Мусоргский. Избушка на курьях ножках

Сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – “Детская музыка”. (ор.65) Интересно, что все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения. Понятно, что трехчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей. «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня - с утра и до вечера. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). Сказочка. Трогательно простая, жалобная мелодия напоминает русский жалобный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Тарантелла. Музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. При этом пульс оживленного движения остается таким же непрерывным, неутомимо-энергичным. (Тарантелла – это итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии); музыкальный размер - 6/8, ³/8. Характерной особенностью тарантеллы является ритмический рисунок, насыщенный триолями. Этот стремительный танец исполняется одной или несколькими парами, иногда сопровождается пением). Раскаяние. В пятой пьесе преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира, ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности. Следующие затем пьесы – «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и «Пятнашки» образуют своеобразную маленькую триаду внутри «Детской музыки». «Дождь и радуга» – маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукописи Прокофьева. Пятнашки. Пятнашки – русская народная игра. По характеру музыки и мелодическому рисунку, а также по фактуре изложения «Пятнашки» словно перекликаются с «Тарантеллой». Марш . «Кукольность» не является здесь доминирующим выразительным качеством музыки. В «Марше» остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворенными интонациями удалой солдатской песни. Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини – Катерины. Ходит месяц над лугами. «Ходит месяц над лугами», - писал Прокофьев, - написана на собственную, а не на народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугами». Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла. Многие его части словно перекликаются своим образным содержанием. Так музыка «Вечера» своим мягким «акварельным» колоритом, в чем-то близка «Утру»; «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводят маленького слушателя в волшебный мир русской сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует его своеобразное «двойное» обрамление.

Музыкальный язык прокофьевских произведений для детей, ни в какой мере, не может быть назван примитивным или упрощенным. Но при этом композитор «не собирается жертвовать ни одной из особенностей своего стиля. Наоборот, черты стиля обостряются, словно фокусируются на небольшом пространстве детской пьесы.

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Утро

Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро
Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро


1-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе.

Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.

Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка спокойная, светлая.

П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).

В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.

Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.

Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.

П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).


2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать музыкальные произведения, стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняет пьесы, дети определяют характер музыки).

Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки.

Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным.

Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок - воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,
По плечу молодцу все тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Какой музыкальной пьесе оно близко по духу?

Д е т и. «Утру» С. Прокофьева.

П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и гаснут».

Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на русскую народную песню (исполняет 18-23-й такты). И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.

В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому музыкальному произведению она близка?

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского.

П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней... (Играет 25-й - 32-й такты, потом всю пьесу целиком.)

А вот ещё одно стихотворение С. Есенина:

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

С каким музыкальным произведением можно сравнить это стихотворение?

Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро».

П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его - приветливое, милое, задушевное! (Могут быть использованы репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Утро
Чайковский. Зимнее утро
Чайковский. Занялася заря, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

С. Прокофьев «Утро»

Пьесу «Утро» С. Прокофьева из »Детской музыки» можно сравнить с пейзажными зарисовками, с поэтическими строчками, которые, возможно, к ним подберут сами дети. В пьесах практически отсутствуют изобразительные «подсказки» для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве детей с музыкой спросить у них, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.

Это миниатюрное произведение рассказывает слушателю о пробуждении всего на земле: растений, животных, людей - в светлое, возможно, летнее утро. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу.

Композитор для воплощения светлого утреннего настроения использует много приёмов: здесь и прозрачная фактура, где обособлены низкие и высокие регистры, и любование чистыми звучаниями консонирующих трезвучий, здесь и негромкая динамика, от mp до pp, показывающая всю тишину и умиротворённость свежего утра. Медленный темп andante tranquillo создаёт впечатление пробуждения после длительного сна: просыпается все - и природа, и люди Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. - М., 2002..

Как отмечает Е. Трембовельский, «Прокофьев не прибегает здесь к таким остро действующим средствам, как полиаккордика, полифункциональность, полимодальность или политональность, а изобретает свой вариант «поли» - полирегистровость. (…) Эффект «поли» обеспечивается заблаговременным показом каждого из сочетаемых пластов отдельно».

Рассмотрим некоторые из музыкально-выразительных средств, используемых Прокофьевым для передачи утреннего настроения.

Первые 2 аккорда музыкального произведения по своему расположению очень показательны. Контраст между высоким и низким регистром дает слушателю необычайное ощущение, будто перед ним предстают символы дня и ночи, света и темноты, сна и пробуждения. Несмотря на то, что оба аккорда одинаковы по своей структуре, тональности и функции (тонические мажорные трезвучия в C-dur), однако же, звучат они совершенно по-разному. Благодаря контрасту регистров, они словно принадлежит разным тембрам: один из них светлый, мягкий, умиротворённый, другой же поглощает своей тёмной окраской, густотой и настороженностью.

