Как появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? Была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Личная жизнь Аксакова.

1 октября 220 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) , автора сказки «Аленький цветочек», повестей "Семейная хроника", «Детские годы Багрова-внука», «Рассказы о родной природе»

Род Аксаковых, или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу,переселившемуся в XI веке на Русь со своей дружиной.Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы. Но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова – русского литератора.

Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по- своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком…

Свое литературное призвание Сергей Тимовеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В ту пору С.Т.Аксаков – отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, музыкальная и театральная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал, как никто.

К вымыслу у автора «душа не лежала», а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказывал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.

Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» .

Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть…

В приложении к «Детским годам Багрова-внука» дана была сказка «Аленький цветочек» , - может быть, самая добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.

Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато все ярче делалось внутреннее зрение, все более гибким и выразительным становился язык…

Сергей Тимофеевич Аксаков умер, не завершив всего, что задумал, но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники, и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги…

(Аксаков Сергей Тимофеевич// Писатели нашего детства. 100 имен.Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерия, 1998.- С.19-22)


Аксаков С.Т. Аленький цветочек : Русская народная сказка

Сказку "Аленький цветочек" Сергей Тимофеевич Аксаков услышал еще в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку-дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". В последние годы жизни, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

Аксаков, С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука/Предисловие и примечание С.Машинского .- М.: Художественная литература, 1982.- 542с.- (Классики и современники. Русская классическая литература)

В книгу вошли два автобиографических произведения С.Т.Аксакова: "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука". В "Семейной хроннике" С.Т.Аксаков расказывает историю своей семьи, но заменяет настоящие имена вымышлеными для того, чтобы современники понимали: это не мемуары, а художественное произведение.

Особенность и прелесть книги заключается в подробностях повествования и жизни. Благодаря чему теперь, спустя два века после описываемого времени, книга приобрела ещё бо́льшую ценность. Спокойно и точно рассказывает Аксаков о своеобразном быте русских помещиков на башкирских землях Оренбургской губернии. То же в «Семейной хронике», которая предшествует «Детским годам», - в ней говорится о родителях и других родственниках Серёжи Багрова. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Аксаков рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Для читателей среднего и старшего школьного возраста


Аксаков Сергей Тимофеевич//Писатели нашего детства. 100 имен.Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.-М.: Либерия, 1998.- С.19-22


Аксаков Сергей Тимофеевич//Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто имен:Биобиблиографический справочник.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.- С.10-13

Русские писатели: Биобиблиографический словарь/Сост. А.И.Спасибенко и Н.М.Гайденков.-М.: Просвещение, 1971.- С.151-155

В статье представлена биография Аксакова, известного русского писателя. Он известен многим как автор сказки а также как создатель "Семейной хроники", "Записок ружейного охотника" и других произведений.

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. В семейной хронике "Детские годы Багрова-внука" автор рассказал о своем детстве, а также составил характеристику своих родственников. Если вы хотите поближе познакомиться с первым этапом жизненного пути такого писателя, как Сергей Аксаков, биография для детей и взрослых, изложенная в этом произведении, наверняка заинтересует вас.

Годы обучения в гимназии

С. Т. Аксаков получил образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях. Матери очень трудно далась разлука с Сергеем, и она едва не стоила жизни как ей, так и самому писателю. В 1799 г. поступил в гимназию С. Т. Аксаков. Биография его отмечена тем, что вскоре мать забрала его обратно, поскольку во впечатлительном и нервном ребенке от одиночества и тоски начала развиваться как признавался сам Аксаков.

В течение года писатель находился в деревне. Однако в 1801 году он поступил в гимназию уже окончательно. С этим учебным заведением связана дальнейшая биография Аксакова. Сергей Тимофеевич неодобрительно отзывался об уровне преподавания в этой гимназии. Однако к нескольким преподавателям он испытывал большое уважение. Это, например, Карташевский. В 1817 году этот человек женился на сестре писателя, Наталье Тимофеевне. Во время обучения Сергей Тимофеевич был отмечен похвальными листами и другими наградами.

