Презентация репродукции картин айвазовского вешние воды. Айвазовский - " моря пламенный поэт"

Слайд 2

Портрет И.Айвазовского работы А.Тырова(1841 г.)

  • Слайд 3

    17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.

    Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке

    Слайд 4

    Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академии художеств Санкт-Петербурга

    Слайд 5

    В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль».

    Слайд 6

    «23 сентября 1839 г. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

    Слайд 7

    В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

    Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

    Слайд 8

    Девятый вал

    Слайд 9

    Вид Петербурга

    Слайд 10

    Лунная ночь в Крыму

    Слайд 11

    Встреча брига Меркурий с русской эскадрой

    Слайд 12

    Слайд 13

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Содержание Литература и искусство XIX века. Романтизм Пушкин – «питомец чистых муз» А.С. Пушкин и И.К. Айвазовский. «Моря пламенный поэт» Наследие великого мариниста

    Cлайд 3

    (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках. Романтизм сменяет эпоху Просвещения. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

    Cлайд 4

    А. Тыранов. Портрет И.Айвазовского 1841 г. Третьяковская галерея В. Тропинин. Портрет А.С.Пушкина 1827 г. Государственный музей Пушкина, Санкт-Петербург

    Cлайд 5

    Пушкин на Прощание Пушкина с берегу Чёрного моря Черным морем Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед, рассказов о нем", - вспоминал художник. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже, в 1880-е годы целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Прощание Пушкина с Черным морем 1887

    Cлайд 6

    Вместе с И. Репиным в 1877 году Айвазовский создает известное полотно «Прощание Пушкина с морем. Ровно через десять лет, в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина, в 1887 году Айвазовский пишет картину "Пушкин на берегу Черного моря". И третье обращение к теме «Пушкин и море» происходит у Айвазовского тоже ровно через десять лет (за три года до смерти) в 1897 году. Картину он называет так же - "Пушкин на берегу Черного моря". Есть у нее и второе название - "Прощай, свободная стихия...". Четверостишье Пушкина написано прямо на холсте. Не символично ли за три года до смерти писать «Прощай» свободной стихии. Художник, как бы, сам прощался с морем! В облике поэта на картине Айвазовский, несомненно, рисует и свои молодые черты.

    Cлайд 7

    Властелин моря Портрет И.К. Айвазовского работы С.А. Рымаренко (1846) Есть мнение, что поэт и художник были чем-то похожи. Айвазовским написано около 6 тыс. картин, рисунков и этюдов. Среди них наиболее известны: “Девятый вал” (1850), “Черное море” (1881) - воссоздающие величие и мощь морской стихии, изображение морских сражений - “Наварринский бой”, “Чесменский бой” (обе - 1848), серия картин “Оборона Севастополя” (1859).

    Cлайд 8

    МАРИНИЗМ. (Итал. marina, от лат. marinus - морской) - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Художники, изображающие море, называются МАРИНИСТАМИ

    Cлайд 9

    «Моря пламенный поэт» «Море - это моя жизнь",- говорил Айвазовский. Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: и штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, - от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.

    Cлайд 10

    Неповторимы ночные марины Айвазовского. "Лунная ночь на море", "Восход луны" - эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского - одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

    Cлайд 11

    Cлайд 12

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) Работу выполнил обучающийся 7-го класса МКОУ СОШ с. Заманкул Дудиев Вадим

    2 слайд

    Описание слайда:

    Ованес Константинович Гайвазовский (Иван Айвазовский) родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского небогатого торговца, позднее разорившегося. Уже в десять лет нужда заставила его пойти работать в кофейню. В кофейне он встретил человека, который круто изменил его жизнь - архитектора Коха, разглядевшего в юном художнике будущего мастера. Он забрал его из кофейни и стал учить рисованию. С его помощью Иван, так стали звать художника, перебрался в Симферополь, где получил первые уроки живописи. В 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М. Н. Воробьева в пейзажном классе. Впоследствии живописец не раз говорил, что самым счастливым стал для него день, когда ему сообщили о приеме в академию на казенный пансион. «Восход солнца в Феодосии».1855 «Вид Феодосии». 1845 «Феодосия. Лунная ночь». 1880 Жизнь и творчество И. К. Айвазовского

