Такие необычные символы латвии. Национальные символы латвии Является символом прекрасной страны латвии

Письменные свидетельства о красном флаге с белой полосой восходят ко второй половине XIII столетия, когда с таким флагом древние латгальские племена воевали с эстонскими племенами. Эти сведения позволяют причислить латышский флаг к самым старинным флагам мира. В конце 60-х годов XIX века упоминание о красно-бело-красном флаге в прошлом в “Рифмованной хронике “ Ливонского ордена нашел латышский студент Екабс Лаутенбахс-Юсминьш - исследователь фольклора, впоследствии ставший профессором. В “Рифмованной хронике” описаны события, происходившие на территории Латвии до 1290 года, прославляются заслуги крестоносцев за обращение к христианской вере язычников проживавших на территории Латвии. Исходя из вышеупомянутых исторических сведений, художник Ансис Цирулис в мае 1917 года разработал современный дизайн государственного флага Латвии. Красный цвет флага Латвии имеет особый темный тон. Пропорциональное распределение цветов флага следующее: 2:1:2 (нижняя и верхняя красная часть флага всегда в два раза шире средней - белой), а пропорции длины и ширины 2:1. Государственный флаг Латвии в таком виде и герб утверждены особым постановлением парламента 15 июня 1921 года.

Государственный герб Латвии создан после провозглашения независимости Латвийской Республики как символ независимой государственности. Герб объединяет как символы национальной государственности, так и старинные символы исторических регионов. Национальную государственность Латвии символизирует солнце в верхней части щита герба. Во время Первой мировой войны призванные в армию Российской империи солдаты - латышские стрелки - начали использовать стилизованное изображение солнца как знак отличия и национальной принадлежности. В годы Первой мировой войны солнце изображали с 17 лучами, символизировавшими 17 населенных преимущественно латышами уездов. Три звезды над щитом государственного герба воплощают идею включения в состав единой Латвии исторических регионов (объединенной Курземе-Земгале, Видземе и Латгале). Культурно-исторические регионы характеризуются также еще более старинными геральдическими образами, появившимися уже в XVI столетии. Красный лев символизирует Курземе и Земгале (западную и юго-западную часть Латвии). В гербе бывшего Курляндского герцогства лев появился уже в 1569 году. Видземе и Латгале (северную и юго-восточную часть Латвии) символизирует сказочный крылатый серебристый зверь с головой орла - гриф. Этот символ появился в 1566 году, когда нынешняя территория Видземе и Латгале попала в подчинение Польско-Литовского государства. Государственный герб Латвии создал латышский художник Рихардс Зариньш.

Область использования государственного герба Латвии строго регламентирована. Используются три вида государственных гербов - большой, малый дополненный и малый герб.

Государственный гимн

"Боже, благослови Латвию" - это государственный гимн Латвии. Автор текста и музыки гимна - латышский композитор Карлис Бауманис (Бауманю Карлис). Песня "Боже, благослови Латвию" сочинена во второй половине XIX века, когда начался процесс национального пробуждения латышского народа. Карлис Бауманис был первым латышским композитором, который осмелился в тексте песни упомянуть слово “Латвия”. Несмотря на то, что в то время латышский народ еще не отваживался мечтать о создании совершенно самостоятельного и не зависящего от Российской империи государства, песня "Боже, благослови Латвию" способствовала укреплению самосознания народа. Употребление в песне слова "Латвия" следует оценивать как яркое подтверждение осознания латышской национальной идентичности, однако Российскую империю это не удовлетворяло. Поначалу органы власти России даже запретили упоминать слово "Латвия" в названии и в тексте песни, и его нужно было заменить словом "Балтия". Впервые эту песню, впоследствии ставшую гимном Латвии, исполнили на Первом Всеобщем латышском празднике песни в конце июня 1873 года в Риге, а как государственный гимн - 18 ноября 1918 года во время акта провозглашения Латвийской Республики. 7 июня 1920 года песня "Боже, благослови Латвию" официально утверждена как государственный гимн.

Использование официальных символов Латвии - флага, герба и гимна было запрещено с июня 1940 года, когда Латвию оккупировал коммунистический СССР. В качестве официальных государственных символов они заново утверждены 15 февраля 1990 года.