Эти аккорды, а также ещё 2 субмотива, составляют фразу, являющуюся основой всего произведения. На протяжении первых восьми тактов происходит ее трёхкратное ритмическое и функциональное варьирование. С каждым этапом варьирования происходит «прояснение» функциональной окраски. Прослушав мотив в первый раз, мы не можем точно распознать его гармонические функции (T-SII-Т или же T-D-Т), лишь постепенно, на протяжении трех «вариаций», эти функции нам разъясняются посредством прибавления подголосков в мелодии, создающий более полную гармонию. Последний вариант гармонизации темы: T-S-DD-D-T.

Примечательно, что «прояснение» функционального значения аккордов очень напоминает эффект пробуждения, когда сознание проясняется, а предметы, имеющие в темноте нечёткие очертания, с рассветом приобретают определённые формы.


Новый раздел произведения открывается «ползущей» темой с хроматическими ходами в нижнем голосе, символизирующей поднимающееся солнце. Начинаясь в низком регистре, тема с каждым тактом поднимается всё выше и выше Блок В. Музыка Прокофьева для детей. ? М.: Музыка, 2009..

На её фоне в верхнем голосе появляется аккордовая фигурация, выстроенная по звукам До-мажорного трезвучия и одновременно включающая секстовые интонации начальной фразы. Она даёт ощущения света и объёма. Если рассмотреть функциональную основу нового раздела, то можно заметить определённую закономерность в употреблении аккордов первых четырёх тактов. Функции располагаются строго по терциям (T-III-D). После звучания первого тонического аккорда каждый следующий отличается от предыдущего на один звук, образуя постепенное перерождение гармоний. В пятом такте, после звучания доминантовой гармонии, внезапно следует субдоминантовая функция (SII). Известно, что такой гармонический ход в классической гармонии является недопустимым, но он вполне уместен у композитора XX века, ход звучит свежо и современно. На аккорде SII завершается первая фраза нового раздела.


Начало следующего построения основано на субдоминантовых гармониях (аккорды II и VI ступени). Плагальность этого оборота придает звучанию мягкость и не конфликтность. Это последовательность приводит к кульминации особого рода - «тихой кульминации» (вместо привычных нам ff композитор вводит pp и dolce). Остроту гармонии придаёт аккорд, введённый самим Прокофьевым - так называемая «прокофьевская доминанта» (доминантовый нонаккорд с повышенной септимой), который благополучно разрешается в тонику.

Второй раздел средней части представляет новую фазу «пробуждения». Композитор использует те же мелодические средства, только с несколькими изменениями: верхний голос с нижним теперь меняются местами - гармоническая фигурация на звуках До-мажорного трезвучия появляется в басу, а в сопрано проходит светлая нисходящая мелодия, подобная той, что проходила в первый раз в нижнем голосе. Функциональное решение раздела в какой-то степени схоже с предыдущим, однако, имеются и отличия (T3 5 -D3 5 >VI 7 -S3 5 -D6 5 -SII3 5 -D 7). Построение также завершается на «прокофьевской доминанте», но на этот раз композитор использует не D 9 , а D 7 с расщеплённой септимой.

Реприза возвращает нас в предыдущее настроение.

Обобщая новаторские приёмы, использованные Прокофьевым в первой пьесе цикла, перечислим основные из них:

  • 1) Композитор использует фоническую окраску созвучий как мощное выразительное средство - благодаря выявлению красочности регистров удаётся создать эффект звучания разных тембров (светлый, прозрачный и густой, тёмный) как символов дня и ночи, сна и пробуждения;
  • 2) Использование редко употребительного в музыке 18-19 столетий приёма «тихой кульминации» (на pp и dolce);
  • 3) «Прояснение» функциональной окраски - музыкально-художественный приём, за счёт которого композитор реализует художественный замысел произведения;
  • 4) Композитор в основном использует классические аккорды, но, несмотря на это, в произведении часто встречаются новые, неклассические гармонизации, широко распространённые в XIX веке, в эпоху романтизма, например, эллиптические обороты. Прокофьев также добавляет в музыку много своего, индивидуального, к примеру - «прокофьевскую» доминанту (доминанта с повышенной септимой).

утро музыкальный мелодия

Последние аккорды «Утра», словно солнечные блики, сменяются мерной и плавной поступью «Прогулки» Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. - М.: Музыка, 2007..

Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они ее запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесу «Утро» С. Прокофьева надо слушать неоднократно. При первом знакомстве желательно обратить внимание на некоторые средства музыкальной выразительности.

Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи. В нотном рисунке можно обратить внимание на скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу. Для таких высоких и низких звуков как будто не хватило пяти линеек.

