Олег аккуратов или феноменальный пианист. Слепой музыкант отказался от славы ради денег для семьи Современный ростовский музыкант и певец слепой

Олег Борисович Аккуратов (21 октября 1989, город Ейск) - пианист, джазовый импровизатор, певец. С рождения страдает амаврозом - полной слепотой.

Биография

Олег Аккуратов родился 21 октября 1989 года в городе Ейск, Краснодарский край. Ребенок родился с ограниченными возможностями зрения. Матери на момент его рождения было пятнадцать лет, и Олег почти все время проводил с дедушкой и бабушкой. В четыре года Олег проявил свои музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. Его тут же привели в Ейскую музыкальную школу на прослушивание. Педагоги, потрясенные услышанным, немедленно приняли Олега в 1 класс. Уже через два года Олег поступил в специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидещих детей города Армавира Краснодарского края и переехал в интернат, при котором она существовала. В школе Олега научили читать ноты по Системе Брайля.

Позже параллельно обучению в школе Олег учился в Московском Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, в классе преподавателя Михаила Окуня. Окончив в 2008 году музыкальный колледж, Олег поступил на эстрадно-джазовое отделение Института музыки Московского университета культуры и искусства. В 2015 году Олег с отличием окончил Ростовскую государственную консерваторию и сейчас преподает в ней. Продолжить образование в Московской консерватории не получилось, поскольку это практически невозможно для слепого человека без посторонней помощи. Во время обучения Олег участвовал в концертах и становился лауреатом различных музыкальных конкурсов, включая международные.

Был участником концерта с выдающейся оперной певицей Монсерат Кабалье, выступал вместе с Эвелин Гленни.

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского.

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.

Людмила Гурченко посвятила Олегу свою дебютную режиссерскую работу - снятый в 2009 году фильм «Пёстрые сумерки». Также при её содействии Олег был отправлен для продолжения обучения в Америку в школу для музыкально одарённых слепых людей, однако вскоре вернулся в Россию.

На 14 октября 2009 года в Большом зале Московской консерватории был запланирован концерт, на котором вместе с оркестром Юрия Башмета и сводным хором в составе 815 человек Олег должен был исполнять фантазию Бетховена для фортепиано, шести солистов, хора и оркестра. Этот концерт не состоялся из-за воспрепятствования отца Олега. Он, до этого времени не принимавший никакого участия в судьбе собственного ребёнка, решил самостоятельно выступать в роли его импресарио.

На конец 2009 года Олег проживал в посёлке Моревка недалеко от Ейска в новой семье своего отца. Работал солистом театра «Русская опера», художественным руководителем и солистом Ейского джазового оркестра МИЧ-Бэнд (фортепиано).

С 2013 года Олег Аккуратов тесно сотрудничает с Народным артистом России Игорем Бутманом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра Олег совершил гастроли по Латвии, Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джа­за»

В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана "Будущее джаза", с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

Олег Аккуратов — феноменально одарённый слепой музыкант из Краснодарского края. Он поражал своим талантом Людмилу Гурченко и Монсеррат Кабалье, а теперь в составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра регулярно выступает с гастролями в самых разных уголках планеты. В День России, 12 июня, пианист-виртуоз с сольным концертом выйдет на сцену Большого зала Московской консерватории.

Олег рассказал корреспонденту АиФ.ru о масштабном концерте, работе с Игорем Бутманом и любви к музыке.

Дарья Осташева, АиФ. ru: Олег, вам предстоит сольно выступить на сцене Большого зала Московской консерватории. Многие музыканты мечтают об этом всю жизнь, а что чувствуете вы?

Олег Аккуратов: Я чувствую что-то очень хорошее. Думаю, что на концерте соберётся замечательная публика. У нас подготовлена насыщенная программа: в первом отделении прозвучит двадцать первая соната Бетховена , ноктюрн и полонез Шопена , «Июнь» Чайковского из цикла «Времена года» и » Венгерская рапсодия» Листа . Во втором — совместно с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана будет концерт для фортепиано с оркестром знаменитого композитора Джорджа Гершвина.