Другие символы Латвии

Национальная птица

Национальная птица Латвии - это белая трясогузка (Motacilla alba ). С апреля до октября в Латвии очень часто можно видеть эту грациозную птицу. Белая трясогузка водится вблизи населенных пунктов и различных водоемов. Обычно трясогузка проворно бегает по земле, покачивая вверх и вниз длинным узким хвостом. Гнездо она вьет под стрехой, в поленницах дров, в грудах камней и в птичьих клетках. Зимует в Южной Европе и в Северной Африке. Белую трясогузку в 1960 году национальной птицей Латвии утвердил Международный Совет по защите птиц. Национальное насекомое Национальным насекомым Латвии является двухточечная божья коровка (Adalia bipunctata ). Двухточечная божья коровка известна как полезное насекомое, оберегающее растения от вредителей. По своему характеру это насекомое довольно медлительное, однако оно умеет хорошо защищаться. Благодаря своему внешнему виду и поведению, это насекомое широко известно и любимо в Латвии.
Название этого насекомого на латышском языке - синоним латышского древнего божества Мара, воплощающего земную силу. Двухточечная божья коровка утверждена национальным насекомым Латвии в 1991 году Обществом Энтомологов Латвии.
Национальный цветок

Национальным цветком Латвии считается дикорастущая ромашка (Leucanthemum vulgare , ранее также называемая Chrysanthemum leucanthemum ). В климатических условиях Латвии обыкновенные или дикорастущие ромашки цветут с июня до сентября. Ромашки - любимые цветы, их часто дарят.

Национальные деревья

Национальными деревьями Латвии считаются липа (

Tilia cordata ) и дуб (Quercus robur ). Дуб и липа - это характерные элементы ландшафта Латвии. Оба дерева и в наши дни используются в лечебных целях. Из липовых соцветий и из дубовой коры изготавливают лечебные средства для настоек. В латышских народных песнях (дайнах), которые выражают исконные народные понятия морали и этики, среди других деревьев чаще всего упоминаются липа и дуб.

В латышских народных поверьях и в фольклоре липу традиционно считают символом женственности, а дуб - символом мужского начала. О пиетете народа к этим деревьям свидетельствует деревенский ландшафт, где часто могучий вековой дуб или величественная липа оставлены нетронутыми или даже огорожены среди обработанного поля.

Янтарь

Уже издавна янтарь считали драгоценным камнем, характерным для территории восточного побережья Балтийского моря. Сами латыши Балтийское море иногда называют "Янтарным морем", таким образом подчеркивая символическое значение янтаря в истории народа и страны. В отличие от других драгоценных и полудрагоценных камней, образовавшихся в результате неорганических химических процессов, балтийский янтарь образовался из органических веществ - из окаменевшей смолы хвойных деревьев. Поэтому янтарь перенимает теплоту тела, и его легко обрабатывать.

В далеком прошлом территория Латвии была широко известна как место добычи янтаря. Янтарь с побережья Балтийского моря использовали в качестве сырья в ювелирном искусстве, а также как средство торгового обмена в Древнем Египте, Ассирии, Греции и Римской империи. В некоторых местах его ценили даже выше золота. И в старину, и в наши дни янтарь в основном используют как украшение. С древних времен в Латвии и в других местах мира из него делают амулеты, подвески, пуговицы, ожерелья, а также очень сложные ювелирные изделия и украшения. Янтарь использовали и до сих пор используют для медицинских целей, так как содержащаяся в нем янтарная кислота считается уникальным биостимулятором.

Символ судьбы Латвии - Даугава

Национальной рекой Латвии в народе принято считать Даугаву. Даугава - это самая большая река, протекающая через Латвию (обшая длина 1005 километров, из них 352 километров на территории Латвии). Уже со времен романтизма в латышской литературе Даугаву принято считать рекой “судьбы”, или “матушкой рекой”, которая влияет на историю народа. В течение многих столетий Даугава была важной транспортной артерией, источником средств к существованию и источником энергии (на Даугаве находятся самые крупные гидроэлектростанции Латвии). В прошлом и в настоящее время Даугава разграничивает различные исторические регионы, она отделяет Курземе и Земгале от Видземе и Латгале.

Символ независимости - памятник Свободы

Символом независимости Латвии бесспорно стал памятник Свободы в столице Риге. Он был воздвигнут с 1931 по 1935 год на пожертвования народа. Памятник изваял латышский скульптор Карлис Зале. Скульптурные группы в основании монумента иллюстрируют отдельные важные события в истории Латвии, а завершается памятник образом Свободы - женской фигурой, символизирующей идею суверенности Латвии.

У подножия памятника Свободы всегда цветы, которые здесь кладут в знак глубокого уважения к тем, кто создавал государство и в боях за независимость отдал свои жизни во имя национального государства и благополучия народа.

Янов день

Самым значительным латышским традиционным праздником в народе считают Янов день или праздник Лиго. Для латышского народа этот праздник приобрел глубокий символический смысл и известен за пределами Латвии.

Вечер Лиго отмечают 23 июня, а Янов день - на следующий день, 24 июня. Праздник совпадает с периодом летнего солнцестояния, и его празднуют, соблюдая многие старинные традиции. Празднование Лиго в основном выражается в собирании трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни “лиго”. Ритуальное угощение - это Янов сыр и ячменное пиво.

