое сердце. Однако Анна Ивановна все же устраивает так, чтобы молодые остались наедине и объяснились. Оказывается, Любовь Гордеевна и сама давно любит Митю, но знает, что отец никогда не отдаст ее за бедного человека. Молодые в растерянности и не знают, как быть. Тогда Митя решает уехать к матери и больше не возвращаться.

Прощаясь со своей доброй хозяйкой, он узнает, что Торцов хочет отдать свою дочь за богатого старика Коршунова . Это еще больше расстраивает Митю. На его предложение уехать вместе с ним и тайком обвенчаться Любовь отвечает отказом, так как не может нарушить старинный закон и ослушаться отца. Эту сложную ситуацию разрешает Любим Карпыч, раскрыв брату, кем на самом деле является Коршунов. В конце произведения, хоть и нехотя, но Торцов благословляет­ дочь на брак с Митей. Он обещает ей устроить такую свадьбу, какой даже в Москве не видели.


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

Эти слова трогают сердце купца. Он помогает ему встать и благодарит за то, что вправил ему мозги. Далее купец обнимает Любашу и Митю, благословляя их на брак. К купцу подбегает Гуслин и спрашивает, можно ли теперь и ему жениться на Анне Ивановне. На что Гордей Карпыч немедля отвечает согласием. Мужчина призывает всех просить, кто что хочет, потому что теперь он другой человек.
Разлюляев подходит к Мите, хлопает его по плечу и от души поздравляет с предстоящей женитьбой.

Счастливая Пелагея Егоровна просит собравшихся девушек спеть весёлую песню. Инициативу берёт на себя Любим Карпыч, и все поют:

«У нас дело сделано…
По рукам у нас ударено,
Быть сговору-девишнику,
Быть девичьему вечеру».



Транспорт