Музыкальный инструмент вокс. Терменвокс — музыкальный инструмент — история, фото, видео

В Петрограде .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Терменвокс - музыка из воздуха. Лев Сергеевич Термен.

    ✪ Наше всё. Лев Термен

    ✪ АНСАМБЛЬ ЭМИ п⁄у Вячеслава Мещерина

    Субтитры

История создания

Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе . Испытуемый газ помещался в полость между металлическими пластинами и становился элементом колебательного контура - конденсатором , влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания переменной частоты, а другой - колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле ; на выходе реле формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше [чего? ] . При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон , то сигнал можно было воспринимать на слух. Прибор оказался очень чувствительным: реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, вызванные, например, изменением положения руки человека в пространстве. С изменением ёмкости менялась частота звука. То есть, звук возникал при движении руки человека.

Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт . Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом .

При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента» .

В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки , стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса .

Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин написал записку наркомвоенмору Льву Троцкому :

В результате, несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании при , где изобретатель продолжил свои исследования .

Использование в исполнительском искусстве

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, - частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная - за изменение громкости звука .

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических , эстрадных , джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и т. п.), которые могут найти применение при озвучивании фильмов , в театральных постановках, цирковых программах.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. Производятся как серийные, так и штучные модели.

Со временем сложились различные школы игры на терменвоксе.

Разновидности терменвокса

Классический терменвокс

Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом . При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.

Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов :

  • терменвокс для Клары Рокмор - одной из первых учениц Льва Термена;
  • терменвокс для Люси Розен (англ. ) ;
  • терменвокс для Натальи Термен - дочери изобретателя;
  • два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры , находящегося в Москве.

Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания - с 1954 года.

Терменвокс системы Ковальского

Терменвокс системы Ковальского - терменвокс, сконструированный Константином Иоилевичем Ковальским - первым исполнителем и учеником Льва Термена. При игре на подобном инструменте высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Терменвокс системы Ковальского не получил столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, продолжает использоваться благодаря ученикам и коллегам Ковальского - Льву Дмитриевичу Королёву и Зое Александровне Дугиной-Раневской, создавшим в Москве свою школу игры на терменвоксе. Конструктор Лев Королёв (1930-2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы : создал инструмент «тершумфон» (разновидность терменвокса, звук которого представляет собой узкополосный шум с ярко выраженной звуковысотностью), создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Исполнители - Ольга Миланич, Пётр Термен (правнук Льва Термена, изобретателя терменвокса).

Матремин

Матремин - музыкальный инструмент, созданный в Японии Масами Такеучи - руководителем школы игры на терменвоксе. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой [чего? ] , спрятанный в корпус матрёшки . При игре на инструменте частота звука изменяется при удалении и приближении руки к матрёшке. Исполнители на матремине собираются в большие ансамбли - до 270 человек.

Виртуальный терменвокс

Виртуальный терменвокс - виртуальный аналог терменвокса в виде программы для смартфона или КПК , оборудованного сенсорным экраном . Программа рисует на экране прямоугольную систему координат с частотой звука на одной оси и громкостью звука на другой; при касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания, преобразует координаты в частоту и громкость в соответствии с оторбажаемой на экране системой координат и воспроизводит звук определённых частоты и громкости; так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана может меняться высота звука, а при движении по вертикали - громкость звука. Например, программа «SunVox » российского программиста Александра Золотова реализует виртуальный терменвокс как дополнительную функцию для быстрой проверки фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране; но использовать этот инструмент в создаваемой программой композиции нельзя).

Обучение игре на терменвоксе

Единственная в постсоветском и европейском пространстве школа, обучающая игре на терменвоксе, называется «Russian Theremin School» и работает в Москве и Санкт-Петербурге под руководством Петра Термена (правнука создавшего первый терменвокс Льва Термена) .

Также школа, обучающая игре на терменвоксе, существует в Японии и работает под руководством Масами Такэути.