©Текст: Раймондс Церузис


Помимо официальных символов, определённых конституцией и законами Латвийской Республики, существует несколько неофициальных. К ним относятся:

Символом судьбы Латвии является крупнейшая река республики - Даугава . Считается, что она влияет на историю латышей , называющих её «матушкой-рекой» .

Памятник Свободы , расположенный в центре Риги , является ещё одним символом Латвии.

Напишите отзыв о статье "Национальные символы Латвии"

Примечания

  1. Latvijas enciklopēdija . - Rīga: Valērija Belokoņa izdevniecība, 2007. - Т. 4. - 520 с. - ISBN 978-9984-9482-4-9 .
  2. (рус.) (02.11.2010). Проверено 14 мая 2015.
  3. (латыш.) . Проверено 14 мая 2015.
  4. (латыш.) . Проверено 14 мая 2015.
  5. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.
  6. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.
  7. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.
  8. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.
  9. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.
  10. (рус.) . Министерство иностранных дел Латвийской Республики.

Отрывок, характеризующий Национальные символы Латвии

Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l"affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui" j"ai l"honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l"ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
– De grace, – сказал он. – Je comprends vos raisons, vous etes officier… officier superieur, peut etre. Vous avez porte les armes contre nous. Ce n"est pas mon affaire. Je vous dois la vie. Cela me suffit. Je suis tout a vous. Vous etes gentilhomme? [Полноте, пожалуйста. Я понимаю вас, вы офицер… штаб офицер, может быть. Вы служили против нас. Это не мое дело. Я обязан вам жизнью. Мне этого довольно, и я весь ваш. Вы дворянин?] – прибавил он с оттенком вопроса. Пьер наклонил голову. – Votre nom de bapteme, s"il vous plait? Je ne demande pas davantage. Monsieur Pierre, dites vous… Parfait. C"est tout ce que je desire savoir. [Ваше имя? я больше ничего не спрашиваю. Господин Пьер, вы сказали? Прекрасно. Это все, что мне нужно.]
Когда принесены были жареная баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять участие в этом обеде и тотчас сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая excellent, exquis! [чудесно, превосходно!] Лицо его раскраснелось и покрылось потом. Пьер был голоден и с удовольствием принял участие в обеде. Морель, денщик, принес кастрюлю с теплой водой и поставил в нее бутылку красного вина. Кроме того, он принес бутылку с квасом, которую он для пробы взял в кухне. Напиток этот был уже известен французам и получил название. Они называли квас limonade de cochon (свиной лимонад), и Морель хвалил этот limonade de cochon, который он нашел в кухне. Но так как у капитана было вино, добытое при переходе через Москву, то он предоставил квас Морелю и взялся за бутылку бордо. Он завернул бутылку по горлышко в салфетку и налил себе и Пьеру вина. Утоленный голод и вино еще более оживили капитана, и он не переставая разговаривал во время обеда. Материал 2004 года

Флаг

Письменные свидетельства о красном флаге с белой полосой восходят ко второй половине XIII столетия, когда с таким флагом древние племена латгалов воевали с эстонскими племенами (в союзе с немцами, следует заметить) . Эти сведения позволяют причислить латышский флаг к самым старинным флагам мира. В конце 60-х годов XIX века упоминание о красно-бело-красном флаге в прошлом в “Рифмованной хронике “ Ливонского ордена нашел латышский студент Екабс Лаутенбахс-Юсминьш - исследователь фольклора, впоследствии ставший профессором. В “Рифмованной хронике” описаны события, происходившие на территории Латвии до 1290 года, прославляются заслуги крестоносцев за обращение к христианской вере язычников проживавших на территории Латвии. Исходя из вышеупомянутых исторических сведений, художник Ансис Цирулис в мае 1917 года разработал современный дизайн государственного флага Латвии. Красный цвет флага Латвии имеет особый темный (кровавый, для нервных - вишнёвый) тон. Пропорциональное распределение цветов флага следующее: 2:1:2 (нижняя и верхняя красная часть флага всегда в два раза шире средней - белой), а пропорции длины и ширины 2:1. Государственный флаг Латвии в таком виде и герб утверждены особым постановлением парламента 15 июня 1921 года.

Герб

Государственный герб Латвии создан после провозглашения независимости Латвийской Республики как символ независимой государственности. Герб объединяет как символы национальной государственности, так и старинные символы исторических регионов. Национальную государственность Латвии символизирует солнце в верхней части щита герба. Во время Первой мировой войны призванные в армию Российской империи солдаты - латышские стрелки - начали использовать стилизованное изображение солнца как знак отличия и национальной принадлежности. В годы Первой мировой войны солнце изображали с 17 лучами, символизировавшими 17 населенных преимущественно латышами уездов. Три звезды над щитом государственного герба воплощают идею включения в состав единой Латвии исторических регионов (объединенной Курземе-Земгале, Видземе и Латгале). Культурно-исторические регионы характеризуются также еще более старинными геральдическими образами, появившимися уже в XVI столетии. Красный лев символизирует Курземе и Земгале (западную и юго-западную часть Латвии). В гербе бывшего Курляндского герцогства лев появился уже в 1569 году. Видземе и Латгале (северную и юго-восточную часть Латвии) символизирует сказочный крылатый серебристый зверь с головой орла - гриф. Этот символ появился в 1566 году, когда нынешняя территория Видземе и Латгале попала в подчинение Польско-Литовского государства. Государственный герб Латвии создал латышский художник Рихардс Зариньш.

Область использования государственного герба Латвии строго регламентирована. Используются три вида государственных гербов - большой, малый дополненный и малый герб.

Государственный гимн

"Боже, благослови Латвию" - это государственный гимн Латвии. Автор текста и музыки гимна - латышский композитор Карлис Бауманис (Бауманю Карлис). Песня "Боже, благослови Латвию" сочинена во второй половине XIX века, когда начался процесс национального пробуждения латышского народа. Карлис Бауманис был первым латышским композитором, который осмелился в тексте песни упомянуть слово “Латвия”. Несмотря на то, что в то время латышский народ еще не отваживался мечтать о создании совершенно самостоятельного и не зависящего от Российской империи государства, песня "Боже, благослови Латвию" способствовала укреплению самосознания народа. Употребление в песне слова "Латвия" следует оценивать как яркое подтверждение осознания латышской национальной идентичности, однако Российскую империю это не удовлетворяло. Поначалу органы власти России даже запретили упоминать слово "Латвия" в названии и в тексте песни, и его нужно было заменить словом "Балтия". Впервые эту песню, впоследствии ставшую гимном Латвии, исполнили на Первом Всеобщем латышском празднике песни в конце июня 1873 года в Риге, а как государственный гимн - 18 ноября 1918 года во время акта провозглашения Латвийской Республики. 7 июня 1920 года песня "Боже, благослови Латвию" официально утверждена как государственный гимн.

Использование официальных символов Латвии - флага, герба и гимна было запрещено с июня 1940 года, когда Латвию оккупировал коммунистический СССР. (На деле, флаг отменяли несколько дольше. - Э.Б.) В качестве официальных государственных символов они заново утверждены 15 февраля 1990 года.

Другие символы Латвии

Национальная птица

Национальная птица Латвии - это белая трясогузка (Motacilla alba). С апреля до октября в Латвии очень часто можно видеть эту грациозную птицу. Белая трясогузка водится вблизи населенных пунктов и различных водоемов. Обычно трясогузка проворно бегает по земле, покачивая вверх и вниз длинным узким хвостом. Гнездо она вьет под стрехой, в поленницах дров, в грудах камней и в птичьих клетках. Зимует в Южной Европе и в Северной Африке. Белую трясогузку в 1960 году национальной птицей Латвии утвердил Международный Совет по защите птиц.

Национальное насекомое

Национальным насекомым Латвии является двухточечная божья коровка (Adalia bipunctata). Двухточечная божья коровка известна как полезное насекомое, оберегающее растения от вредителей. По своему характеру это насекомое довольно медлительное, однако оно умеет хорошо защищаться. Благодаря своему внешнему виду и поведению, это насекомое широко известно и любимо в Латвии.
Название этого насекомого на латышском языке - синоним латышского древнего божества Маара, воплощающего земную силу. Двухточечная божья коровка утверждена национальным насекомым Латвии в 1991 году Обществом Энтомологов Латвии.

Национальный цветок

Национальным цветком Латвии считается дикорастущая ромашка (Leucanthemum vulgare, ранее также называемая Chrysanthemum leucanthemum). В климатических условиях Латвии обыкновенные или дикорастущие ромашки цветут с июня до сентября. Ромашки - любимые цветы, их часто дарят.

Национальные деревья

Национальными деревьями Латвии считаются липа (Tilia cordata) и дуб (Quercus robur). Дуб и липа - это характерные элементы ландшафта Латвии. Оба дерева и в наши дни используются в лечебных целях. Из липовых соцветий и из дубовой коры изготавливают лечебные средства для настоек. В латышских народных песнях (дайнах), которые выражают исконные народные понятия морали и этики, среди других деревьев чаще всего упоминаются липа и дуб.

В латышских народных поверьях и в фольклоре липу традиционно считают символом женственности, а дуб - символом мужского начала. О пиетете народа к этим деревьям свидетельствует деревенский ландшафт, где часто могучий вековой дуб или величественная липа оставлены нетронутыми или даже огорожены среди обработанного поля.

