Проблемы социального обслуживания опрос. Основные направления развития сферы социального обслуживания населения на примере муниципального бюджетного учреждения 'Комплексный центр социального обслуживания населения' Баганского района Новосибирской области

1

Настоящая статья посвящена исследованию опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (на примере ГБУ СО «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края). Был проведен опрос 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды, являются: состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество. В статье проанализирован и опыт и перспективы внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

социальное обслуживание на дому

граждане пожилого возраста

социальные услуги

инновационные технологии

1. Макарова Е.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социального обслуживания населения // Социальное обслуживание. – 2015. – № 2. – С. 26–39.

2. Малахин И.А. Чудакова Ю.В. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 12–4(40). – С. 97–100.

3. Официальная статистика. Население. Территориальный органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. [Электронный ресурс] http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/population.

4. Рожина С.В. Современные подходы к предоставлению социальных услуг в комплексном центре социального обслуживания населения (на опыте работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Валуйки и Валуйского района» Белгородской области) // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 23–28.

5. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 321. – С. 40–46

6. Хорева О.О., Муравьева В.Н., Ульянченко И.И., Савченко В.В. Состояние стоматологического здоровья граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических учреждениях социальной защиты населения Ставропольского края // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – № 4 (36). – С. 366–368.

Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения края. На 1 января 2014 года численность лиц старше трудоспособного возраста по Ставропольскому краю составила 25,5 % процента от численности всего населения Ставропольского края. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться .

Такая тенденция в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, созданию комфортных условий для жизни старшего поколения, повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов, поддержанию активного долголетия, преодолению психологического дискофорта, связанного с ощущением беспомощности и одиночества .

У пожилых людей в современном мире появляются новые социальные потребности, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в социальную сферу как ведущий инструмент повышения качества их жизни . Самой распространённой формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание.

Цель исследования: анализ опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.

Материалы и методы исследования

В ходе оценки был проанализирован опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края. С целью изучения удовлетворенности качеством оказания социальных услуг и анализа потребностей внедрений инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому был проведен социологический опрос. В исследовании приняли участие 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента.

Результаты исследования и их обсуждения

В Изобильненском центре социального обслуживания населения функционируют 14 отделений социального обслуживания населения на дому, которые охватывают 28 населенных пунктов района. Основными клиентами Изобильненского центра социального обслуживания являются граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в сельской местности. В сельской местности расположено 11 отделений социального обслуживания на дому. Во 2 квартале 2015 года отделения социального обслуживания дому оказали услуги 1 410 человек. Основную долю обслуживаемых составили женщины, они составляют 82 % от общего числа обслуживаемых. По итогам 2 квартала 2015 года бесплатную помощь получили - 6,6 % клиентов, с частичной оплатой 78,7 %, с полной оплатой - 14,7 %. Численность лиц, ожидающих очереди для принятия на обслуживание в отделения составляет 5 человек.

85 % опрошенных нами клиентов полностью удовлетворены качеством оказания социальной помощи, 12,5 % отметили, что удовлетворены в большей степени да, чем нет, и лишь 2,5 % отметили, что больше нет, чем да.

88 % опрошенных в целом удовлетворены разнообразием предоставляемых социальных услуг

Самой актуальной проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является состояние здоровья. Состояние здоровья беспокоит 93,3 % опрошенных, материальные трудности испытывают 53,3 % опрошенных, с социально-бытовыми проблемами сталкиваются 33,3 % опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые проблемы клиентов отделений социального обслуживания на дому

Самыми востребованными социальными услугами для клиентов отделений социального обслуживания на дому являются социально бытовые услуги. Более 91 % клиентов отделений социального обслуживания на дому являются получателями именно социально-бытовых услуг (приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений). 19,5 % клиентов являются получателями социально-психологических услуг, 16,8 % - социально-медицинских, а 12 % - социально-правовых услуг.

