М. Горький

Горький

Слайдов: 10 Слов: 810 Звуков: 0 Эффектов: 19

В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. Годы эмиграции Максима Горького Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. - Горький.ppt

Биография М.Горького

Слайдов: 40 Слов: 1208 Звуков: 0 Эффектов: 112

Псевдоним. Домик Каширина. «Духовно родился в Казани…». Дом-музей в Казани. Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Создает серию рассказов и очерков. С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Особняк Рябушинского. Горьким создается множество газет и журналов. Неожиданно умирает сын Горького. Горький и Шаляпин. Санкт-Петербург. Корин. - Биография М.Горького.ppt

Биография Максима Горького

Слайдов: 14 Слов: 663 Звуков: 0 Эффектов: 0

Родители. Начало жизненного пути. Слава Горького. Издательство "Знание". Эмиграция 1905-1917. Возвращение в СССР. - Биография Максима Горького.ppt

Годы жизни Горького

Слайдов: 20 Слов: 1076 Звуков: 0 Эффектов: 42

Слава Горького. Раннее творчество Горького. Вкус свободы. Несвоевременные мысли. Жизнь Клима Самгина. Тест. Композиция «рассказа в рассказе». Шум. Пьеса. - Годы жизни Горького.ppt

Годы жизни Максима Горького

Слайдов: 25 Слов: 1810 Звуков: 0 Эффектов: 0

Краткая информация. Детство. Нелегкая жизнь. Популярность Горького. Горький – за демократию и знания. С каким гневом Горький писал о проблеме “российской глупости”. Поздняя деятельность Горького. Обстоятельства смерти. Встречи со знаменитостями. Федор Шаляпин. Максим Горький и Л.Н.Толстой. У Горького с И.В.Лениным были непростые отношения. - Годы жизни Максима Горького.ppt

Романтизм в творчестве Горького

Слайдов: 31 Слов: 1530 Звуков: 0 Эффектов: 142

Максим Горький. Музей-квартира А.М.Горького. Что такое романтизм. Песня о буревестнике. Буревестник с криком реет. Герой неудовлетворен действительностью. Легенда о Ларре. Легенда о Данко. Как выглядят люди. Роль пейзажа в произведении. Героиня рассказа. Каковы черты романтизма. - Романтизм в творчестве Горького.ppt

Жизнь и творчество Горького

Слайдов: 51 Слов: 2264 Звуков: 2 Эффектов: 4

Тоска не возьмет никогда. В карете прошлого никуда не уедешь. Макар Чудра. Песня о Буревестнике. Дети солнца. Горький едет за границу. Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров. Горький жил в Италии. Съезд советских писателей. Жизнь Клима Самгина. Музей-квартира М. Горького в Москве. Памятник М. Горькому в Санкт-Петербурге. Жизнь тасует нас, как карты. Орган писателя. Жизнь без любви - не жизнь. Декорации. Афиша о гастролях берлинской труппы. Двор ночлежки. Типаж-группа стариков. Актер. Васька Пепел. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Наташа. Художник С. Гонков. - Жизнь и творчество Горького.ppt

Произведения Горького для детей

Слайдов: 40 Слов: 2231 Звуков: 10 Эффектов: 13

Речевая разминка. Пешков Алексей Максимович. Семья Максима Горького. Прошли годы. Горячо приветствую будущих героев труда. Мальчик Боря. Маленький мальчик Евсейка. Усатые лангусты. Рассеяны актинии. Быстрые креветки. Рак-отшельник. Игривая рыбёшка. Надо переменить разговор. Голотурия. Проплыла мимо сепия. Ухо щекочет креветка. Мамаша сердится. Поплыла рыба. - Произведения Горького для детей.ppt

Детство

Слайдов: 13 Слов: 607 Звуков: 0 Эффектов: 61

Цели и задачи урока. Встреча с писателем. Герои повести. Вопросы и задания. Как рисует Горький картину пожара. Почему Горький называет Хорошее Дело «чужим». - Детство.ppt

Книга «Детство» Горький

Слайдов: 11 Слов: 430 Звуков: 0 Эффектов: 49

Встреча с писателем. Место действия повести. Образ бабушки. Расскажите историю Цыганка. Уличные впечатления. - Книга «Детство» Горький.ppt

