«Трагедия маленького человека в поэме А. С

А. С. Пушкин стал основоположником темы маленького человека в русской литературе. В своей поэме «Медный всадник» поэт оригинально раскрыл ее, описав трагическую судьбу главного героя Евгения, ставшего жертвой из-за честолюбия главы государства.

Сюжет произведения строится на приеме антитезы: образ бедного чиновника противопоставлен великому императору Петру I и буйной стихии. И это не случайно: именно преобразования могущественного правителя и неожиданно постигшее Петербург наводнение стали причиной всех бед Евгения. При этом оба явления очень похожи между собой: реформы Петра обрушились на народ также, как волны разгневанной Невы на город. Да, с одной стороны отстроить на болотных топях новую прекрасную столицу, перед которой «померкла старая Москва», и тем самым «в Европу прорубить окно» - это, несомненно, великое свершение. Но чем в итоге обернулось такое насилие над природой? Страшным наводнением, разрушившим судьбы маленьких людей.

Изначально, автор восхищенно в деталях описывает прекрасный город, «Петра творенье», к чьим богатым пристаням стремятся «корабли толпой со всех концов земли», но, прежде, чем перейти к самому повествованию, он внезапно использует явно контрастные предложения:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

И тут в произведении появляется тот самый «маленький человек», Евгений, чья трагическая судьба стала наглядным примером противостояния бедняка и великого государя. Герой, как и многие русские люди, стремился к тихой и размеренной жизни: трудом себе доставить «независимость и честь», построить «приют смиренный и простой», завести семью и пройти весь жизненный путь рядом с одним единственным человеком. Но мечты и планы Евгения за один день разрушила «бурлива» Нева, подобная царскому произволу, ломающему судьбы многих людей, нарушая привычный ход их жизни. Стихия, гневаясь, уничтожила все, что было дорого герою: возлюбленную Парашу, ее мать и дом...

Отныне жизнь бедного чиновника потеряла всякий смысл. Его «смятенный ум» не смог вынести таких «ужасных потрясений». Оглушенный «шумом внутренней тревоги», Евгений просто скитался по Петербургу: «ни зверь, ни человек, ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», он просто доживал свой век.

А. С. Пушкин предоставляет своему «маленькому человеку» возможность взбунтоваться против Петра, «чьей волей роковой под морем город основался». Император предстает перед героем в образе Медного Всадника, который в этот страшный момент был для Евгения не «мощный властелин судьбы», а всего лишь «горделивым истуканом». Поэтому несчастный бедняк и осмелился угрожать государю:

«Добро, строитель чудотворный! -

Шепнул он, злобно задрожав, -

Ужо тебе!..»

Бессмысленный бунт против Петра, чье честолюбие принесло горе многим простым, беспомощным людям, обернулся для Евгения трагедией: герой впадает в безумие, ему кажется, что всадник преследует его. В итоге восставший против государства Евгений заканчивает свой век на маленьком острове в ветхом домике своей любимой, который когда-то туда принесло наводнение.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба...

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» - медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения - Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» - это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип. Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа - Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер. И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер. В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения - это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую - в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие. Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения). Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки. Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека - память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить - теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени - он снова становится безликим, таким, как все. Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного». В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений - это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору - при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие - попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Жизнь людей зависит от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате наводнения главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конечном счете погибает. Можно возразить, какое отношение имеют все эти события к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что в действительности - самое непосредственное. Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора был возведен на берегах Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых. Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме. Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека - это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме "Медный всадник" все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна - это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.

Трагедия «маленького человека» в поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Тема «маленького человека» неоднократно поднималась в произведениях русской литературы: «Петер-бургские повести» Н. В. Гоголя, «Униженные и ос-корбленные», «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, рассказы А. П. Чехова. Жизнь «маленького челове-ка», отображенная в связи с различными события-ми,— это жизнь народа в целом. В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает этот образ, проти-вопоставляя ему две могущественные силы: величие и мощь императора и буйную, неуправляемую сти-хию природы. Деятельность Петра Первого осмысли-валась многими писателями и поэтами в разные вре-менные периоды. И по сей день нет однозначного мне-ния о целесообразности петровских преобразований и допустимости средств, используемых монархом для достижения цели — европеизации России. В своей по-эме А. С. Пушкин сумел очень ярко отобразить дан-ные противоречия. С одной стороны, это великое свер-шение — покорение стихии, создание блестящего го-рода, открывающего перспективы развития внешней политики, затмившего своей красотой и значимостью столицу:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Но с другой стороны, что стояло за осуществлением этих честолюбивых замыслов? В первую очередь, пре-небрежение к нуждам собственного народа, ведь чер-неющие избы — «приют убогого чухонца» — воспри-нимались государем, как картина, омрачающая взор своей неприглядностью, а не как отдельная жизнь от-дельного человека, вторгаться в которую, нарушая ее привычный ход, не позволено даже великим государ-ственным деятелям. Но, презрев условности, невзи-рая на протест народа и природы, могущественный царь добился того, что «юный град»

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там,

По оживленным берегам,

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен...

Город прекрасен, мечты правителя осуществились: «...корабли Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся...»