  • На терменвоксе пробовали играть Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин .
  • Впервые настройку терменвокса по ширине ладони использовала дочь Льва Термена - Наталья Термен . Сейчас этим способом пользуются многие терменвоксисты во всём мире. При такой настройке между «закрытым» и «открытым» положением руки расположена октава .
  • Одними из первых в рок-музыке терменвокс как лидирующий инструмент использовала американская группа «Lothar and the Hand People (англ.) русск. », выпустившая в 1968-1969 годах два альбома в стиле спейс-психоделии . Причём слово «Лотар» в названии группы - имя собственное, имя терменвокса, а музыканты группы позиционировали себя как «первая в мире группа, фронтменом которой является не музыкант, а музыкальный инструмент».
  • Терменвокс используется в песнях рок-группы «Дети Picasso ».
  • Группа «Led Zeppelin » использовала терменвокс, в частности, в композиции «Whole Lotta Love ».
  • В 2001 году концерт на терменвоксе исполнялся в рамках межзвёздного радиопослания «Детское послание » к другим цивилизациям по программе METI .
  • В октябре 2010 года открылся первый русскоязычный портал о терменвоксе - .
  • В конце августа 2011 года в Москве прошёл первый музыкальный фестиваль современной терменвокс-культуры, получивший название «Терменология\Thereminology».
  • Вступительный ролик к британскому телесериалу «Доктор Кто » исполняется на терменвоксе.
  • С октября 2011 года в Москве функционирует проект . Каждые две недели проходят бесплатные мастер-классы и лекции, посвящённые терменвоксу и Льву Термену .
  • В романе Томаса Харриса «Ганнибал » главный герой осваивает игру на терменвоксе.
  • В телесериале «Теория большого взрыва » Шелдон Купер играет на терменвоксе, в том числе исполняет фрагмент песни «Nobody Knows the Trouble I’ve Seen ».
  • В сериале «Убийства в Мидсомере » во время титров звучит мелодия, исполняемая на терменвоксе.
  • В фильме «Ангелы революции » герои играют на терменвоксе.
  • В сериале «

Цена за 2 инструмента, которые были в посылке.Посылка дошла очень быстро за 2 недели. Картонная коробка размером с 2 обувных содержала 2 подарочных наборов в виде красочных буклетов


Среди иероглифов русский язык, чем подчеркивается российское происхождение инструмента.

Буклет совмещен с коробкой в нее и был помещен пластиковый поднос с деталями обтянутый прозрачной пленкой.


Чтобы собрать сабж не требуется паяльник- все уже припаяно. Хоть в буклетах и иероглифы, но на рисунках очень доходчиво описан процесс сборки.










В процессе сборки затруднений нет. И вот в результате получается вот такое устройство.

Ну а теперь разберемся что к чему.

Терменвокс-справка

Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счёт чего изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому не может фиксировать положение рук относительно него и должен полагаться только на свой слух.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.
В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также различные школы игры на нём




Для работы требуются 4 батарейки АА, Внешнее питание не предусмотрено.
Рычажок справа это выключатель, он же ограничивает громкость наполовину. Плавной регулировки громкости нет. Нет выхода на внешний усилитель, хотя на картинках видно что в некоторых случаях подсоединен миниджек. Хотя доработать не сложно подсоединив гнездо 3,5 мм параллельно динамику.


К дну прикреплена отвертка для подстройки устойчивости звука, это нужно делать при каждом включении




Подстроечные резисторы, должны находится примерно в этом положении, на звук влияют доли миллиметра.
Диапазон где то 2 октавы. Чтобы освоить на интрументе легкую пьеску нужно затратить немало времени на упражнения. Чужое видео с ютуба. Кстати обратил внимание, что все видео по теме многолетней давности.


Прекрасная игрушка- но ценаааа. Но за экзотику надо платить. Такого у нас нет. Да и за морем телушка- полушка, да рубль перевоз. Похоже у японцев права на этот инструмент
Обзор второго девйса из посылки- аналогового синтезатора- в следующий раз Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +11 +20

Новогодние праздники все ближе и на рынке появляется все больше небольших гаджетов, которые могли бы стать отличным новогодним подарком. Понятно, что лучшим подарком может стать небольшой, но очень необычный электронный музыкальный инструмент. Особенно если он компактный и стоит относительно недорого.