Пьеса звучит тихо. При желании можно закрепить понятие «регистр» и специфику применения разных регистров (игру разными регистрами) как прием, характерный для творчества С. Прокофьева.

  1. 1. Знакомим детей с музыкой С. С. Прокофьева «Детская музыка» Иванченко Наталья Владимировна музыкальный руководитель СП «Детский сад № 55» ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
  2. 2. Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891- 5 марта 1953), композитор, пианист, дирижёр. Для детей им написаны: Симфоническая сказка «Петя и волк», балеты «Золушка» и «Сказ о каменном цветке», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», альбом пьес для молодых пианистов «Детская музыка».
  3. 3. Детская музыка для фортепиано Сборник из 12 легких фортепианных пьес «Детская музыка» появился в 1935 году, после возвращения Прокофьева на родину из 15-летнего пребывания за рубежом. Его появлению способствовало бурное развитие детской самодеятельности, рост сети детских музыкальных школ. Композитор почувствовал в дыхании сегодняшней жизни интонации и образы, близкие детворе. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки.
  4. 4. «Утро» В пьесе «Утро» между аккордами, звучащими в разных регистрах, свободно и легко дышится светлой, простой, свежей «утренней» мелодии. Солнце еще не взошло, но его первые, прозрачные лучи мягко освещают природу. А в глубоких басах слышны остатки уходящей ночи: там все еще в тени, туда еще не дошли первые лучи наступающего дня.
  5. 5. «Прогулка» Но вот исчезли последние тени. «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело. Слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.
  6. 6. «Сказочка» Тихая и нежная, русская по мелодии и характеру «Сказочка» принадлежит к лучшим пьесам сборника. Мелодия напоминает русский жалеечный наигрыш, который выразительно оттенен подголосочной полифонической тканью пьесы.
  7. 7. «Тарантелла» «Тарантелла» − итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Все здесь весело и красочно, как на карнавале.
  8. 8. «Раскаяние» «Раскаяние» − самая серьезная из всех 12 пьес. Как хорошо она передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими- то очень важными вопросами, и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
  9. 9. «Вальс» Чудесный светлый «Вальс», пленяющий пластичностью мелодии, заставляет вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов. Вторая тема вальса изящна и капризна, воспринимается как выразительный диалог.
  10. 10. «Шествие кузнечиков» «Шествие кузнечиков» – очень забавное, с чертами маршевости и преобладанием фанфарных энергичных интонаций.
  11. 11. «Дождь и радуга» «Дождь и радуга» − музыка рисует унылое, грустное настроение – нельзя из-за дождя на улицу выйти! Потом причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
  12. 12. «Пятнашки» «Пятнашки» – безудержно-шаловливая беготня, словно перекликающиеся с «Тарантеллой». Музыка полетна, в пьесе много веселого озорства, юмора, улыбки, неожиданных акцентов.



Биография. Прокофьев родился 11(23)апреля 1891 года в селе Сосновка в Екатеринославской губернии в Украине, где его отец был управителем имения Сосновых. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Умер Прокофьев в Москве 5 марта Бокова С Ю


Детство и юность. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. Бокова С Ю




Становление Прокофьева… Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Бокова С Ю


С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет "Ромео и Джульетта" по В. Шекспиру (1936); Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Бокова С Ю


Прокофьев оставил огромное творческое наследие 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония- концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально- симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. "Русская увертюра", "Симфоническая песнь", "Ода на окончание войны", 2 "Пушкинских вальса"); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.). Бокова С Ю


Музыка для детей. симфоническую сказку на собственный текст "Петя и волк" с инструментами- персонажами (1936); Среди них балет «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Музыка для детей». Бокова С Ю



Что такое танец? ТАНЕЦ, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Бокова С Ю


Полька. Полька. Танец чешского происхождения, в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Полька широко использована также в опере Сметаны Проданная невеста и опере Шванда-волынщик Яромира Вейнбергера. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др Бокова С Ю




Вальс. Вальс. Свое начало в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen – «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры, которые вошли в моду ок Бокова С Ю
Тарантелла. Очень живой танец в размере 6/8; его название связано либо с городом Таранто в Южной Италии, либо с пауком тарантулом, который встречается в этом районе. Легенда гласит, что укушенный тарантулом заболевает болезнью («тарантизм»), которую можно исцелить только безудержной пляской. Для музыки тарантеллы, во многом похожей на сальтарелла, типично движение сплошными триолями. Хорошо известные образцы тарантеллы в профессиональной музыке можно найти у Ф.Листа, Ф.Шопена, К.М. фон Вебера, Д.Обера; финал Итальянской симфонии Ф.Мендельсона также напоминает по стилю тарантеллу. Бокова С Ю



Пособия и алименты