Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение. Сочинение на тему В чём смысл финала в повести Собачье сердце, Булгаков читать бесплатно

В чем смысл названия повести "Собачье сердце?" В нем можно увидеть двойное значение. Повесть могла быть названа так в честь эксперимента, который провел профессор Преображенский. Суть его заключалась в пересадке в тело собаки человеческого гипофиза. О том, что из этого вышло, рассказывается далее в произведении. Также, размышляя о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце", отметим, что суть может заключаться в самих людях, подобных Швондеру. Рассмотрим этот вариант подробнее.

Люди, подобные Швондеру

Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне. Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают. Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости. Эти люди глупы и некультурны. У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки. Вот какой смысл названия повести "Собачье сердце" можно увидеть.

Был ли выбор у героев произведения?

Шарик находится ступенью ниже, чем Борменталь и профессор Преображенский. Однако по уровню развития он оказывается, безусловно, выше Шарикова и Швондера. Промежуточное положение в повествовательной структуре этого произведения Шарика (собаки) подчеркивает драматическое положение в обществе "массовидного" человека, который находится перед выбором: либо идти путем естественной духовной и социальной эволюции, либо же начать нравственно деградировать. У героя произведения Шарикова, возможно, такого выбора не было. Это существо являлось все-таки искусственно созданным, и потому имело наследственность пролетария и собаки. Однако у всего общества выбор был, и лишь от человека зависело, какой он изберет путь.

Аллегория в "Собачьем сердце"

В биографии Михаила Булгакова, написанной в 1984 году Э. Проффер, можно найти попытку ответить на вопрос о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце". Произведение рассматривается Проффер в качестве аллегории трансформации всего советского общества во время революции как предостережение об опасности человеческого вмешательства в дела природы.

Смысл названия повести "Собачье сердце" заключается не только в истории превращений Шарикова, но и в истории изменения общества, которое развивается по иррациональным, абсурдным законам. Если в повести фантастический план завершен сюжетно, то открытым остается нравственно-философский: "шариковы" на земле продолжают плодиться и утверждаться в жизни. Следовательно, "чудовищная история" современного писателю общества продолжается.

Особенности художественной литературы 1920-х годов

К сожалению, трагические прогнозы Михаила Афанасьевича оправдались. Это подтвердилось в 1930-1950-е годы, когда формировалась сталинщина, а также в более позднее время. Одной из главных в литературе 1920-х годов была проблема устройства "нового общества" и "нового человека". Основной особенностью творчества указанного времени было то, что в нем преобладала идея коллектива. Она обосновывалась в эстетических программах РАППа, конструктивизма, пролеткульта, футуристов.

Полемика Михаила Булгакова

Можно воспринимать образ Шарикова как полемику с обосновывающими идею "нового человека" теоретиками. Писатель в этой повести, с одной стороны, показывает психологию нового "массовидного" героя (в образе Шарикова) и всей массы (домком со Швондером во главе). Но, с другой стороны, Булгаков противопоставляет им героя-личность в образе профессора Преображенского. В повести конфликта является столкновение представлений профессора Преображенского об обществе, которые можно назвать разумными, и иррациональности воззрений людской массы, абсурдности устройства общества.

"Собачье сердце" - антиутопия

Так какой смысл вложен в название повести "Собачье сердце" помимо вышеуказанного? Произведение можно воспринимать как антиутопию, которая осуществилась в действительности. Присутствует в повести традиционное изображение всей государственной системы и противопоставление этому механизму индивидуального начала.

Образ профессора Преображенского

Профессор Преображенский показан как человек независимого ума, высокой культуры, обладающий в области науки глобальными знаниями. К.М. Симонов писал о том, что в повести "Собачье сердце" Булгаков отстаивал с наибольшей силой свой взгляд на права и обязанности интеллигенции, а также то, что она является цветом общества. Профессор является положительной фигурой павловского типа. Подобный ему человек может придти в конечном счете к социализму. Он и придет, если сможет увидеть, что социализм открывает простор для

Для него тогда не будет играть роль проблема восьми или двух комнат. Он свои 8 комнат отстаивает потому, что посягательство на них рассматривает как покушение не на собственный быт, а на общественные права. Филипп Филиппович относится критически ко всему, что творится в стране с 1917 года. Преображенский отвергает практику и теорию революции. Он смог проверить это в ходе проведенного им медицинского эксперимента, в котором опыт создания так называемого нового человека оказался неудачным.

Можно ли переделать натуру Шарикова?

Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце" Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя переделать невозможно, как нельзя изменить и наклонности швондеров, чугункиных и им подобных. Борменталь спрашивает Преображенского о том, что было бы, если бы мозг Спинозы пересадили Шарикову. Однако профессор убедился уже в бесперспективности человеческого вмешательства в природную эволюцию. Он говорит, что не видит необходимости фабриковать Спинозу искусственно, когда его "может родить в любое время любая баба". Такой вывод для понимания социального подтекста произведения даже важнее: нельзя вмешиваться искусственно не только в природную эволюцию, но и в социальную. К страшным последствиям может привести нарушение в обществе нравственного равновесия. Вот в чем смысл названия повести "Собачье сердце".

Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.

Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.

В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые - 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.

Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30-50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности - повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.

Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.

Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

"Собачье сердце"

«Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу лучших в творчестве писателя. Определяющим в повести «Собачье сердце» является сатирический пафос (к середине 20-х годов М. Булгаков уже проявил себя как талантливый сатирик в рассказах, фельетонах, повестях «Дьяволиада » и «Роковые яйца»).

«Собачьем сердце» писатель средствами сатиры обличает самодовольство, невежество и слепой догматизм иных представителей власти, возможность безбедного существования для «трудовых» элементов сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности. Взгляды писателя выпадали из русла общепринятых тогда, в 20-е годы. Однако в конечном итоге сатира М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей. Почему М. Булгакову понадобилось вводить в повесть метаморфозу, делать пружиной интриги превращение собаки в человека? Если в Шарикове проявляются качества только Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Но на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, создает человека не в пробирке, а путем превращения из собаки. Доктор Борменталь - ученик и ассистент профессора, и, как и положено ассистенту, он ведет записи, фиксируя все этапы эксперимента. Перед нами строгий медицинский документ, в котором только факты. Однако вскоре эмоции, захлестывающие молодого ученого, начнут отражаться в изменении его почерка. В дневнике появляются предположения доктора о том, что происходит. Но, будучи профессионалом, Борменталь молод и полон оптимизма, у него нет опыта и проницательности учителя.

«новый человек», бывший недавно не то что никем, а собакой? Еще до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя по матери, к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция человека на замечания создателя - «отлезь, гнида». Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что «перед нами развернувшийся мозг Шарика», но мы-то знаем благодаря первой части повести, что ругани не было в собачьем мозгу, и принимаем скептически возможность «развить Шарика в очень высокую психическую личность», высказываемую профессором Преображенским. К ругани добавляются курение (Шарик не любил табачного дыма); семечки; балалайка (и музыку Шарик не одобрял) - причем балалайка в любое время суток (свидетельство отношения к окружающим); неопрятность и безвкусица в одежде. Развитие Шарикова стремительно: Филипп Филиппович утрачивает звание божества и превращается в «папашу». К этим качествам Шарикова присоединяются определенная мораль, точнее, аморальность («На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом»), пьянство, воровство. Венчают этот процесс превращения «из милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и покушение на его жизнь.

лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке. Наглость, казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь «учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества». Его мораль иная: он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни: так Шариков разделяет пленительную для черни идею «все поделить». Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека. Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек - человеком.

результатов. Профессор - представитель старой интеллигенции и исповедует старые принципы жизнеустройства. Каждый, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должен заниматься своим делом: в театре - петь, в больнице - оперировать, и тогда не будет никакой разрухи. Он справедливо считает, что достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе можно только трудом, знаниями и умениями. Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждение же не вбивают в головы противника дубиной: «Террором ничего поделать нельзя». Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы. Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью: он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость. Встать в открытую оппозицию к новой власти - лишиться и квартиры, и возможности работать, а может, и жизни. Профессор сделал свой выбор. Чем-то этот выбор напоминает выбор Шарика. Образ профессора дан Булгаковым предельно иронично. Для того чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, похожий на французского рыцаря и короля, вынужден обслуживать подонков и развратников, хотя он и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов. Но, думая об улучшении человеческой породы, профессор Преображенский пока лишь преображает развратных стариков и продлевает им возможность вести распутную жизнь.

он защищен от пасквилей и доносов Шарикова и Швондера. Но судьба его, как и судьба всей интеллигенции, пытающейся против палки бороться словом, угадана Булгаковым и предсказана в повести Вяземской: «Если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать». Профессора тревожит крушение культуры, проявляющееся в быту (история Калабуховского дома), в труде и ведущее к разрухе. Увы, слишком современны замечания Филиппа Филипповича о том, что разруха - в головах, что, когда каждый займется своим делом, закончится «разруха сама собой». Получив неожиданный для себя результат эксперимента («перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание»), Филипп Филиппович пожинает его последствия. Пытаясь воспитать Шарикова словом, он часто выходит из себя от его неслыханного хамства, срывается на крик (он выглядит беспомощным и комичным - он уже не убеждает, а приказывает, что вызывает еще большее сопротивление воспитанника), за что себя же и упрекает: «Надо все-таки сдерживать себя... Еще немного, он меня учить станет и будет совершенно прав. В руках не могу держать себя». Профессор не может работать, нервы его издерганы, и авторская ирония все чаще сменяется сочувствием.

«человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают. И опять невольно вспоминается судьба русской интеллигенции, подготовившей и практически свершившей социалистическую революцию, но как-то забывшей о том, что предстоит не воспитать, а перевоспитать миллионы людей, пытавшейся отстоять культуру, нравственность и заплатившей жизнью за иллюзии, воплощенные в действительности.

доктора Борменталя, все же совершилось, вопреки взглядам и убеждениям учителя. Шариков, расчищая себе место под солнцем, не останавливается ни перед доносом, ни перед физическим устранением «благодетелей». Ученые вынуждены защищать уже не убеждения, а свою жизнь: «Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер». Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.



Транспорт