По всей стране прошли "открытые уроки", приуроченные ко дню народного единства. Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мир

Шефер Анна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Тема: День народного единства.

Цели: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия. Закрепить знания о географическом положении страны на карте. Расширять представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения. Сообщить элементарные сведения об истории России. Формировать знания о многонациональности нашей страны, воспитывать уважение к другим народам и культурам. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне. Учить рассказывать об истории и культуре своего народа. Развивать слуховое внимание и память.

Ход образовательной деятельности:

1. Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации.

Скажите ребята, как называется эта музыка? Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

2. «Знаешь ли ты столицу, свою страну?»

Воспитатель: А кто знает, как называется столица России? (Москва)

Москва – огромный, красивый город, в котором есть много удивительных мест. Перед вами, ребята, центральное место Москвы - Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента? Наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и о всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну? (ответы) А за что? … Кто может ответить на этот вопрос? Потому что любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы).

Чтение стихотворения «Герб России».

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит.

Чтение стихотворения «Флаг России».

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоска – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Наша страна многонациональная, в ней живут не только русские люди, но и многие другие: осетины, черкесы, татары, мордва, якуты, ханты, буряты.

Россией зовется наш общий дом

Пусть будет уютно каждому в нем

Любые мы трудности вместе осилим

И только в Единстве сила России.

Как вы думаете, какая национальность лучше? Все национальности равны, имеют ценную культуру.

3. Физминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели,

Степи широкие (руки в стороны,

Леса большие (руками описываем круг,

А мы - ребята вот такие!

4. Рассказ воспитателя о возникновения праздника – День единства.

4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.) - На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

5. А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о войне и мире…

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Мир - дело великое

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Умелый боец везде молодец.

Храбрость - пестра победы.

Воспитатель - Молодцы, много пословиц мы сегодня вспомнили…. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, и забывать обиды.

Сегодня в честь Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно».

Я для вас приготовила ватманы, вам нужно будет расположить силуэты людей рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!

6. Чтение стихотворений.

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года, цари менялись и года

Но время смутное, невзгоды, Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка, и славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века

И поднималась Русь с колен, в руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой, под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города, с поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

В заключение нашего занятия мы дружным хороводом спляшем польку для души!

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине

Дружат рыбы в глубине

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран.

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли.

8. Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что было наиболее интересным? Чего нового вы узнали? Я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, на этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо всем, кто принял активное участие!

Дети слушают гимн Российской Федерации.


Физминутка.












Методическая разработка сценария классного часа на тему «День народного единства 4 ноября» предлагается посетителям , и рекомендуется к проведению в и среднем звене школы. Кроме сценария в разработке имеется также увлекательная и наглядная презентация из 44-х слайдов.

Материал воспитательного часа позволяет организовать его в форме гражданско-патриотической направленности, приуроченного ко Дню народного единства 4 ноября. Основные цели классного часа следующие:

развитие чувств патриотизма и гражданственности, любви к Родине;
повышение интереса к историческим событиям, происходившим в Российском государстве;
воспитание чувств уважительного отношения и гордости за ;
формирование ответственности за будущее, за судьбу своей Родины.

День народного единства 4 ноября – краткое описание классного часа

С первых минут классного часа «День народного единства» учитель сообщает в сопровождении слайдов презентации о государственном празднике России, которому посвящено мероприятие и объявляет исполнение гимна страны (первого куплета и припева ).

А после прослушанного отрывка из гимна Российской Федерации, активизируется беседа с учащимися класса по вопросам:
Скажите, к чему этот праздник призывает всех граждан нашей страны?
Как вы предполагаете, в чём заключается смысл Дня народного единства?
Как вы думаете, зачем нашему народу необходимо единство?

Введя по указанным выше вопросам учащихся в тему, переходим на чтение тематических стихотворений: «Единство навсегда» , .

История празднования Дня народного единства

На следующем этапе классного часа знакомим ребят с историей происхождения данного праздника. А установлен праздник этот в память о происходивших в Российском государстве событиях 4 ноября 1612 года. Именно в этот день более четырёхсот лет назад под предводительством Дмитрия Пожарского, а также Кузьмы Минина, воины народного ополчения смогли взять штурмом Китай-город, что привело к освобождению Москвы от интервентов польских.

Но, самое важное то, что это событие продемонстрировало образец неподдельной сплочённости и героизма всего народа независимо от вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния или происхождения.

Если рассматривать данный праздник с исторического ракурса, то связать его можно с окончанием Смутного времени, имевшего место в России в период конца 16 — начале 17 веков. Когда московский трон зашатался после смерти Ивана Грозного, и ни один из трёх его сыновей не встал надолго во главе престола, к власти пришёл Борис Годунов. Тут и начался период истории, названный Смутой.

Вклад Минина и Пожарского и День народного единства

Несмотря на то, что Борис Годунов много собирался сделать хорошего для своей страны, не простил народ ему в разгар голода и неурожая смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Здесь и восходит на престол Лжедмитрий I при поддержке польского короля. Однако и он не устроил бояр и поляков, так как не позволил свободно разорять Русь.