Поэт образно описывает величие Северной столи-цы, отдавая ей дань своего восхищения. Но тут же ис-пользует прием контраста:

Выла ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

И знакомит нас с главным героем произведения — «маленьким человеком» Евгением, судьба которого помогает нам полнее осознать результаты деяний Петра, совершившего насилие над природой. Петр ве-лик: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» И дум он полон великих, общегосударственного масштаба. А что же Евгений?

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег. Он мечтал:

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

«Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят...

В нескольких строках Пушкин выразил чаяния всего народа, стремящегося к спокойной, размерен-ной жизни в окружении близких людей.

В поэме не показан открыто царский произвол, ло-мающий людские судьбы. Он проявляется косвенно, через восстание природных сил, которые не может ус-мирить даже императорская воля: «С божией стихией царям не совладеть». И честолюбие государя обраща-ется горем для тысяч простых людей, жалких в своей беспомощности. «Ужо тебе!..»,— грозит несчастный Евгений, но даже вылитый из меди Петр внушает ему страх и продолжает вершить его судьбу, сводя с ума. И царь, ранее называемый автором «мощным власте-лином судьбы», превратился в горделивого истукана, холодного и равнодушного.

Описывая событие, произошедшее в тот период, ко-гда эпоха Петра Первого стала уже достоянием исто-рии, автор стремился подчеркнуть значимость этой исторической фигуры, чье волеизъявление надолго останется судьбоносным для простого народа.

Поэма «Медный всадник» (1833) - одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть, что поэма занимает в творчестве Пушкина особое место. В этом произведении поэт попытался решить проблему взаимоотношения личности и государства, эта проблема составляла сущность духовных исканий Пушкина. Поэт видел возможность достижения согласия, гармонии между личностью и государством, знал, что человек может одновременно сознавать себя частью великого государства и яркой индивидуальностью, свободной от гнета. По какому же принципу должны строиться отношения личности и государства, чтобы частное и общественное сливались в одно целое Пушкинская поэма «Медный всадник» была своеобразной попыткой ответить на этот вопрос. К моменту создания «Медного всадника» в русской литературе назрела необходимость в стиховой повести о современном, не экзотическом и не надчеловечном герое.
Сюжет пушкинской поэмы вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний быт Евгения весьма скромен: он «где-то» служит, любит Парашу и мечтает жениться на^любимой девушке. В «Медном всаднике» частная жизнь и жизнь государственная представлены как два замкнутых мира, в каждом из которых существуют свои законы. Мир Евгения - мечты о тихих радостях семейной жизни. Мир государства, у истоков которого стоял Петр, - великие свершения и подчинение всего мира своей воле, своему порядку («Все флаги в гости к нам»). Мир частной личности и мир государства не просто отделены друг от друга, они враждебны, каждый из них несет другому зло и разрушение. Так, Петр свой город закладывает «назло надменному соседу» и уничтожает то, что добро и евято для бедного рыбака. Петр, который пытается подчинить, укротить стихию, вызывает ее злую месть, то есть становится виновником крушения всех личных надежд Евгения. Евгений хочет мстить, его угроза («Ужо тебе!») нелепа, но полна стремления к бунту против «кумира». В ответ он получает злую месть Петра и безумие. Восставший против государства был страшно наказан.
Таким образом, в основе отношений личности и государства лежит взаимное желание зла. И конфликт этот разрешить невозможно. Но для самого Пушкина в этом противоречии не было ничего трагического. Как для себя автор решает кон фликт личности и государства, мы можем понять, если обратимся к месту вступления поэмы «Медный всадник». Пушкин пишет:
Люблю тебя, Петра творенья. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
По мнению Пушкина, в основу отношений между частным и государственным должна быть положена любовь, и поэтому жизнь государства и личности должны обогащать и дополнять друг друга. Пушкин разрешает конфликт личности и государства, преодолевая односторонность и мировоззрения Евгения, и взгляда на жизнь противоположной герою стороны. Кульминацией же этого столкновения является бунт «маленького» человека. Пушкин, поднимая бедного безумца до уровня Петра, начинает использовать возвышенную лексику. В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился угрожать самому Медному Всаднику! Однако бунт сошедшего с ума Евгения, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждает трагический финал «Медного всадника».
Анализируя пушкинскую поэму, мы приходим к выводу о том, что поэт проявил себя в ней как истинный философ. «Маленькие» люди будут бунтовать против высшей силы столько, сколько будет существовать государство. В этом-то и заключается трагичность и противоречие вечной борьбы слабых и сильных. Кто же все-таки виноват: великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX веке некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображенный Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей». Понимания и даже ненависти. Он сознает, что готовность принести себя в жертву - это прямая обязанность поэта.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин на протяжении всей своей жизни подтверждал собственные идеалы и стремления, высказанные в стихах. Он не боялся немилости сильных мира сего, он смело высказывался против крепостничества; выступал в защиту декабристов. Жизнь поэта была непростой, он сознательно отказывался от спокойствия и умиротворенности, считая назначением поэта - открывать миру правду.
В сатире праведной порок изображу И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэту удалось донести до потомства свои мысли. Имя Пушкина всегда будет дорого для тех, кто любит и понимает русскую историю и литературу.



Детская комната