— Вы исполняете и классическую, и джазовую музыку. А какому направлению отдаёте большее предпочтение?

— Я люблю играть классику так же сильно, как и джаз. Для меня это две грани одного искусства. Я чувствую себя одинаково свободно в обоих направлениях и ни с одним из них не хочу расставаться.

— Только в этом году вы окончили аспирантуру Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, но уже давно выступаете на большой сцене. Расскажите, о чём ещё мечтаете? Каковы теперь ваши планы?

— Мои дальнейшие планы — гастролировать, давать концерты, как сольные, так и с ансамблем. Особенной мечты нет, потому что всё и так сбывается здесь и сейчас. А самое главное для меня — это играть и оставаться музыкантом.

— Действительно сбывается, ведь в свои 27 лет вы уже успели выступить на одной сцене с такими звёздами, как Монсеррат Кабалье, Эвелин Гленни... А какая встреча вам запомнилось больше всего и, может быть, что-то изменила в вашей жизни?

— Это и были одни из событий, которые запомнились больше всего. Но самая судьбоносная встреча в моей жизни на данный момент — это знакомство с Игорем Бутманом. Игорь — потрясающий саксофонист и человек, с которым всегда интересно работать. Именно благодаря ему я побывал во многих странах, получил колоссальный опыт игры с оркестром, его коллективом.

— Я знаю, что за последние несколько лет в составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра вы выступили с гастролями в Канаде, Китае, Израиле, Индии, Латвии и даже совершили несколько туров по США. Расскажите, как вас принимает иностранная аудитория.

— Как в России, так и за рубежом публика принимает нас очень тепло. Но в США, например, где джаз пользуется большей популярностью, зрители даже встают с мест, танцуют, подпевают и аплодируют особенно бурно.

«Музыка — моя жизнь»

— Людмила Гурченко тоже заметила вас и даже посвятила вам свой режиссёрский дебют: фильм «Пёстрые сумерки». Расскажите, вы искали с ней встречи или прима однажды сама вас нашла?

— Она подошла ко мне сама совершенно неожиданно во время обеда и сказала: «Здравствуй, голубчик, здравствуй, мой родимый... А давай споём „Тишина за Рогожской заставою“?» (впоследствии это была песня, с которой мы начали с ней работать).

Потом Людмила Марковна решила поставить фильм «Пёстрые сумерки» про незрячего музыканта. Но его скорее можно назвать художественным вымыслом, нежели документальной работой, то есть я был только прототипом главного героя. К примеру, я не из Воронежа в отличие от героя фильма. В Торонто и Нью-Джерси не учился, зато учился в Москве, Армавире, Ростове.

— В «Пёстрых сумерках» героя по имени Олег Аккуратов сыграл профессиональный актёр Дмитрий Кубасов. А вам самому не хотелось исполнить главную роль?

— Нет, у меня даже не было такой мысли. В этом фильме я исполнял песни, играл музыкальные произведения, это и была моя роль.

— А что для вас значит музыка? Что вы чувствуете, когда играете?

— Музыка — это мой язык. Это моя душа, это моя свобода, это всё, чем я живу, всё, что я чувствую. Когда я играю, я стараюсь передать то или иное состояние, которое в эту музыку вложили композиторы. Всё, конечно, зависит от произведения: если это Бетховен, то это один характер, если Чайковский — совершенно другой. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы прочувствовать всё то, что заложено авторами.

Пианист Олег Аккуратов – джазовый и академический музыкант. Ноты, гармонии и мелодии прочно вошли в его жизнь с 3-х лет, когда отец отдал его в специальную музыкальную школу в Ейске. Олег не видит с рождения, и на всех выступлениях его сопровождает папа – самый близкий ему и надежный человек.

Именно он сыграл наиболее значимую роль в воспитании будущего признанного пианиста. Олег Аккуратов тепло отзывается и о своих бабушке и дедушке – у них он перенял трудолюбие. Слава к юному Олегу пришла не сразу, но когда его стали приглашать на различные события классического и джазового формата, он стал с еще большим усердием проводить время за фортепиано.

