Апофеоз войны где находится сейчас. Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны: Описание произведения

Аналитика работ, где в том или ином виде встречается череп.

Череп в живописи

Человеческий череп является предметом описания во многих картинах, и, зачастую, олицетворяет смерть и разруху. Говоря об этих костях, невозможно пройти мимо аллегоричных натюрмортов .

Однако, не все живописцы используют кость в написании «ванитас». Например Винсен ван дер Винне доносит аллегорический смысл в одной из своих работ, изображая клинок, стеклянный шар, старые книги и другие «типичные» элементы.

Череп как символ беды

Известный модернист, Густав Климт, в своем творчестве неоднократно использовал череп. В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.

Надежда II

В качестве атрибута Смерти (головы) череп выступает на ряде картин разных жанров, в том числе и у Климта . В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».

Василий Верещагин изображает пирамиду из черепов людей, ставших жертвами военных действий. Пирамиды построены на манер тех, какие приказывал возводить полководец и завоеватель Тамерлан. Несмотря на преобладание светлых красок, атмосфера картины гнетущая и печальная.

Апофеоз войны

Заключение

Картины, на которых присутствует человеческий череп, независимо от жанра и даты написания, в большинстве своем выражают упаднические настроения, грустные мотивы, служа атрибутом опасности или символом поражения.

Всадник по имени Смерть

Самсон утоляет жажду

Использование черепа говорит о том, что в работе затрагивается смерть и сопряженные темы.

Черепа в картинах обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

(1842-1904) - великий русский художник. Наиболее известен, как художник-баталист. За свою жизнь написал немало настоящих шедевров живописи, среди которых: Наполеон в России, Нападают врасплох, В турецкой покойницкой, Ход в зиндан в Самарканде, Торжествуют, После неудачи, Двери Тимура и многие другие. Самой известной работой Верещагина, которую можно назвать "визитной карточкой" художника, является картина «Апофеоз войны».


Апофеоз войны

Картина «Апофеоз войны » написана в 1871 году, холст, масло, 127 × 197 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Изначальное название картины «Торжество Тамерлана ». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной версии, своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города. По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и изменах. Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести голову мужей-развратников, в итоге которых скопилось 7 пирамид. Вторая версия менее правдоподобная, так как она слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины. По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал о Валихан-торе из Кашгара, который складывал в огромную пирамиду головы казнённых людей. «Торжество Тамерлана» или «Апофеоз войны» входит в туркестанскую серию картин художника, которую он создал во время путешествия по Туркестану, где видел множество смертей и самых ужасных событий. Эти переживания сподвигли его на создание работы, которая в яркой символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе и разрушение.


На картине «Апофеоз войны» представлена пирамида, состоящая из черепов. Некоторые черепа имеют явные повреждения от сабель и пуль. Пирамида находится на безжизненных землях бескрайней пустыни, что ещё раз подчёркивает опустошительность войны. На фоне пирамиды стоит опустевший, полуразрушенный город. Вокруг стоят обугленные деревья. Здесь живут только вороны - символы смерти в искусстве.


Почему я вспомнил об этой картине?
Я нередко совершаю виртуальные путешествия. Сегодня забрел на Пресню. Побродил около Росгидромета, вспомнил свою работу в Госкомгидромете. Недалеко от здания Комитета стоял деревянный рубленный дом на каменном фундаменте. Кто-то сказал мне, что это дом художника Василия Верещагина. За глухим забором, заброшенный дом облюбовали бомжи. И вскоре дом сгорел. Сегодня нет глухого забора, убраны все головешки, но фундамент сохранился.


Фундамент дома в Нововаганьковском переулке


Чей он был? Мне трудно сказать. Ответа в инете я не нашел.
Но этот дом, судя по биографии художника, не был домом Василия Верещегина. Большой дом Верещагина находился в Больших Котлах. Василий Васильевич Верещагин на излучине Москвы-реки, в деревне Нижние Котлы купил в 1892 году участок, на котором по собственному проекту построил дом и мастерскую.


Усадьба Верещагина в Нижних Котлах


Строительство дома было связано с женитьбой в 1890 году на двадцатитрехлетней Лидии Васильевне Андреевской. Вскоре появились дети, а вместе с ними и семейное «гнездо». Верещагин стал владельцем просторного дома с огромной мастерской. Адрес звучал так: «Москва. За Серпуховской заставой. Деревня Нижние Котлы».
Погиб Верещагин в 1904 г. во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Тогда же погиб и адмирал Макаров.
Вдова Верещагина после гибели мужа продала дом и участок, новый владелец пустил его на слом.
Не исключено, что сгоревший дом на Пресне принадлежал кому-то из рода Верещагиных. [Позже выяснил, что дом принадлежал действительно Верещагину, но не имевшего родства с художником]
А еще картина напомнила мне войну в Сирии...

Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст – он собирался назвать ее «Торжество Тамерлана». Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды.

Склонный к сарказму, Верещагин нередко снабжал свои полотна посвящениями, названиями или аннотациями, которые нервировали записных патриотов сильнее, чем сами полотна. Можно предположить, что картина, живописующая последствия кровопролитного штурма Плевны , была бы встречена царской семьей куда более благосклонно, если бы художник не собирался назвать ее «Царскими именинами». А триптих, изображающий замерзающего часового, не вызвал бы столь бурной реакции, если бы Верещагин не дал ему едкое название «На Шипке все спокойно» .

«Апофеоз войны» не стал исключением: чтобы избежать недопонимания, художник сделал на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» .

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца , – писал об этой картине критик Владимир Стасов. – Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

И как художник, и как «судья человечества» Верещагин всегда стремился к объективности, всегда старался показать обе стороны медали. Если он писал картину с названием «После удачи» , то непременно уравновешивал ее полотном, которое называл «После неудачи» , если рисовал «Победителей» , то обязательно находил время для «Побежденных» . От большинства «военных» картин Верещагина «Апофеоз войны» отличается определенностью авторской позиции: тут нет ни другого дна, ни обратной стороны. Гора иссеченных саблями черепов, разверстые в немом крике мертвые рты, падальщики, пирующие посреди бесплодной пустыни, – вот суть всякой войны, ее подлинный облик и единственный итог.

Сегодня «Апофеоз войны» - объект многочисленных подражаний и пародий, визуальный мем, не знающий ни временных, ни географических границ. Родившиеся в СССР помнят его еще по школьным учебникам, те, кто помоложе сталкиваются с его отголосками, например в кинематографе – от «Терминатора» до недавнего «Выжившего ».

Впрочем, эффективность Василия Верещагина в качестве «судьи человечества» была понятна уже его современникам. Будучи в США по приглашению Чикагского института искусств, художник писал оттуда в письме: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно» . Едва ли Верещагин – первый в истории номинант на Нобелевскую премию мира – мог рассчитывать на лучший комплимент.

«Апофеоз войны» - не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» - картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.

По первой, женщины двух городов - Дамаска и Багдада - обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении.

И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники - воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма - Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

Никогда не был в фаворе у правителей. Оно и понятно: вместо того, чтобы изображать батальные сцены в дворцовом стиле, где полные энтузиазма солдаты в новеньких мундирах рвутся в бой, а щегольские генералы гарцуют на упитанных конях, он рисовал страдания, опустошение, раны и смерть. Будучи профеессиональным военным, художник оказался в 1867 году в Туркестане. Имперская Россия как раз вела там захват территорий и «умиротворяла» местные народы, так что Верещагин вдоволь насмотрелся на трупы. Его ответом на вооруженный конфликт как таковой стало полотно «Апофеоз войны».

Считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением восстания уйгуров на западе Китая. По другой версии, она была навеяна рассказами о том, как правитель Кашгара казнил людей тысячами и складывал их черепа в пирамиды. Среди них был и европейский путешественник, голова которого венчала вершину этого ужасного кургана. Поначалу картина «Апофеоз войны» называлась «Торжество Тамерлана», но круглые следы от пуль в черепах неминуемо отсылали наблюдательного зрителя в более поздние времена. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивала надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Апофеоз войны» произвел гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счел эту и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство, а один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

На картине «Апофеоз войны» изображен курган из на фоне выжженной дотла степи. Руины города на заднем плане и остовы сгоревших деревьев дополняют вид разрушения, запустения, гибели. Безоблачное, сверкающее голубизной небо только усугубляет гнетущее впечатление от полотна. Желтая колористика, в которой выполнено произведение, и черное вороньё, кружащее над грудой черепов, как будто заставляют нас почувствовать исходящий под палящим солнцем трупный запах. Картина потому и воспринимается как аллегория войны, всякой войны, вне времени и пространства.

Это не единственное полотно об ужасах военного времени, которое написал Верещагин. «Апофеоз войны» так можно назвать и его вторую картину, которая появилась несколько позже, когда художник совершил поездку в Индию. В то колонизаторы жестоко подавили восстание сипаев. Чтобы насмеяться над индуистскими верованиями о развеивании праха над священной они привязывали несколько восставших к пушкам и расстреливали их пороховыми зарядами. Полотно «Английская казнь в Индии» была продана в Нью-Йорке частному лицу на аукционе и с тех пор след ее пропал.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в Камбодже на практике воссоздали нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.



Особенности жизни