В ходе исследования оценивалась потребность в дополнительных социальных услугах, которые хотелось бы получать гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Более 50 % граждан испытывают по потребность в предоставлении медицинских услуг на дому (установка капельниц, выполнение уколов, предоставление физиологических процедур и др.). 34 % опрошенных испытывают потребность в предоставлении услуг социального такси. Ограничение жизнедеятельность большинства клиентов отделений социального обслуживания на дому приводит к актуальности предоставления парикмахерских услуг, а также услуг мастера по маникюру и педикюру на дому. Потребность в повышении разнообразия услуг по организации конструктивного досуга испытывают 15 % опрошенных. 10 % граждан пожилого возраста нуждаются в получении квалифицированной консультаций юриста на дому (рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные виды социальных услуг, в которых испытывают потребность клиенты отделения социального обслуживания на дому

Согласно результатам проведенного исследования не менее актуальной проблемой является и повышение информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о перечне услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам учреждениями социального обслуживания на дому. Большая часть респондентов 56,4 % отметили, что узнали о возможности получения социальных услуг из блажащего окружения (родственники, знакомые, соседи), 34,5 % получили информацию о возможности получения социальных услуг на дому от специалистов учреждения. Остальные отметили другие источники получения информации: органы муниципальной власти, медицинские учреждения, средства массовой информации.

В центре активно развиваются инновационные формы социальной поддержки граждан.

Услуга «Домашний помощник» направлена на оказание одиноким (одинокопроживающим) вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны в выполнении трудоемкой домашней работы. Данный вид услуг оказывает социальный работник мужчина. Каждый обратившийся в центр сможет получить помощь специалиста в мелком ремонте, ремонте электрики, сантехники, сборке мебели и т.д.

Услуга «Санаторий на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Услуга «Сиделка». Услуги сиделок оказываются гражданам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном уходе в привычной для них социальной среде.

В целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы и другие). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалицированного ухода за тяжело бальными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучения их навыкам общего ухода за больными.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Пожилой человек входит в приемную семью с целью получения необходимо ухода, решения проблемы одиночества, получение чувства полезности для окружающих. С другой стороны семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку получает определённое вознаграждение. В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество. Развитие института приемной семьи для пожилых людей позволяет решить проблемы социальной защищенности пожилых людей в обществе, снижение развитие социальной активности граждан и гражданской позиции.

Выводы

В целом клиенты стационарного отделения социального обслуживания на дому удовлетворены качеством и разнообразием предоставляемых услуг. Наиболее востребованными услугами, являются услуги социально-бытового характера, приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений. Самыми основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды - это состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество.

Среди дополнительных услуг, в которых нуждаются клиенты отделения социального обслуживания на дому, самыми актуальными являются медицинские услуги, предоставления автотранспорта, «услуга парикмахер на дому», организация культурных и досуговых мероприятий.

В центре активно внедряются инновационные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: услуги «домашний помощник», «санаторий на дому», «сиделка». Перспективным является внедрение таких инновационных технологии как «хоспис на дому», модель приемной фостерной семьи.

Одним из условий внедрения инновации в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому является расширения степени участия негосударственного сектора (некоммерческих организаций и частного бизнеса) в оказании социальных услуг населению. Это позволит развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, снижать стоимость предоставляемых услуг, уменьшать долю бюджетных средств при финансировании государственных учреждений.

Библиографическая ссылка

Бородина О.Д., Савченко В.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 321-324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8575 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • Государственное регулирование рационального использования водных ресурсов
  • К вопросу о правовых основах государственного экологического надзора
  • Правовое регулирование рационального использования водных ресурсов
  • Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина
  • Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения

Социальная защита населения в настоящее время, с учетом сложной социально-экономической обстановки, стала одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления. Основное направление деятельности указанных органов по обеспечению и созданию условий для достойной жизни индивида направлена, прежде всего, на слабо защищенные группы населения, к которым относятся в первую очередь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми.

Действующая система социального обслуживания населения в настоящее время сталкивается с многообразными проблемами. В частности, отдельные виды помощи существуют фрагментарно, различные подсистемы социальной защиты представителей разных социальных групп изолированы, нет четких правил взаимодействия и распределения функций между министерствами и внебюджетными фондами; органам социальной защиты приходится обслуживать все большее число нуждающихся лиц в условиях уменьшения объема ресурсов для их поддержки и т.д.

Реформы, происходящие в конце XX – начале XXI вв. в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, в сфере социального обслуживания населения. В результате проводимых реформ произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, по существу превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности в РФ.

Преобразования в социальном обслуживании привели к изменениям в образцах поведения, психологии и мышлении работников социальных служб, к развитию системы высших и профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социального обслуживания населения.