Тогда на престол восходит Лжедмитрий II, пожелавший на московский трон посадить сына польского короля Владислава. Однако король польский Сигизмунд задумал сам занять московский трон, сделав Русь частью королевства Польского. Здесь и лопнуло терпение у народа, который начал формировать ополчение одно за другим.

Минин и Пожарский

Возглавляли эти ополчения Прокопий Ляпунов, а затем и князь Дмитрий Пожарский, на чьё ополчение купец Козьма Минин одним из самых первых пожертвовал всё своё имущество, призывая последовать его примеру остальных. И вот уже ополчению Минина и Пожарского, удалось собрать многочисленное войско и осадить занятую поляками Москву. Спустя два месяца 4 ноября 1612 года был взят так называемый Китай-город, а вражеское войско сдалось победителям.

День народного единства 4 ноября и Иван Сусанин

Не забываем и про ещё один подвиг, совершённый в 1613 году Иваном Сусаниным. Ему удалось завести в глухой лес отряд польских интервентов, который собирался пленить только избранного царя русского, сына патриарха Филарета — Романова Михаила Фёдоровича. Ценой своей гибели Сусанин сумел погубить захватчиков, приведя их в болота дремучего леса.

В честь Ивана Сусанина сочинялись стихи и музыкальные произведения. В ходе , автор сценария предлагает организовать инсценировку «Иван Сусанин» по поэме Рылеева К.

Напоминаем учащимся и о том, что 4 ноября отмечается и День Казанской иконы Божией Матери. Эти два праздника с 2005 года стали тождественными, так как празднование в честь иконы, названной «Казанской» , было установлено именно в знак благодарности за освобождение Руси от поляков в 1612 году.

В заключение классного часа подводятся итоги, и проводится викторина по вопросам в сопровождении слайдов презентации. А подробную разработку сценария классного часа, который называется «День народного единства» можно вместе с презентацией скачать в начале статьи. В плеере ниже рекомендуем и просмотр слайдов указанной презентации ↓

    Земли родной народную судьбу,

    Своих мужей великих поминают

    2 эпиграф.

    Единство - возвестил оракул наших дней, -

    Ход мероприятия:

    1 учащийся:

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда.

    4 ноября - стал, по предложению Госдумы новым российским праздником - Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

    2 учащийся:

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    3 учащийся:

    Россия начиналась не с меча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Недаром конь могучего Ильи

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить учащихся с историей Дня народного единства

    Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

    Показать современную идею Дня народного единства

    Воспитывать уважение к русским национальным героям

    Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2 учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

3 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

4 учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (Слайд 7)

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

5 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II , происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления - приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX . Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

1 учащийся:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй - в думные дворяне (отчество - Минин - теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. П. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Учащийся:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей - талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Вопросы викторины:

1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12. Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

(Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть.. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(К. Симонов)

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО СОБОРА

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Просмотр содержимого презентации
«226801»

«Слава Родины нашей отважным сынам»

День народного единства

Внеклассное мероприятие

Преподаватель Стребко Т.П.




Минин Кузьма (? – 1616)

Нижегородский посадский человек. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. – земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.


Пожарский Дмитрий Михайлович

(1578–1642)

Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612–1618 гг. Возглавлял ряд приказов.



Дмитрий Пожарский

Воззвание Минина

Кузьма Минин




Казанский собор

Этот собор был построен в память освобождения Москвы от поляков. Но на деньги князя Дмитрия Пожарского.



Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Скульптор И. Мартоса



  • Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613года спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И Глинка посвятил оперу «Жизнь за царя».



"
Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по страницам истории России.
Цель урока: знакомство с праздниками 4 -го ноября .

Образовательные: познакомить с содержательной линией праздника Днём единородного единства, с историей появления Казанской иконы Богородицы, святыми воинами Ал. Невским, Ф.Ушаковым, Иоанном Русским;
Воспитательные: продолжать взращивать в детях чувство патриотизма, желание узнавать новое об истории своей Родины, сопереживать о радости возвращения праздника к старой традиции, видеть в личностях святых пример для подражания;
Развивающие: знакомства с новыми для детей произведениями искусства литературы, ИЗО, скульптуры, иконописи, музыки
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, микрофоны; презентации к уроку по страницам: «О России петь, что стремиться в храм… », «Россия – Дом Пресвятой Богородицы », «О явлении образа Казанской Богородицы». «День народного единства », «Солдатушки, бравы ребятушки», иллюстративный ряд к началу урока (подборка видео файлов), к рассказу об Иоанне Русском, презентация ученика «Адмирал Ф.Ушаков…»; аудио (mp3) с колокольным звоном, «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за Царя», «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка. Для первой страницы урока: ноты запевки Г.В. Свиридова на стихи И.Северянина «О России петь, что стремиться в храм», стихи В.А.Жуковского, Н.М.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…», Рабочая тетрадь для 4 класса по музыке.

Колокольный звон, который сопровождается фотоматериалом с видами храмов Нижн. Новгорода, Москвы, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москвы, храма св. прав. Иоанна Русского и нашей школы.