В интервью порталу JazzPeople Олег Аккуратов признался, что самым любимым его занятием является заучивание наизусть крупных музыкальных произведений и гастролирование по миру с концертами.

О воспитании и отношениях в семье

– Олег, какое влияние оказали на ваше воспитание ваш отец и бабушка с дедушкой?

– Меня воспитывали не только бабушка и дедушка. Основная ответственность легла на плечи моего отца, с которым у нас прекрасные отношения. Он для меня не просто родной человек, но и наставник. При этом я не могу сказать, что учился у него чему-то конкретному – мы постоянно с ним находимся в контакте, мы вместе гастролировали по Индии, Китаю, Канаде, Америке, он бывает на всех моих концертах.


Академический и джазовый пианист Олег Аккуратов на репетиции

Я благодарен ему за то, что он всегда поддерживает меня. Я занимаюсь музыкой с детства, и все этим годы он рядом со мной. Его жизнь тоже связана с музыкой, и во многом благодаря его опыту, я могу развиваться глядя на него не только в музыкальном направлении, но и получать жизненный опыт.

Отец бывает на всех моих концертах

О сотрудничестве с Игорем Бутманом

– С чего началось ваше сотрудничество с Игорем Бутманом в 2013 году?

– Игорь Михайлович приехал к нам в Ростов-на-Дону на год раньше, в 2012-м. Я принимал участие в конкурсе «Мир джаза», в котором он был председателем жюри. Авторитетные судьи высоко оценили мое исполнение джазовых стандартов, в частности композицию Over the Rainbow Эрролла Гарнера и Cotton Tail , и присудили мне Гран-при.

Тогда же сделал мне предложение о сотрудничестве. Одним из первых наших совместных выступлений за рубеж было на Международном джазовом фестивале в Латвии – World Jazz Festival. Я благодарен ему за возможность гастролировать по разным городам и странам, играть потрясающую музыку с джазовыми музыкантами первой величины.

О джазе и классике

– Вы играете и джаз, и классическую музыку. Какое их этих двух направлений вам все же ближе и почему?

– Прежде всего я отмечу, что несмотря на то, что я играю классику и джаз, другие музыкальные направления меня тоже интересуют. В классике, например, музыкант должен соблюдать точность текста, динамику. В джазе тоже есть свои каноны, но он отличается большей импровизацией, главная его черта – свобода самовыражения. Ограничить ее нельзя, но и выйти за пределы стилистики тоже.

Обладая талантом, его нужно непременно демонстрировать публике

О музыке как образе жизни

– Музыка – уже неотъемлемая часть вашей жизни. Когда к вам пришла известность и как вы к ней относитесь?


Олегу Аккуратову одинаково сильно нравится играть классические и джазовые произведения

– Известность, думаю, пришла ко мне потому, что я много участвовал в конкурсах и демонстрировал свои музыкальные способности на публике. Если бы я, даже обладая талантом от рождения, не рассказывал о нем широкой аудитории, о нем бы никто не узнал, потому что никто бы так и не услышал мою музыку.

Я могу сказать, что большая сцена стала мне открываться в мои 14-15 лет. Уже тогда я стал одинаково много играть и классическую музыку, и джазовую.

Относительно того, как я отношусь к известности, интересный вопрос. По-настоящему известным артист становится тогда, когда востребован везде и всюду – его постоянно приглашают играть на концертах, вести фестивали, участвовать в шоу на телевидении и на радио.

– Что для вас важно в музыке более всего?

– Мне интересно играть обширные музыкальные произведения, например, сонаты Бетховена или Прокофьева, поэтому, как это ни странно, я очень люблю ноты. Мне нравится, и у меня получается запоминать большие сочинения на несколько листов. Я не скажу, что это очень просто, но у меня это вызывает определенный интерес, и я чувствую, что развиваюсь как инструменталист. Мне в этом помогают хорошая память и музыкальный слух.

