Средневековье в европе. Всемирная история

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.
Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.
Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.
Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.
Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.
Классы раннего феодального общества. В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не при-знавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».
Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.
Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и по-литическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.
К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.
Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.
Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.
Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу.

В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.)

Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией, и развитое Средневековье (XI – XV вв.) – время расцвета вассальных и сеньориальных отношений.

Кризис и распад античного общества начался задолго до 476 г. – принятой даты рубежа Античности и Средневековья. Для поздней Римской империи характерны явления, получившие развитие в Средние века: поселение части рабов на земельных держаниях, рост крупного землевладения и усиление политической власти виднейших землевладельцев, разложение полиса и начало упадка городов. В то же время гибель античной цивилизации не означала полной утраты созданного. Некоторые её черты унаследовало средневековое общество. Среди них – положения римского права, сохранявшиеся наряду с традиционными законами варваров. Несмотря на то что на закате античной эпохи и во время нашествия варваров жители покидали города, многие античные поселения продолжали существовать и в раннее Средневековье. Нередко на месте античных городов возникали новые.

Появившееся во времена Античности и унаследовавшее многие его культурные и религиозные традиции христианство стало фундаментом европейской средневековой цивилизации. Латынь долгое время являлась единственным языком письменности, что позволило сохранить многие научные и литературные достижения Античности. Она также стала официальным языком христианской церкви.

Вторжение варварских племён, большинство которых были германскими, привело к возникновению на обломках Западной Римской империи новых государств – варварских королевств.

Организация власти у германских племён до создания варварских королевств была догосударственной. Основными органами власти были народное собрание, совет старейшин и военные вожди (короли). После завоевания германцами территории Западной Римской империи и образования варварских королевств произошёл синтез племенных органов управления варварского общества (королевская власть, местные судебные собрания, военное ополчение всех свободных людей) и остатков римского государственного аппарата (судьи, сборщики налогов и др.), возглавлявшихся теперь королём варваров.

Основную массу германского населения составляли свободные общинники. Однако большинство населения завоёванных областей составляли их прежние романизированные жители. Сохранилось множество крупных и средних вилл (усадеб), где хозяйство велось прежними позднеантичными способами, продолжали существовать римские города и деревни. Их население составляли крупные и средние римские землевладельцы, духовенство, мелкие земельные собственники, купцы, ремесленники, колоны, рабы.

Варвары и романизированное население долгое время жили изолированно друг от друга. Даже законы у них были разные: местное население судилось по нормам римского права, а германцы подчинялись законам, основанным на нормах обычного права («варварские правды»). Постепенно происходило слияние завоевателей и побеждённых, формировались новые народы: итальянцы, французы, испанцы и т. д.

В V – VI вв. у варварских племён усилилась власть королей (ко?нунгов), которые из военных предводителей превратились в правителей государств. Конечно, государства германцев-варваров значительно отличались от государств Античности. Опорой королевской власти стала дружина. Правителям приходилось учитывать мнение дружинников и родоплеменной знати. Большую роль продолжало играть народное собрание, на котором избирались короли, решались вопросы войны и мира, раздела добычи и наказания виновных. Главную воинскую силу в варварских государствах наряду с королевской дружиной составляли племенные ополчения, формировавшиеся из свободных общинников.

Создание Франкской империи. Многие варварские королевства, созданные в V – VI вв. государства бургу?ндов, вандалов, свевов, остго?тов, – оказались непрочными. Самым сильным среди них было Франкское королевство.

В 486 г. франки, возглавляемые королём Хло?двигом (правил в 481 – 511) из династии Мерови?нгов, разбили войска последнего римского наместника и подчинили себе Северную Галлию. Возникшее Франкское государство достигло успехов благодаря не только военной силе, но и расчётливой политике правителей. Франки первыми среди варваров приняли христианство от папы римского, а не от проповедников-еретиков. Этим они значительно подняли авторитет государства в христианском мире и у населения завоёванной Галлии. Укреплению королевской власти способствовало и составление письменного сборника законов – «Сали?ческой правды», пришедшей на смену устному праву.

Во второй половине VI в. Франкское королевство было самым крупным варварским государством. Однако уже в VII в. оно вступило в полосу кризиса: участились междоусобицы, короли утратили реальную власть, а само королевство распалось на отдельные области.

С утверждением новой династии – Кароли?нгов Франкское государство испытало подъём. Видный представитель династии – майордо?м при «ленивых королях» (лат . «главный» + «дом»; управитель государства) Карл Марте?лл («Молот»; правил в 717 – 741) в 732 г. в битве у города Пуатье? сумел остановить продвижение арабов-мусульман в Западную Европу. Благодаря его энергичной политике влияние Каролингов укрепилось, а сын Карла Пипи?н Короткий (правил в 751 – 768) стал первым франкским королём из этой династии.

Крещение Хлодвига. Средневековая миниатюра

Франкские короли показали себя верными союзниками папы римского. После разгрома государства лангоба?рдов в Италии часть отнятой у них территории вокруг Рима была подарена Пипином папе, который создал здесь своё государство – Папскую область.

Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (правил в 768 – 814), одном из самых уважаемых монархов средневековой Европы. Всю жизнь Карл провёл в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включив в него земли Италии, северо-востока Испании, подчинить непокорные племена саксов. Логичным итогом завоевательной политики Карла стало воссоздание империи – эта идея поддерживалась церковью, выступавшей за единство христианского мира. В 800 г. во время рождественской службы в соборе Святого Петра в Риме папа римский надел на голову Карла корону и объявил его императором римлян. Вскоре Византия, считавшая себя единственной законной наследницей Рима, была вынуждена признать нового императора.

Ж. В. Шнетц. Карл Великий среди приближённых

В результате успешных завоеваний под властью Карла Великого оказалась огромная территория, что, естественно, потребовало внесения изменений в систему государственного управления. Важную роль начал играть королевский двор с входившими в него верховным судьёй, начальником императорской канцелярии, казначеем, командующим королевской конницей и другими приближёнными. Управлять страной императору помогало также собрание знатных франков, с согласия которого Карл издавал указы.

Власть прежних племенных вождей – герцогов – была ограничена. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю. Император контролировал их деятельность с помощью ревизоров – «королевских посланцев».

Создание Франкской империи стало завершающим этапом длительного периода синтеза римского, варварского и христианского начал раннесредневековой Европы.

Западная Европа в период политической раздробленности. Созданная Карлом Великим империя распалась при его внуках, заключивших после длительных усобиц в 843 г. в Верде?не соглашение о её разделе. Так возникли королевства, положившие начало существованию современных государств – Франции, Италии и Германии. К началу X в. в ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе появилось до полутора десятков независимых государств. Началась эпоха политической раздробленности.

Складывание ленного землевладения началось ещё в VIII в., когда Карл Мартелл провёл военную реформу, в результате которой была создана тяжеловооружённая конница. Воины-рыцари получали участки земли – бенефи?ции (от лат . «благодеяние»), населённые крестьянами, в пожизненное владение на условиях несения военной службы. Доходы от этих земель давали возможность воину приобрести необходимое вооружение и содержать себя. После смерти рыцаря бенефиций возвращался прежнему собственнику.

Впоследствии поместье, полученное за военную службу, стало передаваться по наследству при условии продолжения его владельцем несения военной службы. Такое владение получило название фео?д (или лен ), а его владелец – сеньор (в исторической литературе именуется феодалом). Господин (сеньор или сюзерен) жаловал лен воину, получившему название вассал. Вассал обязан был принести сеньору клятву верности.

Термин «феодализм » происходит от слова «феод». Такой порядок характеризуется наличием феодального землевладения и системы вассалитета.

Сеньории (феоды), принадлежавшие герцогам и графам, нередко превышали личные земельные владения короля, а их вассалы – бароны и рыцари – получали лены и приносили присягу верности только своим сеньорам, но не королю. Некоторые сеньоры были значительно могущественнее королей.

Рыцари в битве. Средневековая миниатюра

Появлению в Западной Европе политической раздробленности способствовало господство натурального хозяйства. Местные сеньоры – владельцы укреплённых замков и частных армий – были практически полностью независимы и в хозяйственном отношении. К XI в. некогда свободные общинники перестали являться опорой королевской власти. Большинство мелких землевладельцев Западной Европы утратили хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших повинности в пользу сеньоров (барщину, оброк и др.).

Сеньор, отдающий приказания своим крестьянам. Средневековая миниатюра

Развитие системы сеньориальных отношений привело к тому, что правители государств Западной Европы реально управляли только собственным владением – доме?ном . Крупные сеньоры обладали рядом важных политических прав в своих владениях: собирали налоги с подвластной территории, вершили суд, возглавляли ополчение, вели войны, издавали указы и даже чеканили монету.

Законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Королевские вооружённые силы составлялись из вассалов, служивших не более 40 дней в году; постоянное войско было малочисленным. Между сеньорами – владельцами ленов – часто вспыхивали междоусобицы, существенно ослаблявшие центральную власть монарха.

К концу XI в. сеньориальный порядок и вассальные отношения господствовали почти на всей территории Западной Европы. Во Франции и Италии переход к ним состоялся раньше, в Англии, Германии и других государствах – позже.

Сословное деление общества. Для периода Средних веков характерно особое устройство общества, которое делилось на три сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества.

«Молящимися» являлись христианские священнослужители, обязанности которых заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. Они не платили податей, а сама же церковь содержалась за счёт десятины – десятой части доходов, которую выплачивало всё население страны.

Организация западной христианской церкви была строго иерархична. Во главе стоял папа римский, считавшийся наместником Иисуса Христа на земле. Он назначал кардиналов, собрание которых в случае смерти папы выбирало нового из своей среды. Кроме того, папа являлся ещё и светским владыкой, управлявшим Папской областью. Во главе крупных церковных округов стояли епископы и архиепископы, назначавшиеся папой. Им подчинялись приходские священники. Высшие церковные чины также были крупными землевладельцами. В знак светской власти епископы получали от светского сеньора посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву.

«Воюющие» – король и рыцари – должны были бороться с противниками христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов.

Во многих странах Западной Европы в условиях отсутствия сильной центральной власти, усиления местных сеньоров и политической раздробленности сложилась система взаимоотношений в среде рыцарской аристократии. Её особенностью были чётко разграниченные права и обязанности сеньора и вассала.

Папа римский с приближёнными. Средневековый рисунок

Главной обязанностью вассалов считалась военная конная служба сеньору, который должен был оказывать им покровительство.

В Средние века существовала формула: «Нет человека без господина». Императоры и короли считали себя вассалами Господа Бога (иногда они приносили вассальную клятву папе римскому). Герцоги, графы, маркизы (маркграфы) – высшая титулованная аристократия – находились в прямой вассальной зависимости от королей. В свою очередь их вассалами были бароны, которые раздавали лены рыцарям – простым воинам. Простые (однощитные) рыцари вассалов не имели.

Принесение вассальной клятвы. Средневековая миниатюра

«Работающие» – крестьяне, а впоследствии и горожане – обязаны были кормить «молящихся» и «воюющих». Крестьянство было самым многочисленным сословием средневекового общества. Лично свободные крестьяне несли повинности только в пользу государства и церкви. Обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору регулировались законами и старинными обычаями. Обрабатываемая в хозяйстве сеньора земля делилась на барскую запашку и крестьянские наделы. За пользование землёй, лесными угодьями и пастбищами господина крестьяне выполняли в его пользу барщину и платили оброк.

В Средние века в Западной и отчасти в Центральной Европе продолжалось начавшееся в эпоху поздней Античности формирование западного варианта христианской цивилизации. Для Средних веков характерен новый тип деления общества на три сословия: «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцарство) и «работающих» (крестьяне, горожане). Особенностью жизни западного средневекового общества стала система сеньориальных отношений. Другая особенность этого периода – полное господство церкви в сфере культуры, идеологии и науки.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

2. Проанализируйте отличия средневекового общества от античного.

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте проект на тему: «Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку церкви?»

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

5. Классифицируйте основные черты сеньориальных отношений в Западной Европе.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится:

«Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Ла?циума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему как апостолический дар… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский? Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового священнослужителя, привёл раздел империи? Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.) Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Banniard, Michel, Gen?se culturelle de l’Europe, Ve-VIIIe si?cle, Paris, Seuil, 1989.Brown, Peter, L’Essor du christianisme occidental. Triomphe et diversit?, , Paris, Seuil, 1997 (пер. с англ.).Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Princeton, Princeton University Press, 1987.Hillgarth J. N., ed., The Conversion of Western Europe, 350–750, Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1969.Leguay, Jean-Pierre, L’Europe des ?tats

Из книги Италия. Враг поневоле автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Италия в раннее средневековье После распада Римской империи полновластным правителем Италии в 493 г. становится остготский король Теодорих, а столицей остготского королевства становится город Равенна.Во времена правления остготов начинается возвышение римских

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв.

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

2. Раннее средневековье: тукю, уйгуры и кидани

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

I. Раннее Средневековье (1060–1319) Период возведения государства (1060–1250) /44/ «Объединенные» шведские земли – зародыш государства Швеция – сначала представляли собой конгломерат областей, управляемых избранным королем как единственным связующим звеном. Влияние короля в

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Позднее Средневековье и раннее Новое время В период между XIV и XVI веками, когда Европа все еще вела борьбу против других мусульманских противников (в основном против Оттоманской империи), средневековые Крестовые походы приобрели полумифический статус. К определенным,

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Раннее средневековье, 450–595 годы История Англии после выхода из Римской империи выглядит весьма темной и запутанной. Некоторый свет проливают немногочисленные рукописные источники и еще более редкие археологические находки. Современные ученые делают попытки соединить

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

Введение. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ ПОЗДНЯЯ ДРЕВНОСТЬ? Во второй половине XIX в. Э. Фримен разделил всю историю, как ему казалось, мира, а в действительности только его европейско-средиземноморской части, на три большие эпохи: до Рима, Рим и после Рима{1}. И в этом делении была

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

III. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ГУННЫ Во второй половине IV в. на Крым обрушивается один за другим ряд ударов полчищ, нахлынувших из степей Средней Азии. Это были гунны, центрально-азиатские тюркские племена, но с сильной примесью монголотунгусской крови. Поэтому даже чисто

Из книги Пре$тупный интернационал в центре Европы [Как NATO создают государства-бандиты] автора Пономарёва Елена Георгиевна

1.2. Раннее средневековье и период империй Косово и Метохия имеет древнюю историю. Многие народы оставили здесь свой след. В IV в. до н. э. территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, входила в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Раннее Средневековье (V-перв. пол. XI в.) Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе Несмотря на то, что в процентном отношении германцы составляли меньшинство в покоренных провинциях (от 2 до 10 %), последствия завоевания и появления здесь нового

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

1.2. Раннее Средневековье и эпоха империй Территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, в IV в. до н. э. входила в Иллирийское царство и граничила с Фракией. В 160-х годах до н. э. Иллирия была завоевана

автора

Часть первая ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава VII СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Северо-Западный регион - это два субрегиона или историко-территориальные общности: Британия, объединяющая Англию, Шотландию, Ирландию, и Северная Европа - Скандинавские страны и Финляндия. Кроме расположенных на

Раннее Средневековье

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Раннее Средневековье
Рубрика (тематическая категория) История

Начало средневековой эпохи в Китае было связано с нашествием варваров. Различные кочевые племена, обитавшие к северу и западу от Китая, проникали далеко в глубь страны. Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай. Часть северо-китайской знати вынуждена была покинуть свои земли и эмигрировать в Южный Китай, где наплыв варваров был менее сильным. Результатом варварских нашествий было прежде всœего политическое раздробление Китая на множество мелких государств, во главе которых частью стояли варварские вожди с их дружинами, частью (на юге) представители южной китайской знати полуродового, полурабовладельческого типа. Период с 420 по 589 гᴦ. в истории Китая стал периодом множества северных и южных династий. Варварам не удалось разрушить государственную организацию рабовладельческого Китая. Но нашествие их имело всœе же некоторые социальные последствия. Китайское рабовладение не было уничтожено полностью, но ему был нанесен существенный удар.
Размещено на реф.рф
Осевшие варвары увеличивали число так называемого свободного крестьянства. Рядовые крестьяне-воины стали попадать в зависимость от тех военных вождей, которым удалось захватить наибольшее число земель, постепенно превращаясь их в крепостных. Именно в данный период стали распространяться китайские поместья, называемые чжуан-юань, носившие уже не рабовладельческий, а феодально-крепостнический характер.
Размещено на реф.рф
Из среды самих китайцев выделялись сильные дома, ᴛ.ᴇ. наиболее богатые и могущественные семьи, которые поднимались над рядовыми членами рода и тоже становились более крупными землевладельцами, эксплуатировавшими своих обедневших родичей как зависимых крестьян. При этом пережитки родовых отношений сохранялись в Китае очень долго. Еще в Х и в ХI веках крепостные крестьяне официально называли себя детьми и родственниками своих господ-помещиков. Первой попыткой политического объединœения Китая в эпоху раннего средневековья была попытка династии Суй. Основатель династии Янцзинь, или Янди, был начальником варварских дружин, служившим у одной из северных династий. В 589 году Янцзинь подчинил себе Северный и Южный Китай и покорил Аннам. При нем была восстановлена и частью расширена ирригационная система. В частности был прорыт Великий канал, соединявший реку Хуанхэ с рекой Янцзы. На постройке этого канала было занято около миллиона крестьян, собранных с разных концов Китая. Но правление династии Суй оказалось кратковременным, а само объединœение Китая при этой династии было еще непрочным. На местах власть находилась в руках местной знати. Усилившиеся на западе набеги тюркских племен требовали от империи больших сил, которых у нее не хватало.

В 618 году один из западных князей по имени Гаоцзу, полутюрк по происхождению, захватил власть в империи, положив начало новой династии Тан. Империя Тан правила в Китае около 300 лет – с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителœем этой династии был преемник Гаодзу – Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге – до Индии и Сиама, на востоке – до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе – почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах. При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинœению центру ряд социальных и служебных привилегий.

При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи. Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Сами крестьянские наделы уменьшались в своем числе, так как систематически захватывались сильными домами – более крупными земледельцами, чиновниками, ростовщиками. Уменьшение количества государственных крестьян отражалось неблагоприятно на доходах императорской казны. В то же время процесс феодализации усиливал местную знать и порождал центробежные стремления у самих императорских губернаторов и генералов. Поворотным пунктом в истории Танской династии явилось восстание главнокомандующего Ан Лу-шаня. В 785 году он выступил против императора со 120 тысячным войском. В 786 году Ан Лу-шаню удалось захватить императорскую столицу Чанань. Император бежал и лишь в следующем году подавил восстание при помощи нанятых варваров. Вслед за выступлением Ан Лу-шаня происходили восстания губернаторов в Южном Китае, потребовавшие от императора также больших усилий для их подавления. Бедственное положение крестьян привело во второй половинœе IX века к крупнейшему крестьянскому восстанию 874-883 годов. Во главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец солью Хуан Чао. Китайское крестьянское восстание 874-883 годов происходившее почти одновременно с восстанием зинджей в Багдадском халифате, поражает своей длительностью, массовостью, энергией. Оно не лишено было также и некоторой организованности, позволившей ему достичь на известное время крупных успехов. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Далее оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань. Уже в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879 году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Кантон. Повстанцы захватили себе всœе товары многочисленных иностранных купцов. В жарком климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В 881 году Хуан Чао взял Чанань и провозгласил себя императором под именем Да Ци. Свою социальную программу крестьянский император выразил устами своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет кроме того, чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанани Хуан Чао пробыл два с половиной года. В 883 году император Танской династии возвратился в столицу при помощи варварских орд – уйгуров, тангутов и других северо-западных кочевников. Степные варвары безжалостно истребляли китайских крестьян. В народе эти кровавые хищники получили название ʼʼчерных вороновʼʼ. Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани, погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных. Крестьянская война 874-883 годов имела своим результатом гибель многих феодалов и крупных чиновников. Количество государственных крестьян вследствие этого снова увеличилось. Конец династии Тан был предопределœен мощным крестьянским движением. Императоры этой династии правили еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время после подавления восстания. Но их власть уже не распространялась на весь Китай. На севере в начале Х века создалось большое варварское государство союза племен киданей, захвативших Маньчжурию, часть Монголии и часть Северного Китая. Столицей нового государства стал город Янцзин, впоследствии известный как Пекин или Бейпин. В 907 году время правления Танской династии закончилось. Китай вошел в период полной раздробленности. В 960 году произошло объединœение Китая под властью династии Сунн. Основателœем ее был Чжао-Куань-Инь, один из северных китайских военачальников, одержавший несколько побед над киданями. Столицей новой династии вначале был ᴦ. Чанань. Позднее центр был перенесен на юг в ᴦ. Ханчжоу. Сунская империя была слабее Танской. Само объединœение Китая при Сунской династии не было полным. И на севере, и на юге часть провинций не признавала власти сунских императоров. Тюрские, монгольские и прочие западные кочевые племена также не починились империи, представляя всœе растущую угрозу для ее границ. Сунские императоры вели войны с киданями, Кореей, Аннамом. Но результаты этих войн были недостаточно определœенны, чтобы подчинить Китаю эти страны. Все же в период Сунской династии международные связи Китая снова окрепли. Большая внешняя торговля развивалась не только с Средней Азией, Индией и Индокитаем, но также и с Кореей, Японией и Индонезией. Классовые отношения Сунской империи в XI веке привели к глубоком антагонизму, напоминающему времена последних Танских императоров. Число государственных крестьян, несколько увеличившейся после восстания 874-883 годов, вновь сократилось. В XI века государство получало налоги только с половины земель, так как другая половина земель была захвачена привилегированными чиновниками – феодалами. Крестьяне вынуждены были из года в год платить громадные суммы в виде процентов за долги ростовщикам. В роли последних часто выступали сами чиновники, принудительно заставлявшие крестьян брать у них ссуды на тягчайших ростовщических условиях. Положение крестьян становилось ужасным. Голодовки, эпидемии, вымирание целых деревень и районов делались своего рода хроническим явлением. Крестьянское движение снова стало угрожать превращением в большую крестьянскую войну общекитайского масштаба. Стремление императорского правительства предотвратить новую крестьянскую войну и восстановить пошатнувшиеся государственные финансы нашло отражение в довольно радикальных реформах одного министра Сунской династии Ван Ань-ши.

Вначале Ван-Аньши (1021-1086) был одним из провинциальных чиновников. В провинции он мог близко познакомиться с наиболее вопиющими фактами нищеты населœения, произвола чиновников и господства ростовщиков. Возвысившись до поста императорского министра, Ван Ань-ши в период 1068-1073 гᴦ. провел несколько мероприятий финансово-экономического и социального характера. Прежде всœего им была проведена новая земельная перепись и были обложены налогами земли служилой знати, к этому времени почти переставшей платить земельные налоги. Далее Ван Ань-ши освободил крестьян от государственной барщины, заменив ее денежным налогом. Поземельные налоги крестьяне обязаны были уплачивать частью продуктами, частью также деньгами. Чтобы избежать голодовок, Ван Ань-ши организовал систему государственных хлебных амбаров, из которых населœению выдавался в голодные годы хлеб. В целях пресечения ростовщичества Ван Ань-ши создал государственный банк, где крестьяне могли получать ссуды за невысокие проценты. Интересны были попытки Ван Ань-Ши организовать государственную торговлю, частью используя налоговый фонд, частью путем скупки государством продуктов у купцов. Большую реформу пытался Ван Ань-ши провести в военном делœе. Наемную армию он предполагал заменить всœеобщей воинской повинностью. Основным войском должно было быть крестьянское ополчение. Каждые три двора должны были поставить одного пехотинца, каждые десять дворов – одного кавалериста. Реформы Ван Ань-ши встретили резкую оппозицию со стороны чиновников и феодалов. В 1075 году Ван Ань-ши был уволен. Его планы были признаны ʼʼопаснымиʼʼ для государства, хотя он имел целью упорядочить феодальное государство, освободив его от наиболее вредоносных элементов. В XII века положение империи Сунн не улучшилось. В 1126 году в связи с опасностью вторжений северных народов императорам пришлось перенести столицу на юг, в Ханчжоу. С 1127 года династия Сунн контролирует уже один Южный Китай. Северный Китай вошел в состав нового большого государства Цзинь, поглотившего прежнее государство киданей. В начале XIII века Северный Китай завоевывают монголы. Но в оставшейся в подчинœении у императора южной части империи были постоянные волнения. В период 1127-1132 годов в официальных летописях было зарегистрировано 93 массовых восстания. В сокращенном виде, ограниченная Южным Китаем, империя Сунн просуществовала до 1279 года, когда она была завоевана внуком Чингис-хана Хубилаем. Хубилай основал новую монгольскую династию, по-китайски называвшуюся Юань. Тем самым Китай на долгое время был включен в систему монгольских государств Средней Азии. Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много желœеза, меди, золота͵ серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные желœезные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, к примеру, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителœей. У китайцев достигла высокая развития наука. Οʜᴎ уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме – в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета ʼʼСтоличный вестникʼʼ, просуществовавшая до начала ХХ века. Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с сосœедними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм. Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса. Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки – дворцы, храмы, башни, городские ворота – отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Οʜᴎ создавались из самого разнообразного материала – дерева, мрамора, желœеза. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами. Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни.

Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

Выделяют три периода средневековья:

1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

2. Кризис идеологии.

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

· общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

· забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

· утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

· Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

· Закрепощение крестьянства.

· Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

· гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

· утверждение рыночных отношений;

· высокая социальная активность и размывание границ сословий;

· стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

В основу протестантизма легли такие идеи:

· освобождение сферы производства от религиозного давления;

· духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

· ненужность посредников между человеком и Богом;

· признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

1. Создание абсолютных монархий.

2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.



Транспорт