    3 слайд

    Описание слайда:

    Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью. Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств. В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Его полотна, выставленные на римской выставке, привлекли к себе всеобщее внимание. Папа римский Григорий XVI приобретает для картинной галереи Ватикана картину «Хаос». Гоголь шутил по этому поводу: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». «Хаос». 1841 Первые шаги в творчестве художника «Вид Константинополя при лунном освещении». 1846 «Венеция». 1842 «Везувий». 1841 «Лунная ночь на Капри». 1835 «Этюд воздуха над морем». 1835

    4 слайд

    Описание слайда:

    К мастеру приходит европейское признание. Художника восторженно принимают в европейских столицах. Он первым из русских живописцев выставил свои картины на выставках в Лувре и был удостоен золотой медали. Амстердамская Академия художеств избирает его своим членом. Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов. Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой". Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стала "Девятый вал", написанная в 1850 году. «Девятый вал». 1850 «Чесменский бой». 1848 Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892 «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». 1835

    5 слайд

    Описание слайда:

    Особое место в творчестве Айвазовского заняла оборона Севастополя в 1854-1855 годах. Художник неоднократно приезжал в осажденный город, прямо на позициях писал этюды, расспрашивал участников боев. В картинах «Синопский бой», «Гибель турецкого флота у Балаклавы», «Малахов курган» он стремился запечатлеть самые драматические и яркие страницы героической эпопеи. «Синопский бой». 1853 «Малахов курган». 1883 Встреча брига "Меркурий" с русской эскадрой после поражения двух турецких кораблей. 1848 «Радуга». 1873 «Гибель турецкого флота у Балаклавы». 1854

    6 слайд

    Описание слайда:

    Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графическом наследии, оставленном мастером. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами. К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом - сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах. В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункам относится "Буря", созданная в 1854 году. Графика И. К. Айвазовского «Море после бури». 1860 «Буря». 1854 «Сорренто. Морской вид.». 1842

    7 слайд

    Описание слайда:

    Волна и дума, 1851. Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе, - Тот же все вечный прибой и отбой, Тот же все призрак тревожно-пустой. Федор Иванович Тютчев В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину "Черное море". На картине море изображено в пасмурный день: волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее. И, конечно, в этой картине он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море" сказал: "Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю". Волна и небо - две стихии наполняют все пространство картины, где-то далеко маленький силуэт корабля. Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж, задает масштабы произведения и делает нас, зрителей, соучастниками изображения, сопереживающими не только стихиям природы, но и человеку внутри нее. Тем более, что само Черное море не спокойно. Айвазовский называл картину "Черное море". "На Черном море начинает разыгрываться буря". Одни зрители видели в картине зарождающуюся революционную стихию, другие же видели эмоциональный образ, передающий душевные переживания, показывающий неразрывную связь человека и природы: море волнуется, ритм его валов столь верно уловлен художником, что и зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы. Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами. Прозрачная материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью мастера. Туманная в глубине, светящаяся изнутри, она волшебной тканью скрывает подводное царство русалок и тритонов, загадочного жемчуга и причудливых растений. "Черное море" не самое масштабное по размерам полотно в творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Иван Айвазовский. «Черное море» (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу. Из завещания И. К. Айвазовского Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский. В 1880 году к своей мастерской Айвазовский пристраивает картинную галерею, официальное открытие которой было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 17 июля. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью еще при жизни мариниста. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные. Наследие И.К. Айвазовского

    10 слайд

    Описание слайда:

    Здесь же, на специально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты и среди них были знаменитый пианист А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры и К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в городе. Эти традиции живут и по сей день. За свою жизнь мастер написал более шести тысяч картин. Мастер-маринист прожил прекрасную творческую жизнь, стал основателем русского романтического направления в морской пейзажной живописи, воспитал талантливых учеников, открыл в Феодосии школу живописи, был любим и почитаем народом. Даже смерть не разлучила его с морем. Бронзовый художник с палитрой и кистью в руках устремил взгляд в морскую даль. На пьедестале короткая надпись: «Феодосия Айвазовскому». Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

    Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

    Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

    На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

    На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

    На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

    Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.

