С какой целью на балу появляется чацкий. Характеристика гостей фамусовского дома

/В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной). «Московский телеграф», 1830, № 11 и 12./

В бывшем своем опекуне Фамусове он находит того же человека, закоснелого в предрассудках, того же самого идолопоклонника богатств и почестей, врага всего, что, по мнению его, носит отпечаток вредных и опасных нововведений, человека, душою принадлежащего к тому времени, когда вельможе без достоинств и без заслуг поклонялись, как кумиру, в чаянии от него богатых и высоких милостей. Чацкий не может уважать Фамусова и с невоздержностью, свойственною молодому человеку, опровергает все суждения старика умными, но тем не менее дерзкими выходками. В этом случае ясно видно, что Чацкий томим желанием лучшего, что он страдает, глядя на несовершенства, на предрассудки своих современников, что он облегчает душу свою высказыванием горьких истин, и нельзя не согласиться, что в этом же случае всякий человек, поступающий по примеру Чацкого, необходимо должен казаться странным и даже безумным при всем его уме! Так и представлено в комедии Грибоедова. Но теперь мы посмотрим, с каким необычайным искусством (NB. при соблюдении трех единств!) дал автор правдоподобие этому приключению.

В доме зажиточного московского хлебосола Фамусова дается нечто вроде бала, в тот самый день, когда приехал Чацкий, и хотя Софья, хозяйка дома, не приглашала на этот вечер новоприезжего друга своей молодости, но нетерпеливый Чацкий является сам и прежде всех. Мучимый недоразумением и подозрениями, колеблемый в своих догадках насчет глупого Молчалина и слишком ласкаемого Фамусовым Скалозуба — герой пьесы пользуется прежнею привилегиею и свойственными влюбленному расспросами надоедает Софье и даже мешает ей переодеться. Это очень неучтиво, и, между тем, как это натурально!

Влюбленный Чацкий забыл о протекших трех годах и о том, что Софья уже не дитя, что молодой мужчина не должен обходиться с нею так фамильярно, как прежде. Вот страсть, заглушающая рассудок и в самом естественном виде представленная автором. Оскорбленная этою вольностию Чацкого и еще более его колкими насмешками над ее любовником, Софья пожимает плечами и уходит в свою комнату. Это злее самых гневных ответов! Это явное доказательство совершенной холодности и даже презрения! Это не только задело честолюбие Чацкого, но даже растревожило его желчь, возжгло в нем какую-то злость, которая оказывается в нем при встрече со многими знакомыми ему лицами, приехавшими на вечер. Он почти всех их угощает сарказмами, очень остроумными, но не приличными в обществе.

От Софьи Чацкий не отстает и, увлекаясь своею досадою, бесит ее вторичною злою эпиграммою насчет любимого ею Молчалина. У рассерженной Софьи вырывается самое обыкновенное выражение: он не в своем уме! Это слово подхвачено одним из тех лиц, которые живут пустословием, не находя в своих головах двух порядочных и связных мыслей. «Ужели с ума сошел?» — спрашивает Софью пустомеля. У раздосадованной девушки сейчас породилась идея жестокой мистификации. Она подтвердила вопрошаемое, и в пять минут весть о сумасшествии Чацкого по секрету разнеслась во всем собрании.

Эти сцены написаны с неподражаемым мастерством; миниатюрный и очень верный портрет стогласной молвы, дающей правдоподобие самым нелепым и вздорным слухам. Тут, по-видимому, автор держался во зло употребляемой пословицы: глас народа — глас божий * , и для довершения своей прелестной картины олицетворил другую поговорку: дошли вести до глухого! — Сцена недослышавшей графини Хрюминой с совершенно оглохшим князем Тугоуховским может назваться не только истинно комическою, но даже образцовою. Как забавны недоразумения глухой старухи и ее толки о бусурманстве Чацкого! Как смешны ответы князя, который ничего не может сказать, кроме: Ахм и Эхм!..

Вся компания собирается на сцену, все действующие толкуют о мнимом сумасшествии Чацкого, судят по-своему — и вот из другой комнаты выходит герой пьесы, раздраженный пустословием какого-то француза и по своей запальчивости воспламенившийся патриотизмом. Весьма некстати, однако самым естественным образом, заносчивый Чацкий начинает многоглагольствовать о любви к отечеству, о вредном влиянии иностранных обычаев и проповедь свою, по привычке, приправляет сарказмами. Такой язык не может быть понятен для праздных жителей столицы, собравшихся повеселиться на бале. Все это для них, как говорится, сущая тарабарская грамота. Они пожимают плечами, отходят в сторону и более убеждаются в мнимом безумии бедного Чацкого.

Но этого еще мало: Чацкий обязан сам узнать о сей нелепой вести. В последнем действии он сам слышит, как шесть княжен уверяют доброго враля Репетилова о достоверности помешательства Чацкого. Мастерская черта! Но за оною следует и другая. Чацкий нечаянным образом делается свидетелем низости Молчалина и негодования обманутой Софьи. Изменница наказана, но счастливее ли оттого Чацкий?