Учитель. Добрый день ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости!
Сегодня мы проводим праздничный урок. Вы все услышали подтверждение моим словам в начале урока. Кто догадался, что это за подтверждение?

Дети. Колокольный звон, который бывает в праздники в храмах.

У. 4 ноября 2005 года в России появился Государственный праздник «День народного единства». И вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об истоках этого праздника, о знаменитых христианских подвижниках и их стоянии за веру, за Истину.
Наш праздничный урок пройдёт в форме устного журнала, в котором несколько страниц. Перелистывая их, мы с вами, ребята, вспомним знакомое, услышим новое из истории нашей Родины.
Сопровождать урок будут образцы православной культуры в области религиозного, изобразительного, музыкального искусства, в области русской словесности.
Я пригласила к нам ребят из 5-х и 6-х классов, которые охотно согласились принять участие в нашем уроке.

Первая страница урока. Маленький концерт, посвящённый России

У. рассказывает о том, что в русской православной традиции Россию издавна называли Домом Пресвятой Богородицы, да и одним из любимых Праздников для нас является праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Показывает файлы с изображением икон Богородицы, в которых дети узнают знакомые Образы.
– 4 ноября, вчера, в православной традиции празднование какой иконы отмечали в России?
Д. Вчера был праздник иконы Казанской Богородицы.
У. передаёт слово ученику, который рассказывает о чудесном явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. (Рассказ сопровождается иллюстративным материалом)
У. Музыкальная загадка предварит нашу следующую страницу урока.

У. Кто этот человек? Что за музыка звучит? В Вспомните век и год, когда произошли эти события.
Д. Иван Сусанин. Он спас будущего русского Царя, Михаила Фёдоровича. Опера «Жизнь за Царя». Другое её название «Иван Сусанин» События происходили в 1621 году, т.е. 17 веке.

У. Открывает следующую (третью) страницу урока «День народного единства »

У. О силе духа русских воинов, крепкой вере, неотступном стоянии за Истину нам расскажут ваши одноклассники.

Две Презентации учеников четвёртых классов. О Ф.Ушакове и святом праведном Иоанне Русском.

Итог урока

У. Понравился ли вам урок? Много ли узнали? Какому событию был посвящён наш урок? С явлением какой иконы тесно связан этот праздник? О каких исторических значительных личностях русской истории мы сегодня говорили?
Д. Отвечают.
У. Благодарит ребят выступивших и всех за прекрасную работу на уроке.

Урок заканчивается колокольным звоном.

В преддверии Дня народного единства в ряде российских городов прошли открытые уроки.

В школах Волгограда с учениками поговорили о единении населяющих страну народов. Участниками беседы "Славянское единство: история народов - история родного языка" стали школьники седьмых классов, представители "Славянского клуба" при музее истории русского языка имени Трубачева, казачьих коллективов фольклорной песни "Потешка" и "Златица".

В школах Амурской области проходят тематические открытые уроки по темам: "В единстве сила", "Листаем страницы истории нашего Отечества", "И встала Русь единая", "Заступники земли русской", "Мы - дети России".

В Санкт-Петербурге 2 ноября в рамках фестиваля "Академия талантов" прошли мастер-классы для детей и родителей. Участники вязали замысловатые китайские узлы, водили бурятский хоровод, попробовали сыграть на хакасских народных инструментах чатхане и хомусе и на шотландских маршевых барабанах, мастерили украшения для дома в русских народных традициях, складывали оригами в виде журавлика - "символа мира".

После мастер-классов состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие лучшие фольклорные танцевальные и вокальные ансамбли Санкт-Петербурга и творческие коллективы национально-культурных объединений города.

Открытый урок, посвященный Дню народного единства, в лицее №200 Новосибирска провел врио губернатора области Андрей Травников. Он напомнил ребятам об истории праздника, когда объединенное народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году смогло прогнать польско-литовских интервентов с территории нашего государства.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова приняла участие в открытом уроке, который прошел в соборе Рождества Христова в Южно-Сахалинске в преддверии Дня народного единства. Перед уроком для омбудсмена и ребят провели экскурсию по храму. Ключарь собора протоиерей Василий Иванов рассказал про особенности строения собора, его росписи и дальнейшее благоустройство. Он также показал, как колокола могут управляться компьютером.

"Я жду возвращения домой, чтобы выполнить намеченные задачи в отношении нескольких детишек на Сахалине - очень надеюсь, что в ближайшее время получится сделать так, чтобы они оказались в семьях, вернулись назад из разных учреждений", - призналась Кузнецова.

Еще одной проблемой детей на Сахалине омбудсмен назвала невозможность вовремя попасть на лечение из-за удаления региона. При этом отметила роль интернет-ресурсов, например, в оказании психологической помощи.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда восстание во главе с Мининым и Пожарским освободило Кремль и Москву от поляков. В этом году россияне отмечают праздник уже в двенадцатый раз.

Подписывайтесь на нас в Instagram:



Транспорт