Янтарь

Уже издавна янтарь считали драгоценным камнем, характерным для территории восточного побережья Балтийского моря. Сами латыши Балтийское море иногда называют "Янтарным морем", таким образом подчеркивая символическое значение янтаря в истории народа и страны. В отличие от других драгоценных и полудрагоценных камней, образовавшихся в результате неорганических химических процессов, балтийский янтарь образовался из органических веществ - из окаменевшей смолы хвойных деревьев. Поэтому янтарь перенимает теплоту тела, и его легко обрабатывать.

В далеком прошлом территория Латвии была широко известна как место добычи янтаря, хотя нынче его стало значительно меньше . Янтарь с побережья Балтийского моря использовали в качестве сырья в ювелирном искусстве, а также как средство торгового обмена в Древнем Египте, Ассирии, Греции и Римской империи. В некоторых местах его ценили даже выше золота. И в старину, и в наши дни янтарь в основном используют как украшение. С древних времен в Латвии и в других местах мира из него делают амулеты, подвески, пуговицы, ожерелья, а также очень сложные ювелирные изделия и украшения. Янтарь использовали и до сих пор используют для медицинских целей, так как содержащаяся в нем янтарная кислота считается уникальным биостимулятором.

Символ судьбы Латвии - Даугава

Национальной рекой Латвии в народе принято считать Даугаву. Даугава - это самая большая река, протекающая через Латвию (обшая длина 1005 километров, из них 352 километров на территории Латвии). Уже со времен романтизма в латышской литературе Даугаву принято считать рекой “судьбы”, или “матушкой рекой”, которая влияет на историю народа. В течение многих столетий Даугава была важной транспортной артерией, источником средств к существованию и источником энергии (на Даугаве находятся самые крупные гидроэлектростанции Латвии). В прошлом и в настоящее время Даугава разграничивает различные исторические регионы, она отделяет Курземе и Земгале от Видземе и Латгале.

Символ независимости - памятник Свободы

Символом независимости Латвии бесспорно стал памятник Свободы в столице Риге. Он был воздвигнут с 1931 по 1935 год на пожертвования народа. Памятник изваял латышский скульптор Карлис Зале. Скульптурные группы в основании монумента иллюстрируют отдельные важные события в истории Латвии, а завершается памятник образом Свободы - женской фигурой, символизирующей идею суверенности Латвии.

У подножия памятника Свободы всегда цветы, которые здесь кладут в знак глубокого уважения к тем, кто создавал государство и в боях за независимость отдал свои жизни во имя национального государства и благополучия народа.

Янов день

Самым значительным латышским традиционным праздником в народе считают Янов день или праздник Лиго. Для латышского народа этот праздник приобрел глубокий символический смысл и известен за пределами Латвии.

Вечер Лиго отмечают 23 июня, а Янов день - на следующий день, 24 июня. Праздник совпадает с периодом летнего солнцестояния, и его празднуют, соблюдая многие старинные традиции. Празднование Лиго в основном выражается в собирании трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни “лиго”. Ритуальное угощение - это Янов сыр и ячменное пиво.

Текст: Раймондс Церузис

Могучий, крепкий, несгибаемый - как сама Латвия. Он живет уже тысячу лет и на своем долгом веку повидал многое. Символ мужского начала и наше национальное достояние, уникальный Кайвский дуб, которому нет равных не только во всей нашей стране, но и в Литве, Эстонии и даже Польше. Кайвский дуб и другие уникальные деревья, растущие на территории Латвии - в центре внимания сегодняшней программы "100 природных сокровищ".

Деревья – одно из самых главных и самых уникальных природных чудес. Дубы и липы в Латвии – везде. В природе, в дайнах, на картинах. Даже самую популярную латвийскую купюру – пятилатовую, украшало изображение раскидистого векового дуба. В латвийской мифологии дуб – символ мужского начала. Липа – символ женственности. Между прочим, в нашей стране растет самое большое в Балтии число вековых дубов и лип. И самый огромный, толстый и древний дуб – тоже наш.

И у него есть имя - Kaives senču ozols (Древний Кайвский дуб). Он растет в Тукумском крае у северной окраины местечка Кайве неподалёку от хутора Сенчи. В старину язычники почитали его как настоящий волшебный артефакт. В наши дни легендарный дуб так же тщательно охраняет государство. Дерево, похожее скорее на огромный ветвистый баобаб, чем на дуб, находится под присмотром латвийского центра петроглифов – он занимается исследованием исторических и природных памятников и объектов. Кайвский дуб – определенно один из важнейших и самых значимых сокровищ Латвии, говорит руководитель центра Андрис Гринбергс.

Мы время от времени осматриваем его и на данный момент могу сказать, что окружность его ствола составляет 10 метров 52 сантиметра. Это самое большое вековое дерево не только в Латвии, но и во всей Балтии.

В Литве растёт ближайший конкурент нашего дуба – Стелмужский дуб, окружность его ствола составляет 9 метров 80 см, так что наш на 70 с лишним сантиметров более могучий", - подчёркивает Гринбергс.