Герои «Детства»

Слайдов: 20 Слов: 1888 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гендер и пол. Изучить гендерные речевые различия. Взаимоотношения мужчин и женщин. Мысли известных людей о гендере. Гендерные особенности текста. Параметры сравнения. Часто употребляемые слова. Особенности поведения. Тип предложений. - Герои «Детства».ppt

М.Горький «На дне»

Слайдов: 46 Слов: 1940 Звуков: 0 Эффектов: 57

Фридрих Ницше. Ницше. Творчество М.Горького в 1890-е годы. Возвращение Горького в Петербург. Если человек опаршивеет - своди его в баню. Решительно, Горький - не драматург. У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Философичность горьковской драмы. Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Начало новой репертуарной линии. Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому. Квашня. Сатин. Бубнов. Костылев, Василиса. Лука. Три правды в пьесе Горького "На дне". Пепел. Правда Луки – Правда Бубнова – правда факта. Как бы мы должны были оценить врача. - М.Горький «На дне».ppt

Герои пьесы Горького «На дне»

Слайдов: 28 Слов: 1498 Звуков: 0 Эффектов: 38

Максим Горький. Эпиграф. Жестокий экономический кризис. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Характеристика героев. Сатин. Васька Пепел. Барон и Настя. Актёр. Пьеса «На дне» . Основные проблемы. - Герои пьесы Горького «На дне».ppt

Горький «Песня о соколе»

Слайдов: 12 Слов: 349 Звуков: 0 Эффектов: 0

Роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе». Центральная часть произведения – песня Рагима. Что поразило вас в Соколе, и считаете ли вы в чем-то правым Ужа. Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут. Заключительные строчки М.Горького из «Легенды о Марко». - Горький «Песня о соколе».ppt

Случай с Евсейкой

Слайдов: 23 Слов: 560 Звуков: 0 Эффектов: 10

Как он может жить на свете без усов и чешуи. Как рыбы смеялись над Евсейкой. Подберите в тексте подходящий диалог. Выбери нужный ответ. Алая морская звезда. Подумал Евсейка. Лангуст. Морская черепаха. Проверь себя. - Случай с Евсейкой.ppt

Горький «Старуха Изергиль»

Слайдов: 19 Слов: 959 Звуков: 0 Эффектов: 17

Максим Горький. Выход израильтян из Египта. Обратимся к тексту легенды о Данко. Сюжет легенды о Данко. Объяснение главной причины. Работа с текстом. Раздражение. Смельчак. Иллюстрация художника. - Горький «Старуха Изергиль».pptx

Анализ «Старухи Изергиль»

Слайдов: 14 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 4

Знакомство с ранним творчеством М. Горького. Романтизм. Легенда о Ларре. Гордость. Портретная характеристика. Позиция героини. - Анализ «Старухи Изергиль».pptx

А.М.Горький

Слайдов: 12 Слов: 104 Звуков: 0 Эффектов: 0

Максим Горький. Главы из повести «Детство». А. М. Горький. В семье Кашириных Алёша чувствовал себя чужим. - А.М.Горький.ppt

Максим Горький

Слайдов: 5 Слов: 214 Звуков: 0 Эффектов: 5

16 (28) марта 1868 (Нижний Новгород) - 18 июня 1936. Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты». Впервые под названием «В Черноморье» (с подзаголовком Песня) опубликован в «Самарской газете». - Максим Горький.ppt

Горький Максим

Слайдов: 26 Слов: 1634 Звуков: 0 Эффектов: 3

Детство. Мать, Варвара Васильевна, урожденная Каширина, была дочерью нижегородского купца. Мать отдает Алексея в семью своего отца. Обучение. 1884 год – Пешков переезжает в Казань, с целью поступить в университет. Произведение было подписано «Максим Горький». Первая жена писателя. Схоронила обоих детей – дочь в пятилетнем возрасте, сына – не дожившим до сорока. Мария Андреева тоже была замужем. И не с кем-нибудь, а с известным на всю Россию миллионером Саввой Морозовым. Андреева вдруг поняла, что влюбилась по-настоящему. Незадолго до революции Горький и Андреева вернулись в Россию. - Горький Максим.ppt