Несмотря на то, что понятие «социальное обслуживание» широко используется в практической жизнедеятельности нашего общества, и в последнее время стало объектом исследований, проводимых в рамках социальной работы, социологии, социальной работы, его теоретическое обоснование практически отсутствует.

В России особый акцент был сделан на разработке правового аспекта социального обслуживания. Но без теоретического обоснования сущности и структуры процесса социального обслуживания возникают сложности, в первую очередь, в оценке эффективности социального обслуживания, в выборе адекватной модели, обеспечивающей реализацию основных принципов и направлений социальной политики государства, определении стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и т.д.

В 1990-х гг. возникает потребность стандартизации сферы услуг, что было вызвано разного рода причинами: во-первых, возрастающей ролью услуг в жизни человека, расширением спектра услуг; в частности появляются новые услуги, такие как: страховые, финансовые, налоговые, кредитования, социальные и др. Во-вторых, необходимостью контроля за качеством услуг, с целью выявления факторов, способных нанести вред физическим, психическим, духовным и социальным силам человека, а также окружающей среде. На государственном уровне стандартизация была признана с середины XX в. Основные законы в области стандартизации услуг в РФ были приняты в начале 90-х гг. XX столетия, среди них: федеральные законы «О защите прав потребителей» (1992); «О стандартизации» (1993); «Об обеспечении единства измерений» (1993); «О сертификации продукции и услуг» (1993).

Требования, которые содержались в государственных стандартах до 1 июля 2003 г., были направлены на обеспечение безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости услуг, единства методов их контроля, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являлись обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие услуг указанным требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации услуг. Иные требования государственных стандартов к услугам были обязательными для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности в силу договора, либо в том случае, если об этом указывалось в технической документации исполнителя услуг. При этом соответствие услуг этим требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации услуг. За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществлялся государственный контроль и надзор со стороны исполнительных органов государственной власти.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в статье 6 было определено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В соответствии с национальным стандартом «Качество социальных услуг», введенным в действие Постановлением Госстандарта России, установлены основные положения, определяющие качество социальных услуг. Этот стандарт устанавливает основные положения определения качества отдельной услуги, которая оказывается в учреждениях социального обслуживания населения; но, к сожалению, в стандарте не описаны положения, устанавливающие качество и эффективность процесса оказания услуги, а также отсутствуют критерии оценки качества результата, который должен быть достигнут после реализации услуги.

Сложность стандартизации услуг и их качества связана, в первую очередь, с особенностями самих услуг, среди которых можно отметить: трудность количественной оценки многих видов услуг, отсутствие показателей качества социальных услуг и др. Результаты исследования показали, что важным является разработка конкретных механизмов организации социального обслуживания населения на региональном уровне.

Отсутствие в должной мере необходимых условий для эффективного функционирования социального обслуживания лишает уверенности специалистов в перспективе их деятельности, оказывает серьезное влияние на процесс обслуживания и качество предоставляемых социальных услуг.

Перспективы существования и развития различных форм социального обслуживания зависят от разного рода условий, среди которых:

  • законодательные – развитие нормативно-правовой базы на федеральном, региональном уровнях;
  • организационно-структурные – уровень развития в целом системы социального обслуживания и его отдельных структурных элементов;
  • финансовые – уровень направляемых финансовых средств на развитие и функционирование системы социального обслуживания;
  • кадровые – уровень квалификации специалистов, условия переподготовки и повышения квалификации исполнителей;
  • информационные – уровень открытости и доступности информации о предоставляемых социальных услугах.

Таким образом, в настоящее время актуальны исследования проблем обеспечения качества социальных услуг, разработки стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявления особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление качественных социальных услуг.

Обеспечение соответствия услуг и процесса обслуживания этим требованиям входит в число задач стандартизации социального обслуживания населения. В связи с этим, особую актуальность представляет исследование вопросов стандартизации социальных услуг, предоставляемых населению; анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс предоставления и потребления социальных услуг разными группами населения; определение механизмов стандартизации социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
  3. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  4. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова т.р. исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  5. Актуальные проблемы объективации аграрной политики государства Ханнанова Т.Р.Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.
  6. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  7. Юридические поступки в системе социально-экономического развития россии Ханнанов Р.А.Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.
  8. Правовая природа бездействия и каузальность Ханнанов Р.А. Государство и право. 1978. № 4. С. 128.
  9. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере республики башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011
  11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

Понятие социального обслуживания

Рассматривая вопрос об особенностях и проблемах социального обслуживания, разберемся, что же это такое.