Учеба в Казанском университете

В 1805 году, в возрасте 14 лет, Аксаков стал студентом Казанского университета, только что основанного. Часть гимназии, где учился Сергей Тимофеевич, была отведена для нового учебного заведения. Некоторые преподаватели из нее стали профессорами университета. Студенты же были выбраны из числа лучших учеников гимназии.

Проходя курс университетских лекций, одновременно Аксаков продолжал обучение в гимназии по некоторым предметам. В первое время существования университета не было разделения на факультеты, поэтому все 35 первых студентов проходили множество наук: логику и высшую математику, химию и анатомию, классическую литературу и историю. В 1709 году, в марте, Аксаков завершил обучение. Он получил аттестат, в котором были указаны среди прочих науки, о которых Сергей Тимофеевич знал только понаслышке. В университете эти предметы еще не преподавали. Во время обучения у Аксакова возникла страсть к охоте и театру. Эти увлечения сохранились на всю его дальнейшую жизнь.

Первые произведения

Первые произведения написал в возрасте 14 лет С. Т. Аксаков. Биография его отмечена ранним признанием его творчества. В журнале под названием "Аркадские пастушки" было помещено первое стихотворение Сергея Тимофеевича. Его сотрудники пытались подражать сентиментальности Карамзина и подписывались пастушеческими именами: Аминтов, Дафнисов, Ирисов, Адонисов и др. Стихотворение Сергея Тимофеевича "К соловью" было оценено современниками. Аксаков, поощренный этим, в 1806 году основал вместе с Александром Панаевым и Перевозчиковым, ставшим впоследствии известным математиком, "Журнал наших занятий". В нем Аксаков выступал уже противником Карамзина. Он стал последователем Шишкова А. С. Этот человек создал "Рассуждения о старом и новом слоге" и был начинателем славянофильства.

Студенческая труппа, переезд в Москву и в Петербург

Как мы уже говорили, Аксаков увлекался театром. Страсть к нему побудила его создать студенческую труппу. В устраиваемых представлениях Сергей Тимофеевич выступал и сам, при этом показывал сценическое дарование.

Семейство Аксаковых получило в 1807 году приличное наследство, которое досталось от тетки Куроедовой. Аксаковы переехали в Москву, а через год - в Петербург, чтобы дочь получила воспитание в лучших учебных заведениях столицы. С. Т. Аксаковым в полной мере овладело в это время сценическое увлечение. Тогда же стал работать переводчиком в комиссии, занимающейся составлением законов, Сергей Тимофеевич Аксаков. Краткая биография его отмечена в это время и новыми знакомствами.

Новые знакомства

Аксаков хотел усовершенствоваться в декламации. Это желание привело его к знакомству с Шушериным, знаменитым актером конца 19 - начала 20 века. Молодой театрал проводил множество свободного времени у этого человека в разговорах о сцене и в декламациях.

С. Т. Аксаков приобрел кроме театральных знакомств и другие. Он сошелся с Романовским, Лабзиным и А. С. Шишковым. С последним он очень сблизился. Этому способствовал декламаторский талант Шишкова. Сергей Тимофеевич устраивал спектакли в доме Шишкова.

1811-1812 годы

В 1811 году решил оставить работу в комиссии Сергей Тимофеевич Аксаков, краткая биография которого отмечена новыми попытками найти себе занятие по душе, ведь прежняя служба не привлекала его. Сначала, в 1812 году, Аксаков уехал в Москву. Через некоторое время он перебрался в деревню. Здесь он провел годы нашествия Наполеона Бонапарта. Аксаков вместе с отцом записался в милицию.

Побывав последний раз в Москве, писатель познакомился через Шушерина с рядом литераторов, живших здесь, - Кокошкиным, Ильиным, Шатровым и др. Немного раньше Аксаков начал работать над переводом трагедии "Филоктет" Софокла, выполненным Лагарповым. Этот перевод требовался для бенефиса Шушерина. В 1812 году трагедия была выпущена.