Возраст таких деревьев – дубов и лип, растущих в нашем регионе, можно определить довольно просто: надо окружность ствола в сантиметрах разделить на 2. То есть, получается, что возраст Кайвского дуба – примерно 530 лет. Есть информация, что ему за тысячу лет, но это скорее всего не правда. И про Стелмужский дуб в туристических буклетах пишут, что ему за 2 тысячи лет, но это глупости, - по окружности можно сказать что ему меньше 500 лет. Это научно доказано, измеряя окружности дубов мы замечаем, что в наших условиях дуб за год «толстеет» в среднем на 2 сантиметра. Такие темпы роста у всех наших деревьев, кроме сосен, которые растут на болотах или в дюнах. Вот у них годовой прирост поменьше.

Вообще, надо сказать, что мы можем по праву гордиться обилием у нас вековых деревьев. В Литве и Эстонии их намного меньше.

Скажем, если взять топ-20 балтийских дубов, то в этой двадцатке номер второй – это крупнейший дуб Литвы. А крупнейший дуб Эстонии и вовсе где-то на пятнадцатом месте, если не ниже. Он в обхвате всего где-то 8 с половиной метров. Остальные 18 крупнейшие вековые деревья Балтии – наши!

Нам повезло с климатом, он очень нравится дубам. В Польше, кстати, тоже много дубов, но там они не вырастают такими крупными. У них есть много восьми- и девятиметровых дубов, а вот дерево больше 10 метров в окружности всего одно – 10 метров, 10 сантиметров, так что до нашего тоже не дотягивает. Был у них один дуб больше Кайвского, но его несколько лет назад сожгли хулиганы.

Есть у нас и другие выдающиеся деревья-старожилы. Самая крупная липа в нашей стране растет в Курземе, в городке Валдемарпилс – на окраине. Ее окружность почти 9 метров, примерно 8 метров и 80 сантиметров. Она по балтийским меркам одна из самых крупных.

С соснами сложнее: они часто с возрастом становятся многоствольными, и вырастая слишком высокими ломаются под натиском ветра. Поэтому крупнейшая сосна Латвии – сосна Аллю в Курземе, в обхвате составляет «всего» 4 метра и 44 см, при высоте 24 с лишним метра, что для сосны весьма неплохой результат».

Сосна Аллю, о которой говорит руководитель латвийского центра петроглифов Андрис Гринбергс, находится на левом берегу реки Стенде под Вентспилсом. А самая старая липа, которая растет в 14 км от Талси на окраине Валдемарпилса, видела еще герцога Екаба. У нее тоже есть имя – Элку, липа Идолов.

Член правления предприятия "Ригас Межи" Улдис Зоммерс – большой фанат Кайвского дуба и очень жалеет, что столица не может похвастаться такими многовековыми богатырями. Зато по его словам,

в Риге есть растения, которых не увидишь больше нигде в Латвии. Эту традицию внедрил сто лет назад знаменитый ландшафтный архитектор Георг Куфальдт,

будучи директором садов и парков Риги, он посадил в ее зеленых зонах немало экзотических цветов, кустарников и деревьев. Сегодня, спустя век, даже в самом обычном сквере, можно порой наткнуться на удивительные растения, которые никак не ассоциируются с нашими краями.

На Вашингонской площади с легкой руки посольства США вот уже 6 лет растет тюльпанное дерево. В обычых условиях оно может вырасти даже до 50 метров. Напротив оперы, в сквере Латвийского университета растет самое древнее дерево на планете, которое сохранилось неизменным с мезозойской эры – это гинкго. В Риге первые деревья этого вида сажал лично легендарный Куфальдт. А у оперы растет саженец, подаренный Риге жителями Германии.

Швейцарец Шахверди Ахадов сажает грецкие орехи по всей Европе. С его легкой руки в зиепниеккалнском парке Эбельмуйжас и на Даугавском променаде растут орехи выведенного во франции сорта Франкетт.

А некий житель Плаканциемса, сибиряк по происхождению, подарил Риге настоящий сибирский кедр. Его можно посмотреть в столичном парке Победы. А еще в Риге есть магнолии. Раньше эти экзотические деревья росли только в ботаническом саду. А сейчас магнолия, визитная карточка субтропиков, растет и цветёт в рижских парках: Верманском, Кронвальда и сквере возле оперы.

Но самое экзотическое для наших широт растение – кентуккийское кофейное дерево, оно же мыльное, оно же бундук двудомный, растет прямо на набережной Pижского канала.

Неподалёку от домика бобра Аскольда. Оно появилось в Риге еще в 60-е годы прошлого века и часть саженцев не просто прижилась, но даже дает плоды – коричневые стручки с бобами и зеленой гелеобразной субстенцией.

Несмотря на название бобы бундука – не кофейные, в сыром виде они даже ядовиты. А вот гелевая начинка стручков хорошо мылится и американские аборигены использовали её вместо моющих средств.

