Презентация на тему цветовой круг 4кл. Урок по изобразительному искусству: цветовой круг
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ц в е т о в о й к р у г. О с н о в ы ц в е т о в е д е н и я. Разработал презентацию: учитель изобразительного искусства Климова Наталья Васильевна МОУ Лицей №15
Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю по утру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В темно-синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу Приходите в гости. Т.Белозёрова
Существует несколько основных понятий в цветоведении: Ахроматические цвета – не цветные, это белый, чёрный и все серые. Хроматические – все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные. Хроматический круг
Классификация цветов: ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ СИНИЙ + = КРАСНЫЙ Ж ЁЛТЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ + = КРАСНЫЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ + = СИНИЙ Ж ЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ Сколько же всего цветов у нас получилось?
Цвета радуги: КРАСНЫЙ - каждый ОРАНЖЕВЫЙ - охотник ЖЁЛТЫЙ - желает ЗЕЛЁНЫЙ - знать СИНИЙ - сидит ФИОЛЕТОВЫЙ - фазан
Для удобства нашу радужную полосу можно замкнуть в Цветовой круг На цветовом круге хорошо заметен постепенный переход одного цвета в другой. Эти переходы образуют оттенки основных и составных цветов.
Тёплые и холодные цвета: Зелёный – особый цвет: если в нём больше жёлтого - он тёплый, если синего, то холодный. Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветовой круг с наложением схемы гармоничного цветового сочетания
Файл создан как пример применения интерактивной доски на уроке Технологии.Удобно использовать для демонстрации способов подбора гармоничных цветовых осчетаний....
Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга
Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности....
Педагог дополнительного образования
Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")
Тема: «Цветовой круг».
Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.
Цели и задачи : развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.
Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.
Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Беседа. Введение в тему.
Отгадывание загадок и чтение стихотворения.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга)
Разноцветные ворота
На луне построил кто-то,
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота те назвать?
Можно их нарисовать?
(радуга)
Не во сне, а наяву-
Что же здесь такого?-
Я на радуге живу в домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев подает роса
В тёмно- синей чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозёрова.
Сколько цветов вы знаете? 5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно
столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.
–А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .
Хроматические и ахроматические цвета.
«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».
Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.
Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).
Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными .
Смешиваем:
Красный + жёлтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + жёлтый = зелёный
Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
Каждый красный
Охотник оранжевый
Желает жёлтый
Знать зелёный
Где голубой
Сидит синий
Фазан фиолетовый
Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.
3. Практическая часть.
Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.
Поделим его на шесть или девять равных частей.
а) б)
Теперь возьмём три основных цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:
Красный, жёлтый, синий .
Оставляем просветы для составных цветов.
а) б)
Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.
Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с
которыми уже работали.
В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.
В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.
Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.
4. Тёплые и холодные цвета.
Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.
Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.
А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.
Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.
Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают яркость друг друга.
Красный - зелёный
Синий - оранжевый
Жёлтый – фиолетовый
Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.
Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.
Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.
красный синий жёлтый
5. Подведение итогов.
Выбор законченных (лучших) работ.
6. Рефлексия.
«Я узнал…»
Разделы: МХК и ИЗО
Тема урока : Выполнение цветового круга.
Вид занятия: Декоративное рисование.
Цели и задачи урока:
- Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
- Реализация полученных знаний в практическом применении.
- Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.
Оборудование урока:
- таблица цветового круга;
- иллюстрации с изображением радуги, заката;
- акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
- заготовки для упражнений.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение нового учебного материала.
- Практическая работа.
- Анализ выполненной работы.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Оформление классной доски.
Подготовка рабочих мест.
Сообщение учителем темы, задач и целей урока.
2. Изложение нового учебного материала.
Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:
Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).
Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).
Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).
Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).
Каков порядок цветов в радуге?
Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.
3. Практическая работа.
Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.
/рисунок 1/
Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.
Последовательность выполнения упражнения:
1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)
/рисунок 2/
2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.
/рисунок 3/
3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.
/рисунок 4/
4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.
/рисунок 5/
4. Анализ выполненной работы.
В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.
5. Подведение итогов урока.
- Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Задание на дом.
Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.
Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).
Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.
Правильность выполнения проверить вращением волчка.
Литература:
- Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
- И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.
Первый цветовой круг И. Ньютона. Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. Чтобы понять основные принципы работы с цветовым кругом, его заменяют обычно упрощенной моделью. Цветовой круг Иттена
Составные Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Теплые и холодные тона Цвета делятся на теплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета и холодные, и теплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт. Красный так же может быть как холодным, так и теплым.
Контрастные цвета Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными.