Сферы жизни общества. Основные сферы общества

Обществознание

Урок 46(10 класс)

Тема: «Политическая сфера и политические институты».

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с формами проявления влияния: силы, власти и авторитета. Становлением власти в качестве политического института общества. Разделением властей. Властными отношениями и социальной иерархией. Борьбой за власть.

Знать , какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Уметь: пояснять, что представляет собой власть, её виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Эпиграф: «Политика – не точная наука ».

Отто фон Бисмарк.

План урока:

I . Орг. момент.

    Проверка Д/з.

*- Что обозначает понятие «политика»?

*- Перечислите какие вы знаете субъекты политики? (люди, государство, личности, социальные группы, политические организации, политические элиты) .

*- Назовите три степени вовлечённости индивидов в политическую деятельность. («по случаю»; «по совместительству»; профессиональные политики, которые живут «для политики» либо «за счёт» политики) .

Индивидуальные задания проверяются в течение урока.

Д/з.: 1)Записать определение понятия «государство», признаки государства и функции государства.

***Подготовить сообщение о формах правления

2)Записать определение понятия «партия», «политическая партия».

*** Подготовить сообщение о видах партийных систем.

    Работа над новым материалом.

1. Политическаясфера.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА – это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

2. Политическиеинституты.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённые отношения политической власти в обществе.

Воспроизводство политических отношений обеспечивается благодаря:

Нормам, регламентирующим характер взаимодействия;

Санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;

Восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

Название

Функции

Институт парламентаризма

Регулирует отношения, связанные с созданием основных правовых норм и представительством интересов различных социальных групп в государстве.

Институты исполнительной власти

Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по управлению всеми общественно-значимыми сторонами жизни государства.

Институт государственной службы

Регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе.

Институт главы государства

Регулирует отношения в обществе, которые позволяют главе государства выступать от имени всех граждан, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны и соблюдение конституционных прав граждан.

Институт судопроизводства

Регламентируют отношения, которые складываются при урегулировании конфликтов в обществе.

Институт гражданства

Определяет взаимные обязательства государства и гражданина.

Институт избирательного права

Регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов главы государства.

Институт политических партий

Упорядочивает отношения, которые складываются в ходе создания политических организаций и их дальнейшего взаимодействия.

Политические институты:

- государство (государство включает в себя институт президента, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.);

- политические партии (обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности);

Основными целями политической партии является:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

Политические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест.

3. Государство.

ГОСУДАРСТВО – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Основные признаки государства:

- власть (органы управления и органы подавления); - закон (право);

- территория (с населением); - суверенитет (внешний – независимость, внутренний – верховенство власти).

Основные функции (задачи) государства:

Внешние:

Оборона;

Дипломатия.

Внутренние:

Охрана порядка;

Организация хозяйства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это основные, социально значимые направления его деятельности, которые выражают сущность государства и соответствуют главным задачам определённого исторического этапа развития общества.

По объекту воздействия различают внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции государства подразделяют на функции по направлениям деятельности и функции по сферам жизнедеятельности.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Название

Содержание

Перераспределительная функция

Государство взимает налоги и сборы, формирует государственный бюджет, направляет денежные средства на социальные нужды и экономические программы.

Поддержание социального мира в обществе

Только государство наделено законным правом судить людей, наказывать правонарушителей, примирять противников, выступать в роли арбитра.

Нормотворческая функция

Государство формирует единое нормативное пространство, регулирует поведение людей, ограничивая виды действий, которые могут нанести ущерб обществу.

Организационно-нормализующая функция

Государство объединяет и координирует усилия граждан для решения стоящих перед обществом проблем.

Внутренние функции государства по сферам жизнедеятельности :

Основа законности и правопорядка, соблюдение прав и свобод граждан;

Легализованное осуществление принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

Обеспечение народовластия и государственного суверенитета;

Выработка экономической и ценовой политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, управление государственными предприятиями;

Создание системы социальной защиты граждан, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.;

Охрана, восстановление и улучшение природных условий;

Пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – это основные направления деятельности данного государства, которые проявляются в его взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

К внешним функциям государства относятся :

Защита от внешней угрозы – строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание контрразведки, пограничных войск и т.д.;

Экономическое сотрудничество с другими государствами и международными организациями, участие в работе различных международных организаций, военно-политических блоков и союзов.

По характеру воздействия на общественные отношения функции государства разделяются на охранительные и регулятивные .

Охранительные функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих прав и свобод граждан, на защиту от внешней угрозы и защиту окружающей среды.

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отно­шений в экономической сфере, на развитие отношений данного государства с другими государствами и международными орга­низациями.

Государство осуществляет свои функции, используя правовые и организационные формы .

К правовым формам относятся :

правотворческая форма - разработка и принятие юриди­ческих норм, издание нормативно-правовых актов;

правоисполнителъская форма - принятие мер по исполне-п то юридических норм, издание индивидуальных актов приме­нения этих норм;

правоохранительная форма - контроль за соблюдением и исполнением юридических норм, применение принудительных мор к их нарушителям.

К организационным формам относятся :

организационно-регламентирующая форма - текущая де­ятельность по обеспечению функционирования органов государственной власти, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.;

организационно-хозяйственная форма - оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учётом, статистикой, снабжением и т. д.;

организационно-идеологическая форма - повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения.

Основные органы, государственной власти:

парламенты . Их основная функция - принятие законов;

органы исполнительной власти . Выполняют исполнительные и распорядительные функции;

судебные органы . Осуществляют правосудие;

органы прокуратуры . Осуществляют надзор за исполнением законов: органами исполнительной власти и судебными органами, должностными лицами и гражданами.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

Государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

Взимание общеобязательных платежей.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политики:

- Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.

Суверенитет характеризуется верховенством и независимостью .

Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важней-шие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - это способы организации, устройства и методов осуществления государственной власти, которые вы­ражают его сущность.

Форма государства включает в себя: форму правления, фор­му территориально-государственного устройства и полити­ческий режим.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - это способ организации высших орга­нов государственной власти и их взаимодействия между собой, а также с населением.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – это организация высших органов государства и порядок их образования .

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотноше­ний между его составными частями, а также между централь­ными и местными органами власти.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это политико-правовые средства и способы осуществления государственной власти, которые выра­жают её содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики .

МОНАРХИЯ - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха - единоличного главы госу­дарства.

Ограниченная (конституционная)

Неограниченная (абсолютная)

Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Саудовская Аравия, Бруней, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ

Дуалистическая или двойствен-ная (монарх и парламент правят)

Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней

Парламентская (монарх царствует, но не правит)

Выборная

Иордания, Марокко

Малайзия, ОАЭ

Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония, Норвегия, Испания

ВИДЫ МОНАРХИИ И ИХ ПРИЗНАКИ

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская

1. Принадлежность законодательной власти

Монарху

Разделена между монархом м парламентом

Парламенту

2. Осуществляет исполнительную власть

Монарх

Формально – монарх, фактически – прави-тельство

3. Назначение главы правительства

Монарх

Формально – монарх, но с учётом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

5. Право роспуска парламента

(парламент)

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомен-дации правительства)

6. Право veto монарха на решения парламента

Абсолютное veto

7. Чрезвычайно-указ-ное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт

Великобритания, Япония, Испания

МОНАРХИЯ - форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках монарха - единоличного главы госу­дарства.

Признаки монархии:

Бессрочная пожизненная власть монарха;

Юридическая независимость и безответственность монарха;

Наследственный порядок передачи власти. Формы монархии:

Раннефеодальная;

Абсолютная;

Дуалистическая;

Парламентарная.

РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, распро­странённая в период Средневековья, для которой характерны раздробленность территории, слабость центральной власти и власти монарха, непрочность государственных образований.

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, при кото­рой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ - это форма монархии, которая является переходной формой от абсолютной монархии к парла­ментарной, государственная власть носит двойственный харак­тер, власть монарха ограничена конституцией, но монарх фор­мально и фактически имеет обширные властные полномочия. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно вы­ражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Основными разновидностями абсолютной монархии являют­ся : деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм, просвещённый абсолютизм.

ТЕОКРАТИЯ - форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в рук духовенства, а глава Церкви является одновременно и светски главой государства (Ватикан).

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ - форма монархии, при кото­рой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной сфере - правительством. Боль­шинство современных монархий являются парламентарными.

РЕСПУБЛИКА - форма правления, при которой власть осуществляется выбор­ными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Президентская

Смешанная

США, Польша, Бразилия, Финляндия, Португалия, Аргентина

Франция, Греция, Россия, Австрия

Парламентская

ФРГ, Италия, Индия, Венгрия

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

Линии сравнения

Президентская

Полупрезидентская (смешанная)

Парламентская

1. Порядок избра-ния президента

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента

Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответствен-ность перед парламен-том. Президент не ответственен за действия правитель-ства. Вотум недоверия парламента правитель-ству невозможен

Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министр

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность

7. Современные государства

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия, Австрия

Италия, Индия, ФРГ, Швейцария

РЕСПУБЛИКА - форма правления, при которой власть осуществляется выбор­ными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Признаки республики:

Источником власти признаётся народ;

Коллегиальный (коллективный) принцип принятия реше­ний;

Все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются парламентом (принцип выбор­ности);

Органы государственной власти избираются на определён­ный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (при­нцип сменяемости);

Высшая власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении их полномочий;

Должностные лица и государственные органы несут ответ­ственность за свои действия (принцип ответственности).

Основные формы современной республики :

Президентская;

Парламентская;

Смешанная.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, при кото­рой государство возглавляет президент, избираемый всеобщим голосованием и наделённый полномочиями главы государства, главы правительства и главы исполнительной власти (напри­мер, США).

Признаки президентской республики :

Президент формирует правительство при определённом контроле парламента;

Правительство ответственно только перед президентом;

Парламент не имеет права выразить недоверие правитель­ству;

Президент не имеет права распустить парламент.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, при ко­торой государство возглавляет выборное должностное лицо; пра­вительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства (напри­мер, Италия, ФРГ, Индия).

Признаки парламентской республики:

Глава государства избирается на заседании парламента;

Глава государства может распустить парламент по реко­мендации правительства;

Правительство формируется из лидеров партии, победив­шей на выборах;

Премьер-министр правительства возглавляет исполнитель­ную власть в стране;

Правительство ответственно перед парламентом;

Парламент может вынести вотум недоверия как всему пра­вительству, так и отдельным его членам;

Глава государства совершает любые политические действия только по рекомендации правительства.

СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА - форма республики, в которой со­четаются признаки парламентской и президентской республик (например, Франция, Россия).

Признаки смешанной республики:

Правительство формируется президентом по итогам пар­ламентских выборов;

Правительство должно получить вотум доверия высшего представительного органа;

Правительство возглавляет премьер-министр;

Правительство ответственно перед парламентом и перед президентом;

Полномочия президента в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством.

Различия парламентской и президентской республик

Президентская

Парламентская

Смешанная

Президент (глава государства) избирается и контролируется народом

Президент (глава государства) избирается населением

Глава правительства - президент

Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении)

Глава правительства – премьер министр

Правительство формируется парламентом

Правительство назначается президентом

Правительство несёт ответственность перед президентом

Правительство несёт ответственность перед парламентом

4. Политическиепартиииобъединения.

ПАРТИЯ – наиболее активная и организованная часть класса либо слоя, выражающая и защищающая его интересы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – это организация группа людей, стремящаяся к политической власти либо к участию в осуществлении государственной власти.

СТРУКТУРА ПАРТИИ:

Лидер

Партийный аппарат

Рядовые члены (партийные массы)

Сторонники партии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - это устойчивая организация, ко­торая стремится к участию в осуществлении государственной власти и объединяет людей с общими идейно-политическими взглядами.

Функции политических партий:

Участие в избирательных кампаниях;

Разработка идеологических концепций и внедрение поли­тических ценностей в массовое сознание;

Защита интересов различных социальных групп;

Участие в формировании политической элиты и полити­ческих лидеров;

Организация народа для решения определённых задач. Политические партии классифицируют по следующим при­знакам:

По внутренней структуре;

По отношению к правящему режиму;

По характеру идеологической доктрины;

По месту в политической системе;

По характеру политических действий.

В зависимости от характера идеологической доктрины, вы­раженной в программных документах и заявлениях, различают следующие политические партии :

Либеральные;

Консервативные;

Социал-демократические;

Коммунистические;

Христианско-демократические;

Национально-ориентированные.

В зависимости от внутренней структуры различают :

- кадровые политические партии . Система массового член­ства в партии отсутствует, партийная деятельность сводится к проведению избирательных кампаний, всю работу ведут акти­висты-профессионалы. Такие партии существуют в основном за счёт пожертвований и добровольных взносов;

- массовые (идеологические) политические партии . Исполь­зуется система массового членства в партии, все члены партии работают на постоянной основе;

- централизованные политические партии . Система мас­сового членства в партии сочетается с жёсткой дисциплиной, требующей от каждого члена партии выполнения определённых функций.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.

Однопартийная

Двухпартийная (бинарная)

Два с половиной («два с плюсом»)

Многопартийная (полипартийная)

Власть осуществляет одна партия

У власти одна из двух больших партий

Рядом с двумя традиционными партиями у власти находится третья

Несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов

СССР, Куба, Индия, Япония, КНР, КНДР

США(демократы и республиканцы), Великобритания (лейбористы и консерваторы)

Германия: ХДС/ХСС + СвДП,

СДПГ + СвДП

Франция, Италия, Испания, Израиль, Швеция

Политическая партия (от лат. рагз - часть) - один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подхо­дов к определению понятия партии.

В XIX - начале XX в. под партией, как пра­вило, понимали объединение, группу сторонни­ков какой-либо идеологии, добивающихся реа­лизации своих целей посредством политики.

Марксизм понимает под партией наиболее ак­тивную часть класса или социального слоя, вы­ражающую его политические интересы.

В политологии XX в. партию определяют как институт политической системы общества.

Политическая партия - это специализиро­ванная, организационно-упорядоченная груп­па, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служа­щая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии: наличие программы, в ко­торой сформулированы цели и стратегии пар­тии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руко­водящих органов и партийных функционеров;

наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных органи­заций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII - XIX вв., когда в условиях формирования бур­жуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.

Первоначально политические партии создава­лись в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандида­тов на местах. Сейчас партии возникают также в результате трансформации непартийных струк­тур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Осо­бой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «снизу», в ре­зультате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических пар­тий выделяют:

1) политическую - овладение государствен­ной властью с целью осуществления своей про­граммы;

2) функцию социального представительства - выражение в политической жизни интересов ка­кого-то социального слоя либо стремление соз­дать себе прочную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции - прими­рение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной идеологии и программы;

6) электоральную - организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их полити­ческое воспитание.

Партия - один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

Существует несколько классификаций поли­тических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа связи с избирателя­ми и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой немного­численные, аморфные, состоящие из авторитет­ных политических деятелей организации, в кото­рых отсутствует институт фиксированного член­ства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких пар­тий крайне проста, их центр - в парламентских фракциях. Массовые партии имеют сложную ор­ганизационную структуру, многочисленны, основ­ным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуще­ствлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние мо­гут быть как легальными (деятельность их раз­решена государством, они официально зарегист­рированы), так и нелегальными (запрещенные го­сударством, действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политиче­ские партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

4) по характеру членства политические пар­тии могут быть открытыми (со свободным член­ством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и по отношению к суще­ствующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование суще­ствующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения сущест­вующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за та­кие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясе­ний) и реакционные (выступают за восстановле­ние старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социали­зацию производства, создание основ социалисти­ческого общества), правые (отстаивают непри­косновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государствен­ную власть) и центристские (пытаются прими­рить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и дей­ствующих в стране партий называется партийной системой.

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понима­ется существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать уча­стие всего две партии (Республиканская и Демо­кратическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации при­знается политическое многообразие и многопар­тийность (ст. 13). Все общественные объедине­ния равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутству­ет реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы не всех социальных групп представлены соответст­вующими партиями.

В 2001 г. после многолетних дискуссий был принят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте по­литическая партия рассматривается как общест­венное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества по­средством формирования и выражения их поли­тической воли, участия в общественных и поли­тических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах мест­ного самоуправления. Минимальная численность членов политической партии - 50 тысяч человек (при этом партия должна иметь региональные от­деления более чем в половине субъектов РФ). За­прещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституци­онного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание воору­женных и военизированных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание по­литических партий по признакам профессиональ­ной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения по­литических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допус­кается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в государственных и негосударственных организа­циях, в учебных заведениях).

Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, од­нако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами поли­тической партии иностранные граждане и лица без гражданства.

Важнейшим фактором развития партийной системы Российской Федерации являются выборы половины состава депутатов Государственной Ду­мы и не менее половины членов законодательных органов власти субъектов РФ по пропорциональ­ной системе (по партийным спискам). В конце 2004 г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий ликви­дацию одномандатных округов и выборы всех депутатов Государственной Думы по пропорцио­нальной системе. Это должно содействовать активизации партийного строительства, укреп­лению партийной системы, повышению роли партий в жизни государства и общества, росту эффективности работы партий с населением.

5. РаботанаддокументомИ. А. Ильина « Осущностиправосознания».

**- Прочитайте документ стр.227 – 228 и ответьте на вопросы к нему.

IV . Закрепление изученного материала.

*- Что вы можете сказать о политической сфере?

*- Что относится к основным политическим институтам?

*- Задание 3 стр. 229.

*- Что такое политическая власть?

*- Чем политическая власть отличается от других видов власти?

    Подведение итогов урока.

    Д/з §20, задание 4 (письменно)

  • 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
  • 8.Софисты. Этический рационализм Сократа.
  • 9.Философия Платона.
  • 10.Философия Аристотеля.
  • 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
  • 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья.
  • 13.Философия Августина Блаженного.
  • 14.Философия Фомы Аквинского.
  • 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
  • 16.Новоевропейская философия: учения ф. Бэкона и р. Декарта.
  • 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм.
  • 18.Философия и. Канта.
  • 19.Философия г.В.Ф. Гегеля.
  • 20.Антропологический материализм и атеизм л. Фейербаха.
  • 21.Основные положения философии марксизма.
  • 22.Становление иррационалистической философии: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
  • 23.Философия позитивизма и ее эволюция.
  • 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр и др.).
  • 25.Философия постмодернизма.
  • 26.Становление российской философии: г.Сковорода, м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
  • 28.Философия в.С. Соловьева.
  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли хх в. (с. Л. Франк, н. А. Бердяев).
  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский).
  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия
  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
  • 35.Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.
  • 36.Гносеология как философская теория познания.
  • 37.Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 38.Структура и закономерности процесса познания. Объяснение и понимание.
  • 39.Познание и творчество. Рациональная и нерациональная стороны познания.
  • 40.Теория познания о достижении истины. Современная концепция истины и ее альтернативы.
  • 41.Научное познание, его сущность и специфика. Динамика научного знания.
  • 42.Философия техники.
  • 43.Основные уровни научного исследования.
  • 44.Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
  • 45.Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
  • 46.Субъекты и движущие силы социального развития.
  • 47.Культура и цивилизация: проблемы соотношения.
  • 48.Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 49.Социальная сфера общественной жизни.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.
  • Политическая сфера
  • 51.Духовная сфера общественной жизни.
  • 52.Общественное сознание как философская проблема.
  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.
  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.
  • 55.Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.
  • 56.Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • 57.Ценности человеческого существования. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
  • 58.Философские проблемы эстетики.
  • 59.Глобальные проблемы современности, их социально-философский анализ.
  • 60.Философия постиндустриального общества.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.

    В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

    Политическая сфера

    Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

    Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

    Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - олитические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Остановимся на характеристике некоторых политических институтов: государства, политических партий, профессиональных организаций. При этом оговоримся, что цель наша - не подробное описание этих институтов, а стремление уловить их особенности как элементов политической сферы.

    Государство. Государство является самым древним и развитым политическим институтом.

    Рассмотрим некоторые особенности государства как политического института общества.

    Прежде всего следует подчеркнуть, что государство - это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. В принципе эта важнейшая особенность государства понятна, исходя из той его роли в системе общественных отношений, о которой речь шла выше. Власть же есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее. если необходимо, другим лицам; политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» .

    1 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. С. 83.

    Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Существуют и действуют свои принципы организации работы этого аппарата, его связей с другими организациями, социальными группами.

    Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Несколько выше мы уже писали об этой программе. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности.

    В-третьих, это система права. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

    В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила - целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности.

    И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

    Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство

    Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

    Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

    • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
    • экономическая (производительные отношения и силы);
    • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
    • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

    Социальная сфера

    Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

    Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

    Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

    Экономическая сфера

    Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

    Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

    Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

    • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
    • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

    Политическая сфера

    Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

    • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
    • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
    • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
    • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

    Духовная сфера

    Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

    Структура этой сферы общества в себя включает:

    • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
    • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
    • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
    • образование - процесс обучения и воспитания;
    • право - нормы, которые поддерживает государство.

    Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

    Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

    представляется несостоятельным господствовавшее ранее представление о развитии социальной структуры российского общества в направлении социальной однородности.

    Общая направленность социальной структуры российского общества, являющегося государством с переходным типом экономики, совпадает с общемировыми тенденциями. В России формируется правящий класс (крупные бизнесмены, высшие государственные служащие), складывается класс производственных и непроизводственных работников (рабочие, низшие служащие), а также средний класс (мелкие предприниматели, интеллигенция, служащие среднего звена).

    Анализ содержания социальной сферы и тенденций ее развития, характерных для возникающей в современном мире информационной цивилизации, дал основание некоторым исследователям сделать вывод, что со сменной техногенной цивилизации завершится период в истории человечества, связанный с делением общества на классы. Сменяющая ее антропогенная цивилизация, основывающаяся на интеллектуальной деятельности, способствует становлению социально разнообразного бесклассового общества.

    4.3. Политическая сфера общества

    С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики.

    Слово «политика » греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры

    в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.

    В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

    Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с

    материально-производственной деятельностьюлюдей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

    Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

    Следовательно, политическая сфера – одна из подсистем

    общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

    Остановимся на характеристике некоторых элементов этой сферы. Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство . Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории,

    выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и.т.д.

    В истории философской мысли существовали различные теории, объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма.

    Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителейфилософов, высшая добродетель которых – мудрость.

    Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

    Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества – «война всех против всех» – сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку – волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей.

    Ж.Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядам придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

    Согласно современным представлениям, государство – явление историческое . Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни необходимо требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

    С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп. Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

    1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

    2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

    Иначе говоря, государство имеет двойственную природу,что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.

    Чтобы полнее раскрыть специфику государства как формационного

    и цивилизационного института, необходимо проанализировать его

    признаки и функции.

    Можно выделить следующие основные признаки государства:

    наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;

    публичная власть, т. е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);

    территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

    Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить, является ли данное общественное образование государством.

    Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, управленческая, охрана общественного порядка, идеологическая и др.) ивнешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества государств и т. д.).

    Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям . Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.

    Партии могут выражать интересы не всего класса в целом, а какой-то его части, но и для этих партий определение их сущности остается тем же.

    Сопоставляя партии с государством, следует иметь в виду, что в государстве выражение интересов класса осуществляется в какой-то мере замаскировано, в партии выражение классового интереса носит более непосредственный характер. Поэтому в определенных условиях партия может выражать классовые интересы более глубоко и выступать как самый важный политический институт класса.

    Однако в настоящее время классовые грани между партиями размыты, в них могут быть представлены различные социальные слои. Учитывая эти изменения, партию можно определить как организацию, объединяющую граждан на основе единых политических интересов и целей. Партии отличаются от других объединений тем, что их целью является завоевание власти и в них четко выражена определенная идеология.

    Политическая система включает также общественные организации и движения , объединяющие представителей социальных групп и слоев на основе их интересов, которые в отличие от партий не ставят целью участие в деятельности органов государственной власти, а защиту индивидов, малых групп, меньшинств от центральной власти. Вместе с тем они поднимают важные вопросы (экологические, проблемы

    здравоохранения и др.) и этим ставят под контроль понятие государственных решений. Эти движения (рабочее, профсоюзное, экологическое и т. п.) является важной частью политической жизни современного общества, превращаясь, по мнению социологов, в решающую движущую силу его развития.

    Остановимся на классификации государств как важнейшего элемента политической сферы.

    Истории известно множество государств. Чтобы разобраться в этом многообразии и провести их классификацию, используются категории «тип » и «форма » государства.

    Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете, – экономическим базисом данного общества. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.

    Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:

    формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;

    формой государственного устройства: подразделяется на унитарные (единое государственное образование), федерацию (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований – штатов, земель и т. п.), конфедерацию (государственноправовые объединения);

    политическим режимом, т. е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

    С точки зрения политического режима государства могут представлять:

    а) демократию; б) диктатуру;

    Дадим краткую характеристику этим видам режимов. Демократия – это метод осуществления государственной власти,

    который основан на следующих принципах: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона, разделение властей, многопартийная система. Демократия – явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее формы, обусловленные спецификой социальнополитической жизни общества (рабовладельческая, феодальная, буржуазная демократия).

    Следует подчеркнуть, что демократия – это форма политической власти, а не отсутствие власти , не анархия. Существуя в условиях разделения общества на классы, демократия неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках которого находятся средства производства и политическая власть. Но классовый характер демократии надо понимать не как полное господство одного класса, а как приоритет одних классов над другими при условии учета их интересов.

    Диктатура – форма политического режима, которая основана на неограниченной власти класса или группы людей данного класса. Она характеризуется отсутствием системы разделения властей, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора.

    Тоталитарный режим – система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь отдельных личностей. Доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, что неизбежно сопровождается милитаризацией общества, господством бюрократии, центристских, волюнтаристских методов управления, игнорированием потребностей и интересов личности.

    Авторитарный режим – один из способов осуществления власти, основанный на абсолютной непогрешимости какого-либо авторитета, в крайних своих формах проявившийся в фашизме (культ фюрера). Характеризуются эти режимы полными или частичным отсутствием прав и свобод, запрещением оппозиционных партий и организаций, отказом от

    принципа разделения властей, применением политических репрессий. В реальной действительности рассмотренные режимы в «чистом виде» проявляются редко.

    Итак, анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.

    Завершая рассмотрение проблемы классификации государств, следует остановиться на социалистическом государстве как типе государства и особенностях его эволюции. Этот вопрос в современном обществознании остается дискуссионным. Большинство исследователей придерживается той точки зрения, что этот тип государства, разработанный теоретически, на практике не реализовался в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера, которые привели к абсолютизации, к чрезмерному увеличению роли государства и в целом политической системы в жизни общества.

    Важнейшие из этих причин:

    - сложность и острота внутренних и международных условий в период социалистического строительства, когда сильное сопротивление свергнутых классов и капиталистического мира привело к усилению роли централизованного руководства всеми общественными процессами;

    - относительно низкий “стартовый” уровень экономического развития нашей страны, что оправдывало сосредоточение хозяйственного руководства в центре;

    - определенная неразвитость культуры общества, в том числе политической, слабость демократических традиций в народных массах, что также способствовало усилению централизованных начал управления;

    - отождествление общенародной и государственной собственности, что превратило государство из органа, выражающего интересы трудящихся, в субъект собственности, центральное звено экономической жизни, в определенной степени независящее от народа;

    Вульгаризация и догматизация отдельных теоретических положений (об обострении классовой борьбы в социалистическом обществе, о непрерывном возрастании роли государства, его отмирании через укрепление и.т.п.);

    Эти и другие причины обусловили деформацию политической системы нашего общества : Это выразилось в отрицании двойственной природы государства, его цивилизационной составляющей и

    Политическая сфера (система)
    Признаки:
    Партия -добровльная
    порганизация единомышленников,
    предст. ннтересы части народы и
    претенд. на гос. власть.
    1. Наличие территории и населения
    Нормативная политические принципы,
    традиция, нормы морали,
    процедуры
    Политическая
    система общества совокупность
    политических
    институтов, социал.
    общностей и форм
    взаимодействия между
    ними, в которых
    реализуется пол.
    власть.
    Политика
    (искусство
    управления)
    деятельность в
    политической
    сфере обшества
    направленная на
    завоевание,
    удержание и
    реализацию
    власти.
    Подсистемы
    Функциональная - формы
    и направления политич.
    деятельности и методы
    осуществления власти
    Культурноидеологическая политическая культура и
    идеология
    Радикальные,
    центристы, правые и
    левые
    Консерват. и
    протестные
    Реформ., револ.
    Антивоенные,
    экологические
    Политическая сфера
    - отношение по
    поводу власти
    Государство - политическая организация данной
    страны, осуществляющая управление
    обществом, защиту его интересов.
    Институциональная
    - государство,
    политические
    партии,
    общественно-пол.
    Движения, СМИ,
    избирательные
    системы
    Консервативные,
    либеральные,
    социалистические
    Общ.-политическое движение объеденное общими целями и
    воздейств. на власть.
    2. Наличие аппарата управления
    3. Суверенитет
    4. Исключительное право на принятие общеобязательных
    законов
    5.Возможность применения мер принуждения
    6. Взимание налогов
    Политические
    институты
    Массовые, кадровые
    (парламентские),
    предвыборные
    Коммуникативная - связи
    и взаимодействия между
    властью и обществом
    Политическая идеология -форма
    политического сознания,
    систематические представление и
    принципы защищающие интересы
    определенной группы в сфере
    политики.
    Власть -это влияние
    на поведение,
    определение характера
    поведения

    группы, индивида проводить свою
    волю в политике и правовых
    нормах
    Традиционная В.- опирается на
    традиции
    Харизматическая В. основывается на особой
    притягательной силе лидера
    Легальная В. - основывается
    на правовых нормах и
    рациональных процедурах
    Консерватизм
    Либерализм
    Социализм
    Молодежные,
    женские,
    национальные,
    рабочие
    1. Право использовать силу в
    пределах страны
    2. Существование единого
    центра принятяи пол. решений
    3. Действует на основе права
    от лица всего общества

    Власть

    Источник властинеравенство людей
    Легальность
    (законность)
    Верховенство
    Публичность
    (обращена ко всем)
    Власть - способность
    влиять на поведение людей в
    определенных целях
    Политическая власть способность данного класса,
    группы, индивида проводить
    свою волю в управлении и в
    правовых нормах
    Государственная
    Экономическая
    Социальная
    Духовная
    Информационная
    Универсальность
    Функции политической
    власти, политической
    системы и государство
    во многом совпадают
    формирование политической системы;
    организация политической жизни и политических отношений;
    управление делами общества и государства;
    руководство политическими процессами;
    создание определенного типа правления.

    Политика и власть

    Н. Макиавелли
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    ПОЛИТИКИ
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    ВЛАСТИ
    Взаимодействие
    людей по поводу
    власти
    Способность, право и
    возможность
    проводить свою
    волю, распоряжаться
    и управлять кем-либо
    Аристотель
    Сфера общества,
    отвечающая за
    сохранение его
    целостности
    (порядок, защита), и
    развитие
    Способность и умение
    практически реализовать
    функцию общественного
    управления
    Либеральная
    Свободное обсуждение
    и выработка
    принципиально новых
    возможностей
    достижения целей и
    организации общества
    «Язык» общения,
    который понятен всем
    сторонам общественного
    отношения к власти

    Легальность политической власти

    Политическая власть
    Легальность – соответствие ее
    формирование существующим
    законам
    Легитимность – основания
    доверия, поддержки народом власти
    (правителя)
    Традиционная – на авторитете
    прошлого, стабильности
    устоев и нравов
    Харизматическая – авторитет
    личного дара, личная
    преданность и доверие
    Рациональная – на основе
    легальности и прозрачности
    процедуры избрания
    Вожди племен, наследственные
    правители
    Религиозные лидеры (Иисус,
    Мухаммед и т.д.), вожди революций
    Современные выборы президентов, депутатов,
    назначение чиновников

    Теории происхождения государства

    Теории происхождения
    государства
    Теологическая (власть от
    Бога)
    Патриархальная – власть
    правителя произошла от
    власти отца в семье
    Договорная – результат
    договора между народом и
    правителем
    Теория насилия – в
    результат завоевания одним
    народом другого
    Марксистская – продукт
    классовых противоречий,
    орудия угнетения одного
    класса другим

    Государство – основной политический институт

    Политическая сфера
    Государство – основной политический институт
    Государство - политическая форма
    организации жизни общества, которая
    складывается как результат возникновения
    и деятельности публичной власти - особой
    управляющей системы, руководящей
    основными сферами общественной жизни и
    опирающейся в случае необходимости на
    силу принуждения.
    Внешние функции государства
    Функция обороны
    Дипломатическая
    Поддержка мирового правопорядка
    (внешнеполитическая функция)
    Внешнеэкономическая связана с развитием
    взаимовыгодного экономического
    сотрудничества государств
    К внутренним функциям государства относятся:
    Правовая - обеспечение правопорядка
    Политическая- обеспечение политической
    стабильности, выработка программно-стратегических
    целей и задач развития общества.
    Организаторская - упорядочивание всей властной
    деятельности, координация деятельности всех
    субъектов политической системы.
    Экономическая- организация, координация и
    регулирование экономических процессов с помощью
    налоговой и кредитно-денежной политики
    Социальная - обеспечение солидарных отношений в
    обществе, сотрудничества различных слоёв общества,
    реализации принципа социальной справедливости,
    защита интересов тех категорий граждан, которые в
    силу объективных причин не могут самостоятельно
    обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды,
    пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного
    строительства, здравоохранения, системы
    общественного транспорта.
    Экологическая - гарантирование человеку здоровой
    среды обитания, установление режима
    природопользования.
    Гуманитарная - создание условий для удовлетворения
    культурных и образовательных запросов людей,
    формирования высокой духовности.

    Форма правления

    Форма правления – структура
    высших органов власти, порядок
    их образования и распределения
    компетенций
    Парламентская –
    правительство формируется
    парламентским
    большинством,
    правительство ответственно
    перед парламентом
    Монархия – единоличная
    власть переходящая как
    правило по наследству
    Республика - все высшие
    органы государственной
    власти либо избираются,
    либо формируются
    общенациональными
    представительными
    Абсолютная монархия
    Дуалистическая
    монархия - власть
    монарха несколько
    ограничена
    конституцией
    (в современном мире
    редко встречается:
    Марокко, Иордания)
    учреждениями
    Парламентская монархия
    – власть монарха
    значительно ограничена
    по конституции
    парламентом
    Полупрезидентская –
    правительство формируется
    президентом и парламентом
    Президентская – всеобщие
    выборы президента,
    ответственность
    правительства перед
    президентом

    Государственное устройство

    Форма государственного
    устройства
    Унитарное государство
    Общие для всей страны высшие
    органы власти;
    Конфедерация – союз суверенных
    государство, без общей армии,
    налоговой системы и гражданства
    Федерация – части федеративного
    государства являются государственными
    образованиями обладающими
    юридически определённой политической
    Одна конституция, единое
    законодательная система, одно
    гражданство
    самостоятельностью
    Части государство политической
    самостоятельностью не
    обладают
    Состоит из отдельных субъектов
    (земель, областей, республик)
    Верховная законодательная власть
    федерации, но субъекты также
    обладают своими высшими
    законодательными органами
    Гражданство федерации и
    гражданство субъекта
    Как правило в парламенте есть палата
    представляющая интересы субъектов
    федерации

    10. Политические режимы

    Авторитарный
    Демократический
    Тоталитарный
    Автократизм – сосредоточение
    власти в руках политического
    лидера или группы (партии).
    Игнорирование разделения
    властей.
    Наличие рычагов регулирования
    общественной жизни (но не в
    полном объеме)
    Экономические свободы при
    строгой регламентации
    политического поведения
    Присутствие некоторых
    элементов демократии (плохо
    работающих)
    Существование явной или не
    явной цензуры
    Тип поведения граждан –
    конформизм, аполитичность
    Политическая элита
    формируется сверху
    (преданность лидеру)
    Децентрализация власти.
    Реализация принципа
    разделения властей.
    Справедливая и эффективная
    избирательная система.
    Развитое гражданское общество.
    Многопартийность.
    Легальная оппозиция обладает
    существенным влиянием в
    обществе
    Свобода СМИ от цензуры
    Гарантии прав и свобод
    Плюралистическая политическая
    культура
    Отсутствие официальной
    идеологии
    Политическая грамотность и
    активность граждан
    Политическая элита
    формируется через конкуренцию
    Монополизация власти
    единственной массовой партией
    во главе с вождем
    Полный контроль политической,
    экономической и культурной жизни
    Наличие государственной
    идеологии
    Полный контроль над СМИ,
    цензура
    Ликвидация всех форм
    собственности, кроме
    государственной
    Устранения возможности
    возникновения оппозиции
    Тоталитарный тип личности –
    упрощенный подход к
    общественным проблемам
    («одна партия», «один вождь»,
    «поиск врага»), перенос
    ответственности на вождей
    Политическая элита как сверху,
    так и сверху по принципу
    идеологической преданности

    11. Правовое и социальное государство

    Правовое государство
    Гарантирует:
    Не препятствует
    усилению
    экономического
    неравенства
    безопасность граждан от
    власти и друг от друга;
    политические свободы,
    индивидуальные права;
    ограничивает
    государственное
    вмешательство в
    общественную жизнь;
    защищает от деспотии.
    верховенство законов;
    равенство перед законом;
    разделение властей;
    деэтатизм
    справедливый, независимый суд;
    децентрализация власти;
    развитое гражданское общество.
    Социальное государство
    высокая социальная защищенность;
    уравнение жизненных шансов
    (бесплатное образование, медицина);
    создание условий для личностной
    самореализации каждому
    Признаки
    вмешательство государства в
    распределении общественного
    богатства;
    этатизм
    государственные инвестиции в
    культуру, образование,
    здравоохранение
    сложные процедуры принятия
    социально-значимых решений

    12. Условия появления и развития демократии

    Развитое гражданское общество,
    возникновение партий и общественных
    движений
    Относительно высокий уровень
    индустриального и экономического
    развития в целом.
    Развитая частная собственность
    Относительно высокий уровень
    благосостояния граждан и сглаживание
    социального неравенства
    Грамотность населения, довольно
    высокий уровень образованности
    Религиозный – установка на
    индивидуальную свободу и
    ответственность
    «Люди время от времени
    возвращались к такой форме
    правления как демократия, которая
    является самой трудной формой
    правления»
    У. Черчель

    13. Принципы (ценности) демократии

    1.Признание народа источником власти и носителем суверенитета.
    2.Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в
    политической жизни.
    3.Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и
    защита со стороны государства.
    4.Принцип большинства - именно большинство, а не меньшинство выражает через институты
    демократии свою волю.
    5.Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства).
    6.Правовое государство - вид демократического государства, политический режим которого
    опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные,
    неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.
    7.Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно
    независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры.
    8.Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность
    беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
    9.Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного
    права при тайном голосовании.
    10.Развитая система органов местного самоуправления.
    11.Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических
    партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции.

    14. Гражданское общество

    Гражданское общество - это сфера
    самопроявления свободных граждан и
    добровольно сформировавшихся
    ассоциаций и организаций,
    независимая от прямого
    вмешательства и произвольной
    регламентации со стороны
    государственной власти.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    наличие в обществе свободных
    владельцев средств
    производства;
    развитая демократия;
    правовая защищённость граждан;
    определённый уровень
    гражданской культуры;
    наиболее полное обеспечение
    прав и свобод человека;
    самоуправление;
    конкуренция образующих его
    структур и различных групп
    людей;
    свободно формирующиеся
    общественные мнения и
    плюрализм.
    Ш. Монтескье, французский философ:
    Гражданское общество - это союз
    индивидуальностей, коллектив, в котором все его
    члены обретают высшие человеческие качества.
    Государство превалирует над гражданским
    обществом.
    Т. Пейн, американский просветитель:
    Гражданское общество - благо, а государство -
    неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское
    общество, тем менее оно нуждается в
    регулировании со стороны государства.
    Г. Гегель, немецкий философ:
    Гражданское общество - сфера реализации
    особенно частных целей и интересов отдельной
    личности. Подлинной свободы в гражданском
    обществе нет, так как в нем постоянно присутствует
    противоречие между частными интересами и
    властью, носящее всеобщий характер

    15. Политическая элита

    Политическая элита
    Функции:
    Причины существования элиты
    Создание политических механизмов реализации
    политических целей
    1)Социальное, психологическое
    неравенство, наличие желания
    участвовать в политики
    Субординация интересов различных социальных
    групп
    2) Разделение труда
    Выработка политической идеологии (программ,
    доктрин и т.д.)
    3) Высокая значимость
    управления
    Создание и коррекция политической системы
    4) Возможность использования
    управленческой деятельности
    для получения социальных
    привилегий
    Выдвижение политических лидеров
    Назначение кадрового аппарата (органов
    управления)
    5) Политическая пассивность
    основной массы населения,
    интересы которых обычно
    лежат вне политики
    Антрепренерская система:
    Открытость для представителей любых
    групп
    Система гильдий:
    Закрытость, то есть отбирает сама система
    Много формальных требований
    Небольшое количество формальных
    требования, главное лидерские качества
    Узкий круг селектората, воспроизводство одного
    типа лидерства
    Высокая селективность и конкурентность
    Появление новых лидеров затруднено

    16. Политические партии

    Признаки
    Партия
    Организованная
    группа
    единомышленников,
    выражающая
    интересы
    определенных
    социальных групп и
    стремящаяся к
    овладению власти.
    1. Цель –
    завоевание и
    осуществление
    власти.
    2. Наличие
    идеологии.
    3.Наличие
    программы.
    4.Наличие
    организации
    (местные
    отделения,
    активисты)
    5. Наличие газеты.
    Функции
    1. Борьба за власть и
    влияние на политику гос-ва.
    2. Участие в осуществлении
    власти
    3. Участие в формировании
    власти
    4. Создание общественного
    мнения
    5.Выражение и защита
    интересов социальных групп
    6.Политическое воспитание,
    подготовка кадров

    17. Политические партии

    Организационная
    форма (характер
    членства)
    Предвыборные
    Политический
    спектр
    Крайне левые
    Левые
    Центристы
    Правые
    Кадровые
    (парламентские)
    Массовые
    Крайне правые
    Идеология
    Коммунистические
    Социалдемократические
    Либеральные
    Консервативные
    Клерикальные
    Националистические

    18. Партийная система

    Однопартийная
    система
    Одна правящая партия (
    в тоталитарных и
    авторитарных режимах)
    Многопартийная
    система
    Конкурируют
    множество партий, ни
    одна из которых не
    имеет преимущества
    Двухпартийная
    система
    Две сильные партии,
    которые периодически
    сменяют друг друга
    Вырождение политической
    элиты
    Застой в политики (нет
    новых идей)
    Сильная зависимость от
    вождя партии, затруднение
    при смене власти
    Застой система
    Политическая
    нестабильность
    Слабость партий
    Эффективна только
    для развитых
    демократий
    Инерционность
    (негибкость)политическ
    ой системы
    Не отражает весь
    спектр интересов
    граждан

    чрезвычайное положение)
    Избирается В.П.Т.Г. на 6 лет
    а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
    в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность
    Председателя Центрального банка РФ (и вопрос об освобождении);
    д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и
    освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных
    министров;
    е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Кон.
    Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру
    Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от
    должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
    м) назначает и отзывает палат дипломатических представителей РФ в иностранных
    государствах и международных организациях.
    Президент РФ
    а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с
    Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
    б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке,
    предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
    в) назначает референдум в порядке, установленном
    федеральным конституционным законом;
    г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
    д) подписывает и обнародует федеральные законы;
    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными
    посланиями о положении в стране, об основных направлениях
    внутренней и внешней политики государства.
    Президент РФ
    а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и
    предоставления политического убежища;
    б) награждает государственными наградами Российской
    Федерации, присваивает почетные звания Российской
    Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
    в) осуществляет помилование.

    26. Правительство РФ

    Председатель (назначается
    президентом с согласия ГД)
    Заместители председателя
    Федеральные министры
    (назначаются президентом
    по предложению
    Председателя)
    Постановления и распоряжения
    Полупрезидентская республика
    а) разрабатывает и представляет ГД федеральный
    бюджет и обеспечивает (и отчитывается) его
    исполнение; представляет Государственной Думе
    отчет об исполнении федерального бюджета;
    представляет ГД ежегодные отчеты о результатах
    своей деятельности;
    б) обеспечивает проведение в РФ единой
    финансовой, кредитной и денежной политики;
    в) обеспечивает проведение в РФ единой
    государственной политики в области культуры,
    науки, образования, здравоохранения, социального
    обеспечения, экологии;
    г) осуществляет управление федеральной
    собственностью;
    д) осуществляет меры по обеспечению обороны
    страны, государственной безопасности, реализации
    внешней политики РФ;
    е) осуществляет меры по обеспечению законности,
    прав и свобод граждан, охране собственности и
    общественного порядка, борьбе с преступностью;
    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на
    него Конституцией РФ, федеральными законами,
    указами Президента РФ

    27. Конституционный процесс

    Обращение
    Предврительное
    рассмотрение
    (секретари)
    Предврительное
    рассмотрение
    (судьи)
    Всего членов суда 19 (кворум ¾)

    Федерации назначается на должность Советом
    Федерации по представлению Президента Российской
    Федерации сроком на шесть лет из числа судей
    Конституционного Суда Российской Федерации.
    Председатель Конституционного Суда Российской
    Федерации имеет двух заместителей, которые
    назначаются на должность Советом Федерации по
    представлению Президента Российской Федерации
    сроком на шесть лет из числа судей Конституционного
    Суда Российской Федерации
    (могут быть назначены на должность на новый срок).
    Подготовка к
    слушанию
    Судебное
    разбирательство
    Итоговое решение
    Постановление

    Транспорт