Годы после нашествия французов

В период с 1814 по 1815 год Сергей Тимофеевич находился в Петербурге и Москве. В это время он сошелся с Державиным. Аксаков создал "Послание к А. И. Казначееву" в 1816 году. Впервые оно было издано в 1878 году в "Русском архиве". В этом произведении писатель негодует, что галломания общества того времени не уменьшилась после нашествия французов.

Личная жизнь Аксакова

Краткая биография Аксакова продолжается женитьбой на О. С. Заплатиной, дочери одного суворовского генерала. Ее матерью была турчанка, которую в возрасте 12 лет забрали в плен при осаде Очакова. Турчанка была воспитана и крещена в Курске, в семье Воинова. В 1792 году на свет появилась Ольга Семеновна, супруга Аксакова. В возрасте 30 лет женщина скончалась.

Сразу же после свадьбы Сергей Тимофеевич отправился в вотчину Тимофея Степановича, своего отца. Здесь в следующем году у молодых супругов появился на свет сын Константин. Сергей Тимофеевич безвыездно прожил в доме своих родителей 5 лет. Прибавление в семье было ежегодно.

Сергей Тимофеевич в 1821 году выделил сыну село Надежино в Оренбургской губернии. Это место встречается под именем Парашина в семейной хронике. До того как переехать туда, Аксаков поехал в Москву. Здесь он провел зиму 1821 г.

Возвращение в Москву, возобновление знакомств

Краткая биография Аксакова продолжается в Москве, где он возобновил свое знакомство с литературным и театральным миром. Сергей Тимофеевич завязал дружбу с Писаревым, Загоскиным, Шаховским, Кокошкиным и др. Писатель издал перевод десятой сатиры Буало. За это Сергей Тимофеевич удостоился стать членом знаменитого "Общества любителей российской словесности".

В 1822 году, летом, Аксаков вновь отправился вместе со своей семьей в Оренбургскую губернию. Здесь он безвыездно оставался вплоть до 1826 г. Аксакову не давалось занятие хозяйством. Подрастали его дети, которых нужно было учить. Выходом для Аксакова стало возвращение в Москву для занятия здесь должности.

Аксаков окончательно перебирается в Москву

В 1826 году, в августе, Сергей Тимофеевич навсегда простился с деревней. С этого времени до самой своей смерти, то есть около 30 лет, он лишь 3 раза, да и то наездом, был в Надежине.

С. Т. Аксаков вместе с шестью своими детьми перебрался в Москву. Он возобновил дружбу с Шаховским, Писаревым и пр. Биография Аксакова Сергея Тимофеевича отмечена в это время переводческими работами. В 1828 году взялся за прозаический перевод мольеровского "Скупого". А еще раньше, в 1819 году, он стихами изложил "Школу мужей" этого же писателя.

Работа в "Московском вестнике"

Аксаков деятельно защищал своих товарищей от нападок Полевого. Он уговорил Погодина, который издавал "Московский вестник" в конце 1820-х годов, завести в журнале "Драматическое прибавление", над которым работал Аксаков. Сергей Тимофеевич с Полевым враждовал и на страницах "Галатеи" Раича и "Атенея" Павлова. В 1829 году Сергей Тимофеевич прочитал сделанный им перевод восьмой сатиры Буало в "Обществе любителей российской словесности".

Служба цензором

Через некоторое время Аксаков перенес вражду с Полевым на почву цензуры. В 1827 году он стал одним из членов цензурного комитета г. Москвы. Эту должность Сергей Тимофеевич занял благодаря покровительству своего друга А. С. Шишкова, который в то время был министром народного просвещения. Сергей Аксаков прослужил цензором около 6 лет. При этом несколько раз он выполнял обязанности председателя комитета.