В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.

Особенности социального обслуживания

Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.

Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.

Замечание 1

В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что государству следует оказать содействие в формировании системы как госудасртвенной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государство имеет множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.

Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.

В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется:

  • наращиванием масштабов социального обслуживания,
  • увеличением количества социальных услуг;
  • увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Замечание 2

Новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

    Финансирование социального обслуживания.

    Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.

    Недостаточность нормативно-правовой базы.

    Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.Также, новвоведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг.

    Замечание 3

    В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.

    Недостаток квалифицированных кадров.

    Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях.

    Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения.

    Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.

    Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.

    Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.

1 000руб.

Описание

Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования, которые учитывают особенные потребности граждан, которые следует реализовать его в более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной государственной системе социальных услуг.
Наличие общих законов и стандартов медицинской помощи, является активом правительства, институциональные системы социальной работы, это был недостаток, давая адресной помощи «безличный» характер, когда специфические потребности клиента "не вписываются" в списке универсальный гарантировано. Если вам нужны дополнительные услуги, клиент должен оплатить или примириться с невозможностью их получения. Во многих случаях, даже минимальная плата за конкретную услугу рассматривается как моральный вред, оскорбление.
Весь комплекс социальных у...

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 5
1.1 Стационарное социальное обслуживание: понятие, принципы, правила приема 5
1.2 Формы стационарного социального обслуживания 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ 14
2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения 14
2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что постепенно увеличивается доля пожилых людей и инвалидов в населении в современном мире, эти тенденции характерны для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего показателя, а в потребности здравоохранения и социального обеспечения гораздо выше.
Инвалидность и старость - это проблема не только индивида, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан, которая остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих их людей, которые будут выражаться не в жалости, а в человеческом сострадании и равном отношении к ним в качестве сограждан.
Развитие социальных услуг для пожилых людей и инвалидов придаётся в нашей стране с каждым годом все большее значение, оно рассматривается как кр айне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышает эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Фрагмент работы для ознакомления

Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимися в постоянных или временных нестационарных социальных услугах, которые частично утратили способность к самообслуживанию в домашних условиях в виде социальных, социально-медицинских услуг и других видов помощи.Среди домашних социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, включают в себя:1) услуги общественного питания, включая доставку продуктов на дом;2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;3) содействие в получении медицинской помощи, включая поддержку медицинских учреждений;4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;6) содействие в организации ритуальных услуг;7) другие надомные социальные услуги.В дополнение к надомным социальным услугам, при условии, списки гарантированных государством социальных услуг, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями могут быть предоставлены дополнительные услуги на полную или частичную оплату.б) Социально-медицинская помощь на домуСоциально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении требующих надомных социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), серьезных заболеваний (в том числе рак) в поздних стадиях заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских учреждениях.в) Срочное социальное обслуживаниеСрочное социальное обслуживание предоставляются в целях предоставления чрезвычайной разовой помощи гражданам и инвалидам, остро нуждающихся в социальной поддержке.Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;2) предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;3) разовая материальная помощь;4) содействие в получении временного жилья;5)организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;6) организация экстренной медицинской и психологической помощи при содействии для работы психологов и священнослужителей и выделением для целей дополнительных телефонных номеров;7) другие чрезвычайные социальные услуги.г) Социально-консультативная помощьСоциально-консультативная помощь гражданам и людям с ограниченными возможностями с целью их адаптации в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также для обеспечения взаимодействия между личности, семьи, общества и государства.Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам направлена ​​на их психологические усилия по активизации поддержки в решении своих собственных проблем и предусматривает:1) выявление лиц, нуждающихся в консультационной помощи;2) предотвращение различных видов социально-психологических отклонений;3) работать с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалидов, организации их досуга;4) консультации по вопросам профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;5) в целях обеспечения координации деятельности государственных учреждений и общественных организаций для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;6) правовая помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;7) другие меры по созданию здоровых отношений и создания благоприятной социальной среды для пожилых людей и инвалидов.Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решенияАнализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов, доказывает, что они являются наиболее социально уязвимой категорией населения, нуждающихся в особой заботе и социальной защиты со стороны государства. Почти в тот же день большинство пожилых людей потеряли все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и гарантироваться "достойную старость и достойные похороны." Обесценение были все достижения своей прошлой жизни: идеалы своей юности и зрелости признаны ложными, и они не только потеряли уважение молодого поколения, но постоянно являются "бременем для работающего населения".Таким образом, основной задачей учреждений социальной защиты, особенно социальных центров обслуживания (ЦСО) является поддержание активного образа жизни старшего поколения, предоставляя им разнообразную социальную и психологическую помощь.Переходные формы социальных услуг, направленных на оказание социальной помощи и услуг для пожилых людей, которые предпочитают оставаться в привычной домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания, в первую очередь следует ставить социальные услуги на дому.Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987году и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это одна из основных социальных услуг ЦСО, главной целью которых как можно больше продлить пребывание пожилых людей в их привычной среде, поддерживать их личный и социальный статус, для защиты своих прав и законных интересов.Отдел социального обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень обеспечивает предоставление следующих услуг:- Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих блюд;- Помощь в приготовлении пищи;- Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;- Содействие в организации ремонта и уборки помещений;- Оказание помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг;- Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и возвращение их с доставкой;- Обеспечение ухода на основе состояния здоровья;- Оказание помощи в оказании медицинской помощи в рамках базовой программы целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями по уходу;- Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;- Психологическая поддержка;- Посещение стационарных медицинских учреждений, с тем чтобы оказать моральную и психологическую поддержку;- Содействие в госпитализации, поддержки требует учреждений здравоохранения.В трудное время для нашей страны, работа социальных служб должно быть ограничено, а не только в обеспечении граждан, обслуживаемых социальных услуг, но и в обеспечении социальной и психологической помощи (слушать, понимать и давать советы, насколько возможно для удовлетворения духовных потребностей пожилого человека).Основываясь на опыте ЦСО, следует проанализировать трудности в отделе социальных услуг на дому, что в свою очередь влияет на качество услуг гражданам.Как правило, пригодность для работы с пожилых людей и людей с ограниченными возможностями на дому, в первую очередь, определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это связано с тем, что деятельность отдела - связана с большей физической активностью очень тяжелая работа. В настоящее время ставка устанавливается максимально допустимые нагрузки для женщин в доставке продуктов в домашних условиях, в палате за одно посещение - до 7 кг.Если социальный работник не превышает норму, то один визит он приносит при работе на одном (8 человек) - 56 кг, во время работы на 1 курса (12 человек) - 84 кг.Согласно последним правилам социальный работник должен посетить палаты по крайней мере, 2-3 раза в неделю. Если необходимо по запросу лиц, обслуживаемых посещений на дому может осуществляться 3 раза в неделю.Как социальный работник на полную рабочую неделю приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку, и до 168 кг - в размере 1,5.Список продуктов, которые приобретаются с обслуживанием граждан, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупы, овощи, мясо и т.д. Согласно оценке приносимых продуктов, следует сказать, что все зависит от диапазона материала хорошо обслуживается человек, как правило, получают пенсию, в более редких случаях, дополнительные помощь друзей и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, будут получать минимальную пенсию, все социальные услуги и доставку товаров первой необходимости, как будто несет социальный работник.Эта проблема может быть решена или облегчить работу сотрудников по следующим направлениям:- В каждом центре социального обслуживания должны быть доступны транспортные средства и нормальной материально-технической базы для приобретения и обслуживания автомобилей. На сегодняшний день, 110 центров, только 10 из них имеют автомобиль, хотя иллюстративная штатное расписание центра каждого из структурных подразделений центра должен быть автомашины.- В штатном расписании ввести ставку погрузчика или добавить эту норму в качестве внутреннего выравнивания - водителя. Так как любой продуктовом, одежду, или гуманитарной помощи, предоставляемой по центру, освобождается силовым центром работников.Отдел дневного пребывания (ОДП) - визитная карточка любого социального обслуживания. Основная задача - обеспечение пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, предоставляя им активный образ жизни, адаптация их жизни в «своей» среде. Как своего рода полупродуктов стационарных социальных услуг включает в себя социально-бытовых, медицинских и культурных услуг пожилым людям, организации еды и отдыха.Отрасли рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организованной на основании разрешений на срок 4 недели (в некоторых случаях, на 2-х недель).