Различать оттенки в произведении – для меня главное


Музыка для Олега Аккуратова – его особый мир, наполненные красками и эмоциями

Не менее важным я считаю необходимость соблюсти стиль композитора – нельзя играть Шопена как Моцарта, а Моцарта как Шопена. Различать оттенки в произведении – вот что я тоже считаю главным. Если говорить о джазе, то создавая музыку в латиноамериканском или этническом стиле, нужно соблюдать традиции этих музыкальных течений. Сюда же относится и техника игры – звучание меняется в зависимости от прикосновения к клавишам рояля.

О мотивации

– Почему вы изо дня в день продолжаете заниматься музыкой?


Кроме занятий музыкой Олегу нравится слушать аудиокниги с поэзией

– Я музыкант, и считаю, что в моей жизни так это и должно быть, если я хочу добиться успеха на профессиональном уровне. Я играю каждый день, занятия могут занимать у меня по 6-8 часов.

Свободное время у меня, конечно, тоже есть. Я могу послушать аудиокниги – мне в основном нравится поэзия: стихи Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Гумилева, Пушкина, Лермонтова.

Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка – это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир. Музыкой я живу, дышу и дорожу.

Беседовала Виктория Мэлл
Фото предоставлены гостем интервью

Документальный фильм «Синкопа» об Олеге Аккуратове

Олег Аккуратов - уникальный пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память. «Ничего удивительного, в мире много талантливых музыкантов», - скажете вы. Да только дело в том, что Олег ничего не видит.
Его увлечение музыкой началось ещё в раннем детстве: уже в возрасте 4 лет состоялось прослушивание Олега в Ейской музыкальной школе, где он проявил незаурядные музыкальные способности.
Мальчика, слепого от рождения, специалисты уже тогда называли "гением, рождающимся раз в сто лет".
"Он не видит нашего мира, но верит, что этот мир прекрасен и, главное, добр. Возможно ли его разочаровать?!" - этими словами заканчивалась публикация 1998 года в "Российской газете"

Свою первую премию Олег Аккуратов получил в неполные шесть лет, став дипломантом II Международного конкурса имени Луи Брайля. Потом была победа на конкурсе "Филантроп" и выступление в резиденции Папы Римского в составе Всемирного хора ЮНЕСКО. Благодаря поддержке фонда "Мир искусства" выступал с Монтсеррат Кабалье и другими мировыми звездами на лучших сценах Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. Олег поехал в Новосибирск на Международный конкурс пианистов. И - победил зрячих. :
Мир признал выдающийся талант 20-летнего юноши, мир открылся для него...
Олег закончил единственную в стране Армавирскую специальную музыкальную школу для незрячих и слабовидящих детей и впоследствии неоднократно становился сенсацией джазовых фестивалей.

Олег Аккуратов - победитель (гран-при) на джазовом фестивале "Рояль в джазе" 2009 года.

С Людмилой Гурченко талантливого мальчика познакомил пианист Михаил Окунь. Она не только прониклась судьбой талантливого парня, но и сняла фильм о его судьбе, который назвала "Пестрые сумерки".

Это был её дебют в качестве режиссера. Вместе с оператором Дмитрием Коробкиным они сняли картину о талантливом слепом мальчике-пианисте. Прообразом главного героя и стал незрячий музыкант Олег Аккуратов, с которым Гурченко неоднократно выступала на гастролях.

"Меня очень поразило, что такой молодой мальчик любит джаз, а не рок и "металл". Когда мы сели рядом бок о бок к роялю, мне казалось, что это взрослый мужчина. У него космическая память, он настоящий профи", - говорила Людмила Гурченко.

Картина "Пестрые сумерки" - это рассказ и о судьбе самой Людмилы Гурченко. Актриса сыграла в фильме одну из главных ролей. Кроме того, она написала к фильму музыку на стихи молодых неизвестных поэтов, которые дарили ей свои самиздатовские сборники.