Аксаков - инспектр училища, смерть отца

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича (дальнейших лет его жизни) представлена следующими основными событиями. Аксаков стал работать в межевом училище в 1834 году. Работа здесь продолжалась также в течение шести лет, до 1839 года. Аксаков сначала был инспектором училища. Через некоторое время, когда оно превратилось в Константиновский межевой институт, занял должность его директора. Сергей Тимофеевич разочаровался в службе. На его здоровье она влияла очень дурно. Поэтому в 1839 году он решил выйти в отставку. В 1837 году умер его отец, оставив значительное наследство, на которое и зажил Аксаков.

Новый круг знакомств

Круг знакомств Сергея Тимофеевича в начале 1830-х годов изменился. Скончался Писарев, Шаховской и Кокошкин потеряли свое былое влияние, Загоскин поддерживал с Аксаковым чисто личную дружбу. Сергей Тимофеевич начал подпадать под влияние молодого университетского кружка, в который входили Погодин, Павлов, Надеждин вместе со своим сыном Константином. Кроме того, близко сошелся с Гоголем (портрет его представлен выше) Сергей Аксаков. Биография его отмечена знакомством с Николаем Васильевичем в 1832 году. Их дружба длилась 20 лет, до самой (4 марта 1852).

Поворот в творчестве

В 1834 году Аксаков напечатал в альманахе "Денница" небольшой рассказ под названием "Буран". Это произведение стало поворотным в его творчестве. Сергей Аксаков, биография которого до этого времени не была отмечена созданием такого рода произведений, решил обратиться к действительности, освободившись в полной мере от ложноклассических вкусов. Идя по пути реализма, писатель в 1840 году принялся за написание "Семейной хроники". Произведение было закончено в 1846 году. Отрывки из произведения были опубликованы в "Московском сборнике" в 1846 году.

В следующем, 1847, появилось еще одно произведение Аксакова - "Записки об ужении рыбы". А еще через несколько лет, в 1852 году - "Записки ружейного охотника". Эти охотничьи записки имели большой успех. Имя Сергея Тимофеевича стало известно всей стране. Его слог был признан образцовым, а характеристики рыб, птиц и зверей - мастерскими изображениями. Произведения Аксакова признали И. С. Тургенев, Гоголь и др.

Затем Сергей Тимофеевич начал создавать воспоминания семейного и литературного характера. В 1856 году была издана "Семейная хроника", имевшая большой успех. Мнение критиков разошлось по поводу этого произведения, которое считается одним из лучших в творчестве Сергея Тимофеевича. Например, славянофилы (Хомяков) считали, что Аксаков первым среди русских литераторов нашел положительные черты в современной ему действительности. Критики-публицисты (например, Добролюбов), напротив, находили отрицательные характеристики в "Семейной хронике".

В 1858 году вышло продолжение этого произведения. Оно называется "Детские годы Багрова-внука". Это произведение имело меньший успех.

Болезнь и смерть

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича для детей и взрослых отмечена тяжелой болезнью, с которой ему приходилось бороться в последние годы. Здоровье писателя пошатнулось примерно за 12 лет до смерти. Из-за болезни глаз он был вынужден долгое время находиться в темной комнате. Писатель не был приучен к сидячей жизни, его организм пришел в расстройство. При этом Аксаков лишился одного глаза. Болезнь писателя начала доставлять ему жестокие страдания весной 1858 г. Однако он переносил их с терпением и твердостью. Последнее лето Сергей Тимофеевич провел на своей даче, находившейся близ Москвы. Когда болезнь отступала, он диктовал новые произведения. Это, например, "Собирание бабочек". Произведение было опубликовано уже после смерти писателя, в конце 1859 года.

Краткая биография Сергея Аксакова отмечена переездом в Москву осенью 1858 года. Он провел в больших страданиях всю следующую зиму. Однако, несмотря на это, он все еще занимался иногда литературой. В это время Аксаков создал "Зимнее утро", "Наташу", "Встречу с мартинистами". Биография Аксакова заканчивается в 1859 году, когда Сергей Тимофеевич скончался.