Рабочий отдел дневного ухода строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания.Департамент центров дневного ухода за детьми, в соответствии с утвержденным порядком дня, начинайте обслуживание, в 10 ч. 00 мин. Офис уже встретил своих посетителей на входе в центр, после чего они были проведены по центру и знакомы с его работой.Дружелюбный и любезный персонал отношение центра, приветствуя пенсионеров, сразу же создают атмосферу дружелюбия и расположения.В каждом центре тщательно продумано оформление, интерьер создает уют, поднимает настроение. На стендах отражается жизнь как центра и Департамента дневного ухода. Пенсионеры могут найти информацию о работе социальных служб, для проведения мероприятий, посвященных различным праздникам, смотрите фотографии на работе ОДП.В лице директора Центра администрирования, он встретился с группой пожилых людей, рассказывая им об отделе, его функций и различных форм помощи, которую они могут получить в ходе визита в ОДП.После этого предложения посетить обслуживаемых медицинский кабинет, где медсестра по просьбе пенсионера измерения артериального давления, рассказывает о различных лекарственных препаратах, используемых в конкретных обстоятельствах. В случае плохого состояния здоровья оказывает первую медицинскую помощь, предоставляет консультации по вопросам, представляющим интерес.Для тех, кто хочет посетить зал физиотерапии, медсестра проводит занятия физиотерапию, говорит о цели различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут делать физические упражнения, необходимые для восстановления потерянной здоровья из-за операции или стрессовых ситуаций.Особая благодарность выражается в горячих отставных центров питания. Для посещения Департамента дневного ухода, похмелья расчета меню с указанием веса порций, стоимость продуктов питания и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств для пенсионеров формируются дополнительные продовольственные пакеты и даты отпуска для сотрудников отделения пытаются сделать эти обеды действительно праздничными.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов были.Для лиц, попавших в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи, при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО).Основным направлением деятельности филиалов неотложной помощи являются:-Оказание помощи одежды (одежды, обуви, постельных принадлежностей и тому подобное);-Предоставление продовольственной помощи (продовольственные посылки или ваучеры на бесплатное питание);- Предоставление гуманитарной помощи;- Психологическая поддержка;-Проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов.Именно центры социального обслуживания, в первую очередь обязаны прийти к ним с предложениями о помощи, которые могут быть не только в виде ваучеров на ЦСО, вещей и продуктовых наборах. Также становится важным для пенсионеров психологическая помощь и общение, участия в культурных мероприятиях, работе и кружках деятельности.В это трудное время, более чем когда-либо необходимо быть внимательным, отзывчивым и проявлять доброжелательное отношение ко всем престарелым и нетрудоспособным гражданам, которые посещают центры социального обслуживания.С учетом вышеизложенного, очевидно, что благодарность и признание со стороны подопечных зависит, прежде всего, от руководителя центра, от его способности и готовности осуществлять свою работу должным образом на его успешное сотрудничество с благотворительными и общественными организациями.2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализацииСоциальные услуги должны быть доступны для всех, без исключения, людей пожилого возраста. Они должно быть организовано таким образом, чтобы гарантировать, что соответствующие меры не только для обеспечения пожилых людей гарантировано социальных услуг, но и создать условия для реализации личностного потенциала в старости.Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, матери-одиночки и т.д.) в нестационарных формах развиваются в сложных условиях, в первую очередь, из-за отсутствия финансирования. Ситуация усугубляется еще и значительное число бедных людей, требующих социальной поддержки, а также тот факт, что органы социального обеспечения в области народонаселения все чаще вынуждены брать на себя непрофильные функции, такие как медицинские, потребительские и коммерческой службы граждане.Тем не менее, несмотря на все трудности, в целом удалось сохранить сеть стационарных учреждений, но и в некоторой степени, чтобы развернуть его.Хотя система социальных услуг развивались бы гораздо успешнее, если там было меньше нерешенных вопросов, как от юридических и организационных планов.Прежде всего, она еще не была разработана концепция государственной социальной защиты, отсутствие законодательных рамок и правил, касающихся социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, неполных семей и других. Существующие как несколько статей по этой проблеме часто иногда "замедлить" процесс социальной помощи.Установлено, для обеспечения компьютеров и других вычислительных устройств, но только в одном направлении: пенсию. Социальные услуги центра компьютеры практически выделяются централизованно российским Министерством социальной защиты и Комитетом приобретенной социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к тому, отсутствия финансирования. В связи с этим, в небольшой работе ЦСО по сбору и анализу данных о населении и введение полученной информации в компьютеры. Все это влияет на качество планирования и проведения различных социальных программ. В настоящее время общество настолько велико, что расслоение принимать во внимание все группы людей, находящихся в неблагоприятном положении, и чем больше отдельная семья, старые методы невозможно.Органы исполнительной власти, создание центров социального обслуживания, так как государственные учреждения предназначены для поддержки населения, с первого дня существования поместить их в унизительное положение, заставляя выйти и искать или попросить о помощи для себя. Почему эти центры финансируются частично: наемных работников, ремонта, оборудования и бытовых расходов? Но есть и сила посетителей, культурные мероприятия, экстренной социальной помощи и других видов деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. В это время некоторым ЦСО помогает Департамент пенсионного фонда. А завтра, возможности этой организации достаточно только для выплаты пенсий, которая в настоящее время имеет место в ряде регионов России, так как предприятия остановки, а денежные потоки значительно снижаются.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации: «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» [Текст]: от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (ред. от 27.06.2013)
2. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Текст]: от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.)
3. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" [Текст]: от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
4. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" [Текст]: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
5. Закон о монетизации льгот (Принят 05.08.2004. Вступил в силу 24.08.2006)
6. Порядок и условия зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому [Текст]: Утв. Приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 15.09.1995. №218.
7. Делягин, М.Н. Замена льгот на компенсации выгодна бюджету, а не людям [Текст]: учебное пособие // Человек и труд. 2004. № 7. С. 20-29
8. Госпорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения [Текст] // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12.
9. Григорьева, И.Н. Особенности системы обслуживания пожилых в России [Текст]: учебное пособие // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166.
10.Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2009.
11.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2010.
12.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов /Человек: его сущность, развитие, проблемы. Вып. 1/ - Ростов-на-Дону, 2010.
13.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: Учебник – Москва, 2011.
14.Денисова Г.С. Радовель М.Р. Этносоциология: Учебное пособие для студентов – Ростов-на-Дону, 2010.
15.Дмитриев А.В. Конфликтология.: Учебное пособие – Москва, 2011.
16.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов – Москва, 2009.
17.Ионин Л.Г. Социология культуры. – Москва, 2009.
18.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2008.
19.Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. – Москва, 2011.
20.Социология. Краткий тематический словарь /Под общ.редакцией Ю.Г.Волкова. – Ростов-на-Дону, 2010.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Стационарное социальное обслуживание