Кстати, тем из латвийцев у которых возникнет желание подарить столице или другому городу какое-нибудь дерево, "Ригас межи" советует согласовать местоположение подарка с компаниями, которые управляют зелёными насаждениями. А всем остальным желает наслаждаться живыми сокровищами Латвии бережно – не срывать листья, беречь их от вандалов, чтобы их смогли увидеть еще многие поколения латвийцев.

Символ независимости

Символом независимости Латвии, бесспорно, стал памятник Свободы в Риге. Он был воздвигнут в 1931-1935 годах на пожертвования народа.

Памятник изваял латышский скульптор Карлис Зале.

Скульптурные группы в основании монумента иллюстрируют отдельные важные события в истории Латвии, а завершается памятник Свободы женской фигурой, символизирующей идею суверенности Латвии.

У подножья памятника всегда цветы, которые кладут в знак глубокого уважения к тем, кто создавал государство и в боях за независимость отдал свои жизни во имя благополучия народа.

Замысел создания памятника относится к 20-м годам ХХ века. Его инициатором был архитектор Э. Лаубе. Он даже набросал эскиз памятника. Но он не был поддержан. После войны не хватало средств на строительство двух монументов – Братского кладбища и памятника Свободы.

Условия состязания 1923 года указывали: общая сумма не может превышать 300 000 латов, что отнюдь не было дёшево. Спустя два года президент Густавс Земгалс бросил клич: денег в бюджете нет, собираем с миру по нитке!

В 1927 году собрался относительно внепартийный Комитет памятника Свободы под руководством всё того же президента. Два года спустя началось действительное жертвование. Параллельно проходили лотереи, танцы, концерты и прочие благотворительные мероприятия.

На строительство памятника было собрано около трёх миллионов латов (использовано 2 381 370.74 Ls). Был создан специальный конкурс на лучший проект памятника. Его победителем стили скульптор Карлис Зале и архитектор Эрнестс Шталбергс. После доработки проекта, началось строительство памятника.

В 1931 году, в День Независимости, прошла церемония закладки. Возле ещё целого постамента памятника Петру погребли медную капсулу с монетами, свежей прессой и Орденами Трех звезд - третьей и пятой степени. Играл оркестр, пели гимн, у Оперы палили пушки.

Открывая памятник президент Латвии Албертс Квиесис произнёс:

Прошло четыре года с того самого дня, когда мы собирались на этом месте для закладки фундамента Памятника Свободы. В течение этих четырёх лет памятник постепенно рос ввысь, пока, наконец, не вырос во всём своём благородстве – готовый теперь к открытию… Народ создал этот памятник на добровольно пожертвованные средства. Семья жертвователей, без различия народностей и социального положения – необычно велика, их число совершенно не подаётся исчислению. Своей лептой участвовали наши промышленники, купцы, сельские хозяева, интеллигенция. Из своей малости давали также рабочие и школьная молодёжь. В сердцах всех жертвователей, а в особенности чьё благосостояние не так велико, горела горячая любовь к Отечеству. Открывая памятник Свободы латышского народа, желаю ему стоять так долго, как долго солнце будет сиять над нашей страной.

После речи президента прозвучал артиллерийский салют из 21-го залпа. Занавеса, скрывающая памятник, упала.

Эпическая скульптурно-архитектурная композиция, высотой 42.7 метра, выполнена из гранита, травертина и меди. Диаметр композиции 28 метров.

В восьми скульптурных группах, размещённых у основания памятника, воспроизведены две главные темы. В нижнем ряду житейские образы – краеугольные камни истинной государственности: духовный и физический труд, семья и материнство, войны и страдания земли. В верхнем ряду отражён культ героев – полубогов, воителей и бардов: Лачплесиса, Вайделота и „разрывателей цепей”, в которых народ видит яркие примеры героических поступков.


Продолжает памятник стела, на вершине которой находится фигура Мать-Латвия, держащая в руках три звезды – Курземе, Видземе и Латгале. В народе фигуру называют Милда. Прототипом Милды была мать художниц Джеммы и Уго Скулме.

Высота фигуры 9 метров, вес 1.2 тонны. Фигура изготовлена из медных листов, смонтированных на особом каркасе. Скульптуру из меди ковал шведский скульптор Рагнар Мирсмеден в Швеции. Звёзды памятника так же ковались в Швеции, латышскими художниками по металлу Янисом Зибенсом и Арнольдом Найка.

Войну памятник пережил спокойно, не считая гранаты, чуть попортившей подножье, и семи пуль, попавших в статую. Ещё одна «пуля» нацелилась на памятник после боёв. 29 сентября 1945 года местная компартия спросила Москву, не будет ли лучше восстановить памятник Петру.