    Слайд 1

    Жизнь и творчество И.К. Айвазовского.

    Слайд 2

    Вот уже более ста лет творчество Ивана Константиновича Айвазовского (Гайвазовского) вызывает глубокий интерес и чувство восхищения у людей, самых различных по возрасту, профессии и душевному складу. Выдающийся художник второй половины прошлого века, Айвазовский и в наши дни остается одним из самых популярных мастеров русской школы. Иван Константинович родился и вырос на берегу моря, и вполне естественно, что именно морю отдал художник свою любовь, морю посвятил свое творчество. Но море было не единственным стимулом, определившим рождение покоряющего искусства Айвазовского. Важнее было другое - то, что в натуре Айвазовского, в складе его мышления и чувствования, во всем его характере были такие черты, сочетание которых с особенностями дарования породило исключительное своеобразие его творчества.

    И.К. Айвазовский.

    Слайд 3

    Айвазовский начал свой путь как художник в пушкинскую эпоху, и великий русский поэт благословил начинающего живописца. М. И. Глинка, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. А. Иванов, К. П. Брюллов направляли первые шаги Айвазовского в искусстве. Причем Брюллов и Гоголь оказали решающее влияние на формирование творчества художника на раннем этапе его развития. Так было в начале художественного пути Айвазовского. Позднее, когда Иван Константинович жил в Феодосии и только на зимние месяцы приезжал в Петербург, он не прерывал близкого общения со многими передовыми людьми своего времени. Обширен был круг знакомств Айвазовского и в артистическом мире. Жена выдающегося актера В. А. Мичурина-Самойлова писала: „В доме Самойловых постоянно бывали знаменитые писатели, художники, композиторы - И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. А. Кони, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский, Ф. Г. Солнцева, М. И. Глинка, С. А. Даргомыжский. Незабываемые времена! Какая непринужденность царила на них [вечерах], сколько было подлинного, непосредственного единения между представителями различных видов искусств. Сколько сверкало искр настоящего таланта и остроумия" .

    Слайд 4

    Петербургские друзья не оставались у Айвазовского в долгу. Бывая в Крыму, они подолгу жили у художника и иногда устраивали концерты в его картинной галерее. Юношеские годы Айвазовского прошли под влиянием передовых идей эпохи, которые определяли характер и направление его творчества в течение всей жизни. Поэзия Пушкина вдохновляла Айвазовского на создание самых поэтических образов в русской живописи середины XIX века и сообщала им высокое эмоциональное и идейное звучание. Сейчас, спустя сто двадцать пять лет после появления первых картин Айвазовского, мы с глубоким интересом воспринимаем его творческое наследие, с искренней симпатией вспоминаем о деятельной, живой, увлекающейся натуре художника. Многие произведения Айвазовского привлекают нас своим необычным и неожиданным содержанием. Грохот падающих в море скал, залпы орудий, яростный вой ветра и удары волн, бушующие стихии, озаренные вспышками молний среди ночной мглы, и наряду с этим пламенеющие восходы и закаты солнца, поэтические лунные ночи на море - все это явления, изображение которых сравнительно редко встречалось в живописи.

    Слайд 5

    Основная масса картин, написанных Айвазовским, изображает водную стихию, то есть является произведениями ярко выраженного пейзажного жанра. В этой области он был и остается выдающимся непревзойденным мастером. Способность поэтически воспринимать самые обыденные явления в природе нашла яркое отражение в его произведениях. Пишет ли художник группу рыбаков, перебирающих сети у баркаса, лунную ночь после бури, Одессу при восходе луны или Неаполитанский залив при утренней заре - он всегда находит в зрительном образе природы неуловимые черты, вызывающие в нашей памяти поэтические или музыкальные ассоциации.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы. Айвазовский стремится передать эти чувства в картине „Девятый вал". Необычным было не только ее наименование, но и тематическое содержание. Оно построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа. На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну - девятый вал,- готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. Зритель сразу представляет, какая страшная гроза прошла ночью и какое бедствие терпел экипаж корабля. И тем острее воспринимаются наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы.