пожилых людей и инвалидов

КУРСОВАЯ РАБОТА

ШАПИЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

52 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

МИНИХАНОВА Н.И.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ

ТУЙМАЗЫ 2012

Введение

Система стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов

Учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов

Услуги стационарного социального обслуживания

Заключение

Список источников и литературы

Введение

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач социальной политики является поддержка и социальная защита инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста, а так же взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению их положения и упрочнения социальной защищенности с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Проблемы стационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в наше время очень актуальны, потому что стационарные учреждения для пожилых и инвалидов слабо реагирует на многочисленные реформы. Дома престарелых выполняют свои функции, ориентируясь, скорее, на свои интересы, чем на интересы людей, пользующихся их услугами. Средств у федерального и местных бюджетов хронически не хватает, количество нуждающихся в помещении их в подобные учреждения серьезно превышает число мест, способных принять желающих. Так, положение интернатов для престарелых и инвалидов остается очень серьезным.

Степень разработанности и теоретико-методологическая база исследования. Различные аспекты данной проблемы рассматривались в трудах отечественных ученых и авторов: С.А. Филатова, С.А. Сущенко Е.И. Холостова, Р. С. Яцемирская, и др.

Работа стационарных социальных учреждений входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые акты, отражающие вопросы профессиональной деятельности социальной работы по работе с пожилыми людьми и инвалидами:

Постановление Министерства труда и соц. защиты населения РФ от 08.08.2002 № 54;

«Федеральный Перечень Гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

Результаты проведенного нами анализа научной литературы и нормативно-правовых документов показали, что предпринимаемые меры по данной проблеме являются недостаточными и требуют своего дальнейшего развития и исследования.