Читая о судьбе Олега, так и вспоминаешь замечательную повесть Короленко «Слепой музыкант» (я её прочла ещё в детстве, она мне не просто понравилась - поразила)

Игру Олега мне посчастливилось слышать вживую. Он выступал в Ейске на празднике города (это город его детства) а мы там как раз отдыхали, концерт был бесплатный, собрались все желающие. Вечер был просто чудесным. Джазовый оркестр - Ейский МИЧ-биг-бэнд играл замечательно, люди слушали, некоторые танцевали тут же на площадке. Когда вдарили ча-ча-ча, я тоже не удержалась, пустилась в пляс с каким –то подвернувшимся и тоже умеющим её танцевать парнем. Ну, а игра Олега просто выше всяких похвал. Так что у меня остались самые положительные эмоции и впечатления. И уверена, у всех присутствующих - тоже. А это – самое главное.

Сейчас Олега не увидишь ни на ТВ, ни на столичный сценах. В комментариях, на сайтах, люди задают один и тот же вопрос: где Олег Аккуратов? Куда он пропал? Задалась эти вопросом и я. И вот что нашла.
Малышом Олег жил с дедушкой и бабушкой в поселке Моревка в Ейском районе. Когда мальчику не было и пяти лет, бабушка привезла его в Армавир и отдала учиться в музыкальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. С тех пор эта школа-интернат стала для него вторым домом
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора "Жаворонок", продолжая заниматься по индивидуальной программе. В Москве его ждали мастер-классы по композиции, вокалу, роялю с лучшими педагогами. От учебы в Московской консерватории пришлось отказаться, ибо без посторонней помощи юноша обходиться не может. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной хорошей квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.

Когда Олег вырос, стал знаменитым, начал получать различные премии, объявились его родные, те, что отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.

Картина "Пестрые сумерки" заканчивается хеппи-эндом. Начинающую звезду увозит продолжать обучение за границей именитый музыкант.
В жизни получилось иначе. Приехал родной отец и увез сына в Моревку.

Вот репортаж из 2009 года. "
Съемочная бригада ТВ побывала в поселке Моревка, где юноша сейчас живет вместе с его новой семьей. Вот Марина, вторая жена отца. Корреспондент спрашивает: "Правда ли Олег играет в ресторанах?" Марина признается, что действительно это было, но только, по ее словам, один раз. Здесь же сам Борис, отец Олега, его сводные братья и сестра, бабушка и дедушка.
Людмила Гурченко в студии сквозь слезы смотрит отснятое в Моревке. Скотный двор, убогая обстановка, Олежка за стареньким пианино, купленным по случаю за тысячу рублей, как призналась Марина, аккомпанирует своим сводным братьям и двухлетней сестричке. А следом на экране появляются другие эпизоды из его жизни. Вот он в Ватикане перед Папой Римским, здесь с Монтсеррат Кабалье, на творческом вечере Эльдара Рязанова, а тут репетирует дома у Гурченко.

Итак, гений вернулся в семью. Печалит лишь то, что взрослые люди пытаются приватизировать юный и еще очень хрупкий и не слишком разбирающийся в жизненных хитросплетениях талант, который, в сущности, является национальным достоянием.
Как стало известно, его армавирская квартира уже выставлена на продажу. "
http://www.rg.ru/2009/11/20/akkuratov.html
http://www.rg.ru/2009/11/18/akkuratov.html

Несколько иначе пишет "Комсомолка" в статье со спорным заголовком "Вундеркинд-пианист, покоривший весь мир, вырос и стал никому не нужен"
http://kp.ua/daily/071210/256820/

Подзаголовок статьи 2010 года "Сейчас Олег Аккуратов работает в ресторанах и ДК."
В ней дает интервью бывшая наставница чудо-вундеркинда. У неё своя версия, у родных Олега - своя. Кто прав, где правда? Неизвестно.


А что же сам пианист? Доволен ли он тем, как сложилась его судьба?

Сейчас у меня новая жизнь, новый репертуар - говорит Олег.
Похоже, он действительно доволен тем, что имеет. "Может быть, исполнитель перерос свою гениальность и стал таким, как тысячи других ловко перебирающих клавиши музыкантов? Мальчик вырос, а мы и не заметили..." - заканчивает статью автор.