    Слайд 8

    Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Несмотря на драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления, наоборот, полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов неба и зеленого, синего и фиолетового - воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит ликующим, радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

    Слайд 9

    Слайд 10

    В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе.

    Слайд 11

    Искусство Брюллова в свое время оставило след на мастерстве Айвазовского и даже на методе его работы. «Последний день Помпеи» (1830-33), равно как и личность его автора, произвели неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского, во многом повлияв на формирование его «романтической манеры».

    «Последний день Помпеи» . 1830-1833 г.

    Слайд 12

    Стоял август 1834 года. В Петербурге на Невском было малолюдно. Только у подъезда Императорской академии художеств не протолпиться. Многие столичные баре, узнав о прибытии картины Брюллова, приехали из своих деревень. Барам, а особенно барыням, не хочется отстать от моды. Для них великое творение Брюллова - такая же модная новинка, как представление знаменитого заезжего фокусника или актера-иностранца. Гайвазовский и Томилов с трудом пробрались в Античный зал, где находилась картина. Решетка отделяла ее от публики. Гайвазовский из газет был знаком с описанием картины. Но то, что он увидел, превзошло все его ожидания. На мгновение он прикрыл глаза рукой, так ослепили его фосфорические вспышки молний и красное пламя вулкана на грозовом небе. Гайвазовский явственно увидел гибель древнего римского города Помпеи близ Неаполя в I веке нашей эры, толпу, охваченную смертельным ужасом. Такой же ужас охватил его самого. Он вдруг почувствовал себя одним из этой толпы. Ему казалось, что он слышит, как оглушительный гром потрясает воздух, как земля колеблется под ногами, как само небо вместе с разрушающимися зданиями падает на него.

    Слайд 13

    Гайвазовскому стало жутко. Незаметно он, начал отступать от картины и, добравшись до лестницы, устремился вниз. На другое утро Гайвазовский вернулся в выставочный зал после плохо проведенной ночи. Хотя его волнение еще не улеглось, но на этот раз Гайвазовский лучше рассмотрел группы людей на картине и ее общую композицию. Он увидел трагическое событие в жизни народа. Во время извержения Везувия люди, чтобы спастись, устремились из города. В такие минуты каждый проявляет свой характер: два сына несут на плечах старика-отца; юноша, желающий спасти старуху-мать, упрашивает ее продолжать путь; муж стремится уберечь от беды любимую жену; мать перед гибелью в последний раз обнимает своих дочерей. В центре картины - молодая красивая женщина, замертво упавшая с колесницы, и рядом с ней - ее ребенок. У Гайвазовского мелькнула мысль, что художник создал великую картину именно потому, что глубоко пережил это событие, почувствовал красоту этих людей, не теряющих своего человеческого достоинства.

    Слайд 14

    Многие молодые русские художники середины прошлого века были увлечены и покорены искусством Брюллова, стремились идти тем же путем, но ни один из них не возвысился до уровня его мастерства. Только Айвазовский создал произведения, стоящие по мастерству в одном ряду с полотнами Брюллова. Брюллов и Айвазовский, каждый в своей области, были прекрасными живописцами, для которых не существовало трудностей технического порядка. Их мастерство часто переходило в виртуозное исполнение и само по себе было явлением выдающимся, удивительным. Но Айвазовский, при равной степени мастерства, имел то преимущество, что был наделен счастливым даром неиссякаемой фантазии, питавшей его творчество на протяжении шестидесяти лет.

    Слайд 15

    Слайд 16



    Транспорт