Горький писатель

Слайдов: 17 Слов: 721 Звуков: 0 Эффектов: 0

Детство писателя. …Казань - любимейший из моих «университетов». «Хождение по Руси» - 1888г. Личная жизнь. В «Самарской газете» печатается под псевдонимом Иегудиил Хламида. Эстетическая декларация писателя. Пламень сердца. Я смотрел и думал: «Так и все мы…Хоть бы разгореться ярче!». Человек…Вот правда! Совершенствоваться мы будем потом, когда сведем счеты. Горький после ареста уезжает за границу: Живет в Америке, Италии. Роман «Мать» « Мировой процесс, как шествие детей к правде». Писатель убежден, что Россия еще не готова к решительным социальным преобразованиям. В1921году писатель вынужден уехать на лечение за рубеж. - Горький писатель.ppt

Максим Горький биография

Слайдов: 19 Слов: 857 Звуков: 1 Эффектов: 36

Но надежды не оправдались. С 1893 года рассказы Горького печатаются в поволжских и петербургских газетах и журналах. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". Где родился М. Горький? Чем увенчалась поездка в Москву для поступления в университет? В организации каких кружков участвовал М. Горький? - Горький биография.ppt

Жизнь и творчество Горького

Слайдов: 32 Слов: 1989 Звуков: 1 Эффектов: 62

Реферат на тему Раннее Творчество Максима Горького. Цикл Рассказов о босяках Горький о действенной роли искусства в обычной жизни. Писатель и Время Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Только удавиться, коли поумнеет немного». Иногда Горький использует другой художественный прием. Лучше смерть, чем рабство, утверждают романтические герои Горького. Пусть сильнее грянет буря! Огромный резонанс в обществе получила «Песня о Буревестни­ке» (1901). В преддверии первой русской революции Горький создал свое программное произведение «Человек». «Бродяжничество, нищенство и босячество приняло по всей стране самые неприкрытые формы. - Горький жизнь.ppt

Жизнь Горького

Слайдов: 14 Слов: 1532 Звуков: 1 Эффектов: 36

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. В 1887 году пытался покончить с собой. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет?». Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве. - Жизнь Горького.pptx

Жизнь Максима Горького

Слайдов: 16 Слов: 827 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнь и творчество. 1868, 16 (28) марта - A. M. Горький (Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Детство. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян. 1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Портрет работы Л. О. Пастернака, 1906 г. Начало… Л.Н. Толстой и М. Горький. Ялта, 1900 год. Ялта, 1902 г. А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин. 1901 г. А.М. Горький и Ф.И.Шаляпин на даче на Моховых горах. 1903 г. Рисунок художника С.Бродского. Куоккала, фото 1906 г. [. За границей. Фёдор Шаляпин, Герберт Уэллс и Максим Горький. А.Богданов, М.Горький, В.Ленин. - Жизнь Максима Горького.ppt

Жизненный путь Горького

Слайдов: 15 Слов: 213 Звуков: 0 Эффектов: 12

«Всем хорошим во мне я обязан книгам…». Вспомним произведения М.Горького. Будем учиться осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. Заведение Творение Босяк Псевдоним. Заведение. Владелец красильного заведения. Дед был владельцем красильного заведения. План пересказа. 2. «В людях». 3. Правда жизни. Вспомнили произведения М.Горького. Учились осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. - Жизненный путь Горького.ppt

Горький и революция

Слайдов: 14 Слов: 231 Звуков: 0 Эффектов: 0

Путь Горького как человека и писателя до и после революции сложен. «Где – правда? Работы нет, силы нет! Дай вздохнуть… вздохнуть дай! За что мне – правду? М.Горький м А.И.Ленин на Втором конгрессе Коминтерна, 1920г. Председатель и основной докладчик – Максим Горький. - Горький и революция.ppt

Уроки по творчеству Горького

Слайдов: 11 Слов: 525 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Знаете ли вы творчество М. Горького?». Цель урока: Проверка читательской наблюдательности. Превосходная должность – быть на Земле человеком! Когда и где родился м. Горький? Как звали деда м. Горького? Знаешь ли ты произведения горького? Хронологический раунд. I.Разные версии о гибели сына и смерти м.Горького. Не пора ли нам «сбросить с парохода современности» м горького? Обоснуйте свою точку зрения. Поиски правды и смысла жизни в произведениях м. Горького. Написать письмо максиму горькому. - Творчество Горького.ppt

Данко Горький

Слайдов: 8 Слов: 297 Звуков: 0 Эффектов: 0

По рассказу А. М. Горького “Старуха Изергиль». Методические цели. Связь легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее. Каково отношение Данко к людям? Каковы явные и скрытые мотивы поведения Данко? Связь легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее (презентация). Сравнительный анализ текста (презентация). Этапы и сроки проведения проекта: - Данко Горький.ppt

Легенда о Данко

Слайдов: 6 Слов: 176 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок литературы в восьмом классе. В жизни всегда есть место подвигам. Охарактеризуйте внешность старухи Изергиль. Ответы на вопросы. Вступление завязка кульминация развязка заключение. Гипербола сравнение повтор олицетворение эпитет метафора. - Легенда о Данко.ppt

Урок Легенда о Данко

Слайдов: 12 Слов: 137 Звуков: 0 Эффектов: 25

Легенда о Данко. (По рассказу «Старуха Изергиль».). «Песня о Соколе». 1895 год. Безумство храбрых - вот мудрость жизни!». Нужны подвиги, подвиги! Средства художественной выразительности: Герои живут среди нас. - Урок Легенда о Данко.ppt

Горький Детство

Слайдов: 10 Слов: 283 Звуков: 0 Эффектов: 21

Задачи проекта. Проблемный вопрос. «Какой великий праздник- хорошая правильная книга» (М.Горький). Теория литературы. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968 Художник Б.А.Дехтерев. Набор открыток. - Горький Детство.ppt

Повесть Детство Горький

Слайдов: 13 Слов: 295 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть «Детство». М.Горький. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки? Дни нездоровья. Танец бабушки-рас-сказ о себе,о радос-ти и горести,о любви к людям,стойкости и оптимизме. Разорение и нищета. Какой запомнилась вам бабушка Алёши? - Повесть Детство.ppt

М.Горький детство

Слайдов: 8 Слов: 636 Звуков: 1 Эффектов: 25

Биография Горького. Родился 16 марта (по старому стилю - 28 марта) 1868 в Нижнем Новгороде. Ранний Горький. Повесть «Детство». В 1912 - 1913 годах повесть “Детство” писал на итальянском острове Капри. Процесс работы. Архив А.М.Горького). Веровал, что действительно: «учение и труд все перетрут» (Архив А.М.Горького). - М.Горький детство.pptx

Горький повесть Детство

Слайдов: 12 Слов: 227 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть «Детство». “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Валентин Распутин: Как вы понимаете слово Детство? Какие моменты повести отражает титульный лист? Викторина: - Горький повесть Детство.pptx

Горький Макар Чудра

Слайдов: 18 Слов: 471 Звуков: 0 Эффектов: 0

Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа. У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце... Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!». - Горький Макар Чудра.ppt

Пьеса На дне

Слайдов: 8 Слов: 406 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Когда некуда больше идти». Понять причины «падения» людей. Пьесе Максима Горького «На дне» в 2002 году исполнилось 100 лет. Дно в пьесе многозначно и символично. Здесь и господ нету… все слиняло, один голый человек остался». - Пьеса На дне.ppt

Горький На дне

Слайдов: 7 Слов: 92 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сцена из спектакля по пьесе М. Горького "На дне". Московский Художественный театр. Дореволюционная открытка. Роль - Настя. Режиссер -В.Б.Шабалина Партнеры по сцене - Е.Лебедев, К.Лавров, О.Басилашвили,С.Крючкова. - Горький На дне.ppt

Горький На дне урок

Слайдов: 9 Слов: 992 Звуков: 0 Эффектов: 0

Человек - вот правда! Работа над содержанием пьесы. 7. Викторина. Кому из героев принадлежат слова? 9. Итог к уроку. 10. Работа с афишей пьесы. Васька Пепел, 28 лет Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Барон, 33 года. Лука, странник, 60 лет. Кривой Зоб, Татарин – крючники. Вопросы к афише. Почему по -разному представлены Костылев и Клещ? Какова предыстория каждого из персонажей? Какие причины приводят людей «на дно?» О чем говорят ночлежники? Кто же действительно спорит с Лукой? В чем же спасение людей, упавших на дно? Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы? - Горький На дне урок.ppt

Пьеса Горького На дне

Слайдов: 9 Слов: 58 Звуков: 0 Эффектов: 0

М. Горький. П. Корин. Москвин И.М. в роли Луки («На дне», М. Горький). Сцена из спектакля по пьесе М. Горького "На дне". Московский Художественный театр. Роль - Настя. - Пьеса Горького На дне.ppt

Старуха Изергиль Горький

Слайдов: 12 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 0

Романтические произведения М. Горького. Из письма М.Горького к А.П. Чехову: Легенда о Ларре. Жизнь Изергиль. Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? Легенда о Данко. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. Ценности М. Горького. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. Прочитать рассказы «Скуки ради», «В степи», «Бывшие люди». - Старуха Изергиль.ppt

Горький Челкаш

Слайдов: 14 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 53

Антитеза. Гаврила. Вывод: Челкаш о Гавриле. Чьи слова бьют точно в цель? Разорванная рубаха да грязные штаны Свободен. Становится очевидным заданное автором противопоставление. Кто же из двоих страшнее? Определите функции пейзажа. О двух несчастных. На чьей стороне автор? -

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Дата проведения: 28.02.2014.

Тема урока: Алексей Максимович Пешков. Автобиографическая повесть «Детство». Тип урока: урок изучения нового материала. Класс: 7

Цели:

Образовательные – отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающие – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.

Оборудование урока : фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.

Литература:

    М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968

    Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»

    Словарь литературоведческих терминов

    Учебник литературы. 7 класс

    «Литература в школе»

План урока:

    Организационный момент

    Слово учителя

    Теория литературы

    Анализ текста

    Домашнее задание

    Выставление и комментирование оценок.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.

    Слово учителя.

Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассников – можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.

Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») « Все мы родом из детства».

Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?

Ученик: Каждый из нас проходит этот период.

Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.

Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.

Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью: Детство – это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.

А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.

Для многих людей детство – это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.

А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?

Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».

Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?

Ученик: И.А.Бунин «Цифры», В.Распутин «Уроки французского».

Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»

Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.

Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?

Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.

Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.

Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.

Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.

16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.

24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».

Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».

И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?

Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.

Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής - «ложный» и греч. όνομα - «имя») - имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).

Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе - Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.

На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.

Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,- 18 июня 1936, Горки, Московская область) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».

М.Горький – писатель горькой участи обездоленных (Босяков).

Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».

    Теория литературы

Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?

Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.

Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.

Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты»). Трило́гия - совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.

    Анализ текста

Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?

Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).

Учитель: Кто находится рядом с главным героем?

Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.

Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?

Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.

Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?

Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.

Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.

Давайте запишем имена главных героев:

Варвара Васильевна Пешкова – мать.

Максим Савватеевич Пешков – отец.

Акулина Ивановна Каширина – бабушка.

Василий Васильевич Каширин – дедушка.

Вопросы в книге по тексту. Вывод.

Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.

      Выставление и комментирование оценок.

    Максим Горький

    Скробот С.В.

    МОУ-СОШ № 184 «Новая школа»


    Горький Алексей Максимович 1868 - 1936

    С момента утверждения писательской славы Горького… его любили или ненавидели. Равнодушного отношения к нему не было. Л.Н.Сейфуллина. Человек . 1969.












    Основные события жизни

    «Детство»

    Смерть отца, семья Кашириных, Цыганок, смерть матери

    «В людях»

    «Мои университеты»

    Творчество


    Этапы творчества

    Назовите произведения, соответствующие данным этапам творчества:

    • 1892-1900 – раннее творчество;
    • 1900-1905 – драматургия;
    • 1905-1917 – соцреализм, романтизм, реализм;
    • 1917-1936 литературные портреты, романы, статьи.

    • Революционно-романтические произведения («Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике»).
    • Особенности раннего реализма («Коновалов», «Челкаш»).

    «Макар Чудра»

    1. Какова система рассказчиков в произведении? Почему автор обращается к этому приему?

    2. Прокомментируйте иллюстрации с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен).

    3. Как соотносится финал произведения с идеей рассказа?


    • Что такое рамка обрамления?
    • Каковы особенности композиции рассказа?
    • Прокомментируйте иллюстрации к произведению с точки зрения сюжета (какой эпизод изображен) и композиции (антитеза как один из основных приемов композиции).
    • Какой бы Вы изобразили старухи Изергиль?

    • Легенда
    • Рассказ в рассказе
    • Песня
    • Система рассказчиков
    • Сюжет
    • Композиция
    • Романтизм
    • Двоемирие

    • «Пусть сильнее грянет буря».
    • «Красивые всегда смелые».
    • «Безумству храбрых поем мы славу».
    • «В жизни всегда есть место подвигу».
    • «Какое ему дело до греков, когда он поляк».
    • «Рожденный ползать летать не может».

    «Челкаш»

    1. Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

    2. Что общего на обоих изображениях и почему?

    3. Как Вы объясните понятие «босяк»?



    • Фотографии, иллюстрации, репродукции (сканирование //журнал «Литература в школе»)
    • Скробот С.В. Рабочая тетрадь по литературе. 11 класс.2005.

    Б.А. Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

    О бабушкином, дедушкином, зверином и о том, кого из писателей получается вообразить ребенком

    21 марта 2017 Игорь Зотов

    Не верится, что вы тоже были маленьким, такой вы — странный. Как будто и родились взрослым. В мыслях у вас много детского, незрелого, а — знаете вы о жизни довольно много; больше не надо, - говорил Толстой Горькому во время одной из их встреч в Крыму в 1901 году.

    Будущему буревестнику революции было тогда за тридцать, Повесть "Детство" своего великого собеседника он, разумеется, уже читал, а вот своего личного "Детства" еще не написал. Горький начнет его в Италии уже всемирно знаменитым 45-летним писателем. И нет сомнений, что то был, пусть и запоздалый, но ответ Толстому - настолько непохожи две эти повести.

    На эту книгу мы наткнулись случайно - в нижегородском музее Горького "Домик Каширина", в котором и начинаются описанные в повести события. Там все осталось по-прежнему, как и полтора века назад, да и пейзаж вокруг дома мало в чем изменился: неприютные и пыльные улицы и дворы. Разве что торчат кое-где современные дома да машины снуют. Тот же у забора желтый дубовый крест, который насмерть придавил самого первого приятеля маленького Алеши Пешкова - Цыганка. Конюшня, понятно, пустует, а в соседнем, тоже музейном дворе памятник юному Горькому, вдохновенному, "со взором горящим". Представить себе подобный в Ясной Поляне невозможно. Да и вообще, отчего-то сложно вообразить маленьким именно Толстого, а не Горького.


    Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1948

    Значит ли это, что Лев Николаевич ошибался в своей оценке Горького? Отнюдь.

    Слава Толстого-писателя началась именно с "Детства", которое он написал молодым - чуть за двадцать - человеком. Не то чтобы его воспоминания о детских годах были свежее горьковских, нет. Дело в другом: "Детство" Толстого - повесть о том, как человек становится человеком, расписанная если не по дням, то по многим этапам этого сложного процесса. Толстого интересует прежде всего внутреннее состояние души, ее диалектика. У Горького все совершенно иначе. Его повесть - это предельно реалистичное описание быта одной нижегородской семьи, быта, по жестокой оценке самого автора, "звериного", быта, которым, по его мнению, живет вся Россия.

    Толстой ловит и воспроизводит малейшие шевеления души, мельчайшие свои и чужие поступки. Именно в его "Детстве" появился тот самый поток сознания, на котором построен эпохальный "Улисс" Джеймса Джойса. Горький же сознательно ничего этого не отлавливает, ему события детской жизни интересны в качестве кусочков колоссальной мозаики под названием "русская жизнь".

    Толстой подметив "звериность" в себе самом, всю оставшуюся жизнь будет изживать ее изматывающим самосовершенствованием. Горький предпочтет другой путь: исправление самой жизни, а, следовательно, и жизни других людей. И если Толстой упорно будет держаться своего пути, то Горький будет метаться от крайности к крайности, от Данко к Луке, от богоискательства к оправданию ГУЛАГА и газетному воплю если враг не сдается, его уничтожают ... Других - слишком много, да и хотят они слишком разного.