Он принужден вырвать из сердца ту любовь, которая его утешала, которая питала его надеждою блаженства! Какое глубокое знание страстей человеческих является в сем случае! Если бы автор комедии был жив, то мы посоветовали бы ему избрать к оной следующий эпиграф: «Если хочешь иметь врагов и отравить жизнь свою огорчениями, то будь умнее других и люби правду!» Такова была судьба героя пьесы. Кажется, в наш век нет недостатка в подобных случаях!

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

  • Бал у Фамусова. Чацкий и Софья
  • Общество в комедии "Горе от ума". Век нынешний и век минувший

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова


УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии - бал в доме Фамусова, - мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

(Раздать ученикам заранее подготовленный материал «Консультация. Как писать сочинение-анализ эпизода».)
КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как писать сочинение-анализ эпизода

Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи - в последнее время является одной из предлагаемых тем выпускного сочинения в 11 классе. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

II. Основные герои.

1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

а) Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА»

ПРОСТОЙ ПЛАН

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.


ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.
Слово учителя 1

Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»? (В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.)

Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.
III. Выбор эпиграфа сочинения.
Слово учителя

Эпиграф - это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

Рассмотрим трагедийный аспект темы (опыт показывает, что именно ему отдают предпочтение ученики).

Прочитаем эпиграф к уроку.

Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа (!), но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.
I V . Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова? Сообщение ученика (индивидуальное задание 1).

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва.

Как связаны 1-3 явления с общественным конфликтом комедии? Сообщение ученика (индивидуальное задание 2).

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

(В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.)

Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.

а) Портретные зарисовки гостей Фамусова - сообщение ученика (индивидуальное задание 3).

б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество? (Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София - хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба - вероятного жениха Софии - своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка - злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова - он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.)

3. Дерзкий смех Чацкого.

а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова? (Сообщение ученика (индивидуальное задание)).

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах? (В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».)

4. Слух о сумасшествии.

а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?

б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого? Сообщение ученика (индивидуальное задание 5).

В хорошо подготовленном классе (если позволяет время) можно рассмотреть психологию развития сплетни в комедии.
Слово учителя 1

А.С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни - ее зарождение, распространение и претворение в очернительную ложь.

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает, что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.
в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».
Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».


УРОК 27

СОФИЯ - ЧАЦКИЙ - МОЛЧАЛИН.

АНАЛИЗ III ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ
Движение пьесы не прерывается. Узел, за-

На смену Татьяне Юрьевне, о которой Чацкий «слыхал, что вздорная», приходит Фома Фомич - «образец» для Молчалина и «пустейший человек, из самых бестолковых» для Чацкого. В густой тени, отбрасываемой этими фигурами, прячется Молчалин, сбивая с толку Чацкого, который удивлен самоуничижением избранника Софии. По мере того, как нарастает удивление Чацкого, Молчалин ответами своими последовательно и расчетливо демонстрирует раболепие, усиливая в Чацком чувство разочарования и - соответственно - недоверие к признаниям Софии...

Чацкий в недоумении от таких превращений, от такой странной и нарастающей робости человека, который претендует - ни много, ни мало - на роль возлюбленного Софии. Чацкий пытается разобраться, разъяснить и понять одновременно:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин своим ответом не «распрямляется», но «сгибается» еще более, нарочито подчеркивая в себе то, что, по мнению Чацкого, способно лишь унизить сколько-нибудь порядочного человека. Молчалин, оказывается, свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность возводит в ранг необходимости, обязательности: «Ведь надобно ж зависеть от других».

Чацкий в недоумении: как может зависимость стать добровольной необходимостью? Осознанное рабство - что может быть отвратительнее! - «Зачем же надобно?»

И Молчалин свою заключительную реплику-ответ: «В чинах мы небольших», - произносит с таким же смирением и кротостью , с какими он начинал этот разговор. Опять наверху Чацкий, не догадывающийся, что вознес его не кто иной, как Молчалин. Опять Чацкому дано ощутить свое несомненное превосходство над человеком, к которому даже нельзя испытывать враждебных чувств,- настолько кажется он духовно нищим и нравственно беспомощным.
IХ. Домашнее задание.

Индивидуальные задания (по выбору учащихся) - подготовить письменные ответы на вопросы:

1. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

2. Как связаны 1-3 явления III действия с общественным конфликтом комедии?

3. Дать словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.

4. Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

5. Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

6. Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.


Слово учителя 1

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает , что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.


в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».


Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии . Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб - огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах - заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером - Наталье Дмитриевне - он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Тугоуховские

Вслед за семьей Горичей на бал к Фамусову приезжает княжеский род Тугоуховских. Мать семейства очень сильно озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она сразу заприметила молодого Чацкого и хотела было пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он небогат и не имеет высокого чина, сразу передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохенький, но чтобы хоть тысячи две крепостных души имел.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий - прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий - один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова - очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.




Особенности жизни