Много раз появлялись отдельными изданиями. В частности, "Семейная хроника" пережила 4 издания, а "Записки ружейного охотника" - целых 6. И в наше время не угасает интерес к жизни и творчеству такого писателя, как С. Аксаков. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, лишь вкратце знакомит с его творческим наследием. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской литературы.

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала» , а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди - старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Из послания к М.А.Дмитриеву, 1850

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Т.АКСАКОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1986.
Всем известен С.Т.Аксаков - «певец родной природы» и сказочник. Но мало кто знает его интереснейшие «Литературные и театральные воспоминания», которые звучат неожиданно современно сейчас, когда русскому театру исполнилось 250 лет. Не пропустите также «Историю моего знакомства с Гоголем», содержащую не только воспоминания о великом друге Сергея Тимофеевича, но и переписку с ним. А посему - читайте все три тома от корки до корки.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи // Сказки русских писателей. - М.: Круг чтения, 2001. - С. 64-89.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи / Предисл. А.Шарова; Рис. Л.Ионовой. - М.: Дет. лит., 1985. - 32 с.: ил.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
…и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Собрался купец по торговым делам за море и обещал каждой из дочерей гостинец, какой она пожелает. А меньшой, самой любимой, - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете…»

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА; АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА: Повесть / Худож. А.Иткин. - М.: Дет. лит., 2001. - 349 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Память Аксакова сохранила все события его детства: от первых младенческих лет до поры раннего отрочества. Любовь и ласка матери, «охотничьи походы» с отцом, все звуки, запахи и краски степного края живут в книге, как будто и не прошло с тех пор двух веков…

РАССКАЗЫ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ / Вступ. ст. Н.Пахомова; Рис. Г.Никольского. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.
Ранний очерк С.Т.Аксакова «Буран», главы из повести «Детские годы Багрова-внука», главы из «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» очень хороши для первого знакомства с прозой писателя.

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА; ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА / Вступ. ст. А.Хомякова; Худож. И.Фалалеев. - М.: Новатор, 1996. - 387 с.
«Семейная хроника» рассказывает о двух поколениях семьи Аксаковых, названных здесь Багровыми, с их чадами и домочадцами, крестьянами и дворовыми. На закате XVIII века семейные традиции, уклад жизни русской усадьбы были ещё величественны и незыблемы. Бесценные подробности старины автор передал бережно и любовно.

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Т.АКСАКОВА

Абрамцево: Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. - М.: Сов. Россия, 1981. - 217 с.: ил.

Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 12-13.

Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 15-72.

Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 3-13. - (Б-ка мировой лит. для детей).

Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. - М.: Дет. лит., 1982. - 220 с.: ил.

Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 356-482.

Манн Ю. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели: Биогр. словарь: В 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. - С. 22-24.

Манн Ю. Семья Аксаковых: Ист.-лит. очерк. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.

Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1973. - 575 с.: ил.

Низовский А. Абрамцево // Усадьбы России. - М.: Вече, 2005. - С. 3-9.

Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков // Русские писатели в Москве. - М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 147-165.

Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 4. - С. 214-219.

Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич // Стародуб К. Литературная Москва: Ист.-краевед. энциклопедия для школьников. - М.: Просвещение, 1997. - С. 17-19.

Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 21-49.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Т.АКСАКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.
Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке: По мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Реж. В.Грамматиков. Комп. А.Муравлёв. СССР-Германия-Дания, 1991. В ролях: Е.Темникова, Р.Шегуров, Л.Овчинникова, И.Ясулович и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

Сказка "Аленький цветочек" Аксакова С. Т. вошла в приложение к "Детские годы Багрова - внука". Художественное переложение известной французской сказки "Красавица и чудовище" на русские традиции принесло автору популярность, и до сих пор является одной из любимых волшебных историй детей и взрослых. Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это исцеляющая сила любви.

Аксаков Сергей Тимофеевич: краткая биография

Сергей Тимофеевич Аксаков (1971-1859 гг.) - русский писатель, театральный и литературный критик и государственный деятель, родился в городе Уфе. Сергей Тимофеевич делал переводы с французского языка, написал сборник рассказов об охоте и рыбалке, создал автобиографическую трилогию о Багровых, в которой попытался описать свой взгляд на правильное нравственное воспитание юного поколения.