Но мне на такой грустной ноте останавливаться не хотелось. Несмотря на то, что все статьи об Олеге в СМИ и интернете датировались 2009-2010 годами, я все же отыскала небольшую заметку от мая 2013. Вот она.
"22 мая в Концертном зале им. П.И.Чайковского в рамках XIII открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» народный артист РФ Игорь Бутман представляет программу «Будущее джаза».


В этом концерте вместе с Московским джазовым оркестром п/у Игоря Бутмана на сцену выйдут восемь молодых музыкантов из США, России и Италии, каждый из которых - уже сложившийся мастер и виртуоз своего инструмента. Россию представляют пианист Олег Аккуратов, тромбонистка Алевтина Полякова, трубач Александр Сахаров, саксофонист Илья Морозов и виртуоз хроматической губной гармоники Михаил Гейфман. " http://journal.jazz.ru/2013/04/16/future-jazz-tchaikovski-hall/

Олег Аккуратов и Джаз клуб Игоря Бутмана

Успехов тебе, Олег!

Уникальный незрячий пианист Олег Аккуратов - о главном деле своей жизни


Медики и психологи знают: нередко отсутствие одного из чувств природа с лихвой возмещает развитием других. У Олега Аккуратова так и вышло. Незрячий от рождения, мальчик с детства обнаружил феноменальные музыкальные способности. Теперь, когда Олегу 27, стало очевидно: Аккуратов — Талант с большой буквы. И Человек с такой же. На своем первом в жизни большом концерте в столице, в Светлановском зале Московского международного дома музыки, музыкант из Краснодара поразил столичную публику тем, как удивительно естественно чувствует себя в мире европейской классики и джаза, проявив себя тонким интерпретатором и блистательным виртуозом. Но наш разговор с Олегом после концерта касался не только музыки.

Он родился в городе Ейске Краснодарского края у несовершеннолетней матери, воспитывался у бабушки с дедушкой. И те обратили внимание, с каким увлечением малыш подбирает любую услышанную мелодию на пианино. Показали педагогам местной музыкальной школы — те сразу взяли парня в первый класс. Затем Олег окончил специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей (есть, оказывается, такая в Армавире Ростовской области), Московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства. А потом и Ростовскую государственную консерваторию (с красным дипломом!), где сейчас учится в аспирантуре, а также преподает.

Олег — лауреат российских и международных конкурсов, причем не специальных, а тех, где соревнуются зрячие музыканты. Объездил с концертами Россию, выступал и в престижнейших зарубежных залах. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра гастролировал в Израиле, Нидерландах, Италии, Индии, США, Канаде... И всюду ему аплодировали стоя. Зал Московского дома музыки не стал исключением...

— Олег, джаз нередко противопоставляют классике, но вы блестяще играете и то и другое. Что вам ближе?

— Для меня классика и джаз — две грани одного искусства, я люблю соединять их в своих программах. В классическом произведении ты обязан точно сыграть все ноты, передать авторскую фразировку и динамику. А в джазе импровизируешь, выстраивая композицию, придумываешь риффы — повторяемые мотивы... Когда я долго играю классику, начинаю скучать по джазу, и наоборот.

Музыка может выразить и изобразить все что угодно — хоть горы Тибета, хоть прерии Техаса. У Дебюсси прямо слышишь пение лесных птиц. Или взять Грига... Сразу понимаешь: это север, Норвегия — море, фьорды, луга. А в трагических произведениях Бетховена за музыкой встают битвы и революции, не только свершившиеся, но и те, что еще грядут...

— Более практичный вопрос: как вы разучиваете произведения?

— С помощью компьютера. Замедляю темп, вслушиваюсь в то, что играют правая, левая рука. Воспроизвожу партии, но не механически, а стараясь уловить акценты, полифонические эффекты. За инструментом провожу целые дни, с утра до вечера. Музыка необъятна, как океан. В уже знакомое тебе произведение можно погружаться все глубже и глубже, постоянно находя новые нюансы. Собственно, из этого и состоит вся моя жизнь.

— Сколько лет из ваших 27 вы за роялем?