Электронный музыкальный инструмент «Терменвокс мини» продается на сайте

На сайте интернет-магазина ThinkGeek всего за $39,99 можно приобрести необычный во всех отношениях музыкальный инструмент - терменвокс мини.

Несколько слов для тех, кто еще не сталкивался с подобными музыкальными инструментами. Терменвокс - электромузыкальный инструмент, которого даже не надо касаться. Все, что вам нужно для извлечения звука - подключить инструмент и поместить руки рядом с его антеннами. Тон и громкость звука регулируются положением вашей руки относительно антенны.

Гаджет скорее интересен как подарок или игрушка, ведь эта модель гораздо меньше настоящих инструментов. Но если вы любите оригинальные гаджеты, то этот терменвокс вам придется по душе. Как работает инструмент можно посмотреть на видеороликах по адресу http://onegadget.ru/og/23110#more-23110 . Несмотря на необычность данного устройства, как оказалось, у него очень длинная история. Это очень ИТ-ресно!

Что такое терменвокс?
Терменвокс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Лев Термен

Его называют отцом электронной музыки, резидентом советской разведки в Америке, миллионером и гениальным изобретателем. Его биографию можно вначале поделить на несколько частей, а затем на основе содержания каждой из этих частей сочинить отдельный приключенческий роман. О нем написано много книг, но мало что доподлинно известно. Его звали Лев Термен.

Термен Лев Сергеевич (1896-1993 гг.) – русский изобретатель, физик, музыкант.

Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919 г.); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925 г.); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932 г.); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

С биографией Льва Термена можно ознакомиться или

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нем.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Терменвокс Etherwave, собранный из деталей Роберта Муга

Инструменты классической схемы Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»
Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе Лидии Кавиной, Джорджем Павловым был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская.

Олеся Ростовская, знаменитый исполнитель на терменвокс

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Бухгольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Альтернативная схема Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890–1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев (1930–2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент - разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королев создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Современный вариант терменвокса

Терменвокс виртуальный
Существуют также виртуальные аналоги терменвокса, в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например, пять–восемь октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640 x 480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато, которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С.Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).

Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).

Другие типы терменвокса

Терменвокс CLASSIC

Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского - Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Видео: Терменвокс на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!


Электромузыкальный инструмент (ЭМИ), прародитель современных синтезаторов. Изобретен в России в 1919 году, название получил по имени своего талантливого создателя – физика-акустика Льва Сергеевича Термена (терменвокс – «голос Термена»), впервые продемонстрирован в 1920 году. Терменвокс – одноголосный инструмент – не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут использоваться при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Собрать терменвокс может любой радиолюбитель, но настоящий музыкальный инструмент получается у единиц.

Такая же ситуация и с исполнителями – лишь единицы становятся виртуозами игры на терменвоксе. Техника игры очень сложна, от исполнителя требуется филигранность движений и безупречный слух. Техникой игры на терменвоксе виртуозно владел первый исполнитель, Константин Ковальский (1890–1976). Лучшая ученица Термена – американка Клара Рокмор (Clara Rockmore) была единственной, кто мог исполнить любую мелодию на терменвоксе, и играла классику на терменвоксе не хуже, чем на скрипке. Внучатой племяннице Льва Термена Лидии Кавиной неплохо удавалось раскрывать терменвокс в разных жанрах – в классике и в роке, в джазе, кино и в поп-музыке. По словам Лидии Кавиной, "по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос". Терменвокс в своем творчестве использовали Led Zeppelin, Marillion, Pink Floyd, Garbage, "Мумий Тролль" и многие другие группы и исполнители.