    Савелий Сорин. Портрет М.Горького, 1902. США Сан-Франциско Fine Arts Museum

    Я не смог отказать себе в удовольствии купить эту книжку, настолько она показалась стильной - вышло это издание "Детства" еще в 1948 году в Детгизе с иллюстрациями Бориса Дехтерева, а в 1998 году к 130-летию Горького в Нижнем ее переиздали. Тем же вечером в гостинце я начал ее читать, покуда не потускнели еще картины домика Каширина и всего города.

    Тем же вечером я нашел для себя одно из объяснений горьковской раздвоенности. Разумеется, истоки всего в детстве. У Горького, пусть и описавшего его четыре десятилетия спустя, можно услышать множество отголосков детских впечатлений. Через всю книгу проходят признания мальчика в любви к бабушке, а равно настороженно-любопытное отношение к дедушке, который воспитывал по-звериному - бил смертным боем. Несколько раз Горький прибегает к прямому сравнению своих родственников, а самое любопытное из них это:

    Я очень рано понял, что у деда — один бог, а у бабушки — другой. [ …]

    Выпрямив сутулую спину, вскинув голову, ласково глядя на круглое лицо Казанской божией матери, она (бабушка - И.З .) широко, истово крестилась и шумно, горячо шептала:

    — Богородица преславная, подай милости твоея на грядущий день, матушка!

    Кланялась до земли, разгибала спину медленно и снова шептала все горячей и умиленнее:

    — Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..

    Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием.

    — Сердечушко мое чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое, мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!

    С улыбкой в темных глазах и как будто помолодевшая, она снова крестилась медленными движениями тяжелой руки.

    — Исусе Христе, сыне божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери твоея ради...

    Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.

    Борис Дехтерев. Иллюстрация к повести М. Горького "Детство". 1956. Картинная галерея, Красноармейск

    А вот и дедушкин Бог:

    Дед, поучая меня, тоже говорил, что бог — существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.

    Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку за жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам. Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела, как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:

    — «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

    Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, — даже мухи жужжат осторожнее.

    Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.

    — «Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся...»


    Рассказывая мне о необоримой силе божией, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди и — потоплены, еще согрешили и — сожжены, разрушены города их; вот бог наказал людей голодом и мором, и всегда он — меч над землею, бич грешникам.

    — Всяк, нарушающий непослушанием законы божии, наказан будет горем и погибелью! — постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.

    Мне было трудно поверить в жестокость бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не пред богом, а пред ним.

    Разве не напоминает это "несдающегося врага"? Слишком рано и сразу с головой погрузился Алеша Пешков в звериный русский быт, но противоядие, которое выработалось в душе у ребенка, иной раз оборачивалось у взрослого Горького врожденной, вероятно, бабушкиной жалостливостью, но часто и благоприобретенной дедушкиной жестокостью. Сам он называл себя человеком неверующим. Оба эти и многие другие качества Горький, очень большой художник, сумел воплотить на бумаге одинаково убедительно.

    Кукрыниксы. М. Горький. Шарж. 1932

    Повесть я дочитал, уже вернувшись в Москву. Она многое добавила впечатлениям от путешествия в Нижний, сделало их объемными, что ли, помогла сравнить две эпохи. Звериность жизни ведь никуда не делась, просто приняла за эти полтора века иные обличья. Потребность человека в изживании собственной "звериности" - тоже. Ощущение от повести получилось, кажется, сильнее, чем в школьные годы. Но все же ощущение это скорее этнографическое, в отличие от толстовского, психологического. Споря с Толстым, Горький в одной из статей проницательно отмечал:

    Оригинальнейшая черта русского человека, - в каждый данный момент он искренен. Именно эта оригинальность и является, как я думаю, источником моральной сумятицы, среди которой мы привыкли жить. Вы посмотрите: ведь, нигде не занимаются так много и упорно вопросами и спорами, заботами о личном "самосовершенствовании", как занимаются этим, очевидно бесплодным, делом у нас.

    Мне всегда казалось, что именно этот род занятий создает особенно густую и удушливую атмосферу лицемерия, лжи, ханжества. Особенно тяжелой и подавляющей эта атмосфера была в кружках "толстовцев", людей, которые чрезвычайно яростно занимались "самоугрызением" .