— Играю с трех лет. В музыкальную школу пошел в шесть. Лет в 10 уже исполнял Детские альбомы Чайковского и Шумана, сонаты Моцарта. Освоив это, перешел к Патетической сонате Бетховена, прелюдиям Рахманинова... Люб-лю ощущение, когда ты будто вырастаешь от пьесы к пьесе. Также я сочиняю инструментальную музыку и песни. Но в данный момент сосредоточен прежде всего на классической музыке — все-таки аспирантура обязывает.

— Расскажите о школе для незрячих музыкантов в Армавире.

— Она такая в России первая. Открылась в 1989-м по инициативе замечательного человека — слепого баяниста и педагога Владимира Сухорукова. Вначале там учились только инвалиды по зрению, затем стали принимать всех желающих. Обучаются все вместе, и это очень хорошо. Наши учителя разработали методику, в которой используются ноты, записанные шрифтом Брайля. А многое мы воспринимаем на слух. В школе прекрасно оборудованные классы, превосходные инструменты... Три года назад на церемонии закрытия Паралимпиады в Сочи я играл Паралимпийский гимн, а ученица нашей же школы Нафсет Чениб блистательно пела с Хосе Каррерасом и Дианой Гурцкой.

Учителям своим, в первую очередь Анне Юрьевне Кудряшевой, я обязан победой на Международном конкурсе имени Веры Лотар-Шевченко. Вообще всех людей, к которым испытываю огромную благодарность, не перечислить. Вот еще несколько имен. После Армавира я учился в Московском эстрадном джазовом училище у Михаила Моисеевича Окуня. Он помог мне сформироваться как джазовому музыканту. Из профессоров Ростовской консерватории не могу не назвать Владимира Самуиловича Дайча, педагога по классическому фортепиано. А сейчас учусь в аспирантуре у профессора Маргариты Петровны Черных, специалиста по камерному ансамблю. Еще я преподаю на джазовом отделении Ростовского колледжа искусств, которым руководит великолепный музыкант и мой друг контрабасист Адам Терацуян. Очень важной для меня оказалась встреча с Игорем Михайловичем Бутманом. Именно он открыл мне мир как гастролеру. Разве можно забыть прекрасные концерты, на которых мы выступали с такими гигантами, как Уинтон Марсалис, Чик Кориа, Роберт Глеспер и другие джазовые звезды мирового масштаба.

— Вы ведь и перед папой римским выступали?

— Да, только не играл, а пел в Ватикане в 2003 году. В той поездке участвовал хор Виктора Сергеевича Попова и еще два солиста. Мы исполнили 140-й псалом царя Давида «Да исправится молитва моя» — знаменитую его версию, написанную композитором Павлом Чесноковым. Наше выступление произвело фурор. Папа Иоанн Павел II на трех языках — русском, польском и итальянском — поблагодарил меня за то, что я хорошо пел.

— А где ваша самая любимая публика?

— Даже когда играешь одну и ту же программу, в различных городах мира тебя по-особому встречают, ждут от тебя чего-то особенного, близкого именно этой аудитории. Со сцены это чувствуется. Мне нравится публика Санкт-Петербурга, она теплая, образованная и интеллигентная. Но самая родная для меня — все-таки московская публика. Гостеприимная, восторженная и в то же время требовательная, прекрасно разбирающаяся в музыке. Когда тебе рукоплещет Светлановский зал Дома музыки — это, поверьте, стоит дорогого.

— Слышал, вы собираетесь участвовать в конкурсе Чайковского?

— Мне очень бы этого хотелось, но пока не могу сказать, получится ли. Очень многое должно совпасть.

— Олег, какие качества характера или души привели вас к успеху — если, конечно, говорить о главном?

— Если о главном, то это любовь к музыке. Я действительно ею живу, и она часто отвечает мне взаимностью, я чувствую ее благодарность. А еще я люблю трудиться. На концерте в Доме музыке я спел свою балладу на стихи Заболоцкого «Душа обязана трудиться». Эти слова — мой девиз. Работа музыканта — бурлацкий труд. Как говорил гениальный пианист и композитор Антон Рубинштейн, «музыкой надо заниматься по 20 часов в день без перерыва». Я стараюсь этому совету следовать.



Транспорт