Проблема и ее актуальность определили тему нашего исследования: «Социальное стационарное обслуживание пожилых и инвалидов».

Объект исследования - процесс стационарного социального обслуживание пожилых и инвалидов.

Предмет исследования - стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов.

Цель исследования - изучить особенности стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

изучить систему и принципы стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов;

дать характеристику учреждениям стационарного социального обслуживания;

рассмотреть услуги стационарного социального обслуживания;

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования анализ, специальной, педагогической, психологической, юридической литературы, нормативно-правовых документов; праксиметрические (изучение и обобщение опыта профессиональной деятельности социальной работы).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления об основных принципах деятельности социального работника. Сущностные характеристики отдельных понятий исследования составят основу для последующего теоретического осмысления изучаемой проблемы. Результаты теоретического исследования расширят научные представления о социальной работы с пожилыми и инвалидами.

Материал для теоретического исследования был систематизирован на базе нормативно-правовых документов социальных работников, научно-методической и специальной литературе.

Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, основной части, которая включает в себя три самостоятельных параграфа, заключения, списка литературы.

Система стационарного социального обслуживания

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания .

Весь комплекс социальных услуг получают граждане, проживающие в стационарных учреждениях, - от медицинской помощи до социально-трудовой реабилитации. С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические интернаты, детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина, а лиц младше 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданин может отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его.

Бактерио - или вирусоносителям, хроническим алкоголикам, больным активными формами туберкулеза, тяжелыми психическими расстройствами, венерическими и другими инфекционными заболеваниями из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключения органа социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания) и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения.

Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на: условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана: соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан; выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживания; обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей в любое время; обеспечивать сохранность вещей; предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью в соответствии с установленными тарифами и пр.

Согласно постановлению «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285):

Основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (далее именуются соответственно - граждане, стационарные учреждения), являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами.

Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений.

Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.

На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности .

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям;

уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении.

В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания .

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание;
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изучая систему стационарного социального обслуживания, можно сделать вывод, что стационарное социальное обслуживание - это предоставление социально-бытовых услуг: помощь в ведении хозяйства, временное помещение в учреждение социальной защиты и т. д. В широком же смысле социальное обслуживание включает в себя иные, помимо денежных выплат, виды социального обеспечения, в том числе: охрану детства, материнства, инвалидов, медицину, образование и т. д.

Учреждения стационарного социального обслуживания

К учреждениям стационарного социального обслуживания относятся: психоневрологические интернаты; дома-интернаты; дома престарелых (геронтологические центры); детские дома для инвалидов.

Рассмотрим некоторые из них:

Психоневрологический интернат (сокращённо ПНИ) - стационарное учреждение для социального обслуживания <#"justify">О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г.] - N 122-ФЗ

О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности [Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г.] - N 1285

Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения "геронтологический центр" [утв. Постановлением правительства РФ от 14 ноября 2003 г.] - № 76

Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "дом-интернат для умственно отсталых детей [Постановление Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 08.08.2002] № 54

О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания [Постановление Правительства РФ от 25.11.1995] - N 1151

Дементьева Н.Ф., Проблемы соблюдения прав человека в психоневрологических интернатах и детских домах-интернатах. Права человека и психиатрия в Российской Федерации: доклад по результатам мониторинга и тематические статьи // Отв. ред. А. Новикова. - Москва: Московская Хельсинкская группа, 2004. - 297 с.

Калашников И.Ф. , Геронтологический центр и реабилитация // Социальное обеспечение. - 2003. - № 8. с.498.

Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения РБ // #"justify">. Основы социальной работы: Учебник // Отв. Ред. Павленок. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 560 с.

Социальная работа: Учебное пособие // Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 364 с.

С.А. Сущенко, Социальная психология: учебник для среднего профессионального образования// Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 345с.

С.А.Филатова, Л.Н.Безденежная, Л.С.Андреева. Геронтология //Ростов н/Д., 2005. - 512с.

Тетенова Г. Социальная психологическая реабилитация в условиях дома-интерната. // Социальная работа. - 2004. - № 1. - С. 456

Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 860 с.

Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология // Москва, 1999. С. 389



Транспорт