    Очерк "Лев Толстой", написанный десять лет спустя после смерти Льва Николаевича, Горький вдруг завершил неожиданным признанием:

    А я, не верующий в бога, смотрю на него почему-то очень осторожно, немножко боязливо, смотрю и думаю: "Этот человек — богоподобен!"

    Л.Толстой: “Счастливая, счастливая,
    невозвратимая пора детства! Как не
    любить, не лелеять воспоминания о
    ней? Воспоминания эти освежают,
    возвышают мою душу и служат для
    меня источником лучших наслаждений”.
    Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего
    выше, и сильнее, и здоровее, и
    полезнее впредь для жизни, как
    хорошее какое-нибудь воспоминание,
    вынесенное из детства, из
    родительского дома”.

    «Детство»

    «Детство»

    Главная тема повести говорит о
    том, что в недрах старого,
    отмирающего мира зарождается
    новое, светлое,
    жизнеутверждающее начало, и это
    новое прекрасно.

    1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с
    семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом
    деда).
    2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи
    Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного
    племени».
    3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления
    Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.
    4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных
    (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с
    «улицей»…
    8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом.

    Иллюстрация “Дед порет
    Алёшу”
    В центре – на скамейке
    распластанная, почти
    безжизненная фигурка
    мальчика, а над ним
    неумолимо занесённая рука
    деда с розгой, удар розги
    неотвратим, слева –
    окаменевшая от ужаса и
    страха мать Алёши. И
    никаких деталей. Светлый
    рисунок обнажает страшную
    действительность дома
    Кашириных.

    «Детство» Максима Горького –
    автобиографическая повесть. В ней
    описываются быт и жестокие нравы
    мещанской среды, в которой вынужден расти
    мальчик-полусирота. В своем детстве Алеша
    сталкивается со многими людьми, и
    хорошими, и плохими. Но есть среди них
    человек, которому принадлежит особая роль.
    Это бабушка Акулина Ивановна. Бабушка
    всегда остается в центре его внимания,
    являясь посредником между мальчиком и
    большим миром, от нее Алеша получает
    самые ценные жизненные уроки.

    Бабушка – «круглая, большеголовая, с
    огромными глазами и смешным рыхлым
    носом…». В ее облике Алешу особенно
    притягивают глаза и улыбка. Через глаза
    бабушка «светилась изнутри… неугасимым,
    веселым и теплым светом». А когда она
    улыбалась, этот свет становился невыразимо
    приятным. От других людей бабушку
    отличала и манера разговаривать. «Она
    говорила ласково, весело, складно… как-то
    особенно выпевая слова».

    Алешина бабушка – необычный, одаренный
    человек. Большое влияние на формирование
    характера мальчика оказали ее сказки и
    истории из жизни, «тоже подобные сказке».
    «Сказки она сказывает тихо,
    таинственно…слушать ее невыразимо
    приятно…, а про деловую жизнь семьи…она
    говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то
    издали». Эти рассказы помогают Алеше не
    привыкнуть к серой будничной жизни, которая
    его окружает, и пробуждают в нем
    уверенность, что можно жить по-другому.

    Яркий характер бабушки проявляется и в том,
    как она танцует. «Бабушка не плясала, а
    словно рассказывала что-то». Для нее танец
    не просто движение тела, а наполненное
    внутренним смыслом действие. Этот танец
    интересен всем.
    Еще Акулина Ивановна искусная
    кружевница. Плести кружева она научилась в
    детстве, чтобы помочь матери зарабатывать
    на жизнь. Слава о ней пошла по всему городу,
    и к Акулине стали обращаться все, кому
    требовалась «хорошая работа». Это искусство
    пригодилось бабушке в дальнейшем, когда
    дед отказался ее «кормить».

    Бабушка – самый добрый человек среди
    Кашириных. Ее отличает бескорыстная
    любовь к миру, жалость к людям,
    чуткость к чужой обиде и боли. Она всем
    старается помочь, поддержать,
    ухаживает за больными, лечит детей,
    разбирает семейные споры и ссоры.
    Точную характеристику ей дает мастер
    Григорий: «Она вроде святой, хоть и
    вино пьет, табак нюхает. Блаженная как
    бы».

    Детская комната