Тот, распиленный на пятнадцать частей, неплохо сохранился, и всё восстановление обошлось бы в 300 000 рублей. За памятник заступилась знаменитый скульптор Вера Мухина и он остался в первозданном виде.

В конце ХХ века была произведена реставрация памятника (1980 и 1998-2001 годах).

Судьбы

Национальной рекой Латвии в народе принято считать Даугаву (Западную Двину). Даугава – это самая большая река, протекающая через Латвию (общая длина 1 005 км, из них 352 км на территории Латвии). Уже со времён романтизма в латышской литературе Даугаву принято считать рекой „судьбы” или „матушкой рекой”, которая влияет на историю народа.


В течение многих столетий Даугава была важной транспортной артерией, источником средств к существованию и источником энергии (на Даугаве находятся самые крупные гидроэлектростанции Латвии).

В прошлом и в настоящее время Даугава разграничивает различные исторические регионы, она отделяет Курземе и Земгале от Видземе и Латгале.

Национальная птица


Национальная птица Латвии – это белая трясогузка (Motacilla alba) . С апреля до октября в Латвии очень часто можно видеть эту грациозную птицу. Белая трясогузка водится вблизи населённых пунктов и различных водоёмов.

Обычно трясогузка проворно бегает по земле, покачивая вверх и вниз длинным узким хвостом. Гнездо она вьёт под стрехой, в поленницах дров, в грудах камней и в птичьих клетках. Зимует в Южной Европе и в Северной Африке.

Белую трясогузку, национальной птицей Латвии, в 1960 году утвердил Международный Совет по защите птиц.

Насекомое


Национальным насекомым Латвии является двухточечная божья коровка (Adalija bipunctata) . Двухточечная божья коровка известна как полезное насекомое, оберегающее растения от вредителей.

По своему характеру это насекомое довольно медлительное, однако оно умеет хорошо защищаться. Благодаря своему внешнему виду и поведению, это насекомое широко известно и любимо в Латвии.

Название этого насекомого на латышском языке – marite – синоним латышского древнего божества Мара, воплощающего земную силу. Двухточечная божья коровка утверждена национальным насекомым Латвии в 1991 году Энтомологическим Обществом Латвии.

Деревья


Национальными деревьями Латвии считаются липа (Tilia cordata) и дуб (Quercus robur). Липа и дуб – это характерные элементы ландшафта Латвии.

Оба дерева и в наши дни используются в лечебных целях. В латышских народных песнях (дайнах). Которые выражают исконные народные понятия морали и этики, среди других деревьев чаще всего упоминаются дуб и липа.

В латышских народных поверьях и в фольклоре липу традиционно считают символом женственности, а дуб – символом мужского начала. О пиетете народа к этим деревьям свидетельствует деревенский ландшафт, где величественная липа или вековой дуб оставлены нетронутыми или даже огорожены среди обработанного поля.

Цветок

Национальным цветков Латвии считается дикорастущая ромашка (Leucanthemum vulgare, ранее также называемая Chrysanthemum leucanthemum). В климатических условиях Латвии обыкновенные или дикорастущие ромашки цветут с июня до сентября. Ромашки – любимые цветы, их часто дарят.


Янтарь

Уже издавна янтарь считали полудрагоценным камнем, характерным для территории восточного побережья Балтийского моря. Сами латыши балтийское море иногда называют „Янтарным морем”, таким образом подчёркивая символическое значение янтаря в истории народа и страны.


В отличие от других драгоценных и полудрагоценных камней, образовавшихся в результате неорганических химических процессов, балтийский янтарь образовался из органических веществ, из окаменевшей смолы хвойных деревьев. Поэтому янтарь перенимает теплоту тела, и его легко обрабатывать.

В далёком прошлом территория Латвии была широко известна как место добычи янтаря . Янтарь с побережья Балтийского моря использовали в качестве сырья в ювелирном искусстве, а также как средство торгового обмена в Древнем Египте, Ассирии, Греции и Римской империи. В некоторых местах его ценили даже выше золота. В старину, и в наши дни янтарь в основном используют как украшение.

С древних времён в Латвии и в других местах мира из него делают амулеты, подвески, пуговицы, ожерелья, а также сложные ювелирные изделия и украшения. Янтарь использовали и до сих пор используют для медицинских целей, так как содержащаяся в нём янтарная кислота считается уникальным биостимулятором.

Янов день

Самым значительным латышским традиционным праздником в народе считают Янов день или праздник Лиго. Для латышского народа этот праздник приобрёл глубокий символический смысл и известен за пределами Латвии. Вечер Лиго отмечают 23 июня, а Янов день на следующий день, 24 июня. Праздник совпадает с периодом летнего солнцестояния и его празднуют, соблюдая многие старинные традиции.


Празднование Лиго в основном выражается собиранием трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни „лиго”. Ритуальное угощение – это Янов (тминный) сыр и ячменное пиво.



Транспорт