Продолжением "Семейных хроник" и "Воспоминаний" стали "Детские записи Багрова - внука", в приложении к которым и была напечатана сказка "Аленький цветочек", так полюбившаяся отечественному читателю и принесшая писателю широкую известность. Эти три произведения занимают достойное место не только в русской, но и мировой литературе. Простое и размеренное описание быта нескольких поколений обычной дворянской семьи до сих пор вызывают интерес большого круга читателей. "Детские записи" стали книгой автора о детях и для ребенка.

Большинство критических статей Аксакова были опубликованы под чужими именами, псевдонимами или вовсе анонимно, такие ограничения накладывала на писателя служба в ведомстве цензуры.

Первоисточник сказки "Аленький цветочек" С. Т. Аксакова

Габриэль Сюзанна Барбо де Вильнёв (1695-1755 гг.) - французская сказочница, считающаяся первым автором знаменитой "Красавицы и чудовища". История была напечатана в 1740 году. Творения автора основательно подзабыты, и настоящую версию сказки в Европе печатают в приложении к сказкам братьев Гримм.

Источником для истории послужила сказка древнеримского философа Апулея об "Амуре и Психее". Согласно мифам, Психея была младшей принцессой и красотою затмевала даже Афродиту. Девушка страдала и была одинока, потому что никто не видел ее внутренней красоты. Богиня потребовала от своего сына Эрота (Амура) вселить в сердце девушки любовь к самому мерзкому и отверженному существу на земле.

Оракул предсказал, что царь должен отвести любимую дочь к пещере и оставить на милость невиданного чудовища. Принцесса была покорна и выполнила волю отца, муж потребовал от нее только одного - никогда не расспрашивать о том, кто он.

Жизнь Психеи была тихой и счастливой, пока сестры, позавидовав, не рассказали ей небылиц о муже. Принцесса боялась за жизнь своего ребенка и отважилась выяснить, действительно ли возлюбленный - дракон. Она тайком зажгла ночью светильник и на месте чудовища увидела Амура. Нарушив обещание, Психея была надолго разлучена с мужем, и только преодолев множество испытаний, заслужила божественное прощение и бессмертие.

История создания сказки

Автор сказки "Аленький цветочек" отреставрировал историю по обещанию, данному своей внучке Оле на Рождество. Поэтому писателю было важно изложить главную мысль сказки "Аленький цветочек" в яркой и доступной для малышей форме. В письмах сыну Ивану Сергей Тимофеевич пояснял, что пишет сказку, хорошо известную ему из собственного детства. В имении родителей Аксакова служила некая ключница Пелагея, в молодости служка в доме персидских послов. Только там простая и необразованная женщина могла услышать изысканные сказки Востока и Европы.

Сергей Тимофеевич Аксаков писал свои книги для детей, как для настоящих взрослых, избегая нравоучений, очень популярных в те времена. Писатель говорил, что главное - это "художественное в высшей степени" исполнение историй, а прямые наставления ребенку читать очень скучно. Поэтому когда малышей спрашивают, о чем сказка "Аленький цветочек", они всегда очень эмоционально и с большой охотой начинают пересказывать события истории.

Сюжет и мораль сказки "Аленький цветочек"

По версии Аксакова, три дочери купца попросили себе подарки из дальних стран. Пережив нападение разбойников, купец находит дивный дворец, а в его садах цветочек по заказу младшей дочери. Разгневался хозяин волшебных владений на поступок неблагодарного купца и пообещал казнить вора. Купец умолял о прощении и поведал о своих дочерях, тогда чудище решило, что если одна из дочерей по доброй воле заменит отца, то не станет он мстить.