Жан-Мишель Жарр использовал терменвокс в записи своего альбома Oxygene 7-13 (1997), а необычная атмосфера композиции Oxygene 10 полностью построена на звучании терменвокса. После выхода этого альбома Жарр постоянно использует терменвокс в концертах и демонстрационных выступлениях (например, на фестивале "Printemps de Bourges"). Терменвокс звучит и в электронных композициях французского музыканта Жана-Мишеля Жарра, в том числе на его первом альбоме «Oxygene», принесшем Жарру всемирную славу.

И немного истории:

Лев Сергеевич Термен (в иностранных источниках его чаще называют Leon Theremin) родился 15 (27) августа 1896 г. в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Разносторонние способности проявил уже в детском возрасте. С одинаковым увлечением овладевал игрой на виолончели и занимался опытами по физике. По окончании гимназии он был принят в Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Однако Термену этого было мало, через год он поступает еще и на факультеты физики и астрономии Петербургского университета.

Получить второе высшее образование помешала мировая война. Его призывают в армию. Виолончелист-физик проходит обучение в Военной электротехнической школе. После Октябрьской революции Термен вновь рекрутирован: как военный радиоспециалист он должен был пополнить ряды Красной Армии. Служба проходила на Детскосельской радиостанции под Петроградом и в военной радиолаборатории в Москве.

В начале 1920 г. гражданская война подошла к концу, Термен получил возможность сменить военную одежду на цивильную и вернуться в Петроград. В этом же году Лев Термен отправился для продвижения своего изобретения в США, где впоследствии терменвокс и приобрел наибольшую популярность.

В 1922 году Термен после выступления на 7-м Всероссийском электротехническом съезде встретился с Лениным, который был поражен терменвоксом и понял значимость его изобретений и дал ему "путевку в жизнь" – годовой проездной билет по железной дороге, чтобы Термен мог популяризировать свой инструмент. Благодаря этому Термен объехал с лекциями-концертами 150 городов и сёл.

А вскоре он потряс Европу и Америку. Газеты наперебой рассказывали о русском чуде. В Париже на концерты приходили со стульями и раскладушками: не хватало мест. Почти 10 лет – с 1928 по 1937 год – он жил в Нью-Йорке (где параллельно с научно-технической деятельностью ему приходилось вести разведывательную деятельность по заданиям НКВД), обучал игре, выступал с концертами. изобретал новые инструменты – электронную виолончель, ритмикон, терпситон (инструмент, переводивший движения танцора в музыку). В 37-м Термена вызвали в Москву. Жене Лавинии Уильямс, чернокожей танцовщице, сказал, что вернется через 2-3 недели. Но ему не суждено было вернуться. Изобретателя обвинили как соучастника покушения на Кирова.

В лагере Термен создает симфонический оркестр, придумывает особые рельсы для тачки – и его бригада начинает работать вдвое быстрее. Слух о чудо-заключенном доходит до Берии. Термена переводят в знаменитую "шарашку", где работали А. Туполев и С. Королев. Там Лев Термен по спецзаданию изобретает бесконтактное прослушивающее устройство "Буран" (которое использует радиолуч, отраженный от оконного стекла). В 1947 году он получит за это Сталинскую премию... Вскоре власть "отблагодарит" его запретом на созданную им электронную музыку как идеологически вредную...

Лев Термен за работойВ 1960 в Штатах вышла восторженная статья, посвященная терменвоксу и его создателю – и Лев Давидович был немедленно уволен отовсюду. Друзья с трудом смогли найти ему место для работы. Термен стал сотрудником кафедры акустики МГУ (при этом числился лишь "монтажником радиоэлектронной аппаратуры"!).

В советские времена у Термена практически не было возможности популяризировать свой инструмент и электронную музыку. И только во время перестройки образовалась ассоциация электронной музыки, при Московской консерватории открылся Термен-Центр. А в 1989-м Термен участвовал в фестивале электронной музыки во французском городе Бурж (тогда ему было уже 93 года).

Множество его изобретений были засекречены и отправлены в архивы соответствующих организаций. Также Термен занимался разработками в области телевидения, охранной сигнализации. Термен также считается одним из пионеров светомузыкального оформления – он изобрел прообраз современного стробоскопа.



Транспорт