Купец рассказал о приключениях детям, и младшая дочка согласилась спасти отца. В заколдованных владениях жизнь ее была спокойной и обеспеченной, сам хозяин назывался ее "послушным рабом". Со временем герои полюбили друг друга, даже ужасная внешность чудища перестала пугать девушку. Однажды купеческая дочь отпросилась в гости домой с условием вернуться через три дня и ночи. Старшие сестры позавидовали младшей и обманом задержали ее на больший срок. Вернувшись, девушка застала умирающие чудовище, но сила ее любви спасла героя и разрушила чары.

Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это сила великой любви, способной преодолеть все препятствия и исцелить духовные и физические недуги.

Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т.

Герои сказки верят в любовь и добро. Купеческая дочь, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради отца. Заколдованное чудовище хоть и зависит от девушки, но не смеет ее неволить и отпускает к отцу и сестрам. Еще одной главной мыслью сказки "Аленький цветочек" является способность человека меняться. Даже совершив неприглядный поступок, запугав отца девушки, чудовище все равно предстает перед читателями благородным и честным. Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т. вызывают у детей только положительные впечатления.

Спектакли и экранизации сказки

Красивые сказки о силе чистой и бескорыстной любви всегда становились основой для театральных постановок и экранизации. В 1952 году "Союзмультфилм" сделал прекрасную мультипликационную версию "Аленького цветочка" для детской аудитории. Лента оказалась настолько мастерски выполненной и вызывала интерес детей, что была восстановлена в 1987 году и переозвучена в 2001 году.

В 1949 году на сцене драматического театра имени Пушкина в Москве состоялась премьера спектакля по мотивам сказки. Постановка пользуется популярностью и по сей день.

Также существуют две киноверсии 1977 г. и "Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке" 1991 г. В ленте 1977 г. подобран прекрасный актерский состав (Александр Абдулов, Алла Демидова и Лев Дуров), но сам фильм получился довольно мрачным. Сказка 1991 г. - это совместный кинопроект СССР, Германии и Бельгии. Результатом работы стала очень качественная и интересная экранизация, которая из-за событий 1991 г. не получила должного внимания и известности в стране.

«З.Александрова Родина» - В саду смородина, И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. У реки берёза - скромница. Золотая целина… В лужах первые кораблики, Толстый тополь у ворот. Родина бывает разная, Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт. Кавказ. «Родина». Тайга. Старый дом, По стихотворению З.Александровой.

«Аксаков Аленький цветочек» - Прислать заместо себя одну из дочерей своих. Золотой венец из каменьев самоцветных. Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? Где сорвал купец цветочек аленький? Сергей Тимофеевич Аксаков. Что заказала средняя дочь? 10. 1. 5. Куда ездил купец по делам? Сколько дочерей было у купца?

«Марк Алданов» - Чертов мост. Настоящие имя-Марк Александрович Ландау. В каком городе родился Марк Алданов? В 1919 Алданов едет во Францию. Годы жизни 1886-1957. Вопросы классу. Биография. Марк алданов. Родился 26 октября 1886 года в Киеве.

«Я.Аким стихи» - Первый снег! Спят на небе облака, Золоченые бока. М., 1954 Неумейка. Разноцветные дома. Отсыпайтесь, совы, днем И ночные звери. М., 1971 Твой город. В нашем классе ученица. Без окошек черный дом, Запертые двери. Старотитаровской Степанченко Инна Владимировна. Напоследок - красный дом, Расписные стекла.

«Анненский» - Анненского". В. И. Анненский-Кривич. Валерий Брюсов. Лирический герой Анненского - человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". В 1923 г. Кривич опубликовал оставшиеся тексты поэта в сборнике "Посмертные стихи Ин. В печати Анненский дебютировал как критик. Царскосельский вокзал.

«Дон Аминадо» - В 1910 году переехал в Москву. Рождение писателя. Кем был. Сотрудничал в газетах "Раннее утро", "Новь" и в журнале "Сатирикон". Воспоминания, New York, 1954. Газеты в которых сотрудничал. Овчинников Владимир и Кочетков Виктор 5-Б. Книги. Дон Аминадо. Биография Дона Аминадо.

Всего в теме 34 презентации



Пособия и алименты